Арабы в 6 веке. Аравия к началу VII в. Арабские завоевания и арабский халифат (VII-X вв.). Развитие науки в современном арабском мире

Арабы в 6 веке. Аравия к началу VII в. Арабские завоевания и арабский халифат (VII-X вв.). Развитие науки в современном арабском мире
Арабы в 6 веке. Аравия к началу VII в. Арабские завоевания и арабский халифат (VII-X вв.). Развитие науки в современном арабском мире

Верхний палеолит

В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало победное шествие по планете . В эпоху верхнего палеолита/мезолита территорию Аравии населяли племена носителей гаплогруппы С . Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тыс. лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой поокрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность миграции через море, через которое они достигли Аравии и основали ряд перых стоянок на Ближнем Востоке - таких, как Джебель-Файя. Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через Красное море на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условиях. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) - расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тыс. лет назад, в эпоху окончания ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

Расселение семитов

См. также: Досемитский субстрат

Некоторые авторы полагают, что Аравия была отечеством древних семитов , одной из ветвей которых были арабы . Другие считают, что семиты в V тыс. до н. э. мигрировали из африканского региона Сахары . В любом случае они уже на рубеже IV-III тыс. до н. э. обосновались в Аравии. Древние кочевники-арабы поклонялись богине Аллат , чтили звезды и верили в талисманы (в глубокую древность уходит культ черного камня).

Древняя Аравия

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского , сабейского. Племена управлялись вождями - кабирами , во главе союзов племен со временем стали мукаррибы , совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь) . На основе союза племен начали формироваться царства. В XIV в. до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний . На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину . Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство , известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской , современнице Соломона. Южноаравийская письменность , принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX в. до н. э., развилась на основе хананейского письма , что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама . Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).

Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. В VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской , то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами , обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази - древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык - как геэз .

Античная Аравия

Во II в. до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре , в котором арабы вытеснили древних идумеев . Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом , которое послужило основой для арабского алфавита . Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия .

Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр , пришедший на смену Сабейскому царству в 115 до н. э. . Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нем сильные позиции занял иудаизм. В IV и VI веке эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане , которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда еще языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).

Аравия в VI веке

Ирано-византийское пограничье

Экспансия химьяра в центральную Аравию привела к появлению Кинда . Геополитически ориентированные на Византию киндиты столкнулись с «персидскими арабами» под предводительством Лахмидов , кочевавших в низовьях Евфрата. По территории Аравии прошел цивилизационный разлом между христианской Византией и зороастрийской Персией, в зоне которого полыхала ожесточенная межплеменная война. В VI веке на смену ослабевшим киндитам византийскую политику стали проводить Гассанидов , которые также потерпели поражение и к концу VI века Аравия была превращена в персидскую окраину.

Примечания

См. также

От тьмы джахилийи к свету истины

Территорию Аравийского полуострова с древнейших времён населяли кочевые арабские племена. В 1 тысячелетии до н. э. в различных частях полуострова стали складываться древнеарабские государства – Минейское (до 650 г. до н. э.), Сабейское (ок. 750–115 гг. до н. э.), Химьяритское царства (ок. 25 г. до н. э. – 577 г. н. э.). В 6–2 вв. до н. э. на севере Аравии возникли рабовладельческие государства: Набатейское царство, ставшее в 106 г. н. э. римской провинцией, и др. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина).

В конце 5 в. н. э. в Неджде сформировался союз арабских племён во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамавт и восточные районы Аравии.

До распространения Ислама обычаи народов Аравийского полуострова и окружающих его стран были очень далеки от идеала.

Религиозная жизнь

Большинство арабов до Ислама утопали в невежестве и заблуждениях. На Аравийском полуострове было широко распространено идолопоклонничество. Первым, кто принёс на эти земли идолов из стран Шама, был Амру бин Лухайю Хазаий. Они получили там широкое распространение. Люди были убеждены, что есть «один главный бог» и что он поручает другим мелким богам некоторые функции, такие как лечение больных, ниспослание дождя, сохранение от бед и т. д. Люди сами делали из глины, камня или дерева идолов-богов и приносили им различные жертвы. Как пишется в книге «Фикху-ссирати-ннабавийя», в те времена вокруг Каабы было 360 идолов. Главными идолами считались «хубал», «ал-лат», «аль-узза», «манат». Идолы были у каждого племени и у каждого дома. Арабы освящали их, поклонялись и угождали им жертвоприношениями, советовались в делах.

Духовный спад и невежество были особенностью этого периода. Племена вели междоусобные войны, а народ был увлечён азартными играми, употреблением вина, ростовщичеством.

Во 2–5 веках нашей эры на полуострове получают распространение Иудаизм и Христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. Но вместе с тем на Аравийском полуострове были и те, кто со времён Пророка Ибрахима (мир ему) придерживались Единобожия (тавхида) и истинной религии Творца, то есть были мусульманами, и их называли «ханифы».

Быт бедуинов до Ислама

Жестокость и насилие, обычаи невежества (джахилийи) были нормой жизни арабов до Ислама. Они заживо закапывали новорождённых девочек, выгоняли жён из дома во время месячных, устраивали различные праздники в честь своих богов и т. д. Женщины не имели никаких . Рождение дочери считалось позором и тяжёлым бременем.

Изучая историю, некоторые могут задаться вопросом: почему для выполнения пророческой миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был выбран именно Аравийский полуостров?

В том, что арабы того периода находились в нравственном упадке, была заключена скрытая воля Всевышнего. К ним был ниспослан Пророк (мир ему и благословение), который принёс истинную веру и вывел человечество из мрака невежества к свету познания, построил общество добра и благополучия.

В Аравии также находился первый Дом на земле – . Культура арабских племён была отсталой по сравнению с культурой других народов, населявших такие государства, как Персия, Римская империя, Греция, Индия, Китай. Однако арабы были физически сильными, боевыми, храбрыми людьми, готовыми пожертвовать собой ради того, в истинности чего они убеждались, – именно такой народ оказался наиболее подходящим для распространения Ислама. Кроме того, Аравийский полуостров является географическим центром всего Земного шара.

Интеллектуальная жизнь арабов до Ислама

В ту эпоху арабы славились красноречием, любили поэзию, риторику; их поэмы, изречения и пословицы поражали глубиной мысли.

هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ . سورة الجمعة آية 2

А когда был ниспослан Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах – Тот, Кто послал к неграмотным арабам Посланника из них, чтобы тот читал им ниспосланные Аллахом аяты, очищал их от скверных вероучений и морали, учил их Корану и основам религии. Ведь до этого они были в явном заблуждении, отклоняясь от истины» (сура «аль-Джум‘а», аят 2).

Поэтому отсутствие письма – важная причина в их опоре на силу и развитие памяти, и поэтому арабы были одними из самых способных к устному запоминанию среди прочих наций.

Арабы также были сведущими в таких областях науки, как астрономия и медицина, умели прогнозировать погоду, были хорошими следопытами, а некоторые увлекались колдовством.

Астрономия. Арабы наблюдали за небесными светилами для ориентации во время своих походов через пустыни и горы . Об этом в Коране говорится:

وَعَلامَاتٍ وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ . سورة النحلآية 16

Смысл: «Он поставил знаки на земле (как горы), указывающие людям , а в небесах – звёзды, помогающие находить верную дорогу, если они заблудятся» (сура «ан-Нахль», аят 16).

Они также пользовались лунным календарём . Наблюдая за небесными телами, арабы знали расположение планет и отличали планеты от звёзд. Это очень помогало в условиях пустыни, где всегда безоблачное небо. Они знали траекторию движения таких планет, как Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, имели знания о созвездиях и Млечном пути. Они дали арабские имена более 250 планетам и звёздам.

Медицина. В медицине тоже у арабов были определённые успехи. Они ставили медицинские опыты на животных и людях, умели лечить травами. Из достижений в медицине в те времена можно напомнить об умении выполнять операции по ампутации органов для спасения жизни. Использовали и такие методы лечения, как кровопускание, гирудотерапия (лечение пиявками), прижигание ран огнём; умели лечить болезни глаз.

Метеорология. У них были представления и о метеорологии. Они могли предсказывать погоду по изменениям ветра, цвета облаков и их форм, дождевые они или недождевые.

Суровые условия пустыни сделали арабов искусными охотниками и следопытами.

Они очень гордились своими предками, родословной и происхождением, все интересовались своей генеалогией . Среди них были специалисты, которые определяли, глядя на внешность, и родословную, и племя, и род человека.

Самое великое событие в истории человечества

В 6 веке н. э. важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями. В середине 6 века арабы во главе с племенем курайшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку.

12 числа месяца Рабиуль-Авваль 571 года нашей эры случилось самое великое событие в истории человечества – родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). С начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) единобожие заняло законное положение в обществе – Ислам стал распространяться, и образовалось первое мусульманское теократическое государство – Арабский халифат со столицей в Медине.

Воцарились в аравийских песках.

Древние Арабы

аравия халифат араб общность ислам

Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила. Назывались они Заведеями.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во II тысячелетии до н.э. занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V--VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары.

Арабы славились как великолепные врачи и математики.

Арабский халифат 632-750 гг.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов. Сложившаяся в результате этих процессов своеобразная арабская культура оказала большое влияние на мировую культуру.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары) являются самостоятельными государствами.

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет -- вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью».

Арабы - группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.

Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи.

Арабы - самый многочисленный на Земле народ, говорящий на семитском языке. Кроме арабского к семитской (семито-хамитской) группе языков принадлежат еврейский, сабейский (древний язык Южной Аравии), финикийский, аморейский, арамейский, амхарский (эфиопский) и некоторые другие. По одной из существующих теорий, в незапамятные времена предки современных семитов обитали в тех местах, где ныне расстилаются безжизненные пески величайшей в мире пустыни Сахара, а затем, в 5-6 тысячелетии до нашей эры, переселились на Аравийский полуостров.

Слово “арабы” происходит от общесемитского корня [`RB], несущего значение “сухой, засушливый, пустынный”. Стало быть, арабы - это “пустынники, жители пустыни”. Любопытно, что сами арабы стали называть себя так только в VII веке нашей эры, когда в ходе завоевательных походов и создания халифата, обитавшие на Аравийском полуострове племена, столкнувшись с другими народами, столкнулись с необходимостью обретения собственного имени, которое позволило им осознать свою общность и противопоставить себя другим народностям. До этого главным для каждого араба была принадлежность к своему племени и роду, а имя “арабы” использовали, в основном, соседние народы.

Существует у арабов, разумеется, и мифологическая версия их происхождения, согласно которой они являются потомками Исма"ила (библейского Измаила) и Кахтана (Йоктана), сыновей Ибрагима (праотца Авраама). Далее генеалогическая цепочка восходит к Саму (Сим, прародитель всех семитских народов), его отцу Нуху (Ной) и первому человеку Адаму. В средние века у арабов было очень популярно составлять генеалогии, которые отражали как реальные, так и мифические родственные отношения. Кстати, и сегодня многие арабы знают всю “цепочку” своих предков - вплоть до Адама!

Арабы, населявшие Аравийский полуостров, принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Здесь находилось некогда цветущее Савское царство, правительница которого, согласно Ветхому Завету, была гостьей царя Соломона.

Середина полуострова обширное плоскогорье Неджд не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады.

Иным был образ жизни населения Хиджаза (границы) западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На территории Хиджаза существовало несколько древних торговых городов Мариб, Сана, Неджран, Маин.

Среди них выделялась Мекка центр транзитной торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. Впервые Мекка как Макораба упоминается еще у Птолемея (II век). Мекка, однако, была не только крупным торговым центром. Она являлась культовым центром многих арабских племен.

В центре Мекки стоял храм кубической форма Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень, которому поклонялись. В самом храме находились изображения языческих божеств многих арабских племен. Кааба была местом паломничества. Мекка и ее окрестности считались заповедными и священными.

Со временем паломничества совпадала большая зимняя ярмарка. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно справлялся торжественный праздник весны. На 4 месяца прекращались военные столкновения и набеги. Арабы в большинстве своем были язычниками.

В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог, арабское Алилах, сирийское Алаха).

Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма двух первых в истории цивилизации монотеистических религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Христианство стало известно арабам от торговцев, монахов, священников из Византии и Эфиопии.

Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистической религии, как основанные на верованиях арабов, так и предлагаемые иудаизмом и христианством. Духовной и политической основой сплочения арабов стала новая религия ислам.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.

Что такое арабский мир и как он развивался? В этой статье речь пойдет о его культуре и развитии науки, истории и особенностях мировоззрения. Каким он был несколько веков назад и как выглядит арабский мир современный? Какие относят к нему сегодня?

Сущность понятия "арабский мир"

Под данным понятием подразумевается определенный географический регион, состоящий из стран северной и восточной части Африки, Ближнего Востока, населенных арабами (группой народов). В каждой из них арабский язык является официальным (либо же одним из официальных, как в Сомали).

Общая площадь арабского мира составляет примерно 13 миллионов км 2 , что делает его второй по размеру территории геолингвистической единицей на планете (после России).

Арабский мир не стоит путать с понятием "мусульманский мир", употребляемым исключительно в религиозном контексте, а также с международной организацией под названием "Лига арабских государств", созданной в 1945 году.

География арабского мира

Какие государства планеты принято включать в арабский мир? Фото, размещенное ниже, дает общее представление о его географии и структуре.

Итак, в состав арабского мира входит 23 государства. Причем два из них являются частично не признанными мировым сообществом (в списке ниже они отмечены звездочками). В этих государствах проживает около 345 миллионов человек, что составляет не более 5 % от общего населения мира.

Все страны арабского мира перечислены ниже, в порядке уменьшения численности их жителей. Это:

  1. Египет.
  2. Марокко.
  3. Алжир.
  4. Судан.
  5. Саудовская Аравия.
  6. Ирак.
  7. Йемен.
  8. Сирия.
  9. Тунис.
  10. Сомали.
  11. Иордания.
  12. Ливия.
  13. Ливан.
  14. Палестина*.
  15. Мавритания.
  16. Оман.
  17. Кувейт.
  18. Катар.
  19. Коморы.
  20. Бахрейн.
  21. Джибути.
  22. Западная Сахара*.

Крупнейшие города арабского мира - это Каир, Дамаск, Багдад, Мекка, Рабат, Алжир, Эр-Рияд, Хартум, Александрия.

Очерк о древней истории арабского мира

История развития арабского мира началась еще задолго до возникновения ислама. В те давние времена народы, которые сегодня являются неотъемлемой частью этого мира, общались еще на своих языках (хотя они и были родственны арабскому). Сведения том, какой была история арабского мира в древности, мы можем черпать из византийских или древнеримских источников. Разумеется, взгляд сквозь призму времени может быть весьма искаженным.

Древний арабский мир воспринимался высокоразвитыми государствами (Ираном, Римской и Византийской империей) бедным и полудиким. В их представлении это была пустынная земля с малочисленным и кочующим населением. На самом же деле кочевники составляли подавляющее меньшинство, а большая часть арабов вела оседлый способ жизни, тяготея к долинам малочисленных рек и оазисам. После одомашнивания верблюда здесь начала развиваться караванная торговля, которая для многих жителей планеты стала эталонным (шаблонным) образом арабского мира.

Первые зачатки государственности возникли на севере Аравийского полуострова. Еще раньше, по мнению историков, зародилось древнее государство Йемен, на юге полуострова. Однако контакты других держав с этим образованием были минимальными вследствие наличия огромной пустыни в несколько тысяч километров.

Арабско-мусульманский мир и его история хорошо описаны в книге Гюстава Лебона "История арабской цивилизации". Она была издана в 1884 году, её перевели на многие языки мира, в том числе, и на русский. Книга основана на самостоятельных путешествиях автора по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Арабский мир в Средние Века

В VI веке арабы уже составляли большую часть населения Аравийского полуострова. Вскоре здесь зарождается исламская религия, после чего начинаются арабские завоевания. В VII столетии начинает формироваться новое государственное образование - Арабский халифат, которое раскинулось на огромных просторах от Индостана до Атлантики, от Сахары до Каспия.

Многочисленные племена и народы севера Африки очень быстро ассимилировались в арабскую культуру, легко приняв их язык и религию. В свою очередь арабы впитали в себя и некоторые элементы их культуры.

Если в Европе эпоха Средневековья ознаменовалась упадком науки, то в арабском мире она в это время активно развивалась. Это касалось множества её отраслей. Максимального развития в средневековом арабском мире достигла алгебра, психология, астрономия, химия, география и медицина.

Арабский халифат просуществовал относительно долгое время. В Х веке начинаются процессы феодального дробления великой державы. В конечном итоге некогда единый Арабский халифат распался на множество отдельных стран. Большая их часть в XVI веке вошла в состав очередной империи - Османской. В XIX столетии земли арабского мира становятся колониями европейских государств - Британии, Франции, Испании и Италии. На сегодняшний день все они снова стали независимыми и суверенными странами.

Особенности культуры арабского мира

Культура арабского мира не представляется без исламской религии, которая стала её неотъемлемой частью. Так, непоколебимая вера в Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, пост и ежедневные молитвы, а также паломничество в Мекку (главную святыню для каждого мусульманина) являются основными "столпами" религиозной жизни всех жителей арабского мира. Мекка, кстати, была святым местом для арабов еще в доисламские времена.

Ислам, как утверждают исследователи, во многом схож с протестантизмом. В частности, он так же не осуждает богатство, а коммерческая деятельность человека оценивается с точки зрения морали.

В Средние Века именно на арабском языке было написано огромное количество трудов по истории: летописей, хроник, биографических словарей и т. п. С особым трепетом в мусульманской культуре относились (и относятся) к изображению слова. Так называемая арабская вязь - это не просто каллиграфическое письмо. Красота написанных букв у арабов приравнивается к идеальной красоте человеческого тела.

Не менее интересны и достойны внимания традиции арабской архитектуры. Классический тип мусульманского храма с мечетями сформировался еще в VII столетии. Он представляет собой закрытый (глухой) двор прямоугольной формы, внутри которого пристроена галерея из арок. В той части двора, которая обращена к Мекке, сооружен роскошно оформленный и просторный молитвенный зал, увенчанный сверху сферическим куполом. Над храмом, как правило, возвышается одна или несколько острых башенок (минаретов), которые предназначены для призыва мусульман к молитве.

Среди самых известных памятников арабского зодчества можно назвать в сирийском Дамаске (VIII век), а также мечеть Ибн-Тулунна в египетском Каире, архитектурные элементы которой щедро украшены красивым растительным орнаментом.

В мусульманских храмах нет позолоченных икон или каких-либо изображений, картин. Зато стены и арки мечетей украшены изящными арабесками. Это традиционный арабский рисунок, состоящий из геометрических узоров и растительных орнаментов (нужно отметить, что художественное изображение животных и людей считается кощунственным в мусульманской культуре). Арабески, по утверждению европейских культурологов, "боятся пустоты". Они полностью покрывают поверхность и исключают наличие какого-либо цветного фона.

Философия и литература

Очень тесно связана с исламской религией. Одним из известнейших мусульманских философов является мыслитель и врач Ибн Сина (980 - 1037). Его считают автором не менее чем 450 трудов по медицине, философии, логике, арифметике и других сфер знания.

Самая известная работа Ибн Сина (Авиценны) - "Канон врачебной науки". Тексты из этой книги много столетий использовались в различных университетах Европы. Еще один его труд, "Книга исцеления", также значительно повлиял на развитие арабской философской мысли.

Самый известный литературный памятник средневекового арабского мира - сборник сказок и рассказов "Тысяча и одна ночь". В этой книге исследователи обнаружили элементы доисламских индийских и персидских сюжетов. На протяжении столетий состав этого сборника видоизменялся, свой окончательный вид он приобрел лишь в XIV веке.

Развитие науки в современном арабском мире

В эпоху Средневековья арабский мир занимал ведущие позиции на планете в области научных достижений и открытий. Именно мусульманские ученые "подарили" миру алгебру, сделали огромный скачок в развитии биологии, медицины, астрономии и физики.

Однако сегодня страны арабского мира уделяют катастрофически мало внимания науке и образованию. Сегодня в этих государствах существует чуть более тысячи университетов, и лишь в 312 из них работают ученые, публикующие свои статьи в научных журналах. За всю историю только два мусульманина удостоились Нобелевской премии в научной сфере.

В чем же причина такого разительного контраста между "тогда" и "сейчас"?

Единого ответа на этот вопрос у историков нет. Большинство из них объясняет этот упадок науки феодальным дроблением некогда единой арабской державы (Халифата), а также возникновением различных исламских школ, что провоцировало все больше разногласий и конфликтов. Еще одной причиной может быть то, что арабы достаточно плохо знают свою же историю и не гордятся великим успехами своих предков.

Войны и терроризм в современном арабском мире

Почему арабы воюют? Сами исламисты утверждают, что таким образом они пытаются восстановить былую мощь арабского мира и обрести независимость от западных стран.

Важно отметить, что главная священная книга мусульман Коран не отрицает возможность захвата чужих территорий и обложения захваченных земель данью (об этом говорит восьмая сура "Добыча"). Кроме того, с помощью оружия всегда было намного легче распространять свою религию.

Арабы с самых древних времен прославились как смелые и довольно жестокие воины. С ними не рисковали воевать ни персы, ни римляне. Да и пустынная Аравия не слишком привлекала к себе внимание крупных империй. Однако арабских воинов с удовольствием принимали на службу в римские войска.

После окончания Первой мировой войны и арабо-мусульманская цивилизация погрузилась в глубочайший кризис, который историки сравнивают с Тридцатилетней войной XVII века в Европе. Очевидно, что любой подобный кризис рано или поздно заканчивается всплеском радикальных настроений и активными порывами возродить, вернуть "золотой век" в своей истории. Эти же процессы сегодня происходят и в арабском мире. Так, в Африке свирепствует террористическая организация в Сирии и Ираке - ИГИЛ. Агрессивная деятельность последнего образования уже выходит далеко за рамки мусульманских государств.

Современный арабский мир устал от войн, конфликтов и столкновений. Но как погасить этот "пожар", пока никто точно не знает.

Саудовская Аравия

Сердцем арабо-мусульманского мира сегодня часто называют именно Саудовскую Аравию. Здесь находятся основные святыни ислама - города Мекка и Медина. Основная (и, по сути, единственная) религия в этом государстве - ислам. Представителям иного вероисповедания разрешено въезжать в Саудовскую Аравию, однако в Мекку или Медину их могут не пропустить. Также "туристам" категорически запрещено демонстрировать в стране какие-либо символы иной веры (например, носить крестики и т. п.).

В Саудовской Аравии существует даже специальная "религиозная" полиция, целью которой является пресечение возможных нарушений законов ислама. Религиозных преступников ждет соответствующее наказание - от денежного штрафа до казни.

Несмотря на все вышесказанное, дипломаты Саудовской Аравии активно работают на мировой арене в интересах защиты ислама, поддерживают партнерские связи со странами Запада. Непростые отношения у государства складываются с Ираном, который тоже претендует на лидерство в регионе.

Сирийская Арабская Республика

Сирия - еще один важный центр арабского мира. В свое время (при Омейядах) именно в городе Дамаске находилась столица Арабского халифата. Сегодня же в стране продолжается кровавая гражданская война (с 2011 года). Западные часто критикуют Сирию, обвиняя её руководство в нарушении прав человека, применении пыток и существенном ограничении свободы слова.

Около 85 % являются мусульманами. Однако "инаковерцы" всегда чувствовали здесь себя свободно и довольно комфортно. Законы Корана на территории страны воспринимаются её жителями, скорее, как традиции.

Арабская Республика Египет

Крупнейшей (по населению) страной арабского мира является Египет. 98 % его жителей - это арабы, 90 % исповедуют ислам (суннитское течение). В Египте находится огромное количество гробниц с мусульманскими святыми, которые в дни религиозных праздников привлекают к себе тысячи паломников.

Ислам в современном Египте имеет существенное влияние на жизнь общества. Однако мусульманские законы здесь значительно смягчены и подогнаны под реалии XXI века. Интересно отметить, что большая часть идеологов так называемого "радикального ислама" получили образование именно в Каирском университете.

В заключение...

Под арабским миром подразумевают особый исторический регион, примерно охватывающий Аравийский полуостров и Северную Африку. В его состав географически входит 23 современных государства.

Культура арабского мира специфична и очень тесно связана с традициями и канонами ислама. Современные реалии этого региона - это консерватизм, слабое развитие науки и образования, распространение радикальных идей и терроризма.

Аравия в начале VII века


Благодаря главным мусульманским святыням в Мекке и Медине (область Хиджаз) и, одновременно, удаленности Аравийского полуострова от политического центра Халифата (Багдада) представители местной родовой и племенной элиты, а также религиозные лидеры становятся с конца VIII века фактически независимыми от власти багдадских халифов. Вместе с тем экономическое и религиозно-политическое значение Хиджаза определяло стремление династий, правивших в Багдаде, а затем — в Каире, сохранить здесь свое господство.

В это время Оман, восточная область Аравии, становится центром последователей религиозно-политического движения хариджитов. Здесь утверждается династия Ааль ал-Джуланда. В Бахрейне закрепляются воинственные карматы (представители одного из крайних течений в шиизме), стремившиеся завоевать соседние территории (под карматскими лозунгами неоднократно вспыхивали антихалифские восстания на юге Ирака.) На территории современного Йемена возникают государства во главе с династиями Зийадидов, Йафуридов и Зейдитских имамов.

Традиционный «башенный» дом в горных районах Аравийского полуострова

С начала XI в. к власти в Египте приходят Фатимиды, которых признают династии южной Аравии - Сулайхиды и Наджахиды. Впоследствии их земли занимают соперники - Зурайиды и Хамданиды, а затем Махдиды.

В 70-х гг. XII в. в Йемен вторгаются войска Айюбидов (правителей Египта из числа потомков Салах ад-Дина (Саладина)). Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, теряют свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть династии Тахиридов.

В начале XVI в. Аравийский полуостров попадает в сферу интересов Португалии и Османской империи. Правители Омана из династии Йарубидов энергично сопротивляются европейскому проникновению.

Пустыня Руб аль-Хали, Аравийский полуостров


В XVIII в. активную завоевательную политику проводят Албусаиды, пытавшиеся, оспаривать у португальцев и голандцев контроль над торговлей в Персидском заливе. Во второй половине XVIII в. в эту борьбу включаются Великобритания, Франция, а также ваххабиты Центральной Аравии. В итоге преобладающим в Персидском Заливе становится английское влияние, и британской Ост-Индской компании удается получить исключительные права на торговлю.

В XVIII в. в центральной аравийской области Неджд зарождается новое мусульманское религиозно-политическое движение - ваххабизм. Создателем государства ваххабитов был правитель маленького эмирата Дирийя (в области Неджд) Мухаммад ибн Сауд (1735 - 1765). Он стал основателем династии Саудидов, правящей и по сей день в Саудовской Аравии.

В начале XIX в. власть Саудидов распространяется на всю центральную Аравию. Им удается установить контроль над священными городами ислама Меккой и Мединой. Однако в 1818 г. государство Саудидов уничтожают вторгшиеся в Аравию войска османского наместника Египта Мухаммада Али.

После 1840 г., когда египетские войска вынужденно покидают Аравию, Саудиды восстанавливают свое государство. Новой столицей возрожденного государства (вместо разрушенной египтянами Дирийи) становится город Эр-Рияд.

Во второй половине XIX в. территорию государства Саудидов захватывают правители княжества Шаммар (Северная Аравия) - Рашидиды. Но в начале XX века Саудиды под руководством энергичного молодого эмира Абдель-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд - будущий первый король Саудовской Аравии) освобождают Неджд от власти Рашидидов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. колониальная политика Великобритании в регионе становится все более агрессивной. Она распространяет свое влияние на территорию Южного Йемена. Главным опорным пунктом англичан на юге Аравии становится построенный ими город и стратегически важный порт Аден. С эмирами и шейхами южных районов Йемена англичане заключают договоры о «дружбе», а впоследствии - о протекторате.

В годы Первой мировой войны (1914 - 1918) Великобритания ведет активную агентурную деятельность в регионе. Во время боевых действий против турецких войск на фронте между Египтом и Палестиной англичане пытаются поднять против турок местное арабское население.

С помощью и под политическим давлением Англии в 1916 г. в Хиджазе происходит антитурецкое восстание во главе с династией Хашимитов (правителями Мекки). После войны при поддержке Великобритании в Ираке и Трансиордании у власти оказываются представители этой династии.

В центральной Аравии после Первой мировой войны борьбу за объединение Аравии продолжают Саудиты. В 1926 году они наносят поражение Хашимитам в Хиджазе и занимают эту важнейшую область со священными городами Меккой и Мединой.

В 1927 г. эмир Абдель-Азиз ибн Абд ар-Рахман (Ибн Сауд) провозглашается королем «Хиджаза, Неджда и присоединенных областей», а с 1932 г. новое государство начинает называться Саудовской Аравией.


Литература:

. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саудитов в Аравии М., 1967.
Васильев А. М. История Саудовской Аравии. М., 1982.
Котлов Л. Н. Йеменская Арабская Республика. Справочник. М., 1971.
Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. М., 1965.
Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Мусса. Шиитские секты. Пер. с араб. и коммент. С. М. Прозорова. М., 1973.
Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Ленинград, 1966.
Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. Пер. с араб., введение и коммент. С. М. Прозорова. М., 1984.