Архитектура средневековой японии. Древняя японская архитектура. Современная японская архитектура

Архитектура средневековой японии. Древняя японская архитектура. Современная японская архитектура


Всему миру известна необычайная , да и вообще азиатских стран. Особенность состоит в их удивительных загнутых углами кверху, крышах. Но, следует заметить, что не только это является особенностью японской архитектуры. строились замки, с высокими башнями, огороженные вокруг стеной. Такие постройки назывались ямадзиро . Они строились так давно, что практически не сохранились до наших дней. Во-первых, потому что стены у них были деревянные, а во-вторых, строя ямадзиро , вокруг начинали строить простые дома, и заселять территорию. Следовательно, располагались они на равнине, и защитить эти постройки было трудно.

Позднее, начали строить хирадзиро , по сути то же, что и ямадзиро , только строились на возвышенностях. Уже отгораживали их каменными стенами, и защищали более тщательно. Главная башня в хирадзиро называлась тэнсю . Она была выше всех. Такие башни еще могли соединяться крытыми переходами, что тем самым образовывали комплексную постройку, хорошо защищенную. В то же время, такие крепости были весьма красивыми.

В то время, японцы уже научились изготавливать шифер , которым покрывали крыши. Шифер этот был различных расцветок. Но широко распространенным украшением крыш стал красный шифер, с золотыми краями по всему периметру. множество хирадзиро служили защитными крепостями, и местом поселения людей.

Следует отметить, что некоторые современные здания строятся по принципам строительства хирадзиро . В том числе, в наше время сохранились и древние строения.

Японская архитектура. Немного истории

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как татэ-ана дзюкё («жилища из ям») . Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун».

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются и культовые сооружения - святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца , прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого - врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм - тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на , а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже - одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами - отличительная черта китайского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды) , в храме Тодайдзи в городе Нара , строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире .

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия . Яркий пример этого стиля - императорский дворец Кацура рикю . Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры - дворец Ниномару в замке Нидзё (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности . Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.

Неправящих классов населения имеют общее название минка . Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока , в деревнях рыбаков - гёка , а в городах - матия .

В конструкции в основном использовалось дерево - для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами , которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля - и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

Оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года. © japancult.ru, arkhitektura.ru

Современные технологии позволяют многое. Новая архитектура и интерьеры могут быть в любом стиле, могут передать атмосферу любой эпохи и добиться этого стало гораздо проще и быстрее: покраска гипсокартонного потолка , оформление стен и пола легкими материалами на службе у искусства красоты, стиля и комфорта.

В серии предстоящих на нашем сайте публикаций KASUGAI Development предлагаем Вам отправиться в путешествие по основным вехам развития японской архитектуры – с древних времён и до наших дней. Мы познакомимся с самыми выдающимися, уникальными и таинственными сооружениями Японии.

Принципы японской архитектуры основаны на том же мировоззрении, которое определило всё искусство Японии в целом.

Почитание природы как всеобъемлющего божества, внимание к фактуре материалов, свету и цвету в пространстве, стремление к простоте и функциональности форм – все эти особенности японского видения мира были связаны с древнейшими представлениями о гармоничном существовании человека в природной и предметной среде.

Важной особенностью японского искусства было стремление сделать человеческое окружение «человечным». Архитектура не должна довлеть над человеком своим совершенством, но должна вызывать ощущение соразмерности, покоя и гармонии. Именно таким путём в архитектуре шли древние мастера, создававшие дома для жизни и святилища древней религии синто , а позже – павильоны и комнаты для чайной церемонии, загородные виллы знати и уединённые буддийские храмы.

Другие принципы отношения человека с окружающим миром были привнесены китайским влиянием. Регулярная городская архитектура, связанная с идеями правильного мироустройства, величественные монументальные храмы и дворцы, поражающие великолепием декора, были призваны создавать вокруг человека порядок, соответствующий представлениям о мировом устройстве, иерархии в мироздании и империи. Согласно традиционной версии, буддизм был принесён в Японию в 552 году. Именно тогда монахи, прибывшие из Кореи, преподнесли двору японского правителя свитки со священными текстами, изображениями божеств, храмовую скульптуру и предметы роскоши, которые должны были продемонстрировать великолепие буддийского учения.

А уже в первой половине VII века буддизм был признан государственной религией Японии, и началось бурное храмовое строительство. Подчиняясь величию китайской архитектуры, человек должен был осознавать себя частью этой сложной системы и повиноваться Закону.

В соприкосновении этих двух философий искусства рождается национальная японская архитектура. С течением времени разница мировоззрений отчасти сглаживается, и появляются синкретические (смешанные) религиозные культы. В искусстве же рождаются формы, в которых китайские образцы адаптируются к японскому вкусу и приобретают национальные черты.

Отчасти можно сказать, что китайскую тему японские правители использовали в поисках возвышенного, пафосного тона обращения к своему народу. Такими «обращениями» стали фактически все крупнейшие буддийские храмы эпохи Нара, Мавзолей первых правителей эпохи Токугава и много других знаменитых сооружений, о которых мы расскажем в дальнейшем.

Важно заметить, что японская архитектурная традиция всегда оставалась обращённой, прежде всего, к частной жизни человека, его ежедневным и духовным потребностям.

Обладая удивительной способностью к адаптации чужих идей, японцы также пытались сделать более привычной европейскую архитектуру, с которой познакомились лишь в 1868 году, в начале эпохи Мэйдзи. От подражаний архитектурным формам западноевропейских стилей японские архитекторы быстро пришли к идее заимствования оттуда только конструктивных идей и современных материалов.

В начале ХХ века выдающиеся архитекторы Японии начали увлечённо изучать национальную архитектуру прежних веков и искать в ней основу для новой японской архитектурной традиции. Что интересно, эти поиски встретили энтузиазм и на Западе: многие художники Европы попали под обаяние простоты и гармонии японских архитектурных форм и внесли японские черты в философию новой европейской архитектуры.

Итак, в ближайших выпусках Вас ждут следующие материалы:

  • Эпоха Асука (538-645 г.г.) – Синтоистское святилище Исэ-Дзингу и Храм Хорюдзи
  • Эпоха Нара (645-710 г.г.) – Храм Тодайдзи, самое большое деревянное сооружение в мире
  • Эпоха Хэйан (794-1185 г.г.) – Буддистский Храм Бёдоин и уникальный Храм Чистой Воды Киёмидзу-дэра
  • Эпоха Камакура (1185-1333 г.г.) – Храмы новой столицы, древнего японского города Камакуры.
  • Эпоха Муромати (1333-1573 г.г.) – Золотой и Серебряный павильоны (Кинкакудзи и Гинкакудзи)
  • Эпоха Момояма (1573-1615 г.г.) – Замки Химэдзи и Осака
  • Эпоха Эдо (1615-1868 г.г.) – Дворцы, замки и храмовые комплексы: замок Нидзё в Киото, святилища и храмы Никко. Становление ландшафтного дизайна и архитектуры чайных павильонов
  • Эпоха Мэйдзи (1868-1912 г.г.) – Окончание периода изоляции Японии: влияние Западной архитектурной традиции. Гражданская архитектура, новые города, новые храмы
  • Эпоха Тайсё (1912 – 1926 г.г.) – Японская архитектура в контексте западного модернизма: конструктивизм
  • Эпоха Сёва (1926-1989 г.г.) – Новые течения в архитектуре: метаболизм, органическая архитектура
  • Хэйсэй (с 1989 г. по настоящее время) – Современная японская архитектура

С чего все началось? Что отличает современную японскую архитектуру? Чем сейчас заинтересовывают национальные зодчие?


Анастасия Михалкина - искусствовед, специалист по современной архитектуре.

Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии - это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.

Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году, началось европейское влияние на все сферы жизни Японии. Здесь побывали такие архитекторы как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, даже Вальтер Гропиус воздействовал на развитие новой архитектуры. Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.

В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство. Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей - окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом-склад или дом-многоугольник). Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом - отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят - не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.

Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Но, спросите вы, откуда? Действительно, этот вопрос как нельзя кстати. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее. Неужели это нормально для Японии и граждан? Действительно так и есть. Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.

Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и - на примере строительства домов и муниципальных объектов - демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера.

Кроме того, хочется обратить внимание на несколько современных зданий, возведенных в Токио. Одним из таких является дом на улице Нака-Икэгами (Naka-Ikegami, 2000 г.) архитектора Томоюки Ицуми (Tomoyuki Itsumi). Снаружи дом ничем не примечателен, вписан в пространство соседних домов, поджимающих его в площади. С виду напоминает склад, но, как признается архитектор, этот дом и был задуман как жилье с множеством складских пространств. Площадь составляет 44 кв. м. Цветовая гамма помещений - белая мебель с небольшими вкраплениями деревянных полов, что зрительно расширяет пространство. На первом этаже раскинулись гараж, детская комната и ванная.


Второй этаж - кухня-столовая. Третий - спальня хозяев. Весь дом уставлен шкафами, пространствами, куда можно убрать игрушки или одежду. Здесь нет ничего лишнего, вещи не разбросаны, а наоборот убраны во все возможные углы дома. В этом плане он очень функционален. На втором этаже, где расположились кухня и столовая, вся техника встроена в белые шкафы. Кухня поделена на зоны - зона готовки и зона трапезной. Утварь убрана в стол-остров, который раздвигается, превращаясь в дополнительное место для готовки. В полу также есть шкафы, куда можно убрать крупногабаритные вещи. В спальне стоит только кровать и встроенный в стену шкаф. Шкаф глубокий, повторяет форму крыши, он предназначен и для одежды, и для утвари. Любопытное решение внутреннего пространства, когда архитектор стремится все спрятать в стены дома, но это очень удобно и функционально.


Другой жилой дом называется Патио (Patio, 2011 г.). Создан он студией Yaita and Associates, главные архитекторы - Хисааки Йаита (Hisaaki Yaita) и Наоко Йаита (Naoko Yaita).

В плане - широкий и вытянутый. Площадь составляет 80 кв. м. Желанием заказчика было создать дом, который внешне не привлекал бы внимания и был бы закрытым ото всех, тогда как внутреннее пространство должно было стать оплотом семьи, местом отдыха. И архитекторы воплотили это в жизнь. Снаружи дом ничем не примечателен. За исключением того, что нижний объем с двором и парковочным местом является постаментом для выступающей верхушки - второго этажа. По виду напоминает гриб. Первый этаж опущен под землю, затем идет прослойка для входа и гаража, а затем - второй этаж.


Первый этаж камерный - здесь находятся спальни и ванная комната. Также имеется внутренний двор. Со стороны улицы стены облицованы металлом, а со двора представляют собой стеклянные раздвижные конструкции. В прослойке между первым и вторым этажами расположилась небольшая чайная комната в японском стиле. Полы устланы циновками татами, есть ниша токомона со свитком. Второй этаж - гостиная столовая вместе с кухней.


Между прослойкой и третьим этажом есть небольшая щель, через которую проходит свет и свежий воздух. Верхний этаж с одной стороны - бетонный, с другой - покрыт стеклом. Крыша также стеклянная, за счет чего в помещение всегда попадает естественный, солнечный свет.

Еще одно сооружение - Ако Дом (Aсo House, 2005 г.) на улице Сэтагая - возвела группа архитекторов из Atelier Bow-Wow: Йосихару Цукамото (Yoshiharu Tsukamoto) и Момойо Каидзима (Momoyo Kaijima).

Частная постройка, общая площадь которой составляет всего 35.51 кв. м., вписана в угол между другими домами и дорогой. Основной материал, используемый при постройке, - дерево. Архитекторы решили нестандартно подойти к 3-х этажному строению. На плане видно, что комнаты составляют отдельные блоки, собирающие все пространство дома в единое целое, как в игре Tetris. Лестницу разделили на сегменты, расположив ее вдоль стены от самого входа до террасы на крыше. Тем самым, она связывает все пять уровней дома (все стены изогнутые или косые, некоторые комнаты занимают в плане полтора этажа здания). На первом этаже расположились гараж, кабинет, библиотека и ванная комната. На втором этаже - кухня-столовая. На третьем этаже - спальня, мезонин и терраса. Интерьер выполнен в стиле минимализм. Широкие окна со двора почти на всю стену расширяют пространство и дают возможность проникновению естественного света, как и открытая терраса на крыше. Деревянные полы и мебель добавляют уюта, а от раскидистых деревьев за окном возникает ощущение спокойствия и тепла.

Основные задачи, которые ставили перед собой национальные мастера - какие новые архитектурные формы создать, как вписать их в окружающую среду, как сделать максимально полезными и функциональными. Национальная архитектура позволила вместить уют, простор и воздух в какие-то 30 кв. м. Согласитесь, достижение не малое. Верится, что архитектура современной Японии не стоит на месте. Зодчие постоянно прибегают к новым материалам, новым формам, новым технологиям строительства. Верно то, что японская современная архитектура еще будет удивлять и удивлять, а иностранные зодчие все больше будут ею вдохновляться и перенимать тенденции национальных мастеров, сумевших выйти на новый уровень в создании домов.

Материал подготовлен специально для BERLOGOS.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо (приложение, рис. 1-2). Оба деревянные, с практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи (приложение, рис. 3-4) в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г. Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I тысячелетия н. э. является: храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев. Красота и великолепие архитектурных сооружений, посвященных "неведомому богу", всегда имели первостепенное значение для обращения в новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи (приложение, рис. 5) и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного "жильца": храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды - уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка кажется двухэтажной из-за двух возносящихся одна над другой крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево - материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и 1567 гг). Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности один к одному, так что можно считать, что в наши дни храм точно такой же, каким видели его когда-то жители древней японской столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи (приложение, рис. 6), единственная в своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи) и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том, что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. У нее шесть крыш, но три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек" представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается главный храм - храм Феникса (приложение, рис. 7), содержащий статую будды Амиды. Первоначально храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в 1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда, окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей. Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса можно получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица Хэйан (теперь Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке. Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э - "китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали.

Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так называемый Золотой павильон (Кинкаку-дзи) (приложение, рис. 8), построенный в 1397 г. в Киото по приказу правителя страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни страны, войны способствовали развитию замковой архитектуры. Расцвет ее приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX веке.

С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

В период Эдо (XVII в.) когда в стране установилась централизованная система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и павильонами.

Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.

Японцы с древности приучили себя к скромности домашнего обихода. Необходимость частых перестроек зданий и заботы о предохранении их от разрушений заставили очень рано выработать рациональные конструктивные приемы, как для жилой, так и для храмовой архитектуры. Но при этом сохранялась неповторимая выразительность каждого здания, дополнявшаяся красотой живой природы.

Средневековая японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Она соответствует масштабам человека, размерам самой страны. Из дерева возводились дворцы и храмы, разнообразные жилые и хозяйственные постройки. Они создавались по единому принципу. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Стены в условиях теплого климата не были капитальными и не имели опорного значения. Они могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты вовсе. Окон также не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат.

Японский дом был и внутри так же ясен и прост, как и снаружи. В нем поддерживалась постоянная чистота. Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками - татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Обувь снимали у порога, все необходимые вещи содержали в стенных шкафах, кухня находилась отдельно от жилого помещения. В комнатах, как правило, не было постоянных вещей. Их вносили и уносило по мере надобности. Но каждая вещь в пустом помещении, будь то цветок в вазе, картина или лаковый столик, притягивала внимание и приобретала особую выразительность.

Значительным становился и пейзаж, который можно было увидеть сквозь раздвинутые перегородки дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как - бы расширял границы дома или храма. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. Поэтому оно должно было казаться глубже, чем на самом деле. С разных углов зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место. Садово-парковое искусство японцы переняли у китайцев, но придали ему другой смысл. Китайские сады предназначались для прогулок, японские больше подчинялись законам живописи, служили главным образом для созерцания и сами напоминали картину. Пейзажный свиток, росписи на ширмах и скользящих дверях вместе с садом при японском храме взаимно дополняли друг друга, выражая особенность японской культуры - стремление к гармонии с природой.

С оформлением пространства дома, храма, дворца или замка в средневековой Японии связанны почти все виды искусства. Каждый из них, развиваясь самостоятельно, в то же время служил дополнением другого. Например искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. В изделиях декоративного искусства ощущалась та же безупречная точность глаза, то же чувство материала, что и в отделке японского дома. Недаром при чайных церемониях, как самая большая драгоценность употреблялась посуда, вылепленная руками. Её мягкий, глянцевидный и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Розово-жемчужный, бирюзово-лиловый или серо-голубой цвета поливы не были броскими, но в них как бы ощущалось сияние самой природы, с жизнью которой связан каждый предмет японского искусства.

Средневековая японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы и храмы. Архитектура буддийских и синтоистских японских храмов имеет черты как сходства, так и различия. Характерной особенностью японского зодчества можно считать связь здания с окружающим ландшафтом - водной поверхностью, растительностью, рельефом. Как правило, памятник архитектуры - это не одно изолированно проектируемое здание, а комплекс зданий, аллей, садов, образующих единый парковый ансамбль. В садах обязательно присутствуют пруды и скалы, иногда специально сооружаемые.

________________________

Буддийские постройки составляли ансамбли, включающие главный (Золотой) храм, храм для проповеди, колокольню, ворота, библиотеку, сокровищницу и пагоды. В период становления феодализма столицей Японии был город Нара, построенный по четкому плану. Храмовый ансамбль в Хорюдзи близ Нары (607) - древнейшая деревянная постройка мира - послужил образцом для всех последующих подобных сооружений. Массивный, но скромный по размерам Золотой храм поддерживается колоннами. Горизонтальные массы храма и других построек уравновешиваются вертикалью пятиярусной пагоды. Весь ансамбль окружает крытая галерея. Каменная платформа, на которой возведен ансамбль, изогнутые края черепичных крыш, система подкровельных кронштейнов, окраска колонн красным лаком явились новшеством в японском зодчестве.

Значительную роль в храмовых ансамблях играют каменные фонари на невысоких тумбах и синтоистский религиозный символ: П-образные ворота - тории с двойной верхней перекладиной. Миф рассказывает о том, что однажды бог воды и ветра Сусаноо разбушевался и натворил немало бед. Его сестра богиня солнца Аматэрасу укрылась от него в небесной пещере. Мир погрузился во тьму. Божества испробовали много способов, чтобы заставить богиню выйти из пещеры. Только пение голосистых петухов, которых посадили на специально построенный высокий насест (по-японски - тории), заинтересовало Аматэрасу, и она покинула свое убежище.

Каждый синтоистский храм обязательно имеет тории и даже целые колоннады из ворот. Высота торий колеблется от нескольких десятков до 1,5 м. Весьма различен и материал, из которого они изготовлены: чаще всего это дерево, но встречается и железо, бронза, гранит.
Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота синтоистского храма Ицукусима на острове Миядзима, что дословно означает Остров храма. Он расположен неподалеку от Хиросимы. Ворота, стоящие прямо в воде, представляют собой потрясающее зрелище. Они выкрашены пурпурно-красным цветом и прекрасно выделяются на фоне зеленоватых вод. Во время прилива храм напоминает плывущий корабль.

Эпоху феодализма в Японии принято считать с так называемого хейанского периода (VIII-XII вв.) по имени новой столицы Хейан (ныне Киото). В это время с ростом национального самосознания и развитием утонченной столичной культуры наряду с буддистским достигло расцвета и светское дворцовое зодчество. Самыми знаменитыми памятниками Киото являются храмы Киемидзу, Ясака Хэйан, Золотой и Серебряный павильоны, Сад камней при храме Реандзи, сегунский замок Нидзе, старый императорский дворец Госе, загородный дворец Кацура Рикю.
Золотой павильон - Кинкакудзи расположен в северной части Киото на территории буддийского монастыря Рокуондзи. Построенный в конце XIV в., Золотой павильон представляет собой трехъярусный дворец-храм с гармоническим распределением разных уровней. На первом этаже находится приемный зал, окруженный слегка выступающей над прудом верандой. Интерьер второго этажа богато украшен живописью, поскольку здесь размещался зал музыки и поэзии. Первые два этажа с большими галереями практически не имеют замкнутых интерьеров благодаря раздвижным дверям. Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, характерными для буддийской архитектуры XIV в. Он был предназначен для религиозных церемоний, снаружи и внутри покрыт золотыми листами.

На крыше со слегка поднятыми краями установлена фигурка фантастической птицы феникс. Прорезные стены, легкие колонны, узорчатые карнизы-решетки, прихотливая форма окон - все детали создают гармоничность сложного и причудливого сооружения. Прямые, ничем не украшенные подпоры здания удачно сочетаются со стволами растущих рядом сосен. Изгибы их ветвей вторят изгибам крыши.

Павильон окружает старинный сад. Уже много веков Кинкакудзи отражается в озере Кекоти (Озеро-зеркало). На его прозрачной воде расположились многочисленные большие и малые острова с растущими на них соснами. Камни причудливой формы и различного цвета поднимаются из воды. С галереи павильона хорошо видны два основных острова - Остров черепахи и Остров журавля (в восточной мифологии черепаха и журавль - символы долголетия). Золотой павильон включен в список государственных сокровищ Японии.
Еще полнее единение дома и сада ощущается в Серебряном павильоне, - Гинкакудзи, сооруженном в XV в. Этот скромный двухэтажный деревянный дом входит в ансамбль монастыря Дзиседзи. Павильон широко открывается в сад благодаря веранде, не отделенной от комнат порогом и низко нависающей над прудом. Когда сидишь в комнате на первом этаже, граница между домом и природой становится неуловимой: камни, вода, заросший деревьями пригорок - все, что видно за краем веранды, кажется большим и таинственным, хотя в действительности весьма миниатюрно. Внутреннее пространство Гинкакудзи легко меняется с помощью раздвижных стен. К сожалению, первоначальный замысел - покрыть этот павильон серебром - так и не был осуществлен.

В Киото находится знаменитый Сад камней при монастыре Реандзи (XV в.). Невысокая глинобитная стена с черепичной крышей отделяет сад от внешнего мира, но не скрывает возвышающихся за ней зеленых деревьев. На небольшой прямоугольной площадке, засыпанной белым гравием, искусно расположена сложная композиция из 15 камней. Камни, тщательно подобранные по размерам и форме, объединены в несколько групп (пять, два, три, два, три), каждая из которых окружена буро-зеленым мхом. Веранда дома настоятеля, которая тянется вдоль сада, служит местом созерцания. Вся композиция задумана так, что пятнадцатый камень всегда ускользает из поля зрения, прячась за другими. Сад-символ создает впечатление тайны. Он наглядно демонстрирует, что мир непознаваем, так как истина ускользает от человека. Хотя в саду нет ничего изменяющегося, увядающего или растущего, он всегда разный в зависимости от времени года и суток.

В Средние века принципиально новым типом японской архитектуры стал замок. Прежде всего он играл оборонительную роль. Вокруг него возводились укрепленные стены. Его, как правило, строили на горе или в излучине реки, чтобы была возможность держать под контролем большую территорию. Непременная принадлежность японского средневекового замка - широкие и глубокие рвы с водой, окружавшие его со всех сторон. Иногда их заменяли река, озеро или болото. Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений. Главным из них всегда была башня - тэнсю, воплощавшая силу и могущество владельца замка. Башня состояла из нескольких постепенно уменьшающихся к верху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

Собственно жилище помещалось не в укрепленных башнях, а в расположенном на территории замка деревянном здании. В XVI в. из скромного жилища самураев оно превратилось в роскошный парадный дворец. Здание увеличилось по размеру и стало более пышно украшаться.

Интерьеры дворца также соотносились с властью и богатством владельца. Даже потолки покрывались богатой орнаментальной росписью и резьбой. Декоративное убранство постепенно нарастало от первого зала к главному месту официальных приемов, где обязательно выполнялись настенные росписи по золотому фону. В этом огромном зале уровень пола был выше, чем в других, - признак избранности этого места, предназначенного для сегуна и его наследника. Сегун восседал перед своими подданными на невысоком возвышении на фоне написанной на стене гигантской сосны - символа долголетия, силы и могущества.

Храмовый ансамбль Каннон в Токио занимает обширную территорию. Очень красивы ворота Каминаримон. В их арке подвешен огромный красный бумажный фонарь. Подобные фонари, только меньшего размера, издавна украшали дома и улицы городов Японии и до сих пор воспринимаются как ее непременный атрибут. Главное здание храма поражает своим величием. В сверкающем позолотой, богато украшенном резьбой алтаре Гокудзи установлена найденная в реке статуя Каннон - богини милосердия.
Древний город Никко («Город солнечного сияния») - одно из священных мест Японии и известный национальный природный парк. Три с половиной века назад здесь был возведен храм Тосегу, поражающий ажурной резьбой и лепкой, применением эмали и лака, утонченным художественным вкусом. За время своего существования храм неоднократно страдал от пожаров и более 20 раз перестраивался.

К комплексу примыкает знаменитый мост Синке (Священный) - сооружение пламенно-красного цвета из камня и дерева, созданное 300 лет назад. По оригинальности силуэта и органичности сочетания с окружающим ландшафтом ему нет равных не только в Японии, но и во всем мире.