Что пишет толстой о кутузове. Сочинение про Кутузова

Что пишет толстой о кутузове. Сочинение про Кутузова

Произведение «Война и мир» представляет собой одно из лучших работ Л.Н.Толстого. Автор особенно четко показал разгром русских войск в 1812 году французской армии. Наряду с вымышленными именами героев семейств Ростовых, Болконских и Безуховых стоят исторические личности - Сперанский, Наполеон, Кутузов.

Писатель превосходно запечатлел такие черты русского военачальника, как радушие к народу, близость к военнослужащим и неприязнь к врагу. В основные моменты сражений Кутузов ведет себя как полководец, близкий и понятный солдатским массам, действуя, как человек, любящий от всего сердца свою родину. Он здесь противопоставляется немецким генералам и Наполеону, так как те больше всего во всем преследовали корыстные цели. Если французский правитель показан во всей своей лжи и лицемерии, то образ Кутузова представляет собой воплощение добра, простоты и правды.

Он был замечательным стратегом, прошедшим суровую военную школу у Суворова. Война с французами явилась прекрасным результатом его искусства командующего, намного эффективнее маневренных действий Наполеона. Писатель пытается отметить также, что Кутузов был повсюду внимательным наблюдателем. Он старался не мешать происходящим действиям, и сам тоже не организовывал. Толстой считал, что Кутузов был лишь руководителем с моральной точки зрения, таким образом, он как бы принижал его. Но одновременно описатель показывал полководца, полным кипучей энергии, и решительности в ходе военных действий.

Особо видна его проницательность в момент, когда он приказывает оставить Москву во имя Родины. Создается впечатление, что Кутузов показан как противоречивый образ, так как в одних эпизодах он представлен как пассивный созерцатель, а в других -настоящий патриот своей отчизны. Внешность Кутузова тоже очень выразительная. Простая фигура, обыкновенные жесты говорят о простоте и искренности полководца.

Автор полагает, что если история, судьба непреодолимы, то незачем стремиться к активным действиям, что очень заметно у Кутузова. Имея прекрасную диспозицию и обученную армию, превосходящую противника он спокойно говорит о неблагоприятном исходе сражения в пользу французов. То же спокойствие мы замечаем на заседании военного совета. Кутузов даже заснул на нем. Он полагается на народную мудрость. Все его поступки именно с ней и согласованы, а многие этого и не замечают. Бородинская битва, как для автора, так и для полководца является тем сражением, где должна одержать победу добрая сторона. Итак, Толстой показывает нам Кутузова во всем его превосходстве, как командующего армией, и как человека, настоящего патриота своей родины.

Вариант 2

В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

Кутузов был человеком зрелым, дряхлым, физически немощным, но умным, с ласковым взглядом, старческой улыбкой и выразительными жестами и фигурой. Главнокомандующий русской армии вел себя естественно, так, он спит на совете в Филях, ест курицу во время сражения, и, несмотря на свой опыт, не всегда доводил дела до конца. Он всегда был рядом со своей армией, находился в войсках во все важнейшие моменты, разговаривает просто и ясно. Также полководец был ласков в обращении с окружающими его людьми, он часто употреблял в своей речи уменьшительно ласкательные слова, например, голубчик.

Когда умер отец Андрея Болконского, Кутузов искренне и по-настоящему скорбел о смерти своего старого друга, а самому Андрею сказал, что он может служить для него заменой отца, и он всегда может положиться на него. Эта ситуация еще раз подчеркивает неравнодушие главнокомандующего.

Стоит отметить отношение Кутузова к солдатам. Он проявляет по отношению к ним искреннюю заботу, что показал смотр в Браунау, когда каждому из солдат он старался сказать хотя бы пару приятных слов, которые воодушевят его на бой. Он ласков в обращении с ними, умеет просто разговаривать с ними, не обращая внимание на различие в их положении.

Кутузов проявляет отеческое отношение к русским солдатам. Люди считают его народным полководцем, спасителем земли русской, Отечества.

В отличии от Наполеона, целью которого были слава и власть, у Кутузова основной задачей было защитить Родину. Для достижения этой цели он выбирает тактику удержания армии от войны, ключевого сражения и поддержания духа войска. Перед Аустерлицким сражением, он понимал, что оно будет проиграно, и ему было искренне жаль рисковать людьми и подвергать их опасности.

В целом, Кутузов является талантливым полководцем, истинно русским человеком, мудрым деятелем, выражает патриотический дух и нравственную силу русской армии. В произведении “Война и мир” главнокомандующий русской армии противопоставляется императору Франции, Наполеону Бонапарту, и на его фоне выглядит как светлый и чистый полководец. Несмотря на недовольство власти и личную неприязнь, Кутузов смог привести Россию к победе!

Сочинение про Кутузова

В своем самом популярном романе Лев Николаевич Толстой поднимает множество обсуждаемых тем. Одной из которой является тема исторической личности, ее влияния на историю.

Кутузов - главная и неоднозначная личность в романе. С одной стороны Лев Николаевич Толстой дает положительную оценку Кутузову, говоря, что он слушает народ, уважает его мнение, пытается действовать на благо России. Но с другой отмечает, что его значение в истории мало, ведь именно народ стал той силой, которая помогла победить врага. Все это Толстой отлично показал, описывая образ Кутузова. Кутузов показан во время боевых действий, он самоуверен и решителен. На совете в Филях Кутузов принимает самое важное решение - оставить Москву французам. Он прекрасно осознает риск всей ситуации, но Кутузов отличный полководец, это доказывают последствия данного события - Россия выигрывает войну.

Роль Кутузова также раскрывается в конфликте с Александром Первым. Он не боится противостоять императору и настоять на своем верном решении.

Но Кутузов выступает главным персонажем не во всем романе. В самом конце Лев Толстой говорит, что Кутузов умирает в самый подходящий момент, никто даже не замечает этого и не переживает.

Его характер проявляется и в отношении к простым солдатам, он с ними дружелюбен, пытается сделать их жизнь на войне благоприятнее и удобнее, помогает достать одежду и еду. К высшим по званию Кутузов относится с уважением, но никогда не стремится завоевать доверие к себе, прежде всего он верен стране и своим взглядам. Кутузов всегда говорит прямо, очень грамотен и тактичен, знает несколько языков. А внешний вид Кутузова автор описывает так - один глаз, который показывает любовь и заботу, орлиный нос, на лице шрам, серьезная и статная походка, иногда усталый вид от постоянных военных действий.

Можно заметить, что Толстой отмечает - Кутузов является наблюдателем, он не оказал большого влияния на происходящие события, инициатором всего был народ, Кутузов лишь смог направить ситуацию в нужное русло, возглавить народ, подтолкнуть его к действиям.

Образ Кутузова олицетворяет всю Россию, всю ее противоречивость и неопределенность.

  • Описание природы и роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении

  • Семья Туркиных в рассказе Ионыч Чехова сочинение

    Одними из основных персонажей произведения являются члены семейства Туркиных, которое считается самым образованным и талантливым в небольшом губернском городке.

  • Тому я хочу розповісти вам, про те що відбувалося у цьому творі, про головну думку яку автор намагався донести читачам і про те що, деяка частина людей на даний момент, гроші цінить більше ніж людське життя.


    Среди реальных исторических персонажей, изображенных в романе-эпопее Л.Н. Толстого, немаловажное место занимает Кутузов - полководец, воплотивший в себе дух народа. Однако изображенный в романе Толстого Кутузов – совсем не тот деятель, которого знает отечественная история. У автора полководец – фигура еще более значительная, особенная, наделенная инстинктом вселенской народной мудрости.

    Кутузов - “старый человек”, имеющий рыхлое тело и изуродованное лицо, он быстро утомляется и большой любитель поспать, он не лишен человеческих страстей и слабостей, как и любой живой человек. Однако, выполняя роль главнокомандующего русской армии, он предстает тонким и умным дипломатом с острым умом и полководческим талантом.

    Кутузов обладал «необычайной силой прозрения в смысле совершающихся явлений». Для Толстого это явление настолько важно, что в философских отступлениях он высказывается о том, что не личность играет в истории главную роль, а весь народ. Главнокомандующий направлял все свои силы «не на то, чтобы истреблять и убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Кутузов скромен, прост и непритязателен, именно поэтому он велик, ведь, по мнению Толстого, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Во время Бородинского сражения Кутузов ощущает то, что испытывает каждый солдат, и внушает уверенность в победе: «Смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».

    Психологический образ Кутузова, его взаимоотношения с солдатами, сам его быт проникнуты глубоким народным духом. Полководец всем своим существом понимал и чувствовал все то, что испытывал каждый солдат. От имени народа главнокомандующий отказывает Лористону в перемирии. Он прекрасно понимает, что победа в Бородинском сражении – это победа в войне. Кутузов поддерживает план Денисова о развертывании партизанских действий, понимая народный характер войны и зная, что историю вершит народ и привести к победе может только он. Он «знал, что решает участь сражения та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Слияние Кутузова с «духом войска» ведет к победе: «Россия освобождена и поставлена на высшую ступень славы». Узнав о бегстве французов из Москвы, полководец дрожащим голосом произносит: “Спасена Россия. Благодарю тебя господи”, - и слезы текут из его глаз.

    Образ Кутузова изображается Толстым статически. Это герой, характер которого не развивается. Но этого и не может быть, ведь это историческая личность, цельная изначально, авторитет которой для Толстого непререкаем. Изменяется лишь возраст героя. Если сначала он изображен бравым генералом, то в войне 1812 года он предстает белоголовым старцем, который вызывает иронию у врагов и глубокое уважение у русских солдат. Иногда поведение полководца вызывает недоумение, но он совершенно уверен в том, что делает, будто его действия продиктованы ему свыше. Так, в Аустерлице, с большим количеством солдат, превосходной диспозицией, и генералитетом, Кутузов говорит: "Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю". Странным кажется тот факт, что на заседании военного совета, которое состоялось перед сражением, полководец по-стариковски уснул. Но это не странность, просто он заранее предвидел исход сражения. На Бородинском поле полководец не отдает распоряжений, он лишь высказывает свое согласие или несогласие с тем, что предлагают его подчиненные. Единственное решение, которое Кутузов принимает сам, один против всех, становится историческим – это решение, принятое на совете в Филях. Здесь автор демонстрирует, как народный разум расходится с военной стратегией и побеждает ее.

    Кутузов становится в романе выразителем взглядов Толстого, в основе которых лежит понимание того, что творец истории и исторических событий – весь народ, а не отдельные люди, и что всего сильнее являются дух и настроение народной массы. Толстой изображает Кутузова фаталистом, который пассивно следит за происходящими событиями. Автор не рассказывает о том, как главнокомандующий готовил армию к бою после сдачи Москвы, как выполнял свой план действий по разгрому французской армии. Однако все же в некоторых эпизодах Толстой показывает Кутузова исторически правильно: когда полководец долгими ночами обдумывает стратегию предстоящей кампании.

    На страницах романа «Война и мир» Толстой развивает свою теорию о народе и личности в истории. Утверждая определяющую роль народа, Толстой совершенно отрицает роль личности. Он убежден, что «стихийная сила масс исключает какую бы то ни было возможность воздействовать на ход истории волей одного человека». Ход событий предопределен свыше и поэтому человек не в состоянии внести какие-либо существенные изменения в процесс истории - такова философско-историческая концепция Толстого.

    Образ Кутузова в романе от начала до конца построен в соответствии с убеждением Толстого, что дело войны шло, «никогда не совпадая с тем, что придумывали люди, а вытекая из сущности отношения масс». Толстой делает Кутузова выразителем своих взглядов. Основу их составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности, и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались, - ничто перед силой, которой является настроение и дух народной массы.

    «Долголетним военным опытом Кутузов знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что участь сражения решают не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею...». Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный, фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Андрей Болконский говорит о Кутузове: «Он ничего не придумывает, ничего не предпринимает, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значения и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли».

    Подчиняясь своей философии, Толстой делает Кутузова фаталистом, в известной мере пассивно следующим за ходом событий. Писатель не показывает того, как Кутузов после сдачи Москвы готовил армию к борьбе, как осуществлял свой план разгрома войск Наполеона.

    Художник-реалист, Толстой порой все-таки преодолевал философию фатализма, и в ряде существенных черт Кутузов показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием скрывается громадное волевое напряжение.

    Важнейшая черта Кутузова - патриотизм. Он русский человек и глубоко страдает, видя тяжелое положение родины, спасение ее он считает целью своей жизни, он верит в победу русского народа. «Дай срок, дай срок, будут у меня французы лошадиное мясо есть». Узнав, что Наполеон ушел из Москвы, Кутузов смеется и плачет одновременно, повторяя: «Спасена Россия!»

    Кутузов бережет солдат, ведет борьбу с царем, придворными и штабными генералами. Его любят солдаты и офицеры, он - истинно народный полководец. Царь должен был назначить его главнокомандующим по требованию народа. Кутузов знает армию и законы войны, он может предусмотреть ход событий, так как учитывает моральное состояние войск. Главный источник его мудрости - связь с народом, а великая цель - освобождение России.

    Наиболее ярко раскрывается образ Кутузова в сцене Бородинского сражения. Наполеон нервничает, он бессилен повлиять на исход битвы, посылаемые им войска возвращаются в виде расстроенных и испуганных толп. Кутузов спокойно обдумывает ход битвы и своим спокойствием рождает уверенность в победе у других.

    Генералу Вольцогену, охваченному паникой, он говорит: «Победа!» Кутузов замечательно разбирается в ходе сражения и еще до его окончания объявляет, что оно выиграно.

    Кутузов понимает, что отдать Москву необходимо для сохранения армии и спасения России, что в Москве французские войска морально будут разлагаться, превратятся в мародеров, потеряют дисциплину. «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. Нет сильнее тех двух воинов - терпения и времени».

    Толстой изображает Кутузова как великого полководца, который превзошел Наполеона, разгромил его до тех пор непобедимую армию. Образ Кутузова раскрывается в романе разнообразными путями. Во время первой войны с Наполеоном Михаил Кутузов - еще бравый генерал, но во время Отечественной войны - это уже старый человек. Над этим посмеиваются его враги, особенно немцы-генералы.

    Но со стороны русских солдат его старость вызывает уважение. Он старик с белой головой, потолстевший, малоподвижный, ходит обычно в длинном сюртуке, в фуражке с красным околышем без козырька. Он засыпает на заседаниях военного совета, ему трудно сесть на лошадь и слезть с нее. Он «слаб на слезы», говорит Толстой, плачет не только думая о судьбе России, но и при виде раненых, однако все это не принижает образ Кутузова.

    Наоборот, все эти черты помогают нам видеть его как живого человека с присущими старости слабостями. Однако Кутузов обладает огромной душевной силой, большим жизненным опытом, прямотой, презрением к штабным мудрствованиям. Все это позволяет ему быть истинно народным полководцем.

    Величие Кутузова становится особенно ясным в сравнении с Наполеоном. Для Бонапарта главное - он сам, его неповторимая личность. Особенно резко обозначена такая его черта как позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», и это происходит чуть ли не на глазах всей армии. Такое открытое проявление любви представляется Толстому недостойным спектаклем.

    Наполеон во всех своих действиях руководствуется стремлением к личной славе и безграничной власти. Совершая очередной свой шаг, он постоянно думал о «сорока веках», будто бы смотревших на него. И поэтому его величие кажется мнимым, его грандиозные планы - авантюристическими. Лев Толстой разоблачает бонапартизм в лице Наполеона и подчеркивает значение Кутузова, который служит делу спасения народа и Отечества от иноземного нашествия.

    «Нет величия там, где нет простоты, добра, правды», - говорит Толстой. Этими высшими моральными качествами обладает великий русский полководец Кутузов. В нем воплощены народная мудрость и народные чувства, которые он носил в себе «во всей чистоте и силе их».

    Настолько узко вырисовывал он определенные образы. В его эпопее «Война и мир», кстати, давно признанной мировым бестселлером, и упорно удерживающим это звание на протяжении целого века, такие герои, как Наполеон и, скажем, Александр Первый показаны лишь однобоко. Не стал утруждать себя Лев Николаевич описанием глубин душ двух великих противников. Наполеон у него всего лишь ненавистный, но талантливый завоеватель половины мира. А русский царь во всем слушающий влиятельное окружение интеллигент, не теряющий «свое лицо», правда, справедливости ради, стоит сказать, до поры до времени.

    А вот Кутузова Толстой писал с любовью. Везде автор подчеркивает, полководец, прежде всего, человек, а потом уж военный: «Неприятель побежден. И завтра погоним его из священной земли русской, - сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез» . Даже великим людям не чужды простые человеческие чувства. Не раз в романе фельдмаршал и слезу смахнет, и глаза вытрет, и сердце его от жалости и сострадания дрогнет. Полководец насильно втянут в военную компанию, не хочется ему проливать кровь русскую на старости лет.

    Как только Кутузов появляется на страницах романа, а происходит это уже во второй части первого тома, складывается впечатление, что смотр войск (Толстой показал полководца в 1805 году в окружении свиты), проводит не столько военный, сколько добрый, пожилой администратор, живущий воспоминаниями: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо» .

    Когда же начинается Отечественная война 1812 года, читателю, уже знающему ее исход, становится страшно, как же этот древний старик (хотя тогда ему было всего 67 лет) сможет руководить войсками? Он откровенно спит на военных совещаниях. Плохо слышит и, казалось бы, совсем не думает об исходе войны. Царь принимает решения, а полководец вяло им подчиняется. Где же тот великий стратег, тактику которого до сих пор изучают все профессиональные военные? Чему научился он у Суворова? Мы ведь привыкли к другому Кутузову.

    Александр Первый хотел побед, от того, зная характер самодержца, мудро молчал Михаил Илларионович, ждал своего момента. Толстой явно показывает психологическое противостояние русского царя и русского фельдмаршала. Александр стремится оставить свое имя, как освободителя русского народа, в веках, а Михаил Кутузов и победы хочет, и армию желает сохранить. Бородино, покрывшее не меркнувшей славой русского солдата, ведь было не только генеральным сражением Отечественной войны 1812 года, но и единственной настоящей битвой в ней. Кутузов был откровенно против многодневных кровопролитий.

    Пассивность генерал – фельдмаршала, за Бородино ему присвоили этот титул, продолжается до тех пор, пока Александр Первый не перестает вмешиваться в управление войсками. «Старый лис» добивается своего – царь отдается полностью в его власть и специально не имеет связи с семьей, чтобы его не смогли переубедить. На военном совете в Филях Кутузов проявляет решительность, которой от него не ждал никто: «… медленно приподнявшись, он подошел к столу. - Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление» . Он оставляет столицу, но сохраняет армию. И главное он добивается несмываемого для Наполеона позора – нет проигрыша в битве, есть неумелое, запуганное отступление и в конечном итоге – полная победа русского оружия.

    «Дубина войны народной», сумевшей противостоять опытной и многочисленной армии сильнейшего противника не могла бы быть настолько успешной, если бы не герои того времени Денис Давыдов, Петр Багратион, Михаил Платов и другие. А не мешать им, направлять в нужное русло сумел большой военный начальник, «отец родной» русскому солдату Михаил Илларионович Кутузов. Не любил его царь, попытались очернить его действия потом, но Кутузов остался в истории мудрым, человечным командиром: «А вот что, братцы… Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди…» . И при внимательном прочтении «Войны и мира» видно, что не скупился на краски Лев Николаевич Толстой, прорисовывал каждую деталь в образе народного любимца и во многом благодаря роману, мир узнал полководца, как человека, с переживаниями и страхами, сомнениями и победами.

    Помимо сочинения об образе Кутузова есть и другие, связанные с Толстым:

    • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
    • Образ Наполеона в романе «Война и мир»

    Образ Кутузова в романе «Война и мир»

    Эпопея “Война и мир” - величайшее произведение русской и мировой литературы. Л. Н. Толстой нарисовал в ней широкую картину жизни русского общества в период с 1805 по 1820 год. В центре романа - разгром русским народом в 1812 году непобедимой до тех пор армии Наполеона. На фоне исторических событий дана хроника жизни трех дворянских семей - Ростовых, Болконских и Безуховых. Но наряду с вымышленными героями изображены подлинные исторические лица - Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский и другие. Воссоздавая исторические события, автор показывает истинно народный характер Отечественной войны.

    В отличие от исторических деятелей типа Александра I, Наполеона, думающих лишь о славе, о власти, Кутузов способен понять простого, человека и сам по натуре простой человек. Толстой великолепно запечатлел некоторые черты, характера великого русского полководца: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, близость к солдату. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом была его сила как полководца. В решающие моменты всей военной кампании 1812 года Кутузов ведет себя как полководец, близкий и понятный широким солдатским массам, он действует, как подлинный русский патриот. В романе Кутузов противопоставлен немецкому генералитету, всем этим пфулям, вольцогенам, преследующим корыстные цели, он во всем противостоит Наполеону. Весь облик Наполеона, предводителя захватнической, несправедливой войны был ненатурален и лжив. А образ Кутузова является воплощением простоты, добра и правды. Однако теория фатализма сказалась также и на трактовке образа Кутузова в романе. Наряду с исторически и психологически верными чертами его характера имеются и ложные черты. Кутузов был гениальным полководцем, он прошел прекрасную военную школу под руководством Суворова, все его операции отличались глубиной стратегического замысла. Отечественная война 1812 года явилась триумфом его полководческого искусства, которое оказалось выше полководческого искусства Наполеона. В своей многогранной военной и дипломатической деятельности Кутузов проявлял глубокий и проницательный ум, огромную опытность, незаурядные организаторские способности. Между тем Л. Н. Толстой всюду стремится отметить, что Кутузов был лишь мудрым наблюдателем событий, что он ничему не мешал, но в то же время ничего не организовывал. В соответствии со своими историческими взглядами, в основе которых лежало отрицание роли личности в истории и признание извечной предопределенности исторических событий, автор рисует Кутузова пассивным созерцателем, являвшимся якобы лишь послушным орудием в руках провидения. Поэтому у Толстого Кутузов “презирал ум и знание и знал что-то другое, что должно было решить дело”. Это другое “старость” и “опытность жизни”. Князь Андрей при встрече с ним заметил, что у Кутузова осталась лишь “одна способность спокойного созерцания событий”. Он “ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит”. По мнению Толстого, Кутузов руководил лишь моральным духом войска. “Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”. Все это высказано с намерением принизить организаторскую роль Кутузова в Отечественной войне. Кутузов, разумеется, прекрасно понимал, что все из перечисленных элементов играют свою, в зависимости от обстоятельств, большую или меньшую роль в войне. Иногда это “место”, иногда вовремя отданное “распоряжение главнокомандующего”, иногда превосходство в вооружении. Однако мощный реализм Толстого нередко преодолевает путы фаталистической философии, и на страницах романа появлялся Кутузов, полный кипучей энергии, решимости, активного вмешательства в ход военных действий. Таким мы видим Кутузова, когда потрясенный рассказом князя Андрея о бедствиях России, “с злобным выражением лица” он говорит по адресу французов: “Дай срок, дай срок”. Таков Кутузов и на Бородинском сражении, когда немец Вольцоген со своим холодным умом и сердцем, равнодушный к судьбе России, докладывает ему по поручению Барклая де Толли, что все пункты русских позиций в руках неприятеля и что войска бегут. А какую мы видим энергию решимости, силу гениальной проницательности Кутузова на военном совете в Филях, когда он отдает приказ об оставлении Москвы во имя спасения России и русской армии! В этих и некоторых других эпизодах романа перед нами подлинный полководец Кутузов.

    Мне кажется, что образ Кутузова самый противоречивый, потому что в своих художественных главах Толстой противоречит своим философским главам. В одних мы видим Кутузова пассивным созерцателем, в других - истинным патриотом, подлинным полководцем. Но несмотря ни на что, “Война и мир” - замечательное произведение. Толстой много рассуждает о человеке вообще, как о некой абстракции, лишенной каких-либо сословие-классовых, национальных и временных признаков. И как бы Толстой ни доказывал, что все случилось по воле провидения, и что личность не играет никакой роли в истории, я считаю, что Кутузов действительно гениальный полководец, и его роль в исходе Отечественной войны велика.