5 наиболее точное понятие социализация. Социализация: понятие, виды, этапы, цели, примеры. Осуществление процесса социализации

5 наиболее точное понятие социализация. Социализация: понятие, виды, этапы, цели, примеры. Осуществление процесса социализации

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

  1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Видео: Социализация личности

Социализация - процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. С самых первых мгновений своей жизни новорожденный испытывает нужды и потребности, которые в свою очередь влияют на поведение тех, кто должен о нем заботиться. Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребенка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание, и кто таким образом приобретает новый опыт. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.

Боулби утверждал что для развития в младенчестве самое важное - это материнская любовь, однако решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важное значение имеет чувство безопасности , обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Т.о. мы можем сделать вывод, что соц. развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте . Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируются.

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему(конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой(девиант). Гармонизация человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации. Поэтому "воспитание" начинает принимать иной смысл: не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

Теории социализации детей.

Фрейд : Человеч. поведением управляет бессознательное, кот. Формируется в детстве. Ребенок нуждается в телесном контакте с мамой – эротич. аспект. Время для социализации – 4-5 лет – период выхода из Эдиповой стадии (уходит из под юбки мамы).

Дж.Мид : Социализация может быть успешна до 15-16 лет. Основное - имитация окружающих через игру. 4-5 лет - принятие роли другого (водит машину – водитель, куличи - повар). Эволюция от “I” до “Me”. I – комочек желаний, которые он не может контролировать, не социализирован. Me – когда ребенок может видеть себя глазами окружающих. В 4-5 способности к самосознанию. 8-9 - ребенок усваивает понятие «обобщенный другой».

Основные теории развития детей.

Социализация – это очень сложный процесс становления и развития личности. Подразумевает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для развития и функционирования в рамках того или иного общества.

Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную. Ученые ставят некую границу говоря, что если до 4-5 лет процесс социализации был упущен, то после этого возраста многое уже не восполнить.

I. Теория Зигмунда Фрейда. В первые годы жизни человеку закладывается его подсознательное. Ребенок – существо с потребностями, обладает энергией, но управлять ею не умеет. Потребности его удовлетворяются, но не сразу, что для него очень болезненно. В детстве особенно зависим от матери (до 4лет). А дальше уже автономен.

II. Теория Джорджа Герберта Мида. Также выделял возраст до 4-х лет – социализация и развитие ребенка особенно важны, но не считал, подобно Фрейду, этот процесс столь напряженным. Особую роль в развитии ребенка отводил игре, в процессе которой ребенок играл соц. роль учителя, доктора, мамы (игра «дочки и матери»), т.к. склонен подражать.

Мид различает два аспекта формирования личности:

1. Я (I) - это комок личных желаний.
2. Мне (Me) – это более социализированная личность (более подросший ребенок).

III. Подход Жана Пиаже – швейцарский врач, детский психиатр. Выделял несколько ступеней: 1.сенсомоторная (рождение-2годика) – окружающий мир осваивается за счет прикосновений, физических манипуляций.

2. дооперациональная стадия когнитивного познания (2-7лет) – главное: развитие речи ребенка. Речь немного эгоцентрична, хочет, чтобы к нему прислушивались.
3. стадия конкретных операций (7-11лет) например, могут запоминать стихи.
4. стадия формальных операций (11-15лет) ребенок видит решение возникших проблем.

Агенты (институты) социализации детей:

2. в традиционной культуре – религия.

3. окружение сверстников;

4. школа, институты образования;

5. СМИ в современном обществе.

Институты социализации.

Под институтами социализации мы понимаем группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации . Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других институтов социализации.

- Семья . И это в первую очередь отношения с матерью с младенческого возраста.

В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился индивид, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Район проживания и принадлежность семьи к определенному классу довольно жестко определяют характер социализации индивида. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения.

- Школа . Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения. От детей ожидается определенный метод поведения и дисциплины. Они вынуждены принимать требования учителей и реагировать на них. Все это влияет на выбор работы после окончания школы. Группы сверстников часто формируются в школе, и система распределения по классам в зависимости от возраста усиливает их влияние. Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят.

- СМИ .Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена они предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение СМИ в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями. Не подлежит сомнению, что СМИ оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом.

- Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации. Однако в традиционных обществах “Работа” не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало “хождения на работу” подразумевает гораздо большие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью ее влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Социологические исследования школьного образования.

Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

Концепции школьного образования:

1. Исследования Дж.Коилмана – привлек около 1 млн участников – хотел ответить на вопрос – почему одни успешны, а другие нет в учебе? – зависит от ценностей в семье: выходцы из Азии – лучше в технич. дисциплинах; в белых семьях – ценности лидерства, важна популярность среди сверстников – для девушек, для парней – в спорте; для афроамериканцев: ценности субкультуры бедности, направлены на поддержание статуса кво, того что есть.

2. Социолог Вейзел Бернстайн : Успехи детей зависят от языкового кода, кот. усваив. в школе. Сущ ограничения – много недоговоренностей в предположении о том, что другой понимает.

3.Иван Иллич . – в каждой школе сущ. своя скрытая программа. Учителя преподают, ученики – не критикуют – пассивное потребление. (уважение к власти и т.п.)


23. Понятие ресоциализации.

В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию , т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих . Одна из таких ситуаций - пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.

Поведение в концентрационном лагере:

Психологу Бруно Беттельгейму принадлежит знаменитое описание ресоциализации людей, помещенных нацистами в конце 1930-х и в 1940-х годах в концентрационные лагеря Германии.Согласно Беттельгейму, все заключенные подверглись личностным изменениям, которые следовали в определенном порядке,первым из которых был шок. Большинство новых узников пыталось противостоять влиянию лагерных условий, стремясь действовать в соответствии с опытом и ценностями предыдущей жизни; но это оказывалось невозможным. Страх, лишения и неопределенность вызывали распад личности узника. Некоторые узники превращались в то, что остальные называли “ходячие трупы”, людей, лишенных воли, инициативы и какого-либо интереса к своей собственной судьбе. Такие мужчины и женщины вскоре умирали. Поведение других становились похожими на поведение детей, они теряли ощущение времени и способность “думать вперед”. Большинство из тех, кто пробыл в лагерях больше года вели себя совершенно иначе. Старые узники пережили процесс ресоциализации, в течение которого они справились со зверствами лагерного существования. Часто они не могли вспомнить имена, места и события их предыдущей жизни. Они подражали поведению охраны, иногда использовали обрывки одежды для имитации их униформы.

Сходные реакции и изменения личности наблюдаются в других критических ситуациях. Например, у индивидов, подвергаемых усиленному допросу или “промыванию мозгов”. На начальных стадиях допроса человек пытается сопротивляться оказываемому давлению. Затем наступает стадия регрессии до детского уровня. Ресоциализация начинается в тот момент, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на основе персоны, олицетворяющей власть - допрашивающего. По-видимому, в критических ситуациях процесс социализации “обращается вспять”.

1. начальный этап. Шок и полное отторжение. Старается поддерживать ранее усвоенные нормы поведения. Ведет себя будто в жизни ничего не изменилось, и скоро все вернется. Противостоит новым условиям.

2. шок сменяется страхом. Распад личности. Многие люди лишаются воли, способности думать вперед. Психика становится очень неустойчивой, теряют контроль над собой – “ходячие трупы”.

3. Полная смена идентичности человека. Начинает в мышлении повторять действия тех, кого ненавидит – лагерной охраны.


Социализация взрослых.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для функционирования в рамках того или иного общества. Это процесс становления личности.

Исследователи, специализирующиеся на изучении процесса социализации, прежде всего выделяют детскую социализацию, как самую важную.

У взрослых людей социализация является ответом:

I. прежде всего, накризис , произошедший в их жизни (развод, переезд в другую страну и т.д.). И у всех взрослых в жизни случается кризис среднего возраста.

А) у мужчин в 40-50лет: по причине того, что примерно к этому возрасту они достигают в своей жизни по сути всего ранее желаемого (семья, карьера, соц. статус, обустроенный дом, престижное авто) =>чувствует, что изжил себя. Поэтому, чтобы «омолодиться» заводит новую семью, меняет род своей деятельности, в т.ч. профессиональной => процесс социализации в новом русле.

Б) у женщин 35-45лет: дети выросли, имеют свои семьи, а их «гнездо опустело» => чувствуют себя ненужными. Далее по схеме.

II. Социализация как постоянный рост. Может быть в результате:

1. начала взрослого периода:

а) интимность (активный процесс ухаживания, выход замуж);

б) одиночество (отсутствие этого => меняют ч/л в своей жизни => социализация);

2. среднего возраста:

а) - творческая деятельность, активность;

Профессиональное становление, рост, карьера, самоусовершенствование;

Родительство;

б) отсутствие всего этого, застой.

Старость.

а) умиротворение (доволен как сложилась его жизнь, удовлетворенность всем);
б) отчаяние (паника, страх, горечь упущенного).
Таким образом, процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека и заканчивается лишь со смертью.

Инкультурация: А.Кардинер.

Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.

Первым теорию этнопсихологического характера попытался {формулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891- 1981). Оп предложил свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре. В двух его трудах, «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, которые легли в основу этнопсихологической школы. Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней жизни. Это происходит под действием внешней среды и, прежде всего, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают свой отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4-5 лет жизни человека, после чего она остается практически неизменной, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения опять формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.

Так как в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но отличаются от других народов, то любой народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме базовой, или основной, личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова основная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, детской психологии, что составляет главную заслугу этнопсихологической школы.

Таким образом, по Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и позволяют достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, основная личность представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.

модель взаимосвязи практики детского воспитания той или иной культуры. Формируется через конкретные способы ухода за младенцами. Впечатления раннего детства - отпечаток на личность на всю жизнь. Сильные различия ухода за детьми в различных культурах. Базовая личность - в каждой культуре свой доминирующий тип личности. В современных обществах человек сам может формировать свой жизненный стиль (пеленание детей: раньше – сейчас нет).


Инкультурация: Р.Бенедикт.

Инкультурация

(Рут Бенедикт: «Хризантема и меч», описывает японский национальный характер. Сравнила процесс инкультурации в США и Японии. Метод дистанционного изучения культур. дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. Культура стыда и культура вины. У вост.ч-ка нет личного ч-ва вины – только если будет обнаружен членами своей группы, не потерять свое лицо пред другими.)

«Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), «Модели культуры» (1934). Главный постулат ее концепции - каждый народ имеет специфическую «базовую структуру характера», передающуюся из поколения в поколение и определяющую его историю . В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура отличается уникальной конфигурацией внутри культурных элементов, объединенных этосом культуры, который определяет не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют ее этосу.

Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом тине личности есть некая доминантная модель поведения, или определяющая психологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций :

- аполлонийский , отличающийся подчинением индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержанием от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всем: не приветствуется явное выражение гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма поведения устанавливается общественными структурами, а не индивидами. Поэтому эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя;

- дионисийский , представляющий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливаю^ щимся перед насильственным достижением целей;

- параноидальный , характеризующийся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.

Довольно скоро практические исследования показали несостоятельность основных положений этнопсихологической школы и поэтому в 1940-1950-х гг. ее установки несколько изменились. Доминирующей темой исследований стало изучение национального характера. предусматривающее анализ сообщества людей, объединенных общими социальными традициями и являющихся субъектами «нации».


Инкультурация: М.Мид.

Инкультурация – освоение норм, ценностей – всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе. Это одно из направлений антропологии.

Маргарет Мид: «Культура и мир детства». Полевые исследования на островах Тихого океана. Культура самца. Модель межпоколенной трансмиссии в культуре :

Наиболее видным представителем данного направления стала ученица Ф. Боаса Маргарет Мид (1901-1978). Ей принадлежит разработка метода исследования национального характера (национальной культуры) па основе изучения современных документов таким образом, словно изучается культура прошедших веков. По сути дела, это продолжение методического подхода Бенедикт, рассматривавшей каждую культуру как конфигурацию элементов, определяемую этосом культуры. Мид выделяеттри основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В соответствии с особенностями детства, Мид различает три типа культур: постфигуративный, конфигуративный. префигуративный.

Постфигуративный: дети учатся у своих предшественников. В традиц. обществах – прошлое взрослых = схема будущей жизни для их детей. Несколько поколений родственников под одной крышей.

Конфиругативная: поведение значимых современников - знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания – не прошлое, а настоящее. Старшее поколение – не столь значимо. Основные ценности – рациональность, равенство всех участников взаимодействия.

Префигуративная: появ. в сер. 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального воздействия. Ребенок - равноправный партнер по общению.

Мид не только создала учение о трех тинах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.

1. Понятие «Социализация».

«Социализация личности» - это одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие как:

"Социализация – это сложный многогранный процесс" по:

Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

Усвоению и дальнейшему развитии индивидом социально-культурного опыта;

Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.
Социализация – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Социализация-это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и

общения.
Социализация осуществляется в ходе направленного воздействия на человека как в системе воспитания, так и под влиянием круга других факторов: семейное, внесемейное общение, искусство, средство массовой информации и др.
Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Социальные психологи выделяют две основные стадии:

Первичную – характерную для раннего детства стадию приобщения индивида к обществу (установки, нормы);

Вторичную – стадию, на которой индивид играет активную роль в изменении своего окружения.
2. Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.

Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации ребенка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего - это семья, и когда новая информация вступает в противоречие с установками , полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора, благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу же за получением информации (словно «взрывная реакция»), и только потом прорабатываются второй, третий и четвертый этапы, в других же случаях, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других людей честь и достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности.
Из данного обстоятельства можно сделать следующий вывод. Социализация – как поэтапный процесс - протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – к самооценке. На определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
3. Функции социализации.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

Личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида , определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
4. Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное, является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
5. Стадии и формы социализации.

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т.д., то можно выделить шесть стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек - до мамы, папы, животных, растительного мира. Это - период становления и

функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой

приобретается опыт руководства над другими детьми, а также и опыт своего подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется

«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую

ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при

благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих

самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение, могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно. Все зависит от программы деятельности того или иного социального института.


6. Институты социализации.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый , сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.

К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.
Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует, что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения.
Задача общества - определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, "жесткой" и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации.

Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда ("улица"). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.


6. Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации.

На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Существует много различных определений социализации, отражающих различные стороны этого процесса. Так И. С. Кон определяет понятие социализации как “усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность”.(Кон, 1989). Более глубокое понимание социализации дает Л. С. Выготский “…в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, то есть происходит индивидуализация” (Выготский, 1984). Сложность использования этого определения в том, что не предложены измеряемые параметры степени индивидуализации.

Развернутое определение социализации приводит Л. Д. Столяренко (Столяренко, 1996): ”Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком определенного социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе (т.е. правила поведения, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться)”. К сожалению, это определение оперирует набором терминов: определенный социальный опыт, нормы и шаблоны поведения, ориентации, убеждения которые сложно представить в виде набора показателей, что необходимо для построения модели успешной социализации.

Г. М. Андреева (Андреева, 1993) конкретизирует это понятие как двусторонний процесс: ”Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду”. Нужно отметить, что в этом определении подчеркивается взаимодействие индивида и общества, то есть система общественных отношений.

Близкой к пониманию социализации Г. М. Андреевой является трактовка Л. Ф. Обуховой (Обухова, 1996), которая определяет социализацию как “…процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального “гуманоидного” состояния к жизни в качестве полноценного члена общества”.

Определения Г. М. Андреевой и Л. Ф. Обуховой согласуются с мнением Г. П. Щедровицкого, который считает, что в социальной системе, взятой как целое, основным процессом, определяющим характер всех ее структур, является воспроизводство (Г. П. Щедровицкий, 1993). Действительно, общество, не заботящееся о собственном воспроизводстве, не имеет будущего.

Следовательно, в качестве рабочего определения социализации можно выбрать следующее: Социализация, это процесс включения развивающегося индивида в совокупность общественных отношений, который является ключевым процессом воспроизводства. В обществах с медленно меняющейся системой общественных отношений (традиционных, постфигуративных) социализация задается традицией и сложившимися нормами, образцами поведения, которые не меняются за время жизни нескольких поколений.

В настоящее время, существенные изменения в общественных отношениях происходят за время жизни одного поколения, что делает использование неизменных образцов поведения, навыков и норм невозможным для успешной социализации. Успешным можно назвать такой результат социализации, когда индивид максимально полно соответствует требованиям общества, а общество в свою очередь удовлетворяет потребности индивида в соответствии с его системой ценностей.

Система общественных отношений, в которую встраивается индивид, представлена для него, как совокупность функциональных мест или ролей (семья, рабочий коллектив, общественный транспорт и т.д.). Успешная социализация предполагает соответствие индивида требованиям, которые предъявляют эти функциональные места, то есть социализация предполагает овладение целым набором компетентностей, понимаемых здесь именно как соответствие требованиям.

Фундаментом современной цивилизации являются и в обозримом будущем останутся высокие технологии. Поэтому большое значение имеет вклад в социализацию высшего образования, как завершающей стадии подготовки члена информационного общества. Успешность социализации зависит от того, насколько студенты понимают, какие компетентности им понадобятся в самостоятельной трудовой жизни, и от того, насколько ВУЗ может способствовать формированию этих компетентностей.


Структура процесса социализации и его возрастные стадии.

1. Понятие социализации в социальной психологии. Две стороны процесса социализации: формирование личности в процессе усвоения социального опыта и воспроизводство социальной системы.

3. Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

4. Факторы и агенты (институты) социализации.

5. Ресоциализация.

Понятие социализации.

Социализация - процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976). Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.

Термин «социализация не имеет однозначной дефиниции среди различных представителей психологической науки. В отечественной психологии употребляются еще два термина, синонимы слова «социализация»: это «развитие личности» и «воспитание».

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Социализация, это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Др Орвиль Г. Бриммладший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия меж­ду социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Н а основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Социализация предполагаетрасширение и умножение социальных связей личностью с миром в трех основных сферах– деятельность, общение и самосознание . Общей характеристикой этих трех сфер является то, что они способствуют расширить и умножить социальные связи индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности.

При этом происходят три важных процесса:

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

2. Центрирование на определенном виде деятельности, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение -Умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Расширение круга общения можно понимать как: постепенный выход ребенка за рамки семьи в широкий социум, начало общения с друзьями, приятелями, и способность к интимному общению (глубина общения), установлению психологической связи с партнером. + умение уединяться, быть наедине с собой.

Самосознание – развитие самосознания личности означает становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Важно определиться, что входит в «Я образ», какова его структура. Существует несколько разл. подходов. Один из них принадлежит Мерлину. Он выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

Осознание собственной тождественности (отличие себя от остального мира);

осознание себя как активного начала, субъекта деятельности;

Осознание собственных психических свойств, психологических особенностей;

социально- нравственная самооценка, которая. формир. на основе накопления опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Механизмы социализации:

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизмы:

Идентификации - отождествление индивида с отдельными людьми или группой, позволяющая усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения, формы поведения.

Подражания- это сознательное или бессознательное восприятие индивидом модели поведения и опыта других людей. Человек часто, при этом неосознавая, усваивает большую часть социального опыта и модели поведения подражая окружающим.

Внушения- процесс неосознанного восприятия индивида внутреннего опыта, мыслей, чувств и психологических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С.Парсонс). Он работает на основе изученного 3. Фрейдом принципа удовольствия-страдания - чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.

Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам и идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Механизм проекция – приписывание собственных черт другим людям,

Механизм Инициация – Эта проблема исследована социальной антропологией и обозначает общественное признание чегото того, что уже отмирает или остоется в прошлом и на его место приходит новий статус индивида, как шаг вхождения в общество. (Напр.Выпускной бал, проводы в армию, свадьба).

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации - семья, школа, производственная группа.

Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

По вопросу о стадиях социализации существуют два подхода:

  1. Психологический (связан с признаком „возраст”). Стадии этого подхода:
  • Социализация в детском возрасте; первичная (стадия адаптации)-от рождения до 10-11лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.
  • Социализация в подростковом возрасте; 12-16/17лет

· Социализация в юношестве -Индивидуализация - от 17 до 22 лет. В этом возрасте доминирует желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.

  • Социализация в молодости (до 35); интеграция- характерно желание найти своё место в обществе.
  • Социализация в среднем возрасте (35-55);
  • Социализация в зрелом возрасте (старше 55).

Цель такого разграничения – показать, что на каждом возрастном этапе, человек усваивает определенные, специфические нормы поведения, роли и ценности. Каждый период имеет свою относительную автономность.

2. Социологический подход. Этот подход широко разработан и в отечественной социальной психологии. Он расматривает понятие „социализация” как усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу – период раннего детства (0-7 лет);

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (7-17 лет). К этому этапу относится все время обучения в школе. Обучение в ВУЗе/техникуме наход. на грани между дотрудовой и трудовой стадии.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия - пожилой возраст