Блаженны егда поносят вас. Девятая заповедь блаженства: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! Прп. Симеон Новый Богослов

Блаженны егда поносят вас. Девятая заповедь блаженства: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! Прп. Симеон Новый Богослов
Блаженны егда поносят вас. Девятая заповедь блаженства: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! Прп. Симеон Новый Богослов

Добровольное общество любителей книги

Правление Волгоградской областной организации

Клуб любителей фантастики "Ветер времени"

АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ БЕЛЯЕВ

(к 100-летию со дня рождения)

Волгоград - 1984

Материал подготовила Н. Л. Безгина

"Научно-фантастическое произведение должно удовлетворять всем требованиям, которые предъявляются к художественной литературе. Но сверх этого на авторе научно-фантастического произведения лежит дополнительная нагрузка: он должен овладеть научным материалом и умело подать его".

"Научная фантастика - труднейший жанр. Жанр очень трудоемкий и требует для каждой работы большой предварительной подготовки"

      А. Беляев

      Б. Ляпунов "Александр Беляев".

"Одни изобретают и вычисляют, другие более доступно излагают эти труды, а третьи посвящают им романы. Все необходимы, все драгоценны!"

      К. Циолковский

      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Сделанное Беляевым, дает ему бесспорное право на одно из первых мест в мировой фантастике".

      Л. Борисов.

      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Среди авторов той эпохи самый значительный, на мой взгляд, - А. Беляев. Когда я был в концентрационном лагере Маутхаузен, пленные советские товарищи рассказывали мне о многих романах этого автора, которые я так и не смог впоследствии достать. Прочитанные же мной романы Беляева я нахожу просто замечательными. Научная мысль превосходна, рассказ ведется очень хорошо и главные научно-фантастические темы отлично развиты. Лично я просто проглотил бы не прочитанные мной книги Беляева, если бы нашел их. Надеюсь, что будет переиздано то, что не вошло в три тома его собрания сочинений. Беляев, безусловно, один из крупнейших научных фантастов".

      Жак Бержье

      А. Бритиков "Русский советский научно-фантастический роман"

Он чувствовал себя забытым писателем, забытым коллегами, непонятым критикой. Но при этом считал себя отнюдь не великим, он говорил, что образы часто не удаются, язык не всегда богат. Сюжет - вот над чем он ощущал свою власть".

      В. Азаров

      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Беляев Александр Романович, род. в 1884 году. В детстве увлекался Жюль Верном. Совершал "кругосветные путешествия", не выходя из своей комнаты. Мечтал о полетах. Бросался с крыши на большом раскрытом зонтике, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушибами.

Позднее мастерил планер, летал на аэроплане одной из первых конструкций инж. Гаккеля, за границей - на гидроплане. Любил изобретать. В 16-18 лет изобрел стереоскопический проекционный фонарь. Через 20 лет такой же был изобретен в Америке. Получил высшее юридическое образование, музыкальное - по классу скрипки. Изучал историю искусств, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции. В студенческие годы зарабатывал одно время игрой в оркестре цирка Труцци. В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы. Вел дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег. Не менее 15 лет отдал театру. Режиссировал и играл в провинции и несколько сезонов в Москве (в Сергиевском нардоме). Был присяжным поверенным, но адвокатура-формалистика и казуистика царского суда - не удовлетворяла. Начал работать в провинциальных газетах примерно с 1911-1912 годов, был музыкальным и театральным критиком. Сотрудничал в детском журнале "Проталинка" в Москве. С 1916 по 1922 тяжело болел костным туберкулезом позвонков. С 1923 года в Москве служил в НКПС и НИС и одновременно начал писать рассказы в научно-фантастическом плане. Сотрудничал в журналах "Всемирный следопыт", "Борьба миров", "Знание-сила", "Природа и люди" и др. Отдельными изданиями вышли "Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля", "Борьба в эфире", "Остров Погибших Кораблей", "Властелин мира", "Прыжок в ничто". Написано в общей сложности более 200 печатных листов".

Л. Р. БЕЛЯЕВ

О ФАНТАСТИКЕ

"При всем своем своеобразии научная фантастика является частью советской литературы, а задачи советской литературы - это участие в социалистическом строительстве. Поскольку в научной фантастике трактуются вопросы науки и техники, естественно напрашивается вывод, что наша научная фантастика должна быть одним из средств агитации и пропаганды науки и техники, должна расширять и научные знания, привлекать к научным и техническим проблемам интерес читателей и молодежи в особенности.

Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок. Научно-фантастический роман, рассказ должны быть равноправными художественными произведениями.

Надо добиваться того, чтобы, заинтересовавшись ярко выраженной научной проблемой, читатель научно-фантастического произведения сам взялся бы изучать относящуюся к данному вопросу литературу, а может быть, и сам занялся научной, технической разработкой этой проблемы. И с этой точки зрения лучшим научно-фантастическим произведением должно быть признано то, которое бросает в мир новую плодотворную идею, способствует появлению нового изобретателя, нового ученого.

Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы он смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе суметь предвосхитить такие последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.

Советская социальная научная фантастика или, точнее, социальная часть советских научно фантастических произведений, должна иметь такое же надежное научное обоснование, как и часть научно техническая.

А над этой трудностью - изображения социального будущего - лежит еще большая -показ человека будущего. Вот задача, которую необходимо разрешить советскому писателю, работающему в области научной фантастики".

      "Создадим советскую научную фантастику" - 38

4 (16) марта 1884 года в Смоленске родился фантаст Александр Романович Беляев - "советский Жюль Верн", основоположник советской научной фантастики, как называют его теперь.

    1895-1901 -учеба в Смоленской духовной семинарии

"Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарем и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Позднее пришел Уэллс с кошмарами "Борьбы миров", В этом мире уже не было так уютно..."

      "Иллюстрации в научной фантастике"

В семинарии он "славился выступлениями на вечерах с ярким художественным чтением стихотворений. Худощавый, стройный, с темными волосами, гладко причесанными, Александр обладал великолепными актерскими данными, хорошей внешностью, высокой культурой речи, большой музыкальностью, ярким темпераментом и удивительным искусством перевоплощения, в особенности сильно было мимическое дарование". Таким он запомнился гимназистам, помогая в постановке фантастической пьесы-сказки "Три года, три дня, три минуточки". Взяв за основу сюжет сказки, Беляев, как режиссер, сумел "обогатить ее множеством мизансцен, расцветить яркими красками, насытить музыкой и пением. Фантазия его не знала границ!".

      С. Яковлев В. Грибоедов "А. Беляев-артист"
    1901-1906 - учеба в Демидовском лицее в г. Ярославле и музыкальной консерватории по классу скрипки 1913 - путешествие в Италию, Францию, Германию, Австрию, Швейцарию

"Несколько прыжков, и мы уже совершенно отделились от воды. Последний раз лодки коснулись своим задним краем хребта большой волны. И сразу поднялись над водой на несколько саженей.

Море под нами уходит все ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только их черепичные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой...

Позади нас итальянская Вентимилья, впереди французская Ницца, а посреди маленькое княжество Монако..."

      "Прогулка на гидроплане"

"Удивительный народ эти итальянцы! Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность - с добротой, мелкие страстишки - с истинно великим порывом души..."

      О. Орлов "Александр Беляев"
    1914 - "Бабушка Мойра"
    1916-1922

"Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал... Вот когда я передумал и перечувствовал все, что может испытать "голова без тела".

      "О моих работах"
    1924 - "В киргизских степях"
    1925 - "Голова профессора Доуэля", "Последний человек из Атлантиды", "Три портрета"
    1926 - "Современная почта за границей", "Властелин мира", "Остров Погибших Кораблей", "Ни жизнь, ни смерть", "Белый дикарь", "Идеофон", "Гость из книжного шкафа", "Человек, который не спит", "Страх"

"Вагнер поставил себе задачей охватить большее количество знаний, чем то, которое может вместить человеческий мозг. И профессор добился этого благодаря тому, что не нуждаясь в отдыхе и сне, мог работать почти двадцать четыре часа в сутки. Кроме того, путем тренировки он выработал способность думать обеими половинками мозга независимо одна от другой. Его глаза двигались также независимо один от другого, и Вагнер мог, таким образом, наблюдать за несколькими явлениями сразу. Он мог писать одновременно правой и левой рукой..."

      "Человек, который не спит"
    1927 - "Над бездной", "Охота на Большую Медведицу", "Среди одичавших коней", перевод и примечания к рассказу Жюля Верна "В 2889 году"
    1928 - "Спутник письмоносца", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире", "Вечный хлеб", "Мертвая голова", "Сезам, откройся!"

"Первая рыба среди людей и первый человек среди рыб, Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества. Но если бы следом за ним и другие люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. Тогда люди легко победили бы могучую стихию - воду. Больше семи десятых земной поверхности составляет пространство водной пустыни. Но эта пустыня с ее неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане".

      "Человек-амфибия"

"Рано или поздно человечество поселится на дне моря... Я вижу новую расу "ГОМО АКВАТИКУС" - грядущее поколение, рожденное в подводных деревнях и окончательно приспособившееся в окружающей среде".

      Жак Ив Кусто
    1929 - "Человек, потерявший лицо", "Продавец воздуха", "Золотая гора", "Светопредставление", "Творимые легенды и апокрифы", "Чертова мельница", "Инстинкт предков", "Держи на запад", "Воздушные столбы", "Мертвая зона", "В трубе", "Верхом на ветре", "Амба", "Легко ли быть раком?", "Отворотное средство". Предисловия к романам Д. Лондона "Железная Пята" и "Лунная долина"

"Джек Лондон, в силу особых условий рабочего движения в Америке, мало верил в успех рабочего класса. Вернее, он верил в окончательную победу рабочих, но наступление этого выносил в отдаленное будущее. В романе "Железная Пята" автором намечены и сроки этого будущего: по его мнению, должно пройти не менее трехсот лет, пока наступит "Эра Братства". Но до наступления "Эры Братства" рабочие еще должны пройти через ужасный период неслыханной эксплуатации, через эпоху "Железной Пяты" капитализма... Близоруким и пессимистическим "пророком" и политиком оказался Джек Лондон в своем фантастическом романе".

      Из предисловия к "Железной Пяте"
      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Как это произошло, лошадь не могла рассказать. Но Санта-Анна сам воспроизвел картину. Папельясу очевидно удалось поймать полузадушенного Виэнто. Он уселся на лошадь. Но Виэнто не смог снести такого оскорбления и предпочел погибнуть вместе с врагом. Он помчался к утесу и скатился вниз. Лошади посчастливилось: она отделалась ушибом, а человек..."

      "Верхом на ветре"
    1930 -"Подводные земледельцы", "Гражданин Эфирного Острова", "Зеленая симфония", "Город победителя", "ВЦБИД", "Хойти-Тойти", "Нетленный мир", "Рами"

"Математик, физик, астроном, механик, биолог, социолог, изобретатель, "патриарх звездоплавания", Циолковский мыслит астрономическими цифрами, считает миллионами, миллиардами, биллионами. Бесконечность не устраивает его. Он обращает свой взгляд к прошлому нашей Солнечной системы и спокойно говорит, как о возрасте своих собственных детей: "На рождение всех планет понадобилось тридцать один биллион лет. Земля отделилась от Солнца два биллиона лет тому назад, а наша Луна рождена Землею менее миллиарда лет назад". Совсем новорожденная крошка! Что значит миллиард, если Циолковский иногда имеет дело с такими цифрами, для которых, по его собственным словам, "чтобы их написать, не хватило бы всей вселенной!"

      "Гражданин Эфирного Острова"
    1931 - "Земля горит", "Воздушный змей", "Заочный инженер", "Сильнее бога", "Солнечные лошади", "Шторм", "Чертово болоте". "Освобожденные рабы"
    1932 - "Голубой уголь", "Создадим Мурманский зоопарк", "Еще об озеленении города", "Циолковский", "Севтралтрест должен иметь техническую станцию", "Радиоузел должен решительно перестроить свою работу", "Будет ли этому конец?"

"Никаких клеток старых зверинцев-этих буржуазных тюрем для зверей! Только "острова" зверей под открытым небом. Водоемы. Вольеры для птиц и мелких зверьков. Естественный полярный пейзаж без "подмалевки". Подлинное полярное небо. Что может быть лучше?..

Но такой зоопарк не только интересное и здоровое зрелище, в особенности в Мурманске, так бедном зрелищами. В зоопарке можно развернуть большую научную и просветительную работу"

      "Создадим Мурманский зоопарк"

"Наши полярные ученые-энтузиасты будут отапливаться ледяными полярными ветрами... Ветер, который причинял нам столько неприятностей, аварий, потерь, будет служить нам. Нет ничего фантастического и в мысли "ветрофицировать" и наши траулеры, установив на них ветряки... Неоспоримо одно - большой мурманский ветер поможет создать нам большой Мурман".

      "Голубой уголь"

"Представьте себе огромную ракету в виде яйцевидного, с заостренным верхним концом вагона. Внутри вагона - каюта с запасом кислорода, продуктов для путешественников и большой запас взрывчатого материала - пороха или нефти, газов - вот вам и "звездолет".

"Если такой снаряд приобретет от взрыва скорость, примерно, в 11 километров в секунду, то он может преодолеть земное притяжение и лететь хотя бы на Луну, на Марс..."

      "Циолковский"
    1933 - "Прыжок в ничто", "Огни социализма, или господин Уэллс во мгле", "Рекордный полет", "Необычайные происшествия", "Встреча Нового года"

"Ваш рассказ содержательнее, научнее и литературнее всех известных мне работ на тему "межпланетных путешествий"... Он более будет распространять знание и интерес к великой задаче 20 века, чем другие популярные рассказы, не исключая даже иностранных... Что же касается до посвящения его мне, то я считаю это Вашей любезностью и честью для себя".

      К. Э. Циолковский
      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Что притягивало его в Россию? Эксперимент! Великий эксперимент перестройки мира, старой цивилизации, культуры, создания нового общественного строя. Эта дерзкая попытка осуществить в жизнь то, что веками было предметом утопий. А разве утопии не были его коньком? Разве он в своих произведениях, которыми зачитывался весь мир, не рисовал картины будущего, картины мировых войн, даже космическую борьбу миров, крушение старой цивилизации, зарождение новой, невиданный технический прогресс?.. И вдруг эти люди -большевики - заявили о том, что именно они перестроят мир! Это задевало его, как профессионала, не могло не волновать".

      "Огни социализма, или господин Уэллс во мгле"
    1934 - Встреча в Ленинграде с Г. Д. Уэллсом
    "Воздушный корабль", "Создадим советскую научную фантастику"

"Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы "Голова профессора Доуэля" и "Человек-амфибия". О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху.

      Герберт Уэллс
      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Он (молодой читатель) любит научную фантастику, увлекается научно-фантастическими романами, охотится за ними, читает и перечитывает их. Он прощает автору неизбежные ошибки и болезни роста, - он терпимее и терпеливее критиков и других читателей этого жанра. Он, - и пока только он, - морально поддерживает автора на трудном, ответственном пути создания подлинной советской научной фантастики".

      "Создадим советскую научную фантастику"

"Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие тов. Беляеву и почтенной редакции журнала. Прошу тов. Беляева прислать мне наложенным платежом его другой фантастический рассказ, посвященный межпланетным скитаниям, который я нигде не мог достать. Надеюсь и в нем найти хорошее. Прошу переслать письмо тов. Беляеву. С приветом. Циолковский".

      Б. Ляпунов "Они мечтали о покорении космоса"
    1935 - "Чудесное око", "Пропавший остров", "Слепой полет", "Памяти великого ученого-изобретателя", "Академик Павлов"

"Ваш теплый отзыв о моем романе придает мне новые силы в нелегкой борьбе за создание научно-фантастических произведений".

"Я сердечно и искренне приветствую появление второго издания ("Прыжка в ничто"), которое, несомненно будет способствовать распространению в массах интереса к заатмосферным полетам. Вероятно, их ожидает великое будущее".

      Из предисловия К. Э. Циолковского к роману "Прыжок в ничто"
      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"Я перебираю его книги и брошюры, изданные им на собственный счет в провинциальной калужской типографии, его письма, черновики его рукописей, в которые он упаковывал посылаемые книги, его портреты и раздумываю над этим человеком, который прожил такую тяжелую и в то же время интересную жизнь. Он знал Солнечную систему лучше, чем мы - свой город, мысленно жил в межпланетных просторах, чувствовал себя "Гражданином Вселенной..."

      "Памяти великого ученого-изобретателя"
    1936 - "Звезда КЭЦ", "Д. И. Менделеев", "Михайло Ломоносов", "Д. Уатт и И. Ползунов", "Ковер-самолет"

"Я великую ошибку в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры". Зять Шумахера Гауберт говорил: "Разве нам десяток Ломоносовых надо? И один нам в тягость..." Ломоносов не ошибся в том, что ему не удалось совершить всего того, "что предпринимал для пользы отечества". Но его печальные мысли о том, что "все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной", не оправдались: много полезных намерений ему удалось провести в жизнь... И лишь в наши дни этот исключительный человек находит себе полную оценку".

      "Михаиле Ломоносов"

"Чадолюбивый отец, добрейший человек, готовый прийти на помощь всем нуждающимся, и вместе с тем вспыльчивый чудак, "лев рыкающий", нагоняющий страх на всех, кто мало знал его. Почти грубый от крайней застенчивости и необычайного волнения перед новым человеком".

      "Дмитрий Иванович Менделеев"
    1937 - "Небесный гость", "Голова профессора Доуэля", "Мистер Смех", "Застрельщики новых открытий"

"Тринадцать лет тому назад я написал рассказ "Голова профессора Доуэля" на тему об оживлении человеческой головы, отсеченной от тела...

Для того времени рассказ в том виде, в каком он был напечатан, являлся достаточно смелым, и автора могли упрекнуть в ненаучном подходе к теме. С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным".

      Б. Ляпунов "Александр Беляев"
    1938 - "Под небом Арктики", "Лаборатория Дубльвэ", "Невидимый свет", "Рогатый мамонт", "Золушка. О научной фантастике в нашей литературе", "Создадим советскую научную фантастику", "Арктания", "Победители недр", "Парк чудес"

"Интересует меня и человек будущего, жизнь, быт коммунистического общества. Первая попытка дать более или менее развернутую картину жизни нашего будущего - роман "Лаборатория Дубльвэ"... В этом романе я еще не решаюсь дать характеристики людей будущего, - для этого у меня недостаточно материала. Главное внимание обращено на описание городов будущего, коммунальных учреждений, квартир, транспорта и т. п."

      "Аргонавты вселенной"

"Говорят, писатели, особенно крупные, уделяют мало внимания научной фантастике, считая ее литературой второго сорта. Это неверно. Литература всегда такого сорта, какого сорта литератор, создавший ее. Вернее же, писатели не жалуют научную фантастику потому, что писатели, как и редакторы и критики, не слишком тверды в технике, физике, биологии. Не может не отпугивать писателей и положение Золушки, в котором пребывает научная фантастика в нашей литературе".

      "Золушка. О научной фантастике в нашей литературе"
    1939 - "Замок ведьм", "Визит Пушкина", "Великий транспортник", "О моих работах", "Иллюстрация в научной фантастике", "Аргонавты вселенной", "Город Пушкин - рыбный город", "Досуг детей", "Сталинская забота о людях"

"Самое легкое - создать занимательный, острофабульный, научно-фантастический роман на тему классовой борьбы. Тут и контрасты, характер, и напряженность борьбы и всяческие тайны и неожиданности... И самое трудное для писателя - создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее бесклассовое коммунистическое общество, предугадать конфликты положительных героев между собой, угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего... А ведь показ этого будущего общества, научных, технических, культурных, бытовых, хозяйственных перспектив не менее важен, чем показ классовой борьбы. Я беру на себя труднейшее".

      "О моих работах"

"Иллюстратор научной фантастики должен обладать большой фантазией и богатым развитым воображением. К услугам иллюстраторов сегодняшнего и вчерашнего дня и готовая натура, и фото, и иллюстративный материал журналов, и богатство архивов. Иное дело - научная фантастика, где приходится оперировать с вещами, еще не существующими, и где поэтому опираться приходится в значительной степени на фантазию, на воображение. Художник-иллюстратор научной фантастики по силе воображения и фантазии должен стоять, по крайней мере, на одном уровне с автором. Он должен с предельной полнотой воплотить в зрительных образах идеи автора, а подчас и восполнить недомолвки писателя".

      "Иллюстрация в научной фантастике"
    1940 - "Человек, нашедший свое лицо", "Анатомический жених", "Гениальный ученый", "Герой-победитель", "Жюль Верн", "Михаило Ломоносов", "Он жил среди звезд", "Рождение радио", "Интересное начинание", "Пятнадцать смелых", "Земля в ярме. Пламя на болотах", "Завоевание стратосферы", "На пороге великих открытий", "Земля и небо", "Герой выходит из экрана", "Что делают растениеводы?", "На выставке работ пушкинских художников", "За культурный русский язык", "Дворец Советов", "Гигант на Волге", "Больше простоты, точности", "Капризы климата", "К истории нашего города", "Об одном запущенном доме"

"В продолжение полутора лет я муссировал в местной газете мысль о необходимости создать в пушкинских парках для ребят уголок занимательной науки, и в частности, межпланетных путешествий. Я добился цели. Для начала к летнему сезону предполагается соорудить макет межпланетной ракеты в натуральную величину... Осмотрев ракету, посетители смогут совершить и межпланетное путешествие - за иллюминатором будет установлена кинобудка..."

      Из письма Н. А. Рынину
      М. Сонкин "Так начиналось"

"Скромно обставлен кабинет. Полупоходная койка. По стенам - картины с фантастическими изображениями. Мерно гудит ламповый приемник. Настольный телефон и книги... книги... книги...

Ими завалены стол, этажерка, шкаф и до потолка вся соседняя комната - библиотека. На койке лежит человек с высоким лбом, лохматыми черными бровями, из-под которых смотрят ясные, проницательные глаза".

      С. Головко "Мастер научной фантастики"

"Жюль Верн был и остается гениальным непревзойденным популяризатором науки. Его заслуги в этом отношении колоссальны... С уверенностью можно сказать, что буржуазная литература не создаст второго Жюля Верна. Доказательством этого может служить творчество Г. Уэллса. По литературному дарованию он стоит не ниже Жюля Верна, но Уэллс живет и работает в иную эпоху-эпоху загнивания капитализма. Уэллсу неоткуда взять жизнерадостных волевых людей".

      "Жюль Верн"

"-Напрасно скромничаете, Александр Степанович. Все мы прекрасно понимаем, что вы показали нам приборы для телеграфирования без проводов. Это же величайшее изобретение! Как хотите, но я не могу записать в протокол ваш текст. Нельзя такое изобретение скрывать за этими ничего не говорящими строками".

      "Рождение радио"

"В литературном кружке, который я веду, большинство кружковцев - студенты. Среди них есть способные юноши. Но я был глубоко огорчен и удивлен, познакомившись впервые с их малограмотными рукописями. Даже ребята из литературного кружка Дворца пионеров пишут лучше, проще, грамотнее... В наших вузах необходимо поставить вопрос о поднятии культуры языка. Создать кружки для повышения грамотности, литературные кружки. Хорошо было бы также провести цикл лекций по вопросам литературы, истории театра, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, хотя бы в самом сжатом виде".

      "За культурный русский язык"

"27 февраля исполняется 4 года со дня смерти гениального ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова, отдавшего научной работе более полувека... Труды академика Павлова создали новую эпоху не только в физиологии, но и в смежных научных областях. Можно сказать, что он совершенно по новому осветил работу тела и "души" человека и животных".

      "Гениальный ученый"
    1941 - "Ариэль", "Следопыты вселенной", "В мире атомов", "Созидатели и разрушители"

"На меня книга произвела очень хорошее впечатление и углубила мое понимание Константина Эдуардовича, хотя я о нем знаю, пожалуй, больше других биографов. Я сам замышлял биографию Константина Эдуардовича именно в таком плане, но у меня не хватало того материала, который великолепно знаете Вы. И поэтому мне иногда приходилось прибегать к догадкам и интуиции, а это не всегда надежный материал".

      Из письма к Б. Н. Воробьеву
      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

"-Слушай, Ариэль, слушай внимательно. Теперь ты умеешь делать то, чего не умеет делать ни один человек. Ты можешь летать. И для того, чтобы полететь, тебе надо только пожелать этого. Ты можешь подниматься, летать быстрее или медленнее, поворачиваться в любую сторону, опускаться по своему желанию. Надо только управлять собой, как ты управляешь своим телом, когда идешь, встаешь, садишься, ложишься".

      "Ариэль"

"Труд - создает, война -разрушает... Нам навязали войну- разрушительницу. Что же? Будем "разрушать разрушителей". Наша доблестная Красная Армия докажет вероломному врагу, что рабочие и крестьяне, из которых она состоит, умеют не только строить заводы и фабрики, но и разрушать "фабрики войны". Какие бы тяжелые испытания ни пришлось нам пережить, армия великого народа не сложить оружия, пока враг не будет отброшен и уничтожен".

      "Созидатели и разрушители"

У Беляева до сих пор широчайшая и благодарная читательская аудитория. За последние годы его романы, повести, рассказы были переизданы общим тиражом свыше 5 миллионов экземпляров! Многие из них переведены на языки народов СССР, изданы за рубежом - во многих странах мира, от Англии и Италии до Чехословакии и Кореи. Его творчество вызывает живой интерес у читателей разных поколений.

Имя Беляева хорошо известно тем, кто в 20-е и 30-е годы с нетерпением ждал очередного номера "Вокруг света" или "Всемирного следопыта". Его знают и те, кто лишь недавно стал читать фантастику.

Лучшие вещи Беляева выдержали самое беспристрастное испытание - испытание временем.

      Б. Ляпунов "Александр Беляев"

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Б. Ляпунов "Александр Беляев" - М. "Сов. писатель", 1967, с 132-133, 90, 131, 16, 11-12, 41, 57, 87-88, 82, 88-89, 106, 85-86, 10.

А. Бритиков "Русский советский научно-фантастический роман" - Л. "Наука", 1970, с. 376.

А. Беляев "Создадим советскую научную фантастику". - "Детская литература", 1938, № 15, с. 1-8.

А. Беляев "Прогулки на гидроплане" - "Костер", 1971, № 8, с. 43-45.

О. Орлов "Александр Беляев" - Собр. соч. в 8-ми т. Т. 8- М. "Молодая гвардия", 1964, с. 497-516.

А. Беляев "О моих работах" - Детская литература, 1939, № 5, с. 23-25.

А. Беляев "Человек, который не спит" - Собр. соч. в 8-ми т. Т. 8-М. "Мол. гвардия", 1964, с. 165.

А. Беляев "Человек-амфибия" - Ярославль: Кн. изд-во, 1962, с. 146.

А. Беляев "Верхом на ветре" - М. "Вокруг света" 1929, № 23, с. 359.

А. Беляев "Гражданин Эфирного Острова" - "Искатель" 1962, № 5.

А. Беляев "Огни социализма, или господин Уэллс во мгле" - М. "Вокруг света", 1933, № 13, с. 10-13.

А. Беляев "Создадим советскую научную фантастику" - Литературный Ленинград, 1934, 14 августа.

Б. Ляпунов "Они мечтали о покорении космоса" - "Искатель", 1962, № 5.

А. Беляев "Памяти великого ученого-изобретателя" - Юный пролетарий, 1935, № 23, с. 43-44.

А. Беляев "Михаило Ломоносов" - Юный пролетарий 1936, № 21, с.15-17. o "

А. Беляев "Дмитрий Иванович Менделеев" - Юный пролетарий, 1936, № 3, с. 24.

А. Беляев "Аргонавты вселенной" - Детская литература 1939, №5, с. 51-55.

А. Беляев "Золушка. О научной фантастике в нашей дятературе" - Литературная газета, 1938, 15 мая.

М. Сонкин "Так начиналось" - Звезда, 1960, № 9, с. 121-122.

А. Беляев "Ариэль" - В кн. "Властелин мира" - Кишинев: "Штинница", 1982, с. 414.

ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА

1. "Некогда всемирно известный артист, - говорилось в статье, - составивший карьеру не столько сомнительным талантом, сколько своим исключительным уродством, никогда не отличался нравственностью... Подозрительные "ученые", применяющие не разрешенные законом методы лечения, превратили маленького урода в большого негодяя. Развращенный до мозга костей, он бросает открытый вызов морали, издеваясь над нашими добрыми американскими нравами".

2. "Он расширил круг клиентов, заказчиков, обновил ассортимент товара, изобрел новые сорта и виды продукции. Рекламные проспекты с приложением "образцов товара" рассылались актерам театра и кино, драматургам, писателям, журналистам, адвокатам, конферансье, цирковым клоунам, врачам, тюремщикам, педагогам, профессорам, парикмахерам, даже настоятелям церквей различных вероисповеданий".

3. "Это интересная история. Себастьяно Сапрозо был захвачен в плен индейцами племени бороро в лесах центральной Бразилии. Воинственные бороро решили убить Себастьяно и повели его к месту казни. Сапрозо удалось вырваться из рук индейцев. Он стал перепрыгивать через головы дикарей, переворачиваться всем телом в воздухе и выделывать такие необычайные пируэты и сальтомортале, что привел своих поработителей в неистовый восторг".

4. "-А разве тело человека состоит не из молекул и атомов? Трудности заключались не в этом. Первая из них в том, чтобы привести к одному знаменателю движения молекул различных скоростей, иначе человеческое тело было бы просто разорвано. Мне пришлось связать две области; физику и электрофизиологию. Для усиления же электрического потенциала я вводил в организм искусственные радиоэлементы, которые и снабжали его лучистой энергией".

5. "Фотоэлемент! Это новое могучее оружие человека. Рожденный или усиленный светом ток может привести в движение механизм. Свет может открывать и закрывать двери, останавливать поезда, автомобили, приводить в движение машины. Свет звезды, расположенной на расстоянии сотен миллионов километров от Земли может включать электроосвещение, выполнять любое задание. Наши фотоэлементы все еще слабы как самостоятельные источники, но уже скоро придет то время, когда мы научимся добывать непосредственно из Солнца электроэнергию "промышленного значения".

6. "Мы создадим мощное "солнце" над Северным полюсом и растопим вековые льды... Мы превратим ледяную Гренландию в цветущий сад с вечным летом. И, наконец, доберемся до Южного полюса с его неистощимыми природными богатствами. Освободим ото льдов целый материк, который вместит и прокормит миллионы людей. Мы превратим нашу землю в лучшую из планет".

7. "Я думал о прыгании через пропасти и реки автомобилей и даже поездов, которым бы сообщался известный разгон путем переустройства профиля пути. Мостов не нужно будет делать. Принцип американских гор. Почему бы не устроить такой прыжок через Ла-Манш?"

8. "Представь себе маленькую коробочку - вроде спичечной. И вот в этой коробочке содержится запас электричества, достаточный для того, чтобы в продолжение нескольких суток двигать автомобиль с предельной скоростью. В твоем жилетном кармане спрятана "электростанция" в несколько сот лошадиных сил. Этой энергией ты можешь неделю освещаться, отапливаться, можешь вращать ею мельничные жернова, приводить в движение станки, тракторы".

9. "Теперь у меня дело поставлено так, что я мог бы иметь холод мирового пространства даже на экваторе. Мне необходимо было забраться в такой укромный уголок, где мне никто не помешает, пока я не поставлю производство. Теперь мне не страшны люди, но я страшен для них. Горе тем, кто идет по ветру!".

10. "...На пятый день он пришел как ни в чем не бывало, насвистывая песенку. Не глядя на меня, он стал продолжать работу. Два дня или три я наблюдал за ним, не принимая в ней участия. Но работа не могла не интересовать меня. И когда он, производя опыты, сделал несколько ошибок, которые могли погубить результаты наших усилий, я не утерпел и сделал ему знак. Я объяснил ему ошибки и с тех пор продолжаю руководить работой.

Он перехитрил меня".

11. "От семи до девяти утра доктор принимал больных индейцев, с девяти до одиннадцати оперировал, а затем уходил к себе в виллу и запирался в лаборатории. Там в стеклянных банках, наполненных какими-то растворами, пульсировали разные органы. Отрезанные руки и ноги продолжали жить".

12. "Лицо Вага было сосредоточено, оба глаза устремлены в одну точку, что с ним бывало только в случаях исключительного напряжения, внимания.

Наконец Ваг накрыл мозг черепной крышкой, скрепил ее металлическими скобками, затем покрыл кусками кожи и сшил кожу".

13. "- Я предпочел бы полное затемнение, чем такое просвечивание. Вместо того, чтобы смотреть, на месте ли у меня печень, вы бы посмотрели на желудок!

Да? Посмотрим. Совершенно нормальный. Никаких намеков язвы.

И никаких намеков на пищу".

14. "- Ккаким же об-бразом мы узнаем, что можно есть и чего нельзя даже нюхать?

А каким образом первобытные люди научились отличать съедобные растения от ядовитых? Опытом. Только опытом.

Недурная пперспектива! Захочешь сорвать лук, а он скрутит тебя; ппонюхаешь мясо -свежее ли оно, и подохнешь от одного только запаха".

15. "-Послушайте, вы всегда были образцовым служащим. Скажите мне, что произошло и почему вы подвергли себя одиночному заключению.

Преступник, оттого и сижу, А в чем мое преступление, сказать не могу. Можете судить!

Но как же вас судить, если мы не знаем вашего преступления?

А мне какое дело? Буду сидеть в предварительном заключении, пока не узнаете. Но я имею жалобу на тюремный режим.

| Юмор | Фэнзины | Филателия

ДЕВять заповедей блаженств

Чтобы утвердиться в надежде вечного спасения, к молитве нужно присоеди- нять собственный подвиг для достиже-ния блаженства. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в Его заповедях о бла- женстве. Таких заповедей девять.

Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, яко тии утешат- ся.

Блаженны кротции, яко тии наследят землю.


Блаженны алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блаженны милостивии, яко тии поми-лованы будут.

Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженны изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блаженны есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и весел итеся, яко мзда ваша многа на Небесех

( Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-12).

нищими духом . Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение: все, что мы имеем, дарует Бог, и ничего доброго мы не можем сделать без Бо жией помощи и благодати; и таким об- разом считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, нищета духовная есть смирен- номудрие.

Желающие блаженства должны быть плачущими . Плачущие - это те кто со- крушаются и плачут в раскаянии о грехах своих, т. е. сокрушаются о том, что они недостойно служат пред Бо- гом и своими грехами оскорбляют Его величие и заслуживают Его гнев. Пла- чущие утешатся, т. е. получат проще- ние грехов и успокоение совести.

Желающие блаженства должны быть кроткими . Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отноше- нии друг к другу, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследят землю, т. е. Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды . Алчу- щие и жаждущие, правды - это те, ко- торые, подобно пиши и пития для тела, желают спасения для души - оправда- ния через веру в Иисуса Христа. Ал-чущие и жаждущие правды насытятся, т. е. получат желаемое ими оправдание и спасение.

Желающие блаженства должны быть милостивыми . Милостивые - это те, ко- торые оказывают милость и сострада- ние ближнему, или, иначе говоря, кото- рые творят дела милосердия. Дела ми- лости телесной следующие: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в не- обходимой и приличной одежде, посе-тить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому при- готовлению к смерти, странника при- нять в дом и предоставить отдых, по- гребать умерших в убожестве (в бед- ности, нищете). Дела милости духов- ной следующие: увещанием обратить грешника от ложного пути его, неве дующего научить истине и добру, по- дать ближнему добрый и благовремен- ный совет в затруднении или, в случае незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут. Здесь подразумева- ется помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Божием.

Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем . Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, со- гласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые располо-жения сердца проявляет в добрых по- ступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой чистоты человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, из- гоняя из сердца своего всякое незакон-ное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и не престанно сохраняя в сердце памятова- ние о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т. е. получат вы- сочайшую степень Вечного блаженст- ва.

Желающие блаженства должны быть миротворцами . Миротворцы - это те люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и ста- раются по возможности примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности - молить Бога об их примирении. Миротворцам обещает- ся благодатное имя сынов Божиих, по- скольку они своим подвигом подража- ют Единородному Сыну Божию, при- шедшему на землю примирить согре- шившего человека с правосудием Бо жиим.

Желающие блаженства должны быть готовыми потерпеть гонение за правду . Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений им обещается Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть всяческие поно- шения , бедствия, самую смерть за имя Христово. Подвиг, согласно этой запо- веди, называется подвигом мучениче-ским. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т. е. пре-имущественную и высокую степень блаженства.

Впрочем, чтобы ты не подумал, что [всякие] поношения делают людей блаженными, Христос дал [им] два определения: когда [их терпят] ради Него и когда они лживы. Если же они не относятся к таковым, то поносимый не только не блажен, но и достоин жалости.

…По повествованию евангелиста Луки, Христос изрек это еще сильнее и утешительнее. Он не только называет блаженными тех, которые терпят поношение за Господа, но и называет несчастными тех, о которых все говорят доброе. Он говорит: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6:26) . И об апостолах говорили доброе, но не все. Поэтому Он и не сказал: когда доброе будут говорить о вас люди; но прибавляет слово - «все» . Действительно, невозможно, чтобы добродетельные всеми были хвалимы. И опять говорит: «пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь» (Лк. 6:22-23) . Он определил награду не только за опасности, которым они подвергались, но и за поношение. Поэтому Он не сказал: когда изгонят вас и убьют; но - когда будут поносить вас и всячески злословить. Поистине злословие уязвляет гораздо более, нежели самые дела. В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы. И что дивиться на других, когда эта-то именно причина более всего побудила удавиться того бесстыдного и гнусного предателя, который совершенно потерял стыд ко всему. И Иов - этот адамант, тверже самого камня, - когда потерял свое имущество, претерпел несносные мучения, лишился вдруг всех детей, когда увидел тело свое преисполненное червями, укоряющую жену, то все легко переносил. Когда же увидел друзей, которые его порицали, ругались над ним и, злословя его, говорили, что он терпит это за грехи свои, и несет наказание за пороки свои, тогда и этот мужественный и великий подвижник поколебался и пришел в смятение.

Подобным образом и Давид, забыв все, что он терпел, просил у Бога мздовоздаяния только за понесенное им злословие: оставь «его» (Семея) «злословить» , говорит он, «ибо Господь повелел ему» : да «призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» (2 Цар. 16:11-12) . И Павел восхваляет не только подвергающихся опасностям, не только лишающихся имения, но и тех, которые терпят злословие, говоря: «вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр. 10:32) . Потому и Христос положил за это великую награду. Но чтобы кто не сказал: почему же Ты ныне не отмщаешь злословящих и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на небесах? - Христос представил для этого пророков, показывая, что Бог и в их время не отмщал врагам их. Но если и тогда, когда воздаяние было на виду, Бог поощрял их надеждой на будущее, то, гораздо более Он поощряет ныне, когда и самая надежда на будущее прояснилась и любомудрие стало выше. Заметь и то, после скольких заповедей предложил эту последнюю. Он сделал это не без намерения и желал показать, что тот, кто заранее не приготовлен и не утвержден всеми теми заповедями, не может вступать и в эти подвиги. Потому-то Христос сплел нам из этих заповедей золотую цепь, всегда пролагая путь от предыдущей заповеди к последующей. В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи будет и кротким и праведным и милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно и чистым по сердцу, а такой будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов и к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Дмитрий Ростовский

Прп. Симеон Новый Богослов

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Прп. Исидор Пелусиот

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Всякие оскорбления большею частью причиняются нам не за Христа. Причиною оных иногда бываем мы сами, или обижая других, или делая еще что-либо худое. А иногда, хотя и за Христа наносят нам оскорбления, однако они бывают истинны, а не ложны. Потому самая высокая степень ублажения требует двух условий: чтобы оскорбления были и ложны, и ради Христа. Если же недоставать будет того или другого, то, хотя не уничтожится и не сделается недействительным то или другое (ибо сие ни с чем несообразно), но не приведет оно к высочайшему блаженству.

Если злословят нас и ради Христа, но оскорбления сии справедливы, отнимается награда. Если же не ради Христа, но укоризны ложны, то опять награда не самая высшая. В том и другом случае дается награда, но не такая, какую получим, если будет у нас то и другое. Говоря же: Мене ради , - Христос тому учит, чтобы думать нам о себе смиренно, вообще не высоко и сообразно с достоинством твари. Ибо горделиво для нас во всем подобном предполагать целью не Бога, но делать это ради себя самих, как будто бы мы стоим забот, сопряженных с самыми великими подвигами и крайними опасностями.

Письма. Книга II.

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпят укоризны в чем-либо явном или тайном, если только укоряющие оказываются лжецами. Посему надобно знать, что для достигающих высочайшего блаженства должно быть соединено то и другое: и чтобы терпеть им ради Христа, и чтобы разглашаемое о них было ложно. А если нет чего-либо одного, то другое не так полезно; оно хотя и приносит пользу, но не в такой мере.

Ибо если, терпя ради Христа, слышим о себе правду, то необходимо нам стыдиться сего; потому что, заслуживая одобрение за одно, в другом бываем обличены. Если же, хотя не ради Христа терпим, но говорят о нас ложь, то получим награду за терпение, но не достигнем высочайшего блаженства, которое получили бы, если бы соединилось то и другое.

Письма. Книга III.

Прп. Марк Подвижник

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

И Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь, сказав: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк. 6:3) . Таковой духовный закон, в сердцах верующих и писуемый, есть исполнен первого закона: «не приидох бо» , говори (Господь), «разорити закон, но исполнити» (Мф. 5:17) . Как же он исполняется, разумей: первый закон, осуждая согрешившего (против своего ближнего) какою–либо справедливою виною, осуждал и обиженного, поелику в чем судит кто иного, себя осуждает, а в чем прощает, простится ему (Рим. 2:1, Сир. 28:2) ; ибо закон так говорит: за осуждение - осуждение, за отпущение - отпущение. Следовательно, исполнение закона есть прощение. Мы сказали: «первый закон», не потому, чтобы Бог дал два закона людям, но один закон духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий праведный приговор: прощающему - прощение, а взыскивающему - взыскание; ибо сказано: «со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:27) . Посему духовно его совершающие и по мере совершения бывающие причастниками благодати любят не только благодетельствовавших, но и тех, которые поносили и гнали их, ожидая приобрести духовную любовь как воздаяние благих; благих же, говорю, не потому только, что они прощают обиды, но потому, что и души обижавших благодетельствуют, молятся о них Богу, как бы чрез них получают блаженство. И сказанному в Писании: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут вас» , и проч. (Мф. 5:11) .

Нравственно-подвижнические слова. Слово седьмое.

Прав. Иоанн Кронштадский

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Есть ли ж теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло царствие Божие во всей силе для многих, а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах; еще не связан сатана и свободно обходит землю и проходит поднебесную, и теперь-то, кажется, он наиболее свирепствует на держащихся правой веры, ведый, яко время мало имать (Откр. 12:12) . Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту - вольнодумством, безразборчивости к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность - слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню - глупою расточительностью; наружную молитву - лицемерием; услаждение и радость молитвенную - идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям - современным прогрессом; отчуждение же от молитвы домашней и общественной, отвержение всякой обрядности в вере, жизнь, непохожую ни на христианскую, ни на жидовскую, ни на татарскую, ни на языческую, а какую-то животную, чуждую всяких обязательств веры, считают известным тоном, признаком современнаго человека (и космополита, для коего отечество весь мир, а веры никакой). Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, терпи гонения, насмешки, колкости, впрочем не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие, отвещай безумному по безумию его, да не явится мудру себе (Притч. 26:5) .

Как еще гонит неправда, нечестие нынешняго времени, правду и благочестие? Невниманием к трудам и заслугам благочестивых и правдолюбивых, лишением их справедливой, должной чести и вознаграждения, тогда как заискивающая и мздоимная неправда слишком щедро восписывает себе и славу, и честь, и богатство мира сего. И не дивно. Кто чего ищет, тот то и получает. Истинно благочестивые и праведные - славы от человеков не ищут, ища славы от единаго Бога, хотя и не чуждаются ея для славы Божией и для радости боящихся Бога, когда она доходит и до них; а люди мира сего, которых сокровище на земле, домогаются ея и приобретают ее. Те охотно раздают нуждающимся и свое, и потому не бывают богаты, а эти непрестанно стараются увеличивать свое богатство праведно и неправедно, и потому богатеют.

Беседы о Блаженствах Евангельских.

Блаж. Иероним Стридонский

Блаженны вы, когда люди будут злословить вас и будут преследовать вас и говорить против вас всякое зло, говоря лживое [на вас] из-за Меня

То злословие должно быть оставляемо без внимания [или: презираемо], которое производит блаженство, которое произносится лживыми устами ругателя. Поэтому Он и определяет особенным образом, какое именно злословие дает [злословимому] блаженство, говоря: всякое злословие против вас произносящие лживо из-за Меня . Итак, где Христос есть причина злословия, там злословие должно быть вожделенным (optanda est).

Блаж. Феофилакт Болгарский

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.

и всячески неправедно злословить за Меня

Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради

Направляет Свою речь к присутствующим апостолам, показывая, что учителям свойственно быть поносимыми. А чтобы ты не думал, что всякий злословимый блажен, прибавил два ограничения, именно: чтобы злословие было ложное и терпелось за Христа; а если это бывает не так, то злословимый скорее несчастен. Что может быть удивительнее этих увещаний, когда всеми избегаемое становится для всех желательным, ради величия наград? Предписавший жестокое и противоречащее обычаю всех до того времени людей, однако и убедил, и убеждает почти всю вселенную.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Поносить . За веру и верность Христу, бранить, насмехаться, издеваться. Так поносили самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся; так поносили Его и смеялись над Ним книжники, первосвященники и фарисеи, когда Он для спасения людей висел на кресте.

Всячески злословить . Говорить и делать все, что лишает доброго имени.

Неправедно . По ложным основаниям, незаслуженно со стороны злословимого.

За Меня . За имя Христово, за веру в Него и исповедание Его. «Не всякий поносимый блажен; но только тот, кто терпит поношение за Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

После того как Он сказал, что необходимо претерпеть гонения, словно кто- то отвечал Богу: «Господи, а что если бы мы претерпели не гонения ради Тебя или Твоей правды, а поношение и хулу от нечестивых людей?» Блаженны вы , говорит, будете, не только, когда будут гнать вас, но и когда будут поносить вас люди (Лк. 6:22) . Вот, есть много людей, которые из-за Бога стали нам враждебны, но они не преследуют нас открыто, возможно, потому, что не могут; но, ходя повсюду, они злословят нас и говорят про нас оскорбительные вещи. Блаженны вы, когда будут поносить вас и всячески неправедно злословить за Меня . Но как верно то, что подавший нам чашу воды не потеряет своей награды , так и то, что если кто хоть малейшим словом нанесет нам обиду, наша душа не останется без награды.

Лопухин А.П.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

(Лк. 6:22) . Чтение этого стиха сильно колеблется. В многочисленных рукописях и отеческих цитатах прибавляется ρήμα, - скажут всякое худое слово (εϊπωσι παν πονηρού ρήμα). У Тишендорфа, Вест. Хорта, в кодексах Сив. и Ват. и во многих латинских переводах (также и в Вульг.) слово ρήμα (или соответствующее ему лат.) пропущено. Но в смысле почти нет никакого различия с принятием или опущением ρήμα - в первом случае речь представляется только несколько более ясною. Далее, recepta, Тиш., Вест. Хорт, все унциальные (написанные большими буквами) рукописи (кроме D) принимают ψευδόμενοι. Это слово опущено во многих лат. переводах и Вульгате. В русск. переводе передано ψευδόμενοι: “неправедно злословить”. Такой перевод не только мало соответствует подлиннику, но и неточен сам по себе, потому что едва ли кого можно злословить праведно. (В славянском переводе совершенно однозначно и точно написано - Блаженне есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Прим. ред.) Слав. “лжуще” вполне точно; но на русском нельзя выразить этого слова посредством деепричастия, что и было, вероятно, причиною, почему “лжуще” по необходимости заменено в русском переводе словом “неправедно”. Будучи точен, слав. перевод не свободен, однако, от двусмысленности: неясно, к чему следует относить “Мене ради ”, к “лжуще ” ли, или “рекут всяк зол глагол ”. Вероятнее понимать выражение так, что “Мене ради” относится ко всем предшествующим глаголам “поносят вам,« «ижденут», «рекут всяк зол глагол ”. “Относить ένεκεν έμοΰ (Мене ради) только к последнему глаголу не рекомендуется потому, что все три глагола в этих предложениях, заменяющие διώκειν (преследовать, гнать) ст. 10, одинаково нуждаются в этом дополнении” (Цан). Спаситель говорит здесь не о каком-нибудь особенном возможном случае (тогда стояло бы в начале стиха “если” - εάν - вместо “когда”), но относительно действительно предстоящих ученикам поношений, гонений, злословия, и называет людей, которые будут переносить все это, счастливыми.

Троицкие листки

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Наконец, Божественный Учитель Иисус Христос обращает речь Свою наипаче к присным ученикам Своим, святым апостолам: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать , погонят из града во град, не давая вам места, где главу преклонить, и всячески неправедно злословить (возводя на вас всякие клеветы) за Меня … Так скорбью начато учение о блаженствах, скорбью и кончается. Там, в начале, скорбь нищеты духовной и плача о грехах; здесь, в конце, скорбь терпения страданий за правду, за Христа. Поистине, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие! (Деян. 14:22) . Воистину все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12) . Таков закон земной жизни для христианина. Скорби нужны ему для спасения души его, для очищения его сердца, для того, чтобы он познал свои немощи и смирился, для того, чтобы и он понес крест свой за Христом и уподобился Ему, своему Спасителю, в терпении крестных скорбей, - и вот Бог попускает эти скорби для всех верующих в Него: кто стонет от властолюбия сильных мира сего, кто плачет от жадности людской, кого теснит гордость, кого преследует злоба, кого уязвляет зависть и клевета человеческая, а кого ловит лесть и лукавство; того мучает плоть с ее ненасытными страстями и похотями, а на этого нападает диавол с унынием и гордостью… Но кто изочтет все кресты человеческие? Един Тот, Кто взял на Себя грехи всего мира, един Он ведает всю неизмеримую тяготу скорбей человеческих! Все, - все мы под крестом; кто не несет креста скорбей, тот не может сказать о себе, что он ученик Распятого на кресте Господа Иисуса: истинные ученики только те, которые страдают за истинную Христову веру православную, за правду, за добрую христианскую жизнь. Только эти крестоносцы и блаженны, блаженны еще и здесь, на земле, потому что у них душа светла, совесть чиста, сердце покойно, а когда они возведут свои скорбящие очи на крест Христов, то - какое благодатное утешение изливается в их скорбную душу с этого креста! Вот почему апостол Павел радовался в своих страданиях за Христа; вот почему и апостол Иаков убеждает верующих: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1:2) . Апостолы, мученики в ужасных страданиях окончили жизнь, но чудесами изумляли всех и терпением обращали самих гонителей ко Христу. Всех праведных при жизни ненавидели и гнали, а по смерти чтут и ублажают. Им по смерти принадлежит Царство Небесное: вы пребыли со Мною в напастях Моих , - говорит Господь апостолам Своим, - и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:28) . Пусть называют вас обманщиками, льстецами, злодеями, - вы все же блаженны.

Троицкие листки. №801-1050.

БЛАЖЕНИ ИЗГНАНИ ПРАВДЫ РАДИ, ЯКО ТЕХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. БЛАЖЕНИ ЕСТЕ ЕГДА ПОНОСЯТ ВАМ, И ИЖДЕНУТ, И РЕКУТ ВСЯК ЗОЛ ГЛАГОЛ НА ВЫ ЛЖУЩЕ МЕНЕ РАДИ .

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

(Ин. 15.20-21)

Истинные христиане всегда будут преследуемы из-за Христа. Они будут преследуемы вместе с Ним и подобно Ему, за правду, исповедуемую ими, и добро, ими делаемое. Эти гонения могут проявляться в самых разных формах, не только физических, но всегда они будут бессмысленными, несправедливыми, жестокими и беспричинными, ибо

«все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»

(2 Тим. 3.12). Однако, мы должны опасаться ложного «комплекса преследований» и быть уверены, что страдания достаются нам только за правду, а не за наши собственные слабости и грехи. Апостольские писания ясно предупреждают:

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

(1 Петр. 2.19-21)

Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас… Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

(1 Петр. 4.14-16)

Христиане должны принимать страдания радостно, с милостью к тем, кто их причиняет. Как Христос, Который умирая на Кресте, сказал:

«Отче, прости им…»

(Лк. 23.34), как первомученик Стефан, побиваемый камнями, который молился:

«Господи, не вмени им греха сего»

(Деян. 7.60).

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку… Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосреды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Давайте, и дастся вам…

(Лк. 6.27-38)

Щедрое и полное любви прощение гонителей гонимыми является одним из основных условий духовной жизни. Без него никакое страдание «за правду» не приносит плода и не вводит в Царство Божие.

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от своих болезней. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую) вечную жизнь в Царстве Небесном. Это Он изложил в девяти заповедях блаженств. Господь также преподал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорной.

Заповеди блаженства

Господь и Спаситель наш Иисус Христос указывает пути или дела, через которые все ищущие того могут войти в Царство Небесное. Первый шаг к тому – осознать свою духовную нищету, свой грех и ничтожество, смириться.

Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (то есть дано им будет) Царство Небесное.

«Нищии духом» – те, кто смиренно осознают свою духовную нищету, свои грехи и недостатки душевные; кто понимают, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а потому ничем не хвалятся, не гордятся, но смиряются.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, препятствующие им вступить в Царство Небесное, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Господь простит им грехи и подаст еще здесь, на земле, утешение, а на Небе – вечную радость.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, то есть делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, новую землю, которая возникнет после разрушения этого тленного мира, «землю живых».

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды), потому что они насытятся.

«Алчущие и жаждущие правды» – это те, кто усердно желают правды, просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдания перед Богом); «они насытятся» – достигнут той праведности, которая дает искреннее стремление во всем исполнять волю Божию.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

«Милостивые» – люди, имеющие доброе сердце, милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем могут. Милостивый Бог требует от людей милосердия – добродетели, которой достигают искренне стремящиеся жить по Его воле. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая Божия милость.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

«Чистые сердцем» – те, кто не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистой, хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душой чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве Небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

«Миротворцы» – те, кто не только не любят ссор и стараются жить со всеми мирно, но стремятся дружелюбно и других примирять друг с другом. Миротворцы – это и те, которые учением обращают врагов Божиих. В этом они уподобляются Сыну Божию, примирившего человека с Богом, принесшего мир человеческой душе. Поэтому они и блаженны, поскольку «Будут наречены сынами Божиими».

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

Под «изгнанными за правду» разумеются исповедники Православной веры Христовой, а также и те, кто заступается за обижаемых, гонимые за праведность и вообще всякую добродетель, потому что под словом «правда» имеется ввиду любая добродетель. Гонят и воров, и убийц, но они, однако, не блаженны, так как гонимы они не правды ради, а ради своих злодеяний.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит: если за вашу веру в Меня вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить) и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас за то ожидает большая награда на Небесах.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Мф. 5, 6, 7. Лк. 6, 12-41.