Чинопоследование рукоположения во епископа. Таинство священства. Рукоположение во диаконы

Чинопоследование рукоположения во епископа. Таинство священства. Рукоположение во диаконы
прот.
  • прот.
  • протопресв. Николай Афанасьев
  • архиеп.
  • иеродиак. Константин (Островский)
  • Хирото́ния (от греч. χειρ – рука и τονεω – полагаю, рукоположение ) – (также ), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.

    Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Таинство Священства возводит в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.

    Хиротония во священника может совершаться только во время Божественной литургии святителя или святителя и не может совершаться во время литургии Преждеосвященных Даров, так как на этой службе не бывает Евхаристического Канона, в котором должен участвовать новопоставленный иерей.
    Хиротония во диаконы может совершаться как на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Преждеосвященных Даров.

    Рукоположение в диаконы совершается из иподиаконов, в священники – из диаконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения.

    В диаконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, – по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение во диакона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

    Рукоположение в степени Священства – это сакраментальный акт, в котором, по словам , «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Благодатная действенность Таинства Священства состоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. говорит, что «поставляемый в Священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимое некоею силою и благодатию».

    Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью над паствой и ответственностью за нее перед Господом. Поэтому в каждодневном молитвенном предстоянии перед Богом он должен возгревать в своем сердце полученную благодать, чтобы быть достойным Призвавшего его. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (Праведный ).

    Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви – народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу».

    Термин «хиротония» (χειροτουτα), усвоенный доставлению епископов (также пресвитеров и диаконов), по свидетельству Юстелла (толков. на V правило Лаодик. Собора), заимствовано Церковью («от внешних»). У классических народов хиротония имела значение избрания, совершающегося через подачу голосов, причем голоса подавались через протягивание рук, — отсюда с течением времени рассматриваемый термин из светского стал собственно церковным и получил значение, с одной стороны, избрания в клир, а с другой стороны — самого акта поставления в ту или другую степень. С таким значением мы дважды встречаем его уже в Новозаветном тексте ( и ).

    У греческих церковных писателей, в апостольских и соборных правилах слово «хиротония» тоже употребляется в указанном двояком значении. Зонара в толковании на I апостольское правило, которое требует, чтобы епископ был поставляем двумя или тремя епископами, пишет: ‘Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку). А в древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что когда гражданам разрешено было избирать епископов и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово «хиротония». Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя самое избрание «хиротонией «. Примеры такого употребления можно указать в 4 пр. I Вселенского Собора, 13 и 19 пр. Антиохийского Собора, 5 Лаодикийского и многих других. Однако, как видно уже из приведенных слов Зонары, термин «хиротония» с течение времени утратил свое древнее значение стал употребляться только для обозначения поставления в степени клира. Поэтому все чины поставлений в греческих и славянских богослужебных книгах и носят названием чинов хиротоний.

    Смысл таинства

    Таинство священства - это таинство посвящения (рукоположения, по-гречески хиротонии) в священнослужителя: диакона, священника или епископа.

    Во время этого таинства на избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и «пасти стадо Христово», то есть наставлять людей в вере, церковной жизни и добрых делах. Диакон участвует в богослужении, священник может самостоятельно совершать таинства, епископ совершает таинства, управляет Церковью и может поставлять новых диаконов, священников и епископов.

    История таинства

    По своем Воскресении Христос явился ученикам и сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 22-23). Таким образом Господь Своей благодатью дал апостолам особую власть.

    В свою очередь, апостолы поставили священников, епископов и диаконов.

    В переводе на русский язык «диакон» означает «служитель». Диакон - низшая степень священнослужителя. Диаконы занимались делами милосердия, благотворительностью, их функция была чисто служебной. В настоящее время диаконы помогают священникам во время службы.

    Вторая степень священства - пресвитер, или священник. Это тоже греческое слово, которое переводится на русский язык как старец, человек, умудренный опытом. Помимо священников в общинах существовали епископы, что по-русски означает «блюстители». В те времена пресвитеры и епископы не различались между собой, как теперь: те и другие совершали литургию, а власть над церковной жизнью принадлежала самим апостолам.

    После того как апостолы отошли ко Господу, их власть была передана епископам. С тех пор епископы возглавляют Церковь, рукополагают священников и диаконов.

    Что нужно для совершения таинства священства

    Священнослужителем может стать совершеннолетний мужчина, не имеющий так называемых канонических препятствий для рукоположения.

    Канонические препятствия - это тяжкие грехи, совершенные в прошлом: убийство, воровство и другие уголовные преступления, пьянство, блуд (внебрачная связь), прелюбодеяние (измена жене или связь с замужней женщиной). Будущий священник может быть женат только один раз, причем его жена также не должна быть вдовой или разведенной и не должна иметь в прошлом блудных грехов. Исключение составляет случай, когда человек совершал тяжкие грехи, был разведен или вступил во второй брак до крещения - потому что в крещении происходит рождение человека заново.

    Епископом может стать только монах.

    Как проходит рукоположение

    Таинство священства может совершать только епископ.

    Рукоположение диакона совершается в конце литургии, после освящения Святых Даров и пения «Достойно и праведно есть»; рукоположение священника - после пения «Херувимской песни», то есть до освящения Святых Даров, и потом новопоставленный священник служит вместе с другими священниками литургию; рукоположение епископа совершается после пения «Святый Боже». Иными словами, чем выше степень священства, тем раньше на литургии совершается рукоположение.

    Епископ возлагает руку на избранного и произносит особую молитву (она называется тайносовершительной), призывающую на него благодать Святого Духа. Когда рукополагаемого облачают в священные одежды, соответствующие его сану, епископ возглашает «Аксиос», что значит «Достоин», а хор повторяет этот возглас. По уставу это совершается трижды.

    Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение – греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

    Все шесть Таинств, о которых было уже рассказано, имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Оно называется еще Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

    Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!»

    Над кем совершается Таинство

    Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

    Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

    Смысл Таинства

    Чрез положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

    Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

    Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

    Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.

    В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом на выборах, как депутатам. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

    Совершение Таинства

    Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

    Поставление во епископа совершается сразу после чтения Апостола (см. «Богослужение»). Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

    Рукоположение во священники

    Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владико». Владыка благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы …», «Слава Тебе, Христе Боже…», «Исайе, ликуй…». Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа.

    После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников как равный.

    Рукоположение во диакона совершается после возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

    Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

    В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой. Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключение он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

    Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

    ХИРОТОНИЯ , рукоположение - в православии - таинство священства; возведение в сан епископа, священника или диакона, совершаемое в храме во время Божественной литургии. Согласно, еп. Александру (Семенову-Тян-Шанскому):

    "Епископская хиротония совершается в начале Литургии, иерейская - после Великого входа, диаконская - после освящения Святых Даров. Чин Таинства состоит из приведения лица, избранного на священную степень, обхождения им святого Престола, молитвы посвящения, рукоположения, облачения в священные одежды и одобрения церковного народа… Посвящаемого трижды обводят вокруг Престола, он сам трижды преклоняется перед епископом. В это время поют те же песнопения, что и при таинстве Брака: первое - обращение за помощью к святым мученикам (в этом указание на жертвенный характер служения); второе - славословие Христу как Похвале апостолов и Радости мучеников, словом и делом проповедовавших Святую Троицу, и третье - восхваление Богородицы и пророка Исаии, провозвестившего действенное рождение Спасителя. При возложении рук на коленопреклоненного ставленника (диакон преклоняет только одно колено) епископ произносит: Божественная благодать, всегда немощная (слабое) врачующи и оскудевающая (теряющее силу) восполняющи, пророчествует (переходит на, поставляет) благовейнейшаго (имя) во (сан). Помолимся о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа…

    После рукоположения возведенные в священный сан получают от епископа соответствующие священные одежды и в них облачаются… Хиротонии епископа предшествует особый обряд "наречения" его, торжественное исповедание им своей веры пред церковным народом, а также принесение особой присяги. Сама епископская хиротония совершается при участии нескольких епископов. На голову посвящаемого епископы возлагают раскрытое Евангелие, буквами вниз, что изображает руку Самого Господа, а после этого - свои правые руки. Участие церковного народа в совершении Таинства Священства выражается не только в общей молитве, но и в громком согласии в ответ на вопрос епископа о достоинстве поставляемого. В настоящее время этот ответ "достоин" ("аксиос" по-гречески) поет церковный хор от лица народа.

    Определения, значения слова в других словарях:

    Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

    таинство священства в православии и католицизме обряд возведения в сан диакона, пресвитера (священника) и епископа, во время которого при возложении рук вышестоящего священнослужителя, на голову посвящаемого невидимо нисходят особые дары Божьей благодати. Синоним –...

    Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

    Вопрос №1531

    О рукоположении в священники

    Игорь Владимирович Степко , Ростов, Россия
    23/06/2004

    Здравствуйте, отец Олег!
    Если я не ошибаюсь, то священники рукополагаются в свой сан. Если я правильно понимаю, то в свое время Господь наш рукоположил первых Апостолов, а те в свою очередь, продолжили рукоположение других священнослужителей. Эта связь дошла и до наших дней. Вопрос состоит в том, что ведь и священники МП в свое время были рукоположены в свои саны и соответственно на них Благодать Господа нашего. Провод проводящий электричество может быть в грязи, но это не мешает ему снабжать электричеством прибор. Почему же рукоположенный священник не может крестить и совершать другие таинства, если он «запачкан» пребыванием в МП.

    Ответ отца Олега Моленко:

    Игорь Владимирович, в этом вопросе ты не обладаешь необходимыми познаниями, используешь неподходящее сравнение и потому сильно ошибаешься. Господь наш Иисус Христос не рукополагал Апостолов, но избрал их. Апостолы рукополагали епископов (с греческого - надзиратель, блюститель) и пресвитеров (с греческого - старец, старейшина), поставляя их руководителями духовной и церковной жизни христианских общин по местам. Епископы при живых Апостолах не имели качества их преемников, но выполняли более надзирательную и административную функции. Не могли они никого рукополагать, ибо сие производили только Апостолы.

    Функции духовного и церковного окормления кроме Апостолов выполняли пресвитеры церкви, как помощники Апостолов. В книга "Деяний святых Апостолов" ни разу не упоминается об епископе, но много раз - о пресвитерах.
    Деян.11, 30: "что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла".
    Деян.14, 23: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали".
    Деян.15: " 2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. ...
    4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами , и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. ...
    6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. ...

    22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
    23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия -- находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться".
    Деян.16, 4: "Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме".
    Деян.20, 17: " 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви...".
    Деян.21, 18: " 18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры ".

    Если бы епископы занимали в тогдашей церкви положение, которое они заняли после отшествия Апостолов, то в книге Деяний обязательно бы об этом было указано. Но там вовсе нет упоминания о епископах, но лишь об Апостолах и пресвитерах. Первым в Писаниях Нового Завета об епископах упоминает святой Апостол Павел.
    Флп.1, 1: "Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами".
    1 Тим.3: " 1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
    2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
    3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
    4 хорошо управляющий домом своим , детей содержащий в послушании со всякою честностью;
    5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией ?
    6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
    7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
    8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
    9 хранящие таинство веры в чистой совести.
    10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
    12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим ".

    Казалось бы, что триаде: Апостолы, пресвитеры и диаконы, упоминаемые в книге Деяний, Апостол Павел противопоставляет другую триаду: Апостолы, епископы, диаконы. На самом деле это не так, что хорошо видно из его послания к Титу: Тит.1:" 5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты (как Апостол от 70-ти) довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров , как я тебе приказывал:
    6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
    7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
    8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
    9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать".

    Мы видим, что для Апостола Павла слова пресвитер и епископ синонимы, т.е. обозначение одного и того же служения разными словами. Т.е. тогда епископ = пресвитер , что и было на самом деле. Более распространенным было употребление слова пресвитер .

    Поскольку иудеи сильно противились апостольскому благовествованию и росту Церкви Христовой, то христиане избегали употреблять используемые иудеями слова священник (иерей) и первосвященник (архиерей), чтобы не было путаницы. Тем не менее, трудно было найти другое подходящее слово в отношении священного служения и принесения евхаристической Жертвы Нового Завета. Апостол Павел первым употребляет это слово: 1Тим.4, 14: "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" . Поскольку руки возлагали тогда лишь Апостолы, то они и названы новозаветным священством. Этот дар священства, позволявший служить Евхаристию, принадлежал тогда одним Апостолам. По их благословению этот дар священства передавался через видимое рукоположение и благословение служить литургии с призыванием имени Апостола. Звания первосвященников среди Апостолов тогда не было, ибо они признавали и подчинялись лишь одному вечному Первосвященнику Иисусу Христу: Евр.3: " 1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (т.е. Ангела) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа ,
    2 Который верен Поставившему Его".
    Евр.4, 14:"Итак, имея Первосвященника великого , прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия , будем твердо держаться исповедания нашего".
    Евр.5:" 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником , но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
    6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
    7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;
    8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
    9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
    10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека" .
    Евр.7:" 11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства , -- ибо с ним сопряжен закон народа, -- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
    12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
    13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
    14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
    15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной ,
    16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
    17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
    18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
    19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
    20 И как сие было не без клятвы, --
    21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою , потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, --
    22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус .
    23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
    24 а Сей , как пребывающий вечно , имеет и священство непреходящее ,
    25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив , чтобы ходатайствовать за них.
    26 Таков и должен быть у нас Первосвященник : святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
    27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого .
    28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного ".
    Евр.8:" 1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника , Который воссел одесную престола величия на небесах
    2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной , которую воздвиг Господь, а не человек.
    3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
    4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником , потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
    5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
    6 Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее , чем лучшего Он ходатай завета , который утвержден на лучших обетованиях".

    Итак, в Церкви Христовой есть лишь один Первосвященник в собственном смысле этого слова - Иисус Христос. Он делегировал Свою священническую власть Своим Апостолам посредством троякого действия: избрания, дуновения и нисполания Духа Святого в виде огненых языков. Апостолы по причине разрастания Церкви делегировали эту власть пресвитерам=епископам посредством возложения своих рук и призывания имени одного из живущих Апостолов. Таким образом свидетельствовалось, что пресвитеры, иногда именуемые еще епископами, являлись лишь служащими руками Апостолов. Без призывания имени Апостола рукоположение не имело значения и силы. По отшествии последнего из Апостолов Иоанна Богослова, в Церкви возникла нужда в лицах их замещающих. Такими лицами явились ученики и самовидцы Апостолов - апостольские мужи. Они не могли именоваться Апостолами, ибо не были избраны Господом на это служение, но могли продолжить его в апостольской силе и благодати. Для выделения их среди остальных пастырей и руководителей церквей было употреблено малоиспользуемое название пресвитеров епископами, т.е. слово епископ, которое наполнилось другим содержанием.

    Оно стало означать не только блюстителя церкви, но и преемника благодати (харизмы) святых апостолов. Если апостольские мужи имели рукоположение от какого-либо Апостола Христова, то следующее за ними поколение преемников апостольского служения требовало передачи апостольской харизмы от апостольских мужей на епископов. Способом передачи этой харизмы по внушению Духа Святого было избрано рукоположение кандидата в епископы двумя или тремя апостольскими мужами или епископами, при согласии всех остальных епископов. Напомню, что одного Апостола достаточно было для рукоположения своего преемника-епископа.

    Среди равных епископов для более успешного руководства поместной церковью стали избирать первенствующего епископа или первоиерарха, именуемого в зависимости от обширности и главенства области (города) по-разному: архиепископ, митрополит, патриарх (на западе - папа). Это была сугубо управленческая и административная должность. Наделение ее какой-то особой властью и благодатью есть греховное уклонение и пагубная ошибка, возникшая позже. Обязательное призывание служащим священником (так стал называться пресвитер = иерей = священник = пастырь = настоятель прихода) имени правящего епископа сохранилось в Церкви с апостольских времен наряду с рукоположением во пресвитеры одним апостольским преемником - епископом. Без призывания имени законного правящего епископа, стоящего в истине и благодати, служение священника было невозможным даже при правильной цепочке хиротоний, достигшей его.

    Такова вкратце история сложившейся иерархии Восточной Православной Кафолической Церкви. Из этой истори видно, что цепочка рукоположений не является "электрическим проводом", прихожанин не является "электрическим прибором", а живая благодать Духа Святого не является передаваемой по замкнутому проводнику "электрической энергией", как богохульно изволил ты выразиться.

    Мало того, что одного внешнего рукоположения не достаточно, чтобы стать Божьим священником или епископом (ибо для сего надо иметь Божье призвание и быть, по слову Златоуста, рукоположенным как должно, т.е. иметь должные качества), оно передавалось из поколения в поколения не однородным "проводом", а реальной живой цепочкой святых и благодатных священнослужителей. Цепь эта была и есть благодатной и несущей живую Традицию. Вот почему войти в эту цепь могут лишь только те избранные Богом "звенья", которые имеют соответсвующие этому служению качества и сохранившие себя в благодати и истине до конца своей жизни. Если этого нет, то это - негодные слабые звенья, которые выпадают из святой цепи иерархии Церкви! Они, как соль, потерявшая свою соленость, выбрасываются Богом на попрание сему миру, т.е. бесам, страстям и злым людям. При этом формальная цепочка рукоположений, достигшая до отступника от веры, не имеет никакого значения и силы, а на нем (если он носил епископский сан) и вовсе пресекается.

    Т.е. епископ, ставший отступником, еретиком, раскольником или нечестивцем, теряет дар, право и власть рукополагать и не может более рукоположить никого. Он может в своем обольщении или для обмана легковерных возлагать руки и вычитывать положенные молитвы, но заставить Бога даровать Свою благодать он никак не может! Вот почему Господь наш Иисус Христос приводит правильное сравнение пребывания в Церкви любого члена, а не только носящего священный сан. Он сравнивает Себя с живой виноградной Лозой, а нас - членов Его Церкви - виноградника, насажденного Его Отцом - с веточками этой Лозы. Кто пребывает на Лозе и питается Ее соками (кровью), тот приносит плод мног. А кто своим качеством становится умершим для Бога и благодати Его, тот уподобляется засохшей ветке, которая отламывается и бросается в вечный огонь.

    Вот почему запачканность в грехе так страшна! Она убивает человека для благодати Божией, без которой он не может больше жить и пребывать во Христе и Церкви Его. Ибо по слову Господа Иисуса, именно без Него (т.е. живого нахождения в Нем и с Ним, а не без внешнего рукоположения или всего другого) мы, в том числе епископы и священники, не можем делать ничего! Руки можно возлагать сколько кому угодно, но от этого одного никто не может стать священником или епископом Церкви! Нужно соблюдение всех условий Господа Бога и сохранение всех духовно-нравственных, догматических и церковно-канонических Его требований.

    То, что ты, Игорь Владимирович, предложил взамен Божьего и святоотеческого - страшно по своим последствиям. Ведь ты представил Бога как недалекого и непредвидящего заложника Своей собственной неудачной схемы и системы рукоположений. По твоему выходит, что некий сплошной "электропровод" из однородного материала протянут из прошлого в будущее. Любой человек через участие в формальном рукоположении может войти в этот "провод" каким-то участком, автоматически проводящим "благодать", только по факту принадлежности к "проводу" через возложение рук другого участка "провода" на него. При этом ни вера, ни знания, ни нравственность, ни духовное качество человека, ни что иное не имеет никакого значения для прохождения "благодати" через него.

    Проскочил с помощью денег, подкупа, знакомства или шантажа во священники или епископы - и все, никто не сможет уже ничего сделать рукоположенному. Выходит, что еретик, прелестник бесовский, лжеучитель, лицемер, убийца, сотрудник советских спецорганов, губивший людей, мужеложник, деторастлитель, неверующий в Бога и т.д. священник или епископ ради одного рукоположения остается "благодатным" проводником "благодати", и Дух Святый обязан посещать его и проходить через него?

    Таким образом ты принципиально (речь не о мелких человеческих погрешностях, врачуемых постоянным покаянием) "соединяешь" несоединяемое: грех и Святого Бога!

    Но Бог не слушает мнения заблуждающегося человека. Он повелевает верному отрекатся от еретика, предавать анафеме тех, кто иначе, чем Его Апостолы, благовествуют, не приветствовать и не принимать в дом приносящих иное учение, оставлять слепых и лицемерящих церковных руководителей, считать за язычника и мытаря преслушающегося церковь, выйти из среды лукавнующей церкви.

    Да и сама Церковь постановила извергать недостойных служителей из санов, запрещать их в служении или предавать анафеме! По твоему же и Иуда Искариотский, и Арий и прочие еретики и предатели все еще "проводники" благодати? Ведь они имели законное призвание и рукоположение.

    Видишь, как много ты заблудил от истины!