Что такое этнография. Что такое этнография и что она изучает? Ранняя история науки

Что такое этнография. Что такое этнография и что она изучает? Ранняя история науки
Что такое этнография. Что такое этнография и что она изучает? Ранняя история науки

В этой статье изложен ответ на вопрос о том, что изучает этнография. Мы подробно расскажем об этой науке, укажем некоторые ее особенности, обоснуем ее актуальность и значимость.

С чего начать ответ на вопрос о том, что изучает этнография? С определения значения ее названия. Этнография - это наука, изучающая в переводе с греческого означает "племя", "народ", а "графо" - пишу. Следовательно, в название этой науки можно перевести как "описание народов". По аналогии, например, петрография - описание камней, география - описание Земли и т. д. Но чисто описательных наук не существует. Описание для любой из них - это лишь база для выводов, усмотрения закономерностей в развитии того или иного явления и предмета. Например, география познает рельеф, растительность, климат, животный мир и др. с точки зрения их взаимосвязи, закономерностей развития. Лишь зная закономерности, мы можем использовать богатства природы на службу обществу.

Говоря о том, что изучает этнография как наука, следует отметить, что она тоже не просто описывает народы, живущие на Земле. Она познает закономерности, по которым они формируются и развиваются, а также причины, по которым один народ отличается от другого. На основании этого можно вывести следующее определение: этнография - это наука, изучающая народы, открывающая сложные процессы их развития.

Возникновение этнографии

Хотя фактические данные, впоследствии составившие основу этнографии, довольно давно начали собираться и накапливаться, сама она возникла как самостоятельная наука только в середине 19 века. Объектом ее исследования сначала стали социоисторические организмы (социоры) - отдельные человеческие общества, которые продолжали оставаться первобытными к моменту возникновения данной науки. Причем этнография сначала изучала не столько их в качестве целостности, сколько культуру этих обществ. Она всегда была и остается единственной наукой, предмет исследования которой - первобытные общества. Однако этнография - это наука, изучающая не только социоры. Можно выделить как минимум два ее объекта.

Два объекта этнографии

В любом докапиталистическом классовом обществе, за исключением античного, всегда были две связанные, но разные верхов) и простонародная (культура низов). Последняя по мере развития разрушается, однако исчезает только при капитализме. Этот процесс часто длится довольно долго. И интересующая нас наука с самого своего возникновения начала заниматься изучением не только но и простонародной, в первую очередь крестьянской. Это следует учитывать при ответе на вопрос о том, что изучает этнография. Краткое содержание сказанного выше следующее: у нее с самого начала было 2 объекта - первобытная и простонародная культура.

Особенности развития этнографической науки в Великобритании

Великобритания являлась крупнейшей колониальной державой к моменту возникновения этнографии. Множество территорий было подвластно этому государству, и на многих из них обитали первобытные общества. А вот крестьянство в Великобритании уже исчезло к этому времени. В результате в данной стране этнография зародилась как наука, занимающаяся исследованием лишь первобытных обществ. А изучением того, что было связано с остатками крестьянского мира, занималась безраздельно фольклористика. Тем не менее английские ученые довольно рано стали интересоваться крестьянством обществ Востока, оказавшихся под властью Великобритании, прежде всего Индии (Б. Баден-Пауэлл, Г. Мейн). Однако эти исследования рассматривались чаще всего как не относящиеся к этнографии. Кроме того, объектом их была в основном крестьянская община, а не культура.

Этнография в Германии

Что касается Германии, здесь также сложился свой взгляд на то, что изучает этнография. Определение этой науки немецкими учеными было несколько другим, что, впрочем, легко объяснимо. Дело в том, что крестьянство продолжало существовать в этой стране. Поэтому ответ на вопрос о том, что изучает этнография, в Германии сначала был следующим: простонародную культуру. И лишь затем начала появляться наука о первобытных обществах, получившая развитие после того, как Германия превратилась в колониальную державу. К слову сказать, это произошло довольно поздно.

Развитие науки этнографии в России

Особенности развития нашей страны были таковы, что первобытный и крестьянский мир не просто существовали рядом, но и взаимодействовали и проникали друг в друга. Грань между ними нередко имела относительный характер. Поэтому в русском научном сообществе было общее название для этой науки (этнология или этнография), однако специальных терминов для двух дисциплин, составляющих ее, не было.

Этнология и расовые теории

В Западной Европе с середины 19 века возникло второе название этой науки - этнология. В переводе оно означает "изучение народов". Данное название больше подходит для отражения существа интересующей нас науки. Однако оно возникло в Западной Европе тогда, когда расовые теории, по которым народы делятся на высшие и низшие расы, получили широкое распространение. Низшие расы - это природные народы, которые находятся на низком уровне социально-экономического развития. У них нет никакой истории, а если даже она и имеется, то остается неизвестной. Эти народы следует лишь описывать, то есть фиксировать их жизнедеятельность в настоящее время. Этим и должна заниматься такая наука, как этнография.

Народы, находящиеся на высоком уровне культурного и экономического развития, являются историческими, имеющими длительную и сложную историю. Их изучать необходимо, и это задача этнологии.

Использование терминов "этнография" и "этнология"

Следует отметить, что деление всех народов на исторические и природные, высшие и низшие большинство ученых все-таки не приняли. Они справедливо полагали, что есть лишь одна наука - история, которая делится на 2 раздела: историю человеческого общества и историю природы. Первая началась тогда, когда человечество выделилось из животного мира. Она определяется общими законами развития общества. Таким образом, разделение народов на природные и исторические не имеет научных оснований. Однако термин "этнология" все-таки закрепился на Западе за наукой о народах. В России же для ее обозначения используется обычно понятие "этнография". Тем не менее следует отметить, что в эти термины и в России, и на Западе вкладывалось одинаковое содержание: именно изучение, а не описание народов, живущих на Земле.

На прошедшей в Алма-Ате Всесоюзной конференции в 1990 году было решено унифицировать термины, которые обозначают науку о народах. Этнография в нашей стране также начала официально называться этнологией. Однако термин "этнография" сохранился. Сегодня мы говорим "этнографические музеи", "этнографические экспедиции" и др. Таким образом, этнология и этнография - это два термина, служащие для обозначения науки о народах.

Различия между нациями

Проживающие на Земле народы отличаются по расовым (физическим) особенностям - по цвету и форме волос, цвету кожи, росту, по строению мягких частей лица и т. д. По этому признаку их делят на монголоидные, европеоидные, негроидные, а также смешанные в расовом отношении. Физическая антропология занимается изучением всех этих отличий между ними.

Народы нашей планеты говорят на разных языках - немецком, английском, русском и др. Языки объединяются в родственные Лингвистика занимается их изучением. В ней рассматривается грамматика, фонетика, лексика языков.

Населяющие Землю народы отличаются также наименованием (русские, татары, грузины и т. д.), самосознанием (я белорус, я киргиз), особенностями психики и целым комплексом культурно-бытовых элементов, присущих каждому из них (своеобразием одежды, жилища, обрядности в общественной и семейной жизни и т. д.). Благодаря этому каждый народ может обособлять себя от остальных, не обладающих данными особенностями. Этнология, или этнография, занимается изучением этих отличий.

Этнические особенности

Таким образом, можно считать, что объект изучения науки этнографии - это народ, а предмет - этнические особенности. Под последними понимаются самосознание, комплекс элементов духовной, социальной и особенности психики и быта, выработанные в результате длительного исторического развития. Все вышеперечисленные особенности составляют в своей совокупности национальную культуру народа. Она и является главным предметом такой науки, как этнография.

Ответим на вопрос о том, для чего необходимо изучать этнические особенности того или иного народа, его культуру.

Этнография и история

Прежде всего, знание их предоставляет нам возможность решать вопросы о его происхождении, историческом развитии. История народа написана на этнографическом материале. Ее следует уметь прочесть. Культурно-бытовые особенности всегда тесно связаны с политическими, экономическими, экологическими факторами. Поэтому весь культурно-бытовой комплекс меняется, когда происходят изменения данных факторов. Следовательно, зная быт и культуру народа, можно говорить о природно-географических и социально-экономических условиях, в которых он существовал. Все это очень важно для понимания корней его происхождения, а также развития. Благодаря тому, что этнография решает все эти вопросы, ее можно считать исторической наукой. Именно к таковой и относится она по классификационному статусу.

Этнография - социальная дисциплина

Однако значение ее не ограничивается сказанным выше. Очень важно то, что изучает этнография. Кратко охарактеризуем ее значение и с другой стороны.

Знание национального быта и культуры предоставляет возможность определить направленность различных культурно-бытовых процессов, протекающих в настоящее время. А без их знания невозможно проведение культурных и социально-экономических преобразований. На нашей планете всегда шли процессы, которые изменяли культурно-бытовой облик различных народов, а порой приводили и к тому, что одни из них исчезали, а другие появлялись. Все эти процессы также относятся к тому, что изучает этнография.

История знает множество примеров исчезновения одних народов и появления других. В частности, когда-то существовали фракийцы, галлы, мещера, булгары, меря и др. Сегодня их нет. Появились французы, болгары, татары и др. Это произошло вследствие этнических процессов, интенсивно проходивших в прошлом. Они протекают и в наше время. Направленность их следует знать для того, чтобы уметь оптимально управлять обществом. Дело в том, что недоучет тенденций развития и функционирования этносов приводит к возникновению а также к другим негативным последствиям, которые задерживают общественное развитие на пути прогресса. Данная проблема, которую решает наука этнография, дает основания для ее отнесения к циклу социальных дисциплин.

Этнография и экология

И для решения актуальных сегодня экологических проблем большое значение имеет знание культурно-бытовых особенностей различных народов. Ведь эти особенности существенно влияют на направленность хозяйственной деятельности, которая, в свою очередь, воздействует на природно-географическую среду. Не имея представления о культурно-бытовых особенностях соответствующих народов, нельзя вмешиваться в их хозяйственную деятельность. К примеру, не стоит переводить на оседлость кочевой народ, сселять в долины горных жителей и т. д. Это чревато существенными моральными и экономическими потерями. Не случайно в наше время появилась новая наука - этническая экология. В ней рассматриваются различные связи и взаимодействия, существующие между природно-географической средой и человеком.

Этнография и политика

Но и это еще не полный ответ на вопрос о значении того, что изучает этнография. 5 класс на уроках истории обычно проходит тему "этнография", но касается ее лишь поверхностно. А между тем значение этой науки весьма велико. Без представления о культурно-бытовых особенностях различных народов, населяющих Землю, невозможно установить культурные, политические и экономические контакты между ними. А без них нельзя себе представить не только развитие человечества, но и само его существование. Для того чтобы жить в добрососедстве и дружбе с любым народом, его необходимо знать. В особенности это актуально для многонациональных районов. Ведь здесь живут народы, различные по культуре и языку.

Музыкальная этнография

В заключение отметим, что существуют и связанные с этой наукой межпредметные дисциплины, одна из которых - музыкальная этнография. Специалистов в данной области готовят в консерваториях. Возможно, вы уже догадались, что изучает музыкальная этнография? Правильный ответ - народную музыку. Эта дисциплина находится на стыке фольклористики, этнографии и музыковедения.

Как вы видите, то, что изучает этнография, очень важно с практической точки зрения, причем сразу в нескольких сферах. Поэтому значение этой науки очень велико и она всегда будет актуальна.

Итак, мы разобрали вопрос о том, что изучает этнография. Ответ, надеемся, вас удовлетворил, и приведенная информация окажется полезной.

О том, что такое этнография, рассказывают в курсе специализированного университетского обучения при подготовке этнографов. Впрочем, тема интересная, а само слово знакомо многим - этнографические музеи открыты в самых разных городах нашей страны (и не только).

Общее представление

Этнография - это наука, изучающая самые разные объекты народного творчества. Это и бытовые предметы, а также украшения и одежда, используемые разными народностями. Внимание уделялось утвари и используемым в работе инструментами. Этнографы собирают сказания, былины, песни и легенды разных местностей. Они занимаются крылатыми фразам, систематизируют и сохраняют для потомков информацию о практикуемых обрядах, принятых в конкретной местности обычаях. Объекты изучения науки общим словом можно охарактеризовать как памятники народного творчества. Сохранение информации о них расширяет и обогащает культурный запас и страны, и нашего мира в целом.

В настоящее время, рассматривая, что такое этнография, обязательно делают акцент на самостоятельности этой дисциплины. В рамках научной сферы исследуется количество национальностей, народностей на планете и их отличительные особенности, расселение. Этнографы изучают, откуда произошли народы, какие языки используют для коммуникации, в каких домах традиционно обитают и какие своеобразные культурные особенности имеют. Объекты изучения этнографии разнообразны, разброс их масштабен как в качественном плане, так и в географическом. Этнографические карты, составленные учеными, представляют собой настоящий кладезь любопытных данных, позволяющих составить представление о быте, жизни, истории различных народностей.

Предмет исследований

Этнография - это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент - слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография - это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Народности нашей планеты

Этнография - это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.

Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась. Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад.

Мы уникальны!

Рассматривая, что такое этнография, не стоит пытаться равнять все объекты, на которых фокусируется наука, под одну гребенку. Наоборот, идея этой дисциплины - в признании уникальности, наличия неповторимых особенностей у всех народностей, сформировавшихся на нашей планете. При выявлении таковых анализируются самые разные аспекты - как люди строят дома, во что верят, как одеваются и готовят пищу.

В рамках изучения этнографии традиционно особенное внимание уделяют национальным одеждам. Ученые, занимающиеся наукой, собирают максимально объемные и достоверные сведения, позволяющие понять, как и что носили в разных местностях и в разные эпохи. Посетив специализированный музей, обыватель может ознакомиться с нарядами, узнать, какие социальные слои имели к ним доступ, как все использовалось правильно. Это касается не только костюмов мужчин и женщин, но и головных уборов, обуви.

Зачем это нужно?

Представляя, что такое этнография и чем она занимается, художник, перед которым стоит задача создания картины, отражающей прошлые времена, знает, куда ему обратиться, чтобы получить достоверное представление о реалиях отражаемой эпохи. Это важно и при написании книг, создании фильмов, сериалов и мультфильмов, видеоигр.

Верно и обратное: зная особенности обычаев, связанных с нарядами, свойственными разным периодам и местностям, можно понять, где и в какое время было создано произведение искусства - книга, картина. В истории этнографии есть немало примеров того, как собранные в обширные базы данных сведения помогали идентифицировать различные ценные произведения искусства. Зная, как был устроен быт в конкретную эпоху и в определенной местности, можно справедливо заключить, какого рода отношения были у этих людей с соседями: чем они ближе, тем сильнее взаимное проникновение.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества. Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена. Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний - передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности. Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф - это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение - выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники - вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями. Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон. В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей.

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин. Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А. Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй - центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.

гр. – народ, описывать) – наука о народах мира – этносах, их характерных этнических чертах. Эта наука описывает этнический состав населения территорий, происхождение народов и народностей, историю общественных форм жизни; изучает современное состояние, традиции, обычаи, культурные ценности, современное состояние. Этнография дает общую картину человечества, историю его прогресса. Выделилась она из географии в середине XIX века. И до сего дня имеет разные названия: «этнология», «народоведение», «культурная антропология». Этнография изучает также и славян, и русский народ, рассматривает его место и роль в развитии мировой культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этнография

гр. этнос - народ + гр. графо - пишу) - составная часть антропологии, описывающая состав, происхождение, расселение, особенности материальной и духовной культуры племен, народов и обществ. Этнографические описания -источник информации для этнологических исследований. Термин этнография традиционно применялся с XIX века преимущественно при "изучении малых, бесписьменных и доиндустриальных обществ, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру". Крупные этнографы конца XIX -нач. XX века - Л.Г.Морган, Ф. Боас, Б.Малиновский - в полевых исследованиях уделяли основное внимание материальной культуре, практической деятельности, языку, политической жизни, системе родства, ритуалам, космологии, мифологии, символизму, описанию медицинской практики, обрядам, верованиям, фольклору изучаемых народов; составляли отчеты бесед с коренными представителями, записывали продиктованные тексты. В России основным объектом исследования этнографии "является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно сточки зрения выявления ее этнической специфичности", "этнографические исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиционной) культуры прежде всего сельского населения. В течение долгого времени этнография в России развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук". Первые российские этнографы - В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.Н.Пыпин. Этнографы советского периода - Н.Я.Марр (языковед), Л.Н.Гумилев (изучал генезис этносов, т.е. возникновение и развитие народностей, репрессирован при Сталине) и др.; наши современники: Ю.В.Бромлей (изучал социальную природу этносов), С.А.Токарев (этнолог, специалист по религиоведению, изучает ритуалы), В.П.Алексеев (научн. интересы -расоведение, первобытн. общество), С.А.Арутюнов и Ю.П.Аверкиева (лингвисты, этносемиотики) и др.

История этнографии

Ранняя история науки

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень , записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота :

Геродот описывает одну за другой страны, подвластные персидскому царю, говорит об их народах, добросовестно пересказывая все, что ему о них известно: их происхождение (главным образом по легендам), образ жизни, религия, обычаи… В целом Геродот, и как историк, и как географ, и как излагатель обильных этнографических сведений, знаменует собой некий переходный этап - от стиля наивно безыскусственного летописания к научному исследованию; от доверчивого пересказывания мифов - к рационалистической их критике .

Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид , у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой , Ксенофонт и другие.

Важные этнографические источники сообщают историки римского времени: Полибий , Страбон , Павсаний , Демокрит и «отец медицины» Гиппократ , где он объясняет различия между народами географической средой:

Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду…

Очень важные работы оставил Г. Ю. Цезарь , так, например, в Записках о Галльской войне , полководец, рассматривая военный потенциал кельтов, сравнивает их с германскими племенами .

Публий Корнелий Тацит

Богатейший этнографический материал собрал римский историк Корнелий Тацит . Уже в своих ранних работах историк пытается систематизировать увиденное - откуда, например, произошли народы Британии, чем объясняется их историко-этнографическое многообразие . Но, особенно важен труд «О происхождении германцев и местонахождение Германии», который С. А. Токарев называет: «Это буквально этнографическая монография, притом, видимо, самая ранняя в мировой литературе ». Также следует отметить труды А. Марцеллина .

Средневековье

Основная статья:

Эпоха Великих географических открытий

После открытия новых земель европейцами, таких как Африки южнее Сахары (Гвинейское побережье , Мадагаскар , Занзибар ; Америки (от совр. Мексики и Перу , до районов Атлантического побережья и бассейна Миссисипи), появляются и первые этнографические данные о регионах. Следует отметить труды Педро Мартира «О Новом Свете», Г. Ф. Овиедо-и-Вальдеса , Диего де Ланда («Сообщение о делах в Юкатане») и другие.

Важным является, как отмечает С. А. Токарев, что несмотря на то, что в данный период появляется много известий о народах, которые раннее были или полностью неизвестны, либо данные по ним были скупы, многие европейские путешественники и миссионеры рассматривали туземцев крайне предвзято, а также, как, например, Диего де Ланда, уничтожали их культуру и письменность, считая языческой.

Развитие этнографической науки в XVIII-XIX вв. Мифологическая школа

На начальном этапе наиболее полными являются известия миссионеров. Так, иезуит Пьер де Шарльвуа первым отмечает такое явление, как тотемизм , а также матриархальную систему или её пережитки у многих племён Северной Америки . Менее насыщены данные по этнографии Южной Америки , где следует отметить труд Мартина Добрицгофера «Истории абипонов », на труды которого ссылались многие этнографы и который первый описал обычай «кувада» .

Несмотря на то, что ещё в XVI веке некоторые европейские суда достигали Австралии и Океании, лишь в XVIII-XIX веках начинается систематическое изучение данных регионов (См.подр: История исследования Австралии , Океания). В 1700-1701 годах выходит книга Ле Гобиена «История Марианских островов», открытия острова Пасхи , а также сочинения Луи Антуана Бугенвиля . Интересный этнографический материал принесли и путешествия Дж. Кука и Жан-Франсуа Лаперуза . Происходит дальнейшее изучение Африки и Азии.

Именно в это время впервые используется кросс-культурный метод, хотя и в зачатковом состоянии. Впервые им воспользуется Ж. Лафито , Г. Форстер , Шарль де Бросс (вывел такое понятие как Фетишизм фетишизм, географические названия «Австралия» и «Полинезия»).

Важнейшей вехой является XIX век, в котором наряду с дальнейшим изучением народов вне Европы, начинается усиление к познанию своей самобытности, усилившееся после Великой французской революции . Особенно данные воззрения имели силу в раздробленной Германии , где после оккупации Наполеоном I немецких земель нарастают патриотическая идеология и интерес к самобытной культуре своего народа. Одним из первых это озвучит И. Г. Фихте . Впоследствии появляются работы Ахима фон Арнима и К. Брентано - одних из первых собирателей народной песни, а также впервые (Арнимом), ввёдших такое понятие как «Volkskunde».

Воззрения братьев Гримм были первыми, которые обозначили зарождавшееся направление - Мифологическую школу .

Эволюционная школа

Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм

Лео Фробениус. Один из основателей теории культурных кругов.

На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.

Одним из первых была концепция диффузионизма - от лат . diffusio - «растекание», «разлитие» - теория, по которой распространение культуры, ход исторического процесса зависел от контактов между народами, история человечества - это столкновения, заимствования, переносы культур .

Выделяются следующие школы этого направления:

Французская социологическая школа

Эмиль Дюркгейм

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию.

Если эволюционисты выделяли главным предметом этнографии человека, а диффузионисты - культуру, то зародившаяся в конце XIX в. «социологическая» школа - человеческое общество.

Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм . Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт , Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.

Одним из главных понятий социологической школы было понятие «коллективное представление» - совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образуют определенную систему, имеющую общую жизнь, они не возникают у человека из его личного опыта, а заимствуются из окружающего его социальной среды .

Важными являются исследования о религии. Э. Дюркгейм считал, что религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница. Переход между ними возможен, но только посредством изменения собственного существа - инициации , монашество, аскетизм , то есть явления, при которых человек отказывается от основных потребностей (ср.: «базовые потребности» у Б. Малиновского). Само происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог - выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения (ср.: власть царей, князей и т. д.)

Школа Франца Боаса

Основная статья: Американская школа исторической этнологии

Франц Боас

С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа - американская школа исторической этнологии , её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас .

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:

Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы

Важным ученый считал и изучение языка и антропологии народов, фактически первым введя понятие «языковой союз» (у Ф. Боаса «диффузии грамматических процессов») - теория о смешанности многих неродственных языков.

Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса - А. Кребер , А. Гольденвейзер, Р. Лоуи , Л. Уайт .

Функциональная школа. Функционализм

Б.Малиновский (в центре) и туземное население островов Тробриан

Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е года, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм . В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить.

Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью, не ради большей точности описания, но чтобы научить колониальные власти и предпринимателей, имеющих дело с этим народом, как нужно обращаться с ним для более удобного достижения своих целей .

Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский (культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун (культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.).

Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К.Юнга

Данное направление обозначает целый ряд течений, которые довольно значительно отличаются одно от другого. Основоположником являлся известный психиатр Зигмунд Фрейд , первым попытавшимся исследовать народы с точки зрения психоанализа , сравнивая психологию первобытных народов с ребёнком, где важную роль играл Эдипов комплекс , выведенный им же.

Несмотря на критику ряда этнографов (Б. Малиновского и других), данная теория получила распространение среди многих психологов и народоведов. Важной заслугой называет С. А. Токарев то, что учёный сломал «табу» на сексуальные взаимоотношения, первым осветив данный вопрос в этнографии.

Следующий этап связан с учеником, позже отделившемся от Фрейда, известным психиатром и психологом Карлом Юнгом, который помимо индивидуального бессознательного выдвинет ещё и коллективное бессознательное , следствием чего станет становление такого понятия как архетип .

Также представителями данной школы являлись: К. Кереньи , М. Элиаде (иерофания), Ж. Лакан , Г. Рохейм (культура - защитная система против младенческого страха отделения от матери, вся цивилизация - невроз) и другие .

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Учение, возникшее после Второй мировой войны, одной из главных идей которого было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории - Т. Норсроп и М. Херсковиц.

Этнопсихологическая школа в США

Основная статья: Американская этнопсихологическая школа

Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса , выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее - более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).

Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа - этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:

В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.

Основная статья: История отечественной этнографии

В. Г. Богораз. Один из основателей советской этнографии

Советская школа базировалась как на зарубежных исследованиях, так и на отечественных. Ещё Кавелин К. Д. за 10 лет до Э. Тэйлора первым выделил такое понятие, как «пережиток» .

Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в многонациональной стране. Решение национального вопроса стало важной заботой советской власти. Ликвидация всех последствий антинациональной политики царизма, достижение подлинного равенства между народами были невозможны без подъема культуры и экономики всех народов до уровня передовых наций. Активное социалистическое строительство в национальных окраинах бывшей империи требовало научного знания уровня их развития, создания для бесписьменных прежде народов письменности как важного средства подъема культуры и политического сознания масс. Выдающуюся роль в этой революционной и преобразующей деятельности сыграла советская этнографическая наука и её научный центр - Музей антропологии и этнографии

Начинают открываться музеи, а также курсы этнографов для изучения национальных окраин. В. Г. Богоразом был создан Музей религии и атеизма в Казанском соборе .

В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. - Институт этнографии АН СССР.

Следующий этап связан с академиком Ю. В. Бромлеем , который возглавлял Институт этнографии, при нём была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), « Страны и народы» (1986 г). Ю. В. Бромлей пишет:

Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает её ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц - самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области

Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая её в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции

Современная отечественная этнография продолжает учение своих предшественников.

Неоэволюционизм

Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.

Структурализм

Его можно разделить на две части: 1. Структурный функционализм (идет от трудов функционалистов Б.Малиновского и А.Радклифф-Брауна). Одним из основателей является Э.Эванс-Притчард . В основе его теории - понятие о том, что описание фактов подчиняется определенной социологической теории. Так, например, «политическая система» состоит из базы материального производства и всей общественной жизни, экологической среды, родоплеменной структуры, системы возрастных классов. Важным понятием является «структурное пространство» - расстояние не физическое, а основанное на родоплеменном отношении.

2. Французский структурализм . Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.

Также продолжают разрабатываться и другие концепции, и развиваться старые.

Этнография и этнология

Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII -XIX веках в основном употреблялось понятие «этнография », тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия «антропология » и «этнология ».

После непродолжительного употребления термина «этнология» в послереволюционные года, в 1920-1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С. А. Токарев («Этнография - часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов» ), Ю. Бромлей, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс и другие.

Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия "этнография" на "этнология" либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же "этнологии" не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином "этнография" давно уже понимается не столько "народо (этнос) -описание (графо)", сколько "народоведение", что практически является русским переводом термина "этнология"

Коренной сдвиг в употреблении как термина, так и самой науки происходит в 1990-е годы . После принятия решения о переименовании в Институт этнологии и антропологии, происходит фактически раздвоение понятия, образование двуязычия . Во-многом это связано с деятельностью В. А. Тишкова :

Не так-то просто было решиться на переименование института и дисциплины в целом из этнографии в этнологию, если несколько поколений формировалась идентичность ученых как этнографов, а само слово «этнография» сохраняло свое достойное содержание. Критиков и обидных высказываний на этот счет было много до и после того, когда Президиум РАН в 1990 г. принял постановление переименовать институт, а союзников было очень мало. Мне было важно модернизировать дисциплину, вписать её в мировое этнологическое и антропологическое знание, сохранив при этом цеховую основу нашей науки – её этнографический метод .
Конец 1980-х – начало 1990-х гг. были временем разброда и даже раскола в некогда казавшемся дружном сообществе советских этнографов. Мне казалось, что создание национальной ассоциации и проведение дисциплинарных конгрессов необходимы для развития отечественной этнологии и антропологии и для исполнения координирующей роли института. Ассоциация этнографов (именно этнографов, чтобы не совершать насилие над всем отечественным сообществом!) и антропологов России была создана. Первый конгресс прошел в 1995 году в г. Рязани. В нем участвовало около 80 ученых, в том числе из Грузии и других новых государств. Сильно покусанные комарами в пойме р. Оки, где было место проведения конгресса, эти люди заложили новую традицию. VII Конгресс в 2007 г. в г. Саранске собрал более 700 участников! Эта традиция будет жить долго .

Двуязычие сохранилось, что ярко выражено в наименовании кафедр - Кафедра археологии, этнографии и источниковедения АлтГУ , Кафедра этнографии и музееведения ОмГУ , Кафедра антропологии и этнографии СПбГУ :

В последние годы в России все чаще науку, изучающую народы Земли, их культуру и бытовой уклад, традиции и обычаи, начинают называть не этнография, что буквально означает "народоописание", как это было принято в нашей стране в XIX и в первой половине XX в., а этнология, т. е. "народоведение", как это принято в ряде научных школ Запада. Кафедра Петербургского университета и своим наименованием и своей учебной программой стремится продолжать традиции отечественной науки, заложенные в нашем городе с самого его основания. В понятие этнография кафедра по-прежнему, как это было в российской науке XIX в., вкладывает как эмпирическое, описательное содержание процесса изучения народов, так и теоретическое, этнологическое, осмысление закономерностей их развития и взаимодействия. Сегодня основным объектом внимания этнографии (этнологии) является биосоциальная общность - этнос (народ), а основной задачей этнографов - исследование вопросов, связанных с образованием этносов, их расселением, внутренними и внешними особенностями, их региональными и глобальными взаимосвязями.

Предмет этнографии

Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза - истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

Проблема понятия «этнос» в этнографии

Ещё в XIX веке возникают первые попытки объяснить, что означает понятие «этнос», «народ ». Одним из первых попытался это сделать А. Бастиани . Он пришёл к выводу, что типами существования этноса являются нация , народность , племя , как самодостаточные, самопроизводящиеся путем воспроизведения этнического самосознания и этнически однородных браков, целостные и устойчивые, односистемные образования . Впрочем, такое объяснение не смогло удовлетворить исследователей, так как не учитывало факторы, например, этнокультурной и языковой ассимиляции.

Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория - этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так - племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).

В СССР также велись исследования на тему сущности понятия «этнос». Одно из основных теоретических положений было выдвинуто академиком Ю. В. Бромлеем , который выделил этнос как «этникос» в локальном смысле и этнос как этносоциальный организм .Ю. Бромлей разделял понятия «этникос» и «нация», так он писал: «Этникосы и этносоциальные организмы - основные виды этнических общностей. Но ими этническая структура человечества не исчерпывается. Многие этносы, особенно крупные, нередко сами состоят из так называемых этнографических групп или субэтносов. Этими терминами принято обозначать территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющие иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Этнографические группы часто ведут свое происхождение от вошедших в народность или нацию племенных компонентов. Иногда они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также в результате сильного расширения этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными соседними этносами и т. д.»

В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков , который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».

Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности » как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.

Методы этнографии

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники .

Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)

Полевая этнография - исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы .

Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:

Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:

  • Наблюдение - метод, при котором исследователь вживается в изучаемое среду, различают простое - наблюдение со стороны или внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
  • Опрос - метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
  • Анкетирование - метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы)
  • Интервью - личная беседа с использованием вопросника.

Также следует отметить:

  • Метод пережитков - изучение тех или иных явлений, которые ещё остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.
  • Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод , позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.

Хозяйственно-культурные типы

Основная статья: Хозяйственно-культурные типы

Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».

Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) - комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественогеографических условиях

Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением - общность производства - земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:

  • Группа с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, т. н. «присваивающий» вид хозяйства
  • Мотыжные земледельцы и животноводы. Здесь экономика более устойчива, и носит регулярный характер. Становится возможным сохранять часть продуктов на время, появляется избыток, а следовательно и появление раннеклассовых отношений (например, рабовладение, без накопления, «избытка», оно было бы невозможно, ведь нечем было бы кормить рабов).
  • Плужные земледельцы. Главная особенность - использование при сельскохозяйственной работе тягловой силы животных. Производительность труда возрастает, именно этот тип был основным способом производства у классовых обществ Азии, Европы и Африки.

Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.)

Историко-культурные области

Историко-культурные области (историко-этнографические) - территории, население которых обладает похожей духовной и материальной культурой, связанные исторической судьбой, общностью экономического развития, возникших в результате тесного взаимного влияния. В отличие от Хозяйственно-культурных типов, историко-этнографические области зависят именно от территориальной близости, тогда как первые - от характера производства и среды обитания. Например, ХКТ пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса - это территории умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки (после колонизации).

Антропологическая классификация

Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:

Антропологические типы человечества
Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса Австралоидная раса Переходные группы
Североевропейские типы :

Переходные типы:

  • Альпийская
  • Среднеевропейская
  • Восточноевропейская
  • Средиземноморская
  • Балкано-кавказская
  • Переднеазиатская (арменоидная)
  • Памиро-ферганская
Азиатский тип Негры Веддоиды Между европеоидами и азиатской ветвью монголоидов :

Между европеоидами и американской расой :

Между европеоидной и негроидной расами :

  • Малые расы Западного и Восточного Судана
  • Южные синиды или Южноазиатская (малайская) раса

Лингвистическая классификация

Важным при изучении народов является лингвистическая классификация, которая делится на два типа - морфологический и генетический . Для этнографии особую важность имеет именно генетическая классификация, так как родство языков подразумевает и родство их носителей (за исключением, например, испанского и английского и некоторых других, где исторический процесс отличался) .

Связь этнографии с другими науками

Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки , она имеет много общего и с другими дисциплинами.

Этнография и антропология

Теснейшими узами связана этнография с этой наукой. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Лишь только изучением антропологических особенностей можно выделить те или иные гипотезы (например, таджики Памира в результате долгой территориальной изоляции обособились от остального населения, что наложило отпечаток и на их культуру). Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза . Неслучайно кафедра этнографии в СПбГУ носит название Кафедра этнографии и антропологии .

Этнография и философия

В свое время философию считали главнейшей из наук не случайно - какая ещё соединила в себе столько учений и мнений? Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора , Дж. Фрэзера от неё. Ведь разве не философия их разрабатывала первой, выдвинув теории о религии? А труды К. Маркса и Ф. Энгельса ? Взаимодействие наук просто очевидно. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок.

Этнография и социология

Этнография и психология

Ещё и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг .

Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются:

  • Если народы обладают индивидуальной психологией, то чем объяснить схожесть ритуалов с другими?
  • Понятие о мифе К. Г. Юнга . Но, если он вариантный и встречается у разных народов и племен, как это объяснить? Лишь одним образом мышления? Психология не находит ответы на эти вопросы.
  • Как объяснить те или иные характеристики поведения? Например, население США было грубым и невежественным, что изменилось? Психология? - нет, именно промышленный прогресс, а как следствие и наука повлияли на людей.

Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.

Данные воззрения вызвали негативную реакцию у видных этнографов и этнологов. Так В. А. Тишков , директор , пишет:

Последние фишки неофитов в сфере этнологии - это психологизация этноса и национализма, выросшие из уязвимой романтики С. М. Широкогорова. Этнопсихология, не порвавшая пуповину с этносом,- одно из наваждений, от которого придётся избавляться десятилетиями… Одна из российских этнопсихологов сокрушается… Может быть, страшит то, что критическое отношение к самому феномену этноса как организму со своей этнопсихологией может поставить вопрос хотя бы о более тонком инструментарии этнопсихоанализа (например, необходимость введения при опросе, кроме групп русских и удмуртов, референтной группы лиц смешанной национальности )? И тогда вся этнопсихология и « этнические характеры» осыпятся сверху донизу .

Выдающиеся исследователи - этнографы

Литература

  • Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие .- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991
  • Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971
  • Токарев С. А. История русской этнографии. М.: Наука, 1966.
  • Токарев С. А. Истоки этнографической науки. М.: Наука, 1978.
  • Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Высшая школа, 1978.
  • Токарев С. А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: МГУ 1952
  • Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: 1973
  • Пименов В. В. Основы этнографии: программа дисциплины. М.: МГУ 1988.
  • Пименов В. В. Основы этнологии: Учебное пособие . М., МГУ 2007.
  • Этнография. Ю. В. Бромлей, Г. Е. Марков. М, МГУ 1982
  • Громов Г. Г. Методика этнографических экспедиций. - М. 1966.
  • Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии . М.: Наука 2003.

См. также

  • Этногеография

Примечания

  1. Коренное население Камчатки - Чукчи. Этнография Камчатки. Камчатский край, Петропавловск-Камчатский - краеведческий сайт о Камчатке
  2. Этнография / учебник под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова
  3. Блог В.А. Тишкова
  4. С. А. Токарев. Истоки этнографической науки. М.: 1978 стр.15-1
  5. Там же стр. 33
  6. См. подр.: Записки Юлия Цезаря и его продолжателей (Перевод и редакция М. М. Покровского) М.: 1948, есть более поздние переиздания
  7. См. подр.: Модестов В. И. Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование. СПб, 1864
  8. С. А. Токарев. Истоки этнографической науки… стр. 39
  9. archive.org
  10. С. А. Токарев. Указ. соч. стр. 47-49
  11. С. А. Токарев. Истоки этнографической науки. стр. 78-85
  12. Обряд мужа роженицы, который должен имитировать роды и послеродовое недомогание
  13. С. А. Токарев. Истоки этнографической науки… стр. 135-137
  14. На русском языке вышла как «Миф и обряд в первобытной культуре». Смоленск.: Русич, 2000 - содержит лишь избранные страницы
  15. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 133
  16. С. А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: Наука, 1978
  17. Ratzel F. Anthropogeographie, 2-r Teil, 2-te Auflaqe, "S. 393 Печ.по: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978
  18. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978, Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 136-137
  19. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., Высшая школа, 1978
  20. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод и назначение
  21. С. А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: 1978 стр. 211-219
  22. С. А. Токарев. История зарубежной этнографии. М.: 1978, стр. 226-228
  23. Боас Ф. Ум первобытного человека
  24. Функционализм как способ изучения культур
  25. Малиновский Б. К. Основы этнографии. Варшава, 1946. С. 87. Печ.по: Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 140
  26. По Фрейду, происхождение культуры связано с «убийством первобытного отца». Фрейд рисует следующую далекую от идиллии картину: первобытная орда, отец-деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям приближаться к ним. Влечение сыновей в конце концов приводит к убийству отца и его поеданию. Впоследствии сыновья испытали огромное чувство вины и установили запрет на кровосмешение - инцест внутри рода и на отцеубийство. Оба запрета образовали так называемый «эдипов комплекс», который передается по наследству и является базисом культуры. С тех пор культура стала ничем иным, как системой норм и запретов, где присутствует психологический конфликт - бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия или кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. Чем выше стадия развития культуры, тем больше усложняется общественное поведение и психика превращается в «бурлящий котел возбуждений» - отсюда войны, революции, преступления. И коль скоро, по Фрейду, культурный процесс - это особое видоизменение жизненного процесса, происходящее под влиянием задач, которые ставит перед человеком Эрос, и под воздействием Ананке - внешней необходимости, то ценой прогресса стала утрата счастья - исполнения сексуального влечения. (Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 141)

  27. Более подробная критика есть у С. А. Токарева: «Неправдоподобие всей этой концепции Фрейда бросается в глаза. Едва ли нужна даже и критика этого натянутого - попросту фантастического - предположения о сыновьях, съевших своего отца и тут же раскаявшихся. Экстравагантная гипотеза Аткинсона никем из этнографов не разделялась и не разделяется. Фрейд и сам в какой-то мере сознавал маловероятность своего предположения. В конце книги он неожиданно отступает от этой гипотезы и предлагает другую, менее фантастическую: быть может, говорит он, убийства и съедения отца и не было, а было лишь то самое, нам уже знакомое, подавленное желание смерти отца. „…Одних только импульсов, враждебных отцу, существования в фантазии желания убить его и съесть могло быть уже достаточно, чтобы вызвать моральные реакции, создавшие тотем и табу“» .