Бессмысленность жизни — как избавиться от этого ощущения и найти смысл жизни. Смысл и бессмысленность жизни

Бессмысленность жизни — как избавиться от этого ощущения и найти смысл жизни. Смысл и бессмысленность жизни
Бессмысленность жизни — как избавиться от этого ощущения и найти смысл жизни. Смысл и бессмысленность жизни

Взрослея, мы усваиваем правила поведения в обществе, а так же перенимаем от родителей их отношение к «плохим» чертам характера. В результате создается эффект «запретного плода», противостоять привлекательности которого не всегда удается, нарушение правил вызывает чувство стыда и разрушительно сказывается на целостности личности.

В поздравительных открытках и стихах традиционно встречается пожелание счастливой жизни. Даже если слова не являются данью вежливости, а звучат абсолютно искренне, далеко не все и не всегда могут объяснить, а что же будет счастьем для конкретного человека. Традиционное «работящий муж, послушные дети, дом-полная чаша»? Жизнь показывает, что далеко не все так просто.

История из жизни

Вот типичный пример: Ира - обыкновенная девочка «из хорошей семьи». Она с отличием окончила школу и поступила в рекомендованный родителями институт на престижную специальность экономиста. После вуза, по протекции отца, устроилась в банк. Потом появился муж, получивший полное одобрение родителей как «перспективный бизнесмен», родились дети.

Через двадцать лет Ирина Ивановна занимает определенную должность, супруг владеет бизнесом, приносящим не заоблачный, но стабильный доход. Квартира, машина, отпуск за границей, дети пристроены в престижные вузы.

Вот оно – счастье, но… Жизнь почему-то кажется бессмысленной! Дети живут отдельно и не часто балуют визитами. Хотелось бы появившееся свободное время проводить с мужем, но он занят бизнесом, да и общих тем для разговора становится все меньше. Карьерная лестница достигла «потолка», работа скучна, однообразна и хочется уволиться, но что подумают коллеги, друзья, родители?

Именно после мысли «что подумает папа, который устроил меня в этот банк, если я возьму и уволюсь», Ирина стала понимать, что с её жизнью что-то не так. Начала припоминать, что в школе даже нелюбимые предметы зубрила «на отлично», чтобы не огорчать родителей. Профессия экономиста всегда казалась скучной, но мама настаивала, что это денежно и престижно.

С будущим мужем и то папа познакомил. Конечно, тогда она была молодой и глупой, а родители – мудрыми и желающими ей только добра и она им очень благодарна, но ведь привычку оглядываться на мнение окружающих так же привили родители. Создали некий шаблон, от которого она потом всю жизнь боялась отступить, чтобы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого. Даже машину она выбрала не по своему вкусу, а такую, которая «будет соответствовать статусу ведущего экономиста».

Но самый главный вопрос пришел позже: «и что теперь делать?»… Как понять, что в её жизни продиктовано стремлением соответствовать ожиданиям и стереотипам окружающих, а что настоящее, какая она сама на самом-то деле, чего хочет и в чем тогда смысл и счастье в жизни?

«Истинное» и «ложное» Я

История Ирины довольно типична, причем не только для нашей страны, но и всего мира. Более того, психологи давно и всесторонне изучают многосторонность человеческой натуры.

У Карла Юнга есть теория «теневой» личности, включающей в себя примитивные, социально порицаемые черты характера. Жадность, зависть, ревность, гнев, эгоизм, эротичность, жажда власти – все это принято отрицать, бояться, изживать в себе. Однако данные черты – неотъемлемая часть человеческой натуры и, по мнению Юнга, можно либо найти со своей «тенью» общий язык, либо стать её жертвой.

Не менее известный психолог Э. Эриксон вполне солидарен со своим швейцарским коллегой и выдвигает теорию «кризиса идентичности». Согласно ей «темные» устремления заложены в людях от природы, они привлекают, но и пугают одновременно.

Взрослея, мы усваиваем правила поведения в обществе, а так же перенимаем от родителей их отношение к «плохим» чертам характера. В результате создается эффект «запретного плода», противостоять привлекательности которого не всегда удается, нарушение правил вызывает чувство стыда и разрушительно сказывается на целостности личности.

Но, пожалуй, наиболее понятное и развернутое объяснение «истинному» и «ложному» Я дает британский педиатр и психоаналитик Д. Винникотт. Он пришел к выводу, что с самого рождения человек на уровне безусловных рефлексов формирует защиту от окружающей среды (в том числе и на психологическом плане) в виде реакции на потенциальную угрозу комфорту и благополучию .

У детей это выглядит так: если базовые потребности ребенка не воспринимаются родителями, он делает вывод, что они не значительны. И тут происходит первая подмена понятий. Пытаясь получить внимание людей, от которых он зависит, ребенок учится воспринимать их желания и стараться им соответствовать, подавляя свои естественные стремления.

Ему кажется, что несоответствие представлению родителей о себе – это угроза собственному благополучию. Разочаровать маму и папу – значит, потерять их любовь и заботу. Учитывая, что зачастую взрослые стремятся самореализоваться за счет детей (я не смог, так пусть мой сын станет великим хоккеистом), эмоциональная ложь только накапливается, прививая привычку прятать свое «истинное» Я.

Инстинкт самозащиты преобразуется в «ложное» Я, которое со временем способно полностью изолировать Я «истинное» не только от окружающих, но и от самого носителя. В результате чувство собственной идентичности начинает размываться. Именно это и произошло с нашей героиней. В какой-то момент она не смогла больше обманывать себя и поняла, что надо что-то делать со своей жизнью, чтобы не потерять себя.

Возвращение аутентичности

Стоит отметить, что наиболее ярко обретение индивидуальной идентичности человек переживает в подростковом возраст е (юношеский максимализм), что отнюдь не означает, что «теневое» Я не сможет заявить о себе в любой период жизни (кризис среднего возраста).

Дело тут в том, что постоянное подавление идентичности отражается на целостности личности. Постоянный контроль над собой и реагирование на настроение окружающих – тяжелый, изматывающий труд, отнимающий много сил и приводящий к стрессу, депрессиям. Но и восстановление угнетаемой идентичности дело непростое. Многие подобный опыт воспринимают исключительно негативно, что в корне неверно.

Чаще всего воссоединение с «теневым» Я происходит по следующему шаблону: «я старался переделать себя, стать таким, каким меня хотели видеть окружающие, не делал того, чего мне хотелось, и упустил самые лучшие моменты в жизни». И с этим трудно спорить, однако не стоит забывать, что уважение к себе – такая же часть личности.

Поэтому, какой бы ни была прожитая жизнь – она ваша, точно так же как будет вашей и предстоящая жизнь. Признавая и осмысляя свои ошибки нужно не сожалеть об утраченном, а искать силы для новых свершений. Правильный настрой при обретении свой идентичности – это мотиватор для поисков себя, источник энергии для воплощения новых идей, способ дать толчок воображению и найти ответ на вопрос, кем же является человек и кем он в действительности хочет стать.

Осознать проблему – значит наполовину её решить

В профильной литературе можно найти различные способы и методики по обретению своей идентичности. Рекомендуется вести дневник, писать письма самому себе, причем и в будущее, и в прошлое.

Если есть семья – непременно обсуждать возникающие чувства, страхи и беспокойства. Совместно искать решения, постепенно снова становясь единомышленниками, помогая и себе, и партнеру понять свой и его внутренний мир, осознать проделанный жизненный путь, наметить вехи дальнейшей дороги. «Расширять» сознание, учиться смотреть на привычные вещи со стороны, заново открывая их суть. опубликовано

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни , и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни , если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности .

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его . Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека ? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит , тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни , потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания . .

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности . Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, . Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности , все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы - все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра - самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет - во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни , тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.

Что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна, что она ни в малейшей мере не удовлетворяет условиям, при которых ее можно было бы признать имеющей смысл - это есть истина, в которой нас все убеждает: и личный опыт, и непосредственные наблюдения над жизнью, и историческое познание судьбы человечества, и естественнонаучное познание мирового устройства и мировой эволюции.

Бессмысленна, прежде всего - и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное - личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода ; только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если

случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти - «как, уже конец? а я только что собирало; жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» - и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок мы и изнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи,

на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет, и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеть о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостижимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то

абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait», - сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара - умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую, самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни - этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе всю неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!). Если такова жизненная мудрость избранного счастливца человечества, то какой итог должны подвести своей

жизни все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми изнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Все мы - рабы слепой судьбы, слепых ее сил вне нас и в нас. А раб, как мы уже знаем и как это ясно само собой, не может иметь осмысленной жизни. Древние греки, так ярко чувствовавшие гармонию и космическую налаженность стройность мировой жизни, вместе с тем оставили нам вечные, незабвенные образцы трагического сознания, что человеческим мечтам и надеждам нет места в этой гармонии. Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило; что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным, зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое един-

ственное назначение и может надеяться не загубить себя. Итог обоих воззрений - один и тот же. И потому уже наивный Гомер говорит, что

«... из тварей, которые дышат и ползают в прахе,

Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека».

И все греческие поэты согласно вторят ему в этом. «И земля, и море полны бедствий для человека», - говорит Гесиод. «Слаба жизнь человека, бесплодны его заботы, в краткой его жизни скорбь следует за скорбью» (Симонид). Человек в этом мировом целом - лишь «дуновение и тень» - или, еще менее, «сон тени » (Пиндар). И вся античная философия, от Анаксимандра, Гераклита и Эмпедокла до Платона, Марка Аврелия и Плотина, во всем другом расходясь с учениями поэтов и борясь с ними, в этом пессимизме, в этом горьком признании безнадежной суетности, слабости и бессмысленности земной жизни человека сходится с греческой поэзией. С нею совпадает и вся живая мудрость остального человечества - Библия и Махабхарата, вавилонский эпос и могильные надписи древнего Египта. «Суета сует, - сказал Екклесиаст, - суета сует - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?... Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом: потому что все - суета!... И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще

не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл 1, 1-2; 3, 19; 4, 2 - 3, 9, 11).

Но допустим даже, что мудрость всех времен и народов не права. Допустим, что возможна подлинно счастливая жизнь, что все желания наши будут удовлетворены, что кубок жизни будет для нас полон одним лишь сладким вином, не отравленным никакой горечью. И все же жизнь, даже самая сладостная и безмятежная, сама по себе не может удовлетворить нас; неотвязный вопрос: «Зачем? для чего?» даже в счастье рождает в нас неутолимую тоску. Жизнь ради самого процесса жизни не удовлетворяет, а разве лишь на время усыпляет нас. Неизбежная смерть, равно обрывающая и самую счастливую, и самую неудачную жизнь, делает их одинаково бессмысленными. Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама, как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в испод нении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек мо-

жет найти самого себя, как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь на рода или человечества; вне родины и связи с ее судьбою вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы истории человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.

Ибо, как бессмысленна каждая единичная личная жизнь человека, так же бессмысленна и общая жизнь человечества. История человечества, если мы ищем смысла имманентного ей и ей самой внутренне присущего, так же обманывает наши ожидания, как и наша личная жизнь. Она есть, с одной стороны, набор бессмысленных случайностей, длинная вереница коллективных, всенародных и международных событий, которые не вытекают разумно одно из другого, не ведут ни к

какой цели, а случаются, как итог стихийного столкновения и скрещения коллективных человеческих страстей; и, с другой стороны, поскольку история есть все же последовательное осуществление человеческих идеалов, она есть вместе с тем история их крушений неуклонное разоблачение их иллюзорности и несостоятельности, бесконечно длинный и мучительный предметный урок, в котором человечество обучается усматривать тщету своих надежд на разумное и благое устроение своей коллективной жизни. Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, в неуклонное без остановок и падений, восхождение его на высоту добра и разума - эта вера, которая вдохновляла множество людей в продолжение последних двух веков, в настоящее время разоблачена в своей несостоятельности с такою очевидностью, что нам остается только удивляться наивности поколений, ее разделявших. Человечество в своей эмпирической исторической жизни совсем не движется «вперед»; поскольку мы мним обосновать нашу жизнь на служении общественному благу, осуществлению совершенного общественного строя, воплощению в коллективном быте и человеческих отношениях начал правды, добра и разума, мы должны с мужественной трезвостью признать, что мировая история совсем не есть приближение к этой цели, что человечество теперь не ближе к ней, чем век, два или двадцать веков тому назад. Даже сохранение уже достигнутых ценностей для него оказывается невозможным. Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет

нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору Римской империи с ее pax Romana? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которые высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит теперь к себе все чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации? Поистине, надо очень твердо веровать в абсолютную ценность внешних технических усовершенствований аэропланов и беспроволочных телеграфов, дальнобойных орудий и удушливых газов, крахмальных воротничков и ватер-клозетов - чтобы разделять веру в непрерывное совершенствование жизни. И самый прогресс эмпирической науки - бесспорный за последние века и во многом благодетельный - не искупается ли он с избытком той духовной слепотой, тем небрежением к абсолютным ценностям, то пошлостью мещанской самоудовлетворенности, которые сделали такие удручающие успехи за последние века и как будто неустанно продолжают прогрессиро-

вать в европейском мире? И не видим ли мы, что культурная, просвещенная, озаренная научным разумом и очищенная гуманитарными нравственными идеями Европа дошла до бесчеловечной и бессмысленной мировой войны и стоит на пороге анархии, одичания и нового варварства? И разве ужасно историческая катастрофа, совершившаяся в России и сразу втоптавшая в грязь, отдавшая в руки разнузданной черни то, что мы в ней чтили как «святую Русь», и то, на что мы уповали и чем гордились в мечтах о «великой России», не есть решающее обличение ложности «теории прогресса»?

Мы научились понимать - и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет - что непрерывного прогресса не существует, что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни - государственной и общественной, научной и художественной религиозной и нравственной - имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка, когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин. «Все великое земное разлетается, как дым - нынче жребий выпал Трое, завтра выпадет другим». Под влиянием этого сознания один из самых тонких, чутких и всесторонне образованных исторических мыслителей нашего времени - Освальд Шпенглер учит, что «всемирная история есть принципиально бессмысленная смена рождения, расцветания, упадка и смерти отдельных культур».

И когда мы, неудовлетворенные этим выводом, ищем за этой бессмысленной сменой всплесков и замираний духовных волн исторической жизни какую-либо связанность и последовательность, когда мы стараемся разгадать ритм мировой истории и через него - ее смысл, то единственное, чего мы достигаем, есть уяснение ее смысла, как общечеловеческого религиозного воспитания через ряд горьких разочарований, обличающих суетность всех земных человеческих упований и мечтаний. История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений. Все человеческие идеалы, все мечты построить жизнь на том или ином отдельном нравственном начале взвешиваются самою жизнью, находятся слишком легкими и жизнью отбрасываются, как негодные. Как индивидуальная человеческая жизнь в ее эмпирическом осуществлении имеет только один смысл - научить нас той жизненной мудрости, что счастье неосуществимо, что все наши мечты были иллюзорны и что процесс жизни, как таковой, бессмыслен, так и всечеловеческая жизнь есть тяжкая опытная школа, необходимая для очищения нас от иллюзий всечеловеческого счастья, для обличения суетности и обманчивости всех наших упований на воплощение в этом мире царства добра и правды, всех наших человеческих замыслов идеального общественного самоустроения.

Да и может ли быть иначе? Когда мы думаем об истории, об общей судьбе человечества, мы как-то забываем, что история человечества есть лишь обрывок

и зависимая часть космической истории, мировой жизни, как целого. Та плененность - извне и изнутри - случайными, слепыми чуждыми нашим заветным чаяниям космическими силам», которую мы усмотрели, как роковое состояние единично человеческой жизни - эта плененность присуща в такой же, если не в большей мере и жизни общечеловеческой. С всех сторон человечество окружают слепые силы и роке вые, слепые необходимости космической природы. Уже то обстоятельство, что человеческая жизнь, индивидуальна и коллективная, в такой огромной мере сводится на ту самую борьбу за существование, на беспрерывную, самоубийственную драку за средства пропитания, которая господствует во всем животном мире, что, несмотря на все технические усовершенствования, с размножением человеческого рода все относительно меньше становится на земле плодородной почвы, угля, железа и всего, что нужно людям, и борьба за обладание ими становится все ожесточеннее, уже одно это есть достаточное свидетельство того как стихийные условия космической жизни сковывают человеческую жизнь и заражают ее своей бессмысленностью. А в нашей груди - и именно в особенности в душе человечества, как коллективного целого, в сердцах народных масс - живут страсти и влечения, которые столь ж» слепы и убийственны, как все остальные космические силы; и если отдельный человек легко может впасть в само обман, считая себя свободным от слепоты космически сил, то именно народные массы и всяческие исторически коллективы являют нам в своей

жизни столь разительны» образцы подчиненности слепым инстинктам и грубым стихийным страстям, что в отношении их этот самообман не возможен или гораздо менее простителен. Представим себе хоть на мгновение с полной реалистической ясностью то положение человечества, которое соответствует подлинной действительности, поскольку мы берем жизнь в ее эмпирическом составе. В каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; на его поверхности копошатся, кружась и летя вместе с ним, миллиарды и биллионы живых козявок, порожденных из него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми; бессмысленно кружась в мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чем-то хлопочут, устраивают между собой какие-то порядки жизни. И эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни, хотят достигнуть счастья, разума и правды. Какая чудовищная слепота, какой жалкий самообман!

Чтобы понять это, мы даже совсем не должны идти так далеко, как того требует господствующее естественнонаучное понятие о мире, совсем не должны представлять себе мир, как мертвый хаос, как механизм безжизненных физических и химических сил. Это воззрение, которое многим еще доселе представляется высшим достижением точного научного

знания, есть лишь свидетельство узости, бездушия и научной тупости, до которого дошло все «прогрессирующее» человечество. Древние греки лучше нас знали, что мир - не мертвая машина, а живое существо, что он полон живых и одушевленных сил. К счастью, тот духовный кризис, который переживает в настоящее время человечество, уже раскрыл многим наиболее проницательным естествоиспытателям нашего времени глаза и дал им понять убожество и ложность чисто-механического, естественнонаучного миросозерцания. Со всех сторон - в новейшей критике механической физики Галилея и Ньютона, в новейших физико-механических открытиях, разлагающих косную материю на заряды сил, в критике дарвинистических учений об эволюции, в усмотрении виталистических анти-механистических начал органической жизни - всюду возрождаются и вновь открываются человеческому взору признаки, свидетельствующие, что мир есть не мертвый хаос косных материальных частиц, а нечто гораздо более сложное и живое. Тот упрек, который русский поэт посылал современным людям:

«Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнце, знать, не дышит

И жизни нет в мирских волнах»

этот упрек повторяют теперь уже и многие представители научного знания. Мир не есть мертвая машина или хаос косной материи, «не слепок, не бездушный лик»;

мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

И все же мир не есть зрячее и разумное существо. Он слепой великан, который корчится в муках, терзаете своими собственными страстями, от боли грызет самого себя и не находит выхода своим силам. И поскольку человек входит в его состав, есть только его ничтожная часть порождение, ничтожная клеточка или молекула его тела, и поскольку сама душа человека есть лишь частица это космической души, подчинена ее силам и обуреваема ими человек все же безнадежно окован, захвачен в плен могучими слепыми силами космоса и вместе с ним обречен корчиться в бессмысленных муках, бессмысленно рождаться, куда-то стремиться и бесплодно гибнуть в слепом процесс неустанного круговорота мировой жизни. И мы уже видели, что древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходны отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Куда бы мы ни кинули наш взор, с какой бы стороны не посмотрели на жизнь - поскольку мы стараемся честно постигнуть эмпирическое, объективно данное нам существо жизни - всюду и через все мы убеждаемся в ее роковой бессмысленности. Мы видели условия достижимости смысл жизни: существование Бога, как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою

собственную жизнь. Но мир не есть Бог, и его жизнь - не божественная жизнь; противоположное утверждение пантеизма может разве отвлеченно соблазнить кого-либо, в живом же опыте мы слишком ясно сознаем несовпадение того и другого: в мире царит смерть, он подчинен всеуничтожающему потоку времени, он полон тьмы и слепоты. И если таков мир - вправе ли мы от него, по крайней мере, умозаключать о существовании Бога? Все попытки человеческой мысли таким путем дойти до признания Бога оказывались и оказываются тщетными. Как бы мы ни восхищались стройностью и грандиозностью мироздания, красотой и сложностью живых существ в нем, как бы мы ни трепетали перед безмерностью его глубины - и созерцая звездное небо, и сознавая свою собственную душу, - но одна наличность страданий, зла, слепоты и тленности в нем противоречит его божественности и не позволяет нам в нем, как он есть и непосредственно нам дан, усмотреть решающее свидетельство наличия всеведущего, всеблагого и всемогущего Творца. Как говорит один проницательный современный немецкий религиозный мыслитель (Макс Шеллер): «Если бы мы должны были от познания мира умозаключить о существовании Бога, то наличие в мире хотя бы одного червя, извивающегося от боли, было бы уже решающим противопоказанием». Рассматривая мир, как он есть, мы неизбежно приходим в вопросе о его первопричине или о действии Бога в нем к дилемме. Одно из двух: или Бога совсем нет, и мир есть творение бессмысленной слепой силы, или же Бог, как всебла-

гое и всеведующее существо, есть, но тогда он не всемогущ и не есть Творец и единодержавный Промыслитель мира. Первый вывод делает ныне господствующее мировоззрение; второй, более глубокий, по чисто религиозным мотивам был утверждаем гностиками и в новейшее время был снова сделан рядом мыслителей, искавших Бога на чисто интеллектуальном пути. Но и в том и другом случае - и если Бога нет, и если Он не в силах нам помочь и нас спасти от мирового зла и бессмыслия - наша жизнь одинаково бессмысленна. Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего, человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни. А это условие - независимо от трудности его во всех остальных отношениях - абсолютно неосуществимо, поскольку человек есть часть и порождение мировой, космической природы со всей ее слепотой, несовершенством и тленностью. Для того, чтобы уверовать в достижимость смысла жизни, мы как будто вынуждены отрицать этот бесспорный факт плененности и пронизанности человека силами природы, мы должны идти против очевидности неотменимого факта. Не значит ли это, что положительное решение вопроса о смысле жизни, реальное обретение этого смысла невозможно и что мы обречен лишь бессильно мечтать о нем, ясно усматривая абсолютную неосуществимость нашей мечты?

Бессмысленность жизни открылась не со вчерашнего дня; как мы уже видели, ее утверждала древняя мудрость пожалуй, с большей силой и ясностью, чем это доступно современному человеку, утратившему целостное восприятие жизни и потому склонному опьяняться иллюзиями. И все же человечество издавна имело религиозное сознание, верило в Бога и возможность спасения человека, и тем утверждало осуществимость смысла жизни. Есть ли это одна простая непоследовательность, неумение или боязнь сделать последний вывод из неоспоримых фактов? Такое суждение было бы с нашей стороны поспешным и легкомысленным заключением. Мы должны, наоборот, сами глубже вдуматься в дело, полнее оценить мотивы, руководящие религиозным сознанием человечества, и поставить теперь себе вопрос: есть ли умозаключение от эмпирической природы мира и жизни достаточный и единственный критерий для решения вопроса о смысле жизни?

____________


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Это удушающее чувство, которое я испытываю каждый миг. Я завидую муравьям. У них нет времени на пустые, да и вообще - какие-либо страдания. Их жизни слишком коротки - от четырех до двенадцати лет. За это время им нужно построить свой маленький город и заботиться о нем. Вы видели муравьев? Они меня восхищают.

Эти крохотные создания трудятся не покладая хрупких конечностей. Во благо своей маленькой стайки, своего вида. У каждой группки муравьев есть свои обязанности - кто-то добывает веточки и хвою, кто-то хранит запасы нектара на случай, если ответственные за его добычу муравьи вернутся без пропитания. В муравьином городе есть даже хирурги, которые отгрызают поврежденные конечности товарищей. Их жизнь, полная смысла, нам кажется обычной возней насекомых. Но мы даже не подозреваем, как насыщено их существование.

А мое?.. Да, я определенно завидую муравьям, они на уровне подкорки знают смысл своей жизни.

Бессмысленность жизни - зачем это все?

Я задаю вопрос знакомому: «Зачем ты встал сегодня утром?» Он отвечает: «Чтобы пойти на работу». Я спрашиваю, зачем ему работа, - он отвечает мне: «Чтобы заработать деньги». Это порождает мой следующий вопрос: «Зачем тебе деньги?» Следует ответ: «Чтобы жить!»

Я задаю последний вопрос, после которого мой знакомый крутит пальцем у виска и прекращает разговор, - «А зачем тебе жить?» Видимо, вопрос смысла жизни заботит далеко не каждого.

Работать, чтобы жить, и жить, чтобы работать. Постоянно переживать день сурка. Почему бы нет? Миллионы людей, кажется, довольны этим простым алгоритмом. Разбавлять рабочие будни выходными и продолжать жить, чтобы работать и дальше. Жить дальше.
А какой смысл? Разве они сами не понимают, как это все нелепо и пусто? Как придать смысл бессмысленности?

Бессмысленность и смысл жизни - где она, точка опоры?
Я искренен в своем непонимании удовольствий этого мира. Они скоротечны в своей конечности. Они не наполняют меня, я всегда остаюсь пустым. Бессмысленность жизни встречает меня, как только я открываю глаза, сопровождает в течение дня и укладывает спать уже под утро.

Жить ночью гораздо приятнее - умолкает все вокруг. Умолкает все, кроме зудящего изнутри чувства, что нужно что-то найти. Кажется, я пытаюсь найти то, чего нет здесь. Я не знаю, как это выглядит, можно ли это потрогать. Но я точно знаю, что если не найду, то не смогу продолжать жить.

Я привык. Почти привык к вечному вакууму внутри себя, который нужно чем-то заполнить. Угомонить извечное чувство поиска. Что же я ищу? Я не знаю. Зацепки, причины находиться здесь. Зачем я здесь, зачем каждый раз наступает утро? Зачем открывать глаза, если всегда хочется закрыть их и перестать ощущать бесконечное давление окружающего меня мира?

Что такое жить, если то, что происходит со мной изо дня в день, я не могу назвать жизнью? Бессмысленность и пустота - единственное, что я постоянно чувствую. Нужно ли искать повод оставаться? Да и зачем влачить свое жалкое существование? Если смерть - это итог, стоит ли оттягивать? Чувство бессмысленности жизни - мой верный спутник.

Кто ты, не нашедший ответ? Кто ты?

Кто ты, ищущий смысл и вечно теряющий его? И почему именно тебе жизненно необходимо докопаться до сути, до смысла человеческого бытия? Ты - обладатель звукового вектора. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана этот термин раскрывает одну из восьми мер психического.

Вектор - это набор врожденных свойств психики человека. Остальные семь векторов могут насладиться ЭТИМ миром, тем, что он предлагает им. Человек с кожным вектором будет гнаться за карьерой и деньгами. Обладатель анального вектора обретет счастье в семье и домашнем уюте, это его смысл жизни. Человеку со зрительным вектором будет достаточно любви, чтобы понять, что он не зря появился на свет.

Легкие наброски того, как они могут наполнить себя в этом мире. Но ты не видишь смысла в этом, ты на уровне подсознания знаешь, что он в чем-то большем, скрыт от посторонних глаз. Ты его ищешь, но не находишь. Почему же ты ощущаешь бессмысленность жизни?

Смысл бессмысленности - где его искать

Абстрактный интеллект, свойственный звуковому вектору, не может оставаться в рамках материального. Это способность мыслить глобально - о смысле своей жизни, о смысле существования всего человечества. Люди глобальной идеи, которые дарят обществу научные открытия, инновации, дальнейшее развитие человечества.

Заглянуть вглубь мироздания, понять первопричину всего происходящего, докопаться до сути. Это желание звукового вектора царапает изнутри, не давая возможности наслаждаться миром материй.

Бессмысленность жизни, которую ощущает человек со звуковым вектором, можно назвать одним словом - депрессия.

Депрессия в звуковом векторе является крайне тяжелым состоянием, порой несовместимым с жизнью. Избавиться от этого состояния звуковик может пытаться через наркотики. Изменить свое сознание и попытаться найти смысл там, в другом, казалось бы, измерении. Только срок действия наркотиков ограничен. Возвращение в реальность неизбежно. Более того, может сопровождаться еще худшими состояниями.

Найти смысл жизни и больше не терять

Системно-векторная психология дает возможность избавиться от негативных состояний раз и навсегда. Сначала раскрыть тайны бессознательного - через понимание своих психических особенностей. А дальше? Использовать свои природные, врожденные свойства по назначению, реализовывать себя в обществе. Это самая действенная психотерапия.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность смотреть в корень проблемы. Разбирая по мельчайшим деталям, дойти до первопричины своих состояний. Главное, получить ответ на свой вопрос: «А в чем смысл моей жизни?» - как тысячи людей, которые уже обрели смысл жизни и попрощались с негативными состояниями :

«…Моей главной проблемой было отсутствие желания жить. Ощущение собственной бесполезности, оттого что я не могу найти свое место в этом мире. Постоянные разочарования, когда попытки «жить как все нормальные люди» ни к чему не приводили. Я не верила, что могу найти хоть что-то для себя. Какие-то вещи могли заинтересовать меня, но ненадолго. Все казалось пустым. И люди тоже казались пустыми, неинтересными… Впервые попав на бесплатную лекцию, я быстро уловила, что в системно-векторной психологии есть ответы на вопросы о человеческой душе, которые мне всегда не давали покоя. Наконец-то нашлось то, в чем есть смысл!..»

«…Каждый день я обдумывала план своего суицида по дороге из общежития в колледж… все казалось иллюзорным. Я ничего не чувствовала… Как тяжело днем, еще тяжелее ночью. Я не могу уснуть. Я хочу кричать, я хочу вылезти из этого тела, это не мой голос, это не моя внешность, я - это не я. Я здесь по ошибке. Как отсюда выйти? Я сдаюсь…

На первых лекциях я все же противилась, старалась выключить, уйти… Но слова Юрия… они проникали через уши, что-то отзывалось внутри.
Я начала вслушиваться в людей. Понимать, что они чувствуют, даже что думают. И… я больше ни на кого не могу обидеться…теперь я не хочу пересидеть жизнь, а стараюсь провести каждый день с пользой. Отношения с окружающими улучшились.

Больше никаких антидепрессантов. Я больше не считаю себя «ошибкой». Я понимаю, что природа не ошибается. Понимаю, чем мне нужно заниматься. А все, что было со мной раннее, оказалась таким понятным, объяснимым. Да и вообще, вся жизнь такая понятная и… прекрасная. Как же много мы тратим времени, сколько ложных путей выбираем, как рано отчаиваемся. А смысл-то, вот он, рядом!..»

Здравствуйте.
Я не обладаю интересом к чему-либо. У меня нет ни целей, ни желаний. Все потому, что я сознаю бессмысленность существования человека как такового.
Раньше я хотел быть программистом, поступил даже в специализированную техническую школу, где дают вполне хорошее довузовское образование. Сейчас я понимаю, что это желание исходило не от тяги к науке, а от тяги к деньгам. Однако пусть даже и так, но тогда у меня была цель, а сейчас она развенчана. Деньги? Зачем? Достаток человеку совершенно не нужен, да, можно воплощать любые свои идеи, но зачем. Можно несколько путей их траты выделить.
1. Машины, дома, путешествия. Группа самая низкая. Даже не стоит говорить, почему это все фигня.
2. Что-то невероятное, вроде полета в космос. Хорошо, получу впечатление, но зачем? Все равно дальнейшая жизнь не изменится, это лишь мимолетное удовольствие, забвение.
3. Для мира. Устроить всемирную коммунистическую революцию, сделать людей счастливыми. Разве что это более-менее имеет смысл, но вместе с тем, что сам человек бессмыслен, теряет его.
Я принимаю за аксиому бессмысленность человека. Почему? Не знаю, как это объяснить, поверьте наслово.
Мое состояние примерно схоже с тем, что ощущал Ипполит в романе Достоевского "Идиот". Понимая, что конец его близок, он не видел смысла ни в каких новых начинаниях. Зачем браться учить язык, если ты умрешь через месяц? Только дело в том, что ему оставалось жить несколько месяцев, а у меня еще несколько десятков лет впереди. Однако уже сейчас я думаю, что не имеет смысла браться ни за что, ибо все равно в конечном счете ты будешь умерщвлен, и все твои заслуги канут в лету. Ведь уже неважно будет даже то, что ты сделал для мира, так как после смерти ты не будешь думать о своих деяниях.
Пожалуй, Ипполит бы меня казнил на месте за то, что я "имею столько жизни и не умею ей воспользоваться".
Черт возьми, я сознаю ошибку своего мышления, я понимаю, что логика о бессмысленности всего по причине смертности человека - бред, потому что все мышление есть в пределах жизни, все ощущения есть в пределах жизни, мы должны искать смысл в определенных границах, потому что за границами уже нет ничего. Криво объяснил, возможно, неверно, но, в общем, я понимаю, что логика моя неверна, что нужно жить просто потому, что ты живешь.
Но! Я понимаю это разумом, но не понимаю чем-то другим, тем, что внутри. Стоит упомянуть, что в душу, бога и прочее я не верую. Не думайте, что я горжусь этим или наоборот, мне, право, абсолютно на это все равно, я считаю, что вопрос о религии поднимается слишком уж высоко, а на самом деле это величайшая мелочь.
Так вот все эти доводы, которые я привожу сам себе в доказательство, я хоть и готов признать математической логикой, но все равно ПРИНЯТЬ не могу.
Я знаю, что сейчас мне нужно что-то делать, я знаю, что мое текущее поведение абсолютно неверно, знаю, что через несколько лет, наверно, все изменится, однако ничего не меняю.
Время стало лететь очень быстро, я перестал что-либо делать, потому что всегда вопрос "Зачем?". Я стал скатываться в учебе, стал "тупеть". И все как снежный ком.
И читал я статью про депрессию на этом сайте, но снова не готов ее ПРИНЯТЬ. Особенно насторожило то, что там предлагается медикаментозное лечение. После этого у меня начинается полный разрыв шаблона. Я согласен с тем, что весь человек есть физиология, но начать менять себя извне? Выпить таблетку и сделать себе настроение хорошим? О, боже, это же неправильно! Я начинаю сходить с ума от одной этой мысли. Выходит, что все мои мысли, все мои наработки разума не нужны! И вся вообще эта депрессия лишь о того, что в головном мозге нарушен определенный процесс. Господи, после этого начинаешь ощущать себя еще более бессмысленным, я никто, я ничто.
Как я уже сказал, все как снежный ком. Многое у меня стало не получаться, постоянно стали опускаться руки. Понимаю, что нужно лишь пробовать снова и снова. Однако, вы не поверите, в моих глазах эти попытки выглядят буквально как попытка мухи пролететь сквозь стекло. Это невозможно, невозможно никак согласно фундаментальным законам вселенной.
И наступает апатия. И пытаюсь я себя оправдать тем, что мне ничего не нужно.
Я перестал заниматься спортом. Зачем?
Я перестал читать. Зачем?
Еще я расстался с девушкой, потому что так же не понимаю смысла в любовных отношениях. Любовь - бред, игра на животных инстинктах. Что платоническая, что плотская любовь - все одно.
Вообще все в жизни сводится к получению удовольствия, это как постулат верно. Зачем нужно удовольствие?
А как иначе? Получать страдание? Почему бы нет? Но и тогда это будет своеобразным удовольствием для конкретного человека.
Я чахну, я гнию и умираю, не знаю, что дальше, не знаю, зачем. Прошу помощи. Какой? Не знаю. Чем мне можно помочь? Я в это не верю, я должен сам бороться, ведь я все ЗНАЮ. Я должен заставить себя ПРИНЯТЬ. Но как? И вы мне не подскажете. Я заранее сознаю, что мой клич так же бессмыслен, хотя искренне надеюсь на обратное, но ведь чудес не бывает, заветных словесных формул нет. Есть лишь то, что делает из тебя "рыцаря на час". Да, я получу заряд, я буду думать, как это часто бывало, что теперь моя жизнь изменится, что я вообще сейчас все круто сделаю, однако обычно при первом буквальном начинании весь порыв улетучивается перед видом сложностей. Значит, я ленив?
Быть может, я, действительно, лишь глупый и ленивый дурак?
Но ведь раньше было иначе. Раньше я делал хоть что-то, но это раньше было так давно. И раньше я думал:"За этот год я сделал N полезного, я молодец, а в следующем году я сделаю N^2 дел и буду круче." Сейчас же я говорю:"Ты дурак, за последний год ты сделал ничтожную малость, ты не достоин ничего более."
Мой запал быстро гаснет, я стал быстро уставать, хочу приняться за дело большое, но вижу трудности, вижу, как много всего нужно сделать, сразу впадаю в уныние.
Вот и сейчас, я устал писать.
Прошу прощения перед потенциальным читателем, если таковой найдется, за несогласованность в тексте, за нелогичности возможные и за повторы идей.
Спасибо за внимание и за помощь, если вы попытаетесь мне ее оказать, ведь несмотря на то, что мне кажется, я дерзок с вами, я вас всех очень люблю и ценю, и дорожу.

Поддержите сайт:

Пусть будет Порфирий. , возраст: 17 / 16.12.2012

Отклики:

Порфирий, это горе от ума. Умом и талантами ты не обделен, в том числе литературными. но логикой тут не поможешь. Зря не веришь в душу. болит, значит, есть. А если так болит, что с ума сходишь, значит, не мелочь. Прежние материальные ценности рухнули, туда им и дорога, значит, пора выходить на новый уровень. Нет понятия лень, есть отсутствие мотивации. У тебя она временно отсутствует по уважительной причине - переоценка ценностей. Поэтому все трудно. Достоевский может довести до психушки, если нет иммунитета в виде твердых и ясных христианских ценностей, в его книгах вечно все рушится и все сходят с ума. Неполезно сейчас, хоть и великий писатель. Почитай Толстого "Войну и мир" - там наоборот все герои под конец выздоравливают и обретают смысл бытия. "Надо жить, надо любить, надо верить" - вот меня эта фраза вытащила когда-то из бессмысленности, мне, кстати, тоже тогда 17 было и тоже горя от ума. И главное, что не сказано почему надо, а вот как-то просто начинаешь чувствовать не умом, а сердцем, что так и есть. Сердцем научись чувствовать, с умом у тебя и так порядок. Если любишь нас, читателей своих, значит, в принципе, способен, уже не безнадежен. Твори добро - и поймешь, что но вечно. А там и остальное поймешь. Вообще ты редкий тип для нашего потребительского общества, можешь принести огромную пользу... Но сначала наводи порядок в собственной душе.

Елена, возраст: 26 / 17.12.2012

Мальчик милый в жизни все сводится не к удовольствию, а к радости, сказано всегда радуйтесь. Радость не может быть слишком велика, а удовольствие Вы этого еще не знаете от него может просто тошнить. Я желаю Вам познать сиюминутную радость от того что светит солнце, идет дождь, а навстречу идет просто милая девушка. Не ищите смысла в этой жизни, ищите в этой жизни радость, любовь и мир внутренний. Бог создал этот мир, и я верю что он не ошибся в своем добром намерении, а вот человек не потянул это великое творение, потому и мысли что зачем, да как. Какая революция мировая, человек может быть счастлив оттого что ему не надо лишнего, он довольствуется малым, и наоборот он так пресытился, что кусок в горло не лезет.

Ольга, возраст: 52 / 17.12.2012

Человек воплощает в жизнь то, во что он верит.

Нелогичности, логичности... Ты пишешь, что основываешься только на знания? Но я нашла в основании твоих рассуждений только веру, без знаний. На самом деле все проще. Ум - это конечно замечательно, но есть чувства, которые как не удивительно никогда не обманывают, в отличии от первого...

Я нашла большой страх перед самой жизнью, перед ответственностью за свои поступки. Это так?
В мире очень много чудес, мир по своей природе бесконечен и бесконечно красив. Ничего в нем не повторяется и в то же время повторяется тысячу раз. Откажись от предвзятого суждения. Учись чувствовать сам! Просто нужно найти некоторое равновесие, мудрость.

случайный гость, возраст: 22 / 17.12.2012

Дорогой Человек! Позвольте отдать Вам должное: потенциал Вашей личности превосходит всякую жизненную обыденность и это исчерпывает из души остаток смысла. Ведь дай Вам работу по спасению человечества - Вы бы это сделали! Вы бы взялись за это со всем своим жаром и талантом. Но.. что предлагает мир? - ни-че-го. Ну кроме разнообразных способов, как погубить себя. Ведь откуда эти мысли об отчаянии? - их внушает мир, а не Ваша собственная личность их генерирует. Вы как бы ловите волны на свой датчик разума и этот сигнал справедливо расшифровывается как отсутствие смысла... Если принимать получаемые «шумы» - за норму, за лейтмотив жизни – станет явно что датчик сломался – душа уже не способна чувствовать отсутствие в этом правильности, нормы. В бессмыслице можно погубить себя, но найти смысл – никогда. Вот многие люди и делают вид что живут – занимаясь своими делами бесцельно, заглушив совесть, поверив, что ничего нет кроме материального.
Тот кризис, в котором вы оказались не случаен: ведь жили же раньше так, не задаваясь животрепещущими вопросами, но вот, боль души заставила остановится и предпринимать какие-то адекватные действия. Но эти действия, как то – охлаждение ко всему, потеря интереса – неверно. Быть может отчаялись искать смысла там где его нет – т.е. в миру?.. Все перечисленное вами действительно его не содержит, хотя земные смыслы очевидны: работа для денег, деньги для вещей, вещи для комфорта и прочее. Но в этом нет главного. Во всех этих действиях нет главной движущей силы: РАДИ ЧЕГО?..
Самое время сказать о душе. Пару слов: мой знакомый сейчас монах. Раньше он был неверующим. Случилось так, что он попал в реанимацию. А потом со стороны увидел свое тело. Обстановку вокруг, - все как было он видел и осознавал, слышал – присутствовал своей личность вне того тела. Душа его была способна перемещаться по одному желанию мысли, и на этот раз такие факторы как сниженное зрение и прочее – не играли никакой роли. Все изъяны тела остались там – на операционном столе. Только вот если в изъян превращается душа – она более не способна к Вечности. Ее гнетет к аду, поскольку сущность ее не тяготеет к Богу и добру. Многие себя в этой жизни довели до такого состояния. Когда они более не выносят материальные смыслы, но и не очищенное их, гордое сердце не может принять веру. Они не хотят верить, что Кто-то есть Выше них, есть Создатель всего. Здесь душа призвана становится лучше, обогащаться тем, что определит ее дальнейшую судьбу. Блуждание без смысла озлобляет человека, и любой добрый человек без смысла приходит к отчаянью. Жизнь без смысла и есть череда уныния и отчаяния – это очевидно. За чертой этой временной жизни – наша личность. Чтобы она была подготовлена к вечности, мы уже сейчас должны дать правильное направление к ее развитию, здесь, на земле «старт» этого развития. Потом лишь будет произрастать посеянное. Развитие души лежит в нравственной области, в том, насколько легко ей дается исполнение Заповедей Божиих. В этом и есть противостояние мира и человека, нашедшего истину. Тогда такие вопросы как «зачем жить» - не возникают, потому что осознается ценность всего происходящего, что так или иначе влияет на душу. Наша задача в том, чтобы жизнь не оказывала на нас негативного влияние, на нашу внутреннюю сферу. Все эти знания, как спасти свою душу находятся в Православии. Стоит посетить магазин Православной книги и выбрать наиболее близкое к настоящий задачам. Главное прийти в Храм, поскольку как для внешнего тела существует пища, дары природы, так и для невещественной души внутри тела существуют Святые Таинства – ниспосланные Самим Богом, которые преобразуют ее, наполняют ее смыслом, очищают и животворят. Это все испытано. Чудесное, необыкновенное свойство Исповеди, Причастия, и др. Таинств Церкви неопровержимы. Благодаря этому человек находит в себе силы применять те теоретические знания которые потом обильно черпает из книг и своей жизни. Это помогает закреплять и практику чтобы в последующем становится все лучше и лучше. Испробуйте это и вы, чтобы увидеть те замечательные последствия, которые будут сказывать на всех сферах жизни. Однако напомню о существовании бесов – они ненавидят людей и делают так, чтобы душа каждого погибла. Действуют через помыслы, чувственные внушения. Они всегда противостоят хорошему. И конечно – бесы всегда будут фактором преодоления. «В мире дьявол со Христом борется, а поле битвы - сердце человека» – так сказал небезызвестный вам Достоевский, и эти слова не были внешними, он был верующим человеком. Итак, вот вам путь к Церкви, путь к Истине, путь к спасению. Ваша воля и вы – счастливый, деятельный человек полный смысла и Жизни. Спасения душе вашей и до встречи в Православном Храме!

Разумная, возраст: 22 / 17.12.2012

Мне видится за вашими фразами снобизм лентяя, который оправдывает свое ничегонеделание, а возможно, и свои недалекие способности "бессмысленностью человека как такового". Проблем в настоящее время у вас никаких нет (разве что с учебой, которую запустили). Действительно, мама с папой кормят-одевают, глядишь, и от армии болезнь отыщут, при этом учиться вам лень, работать, похоже, тоже лень. Но это пока проблем нет. Если будете продолжать в таком же духе, станет действительно плохо уже по реальным причинам - нет образования (зачем? какой смысл?), нет работы (на работу каждый день ходить - это же так скучно, приземленно, рутинно), нет жилья (иметь свой дом - это тоже из группы низменных желаний), девушки такие-сякие меркантильные дружить с нищим философом не хотят, а хотят надежного любящего мужа и детей и т.д. Займитесь делом, молодой человек, хватит решать мировые проблемы, решайте свои, сделайте хоть одно доброе дело, прежде чем рассуждать о том, в чем не смыслите. И еще, не смейте упоминать имя Господа всуе, если утверждаете, что не верите в него.

Надежда, возраст: 57 / 17.12.2012

Уважаемая Надежда. Я благодарю вас за столь
критический отклик, но позвольте тогда уж и мне
его раскритиковать. Не гнушайтесь над этим, я
понимаю, что уже одно то, что вы мне написали
вообще, я должен принимать с радостью, я так и
делаю. Касательно лени, я прошу прощения, если
не точно выразился, но проблема моя в
отсутствии смысла. Не думайте, что все из-за
слабости. Вы говорите, что нельзя судить о том,
чего сам не пробовал, однако любой человек
способен рассуждать о вкусе блюда, не являясь
при этом поваром. Но раз уж вы требуете
конкретных примеров, то я готов их привести, и
одним из таковых, о котором я неявно и вскользь
упомянул, будет мое увлечение
программированием. У меня была цель, была
мотивация, а потому я готов был тратить труд на
это дело. Вы пишете про девушек, не желающих
общаться с нищенствующим философом, но я писал
о нареченном философом человеке, не желающем
общаться с девушками.
Последнее ваше предложение, мне кажется, есть
хула.
Мне не понятен подтекст вашего отклика.
Возможно, вы либо хотите спровоцировать меня на
действия, либо спровоцировать на ответную
реакцию, по которой вы, как психолог, сумеете
оценить меня.
Вы советуете не решать мировые проблемы, но
разве не это ли логика... Кого? Каждый додумает
сам. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином
быть обязан." Не призываю конкретно гражданской
деятельности, призываю скорее посмотреть вверх.
О проблемах вы неправы.

Я извиняюсь перед сообществом за данный
критический ответ, так как он не согласуется с
тематикой сайта.

Уважаемая Ольга. Вы же получаете во время
радости удовольствие. Удовольствие от самой
радости. Так что получение радости есть один из
способов получения удовольствия. Спасибо вам.

Я благодарен всем за ваши отклики, они очень
важны для меня. Спасибо.

Пусть будет Порфирий. , возраст: 17 / 17.12.2012

Милый мальчик, не запаривайте так свой мозг. В 17 лет невозможно просчитать все ходы вперед. Именно разумом невозможно просчитать.Информации недостаточно. Можно только почувствовать подсознанием, интуицией, душой, если хотите.Если пока интуиция спит, то пережить этот период, и должен наступить другой, более ясный для понимания. На основе жизненного опыта пожившей тетки могу предостеречь от возможных ошибок в жизни.Что бы с вами не случалось, депрессия ли, физическая усталость или умственная, не позволяйте себе после совершеннолетия впадать в зависимость(финансовую) от родителей, женщины. Идите на работу, можно на полностью физическую, не на век же.Ощутите прилив опыта однозначно.Мозги приходят в порядок, если что-то делать своими руками. Взять хотя бы благоустройство квартиры, пусть съемной.Эти вроде бы неинтересные дела будут вас незаметно развивать.Одна теория из интернета и раздумья эти будут вас действительно утомлять.Вот такие ошибки у людей с вашим складом ума. Понятно, что щелкать по клавиатуре вроде бы приятнее целый день, но пользы от этого очень мало.Нужно понять, что если вы не собираетесь жить в шалаше в лесу, то нужно как то заниматься своим жизнеобеспечением в городе. Чем раньше начнете слезать с родительской шеи, тем лучше.Еще раз повторяю, делать это все для приобретения опыта.Пытаться решать какие-то проблемы самостоятельно.Каждая новая задача будет все легче и легче.Родители очень долго детей опекают, и этим приводят к ухудшению ситуации.Не чахни и не умирай. У тебя очень подкупающая в тексте вежливость. Не мытьем, так катаньем. Выживешь за счет своей обаятельности!Я чувствую это. Успехов.

Анна, возраст: 50 / 17.12.2012

Может, прыжок с парашютом или какой-нибудь экстрим тебе помогут...Станет жизнь дороже. Будь счастлив!

Вася, возраст: 30 / 18.12.2012

Привет! Ты бродишь в лабиринте мыслей, идей (часто
противоречивых), вопросов... Я тоже бродила, а потом постепенно
выбралась. Честно говоря, не знаю сама как и за счет чего. Поэтому
настоятельно прошу жить, жить и жить.
Что правда - что неправда? В чем смысл всего? Как найти ответ? Что
поможет?! - Наука? Рассуждение? Искусство? Философия? Религия? -
Все это прекрасные вспомогательные средства, но лишь
вспомогательные. Они все вместе взятые ничего не дадут тебе без
ПРАКТИКИ. Только применяя все это в практической жизни, можно
что-нибудь ПРИНЯТЬ для себя, обрести уверенность в чем-либо и
идти дальше.
Смысл события обычно открывается нам намного позже, но никак
не заранее. Мне, например, сейчас начинают проясняться смыслы
того, что происходило со мной в детстве, юности. Тогда я не
понимала, что со мной происходит, почему и зачем. Сейчас многие
победы я рассматриваю как поражения, а печали видятся мне как
выигранные сражения. По-настоящему осмысливать можно только
СВОЙ жизненный опыт, ведь здесь участвует не только мозг, но и
сердце. Опыта у тебя пока нет. Самостоятельно ты еще не жил. Не
хочу обидеть, но в 17 лет сердце еще глупое. Оно не умеет любить,
частенько не чувствует фальши, не отличает правды от лжи,
настоящего от ерунды, негодует на простые и правильные вещи, не
различает полутонов и тд и тд. Короче, его нужно воспитывать,
приучать к хорошему: не унывать, не грустить, не злиться, не
раздражаться и тд и тд. Вместо этого открываться красоте, прощать,
радоваться, верить в прекрасное далеко, в светлое будущее, да хоть
во что-нибудь хорошее.
Еще нужно сердце настраивать на любовь (любовь в широком
смысле), как музыкальный инструмент. Сначала делают простые
скушные добрые обязанности (тянуть учебу, работать, убирать свою
комнату, помогать родителям, содержать их старость в покое и
радости, быть внимательным и заботливым), как будто каждую
клавишу слушают, правильно ли звучит. Потом все сложнее гаммы
становятся. И лишь много лет спустя удастся сыграть что-то
большое и прекрасное. Сыграть, радуясь самой музыке, не думая о
пальцах, нотах, интервалах и прочей технике.
Как-то так. Извини, если не понятно излагаю.
Про спорт вспомнилось. Я спортом занималась на серьезном уровне.
Потом "ушла в учебу", а спорт вообще забросила: "А зачем?" Ответ
дала сама жизнь, и очень скоро. Сидя на попе целыми днями,
набрала я 10 кг. Да еще спина болеть стала жутко. Мне было около
20 лет. Мучиться-то не хотелось: рванула в спортзал. Все прошло.
Заметила, что и настроение улучшилось сильно. С тех пор вопроса
"зачем?" у меня нет. Занимаюсь. Чего и тебе желаю.
Если как-то тухло стало, меняй стратегию. Мысли тупиковые, ты сам
это понимаешь. Спроси себя лучше так: "Что толку мне гонять эти
мысли? Что-то хорошее они мне принесли? - Нет! - ТОГДА КАКОЙ
СМЫСЛ ИХ ГОНЯТЬ?!"

ЕленаОбыкновенная, возраст: 36 / 18.12.2012

Жизнь бессмысленна.. Да, но скажите, Порфирий, о ком вы в этой бессмысленной жизни заботитесь? вы умеете это делать? А что вы вообще в жизни умеете? Чем можете похвастаться из области ваших результатов, познания себя? Думаю, немного будет ответов - вам 17 лет, вы еще молоды, чтобы отвечать на вопросы выше.. возможно вы так подумаете? Но именно эти вопросы, перед вами жизнь дай Бог поставит через несколько лет..
И нужно будет самому себя обеспечивать (если родители к себе на шею не посадят), и нужно будет самому строить свою жизнь - и вот уровень умения это делать и отличает взрослых от детей, а научиться этому непросто, на это нужно время, силы.. это к тому на что тратить свою жизнь..
Зачем спросите вы? Так а вы попробуйте от жизни отказаться, наверно не захочется, ведь в ней есть приятности, удовольствия, радости, и чтобы их получать, при этом самостоятельно справляясь с трудностями,а их еще много встретиться на вашем пути, для этого нужно учиться, и учиться всю жизнь. успехов вам, и всем задающим вопрос "В чем смысл этой бессмысленной жизни"

клара, возраст: 32 / 08.11.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы