Баграмян краткая биография. Маршал Баграмян глазами внуков: герой, романтик и знатный "шашлычник". Начало военной службы

Баграмян краткая биография. Маршал Баграмян глазами внуков: герой, романтик и знатный "шашлычник". Начало военной службы

Сражение в полной мере осветило все изъяны русской армии, показало ее неспособность противостоять мощи буржуазных стран. Военная система требовала кардинальных перемен. Смена министра (вместо Долгорукова был поставлен Сухозанет) не особо изменила ситуацию. Некоторое сокращение расходов и ликвидация не могли привести к преобразованиям.

Оценивая происходящее, царь понимал, что ведомство нуждается в совершенно новых людях и новом армией.

Военная реформа Александра 2 началась с назначения Дмитрия Алексеевича Милютина на пост министра. Этот деятель, обладая превосходной теоритической подготовкой, необходимым опытом и навыками, а также великолепными личными качествами, подходил, как никто другой, на роль реорганизатора русской армии.

В первую очередь, был сокращен срок службы до 16 лет (с 25-ти). Далее было запрещено отдавать в солдаты за преступления, применять которые были распространены в армии. Военная реформа Александра 2 предполагала и введение обучения грамоте.

Милютин создал новую систему управления. Формирование военных округов позволяло устранить излишнюю централизацию, способствовало быстрому (при необходимости) развертыванию армии. Вместе с этим военная реформа Александра 2 коснулась и самого Военного министерства. Реорганизация структуры предполагала передачу больших полномочий министру. Кроме того, были реформированы и военные учебные заведения. Это позволило привнести качественные изменения в офицерский состав. Кроме того, способствовала изменениям и проводимая Александра 2.

Однако принятых реорганизационных мер оказалось недостаточно. Необходимо было кардинальное изменение всего военного дела, предполагающее введение новой системы формирования войск. Таким образом, все шло к внедрению всеобщей воинской повинности взамен старой рекрутчины. Предполагала новая система принимать солдат на краткосрочную службу, по истечении которой они зачислялись в запас. Такой способ формирования войск позволял провести через армию большую часть населения. При необходимости же прошедших службу людей можно было всегда быстро мобилизовать. Такой подход к формированию войск позволял значительно снизить расходы. Кроме того, облегчалась и сама служба.

Милютин впервые попытался высказать мысль об изменении способа комплектации армии в 1862 году. Однако его слова отклика не нашли. Между тем в Европе продолжалось развитие военно-технической мощи, усиление военных настроений среди крупных государств. В этих условиях реорганизация системы комплектации армии была необходима. Однако ее внедрению мешало не только сопротивление генералитета и аристократии. Эффективным нововведение могло быть при наличии развитой системы транспорта и путей сообщения, в условиях быстрой мобилизации резерва. К началу 60-х годов 19 века эта система отсутствовала в России.

К началу 70-х годов развитие сети железных дорог способствовали проведению военных преобразований.

Новый проект Устава был принят в 1874 году, 1 января. С этого момента всеобщая воинская повинность распространялась на все мужское, достигшее двадцатилетия, население государства. Таким образом, в мирное время в России была сравнительно небольшая армия, а в случае войны у государства была возможность призвать запас и ополчение, создав массовые войска.

Кроме того, преобразования коснулись и вооружения солдат. С новой системой формирования войск стала применяться и современная система орудий, поступила на вооружение винтовка. Вместе с этим развивалось строительство флота.

Великие реформы Александра 2 в военной сфере способствовали повышению боеспособности армии страны.

В статье рассматривается вопрос о принятии в России в январе 1874 г. Закона о всесословной воинской повинности. Проводится сравнение закона 1874 г. с Рекрутскими уставами 1827 и 1831 гг. Прослеживается процесс подготовки и проведения рекрутских наборов в стране и особенности их проведения в Сибири. Оценивается значение принятого закона в плане повышения боеспособности русской армии и увеличения сс численности в условиях быстрою роста военного потенциала ряда ведущих европейских стран. Анализируется отношение разных слоев российского общества к появлению Закона о всеобщей воинской повинности в стране.

Ключевые слова: Рекрутские уставы, рекрутские наборы, рекрутские квитанции, денежный выкуп, всеобщая воинская повинность, Манифест 1874 г., сибирские «инородцы», призывной возраст, русская императорская армия.

Поражение в Крымской войне болезненно отозвалось в разных слоях российскою общества. Император Николай I, который, как известно, видел в военной деятельности основную обязанность императора, в конце своего правления оказался у разбитою корыта. Русская императорская армия, несмотря на героизм и мужество своих нижних чинов, проявленное ими в ходе войны, потерпела жестокое и унизительное поражение на своей собственной территории от военной коалиции иностранных государств. Необходимость проведения кардинальной военной реформы в стране, которую и прежде видели в широких слоях российского общества, наконец-то осознали и в высших государственных сферах.

О военных преобразованиях и военных реформах в России 1870-1880-е гг. немало писали известные исследователи истории русской армии: Л.Г. Бескровный, П.А. Зайончконский, А.Е. Разин, А.В. Федоров и др. Особое место в этих преобразованиях занимает Манифест 1874 г., который устанавливал в стране всеобщую воинскую повинность.

В годы правления императора Николая I были приняты два рекрутских устава: в августе 1827 г. — «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев» (в дальнейшем Устав 1827 г. В.Б.) и в июне 1831 г. — «Устав Рекрутский» (в дальнейшем Устав 1831 г. В.В.). Эти уставы устанавливали порядок проведения набора молодых людей на военную службу в русскую армию: а) указывался возраст, рост, физическое состояние рекрутов, перечислялись условия освобождения от военной службы и для жителей разных местностей, и для разных слоев населения; б) очерчивались фаницы ответственности юродских и сельских обществ, а также должностных лиц за ненадлежащее исполнение рекрутской повинности.

В именном указе, данном Сенату 26 августа 1827 г. по поводу военной повинности евреев, император Николай I определил значение военной службы для этой категории населения следующим образом: «Мы уверены, что образование и способности, кои приобретут они в военной службе, после выслуги узаконенных лет, сообщатся их семействам, для вящей пользы и лучшего успеха в них оседлости и домашнем хозяйстве Принятие Рекрутского устава в 1831 г. ставило задачу «определить четкий и понятный порядок рекрутских очередей в податных сословиях и сократить поток жалоб и заявлений, поступающих в ходе проведения рекрутских компаний»2. В последующие годы ряд положений упомянутых уставов частично менялся и дополнялся, но Уставы продолжали действовать на протяжении нескольких десят ков лет, вплот ь до перехода русской армии к всеобщей воинской повинности в 1874 г.

В России до принятия Манифеста 1874 г. некоторые слои населения, как тогда говорили, были «изъяты отданной повинности». В Уставах 1827 г. и 1831 г. приводился довольно значительный перечень лиц податных сословий, которые не подлежали рекрутской повинности ни в натуральной, ни в денежной формах. Приведем в качестве примера фрагмент из § 10 Устава 1831 г.: Купцы всех трех гильдий, казенные крестьяне, беспорочно прослужившие по выборам своих обществ три трехлетия в земских или других судах, казенные крестьяне, вошедшие в состав военных поселений, лица, коим <…> пожалованы медали для ношения на шее, разного рода колонисты, лица, приписанные к Морскому ведомству в качестве лоцманов, <…> сибирские киргизы и сибирские инородцы < …> русские жители некоторых округов сибирских губерний и областей <…>»*. Кроме того, на определенный срок, то есть временно, освобождались от принятия в рекруты <«…> родившиеся в податном сословии после ревизии <…> казенные крестьяне, переселившиеся по распоряжению правительства из одной губернии в другую губернию, военнопленные, учинившие присягу на подданство и записанные в мещане, ссыльнопоселенцы в Сибири В Уставе 1827 г. также назывались тс, кто освобождался от призыва на военную службу совсем либо на время.

В § 58 говорилось: «Сверх купцов, но общим законам от рекрутской повинности освобождаемых, подобное право даруется раббииам, но не распространяется на его семейство». Л в § 63 отмечалось: «Евреи, имеющие звание мастеров с надлежащими свидетельствами на оное, увольняются от рекрутской повинности лично». Следующие § 64 и § 65 предоставляли право евреям и их детям, занимающимся хлебопашеством, временное освобождение па 25 или 50 лет от рекрутства5. Население некоторых губерний империи освобождалось от выставления рекрутов с заменой натуральной повинности денежным платежом. Так, в феврале 1831 г. император Николай I утвердил решение Комитета министров «О дозволении населению Архашсльской губернии вносить в казну, для зачета за рекрутов в будущие наборы по 1000 рублей за человека»6. Эта льгота населению названной губернии была сохранена и в Уставе 1831 г.

Объявляя в январе 1874 г. о принятии манифеста «О введении всеобщей воинской повинности», император Александр II подчеркивал: 13 постоянной заботливости о благе нашей империи и даровании ей лучших учреждений мы не моши не обратить внимание на существовавший до сего времени порядок отправления воинской повинности. <…> Маше доблестное дворянство и другие не подлежащие рекрутству сословия, в многократных заявлениях выразили нам радостное желание разделить с остальным народом тягости обязательной военной службы.<…> Мы не ищем, как и не искали до сих пор блеска военной славы и лучшим жребием <…> почитаем вести Россию к величию путем мирною преуспеяния и всестороннего внутреннею развития…

Таким образом, рекрутская повинность, которую прежде возлагали лишь па сословия мещан и крестьян, отныне в качестве воинской повинности должна распространяться на все сословия российского общества. Однако повинность, заявленная как всеобщая, на самом деле таковой в полной мере не являлась, и это подчеркивают многие исследователи. Традиционная формула вступительной части указанного манифеста (с тем, что закон принимается в интересах различных слоев населения и но их настойчивым просьбам и обращениям) не должна вводить читателя в заблуждение. Извест но, что современники далеко не разделяли радостной уверенности своего монарха в грядущей популярности новой повинности. Особенно это касается тех слоев населения, которые прежде были от нее избавлены. По разным причинам отрицательно был встречен новый закон и частью дворянства, промышленников и купцов.

Об этом подробно пишет в своей монографии, посвященной русской армии, Л.В. Федоров . Недовольство новым законом выражали также некоторые представители высших слоев (раж дане кой и военной власти. Они видели в нем угрозу либерализации и демократизации сост ава российской армии, что в конечном итоге должно было негагивно отразиться на лояльности и преданности армии российскому самодержавию. Об этих опасениях некоторых высших сановников упомянул император Александр II в беседе с военным министром Д.Л. Милютиным . Манифест 1874 г. изменял систему комплектования русской армии. Прежде всего, новый закон отменял существовавшую ранее возможность денежного взноса вместо службы или выставления на службу «заместителя», т.е. человека, которого ранее можно было нанять вместо себя для несения военной службы. Так, в § 303 Устава 1831 г. говорится: «При исполнении рекрутской повинности допускаются следующие замены: I) наем; 2) взнос деньгами вместо поставки рекрут натурою и обратно; 3) разного рода зачеты; 4) перемена отданного в рекруты другим лицом или посредcтвом представления зачетной квитанции»*.

Последняя из предлагаемых замен выглядела весьма интересно: закон разрешал вернуть обрат но с военной службы взятого ранее рекрута, отправив вместо него найденного добровольца или предоставив соответствующую зачетную квитанцию. Однако, если быть более точным, возможность откупиться от военной службы для новобранцев (гак теперь в документах часто будут именовать прежних рекрутов) и после принятия Манифест 1874 г. о всеобщей повинности еще некоторое время сохранялась: на руках у населения империи еще находились так называемые зачетные и рекрутские квитанции, которые были введены в обращение в предшествующие годы. Эти квитанции могли предъявлять члены семьи или родственники новобранца во время проведения очередного набора на военную службу; разрешалось засчитывать эти квитанции вместо людей. Но приобрести такую квитанцию и отчитаться ею при наборе могли позволить себе немногие: се стоимость устанавливалась центральными властями и составляла несколько сотен рублей. Нередко это была далеко не окончательная цена рекрутской квитанции.

Л.В. Федоров приводит примеры скупки таких квитанций у сибирского населения по цене от 600 до 2000 руб. для последующей перепродажи «нуждающимся» в Европейской России по цене до 3000 руб. . Рекрут, особенно в первой половине XIX в., уходил на военную службу на длительный срок на 2225 лет. Поэтому в глазах населения рекрутская повинность считалась не почетной обязанностью, а тяжелой повинностью, почти наказанием для молодого человека, взятого в рекрут ы. Такое представление о военной службе формировали у населения империи и сами Уставы. В Уставе 1827 г., в § 34, отмечалось: «Общество по своему приговору может отдавать в рекруты всякого еврея во всякое время, за неисправност ь в податях, за бродяжничество, и другие беспорядки нетерпимые в оном»9. В Уставе 1831 г. поясняется регламент отдачи на военную службу в качестве наказания. Так, в § 324 указано: Общества мещан, крестьян казенных, крестьян удельных и свободных хлебопашцев могут <…> отдавать в рекруты в зачет будущих наборов следующих людей <…> 1) обличенных по суду в буйстве, малоценных кражах и других проступках уголовному наказанию не подл ежащих; 2) пойманных в бродяжничестве и возвращенных в общество полицией; 3) оказавшихся за всеми исправительными мерами, к платежу податей неблагонадежными по нерадению или по беспутной жизни, а не по какому-либо нссчастию; 4) сверх тою, по Удельному ведомству людей непокорных власти. Л § 327 перечисляет, каким образом могли быть отданы в рекруты «мещане за дурное поведение».

Этот же Устав разрешал помещикам отдавать крепостных людей в рекруты по своему усмотрению. Отсюда становится понятным, как воспринимали рекрутскую службу многие современники. Однако имелись и определенные ограничения в отдельных Уставах, которые сегодня могут показаться весьма странными. Так, при направлении наказанных лиц на военную службу Устав 1831 г. требует учитывать, что «запрещается обществам и помещикам представлять, а Рекрутским присутствиям принимать в рекруты людей, наказанных за преступления рукою палача. Но наказанные при полиции, чрез ее служителей, с возвратом на прежнее жительство могут быть предоставлены в рекруты». Население некоторых губерний и областей европейской части страны, согласно Уставам 1827 и 1831 гг., вместо военной службы вносившее денежный выкуп, по Манифесту 1874 г. должно было исполнять воинскую повинность в натуральном виде. При этом прямой денежный выкуп от службы был отныне запрещен.

Льготы сибирским «инородцам», которые Уставами 1827 г. и 1831 г. освобождались от призыва на военную службу, были сохранены и в Манифесте 1874 г. Кроме тою, Устав 1831 г. освобождал or рекрутской повинности и часть русского населения, проживавшего в некоторых отдаленных местностях Сибири, в том числе в Камчатском и Охотском приморских управлениях, Киренском (Иркутской губ.), Березовском (Тобольской iy6.) окрутх; в Тогурском (Томской губ.) и Туруханском (Енисейской губ.) отделениях и во всей Якутской област и12. Ко времени принят ия Закона о всеобщей воинской повинности Россия уже присоединила территорию Дальнею Востока, все население которого также освобождалось от воинской повинности. Манифест 1874 г. относительно русского населения Сибири фиксировал некоторые существенные изменения. Если в Уставе 1831 г. от рекрутской службы было освобождено все русское население Якутской области, то теперь это право распространялось лишь на население Среднеколымского, Верхоянского и Вилюйского округов.

В Енисейской губернии к жителям Туруханского отделения, ранее освобожденным от этой повинности, добавилось население Богучарского отделения. Манифест 1874 г. сохранял эту льготу для русского населения Toiypcroio отделения Томской губернии, а в Тобольской губернии такое право, кроме жителей Березовского округа, получили еще и русские жители Сургутского округа. Однако население Кирснского округа Иркутской губернии прежних льгот по исполнению воинской повинности отныне было лишено.

Следовательно, Манифест 1874 г. распространял действие Закона о всеобщей воинской повинности на более обширную территорию Сибири и заметно увеличивал количество сибиряков, призываемых отныне на военную службу. Манифест 1874 г. существенно изменил и возрастные границы для лиц, призываемых на военную службу: ‘Действительная военная служба для евреев начиналась и считалась с 18 лег; малолетних евреев сначала отравляли в специальные учреждения, которые должны были, как отмечалось в документах, «подготовить их к исполнению военной службы». ‘‘Призывали молодых людей, которым к 1 января юда призыва на военную службу исполнилось 20 лет. Как видим, возрастной состав призываемых на военную службу становится более однородным, и абсолютное большинство новобранцев отныне поступает на военную службу в возрасте 20-21 года, что, несомненно, положительным образом отразилось на физическом состоянии русской армии.

Обычно рекрутские наборы проводились осенью, за исключением военного времени. Причем за несколько месяцев до очередного рекрутского набора от имени императора издавался манифест, в котором отмечались основные условия объявленного набора. Затем принимались распоряжения, оговаривавшие особые требования к рекрутам предстоящего набора; они могли касаться возраста, роста, физических данных рекрутов, а также сроков проведения набора, его географических особенностей и т. п. В качестве примера обратимся к распоряжениям и законам, которые были приняты в первой половине 1831 с 28 января 1831 г. император Николай I подписал манифест «О сборе с 500 душ но 3 рекрута», в котором население страны извещалось о проведении весной текущего года очередного, 96-го, рекрутского набора. В тот же день появился именной императорский указ, данный Сенату «О правилах для произведения рекрутского набора», а 31 января последовало распоряжение Сената «О требовании от поступающих на службу лщцей свидсгсльств из метрических книг о времени рождения». 3 февраля был принят императорский именной указ «О убавлении цены за рекрутскую одежду для рекрут 96 набора», 10 февраля появляется утвержденное царем мнение Государственного совета «О способах к облегчению в отправлении рекрутской повинности по предстоящему % набору». 14 февраля император утвердил положение Комитета министров «О дозволении населению Архангельской губернии вносить в казну, для зачета за рекрутов в будущие наборы по 1000 рублей за человека». 16 марта издано распоряжение Сената «О порядке принятия финляндских уроженцев в рекруты за российских мещан и крестьян», а 11 мая появляется новое распоряжение Сенага «О принятии рекрутских квитанций к зачету во всех губерниях…»14.

И, как уже отмечалось, 28 июня 1831 г. был принят Устав рекрутский. Итак, манифест об очередном рекрутском наборе, как правило, сопровождался многочисленными дополнительными постановлениями, указами, распоряжениями, официальными мнениями различных государственных учреждений по данному вопросу. После принятия Рекрутского устава 1831 г., в котором подробно говорилось о процедуре проведения рекрутских наборов, существенно уменьшилась необходимость принятия дополнительных указов и распоряжений. С появлением Манифеста 1874 г., в котором достаточно подробно были расписаны практически все процедуры, связанные с набором на военную службу, число сопутствующих распоряжений еще сократилось. По Уставу 1831 г. за рекру тов, до того как их сдавали на военную службу, отвечало общество и «отдатчик» лицо, назначенное сельским обществом для доставки молодых людей в рекрутское присутствие.

С принятием Манифеста 1874 г. ответственность (вместо прежней коллективной) становилась теперь персональной: за уклонение от военной службы, бегство с мест приема наказанию подвергался сам провинившийся. Прежде сельские и юродские общества, выставляя молодых людей в рекруты, были обязаны также собрать установленную законом сумму денег, которая предназначалась для изготовления мундирной одежды рекруту, его питания в течение нескольких месяцев и наградных денег. По свидетельству документов, центральные власти стремились в 18401850-с гг. снизить финансовые расходы населения при поставке рекрут, но эти расходы были все же весьма значительными. Эти денежные сборы, естественно, являлись тяжелой ношей для населения страны.

При этом, если в Европейской России время нахождения в пути к рекрутскому присутствию составляло максимум несколько дней, то в Сибири, в связи с обширностью се территории, иногда недели. Следует учитывать, что по Уставу 1831 г. в рекрутские присутствия помимо самих рекрутов отправлялись еще и так называемые «подставные», т.с. молодые люди, гоговыс заменить рекрутов, и это ткже увеличивало финансовые расходы сельских обществ. Манифест 1874 г. отменил многие прежние денежные расходы местных обществ, частично отнеся их на счет государства. К тому же, согласно этому закону, было увеличено количество мест приема новобранцев на военную службу, что для населения Сибири жрало весьма существенную роль. Как отмечалось выше, Манифест 1874 г. вновь подтвердил, что коренное население Сибири и Дальнего Востока освобождено от воинской повинности, как отмечали центральные власти, «до особых на то распоряжений и узаконений». На самом деле российская монархия так и не решила столь важный вопрос о военной службе сибирских «инородцев» неоднократно обсуждался на самых разных уровнях. Несомненно, принятие Манифеста о всеобщей воинской повинности в январе 1874 г. внесло значительный вклад в совершенствование и реорганизацию военного устройства Российской империи.

Проведение первого призыва по Закону о всеобщей ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ должно было стать серьезным экзаменом не только для центральных и местных властей, но и для всего населения империи. Вопрос о том, как в Сибири осенью 1874 г. был проведен первый набор на военную службу молодых людей по новому закону, рассматривался нами ранее в одной из статей .

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров А.И. Русская армия в 50-70 гг. XIX в. Л., 1959.

2. Дневник Д.Л. Милютина. 1873 1875 гг. М., 1947. Т. I.

3. Баяндин В.И. Первый в Сибири набор по закону о всесословной воинской повинности Н Сибирь мой край… Проблемы региональной исгории и историческою образования. Новосибирск, 1999. С. 183 199.

Их можно условно разделить на две части: организационные и технологические.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В августе 1864 года было утверждено «Положение о военных округах», на основании которого Командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом он становился единоличным начальником , а не инспектором , как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В приграничных округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

    В 1864 году было создано ещё 6 военных округов: Петербургский , Московский , Финляндский , Рижский , Харьковский и Казанский . В последующие годы были образованы: Кавказский , Туркестанский , Оренбургский , Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа .

    Параллельно шла реформа самого военного министерства. По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат . Значительно сократился и объём переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, так как начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооружёнными силами .

    Вместе с этим организация центрального военного управления содержала в себе и ряд других слабых сторон:

    • Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места.
    • Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.
    • Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению , а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

    Выводы организационных реформ вооружённых сил, проведённых в -70-х годах XIX века:

    • Уничтожение армейских корпусов и сохранённое деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в плане боевой подготовки войск.
    • Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления .

    1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
    2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. …
    3. …
    10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
    11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
    12. …
    17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
    18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
    19. …
    36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

    Технологические реформы

    В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка . В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 - её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877-1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.

    Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

    В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия - 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

    В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского , в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

    Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

    Реформа военного образования

    Новое обмундирование

    Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании . Подобная активность вызывала недоумение в обществе:

    Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли: «И обновленная Россия;

  • отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
  • перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
  • введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет - 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
  • разработка и введение в войска новых воинских законов.
  • Военная реформа 1874 г. (кратко)

    Военная реформа 1874 г. (кратко)

    Военная реформа была одной из главных в ряде важных новаторских реформ Александра Второго. В качестве основной предпосылки к её проведению стало поражение в Крымской войне. Данная правительственная неудача существенно подорвала доверие общества к правителю, обнажив все существующие недостатки в армии, такие как: недостаток человеческих ресурсов, хаос в управлении армией, несвоевременное оснащение, плохая подготовка кадров и пр.

    При этом, армия, в качестве одного из самых необходимых стране институтов начала подвергаться изменениям ещё в пятидесятых годах, после войны. Но пик военной реформы был достигнут только в шестидесятых годах. Большая часть трансформаций была совершена российским военным министром Д. Милютиным.

    Основной целью военной реформы было формирование армии, не требующей особых затрат на содержание и которая была бы в мирное время незначительной, однако могла бы мобилизоваться в период военных действий в короткий срок.

    Так, важным событием рассматриваемой военной реформы становится выпуск Устава о воинской повинности и Манифеста от первого января 1874 года. Этот Манифест провозглашал переход к всеобщей военной повинности мужчин любого сословия, которые теперь обязаны были служить шесть лет. Откупиться от несения службы было невозможно, призывались все лица мужского пола, которым исполнилось более двадцати лет, что дало не только мобильную и более обширную в кадрах армию, но и стало для многих представителей низшего сословия «путёвкой» в лучшую жизнь.

    Но и до принятия вышерассмотренных документов русская армия начала меняться изнутри. Так, в 1864 году, когда Россия была разделена на округи с местным самоуправлением, все они подчинялись общему военному министру. Это помогло избежать большинства сложностей управления военными и более организовать военную систему.

    Кроме этого, для того чтобы улучшить мощь и качество армии происходит полное перевооружение. Все войска получают современное новое оружие. Также проводится реконструкция военных заводов, которые стали обеспечивать войско качественной техникой в больших количествах.

    Нужно отметить, что и солдатская дисциплина претерпела изменения в ходе реформы. Например, были отменены физические наказания, а солдаты и офицеры становятся более образованными, благодаря новейшим принципам обучения. В стране то и дело появляются военные академии и училища.