Аугусто Кюри - Тренировка эмоций. Как быть счастливым. ___________________________________________ Эмоциональный блок ___________________________________________

Аугусто Кюри - Тренировка эмоций. Как быть счастливым. ___________________________________________ Эмоциональный блок ___________________________________________
Аугусто Кюри - Тренировка эмоций. Как быть счастливым. ___________________________________________ Эмоциональный блок ___________________________________________

Я посвящаю эту книгу Тебе
Можешь усвоить самые прекрасные уроки в школе жизни -
Через твои собственные трудности, неудачи или победы.
Можешь создать свою собственную историю.
Счастье и покой наполнят твое бытие,
Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был.
Потому что мир нуждается в таких, как ты.

Аугусто Кюри


Тренировка Эмоций

Как быть счастливым

Я посвящаю эту книгу тем, кто умеет ждать восхода солнца и знает, что жизнь - самое грандиозное из всех зрелищ, какие являет нам Творец этого мира; тем, кто стремится управлять своими эмоциями и готов постоять за право быть свободным и счастливым.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Издревле люди жаждали счастья, подобно тому, как выжженная земля жаждет воды. Легко ли оно давалось? Не всегда! О нем писали поэты и романисты, о нем рассуждали философы, но почти все они знали о счастье лишь понаслышке.

Короли пытались властвовать над ним, но счастье не подчинялось их могуществу. Богач пытался его купить, но оно не продавалось. Интеллектуалы пробовали понять его, но тщетно. Знаменитости пытались обрести счастье за счет славы, но счастье предпочитает безвестность. Молодые люди говорили, что счастье принадлежит им, но счастье невозможно найти в удовольствии, и его не может обрести тот, кто не задумывается о последствиях своих действий.

Некоторые люди полагали, что счастье можно культивировать в лабораториях. Они изолировали себя от мира и проблем жизни, но счастье ценит обычных людей и взращивается в естественных условиях. Другие пробовали обрести счастье с помощью достижений науки и техники, но с ускорением технического прогресса печали и душевные пороки распространились еще больше.

В отчаянии многие люди пытались искать счастье по всему свету. Но дело было не в выборе места - счастье не обитало в небоскребах и дворцах. Утомленные поисками, некоторые люди сказали: «Счастья нет, счастье - это лишь грезы тех, кто никогда не просыпается». Счастье стучалось в каждую дверь. Оно давало надежду всем людям: печальным и веселым, подавленным и смеющимся, энергичным и лишенным фантазии. Оно внушало: «Послушайте, ищите меня не вокруг себя, а внутри себя». Мы переспрашивали: «Что? Говорите громче!» Оно шептало, и шепот его был подобен мягкому бризу: «Не ищите меня в космосе и на разных континентах Земли. Ищите меня внутри себя. Я обитаю среди ваших эмоций, в средоточии вашего духа...»

Большинство людей не понимали языка счастья. Они ожидали, что счастье войдет в их жизнь с громоподобным грохотом. Но счастье любит тишину. Оно скрытно и проявляется почти неощутимо в изгибах жизни и в простых деталях бытия.

Мы не понимаем счастья, поэтому нас можно уподобить кораблю без руля. Мы презирали счастье, и оно не давалось нам. Мы плохо обращались с ним, а оно появлялось на миг и быстро исчезало. Счастье обитало в душах многих людей всего лишь миг, а в иных душах - всю жизнь.

Счастье порождает любовь, спокойствие, мудрость, радость, терпение, терпимость, солидарность, прощение, стойкость, самообладание, доброту и чувство собственного достоинства. Вы никогда не встречали такого дружного семейства!

Если вы плохо обращаетесь с кем-то из членов этой вашей семьи, вы рискуете потерять все семейство. Если пострадала ваша любовь, вы теряете спокойствие; если спокойствие покидает вас, вы теряете стойкость; потеря стойкости будет стоить вам мудрости; если вы лишились мудрости, распрощайтесь с чувством собственного достоинства.

Мы должны познать мир эмоций, чтобы взрастить счастье. Мир развивается с удивительной скоростью. С каждым десятилетием наши знания приумножаются, а прежние мифы рушатся. Старые научные «истины» сменяются новыми. Все происходит так быстро! Может ли счастье двигаться в том же темпе? Нет! Счастье - друг времени. Мы должны тренировать эмоции, чтобы быть счастливыми.

Эмоциональное образование означает развитие наиболее важных функций нашего интеллекта, таких, как управление мыслями, защита эмоций в моменты напряженности, способность обдумывать свою реакцию, умение поставить себя на место другого, способность воплощать мечты и ценить жизнь. Почему одиночество, заниженное чувство собственного достоинства, беспокойство, усталость и раздражительность свойственны юным и взрослым? Потому, что они никогда не тренировали свои эмоции, никогда не пытались в корне изменить свою жизнь. Многие книги по самоусовершенствованию внушают людям неадекватное представление о сущности счастья.

Мы постоянно открываем новые школы, но от этого не стало больше думающих людей. В мире появилось больше физиологов и психиатров, но от этого люди не стали жить лучше. Людей, которые умеют управлять кораблем своей жизни в море эмоций, по-прежнему очень мало.

Более семнадцати лет я разрабатывал новую теорию о работе интеллекта, называемую «Мультифокусное мышление». Я упорно изучал эмоции и написал об этом тысячи страниц. Меня не назовешь всезнающим, но в данном случае я знаю, о чем говорю: нет волшебных способов стать счастливым. Путь к счастью лежит через эмоциональное образование. Мы не можем отказаться от нашей жизни, мы можем только изменить свой подход к ней.

Во второй части этой книги я расскажу о величайшем Мастере Эмоций, когда-либо жившем на этой земле, и о самых важных уроках эмоционального тренинга, которые он оставил нам. Мы продолжим наше интересное путешествие, которое наверняка изменит наше представление о жизни и препятствиях, подстерегающих нас на жизненном пути.

Тому, кто думает, что он все изучил, надеяться не на что. Если вы думаете, что вы - лишь несведущий и неискушенный ученик в Школе Жизни, вы не безнадежны. Нет никаких гигантов в эмоциональной сфере, поскольку все мы - вечные ученики.

Вы можете и должны найти путь к счастью, дорогу к спокойствию, удовольствие в диалоге, храбрость, чтобы преодолеть кризисы, и ясное сознание, чтобы сохранить интерес к жизни. Я расскажу несколько историй, чтобы показать вам, что вы обладаете невероятной силой. Вы выиграли самую большую гонку, вы были самым храбрым и удивительным на Земле, поскольку пережили самый захватывающий роман в истории. Вы не верите мне? Потерпите - и сами все увидите.


Аугусто Жоржи Кюри


Вы выиграли самое большое соревнование в истории

История большой гонки за жизнь

Когда-то вы были допущены к участию в самой большой гонке всех времен и народов. Там были миллионы конкурентов. Только вообразите, сколько у вас было соперников! Почти все претендовали на победу, но только один из них победил - и это были вы. Проанализируйте, каковы были ваши шансы. Ничтожные, не правда ли? Очень близкие к нулю.

Все сговорились против вас. Никогда удача не была так далека. Но вы не могли позволить себе проиграть эту гонку, иначе упустили бы самый большой приз в истории - жизнь. И тогда другой человек сидел бы на вашем стуле, читая эту книгу; другой занял бы ваше место на этом этапе бытия. Что это была за гонка? Это была гонка за жизнь. Были миллионы сперматозоидов, рвущихся оплодотворить одну яйцеклетку и завоевать себе право на жизнь. И вы были среди них самым упорным существом в истории, ибо верили, что сможете победить. Таким мечтателем вы уже никогда не были. И сейчас тоже. А тогда вы мечтали о том, что было почти невозможно.

Если бы любой другой сперматозоид оплодотворил яйцеклетку, был бы сформирован другой человек, не вы. Вы были бы навсегда вычеркнуты из жизни. Вы не получили бы ни глаз, чтобы видеть солнце, ни эмоций, чтобы иметь друзей.

Тогда вы были совсем крошечным - в тысячи раз меньше песчинки. Вы были маленьким и несовершенным созданием, но ваша способность бороться за жизнь была удивительна. Генетическая программа определила, что вам нельзя умирать, что вам нужна эта яйцеклетка в матке вашей матери. Только благодаря ей вы могли стать человеком. И вы смело устремились к своей цели.

Это было самое большое соревнование в истории, самая жесткая гонка, когда-либо пройденная живым существом. Это было несравнимо труднее, чем в настоящее время преодолеть рак, инфаркт, семейный или финансовый кризис. Так что не отчаивайтесь, сталкиваясь с сегодняшними кризисами.

Завоевание Оскара лучшим актером, награждение Нобелевской премией или достижение вершины карьеры в любой компании мира - очень легкая задача по сравнению с соревнованием, в котором вы участвовали на заре вашей жизни. Поэтому если вы чувствуете себя низшим существом из-за того, что никогда не достигали чего-то значительного, то знайте, что вы ошибаетесь. Вы несправедливы к себе, потому что заслуженно победили в самом большом и самом трудном соревновании в истории. Никогда не чувствуйте себя ниже любого другого человека или менее способным, чем он. Богаты вы или без гроша в кармане, интеллектуал или неграмотный, знамениты или безвестны - все это неважно по сравнению с жизнью, которую вы завоевали. Почувствуйте жизнь, пульсирующую в каждой клеточке вашего тела и вибрирующую в вашей душе.

Целью данного блока является расширение знания воспитанников о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом.

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Эмоции придают дополнительную окраску самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособность выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.

Задачи блока:

Знакомство с эмоциями;

Осознавание проявления эмоций;

Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

Особенности работы в Эмоциональном блоке заключаются в следующем.

1. Работа требует от участников большей открытости, так как эмоции непосредственно связаны с актуальными личными переживаниями. Следовательно, члены группы становятся более уязвимыми, что требует определенной зрелости, готовности группы.

2. В данном блоке необходимы специальные усилия психолога-ведущего по созданию и удержанию атмосферы доверия и безопасности на занятиях. Часто необходима дополнительная проработка агрессии и напряженности как этап групповой работы.

3. Опыт показал нежелательность «психотерапевтического» подхода и глубокого личностного погружения в эмоциональные проблемы участников. Рекомендуется ориентация на обучающую, тренинговую, игровую формы, информационный подход, которые обеспечивают определенную абстрагированность участников от своих проблем и некоторую защищенность рамками фор­мы занятий и правил игры (маски, карточки, игры типа «ГоЧуДей» ).

В основе данного блока лежит позитивный подход гуманистической пси­хологии, техники гештальт-, арт- и игровой терапии. Мы исходим из следую­щих положений.

Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.

Нет абсолютно плохих или абсолютно хороших эмоций.

Существует разница между испытываемым чувством и способом его вы­ражения.

Различают конструктивное и деструктивное (самодеструктивное) выра­жение эмоций.

В соответствии с задачами блок состоит из трех частей.

ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

На этом этапе происходит расширение словаря эмоций, соотнесение эмо­ций и ситуаций, в которых они проявляются, первичная ориентировка в соб­ственном отношении к различным эмоциям, понимание связи эмоциональной сферы и тела, тренировка безоценочного принятия различных чувств и эмо­ций. Начинать занятия можно с вопроса: «Какое у вас настроение?» - это по­зволяет детям настроиться на работу, обратиться к своим чувствам.

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЙ МАСКУ» ________________________________

Инструкция.

Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродук­тивных настроений, с которыми он пришел, и тем са­мым освободить голову для работы. Дети очень лю­бят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Упражнение может прово­диться в качестве разминки или завершения и в дру­гих блоках программы.

«Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое вы­ражение, например вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. И так все по очереди».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НА ЧТО ПОХОЖЕ МОЕ НАСТРОЕНИЕ»__________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗЫВАЕМ ЧУВСТВА»________________________________

Информация для ведущего. Результат работы группы - лист ватмана с крупно написанными на нем словами - можно использовать на всем протяжении работы группы в качестве «подсказки», напоминания. По ходу работы в этот список можно вносить новые слова - это словарь, отражающий эмоциональный опыт группы, и он может показательно отличаться от группы к группе. Следите, однако, за тем, чтобы там нашли отражение основные эмоции - гнев, печаль, радость, страх, обида.

Если вам кажется, что кто-то из ребят неуверен в том, что обозначают не­которые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

Также в завершение этого упражнения можете задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда вы в последний раз писали контрольную работу? Что вы чувствовали, когда приближались кани­кулы? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали?»

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ«БЫСТРЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»____________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛКИ И ОВЦЫ»_____________________________________

Материалы. Инструкция.

Обсуждение:

Это упражнение позволяет интенсифицировать эмо­циональное состояние участников.

Кассета с записью энергичной, активной музыки.

«Волк выходит за дверь. Включается активная музыка. Овцы пасутся на лугу, бегают по кругу. В неожи­данный момент врывается Волк и хватает Овцу. Овца превращается в Волка. Теперь уже два Волка врыва­ются в круге и т. д.

Что происходило с тобой во время игры? Что ты чувствовал? Какие еще есть чувства? Что дают нам чув­ства? Есть ли абсолютно бесполезные или вредные чувства? Что значат эмоции для тебя? Нужны ли они тебе и зачем? Что в них хорошего для тебя, чем они тебе полезны? Чем они тебе вредят или мешают?

Замечания для ведущего. Это упражнение вызывает сильные эмоции - радость, страх, возбуждение - и может послужить хорошим началом совместного обсуждения и исследования того, как эмоции окрашивают нашу жизнь, делают нас неравнодушными к происходящему. От этого упражнения можно перейти к обсуждению природы эмоций на доступном для группы уровне.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «КАРТОЧКИ»_________________________________________

Материалы.

Инструкция.

Варианты.

Позволяет развивать словарь эмоций, укрепляет соотнесение названия эмоции с мимическим ее выражением, осознавание индивидуального и общего в выражении эмоций.

2 комплекта карточек с рожицами, изображающими различные эмоции, (см. Приложение) и такого же количества карточек с названием эмоций (исходя из списка эмоций, выработанного группой).

«Разбейтесь на две команды. Сейчас я раздам вам набор карточек, на которых нарисованы разные рожицы. Вам надо будет за одну минуту подобрать к каждой рожице карточку, обозначающую эмоцию, которую она выражает».

Если участники группы достаточно свободно владеют языком эмоций, то можно попросить их самих, без опоры на карточки, подобрать названия к каждой карточке.

Информация для ведущего. Приведенные в приложении рисунки допускают различные варианты обозначения. Возможно, у двух групп какие-то пары будут совпадать, а какие-то будут различаться. Это дает возможность поговорить о том, как по-разному мы можем воспринимать и переживать некоторые чувства, а также обсудить наличие некоторых общих черт в выражении основных эмоций (при недовольстве, как правило, хмурят брови, при страхе часто вжимают голову в плечи и т. д.). Если вам удастся выйти в обсуждении на то, как различные чувства переживаются в теле, то логическим продолжением этой игры будет упражнение «Фантом».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ФАНТОМ»___________________________________________

Материалы.

Инструкция.

Обсуждение:

Позволяет осознать связи эмоций с телесным переживанием, расширяет осознанность в отношении собственного переживания и выражения эмоций.

Листок со схематичным изображением человеческого тела - «фантом» - для каждого участника и достаточ­ное количество карандашей синего, красного, желто­го, черного цветов.

«Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете. Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на сво­ем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испуга­лись чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштри­хуйте черным карандашом это место на своем рисун­ке». Аналогично предложите детям обозначить синим карандашом, где они переживают грусть и желтым - радость.

Где в теле ты чувствуешь свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство тебе было легче всего пред­ставить и ощутить в теле? А какое - труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощуще­ния?

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ«ЗВУК-ЧУВСТВО»______________________________________

Информация для ведущего. Обратите внимание ребят на то, как они гудели, когда назывались различные чувства, - одинаково, или некоторые чувства хотелось гудеть со своей интонацией. Это может служить переходом к Разговору об интонационных особенностях выражения различных чувств. Также можно обсудить, звучало ли громче гудение во время тех чувств, которые в действительности чаще переживаются ребятами, или же когда назывались «приятные» чувства. Поговорите о том, что «приятные» чувства у себя и у других принимать легче, чем «неприятные».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЛИНИИ»_____________________________________________

Информация для ведущего. Наряду с важностью обучения детей языку эмоций - словам, обозначающим различные эмоциональные состояния, - важно предоставлять возможность для выработки другого «языка» - языка образов, символов, который на этих занятиях будет альтернативой разговору о чувствах, другим способом выражения чувств и переживаний.

УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Целью следующей группы упражнений является тренировка навыка узнавания эмоционального состояния других участников и своих собственных. Основное содержание заключается в проигрывании эмоций и распознавании своего эмоционального состояния и состояний других.

В качестве варианта разминки-ритуала на этом и следующем этапе может быть использовано следующее упражнение.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ ЗА МИНУТУ» _______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ШУРУМ-БУРУМ» __________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПОПУГАЙ» _______________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ ЧУВСТВО»__________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА ЧУВСТВА»______________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВЫЕ РУКИ» ___________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ»_____________________________________________

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЕМ ЧУВСТВА» _____________________________

Информация для ведущего. Следите за тем, чтобы все дети хотя бы один раз получили мячик-чувство. Это упражнение может служить хорошей иллюст­рацией того, какие чувства приемлемо выражать в данной группе. Это могут быть по большей частя агрессивные чувства или, наоборот, «приятные». Продолжени­ем упражнения может быть разговор о том, как другие воспринимают проявление наших чувств - понимают, но не принимают; принимают, но не понимают.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТОК ЧУВСТВ»____________________________________

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

В этой части блока делается акцент на проработке отдельных эмоций и поиске способов их приемлемого выражения. Также внимание уделяется диф­ференциации эмоциональных проявлений - например, злость может быть лег­ким недовольством или сильным гневом.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛКАЛКИ» ______________________________________

Инструкция.

Обсуждение:

Упражнение позволяет канализировать агрессию че­рез игру и позитивное движение.

«Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытяну­той руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями на своего партнера. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причи­нить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я крикну "стоп!", все дол­жны остановиться».

Насколько тебе понравилась игра? Кого ты выбирал себе в партнеры? Ты толкался изо всех сил? Когда вы играли, ты больше толкал партнера или больше сопротивлялся? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что ты придумал, чтобы победить? Ты толкался во всю силу или сдерживал себя? Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?

Информация для ведущего. Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно.

Пусть дети сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе воцарится более открытая атмосфера, можно попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ДАТСКИЙ БОКС» __________________________________

Инструкция.

Эта игра дает детям опыт конструктивной агрессивности, способности сохранять контакт с партнером во время спора. Многим людям это дается с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отдалением. Это упражнение также может служить разрядкой в момент спора между участниками группы.

«Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему ты считаешь этот спор хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие так или иначе зависят друг от друга.

Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а боль­шие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем кто-то из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой па­лец партнера хотя бы на секунду. После этого вы мо­жете начать следующий раунд. Вы поняли суть игры? Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на севере. Но в нее могут играть и девочки, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обман­ные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравиться эта игра. После пяти раун­дов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выбе­рете себе другого партнера. Прощаясь со своим парт­нером, поблагодарите его за честное ведение борьбы».

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ (СНЕЖКИ)» ___________________

Материалы.

Инструкция.

Эта игра учит канализировать свои агрессивные чув­ства через игру, дает возможность снять эмоциональ­ное напряжение в группе или эмоционально включить­ся в работу усталым или апатичным детям.

Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

«Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, дос­таточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуй­ста, на две команды, и пусть каждая выстроится в ли­нию так, чтобы расстояние между командами состав­ляло примерно четыре метра. По моей команде вы нач­нете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быст­рее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду "стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию» (2-3 мин.).

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ИЗОБРАЗИ СВОЮ ЗЛОСТЬ (СТРАХ И Т. П.)»_____________

Вариант . Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги. Работа с плотной бумагой требует физических усилий и, таким образом, высвобождает энергию. Обсуждение заключается в том, что дети рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВА ГНЕВА» ___________________________________

Информация для ведущего. Записывайте все, что говорят дети - не давайте никакой оценки словам, которые они называют, дайте возможность без смущения проявить широкий спектр словесных реакций. Когда вы закончите писать список, обратите внимание детей, что некоторые из записанных слов ранят другого, обвиняют, подразумевают нападение, атаку. Другая же группа слов является выражением испытываемого чувства.

Варианты. Аналогичным образом можно провести обсуждение возмож­ных реакций в страшных, пугающих ситуациях и др.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «МОРСКОЕ ЦАРСТВО»_________________________________

Варианты. Это упражнение можно выполнять всей группой, рисуя общее «морское царство», или же разбиться на две команды, каждая из которых будет рисовать свой подводный мир. Ведущий группы также может принимать уча­стие, рисуя воду, волны. Если детям трудно начать самим, то ведущий может начать рисовать что-нибудь простое (змею, например). После окончания рисо­вания попросите ребят дать название своему рисунку и описать его, а может быть, даже придумать общий сюжет.

Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.

Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без какого-либо выражения.

Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома. Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев. В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема. Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.

В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?

Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.

Обратимся к техникам управления собственными эмоциями , которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА

Техника глубокого дыхания

Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:

  • сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
  • затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
  • сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.

Техника мышечной разрядки

Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.

Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ

Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова. Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ. Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника "Стрелоулавливатель"

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.

В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.

Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:


Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!

Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!

Давыденко Ольга Игоревна

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Успех


    Яркое и живое
    упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе .

    Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

    Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов . Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

    Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме .

  • Упражнение-разминка "Разожми кулак"

    Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10-15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

    Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты , но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

    Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

    Объем тренерской методички: 8 страниц.

    Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

Добрый день, дорогие мои читатели! Мы уже неоднократно рассматривали вопросы, связанные с тем, что необходимо уметь трансформировать , отрицательные эмоции в положительные, позитивные. Это следует делать, потому что если мы будем общаться с окружающими нас людьми, имея расшатанные нервы, срываясь, обижая, то вряд ли путь к успеху будет коротким и благополучным. Более того, любое негативное состояние, даже при серьезных потерях, имеет право на существование не более недели. Больший период – это уже диагноз, поскольку сохранение негативного состояния длительное время приводит к неврозам, а затем и более серьезным расстройствам. Отрицательные эмоции серьезно подрывают наше здоровье, поглощают и нейтрализуют энергию, столь необходимую для счастливой и здоровой жизни.
Мы остановились на двух важных вопросах: «Что делать?» и «Зачем это нам нужно?». Однако, очень часто зная ответы на эти вопросы, мы остаемся на месте, так как остается еще один более важный вопрос: «Как это сделать?»
Для тех, кто принимал участие в психологических тренингах и знаком с техниками тренировки эмоций, здесь нет секретов. Они точно знают, почему для римлян важны были не только хлеб, но и зрелища, почему люди не спят во время спортивных матчей, и так живо откликаются на любые лицедейства. Все эти события позволяют испытать сильные эмоции. Они выдергивают нас из повседневной монотонности жизни, дают возможность восстановить эмоциональную гибкость.
Эмоциональная гибкость – умение быстро переходить от экспрессивной эмоции к спокойствию, что способствует нахождению самых результативных решений в любой ситуации. Тренировка эмоций открывает для нас новые перспективы в личностном совершенствовании. Не только длительные негативные эмоции вредны для человека, но и безудержное веселье, продолжительный восторг также опасны. Эмоциональная гибкость позволяет из любого крайнего состояния возвращаться в состояние спокойствия.
Для тренировки эмоций используется метод эмоционального маятника. Для этого необходимо почувствовать себя актером или, еще проще, понаблюдать за детьми, которые естественны в своих эмоциях. Вспомните, как заразителен смех детей, через минуту непереносимый плач. Мы еще не успели отреагировать, а они уже снова помирились и продолжают радоваться игре. Чтобы обрести внутренний покой, обрести чувство спокойствия, мы должны выпустить на волю все свои зажатые эмоции.
Итак, расправили плечи, выпрямили спину, с гордостью приподняли подбородок. Не забываем о легкой улыбке. Вы совершенство. Вы излучаете благородство, внутреннюю свободу. Вы полностью раскрепощены.
А теперь вспомните что-то не очень приятное в вашей жизни, что вызывало ваши слезы. Как актер подтолкните это состояние: опустите плечи, расслабьте нижнюю челюсть, добавьте частое, поверхностное дыхание и начинайте всхлипывать. Не сдерживайте слезы, даже если они переходят в рыдания. Пусть со слезами уйдут все обиды, горести, переживания. Это целебные слезы. Поплакали, как в детстве. А теперь стоп, достаточно.
Расправьте плечи, поднимите голову. Вы – актер… Почувствуйте, что все ваши переживания в прошлом, они не повторятся. На лице улыбка, в душе – покой. Снова настраиваем себя на спокойствие.
А теперь посмеемся от души, лучше всего над собой. Вспомните самые смешные, нелепые ситуации в вашей жизни. Пусть ваш будет заразительным. И вновь переходим к спокойствию. Вы уже запомнили это состояние.
Также попробуйте испытать состояния безысходной тоски, грусти. Погрузитесь в эти состояния. Запомните, как при этом меняется ваш внешний облик. Побудьте в этом состоянии некоторое время и возвращайтесь к состоянию спокойствия.
А теперь радуемся, вспоминаем моменты абсолютного счастья. Изменились дыхание, осанка, мимика. Мы готовы дарить радость всем, кто нас окружает. Все всплески эмоций, сильные душевные движения, словно сбивают накипь с души. Подмечено, что люди, которые много пережили в своей жизни, мудры и доброжелательны. Научитесь ценить свои неудачи, прошлые несчастья – они сделали вас более стойкими и мудрыми.
И наконец, научитесь делать все это с закрытыми глазами, мысленно создавая образы . Тренировка эмоций важна для того, чтобы научиться состоянию спокойствия, для восстановления эластичности эмоций, эмоциональной гибкости, подвижности нервной системы.
Если ваша жизнь вдруг забуксует, как грузовик, на жизненном бездорожье, то вы теперь знаете, как раскачать эмоциональный маятник, чтобы вернуться в состояние спокойствия. Эти упражнения способствуют не только физическому и духовному здоровью, но и поддерживают положительный энергетический баланс вашего организма.

КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ

На Востоке заикание не считается болезнью, а рассматривается как привычка, привычка спешно, торопливо, за очень короткий промежуток времени высказать больше, чем реально успевает мозг проанализировать.

Предлагаемый метод основан на вырабатывании привычки правильно сочетать дыхание и речь и закреплении этой привычки.

Обратите внимание на певцов, прежде всего оперных. Они поют только на выдохе. При заикании следует говорить только на выдохе, не спеша. Вы сможете убедиться, что в этом случае нормальная речь восстанавливается немедленно, сразу же.

Начните с того, что выработайте в себе чувство уверенности в своих силах и возможностях, снимите внутреннюю напряженность, обретите чувство душевного покоя. Это прекрасно снимает излишнее напряжение мышц, в том числе диафрагмы, дыхание становится свободным, плавным.

Упражнение. Возьмите какой-нибудь текст и начните его читать вслух по нашей методике: плавный вдох, небольшая задержка дыхания, плавный выдох; суть методики в том, что вы начинаете говорить только после того, как начали выдох, вы говорите только на выдохе, с улыбкой, не спеша, не напрягаясь. Как только почувствуете, что выдохнули почти весь воздух, замолкаете, делаете небольшую задержку дыхания, затем - вдох, и вновь начинаете говорить только с началом следующего выдоха, также не спеша, свободно, с радостью и легкой улыбкой, чувством уверенности и покоя.

Для достижения полного успеха в восстановлении нормальной речи искусственно вызывайте чувство доброты к людям, если оно не возникает само по себе, пока это не станет вашим привычным чувством; старайтесь всегда находиться в этом состоянии. Говорите всегда с улыбкой.

Желаем вам успеха!

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто замечаем, что срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это признаки нарушения эмоционального, душевного равновесия. Если такое состояние сохраняется продолжительное время, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время - к более серьезным расстройствам.

Есть еще один аспект, ради чего мы должны тренировать свои эмоции. Мы уже знаем, что мысли материальны. И вот доказательства.

Уже несколько лет ведутся исследования по изучению связи между сознанием, мозгом и иммунной системой. Так, в частности, в США разработана и уже во многих клиниках применяется бихевиористическая медицина, т.е. раздел медицины, применяющий методику, основанную на использовании психических сил пациента для лечения его тела. Цель такого воздействия - вовлечь пациента в процесс лечения. Когда пациент в кабинете врача пассивно выслушивает его предписания, он не может ощущать себя полноправным участником борьбы с болезнью. Да, такое ощущение возникает, когда он начинает задавать вопросы о побочном действии прописанных лекарств или о других возможных методах лечения, но вовлечение пациента в процесс лечения - это гораздо большее. Участник лечения - не просто хорошо проинформированный потребитель медицинских услуг, а человек, способный применить новые методы контроля сознания над физиологией для того, чтобы активно помогать процессу своего лечения.



Такой подход вполне оправдан хотя бы потому, что давно замечена взаимосвязь между отношением человека к своим недугам, медицинскими предписаниями, которые он получал, и результатом, который зависит от особенностей этих условий.

Так, ввиду недавно открытых биохимических связей между гормонами в организме и клетками иммунной системы и мозга, "я уже более не считаю возможным проводить четкую грань между мозгом и телом", - пишет, в частности, Кендес Перт, возглавляющая отделение биохимии мозга отдела клинической нейромедицины Национального института психических заболеваний, США.

Если сказать более конкретно, то учеными этого института установлено, что, например, моноциты (клетки иммунной системы, способствующие заживлению ран, восстановлению пораженных тканей и поглощающие бактерии и другие инородные тела), имеют особое строение, позволяющее им вступать в химическое взаимодействие с нейропептидами (это класс биохимических соединений, выступающих в роли химических по-сыльных между клетками мозга, а также регулирующих деятельность почек). Этими же учеными было обнаружено повышенное содержание клеток, по своей форме рассчитанных на взаимодействие с нейропептидами в лимбической системе - сети мозговых структур, контролирующих эмоции. Более того, их же исследования показывают, что и сама иммунная система вырабатывает химические вещества, воздействующие на мозговые структуры, которые руководят нашим настроением.

Из всего этого следует, в частности, что эмоции могут играть ключевую роль в ходе болезни. Вот почему, если рассуждать дальше, по мнению этих же ученых, необходимо "проецировать сознание в организм" - для успешного выхода из нездоровья.

Учеными в США также было доказано, что все недуги, от которых помогают упражнения на глубокое расслабление, принадлежат к классу "расстройств возбуждения", характеризующихся обострением чувствительности лимбической системы мозга. Упражнения на глубокое расслабление дают больному как бы новую настройку; т.е. при повторных расслаблениях подавляется активность вырабатываемых мозгом химических веществ, стимулирующих лимбическую систему. Исследования показывают, что чрезмерная активность лимбической системы способна угнетать иммунную функцию и иметь другие очень неприятные последствия.

Врачи сами признают, что их помощь больному ставит его в зависимое положение. Если же дать возможность сделать что-то самостоятельно, пациент чувствует себя хозяином положения, и благотворные последствия этого далеко превышают все, что может сделать для него врач.

Мы считаем слезы признаком слабости, стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительной моралью, этикетом, мы - неестественны. Вспомните, как естественны дети в выражении своих эмоций, как они искренни. Не потому ли их смех так заразителен, что трудно и нам сдержать улыбку, видя радость ребенка, и так непереносимы их плач, их молчаливые слезы? Вспомните при этом, как легко они переходят из одного состояния в другое.

Давайте и мы представим себя немного детьми - искренними, чистыми, беззащитными. Давайте отпустим наши эмоции на свободу, не будем сдерживать движения души, позволим нашим чувствам взять верх над разумом.

Вы спросите: "Зачем это? Ради чего плакать? Ради чего смеяться?" Отвечаем: ради глубочайшего внутреннего покоя, обретения чувства спокойствия.

Итак, сели прямо, расправили плечи, гордо подняли голову, на лице - легкая улыбка... Вы - королева (или король)... Вы - само совершенство, вы излучаете чувство собственного достоинства, благородство, снисхождение ко всему, что вас окружает, и ко всем, кто от вас зависит... Вы горды, внутренне свободны и полностью раскрепощены... Смотрите чуть снисходительно на суету вокруг вас, сознавая, что вы как бы в стороне от всего этого, вы - неуязвимы... л А теперь постарайтесь вспомнить из вашего прошлого все самое горькое, самое неприятное, каждому человеку есть над чем поплакать...

Представьте, что вы - актер, помогите себе войти в роль... чуть приоткройте рот,отпустите, расслабьте нижнюю челюсть, дайте частое, поверхностное дыхание, начните слегка всхлипывать и вспоминайте, вспоминайте... с детства, юности... Все ваши обиды, огорчения, потери, разочарования... Каждому есть что вспомнить... есть над чем поплакать. Пусть со слезами уходит все, что много лет, а может быть, и десятки лет давило вас, камнем лежало на душе и при воспоминаниях об этом вы даже не могли сдержать слезы. А сейчас постарайтесь сами это вызвать, вспомнить, чтобы с этими слезами все ваши прежние, давние^ самые горькие переживания ушли, ушли раз и навсегда... Не сдерживайте эти слезы... не стыдитесь их, помните, что они целебны для вас, они освобождают вас от прошлого, от всего, что камнем висит и давит вашу душу... Постарайтесь перейти на рыдания, не сдерживайте их, усильте их по возможности. Поплачьте искрение, как в детстве™ хорошо... Но достаточно, скажите себе: стол.

Перейдите к спокойствию, настройте себя на спокойствие... Поднимите голову расправьте плечи, не забудьте: вы - актер... Почувствуйте всем существом глубочайшее спокойствие, ведь все, что вы только что пережили, - в прошлом, уже ушло, уже никогда не повторится... Вы со всем этим распрощались навсегда, вы здесь, в данный момент, а настоящем, вам хорошо и спокойно... На лице легкая улыбка, в душе - покой... Постарайтесь запомнить это состояние". А теперь посмеемся от души, позволим себе расслабиться, вызываем состояние смеха. Над кем легче всего смеяться? Конечно, над собой...

Вспоминаем все самое смешное, что с вами когда-то приключалось... с самого невинного детства, юности, есть над чем посмеяться каждому из нас... Ведь никто лучше вас самих этого не знает, не знает ваших слабостей. Не сдерживаем себя, даем волю эмоциям н здесь, стараемся и посмеяться до слез, похохотать от всего сердца...

И вновь перейдите к спокойствию, настроите себя, вы это можете сделать уже легче, вам это состояние уже знакомо, и оно вам желанно, это ваше основное состояние...

После этого постарайтесь перейти еще раз к неприятным воспоминаниям, к состоянию печали... Убираем напряжение, все Тело расслаблено, плечи опущены, висят, голова опушена вниз, руки безвольно лежат на коленях... Ощутите всем своим существом безысходную тоску, печаль, грусть... Дыхание частое, поверхностное, всхлипывайте, -позвольте себе все это, ощутите ярче это состояние, запомните его, окунитесь в него полностью, побудьте в нем какое-то время, чуть-чуть™ для того чтобы вновь перейти к состоянию покоя, полного душевного равновесия, спокойствия... Ведь это ваше основное состояние, и теперь оно вам приятно и естественно, оно отражает ваше внутреннее состояние.

Попробуйте также хотя бы один раз действительно всерьез испугаться за свое здоровье, за свое будущее. Представьте себе, что вы неизлечимо больны, что нет у вас выхода и выбора, что вы абсолютно беспомощны и беззащитны... Попытайтесь ощутить этот страх, что уже никогда башне вы не сможете вернуться к нормальной жизни, что существует как бы невидимая стена, отделяющая вас от всего, к чему вы привыкли, от всех, кто дорог и любим, постарайтесь прочувствовать этот ужас вынужденного одиночества в страдании... Представьте, что жить осталось недолго, два-три месяца, полгода или год...

Проанализируйте в этом состоянии ваши мысли, поступки, отношения в семье с близкими, желания и суждения, а главное - причины вашего нездоровья. Может быть, вам захочется что-то пересмотреть? Может быть, станет даже стыдно за себя, за какие-то прошлые, казалось, забытые действия, когда вы считали себя абсолютно правыми... Так что же изменилось?..

Посмотрите на себя как бы со стороны... Представьте, что это просто кошмарный сон, который больше уже никогда не повторится, потому что вы уверены в себе и знаете, как действовать, чтобы быть всегда молодым и здоровым... Ощутите в себе эту абсолютную уверенность и неуязвимость, особенно желанные теперь. Прислушайтесь к своему внутреннему Я, к своей душе... Разве не возникло именно сейчас, вот в это мгновение в ней огромное желание жить, просто жить и радоваться;, быть здоровым и счастливым и буквально излучать, расплескивать, дарить эту радость всем вокруг... Обратите внимание на вашу мимику. У вас на лице легкая улыбка?.. Прекрасно, запомните это чувство, это внутреннее состояние, постарайтесь пребывать в нем как можно чаще, вызывайте его, особенно когда вдруг в душе "кошки заскребут". Постарайтесь всегда просыпаться с этим чувством, а если его нет - вспомнить и вызвать его искусственно, и очень скоро оно станет вашим постоянным состоянием. Научитесь ценить опыт своих прошлых несчастий и неудач, чтобы он добавлял вам стойкости и силы духа.

Научитесь выполнять эти упражнения с закрытыми глазами, мысленно создавать образы различных эмоциональных состояний. Для чего все это вам необходимо? Это необходимо, чтобы научиться пребывать в образе спокойного человека, для восстановления эластичности, подвижности нервной системы. Проанализируйте свое состояние через некоторое время, и вы сможете убедиться, что оно действительно изменилось, что окружающие стали иначе относиться к вам, потянулись к вам, как будто в вас появилось что-то загадочно-привлекательное, что есть далеко не в каждом человеке.

Желаем вам успеха!

Приводим для вас несколько вариантов медитации молодости и здоровья, эмоционального блаженства. Конечно, у каждого свои представления об этом, свои воспоминания, возьмите их за основу, но... прочтите и эти. Наверняка, что-нибудь здесь вы найдете и для себя.

Обратите внимание на третий вариант. По опыту мы знаем, что почти всем нашим ученикам он был особенно приятен и близок.

ВАРИАНТЫ МЕДИТАЦИИ

1. Расслабьтесь полностью, закройте глаза, дышите спокойно... ощутите легкую прохладу, расслабьте мышцы лица... Представьте, что каждая ваша клетка обретает невесомость, становится легкой, свободной...

С каждым вдохом-выдохом ваша рука чуть-чуть уходит вперед... вдох-выдох... ваше тело становится невесомым, легким; смотрим со стороны на свои руки... голову откиньте чуть назад... внушите легкость, легкость... тело становится легким. Прекрасно...

А теперь ваши руки раздвигаются, тянутся друг к другу... Мысленно отходим чуть-чуть в сторону... Как притупляется чувство собственного тела, как становится легко, спокойно... О чем думаете? Одну за другой рассеивайте, убирайте те мысли, которые вам мешают, в сторону... в другую... третью... четвертую... Отлично. Убирайте быстрее, дайте легкость, воздушность, невесомость... и следите за мыслью... Легкость, свобода, божественное спокойствие... Дайте себе те внушения, какие нужны. Представьте: лицо свежее, молодое... Тело упругое, легкое... Мышцы упругие, легкие, свободные. Представьте: вы ходите как балерина, на кончиках пальцев... На лице улыбка, спокойствие... Каждый орган, каждая клетка работают свободно, легко... Ставьте цель: буду здоров - и скоро. Буду!.. Сон глубокий, аппетит хороший. Настроение спокойное... Ясность в сознании... Ясность в голове... Ясность в действиях... Полный контроль своих действий... Опустите руки... Отлично.

2.
На сером фоне смутно... квадрат, круг, треугольник... квадрат поярче, круг... треугольник... квадрат светлый, края почетче, круг...

Представьте: этот круг превращается в шар с мутными краями... ярче, более четко края... Дать этому шару цвет... серый, светлее, более светлый, еще... еще... серый цвет в синий, сероватосиний... Синий светлеет, переходит в голубой, светло-голубой, белый с оттенком морского цвета, желтоватый, желтый, мандариновый, красновато-желтый, оранжевый, алый, красный, пурпурный, розоватый, розовый, ярко-розовый, сиреневый, зеленовато-сиреневый, салатовый цвет, желто-зеленый, ярко-зеленый, темно-зеленый, фиолетово-зеленый, фиолетовый, светло-фиолетовый.

Теперь какой-нибудь цветочек перед глазами... постарайтесь увидеть, ощутить каждый лепесток... какой-нибудь жучок... божья коровка, которая деловито идет и проверяет своими усиками каждую складку... Постарайтесь увидеть малюсенькую ворсинку, внутри пыльца, стебель, запах... Мысленно ставим этот цветок на стол... старый, старый... с почерневшими ножками... Скатерть старая, но чистая-чистая... на столе горшочек старый, но очищенный до блеска. Ставим цветок в этот горшочек... Маленькое окно... занавеска на нем... смотрим за окно...

Мысленно смотрим на свое тело... босые ноги с грубыми подошвами от ходьбы босиком... смотрим на свои ручонки... открываем окно... солнечно... Теплый запах от цветов, растений, голубое, чистое небо... Кое-где облака... Идем по тропинке, вокруг тишина... Кроме шелеста листьев вокруг - ничего, что мешает... Как будто какая-то сила касается листьев... Тропинка согревает пятки... В душе спокойно... расслабленность... высоко-высоко жаворонок, пьяный от любви, поет... Пенье жаворонка... вдали за холмами лес, спокойный, отдыхающий лес... прохладный, отдыхающий лес... Смотрим на облака, на воду... чистейший песочек...

Начинаем подниматься к облакам... выше, любое ваше желание подчиняется вам... поднимаемся ввысь, в облака... смотрим вокруг, вниз... жара... прохладный воздух лесной... Слышим голоса коров, возвращающихся домой... возвращаемся в дом... Ноги грязные, в пыли... Представили своих бабушек, дедушек, родителей, которые сидят и мирно рассуждают о жизни, о простых проблемах жизни.
Чувствуете, что засыпаете, засыпаете... Приятная грубая рука с мозолями нежно с любовью гладит вас... вас укладывают в чистую прохладную постель... вас гладят по щекам, по волосам... вам слышны разговоры о вас, ваших достоинствах, вашем будущем... а вы растворяетесь... как бы просачиваетесь сквозь подушку... и засыпаете....Хотя вы проснулись, лежите с закрытыми глазами... На столе горшочек с топленым молоком... Руки поднимаем... опускаем...Давайте подумаем из той точки отсчета, где ваше детство, о вашей жизни... Стоит ли нервничать, держать себя в напряжении, тяжести, злости, ненависти...Живем хорошо... проходит, с любовью... проходит... с ненавистью... проходит... Все в ваших руках...Хорошее, радостное, все есть в вашей жизни. Если человек ищет рай - он приходит... ищет ад - он приходит... Что лучше? Жить в раю или в аду? Выбирайте сами. Мы сами создаем точности... От всего богатства мира можно найти несчастья... Только что мы были детьми, а теперь седина в волосах... Что такое счастье, не знаем... Сейчас страдаем за будущие 10 лет... Так стоит ли?..

3.
Представьте себе: сумерки... тепло... берегморя... еле слышны звуки музыки, кажется, это прекрасное танго... мелодия вам кажется знакомой и очень приятной, она будит воспоминания... Играет небольшой оркестр, на крохотной эстраде, на самом берегу моря... поздно, уже все разошлись... музыканты играют только для вас... Вы в легком светлом платье, рядом тот, с кем вы всегда мечтали быть рядом... вы танцуете, вы почти невесомы, вы подчиняетесь ритму, музыке... вы счастливы, ваша душа трепещет от божественной радости... Мелодия уносит вас выше и выше... кружит... кружит в танце счастья... Вы буквально растворяетесь в нем... Вы счастливы.