Чем покрыть землю в цветочных горшках. Рыхлить землю в цветочном горшке Для чего рыхлят землю в горшке

Чем покрыть землю в цветочных горшках. Рыхлить землю в цветочном горшке Для чего рыхлят землю в горшке
Чем покрыть землю в цветочных горшках. Рыхлить землю в цветочном горшке Для чего рыхлят землю в горшке

Как же понять что перед нами растение, страдающее от переувлажнения? Опадение листьев - один из симптомов. У ряда растений, как например, у цитрусовых, они отваливаются в прямом смысле - темнеют и опадают. У других, например, у ароидных (аглаонемы, диффенбахии) или марантовых, они темнеют, но подолгу еще держатся на стеблях. У растений, образующих розетки листьев или псевдо розетки (юкки, драцены), листья не темнеют сразу, а вначале обесцвечиваются, становятся бледно-желтыми. Но в остальных случаях характерное отличие листьев, погибающих от переувлажнения - потемнение листа. Лист не просто желтеет, он именно темнеет, цвет становится из здорового сочно-зеленого грязно-болотного оттенка, постепенно переходит в коричневый. Если переувлажнению предшествовала пересушка, то лист сначала желтеет, потом темнеет черешок листа и сам лист.

Загнившие корни расслаиваются, верхний слой корня становится грязно-серым, слезает, если провести пальцами, остается тонкая жесткая сердцевина. Эти корни все погибли от переувлажнения.

А это здоровые живые корни - зеленые, желтоватые или беловатые, у некоторых растений сочного коричневого цвета.

Внезапное или постепенное облетание листьев, почернение побегов, сырая закисшая земля...

Ствол еще кажется живым, зеленым, но корни сгнили, растение уже нельзя спасти.

Когда растению недостаточно воды, листья всегда желтеют, при этом ткани листа могут терять упругость, поникать, а могут оставаться сухими. После полива тургор восстанавливается, листья снова становятся упругими. Если недостаточное питание, то может проявляться мезжилковый хлороз, листья не поникают, продолжают расти, но становятся мельче. При переувлажнении листья могут терять упругость, поникать, но после полива упругость не восстанавливается, а потемнение листьев наоборот увеличивается. Иногда листья могу опадать даже без потемнения - еще зелеными. Но опадение листьев может происходить и от полива холодной водой. В идеале температура воды для полива должна быть на 2-3°C выше температуры в комнате, но не ниже 22°C. Холодная вода не усваивается корнями, вызывает отмирание всасывающих корешков от переохлаждения, и, как следствие, опадение листьев.

Что касается жесткости воды, то она не может быть причиной внезапного опадания листьев и гибели растения. Если поливать растения жесткой водой, даже самые капризные, чувствительные к избытку солей, растения не начнут массово терять листья. Весь вред проявляется постепенно: вначале появляются хлорозные пятна, коричневеют кончики или края листьев, один-два листа пожелтеет, новые листья растут мелкими и растение выглядит угнетенным, но опадания листьев не происходит.

При массовом опадании листьев, когда листья отваливаются не один за другим, а сразу десятками, причины могут быть следующие: резкое переохлаждение (например, при транспортировке домой), полив концентрированным удобрением (сжигание корней), сильная пересушка, причем массово облетают только гигрофиты и мезогигрофиты (а их немного), и переувлажнение. Естественно, что первые две причины можно легко вычислить, а пересушку отличить от переувлажнения также возможно, но для этого растение необходимо вынуть из горшка. Пощупать почву пальцем на глубине не всегда возможно (например, корни сильно разрослись), и только достав растение из горшка, можно установить влажная ли земля внутри корневого кома.

Некоторые цветоводы до последнего тянут, не желая вынимать растение и осматривать корни. Они либо самозабвенно уверены, что переувлажнения не было, либо боятся, что внеплановая пересадка повредит растению. Но если есть хоть малейшее подозрение на переувлажнение, даже не стоит сомневаться - вынимайте и осматривайте корни. Иногда корневая система растений разрастается таким образом: вверху корни не густые, почва легко просыхает между ними, а в нижней части горшка корни свивают плотное кольцо, переплетение корней затрудняет просушку и в нижней части горшка почва сохнет очень долго. Особенно это усугубляется тем, что дырки на дне горшка маленькие, забиваются камушками или крупинками земли.

На мандарине результат переувлажнения и закисания земли. Хлороз - нехватка различных микроэлементов.

Такое плачевное состояние - результат переохлаждения корневой системы: полив холодной водой или растение оставлено с сырой землей на холодном балконе, на улице.

Есть и плачевный симптом, характерный при сильнейшем длительном переувлажнении - потемнение, почернение и увядание макушек побегов. Если произошла подобная картина, то дело уже очень сильно запущено, часто спасти растение просто невозможно. Если загнили (пожелтели или потемнели) макушки всех побегов, что спасать уже нечего. Подобная картина возможна только при сильном переохлаждении корней, и никогда не возникает при пересушке. При пересушке увядание начинается со старых листьев, с нижних побегов, ствол оголяется снизу. При переувлажнении листья увядают в любой части кроны, но чаще сверху, с макушек побегов.

И уж конечно, любое размягчение стеблей или листьев у растений с мясистыми частями тела, а это юкки, драцены, диффенбахии, любые суккуленты (толстянки, адениумы и тд.), кактусы - верный признак избыточной влажности.

Еще один симптом, не совсем верный и не всегда указывающий на конкретное растение, но все же заставляющий задуматься - наличие грибных комариков. Если от горшка взлетает рой мошек, значит, вы слишком обильно поливали цветы, возможно это было один-два раза, а возможно, вошло в привычку поливать чрезмерно. В отличие от комариков, подуры (колемболы) - белые или грязно-серые насекомые, около - 1-2 мм, прыгающие по поверхности земли в горшке - верный признак, что цветок заливают не единожды.

Меры по спасению залитых растений

Когда вы все-таки установили, что растение было залито, нужно срочно принимать меры. Если вы установили факт переувлажнения после того как вынули растение из горшка - то вам предстоит пересадка. Если определили факт переувлажнения по косвенным признакам (опадение листьев, сырая земля на ощупь), то необходимость пересадки зависит от степени тяжести возникшей ситуации.

  • Если растение потеряло один-два листа, или увяла одна веточка в могучей кроне, а почва в горшке достаточно легкая, то можно не пересаживать растение, а лишь порыхлить почву. После полива, особенно обильного, почва расплывается, а после высыхания на ее поверхности образуется плотная корка. Если эту корку не разрушить, то корни страдают от недостатка воздуха. Если поливают посадки семян, то проростки могут не выйти на поверхность земли и погибнуть от гипоксии.
  • Если в горшке небольшие дренажные отверстия, можно расширить их или увеличить их количество, не вынимая растение из горшка, с помощью нагретого на плите ножа.
  • Лично я никогда не пытаюсь только рыхлить землю, не слишком это надежно и оправданно в тех случаях, когда залитое растение в очень большом горшке, пересадка представляет трудности, или когда растение переносят из холодного помещения в теплое, и уже само повышение температуры ускорит просушку земли.
  • Во всех остальных случаях лучше растение пересадить.

Признаки залива у орхидей - листья фаленопсиса желтеют, они вялые, морщинистые. Кора сохнет очень долго, от постоянного контакта с сырой поверхностью корни загнивают.

Гнилые корни необходимо обрезать. В некоторых случаях, новый горшок придется подобрать меньшего размера, чем был.

Итак, вы вынимаете растение из горшка, и вам надо определить состояние земли и корней. Все-таки сырая ли земля и насколько? Посчитайте, когда вы последний раз поливали, сколько она сохла. Иногда человек убежден, что земля давно сухая, прошла, скажем, неделя после полива, а при осмотре оказывается, что внутри горшка земля еще очень сырая. Тогда попытайтесь вспомнить, какая была погода, как так получилось, что грунт не успевал просыхать! Важно хотя бы попытаться проанализировать, чтобы не допустить подобного, или вычислить, какие растения еще могли быть залиты. У некоторых людей заливы случаются систематически раз за разом. Это говорит о том, что надо в корне пересмотреть систему ухода: возможно, поменять землю в горшках на более структурированную, рыхлую, увеличить дренажные отверстия, досыпать больше дренажа на дно горшка; поливать меньшим количеством воды; переставить растения в более теплое помещение или поливать реже, когда земля больше просохнет. Иногда надо буквально хлопнуть себя по рукам, чтобы не поднимались с лейкой над растением раньше времени...

Осмотрите корни. Гнилые видно сразу - они расслаиваются, если ухватить корешок двумя пальцами и потянуть, с него сползает шкурка - она коричневая или темно-серая, под ней остается пучок сосудов похожий на проволоку, жесткий стерженек. Если такое расслоение произошло - корень сгнивший. Здоровые корни не расслаиваются, если провести по поверхности пальцами, верхний слой не снимется. В некоторых случаях корни не расслаиваются, мясистые сочные корни сгнивают полностью, и это тоже видно сразу - они темные, грязно-серого или коричневого цвета, иногда размягченные. Часто определить здоровые корни и гнилые можно по контрасту внешнего вида, одни светлые, белые, светло-коричневые, другие темные, не только снаружи, но и на сломе или местах обрыва.

Бывают случаи, когда сгнившие корни легко обрываются и при вынимании растения из горшка, отваливаются вместе с землей. Если определенно гнилых корней вы не нашли, но земля и корневой ком сырые, нужно их просушить. Для этого промокаем коревой ком в любом гигроскопичном материале: в ворохе старых газет, в рулоне туалетной бумаги. Можно даже положить растение с открытой корневой системой (без горшка) обсушиться на несколько часов.

Обнаружив гнилые корни, нужно срезать их, сколько бы их ни было. Это источник инфекции, жалеть тут нечего. Срезаем все до здоровой ткани. Если корни мясистые, сочные, водянистые, то места срезов желательно присыпать углем (древесным, березовым) или порошком серы (продают в зоомагазинах). Если нет ни того, ни другого, истолките таблетку активированного угля. Если корней осталось очень мало, значительно меньше, чем было, нужно пересаживать растение в меньший горшок.

Я уже говорила, что сам по себе слишком просторный горшок, не заполненный корнями, не способствует быстрому росту растений, а в некоторых случаях даже вредит. В просторном горшке растение залить легче легкого. И даже если поливать аккуратно, растение стремится нарастить корневую систему, освоить большую поверхность земли и только потом усиливает рост наземной части.

Субстрат для ароидных, бромелиевых и др. растений. Вместо горшка корзинка, субстрат: земля кокосовое волокно, кокосовый субстрат, винная пробка, сосновая кора и мох (его саму малость). Загнивающий антуриум, пересаженный в эту смесь, через месяц зацвел, и выпускает третий бутон.

Если вы склонны заливать растения, то используйте для посадки растений глиняные горшки. Но есть один важный момент: изнутри горшок не должен быть глазированным. Если стенки глиняного горшка изнутри покрыты глазурью, он ничем не лучше пластикового.

Итак, нужно подобрать горшок под оставшийся после удаления гнили корневой ком. В данном случае, будет действенно правило: лучше меньше горшок, чем больше. Ничего страшного если горшок невелик, отрастут здоровые корни, известят вас своим появлением из дренажных отверстий, и вы просто перевалите растение в больший горшок и все. В период вегетации пересаживать растения можно в любое время и не один раз. Большинство растений если и заболевают после пересадки, останавливаются в росте, то связано это чаще всего с неправильным уходом после пересадки, а не от травм корней.

После пересадки нельзя ставить растения на солнце, даже самые светолюбивые, они недельку должны побыть под притенением. Нельзя поливать растения в тот же день, особенно реанимируемые от перелива - этих вообще через 2-3 дня поливать первый раз. Нельзя удобрять пересаживаемые растения в течение 1-1,5 месяцев. А при пересадке больных (в том числе, залитых) нельзя добавлять сухих удобрений (ни навоза, ни помета, ни гранулированных удобрений). Нельзя закупоривать пересаженное растение в полиэтиленовый пакет. Этот самый пакет иногда становится сущим злом. Дело в том, что пересаженные растения, лишенные полива, в первые дни нужно поместить в условия высокой влажности. И многие стремятся засунуть растение в пакет и завязать покрепче. В этом случае важность, конечно, повышается. Но сокращается доступ кислорода. Как мы помним, растение дышит и корнями и листьями, если растение было залито, оно особенно нуждается в свежем воздухе, а если на нем развивались патогенные микроорганизмы - различные пятнистости грибкового или бактериального происхождения, то ему просто необходим свежий воздух!

Тут можно сделать так: поместить растение в прозрачный пакет, края его расправить, но не завязывать. Если погода очень жаркая, то можно 1-2 раза в день опрыскивать, если растения не терпят попадания воды на листья, то просто поставьте горшок на широкий поддон с водой на перевернутое блюдце.

Если у растения есть загнившие макушки, концы побегов, их необходимо обрезать до здоровых тканей. Если есть возможность, заодно и начеренковать растение - срезать здоровые веточки на укоренение, чтобы иметь возможность сохранить хоть что-то, если залив привел уже к необратимым последствиям. Иногда бывает, что корни сгнивают полностью, но часть побегов еще держится бодрыми, пока не увядает (это временно) и с них еще можно нарезать черенки. В некоторых случаях, при загнивании корней в сосудистую систему растений попадают токсины (вышеупомянутые болотные газы, продукты деятельности бактерий и грибов) и срезанные черенки, даже здоровые на вид не укореняются, они уже обречены...

После пересадки залитое растение можно опрыскать стимуляторами роста (эпин или оберег), только в темное время суток (на свету большинство стимуляторов разлагается). Если на листьях имеются темные пятна, загнившие макушки побегов, то желательно опрыскать растение фунгицидом, либо добавить фунгицид в воду для полива. Из фунгицидов подойдут: Фундазол, Максим, Хом, Оксихом (и другие медь содержащие препараты). Через 3-4 дня после пересадки в свежую сухую землю, растение можно полить с раствором циркона.

Если залитым оказалось растение, имеющее широкую розетку листьев, в виде воронки, как у бромелиевых, то необходимо обсушить основания листьев. Для этого сначала нужно перевернуть растение вниз листьями. Когда вода стечет засыпать в розетку 2-3 таблетки толченого активированного угля. Через 3-5 минут аккуратно удалить его мягкой пушистой кисточкой. Многие бромелиевые загнивают, когда зимой их поливают через розетку листьев. Внимательнее читайте рекомендации по выращиванию конкретного растения, и особенно уход в зимнее время.

Еще один важный момент: после залива почва в горшке закисает: корни растений продолжают выделять углекислый газ, замедляется обновление гумуса, и накапливаются гуминовые кислоты, что повышает кислотность почвы, многие элементы питания переходят в неусвояемую растениями форму. Например, железо переходит в окисленную форму (F3+), от чего на поверхности земли образуется ржаво-коричневая корка. Окисленное железо не усваивается, в результате растение проявляет все признаки его дефицита - сильный хлороз. Особенно это заметно на плодовых растениях: появляются признаки дефицита кальция, железа, азота. На этом этапе некоторые цветоводы не обращают внимания на состояние почвы, и торопятся лечить следствие, а не причину. В результате растение продолжает страдать, желтеть. Временами ему становится лучше (например, после опрыскивания феровитом), а после внесения удобрений в почву - еще хуже.

В подобной ситуации единственный выход - полная замена земли. А если вы поторопились внести удобрения, то желательно промыть корни при пересадке под струей теплой воды. Затем обсушить, удалить гнилые, присыпать углем и сажать в свежую сухую землю.

Если у вас на поверхности земли образуется белая или рыжая солевая корка - это сигнал: земля долго сохнет! Подобную солевую корку необходимо удалять, заменять верхний слой земли на свежий.

Как правильно ухаживать за комнатными растениями

Цель : знакомство с правилами ухода за комнатными растениями
Задачи:
Прививать интерес к цветоводству.
Знакомить детей с правилами ухода за комнатными растениями.
Описание: данный материал может использоваться педагогами начальной школы, педагогами дошкольного или дополнительного образования на уроках и занятиях.

Жизнь растений в помещении полностью зависит от ухода. Тепло, свет, вода, подкормка, свежий воздух… Это не полный список их потребностей. Привожу советы, которые окажут помощь в организации ухода за комнатными растениями.

Как поливать комнатные растения.

Определи необходимость полива щелчком по горшку. Горшок с сухой почвой издаёт звонкий звук, с влажной – глухой. Проверь землю на ощупь – она должна быть слегка влажной, не прилипать к пальцам.
Поливай мягкой водой (самая полезная для полива – дождевая и талая снеговая вода) комнатной температуры или на 2-3 градуса выше.
При использовании водопроводной воды дай ей отстояться в течение суток.
Весной и летом поливай раз в 1-2 дня. Полив производи вечером, в сильную жару и утром, а осенью и зимой – только по утрам. Летом поливай растение обильнее, чем зимой.
При поливе давай растению столько воды, чтобы она промочила весь земляной ком. Вредно поливать растения часто и понемногу: вода не смачивает всего земляного кома, и корни в глубине горшка остаются сухими.
Воду в горшок наливай в несколько приёмов, пока не выльется в поддон. Если после этого она не впитывается в течение часа, то её нужно слить.
В тёмном и сухом помещении поливай чаще, чем в прохладном и влажном.
Следи, чтобы при поливе носик лейки касался края горшка, не лей воду сильной струёй.
Растения в маленьком горшке поливай чаще, чем в большом..
Цветущие растения поливай чаще, чем не цветущие.
Растения, пострадавшие от сильной пересушки или от избыточного полива, поливай понемногу, чтобы восстановить корневую систему.
Растения с опущенными листьями (глоксиния, сенполия, примула) поливай очень аккуратно, чтобы капли воды не попали на листья, и не опрыскивай их.
Засухоустойчивые растения (алоэ, агавы, кактусы) поливай реже, чем бальзамин, бегонию, арум, монстеру.
Горшок с циперусом, каллой, азалией для лучшего роста погрузи в воду.
Цикламен поливай только в поддон.
Не заливай растения. Корням нужна не только вода, но и воздух. Постоянно переувлажнённая почва для большинства растений губительна.

Как обеспечить комнатные растения светом.

Светолюбивые растения держи на окне или около него.
Теневыносливые растения размести в некотором отдалении от окон.
Зимой растения по возможности передвинь ближе к окну, чтобы листьям досталось больше света.
Не переноси растения из тенистого места сразу на солнечный подоконник или открытый воздух, приучай его к более яркому свету постепенно.
Притеняй растения от полуденного летнего солнца, от которого прежде всего пострадают молодые листочки.
Красиво цветущие растения особенно требовательны к свету, для распускания цветков необходимы прямые солнечные лучи.

Как обеспечить комнатные растения свежим воздухом.

Проветривай, не допуская сквозняков. Их особенно боятся тропические растения. Не размещай их между открытым окном и дверью.
Чтобы воздух и влага походили к корням, землю в цветочном горшке рыхли деревянной палочкой с тупым концом, чтобы не повредить корни. Частота рыхлений зависит от качества земли: глинистую рыхли чаще, чем песчаную.
Почву рыхли только влажную. Если она сухая, можно повредить корни. Не рыхли землю сразу после поливки – она будет налипать на палочку.

Как поддерживать необходимую влажность воздуха.

Зимой многие растения страдают от сухого комнатного воздуха. Исключение составляют кактусы.
Для повышения влажности воздуха между растениями помести ёмкости с водой, используй двойные горшки или поддон с галькой. Действенный способ увлажнения воздуха – опрыскивание из пульверизатора.
Опрыскивай растения тёплой водой по утрам со всех сторон так, чтобы их листья покрылись слоем мелких капелек и к ночи обсохли. Во время опрыскивания на растение не должны попадать прямые солнечные лучи.
Опрыскивание не только увеличивает влажность воздуха вблизи растений, но и очищает листья от пыли и заражения красным паутинным клещом.
При использовании поддона с галькой не размещай растения слишком близко друг к другу, чтобы избежать поражения серой гнилью.

Как создать комнатным растениям необходимый температурный режим.

Температура для комнатных растений должна быть ровная, без перепадов. Перепады для них представляют большую опасность, особенно зимой. Исключение составляют только кактусы и другие суккуленты, которые приспособились в природе к высокой дневной температуре и холодным ночам.
Регулярно проветривай помещение, стараясь избежать сквозняков. Зимой при проветривании отставляй растения от окна.
Утепли окна, подложи под горшки с растениями доску толщиной 1-2см.
Измерь температуру в разных зонах окна (наверху, в средней части, внизу) и на подоконнике. Показания запиши.
Размести растения с учётом их требования к теплу. Те, которым необходим умеренно тёплый воздух, подвесь в средней части окна. Другие размести на подоконнике сбоку или в середине, ближе или дальше от стекла.
Наблюдай за развитием растений. Они сами подскажут, какое место им больше подходит.

Как обеспечить комнатные растения необходимым минеральным питанием.

Удобрения оказывают полезное действие, только когда все другие условия жизни благоприятны для растений.
С мая по сентябрь подкормку минеральными удобрениями производи один раз в две недели.
Не вноси минеральные удобрения, если растения больны, находятся в состоянии покоя или только что пересажены. Начинай удобрять через 2-3 недели после пересадки, когда растение хорошо укоренится в новом горшке.
Зацветающие растения подкармливай после появления бутонов и продолжай вносить удобрения, строго следуя инструкции, до конца цветения. Активно растущие, быстро образующие зелёную массу растения, а также обильно цветущие подкармливай чаще, чем медленно растущие.

Цель урока:

· продолжать знакомить с правилами ухода за комнатными растениями, показать их роль в жизни человека.

Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

Обучать детей построению высказывания;

Развивать навыки работы по алгоритму;

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Ответить на проблемный вопрос «Для чего нужно ухаживать за комнатными растениями?»

Научиться ухаживать за комнатными растениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Рыхление земли».

Цель урока:

  • продолжать знакомить с правилами ухода за комнатными растениями, показать их роль в жизни человека.

Задачи:

Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

Обучать детей построению высказывания;

Развивать навыки работы по алгоритму;

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Планируемые результаты достижения учащихся:

Ответить на проблемный вопрос «Для чего нужно ухаживать за комнатными растениями?»

Научиться ухаживать за комнатными растениями.

Используемые педагогические технологии:

технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Оборудование:

комнатные растения, иллюстрации комнатных растений, колышки для рыхления почвы, лейка для воды, презентация.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

I. Определение темы урока, вызов:

- (Слайд № 1) Ребята, посмотрите на слайд, какое время года изображено на нём? (зима).

А теперь посмотрите за окно, что вы там наблюдаете? (пусто, все замерзло, покрыто снегом…)

Несмотря на то, что вместе с зимой приходят к нам метели, вьюги. Сбросили листву и замерзли деревья, кусты, травы. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни. Но есть другая группа растений, которая восполняет этот недостаток это растения, которые цветут и радуют нас своей красотой не только летом, но и зимой.

Эти растения человек выращивает в помещении. Посмотрите на растения в кабинете. (Слайд № 2)

Как называется эта группа растений? (Комнатные растения).
- Как вы думаете, ребята, какое отношение имеют комнатные растения к нашему уроку?

Вы абсолютно правы. Вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением правил ухода за комнатными растениями и сегодняшний урок – не исключение. Но прежде мы вспомним материал пройденных тем.

Актуализация знаний

Перед вами лежат листочки на них есть вопросы и ответы на эти вопросы, но не все ответы верны. Вы должны обвести буквы с верными ответами, этих букв может быть несколько или одна. Теперь вы подписываете свою фамилию, имя и самостоятельно начинаете выполнять задания.

Письменный тест-опрос:

  1. Какие растения называются комнатными?

а)…которые выращивают в саду;

б)…которые растут в лесу;

в)…которые выращивают в комнате.

  1. Выбери, что нужно любому комнатному растению для жизни:

а) воздух;
б) вода;
в) почва;
г) свет;
д) вспахивание.

  1. Какой водой нужно поливать комнатные растения?

а ) из-под крана;
б ) водой комнатной температуры;
в ) горячей;
г ) кипяченой.

  1. С помощью чего удаляют пыль с растений с мелкими листьями?

а ) влажной тряпочкой;
б ) влажной губкой;
в ) кисточкой;
г ) пульверизатором (опрыскивателем).

  1. Какой уход нужен комнатным растениям?

а) удаление пыли;
б) опрыскивание;
г) просушка;
в) полив.

Проведем проверку: я буду показывать правильные ответы, а вы, если в этом есть необходимость, исправляйте неправильные ответы. (Слайд № 3, 4, 5, 6, 7)

Отложите листочки в сторону.

- (Слайд № 8) Итак, мы с вами вспомнили правила и способы ухода за комнатными растениями, скажите, а для чего нужно ухаживать за комнатными растениями?

Хорошо, к этому вопросу мы вернемся в конце урока и проверим, правильно ли вы на него ответили.

Посмотрите на доску, перед вами таблица, первый столбик которой называется как?

- «Знаю».

Так что же Вам уже известно об уходе за комнатными растениями? (заполняем 1 столбик таблицы)

Но мы ещё не всё знаем об уходе за комнатными растениями, есть еще один способ, хотите узнать какой?

Это способ рыхления земли (заполняем 2-ой столбик таблицы).

Третий столбик «Узнал» мы заполним в конце урока.

II Осмысление:

Тема нашего урока: «Рыхление земли».

Как вы думаете, что такое рыхление земли?

Ребята, мне на электронную почту пришло письмо от опытного цветовода, о том «Что такое "рыхление" для растения?», послушайте его внимательно:

(Слайд № 9) Рыхление - это один из важных элементов ухода за цветами. Это так называемый «сухой полив » и правду говорят: «Лучше 1 раз хорошо взрыхлить, чем 2 раза плохо полить». При рыхлении разрушаются мелкие капилляры почвы, через которые вода поднимается вверх и тем самым высушиваются нижележащие слои земли. При рыхлении воздух проникает в почву и корни растения дышат.

Зачем необходимо рыхление для комнатных растений? (Воздух в почву проникает, корешки дышать заставляет).

(Слайд № 10) Правила рыхления:

  • разрыхлять верхний слой земли необходимо на следующий день после полива;
  • рыхлят землю на глубину не более чем 1,5 см;
  • рыхлят осторожно, в основном возле стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Как правильно провести рыхление?

Я вам приготовила памятку «Правила рыхления», она нам поможет выполнить практическую работу.

Физкультминутка

Игра «Будь внимателен»

Предлагаю выйти из-за парт. Вы должны подняв руки, хлопнуть в ладоши над головой, как только услышите слово, так или иначе связанное с цветами, а если оно не связано с цветами вы топаете ногами:

Дорога, стебель, окно, листок, цветочный горшок, ветер, букет.

Молодцы! Хлопки были не простыми, а волшебными ключиками, благодаря которым распахнулись двери на нашу практическую площадку.

Практическая работа

Растения, стоящие перед вами ждут нашего ухода. Для выполнения работы по рыхлению почвы нам нужен колышек, он перед вами. Но Вы должны соблюдать следующие правила при работе колышком для рыхления. Все положили листочки с правилами перед собой и начинаем читать одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Правила техники безопасности при работе колышком для рыхления:

1. Опасности в работе:

  • травма рук;
  • травма глаз.

2. Что нужно делать во время работы:

  • работать с колышком аккуратно;
  • передавать колышек только тупой частью вперед;
  • нельзя поднимать колышек высоко.

3. Что нужно сделать по окончании работы:

  • вымыть инструмент.

4. Что нужно делать при получении травмы:

  • при получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.

Засучите рукава, наденьте фартуки и помните, что во время работы нельзя толкаться, разговаривать громко, становитесь так, чтобы всем было удобно и всё хорошо видно, уважайте друг друга. (Учитель проделывает то же самое).

Потрогайте почву в цветочных горках. Какая она на ощупь?

Почва твердая.

Посмотрите, как нужно рыхлить почву в цветочных горшках:

  • Горшок с растением я беру двумя руками и ставлю в так, чтобы мне было удобно рыхлить почву.
  • Беру колышек для рыхления и начинаю рыхлить осторожно возле стенок горшка на глубину 1, 5 см. Она у вас отмечена на колышках.

Кирилл, покажи и расскажи ещё раз, как правильно рыхлить почву в горшке.

Теперь вы сами будете рыхлить почву.

С чего Тимофей начнёшь эту работу?

Возьму горшок с растением и ставлю ближе к себе.

Беру колышек и начинаю рыхлить почву возле стенок горшка.

Артём, как нужно выполнять рыхление?

Рыхлят осторожно, чтобы не повредить корни.

Учащиеся самостоятельно рыхлят почву в горшках с комнатными растениями, учитель проходит по рядам и помогает детям в работе.

Ксюша, какой стала почва в горшке после рыхления?

Почва стала мягкой (рыхлой).

Ребята, растения с разрыхлённой почвой поставьте на прежне место. Руки и колышки ополосните, вытрите руки и колышки салфеткой и всё аккуратно сложите. Садимся правильно. Возвращаемся к нашей таблице.

Давайте ответим на вопрос «Что я узнал?» (заполняется 3 столбик)

Так д ля чего нужно ухаживать за комнатными растениями?

Зеленые питомцы отблагодарят Вас чистым воздухом, листвой, красивыми цветами, а некоторые даже и плодами.

(Слайд № 11)

III. Рефлексия

«Букет настроения»

Ребята, в начале мероприятия я вам раздала цветочки красные, желтые и голубые. Давайте положим эти цветочки перед собой, и если вы довольны своей работой на уроке, то вы берёте красный цветок, жёлтый – я работал хорошо, но умею ещё лучше, синий - работа не получилась, не доволен собой. На доске изображено комнатное растение, но оно ещё не расцвело. Сейчас вы прикрепите свои цветы к этому растению, и оно порадует нас своим цветением.

В заключении послушайте стихотворение Н. Григорьевой «Комнатные цветы»

Люблю я в комнате цветы,

Как, может, любишь их и ты.

Я их ласкаю, поливаю,

Им на ночь песню напеваю,

Они любовью отвечают,

Улыбкой нежною встречают.

Дополнительное задание:

  1. Верите ли вы, что комнатные растения очищают, освежают и увлажняют воздух (да).
  2. Верите ли вы, что комнатные растения поливают холодной водой (нет).
  3. Верите ли вы, что комнатные растения поливают отстоявшейся водой (да).
  4. Верите ли вы, что крупные и гладкие листья комнатных растений протирают кусочком мягкой влажной ткани (да).
  5. Верите ли вы, что опушённые листья очищают от пыли из пульверизатора (нет).
  6. Почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остаются зелеными и даже цветут?

Пересадка рано или поздно бывает необходима всем комнатным растениям. Но в случае с исполинами, комнатными крупномерами ее не проводят до той поры, пока это возможно, поскольку задача это не из легких. Да и редко какие взрослые растения нуждаются в ежегодной пересадке, не успевая освоить всю почву в горшках. В годы, когда пересадку не проводят, почти всегда рекомендуют выполнить обязательную процедуру – частичную замену грунта. Верхний слой почвы заменяют и в целях гигиены, и для поддержания нормального состояния субстрата.

Частичная замена почвы для комнатных растений. © Jennifer

Частичная замена грунта – это простая, не требующая ни особых навыков, ни знаний процедура замены верхнего слоя субстрата в горшках с комнатными растениями.

Частичная замена грунта нужна в нескольких случаях:

  1. когда растение пересаживают не ежегодно, а с частотой 1 раз в 2-3 года или реже, вместо пересадки в оптимальные сроки проводят замену загрязненного верхнего слоя почвы;
  2. для крупномеров, которые выращивают в бетонных или каменных цветочницах, а также слишком тяжелых для транспортировки или перемещения контейнерах, заменяя этой процедурой саму пересадку;
  3. если почва закисает, загрязняется, покрывается плесенью, слишком часто уплотняется и нужно заменить верхний слой для обеспечения нормальной воздухо- и водопроницаемости;
  4. если растение заражено вредителями или заболеваниями, поражения серьезные, оно теряло листья, после обработки фунгицидами или инсектицидами, замена верхнего уровня субстрата понижает риск повторного появления проблемы, позволяет убрать загрязнения и источники заболеваний из субстрата;
  5. если у растения корни выходят сверху горшка, но растение еще не заполнило субстрат и в пересадке нет потребности (или нет возможности ее провести) проводят частичное снятие загрязненной почвы и досыпку более высокого, прикрывающего корни слоя земли.

Замену верхнего слоя субстрата традиционно рекомендуют проводить в те же сроки, что и пересадку растений, но ранняя весна или конец зимы – вовсе не единственные сроки для такой процедуры. На самом деле, частичную замену почвы можно проводить в любое время, когда она необходима. Если ею заменяют пересадку — то и правда — с конца февраля и до мая. Но если замена нужна для срочного улучшения состояния субстрата, связана с гигиеническими, профилактическими целями, то проводить ее можно в любое время, за исключением зимы, и предпочтительно в стадии активного роста растений.

Классический подход к замене грунта вместо пересадки стал причиной и еще одного заблуждения, согласно которому частичную замену проводят всего раз в год, как и саму пересадку, для молодых или активно растущих культур. Для большинства некрупных растений это и правда оптимальный вариант. Но если речь идет о комнатных исполинах, которые сложно или невозможно пересадить вообще, то замену грунта обязательно проводят хотя бы 2 раза в год. Ведь полностью почву для этих растений не меняют, и чтобы процедура возымела даже минимальный эффект, сменять верхний слой грунта в горшке придется 1 раз в полугодие. В таком случае замену проводят весной и осенью. При замене верхнего слоя в гигиенических или профилактических целях ее проводят столько раз, сколько потребуется, но не чаще 1 раза в 3 месяца.


Грунт в горшке с комнатным растением требует замены. © Nikki Tilley

Сколько именно грунта можно вынуть и заменить, определяют всегда индивидуально. Максимальный объем удаленного субстрата, который допустимо вынуть из горшков – четверть от всей почвы. Но ориентироваться лучше всегда на конкретное растение. Золотое правило замены верхнего слоя почвы в горшках с комнатными растениями гласит: снять можно только загрязненный слой почвы до начала залегания корней растения. Поскольку контактов с корневищем нужно избегать (даже малейших), иногда речь идет об очень тонком слое грунта.

Проводить процедуру можно только на сухом субстрате. Для растений, которые предпочитают стабильную влажность, дают подсохнуть верхним 3-4 см почвы. Но в любом случае вынимать влажный субстрат нежелательно и после полива должно пройти несколько дней.

В самом процессе замены верхнего слоя субстрата нет ничего сложного. Но следует быть очень аккуратным и внимательным, действовать осторожно, чтобы исключить риск задевания корней.

Процедура смены верхнего слоя горшечного грунта состоит из нескольких шагов:

  1. Емкость с растением переносят на ровную, гладкую поверхность, застеленную сверху изолирующей пленкой или же кадку, контейнер, цветочницу окружают пленкой и бумагой так, чтобы избежать загрязнения поверхности пола.
  2. У культуры удаляют сухие листья, осматривают крону, при необходимости проводят санитарную чистку, обрезая сухие и поврежденные побеги.
  3. Проводят очистку листьев от пыли и загрязнений мягкой губкой или текстильной салфеткой (если это возможно).
  4. Если почва уплотнена, на ней образовалась корка, нарушена водопроницаемость, вилкой или любым удобным инструментом для работы с комнатными растениями слегка рыхлят грунт, не задевая корней.
  5. Почву аккуратно выгребают вначале по краю горшка или контейнера, аккуратно снимая несколько сантиметров грунта по окружности или периметру емкости.
  6. Удалив субстрат с краю, аккуратно продвигаются к побегам растения, вглубь горшка. Вначале снимают все видимые загрязненные участки, а затем и всю доступную почву, которую можно снять, не прикасаясь к корням.
  7. Удалив всю почву, сверху насыпают свежий субстрат, подходящий для данного растения. Уровень почвы в горшках и контейнерах оставляют неизменным, за исключением тех случаев, когда у растения сверху были оголены корни: для такой процедуры корни покрывают субстратом так, чтобы сверху образовалось как минимум 5 мм почвенного слоя (оптимально – 1-1,5 см).
  8. Аккуратно очистив емкость, удалив загрязнения, растения переставляют на поддоны и поливают. Если почва сильно проседает, ее слегка досыпают.

Подсыпка нового грунта в горшок после его частичной замены. © Alexis

Растениям, для которых провели смену верхнего слоя почвы, нормальный уход возобновляют сразу же. В отличие от пересадки, в адаптации или сокращении поливов, ограничении подкормок нет нужды (разумеется, если такие меры не обусловлены здоровьем зеленого любимца). Для растений, у которых так компенсируется отсутствие пересадки, остановка подкормок может привести к нехватке питательных веществ. Обязательные, регулярные подкормки позволяют компенсировать недостаточную плодородность остального субстрата. Если пересадка не проводилась очень давно, то концентрацию удобрений желательно повысить или добавить в свежесозданный слой удобрения длительного действия.

Ольга Дуда
Конспект НОД «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их»

Интеграция образовательных областей : труд, безопасность, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура

Программное содержание.

Сформировать у детей представление о приемах ухода за растениями и их последовательность.

Уточнить знания дошкольниками названий комнатных растений в соответствии с требованиями программы.

Отработать недостаточно освоенный детьми прием рыхления.

Познакомить детей с новым видом ухода за растениями – удобрением (подкормкой ) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после полива, количество раствора зависит от размера растения ).

Продолжать воспитывать у дошкольников познавательный интерес к растениям , желание наблюдать и ухаживать за ними.

Ввести в словарь детей слова : удобрение, подкормка .

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель вместе с дежурными расставляет на столы растения (на каждого ребенка; за крупными растениями будут ухаживать двое-трое детей, готовит инвентарь для ухода (фартуки, клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, мисочки с водой, пульверизаторы, ножницы, лейки). Недалеко от столов размещают таз и большую лейку. На столе воспитателя – бутылочка с раствором удобрения и стаканчики с раствором , полные и налитые до половины (прикрыты салфеткой) .

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Педагог приглашает детей к столам, на которых размещены комнатные растения и все для ухода за ними .

Ребята, отгадайте загадку :

И пьет, и дышит,

А не ходит.

Дети догадываются, что это растение .

II. Беседа о комнатных растениях .

Как вы догадались, что это растение ? Какие части есть у растения ?

Педагог выставляет на магнитной доске модели, характеризующие основные части растения : корень, стебель, лист, бутон, цветок. Дети называют эти части.

Ребята, с помощью каких частей растение пьет ? (корень – полив, лист – опрыскивание) А дышит растение с помощью каких частей? (лист, корень)

Посмотрите, дети,

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Какие растения вы знаете ? Давайте поиграем. Я буду задавать вопросы о растениях , а вы – отвечать.

У какого растения самые большие листья? А самые маленькие? Какое из наших растений цветет зимой ? У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника) Как называется растение , у которого пахнут не только цветы, но и листья? (Герань) (И другие вопросы, в зависимости от наличия растений в группе в соответствии с программными требованиями)

Дети называют комнатные растения .

Молодцы, ребята! Вам нравятся наши растения ? Чтобы растения были красивыми , люди должны за ними ухаживать. Как ухаживают за комнатными растениями ?

(Растения поливают , опрыскивают, крупные листья протирают влажной тряпочкой, с пушистых листьев смахивают пыль кисточкой, рыхлят землю в горшочках).

Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями . Осмотрите их внимательно и скажите, какие растения требуют полива ? Как они называются?

Воспитатель уточняет, как определить, что растение требует полива (можно потрогать пальчиками – земля сухая или влажная) .

Как называются растения , которые нужно помыть?

Какие из них требуют опрыскивания?

У каких цветочков нужно взрыхлить землю в горшочках?

Физкультурная пауза «Цветочки» . Развитие общей моторики, творческого воображения.

Педагог предлагает детям встать так, чтобы не мешать друг другу.

Присядьте на корточки и представьте себе, что вы маленькие цветочки. Тот цветочек, к которому я подойду и который «полью» из лейки, начнет «расти » - медленно подниматься и тянуть руки вверх.

Педагог подходит к каждому из детей по очереди. Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх.

Солнышко светит на листочки. Листочки тянутся к солнышку. Вот так.

Педагог показывает, как нужно вращать ладонями вытянутых вверх рук. Дети повторяют движения.

Покажите, что произойдет, если вовремя не полить цветочки. Они поникнут. Вот так.

Педагог показывает, как нужно расслабиться и уронить руки вниз.

Ребята, прежде чем приступить к работе, оденьте, пожалуйста, фартучки.

Обратите внимание на инвентарь, который мы приготовили с дежурными. Что у нас имеется?

Дети называют (лейки, палочки для рыхления, клеенки, тряпочки, мисочки с водой, пульверизаторы, кисточки, ножницы).

А сейчас выберите, пожалуйста, растение , за которым вы будете ухаживать, перенесите его на отдельный стол (крупные растения переносит воспитатель, осмотрите его еще раз внимательно, возьмите необходимый инвентарь и разместите его на своем столе.

III. Труд по уходу за комнатными растениями .

Ребята, так как все растения требуют рыхления земли в горшочках, предлагаю сначала взрыхлить землю. Скажите, для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода и чтобы корни могли дышать)

Чем надо рыхлить землю в горшках с цветами? Почему палочками? (Чтобы не поранить корни)

Как нужно правильно рыхлить? Покажи, Алена.

Ребенок выполняет задание, педагог держит горшок наклонно, чтобы всем детям было видно.

Правильно Алена делает? Правильно, ближе к стеблю рыхлит неглубоко, а дальше от стебля – немного глубже.

Дети, взрыхлите землю и вы в горшочках своих растений .

Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью выполнения задания.

Ребята, а как надо мыть растения ? (Крупные листья протирают влажной тряпочкой, растения с мелкими листьями ставят в таз, закрывают землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливают из большой лейки)

Ребята, многие растения очень любят влагу , так как их родина – влажные джунгли. Поэтому их надо часто опрыскивать водой из пульверизатора, ведь моем мы растения только раз в неделю . Но не все растения можно опрыскивать . Вспомните, какие растения опрыскивать нельзя ? (Растения , на листьях которых имеются ворсинки)

Назовите эти растения . (Фиалка, герань) Как надо очищать от пыли листья этих растений ? (Аккуратно кисточкой смахивать пыль)

Дети, посмотрите внимательно на свои растения , выберите правильный способ очистки листьев от пыли и приступайте к работе.

Дети выполняют задание, педагог следит за правильностью его выполнения, помогает, подсказывает детям последовательность действий.

Ребята, заметили ли вы какие-нибудь изменения во внешнем виде наших растений ? (У герани появились новые листья, у бальзамина – бутоны)

Начинается весна, стало намного светлее, наши растения стали расти быстрее . Чтобы они лучше росли и цвели, их нужно удобрять, подкармливать . Для этого есть специальное удобрение (показывает детям) . Оно продается в цветочных магазинах. Подкармливают растения один раз в неделю после полива, чтобы раствор удобрения лучше впитался в почву.

На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения : одни стаканчики полные, в других раствора налито наполовину стаканчика. Если растение большое – нужно взять полный стаканчик, если растение меньшего размера , то потребуется стаканчик, в котором налита половина раствора .

Подумайте, какой стаканчик вам нужно взять и полейте удобрением свое растение .

Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает им советом, отмечает тех, кто успешно справился с делом.

Молодцы, ребята. Теперь уберите свои рабочие места, а растения унесите туда , где они стояли вначале занятия. (Воспитатель помогает детям)

IV. Итог занятия.

Дети, чему мы сегодня научились? (Подкармливать растения )

Для чего их подкармливают (удобряют? (Чтобы они лучше росли и цвели)

На какую землю должно попадать удобрение – сухую или влажную? (На влажную, мокрую землю, удобрять после полива)

Сколько удобрения нужно лить в горшок с растением ? (Лить полстаканчика или целый стаканчик в зависимости от величины растения )

Сегодня вы подкормили растения , а дальше эту работу будут выполнять дежурные один раз в неделю. Теперь вы все должны наблюдать за растениями , чтобы увидеть изменения в них после подкормки . Дома расскажите своим мамам, чему вы сегодня научились. Ухаживайте дома за растениями так же , как в детском саду.