Беспилотный конвертоплан. Неожиданный прорыв. Российский конвертоплан взорвал рынок беспилотников

Беспилотный конвертоплан. Неожиданный прорыв. Российский конвертоплан взорвал рынок беспилотников
Беспилотный конвертоплан. Неожиданный прорыв. Российский конвертоплан взорвал рынок беспилотников

Конвертоплан - необычный аппарат, во многом напоминающий вертолет. При этом его скорость и дальность полета намного больше.

Существуют аппараты, которые намного превосходят обычные вертолеты как по скорости, так и по дальности полета, однако при этом им не нужна длинная полоса для взлета и посадки. Это гибрид самолета и вертолета - так называемые конвертопланы. Конвертоплан, как и вертолет, из-за конструктивной особенности винтов принадлежит к классу винтокрылой техники, однако в чем-то эти аппараты напоминают также самолеты вертикального взлета и посадки.

Конструкция

Для того чтобы конвертоплан смог передвигаться по воздуху, он оснащен легконагруженными низкооборотными винтами. Они очень похожи на вертолетные и позволяют ему двигаться в вертолётном режиме - при малом угле поворота винтов. Кроме того, конвертоплан имеет также и большие винты. Эти винты помогают ему при вертикальном взлете.

К сожалению, конвертопланы более медленные, чем самолеты, однако более быстрые, чем вертолеты. Есть у этой техники и другие особенности. Из-за тяжести аппарата, обусловленной конструкцией двигателя, а также высокой сложности пилотирования, требующей мастерства пилота, конвертопланы используются только для ограниченного круга задач. Например, если нужно доставить груз туда, куда не долетит вертолет, а самолету не хватит места для посадки.


aeronavtika.com

Использование

Для нашей страны конвертопланы – не новинка. Первые модели, работающие аналогично современным конвертопланам, были созданы в СССР еще до войны. Например, был сделан проект биплана, поворотные винты которого находились между крыльями. Но наиболее близким к классическим конвертопланам считается истребитель «Сокол», спроектированный в 1934 году. Однако, несмотря на многолетнюю историю, в нашей стране конвертопланы не получили распространения из-за существенных недостатков и ограниченного спектра применения.

Чего не скажешь про Минобороны США, которое имеет в своем арсенале эти аппараты. К сожалению, пока что их конвертопланы не отличаются рентабельностью и надежностью. Так, модели Bell V-22 «Osprey», заказанные для морской пехоты США, показали себя неоправданно дорогими и вопиюще ненадежными. Аварии конвертопланов унесли жизни десятки человек.


nnm.me

Наш, отечественный

Впрочем, неудачи США – не повод ставить крест на самой идее конвертоплана. Компания «Вертолеты России», принадлежащая государственной корпорации Ростех, посчитала аппарат перспективным. Так в нашей стране появился беспилотный конвертоплан RHV-35. Дрон RHV-35 используется в разнообразных целях: для ведения фотосъемки, для мероприятий по контролю над экологической обстановкой и т.д. Также беспилотник может быть использован для доставки небольших грузов, например, медикаментов в труднодоступные районы.

Дрон RHV-35 – небольшой аппарат, что вполне отвечает его задачам. Его вес составляет 35 кг, он может подниматься на высоту до двух километров и нести полезную нагрузку до 6 кг. Дальность полёта беспилотника в автоматическом режиме составляет около 450 км. В движение дрон приводит гибридная силовая установка, позволяя разгоняться до 140 км/ч.


http://quadrocopters.su/

Таким образом, RHV-35 не только пополнит технику нашего Минобороны, но и поможет России изучить механизм конвертопланов на практике. Возможно, наши инженеры смогут учесть недоработки, свойственные аппаратам-предшественникам, и создать совершенную машину, превосходящую и самолет, и вертолет.

Ярослав Григорьев

БПЛА схемы «конвертоплан» перед испытаниями / Фото: minpromtorg.gov.ru

Специалисты ФГУП «ЦАГИ» завершили очередной цикл работ над беспилотным летательным аппаратом схемы «конвертоплан».

Этот перспективный летательный аппарат сочетает в себе преимущества вертолета (возможность вертикального взлета и посадки) и самолета (скорость, дальность и продолжительность полета). Он предназначен для мониторинга подстилающей поверхности, решения транспортных задач. Беспилотник способен базироваться на необорудованных малых площадках и в будущем может применяться в различных отраслях.

«Проведенные эксперименты показали, что в целом аэродинамическая компоновка характеризуется ожидаемо высоким для данного класса летательных аппаратов уровнем аэродинамического совершенства»

Основой летательного аппарата такого класса является прямое крыло умеренного удлинения. Оно скомпоновано из толстых профилей и разработано младшим научным сотрудником отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Олегом Кудрявцевым и главным конструктором ОАО «ИННОТЕХ» Евгением Коваленко.

Проведенные эксперименты показали, что в целом аэродинамическая компоновка характеризуется ожидаемо высоким для данного класса летательных аппаратов уровнем аэродинамического совершенства. «Это стало возможным благодаря комплексному подходу к проектированию крыла и компоновки в целом, правильному выбору основных критериев. Впереди еще много работы в области динамики, устойчивости и управляемости, обеспечения прочности и аэроупругости конструкции», - отметил начальник сектора отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ», руководитель работы по аэродинамике беспилотного летательного аппарата Александр Корнушенко.

В 2016 году планируется продолжить испытания беспилотного аппарата в экспериментальных установках ФГУП «ЦАГИ». Исследования позволят получить банк данных аэродинамических характеристик, апробировать численные методы расчета, выявить особенности обтекания компоновки в широком диапазоне углов атаки на самолетном и вертолетном режимах, сообщила пресс-служба Минпромторга .

Техническая справка

Комплексбеспилотной воздушной разведки ЭРА-50 и ЭРА-100

Первый опытный экземпляр беспилотного конвертоплана «Эра-50″ совершил первый полет 12 февраля 2014 года. К апрелю произведено несколько испытательных полетов, их завершение намечено на конец марта 2014 года. БПЛА «Эра-50″ имеет стартовую массу порядка 5 кг при массе целевой нагрузки до 500 грамм, уточнил собеседник.


БПЛА типа "Эра" / Фото: arsenal-otechestva.ru

Компания «Новые технологии» выполнила все необходимые трехмерные компьютерные модели деталей. Далее информация о конфигурации деталей была загружена в 3D-принтер, который и изготовил части будущего беспилотника. В качестве основного материала для корпуса и крыльев был выбран недорогой, но в то же время прочный АБС-пластик.

Заводские испытания комплекса беспилотной воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) вертикального взлета и посадки «Эра-50″ планировалось завершить в конце марта 2014 года, сообщил главный конструктор ООО «Новые технологии» Эльдар Разроев. Он пояснил, что конвертоплан «Эра-50″ имеет четыре электромотора, которые размещены на концах консолей крыльев и приводят в движение четыре двухлопастных воздушных винта. Все четыре винтомоторные группы выполнены поворотными.


Конвертоплан взлетает вертикально как вертолет, потом двигатели на крыльях поворачиваются примерно на 90 градусов и аппарат летит как самолет. Собеседник отметил, что самая большая сложность в реализации проекта – обеспечение полета на конверсионных режимах, то есть перехода с вертикального подъема или снижения аппарата в его горизонтальное положение для полета как самолета. Сейчас аппарат уже нормально летает на всех режимах, включая самые сложные переходные режимы.

Сам режим управления автоматический, но в переходных режимах он сейчас опционально управляемый, то есть допускает и вмешательство в систему управления. После завершения заводских испытаний последует этап доработок. Ожидается, что в ближайшие месяцы аппарат будет доработан и практически станет «товаром», сказал главный конструктор.

По словам Э.Разроева, предприятие разрабатывает два типа конвертопланов – «Эра-50″ массой 5 кг и «Эра-100″ массой 20 кг.

Конвертоплан «Эра-100″ осенью 2013 года демонстрировался на выставке «Комплексная безопасность» в Москве. Конвертоплан оснащен четырьмя электромоторами мощностью по 2700 Вт каждый. Они размещены на концах консолей и приводят в движение четыре двухлопастных воздушных винта.

Так как БПЛА построен по схеме конвертоплана, все четыре винтомоторные группы выполнены вращающимися на крыле.

Наибольшая продолжительность и дальность полета достигаются при крейсерской скорости 150 км/ч. Летные испытания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) новой аэродинамической конвертопланной схемы «Эра-50″ планируется начать в феврале 2015 года, сообщил генеральный директор ООО «Аэрокса» Эдуард Разроев.

По его словам, в настоящее время запущены в производство первые несколько БПЛА, в феврале начнутся их испытания. Сами беспилотники, как летательные аппараты, уже испытаны и идут в производстве в качестве серийных, но будут доводиться по автоматической системе управления и навигации. Пока первые опытные экземпляры «Эра-50″ проходили испытания «на ручке», то есть в ручном режиме управления.

«Задача состоит в том, чтобы «научить» беспилотник летать на автопилоте по программе», – сказал собеседник. Производство новых БПЛА освоено в Казани, где находится и конструкторское бюро компании. Часть технологической оснастки для производства «Эра-50″ производится по договорам на нескольких других предприятиях.


Характеристики БПЛА «Эра-100″


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.сайт
12

Это знают все. А сейчас мы представляем конвертоплан еще и с гибридным приводом. В ранних публикациях мы писали про беспилотный конвертоплан малого класса, у которого не было необходимости в обеспечении точной стабилизации в режиме зависания и в переходных режимах. Быстрый старт с одновременным переходом в горизонтальный полет не

создавали особых проблем со стабилизацией. Теперь аппарат подрос. Быстрого старта не получится. Вопросы стабилизации встают очень остро.

С чего все началось? С модели квадрокоптера, купленной в магазине игрушек:

И все бы хорошо, но летает недолго (батареи) и грузоподъемность никакая (мощность двигателей). А вот система стабилизации - идеальная. Первым решением было “добавить перца” аппарату. Мы добавили 2 пропеллера, приводимые в движение двигателем внутреннего сгорания через один вал. Такого “реактивного” взлета мы еще не видели. Через несколько секунд аппарат превратился в точку на небе. Посадка была идеальной. Поняв, что схема работает, мы решили ее развить. Получили патент. Вобщем, история в картинках:

Внимание! Все изображения схематичны и к реальному виду конвертоплана не имеют никакого отношения. Мы демонстрируем принцип.

Потом с крыльями и фюзеляжем:

Да, часть крыла поворотная для увеличения эффективности работы основных воздушных винтов.

Затем, то ли из эстетических соображений (многовато вентиляторов), то ли схема конвертоплана OSPREY не давала нам покоя, родилось следующее:

Внимание! Все изображения схематичны и к реальному виду конвертоплана TRH-14 не имеют никакого отношения. Мы демонстрируем принцип.

Да, да, да… Основные воздушые винты (1) с приводом от ДВС (3) и стабилизирующие воздушные винты (4) с приводом от электродвигателей (2) расположены соосно . Задача основных воздушных винтов - обеспечение равномерной (за счет применения общего вала (5)) подъемной силы . Задача стабилизирующих воздушных винтов - сохранение конвертоплана в горизонтальном положении , компенсация негативного влияния внешних факторов (колебания атмосферы, например) на работу основных воздушных винтов. Питание электродвигателей осуществляется от генератора электрического тока и, как резерв, от батарей. Разойдясь в своих фантазиях, мы добавили возможность изменения вектора тяги стабилизирующих воздушных винтов (на рисунке показан угол альфа) для обеспечения пущей маневренности в режиме зависания.

В итоге получилась довольно цельная конструкция (Патент 142287):

Возможны варианты конвертоплана для различных задач. Причем мы проработали нюансы конструкции, чтобы выбор варианта осуществлялся на сборочном конвейере, а не проектировался с чистого листа:

Итак, беспилотник-конвертоплан имеет простую систему стабилизации, высокую грузоподъемность и большой радиус действия. Что еще нужно для аппарата вертикального взлета и посадки? Полезная нагрузка - 50-70 килограмм. Маловато? А для людей, попавших в беду, 50-70 килограмм еды и средств спасения до прибытия основной помощи это мало? 50-70 кг аппаратуры для разведки - мало? А 50-70 кг ракет класса воздух-земля? И еще… Этот аппарат даже ребенок посадит на палубу авианосца .

Сейчас подали очередную заявку на патент. Везем его на выставку в Швейцарию. Хотели бы передать большой привет авиамоделистам из Министерства обороны и МЧС.

Пока все. Спасибо за внимание.

Итак, первый же показ разработки на выставке INVENTIONS GENEVA принес нам золотую медаль:

МОСКВА, 22 июл — РИА Новости. Конвертопланы и тяжелые беспилотники создаются для российских Вооруженных сил, сообщил главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

Работы, по его словам, идут "по всем направлениям", и "беспилотная тематика развивается". Создаются малые, средние и большие беспилотники, в том числе конвертопланы.

В будущем беспилотные аппараты смогут работать "стаей", встраиваясь в единую систему управления, рассказал Бондарев. Появление такой системы позволит значительно удешевить подготовку операторов дронов.

"Обучить летчика дороже, чем поставить на самолет хороший автопилот. Если уже сейчас оператор может управлять одним-двумя беспилотниками, то со временем, с развитием наземной составляющей, он сможет управлять пятью, а то и десятью аппаратами", — пояснил главком ВКС.

Ранее Бондарев отмечал, что в будущем беспилотная авиация — малозаметная и более устойчивая в боевых условиях — сможет решать стратегические ударные задачи.

Беспилотный конвертоплан RHV-30

Конструкторское бюро "ВР-Технологии" холдинга "Вертолеты России" представило на авиасалоне опытный образец модернизированного беспилотника-конвертоплана RHV-30 — недавно он завершил очередной этап летных испытаний.

Конвертопланы — аппараты с одним или несколькими винтовыми двигателями, которые расположены в поворотных гондолах. На взлете и при посадке они работают как подъемные, по вертолетному принципу. В горизонтальном полете двигатели поворачиваются параллельно земле и работают как тянущие.

В результате машина может взлетать с любой площадки — ей не нужна взлетно-посадочная полоса — и передвигаться со скоростью самолета. Однако реализовать такую идею технически сложно, и на сегодняшний день единственный серийный конвертоплан — американский Bell V-22 Osprey.

Российский RHV-30 уже в этом году должен выйти на второй этап испытаний — его протестируют в различных режимах полета, погодных условиях и с целевыми элементами полезной нагрузки. Запуск серийного производства ожидается в конце 2018 года.

Аппарат оснащен четырьмя трехлопастными двигателями в поворотных гондолах. В горизонтальном полете его поддерживают в воздухе два жестких крыла с загнутыми вверх законцовками. Он может разгоняться до 140 километров в час, преодолевать расстояние в 100 километров и подниматься на высоту до трех тысяч метров. В воздух RHV-30 может поднять до пяти килограммов полезной нагрузки.

В России разработали "нервную систему" для самолетов будущего Новейшая система контроля состояния конструкции авиатехники разработана на основе принципов работы нервной системы живых организмов. Разработчики считают, что это должно существенно повысить безопасность полетов.

"RHV-30 может применяться для мониторинга экологической обстановки, патрулирования акватории прибрежных вод, в том числе арктических, картографирования местности, наблюдения за техническим состоянием различных объектов", — пояснили в пресс-службе "Вертолетов России". В военных целях конвертоплан может использоваться для разведки.

На основе машины предполагается создать конвертоплан со взлетной массой до двух тонн, с увеличенной массой полезной нагрузки.

Беспилотники на МАКС-2017

Беспилотные аппараты стали отдельным пунктом программы МАКС-2017. "Вертолеты России" впервые представили на авиафоруме прототипы беспилотников вертолетного типа VRT300.

Аппарат разрабатывается в двух версиях: Arctic Supervision — с радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки и Opticvision — с увеличенной дальностью полета для мониторинга и дистанционного зондирования.

Благодаря дизельному двигателю и возможности корабельного базирования, арктическая версия VRT300 незаменима "как на ледоколах, так и на буровых платформах", подчеркивают в "Вертолетах России".

"Технические решения, использованные в VRT300, позволят заблаговременно определять толщину льда и оптимизировать курс (судна. — Прим. ред.) в соответствии с полученными данными", — заявил гендиректор холдинга Андрей Богинский.

В "Вертолетах России" отмечают особый интерес к разработке со стороны Китая, который планирует стать одним из эксплуатантов Северного морского пути.

Группа "Кронштадт" в ходе авиасалона заявила, что начинает продвигать на экспорт тяжелый разведывательный беспилотник "Орион-Э".

По словам гендиректора компании Армена Исаакяна, аппарат готов к серийному производству. "Рассчитываем занять свою нишу в сфере тяжелых беспилотников", — сказал он.

В состав комплекса "Орион-Э" входит от четырех до шести беспилотников и наземная станция. По словам конструкторов, в нем "сто процентов новизны": в конструкции используются детали, которые ранее не применялись в других моделях.


БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ – КОНВЕРТОПЛАН «ВР-ТЕХНОЛОГИИ»

TILTROTOR – UAVS «VR-TECHNOLOGIES»

17.02.2016


Не имеющий аналогов беспилотный конвертоплан успешно прошел очередной этап испытаний, совершив свой первый полет. Создателем аппарата стало инновационное конструкторское бюро «ВР-технологии» холдинга «Вертолеты России». Интерес к уникальной разработке проявляют компании нефтегазового сектора и различные ведомства.
«Работы над созданием уникальной машины начались в 2015 году. За это время мы добились значительных результатов и уже начали первый этап летных испытаний, – рассказал генеральный директор «ВР-технологии» Александр Охонько.
Проект реализуется в рамках программы «Вертолетов России» – «Скорость». Стоит отметить, что основной задачей при разработке данного беспилотника было создание летающей лаборатории для определения эффективности компоновочных схем и поиска инновационных решений.
Стоит отметить, что ряд потенциальных заказчиков уже готовы приобрести данный беспилотный комплекс для задач связанных с осуществлением мониторинга и охраной окружающей среды в местах, где невозможен взлет с ВПП. Комплекс может вести контроль задымлений в лесах и плотной городской застройке, осуществлять аэрофотосъемку, вести наблюдение за нефтегазовыми сооружениями, доставлять медикаменты в труднодоступные районы.
Проект перспективного многоцелевого беспилотного воздушного судна был представлен холдингом в августе 2015 года в рамках авиасалона МАКС.
Конвертопланы – это особый класс винтокрылой техники, обладающий рядом преимуществ по сравнению с традиционными летательными аппаратами, выполненными по самолетной или вертолетной схеме. Конвертопланы дают возможность выполнять вертикальный взлет и посадку на ограниченных по размерам площадках и при этом перевозить пассажиров или грузы на большей скорости и на большее расстояние, чем традиционная вертолетная техника.
«Вертолеты России» проводили испытания на базе инновационного центра «Сколково»
Вертолеты России

18.05.2016


«Вертолеты России» впервые покажут три новейших БПЛА в рамках выставки HeliRussia-2016.
Посетителям выставки будут продемонстрированы беспилотный вертолет, мультикоптер и модернизированный конвертоплан. Разработчиком этих аппаратов стало конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех).
В рамках проведения опытно-конструкторских работ по созданию беспилотного летательного аппарата конвертопланного типа специалистами «ВР-Технологии» была изготовлена экспериментальная летающая лаборатория аппарата для отработки системы автоматического управления и навигации на различных режимах полета. Кроме того, были проведены работы по синхронизации бортового оборудования конвертоплана с элементами полезной нагрузки (фото- и видеокамеры, сканеры, газоанализаторы, дымоуловители, различные датчики и тепловизоры).
«По сравнению с моделью, показанной на авиасалоне МАКС-2015, проведение дальнейших исследований привело к изменению планера конвертоплана. На выставке HeliRussia-2016 зрители смогут увидеть конвертоплан уже в модернизированном варианте с добавлением несущего крыла», – рассказал генеральный директор «ВР-Технологии» Александр Охонько, отметив, что изменения в конструкции конвертоплана способствовали увеличению дальности полета, а также повышению безопасности полета на переходных режимах этой перспективной машины.
Конвертоплан, вес которого составляет 35 кг, способен подниматься на высоту до двух километров и нести до 6 кг полезной нагрузки. Дальность полета беспилотника в автоматическом режиме составляет около 450 км, а в движение его приводит гибридная силовая установка, позволяя разгоняться до 140 км/ч.
Посетители выставки также смогут ознакомиться с натурными образцами еще двух моделей БПЛА: вертолета и мультикоптера, которые уже успешно прошли серию летных испытаний. Обе модели являются полностью автономными и способны выполнять задания по заранее заданному алгоритму без участия оператора.
Беспилотный 8-винтовой мультикоптер приводится в движение электродвигателем и способен провести в воздухе около часа, неся 3 килограмма полезной нагрузки. Максимальная скорость БПЛА не будет превышать 60 км/ч.
БПЛА вертолетного типа также оснащен электродвигателем и способен подниматься на высоту до двух километров, неся с собой до 5 кг полезной нагрузки, максимальная скорость полета при этом составляет до 120 км/ч. Конструкция вертолета позволяет применять и гибридную силовую установку для увеличения времени и дальности полета.
АО «Вертолеты России»