Что такое народное собрание у афинских граждан. Народное собрание в афинах

Что такое народное собрание у афинских граждан. Народное собрание в афинах
Что такое народное собрание у афинских граждан. Народное собрание в афинах

С начала VI в. до н. э. высшим органом власти в Афинском государстве стало народное собрание, на котором могли присутствовать и выступать все афинские граждане. Собиралось оно первоначально десять раз в году, а с V в. до н. э.- приблизительно три раза в месяц. В начале года на первом очередном собрании и в течение года через каждые три очередных собрания на четвертом проверялась работа всех должностных лиц, выслушивались сообщения о государственных преступлениях, принимались решения по вопросам обороны страны и другим важным государственным делам.

Большинство афинских государственных должностей замещалось по жребию. Только стратеги, командовавшие войском и занимавшие важнейшие в государстве посты, и некоторые другие ответственные лица ежегодно избирались на народном собрании открытым голосованием.

С конца V - начала IV в. до н. э., чтобы привлечь большее число граждан к участию в народном собрании, была установлена небольшая плата за его посещение. Но выплачивали ее только тем, кто приходил вовремя, без опоздания.

Народные собрания в городах-государствах древней Греции выросли из родовых и племенных сходок первобытных времен. Но в классовом рабовладельческом обществе эти собрания всегда состояли только из свободных коренных жителей, граждан своего города, или только из более богатой части их, т. е. из меньшинства местного населения. Самым демократическим было афинское народное собрание, но и оно выражало интересы меньшинства. Точных сведений о количестве населения Аттики не сохранилось. Но на основе сравнения различных исторических материалов можно предположить, что оно доходило до 400-450 тыс. человек и состояло примерно из 80 или 90 тыс. граждан, считая вместе с их семьями, большого количества свободных, но неполноправных метэков и массы рабов, принадлежавших афинским гражданам, метэкам и государству. Политическими правами пользовались только мужчины, достигшие 20 лет и официально включенные в гражданские списки. Во время наивысшего расцвета афинской рабовладельческой демократии - в середине V в. до н. э.- их было 30-35 тыс., в остальное же время - не более 20 тыс.

Происходили народные собрания в Афинах обычно на невысоком и пологом холме - Пниксе, неподалеку от Акрополя, изредка на рыночной площади - агоре или в Пирее (портовом пригороде Афин). Поэтому на собрания собирались главным образом жители Афин, Пирея и их окрестностей. Крестьянам, особенно из отдаленных частей Аттики, часто приходить в Афины было неудобно, а во время сельских работ - просто невозможно.

Отчетливого понятия о кворуме 2 в древности не существовало. Обыкновенно на собраниях «афинского народа» (так себя называло собрание афинских граждан) присутствовало только 2 или 3 тыс. человек, но для принятия особенно важных решений требовалось наличие не менее 6 тыс. граждан. По-видимому, собрать большее количество граждан было просто невозможно. За 5 дней до созыва народного собрания специальные глашатаи ходили по Аттике и громко объявляли перечень дел, назначенных на рассмотрение.

Место собрания оцепляли красными канатами, возле которых снаружи ходили афинские полицейские. Обязанности полицейских выполняли рослые и сильные рабы. Они были вооружены короткими кинжалами и хлыстами.

Граждане по одному проходили на оцепленную канатами площадь. Каждого входящего проверяли специальные контролеры. Если на собрание пытался пройти не гражданин Афин, то его по приказу контролера выталкивал полицейский. Граждане рассаживались прямо на земле, громко разговаривали между собой, пили и ели.

По обычаю, перед началом собрания жрец приносил в жертву богам поросят и обходил с ними вокруг всех собравшихся. Затем глашатай громко выкрикивал молитву, в которой просил богов даровать благополучный исход собранию.

Начиналось собрание всегда рано утром по сигналу и заканчивалось обычно в тот же день. Затянуться оно могло до захода солнца и наступления сумерек. Но если во время собрания случались «дурные предзнаменования», например гроза, то оно тотчас же прекращалось.

Перечень дел, подлежавших рассмотрению на собрании, или его «программа», как выражались древние греки, подготавливался дежурной пританией - одной десятой частью членов «совета 500». Избранный на этот день по жребию председатель пританов руководил народным собранием. Сразу после его открытия председатель приказывал читать решения «совета 500», которые подлежали утверждению. Если присутствовавшие поднятием рук соглашались с предложенными решениями, то решения считались принятыми. Но если какой-нибудь проект вызывал возражения членов собрания, его начинали обсуждать.

Каждый из присутствовавших мог выступить с речью, но говорить он должен был только по существу дела. Ораторской трибуной на собраниях обыкновенно служил большой камень. Перед тем как подняться на него, оратор надевал себе на голову венок. Это означало, что он занят общественно полезным делом. Если оратор говорил не на тему, пустословил или допускал оскорбительные слова, угрожал кому-либо и т. п., то председатель имел право лишить его слова и даже оштрафовать. Если оратор, несмотря на лишение его слова, упорно продолжал говорить, то с согласия собрания специальные служители могли удалить его силой.

Далеко не все афинские граждане умели выступать с речами. В народном собрании постоянно ораторствовали одни и те же лица, находившиеся в курсе государственных дел. В большинстве случаев это были богатые и знатные граждане, специально обучавшиеся ораторскому искусству. Опытные ораторы умели убеждать не искушенных в политике посетителей собрания: ремесленников, торговцев и крестьян. Постановления и законы народные собрания принимали большинством голосов обычно поднятием рук. Какие-либо нововведения разрешались только в рамках и в духе уже действовавших законов. Если председатель народного собрания находил, что внесенное оратором предложение противозаконно, то он просто запрещал ставить его на голосование. Правда, за это на председателя могла быть подана жалоба, которая потом разбиралась в суде присяжных. В общем изменение каких-либо законов в Афинском государстве было весьма сложной общественной процедурой.

Вопросы о пересмотре действующих законов ставились и обсуждались в начале каждого нового года. Если при этом кем-либо из присутствующих предлагался новый проект закона и его большинство собравшихся граждан находили заслуживающим внимания, то этот законопроект передавали для изучения в «совет 500».

Текст старого закона, который предполагалось отменить, и текст законопроекта выставлялись на белой доске на видном месте, чтобы все могли с ним ознакомиться. Заключение «совета 500» обсуждалось на очередном собрании.

Если законопроект снова получал одобрение большинства членов народного собрания, то его передавали в специально выбранную для этого комиссию из числа членов суда присяжных. Комиссия, обсудив законопроект, опять передавала его в «совет 500». Причем, если она законопроект одобряла, на заседании «совета 500» происходило состязание сторон. Члены комиссии выступали за утверждение законопроекта, а специально избранные из числа противников закона представители народного собрания защищали старый закон.

После тщательного обсуждения здесь, наконец, решали, принять ли новый закон, или оставить старый. Но и после утверждения нового закона в течение года каждый афинский гражданин имел право опротестовать его.

Если после нового обсуждения в народном собрании протест признавался правильным, то принятый, было, закон отменялся, а его автора наказывали: штрафовали, лишали права вносить новые законопроекты, а в исключительных случаях приговаривали даже к смертной казни.

В V в. до и. э. каждый год на первом очередном народном собрании председатель спрашивал собравшихся граждан, нет ли среди афинского народа лиц, замышляющих свергнуть демократический строй. Если большинство присутствовавших заявляло, что такие лица есть, то созывалось особое народное собрание, на котором происходило тайное голосование.

Каждый участник собрания писал на глиняном черепке имя того афинского гражданина, которого считал опасным для демократического строя, после чего черепок опускался в урну. Потом председатель собрания и его помощники подсчитывали общее количество опущенных в урны черепков. Голосование имело законную силу, если было собрано не менее 6 тыс. черепков. Гражданин, имя которого было написано на большинстве черепков, признавался опасным для государства и подвергался остракизму, т. е. изгонялся за пределы страны на продолжительный срок (остракизм - в буквальном переводе «черепкование»). В других случаях применяли тайное голосование при помощи бобов или камешков. Белые бобы и камешки обозначали «за», черные - «против». Перикл - первый стратег, выборный глава Афинского государства в период его наивысшего расцвета - в одной из своих речей сказал: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве». Последнее утверждение неверно. Хотя действительно права афинских граждан были велики, сами граждане составляли незначительное меньшинство населения этого рабовладельческого государства и только небольшая часть граждан активно участвовала в политической жизни. Афинская рабовладельческая демократия была наиболее прогрессивной формой власти в древней Греции, но и она по своему существу оставалась властью привилегированного меньшинства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Перикл был выдающимся государственным и политическим деятелем, настоящим патриотом и непревзойденным оратором. За период своего правления он смог превратить Афины в процветающий полис.

Благодарные жители Афин называли своего правителя посланником Зевса и переизбирали на высшую должность 15 раз. В отличие от своих предшественников, основной целью своей государственной деятельности Перикл сделал увеличения благосостояния горожан и заботу о них. Перикл смог утвердить настоящую полноценную демократию в Афинах .

Правление Перикла в Афинах: народное собрание

Чтобы сделать органы управления более прозрачными Перикл учредил народное собрания, членами которого были все мужчины, достигшие 20 летнего возраста.

На собрание, которое проводилось раз в неделю, принимались новые законы и обсуждались все проблемные аспекты жизни общества. Свое мнение имел право высказать каждый член собрания.

Чтоб беднейшие слои населения также смогли принимать участия в собрании, Перикл платил им за посещение суму, которую они могли бы заработать за этот день, работая на полях или в мастерских.

Для искоренения коррупции в судопроизводстве, Периклом была введена система, при которой судья до последнего момента не знал, какое дело будет рассматривать. Судьей мог стать любой гражданин Афин, достигший 30 летнего возраста.

Женщины при Перикле не имели абсолютно никаких политических прав, так же, как и приезжие жители. Однако это было вызвано не личными побуждениями Перикла, а теми устоями, которые диктовало то время.

Культурное развитие горожан

Не забывал Перикл также о культурном развитие горожан. Очень часто в Афинах проводились различные соревнования и массовые празднества. Особым уважениям пользовался театр Афин . Горожанам, которые не имели материальной возможности посетить театр, Перикл давал им на это деньги из своих личных средств.

Чтобы обеспечить постоянной работой жителей Афин, Перикл инициировал строительство храмов и общественных зданий. Это не только дало возможность зарабатывать деньги простым людям, но и со временем превратило Афины в город с потрясающей архитектурой.

Согласно историческим источникам, некоторые грузчики и пастухи, которые работали на строительстве, набравшись опыта в этом деле, со временем становились известными архитекторами.

Развитие флота и торговли

Перикл также смог укрепить флот Афин, превративши, таким образом, город в могущественный центр торговли в Средиземноморье. Флот Афин мог противостоять пиратам и со временем фактически полностью их уничтожил.

Из-за своей мягкости и дипломатичности, Перикл не развязывал воин с соседними государствами и фактически не колонизировал другие земли, хотя могущество флота предоставляло ему такую возможность

Все силы правителем были консолидированы в первую очередь на улучшения жизни самих Афин.

Афины при Перикле достигли невиданных высот экономического, интеллектуального и политического развития. Благодаря своей либеральной демократичной политике, он смог не только сделать Афины крупным культурным и политическим центром древнегреческого мира, но и войти в мировую историю, как отец демократии, борец за права и свободы людей.

V век до н. э. вошёл в историю Древней Греции под названием «золотого». Это время расцвета демократии - власти народа, реализованной через проведение народных собраний. Именно на них принимались законы, избирались правители и вершился суд над гражданами республики. Аналогичные форумы были во всех античных государствах. У германцев это был тинг, в древней Руси - вече, у тюрков - курултай, в Древнем Риме - комиции. Как называлось народное собрание в Древней Греции и в чём его суть?

Участники

Всё начиналось с племенных сходок, которые в городах-государствах переросли в собрания граждан, решавших основные вопросы жизнедеятельности. Их начало датируется VI столетием до н. э. Форумы собирались с периодичностью до 10 раз в году, а позднее стали регулярными, и происходили не реже трёх раз в месяц. Кто приглашался на народное собрание в Древней Греции? Политические права принадлежали только мужчинам. Условия два: они должны быть свободными гражданами, включёнными в специальные списки, и иметь возраст старше 20 лет. Не допускались рабы, метеки (переселенцы), женщины и дети.

Приблизительные расчёты историков таковы: из 450 тысяч жителей Аттики в пору расцвета пользовались гражданскими правами лишь 35. На собраниях же присутствовало всего несколько тысяч. Древние греки не соблюдали кворум, но для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан.

Главным достижением демократии было отсутствие имущественного ценза. Более того, в конце «золотого века» участникам народного собрания платили небольшие деньги. Это делалось для того, чтобы крестьяне, мелкие торговцы и ремесленники могли отрываться от работы без ущерба для себя. На главном форуме можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных гиматиях и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах:

  • склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя;
  • рыночная площадь, или агора;
  • Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции.

Место собрания обносили со всех сторон верёвкой красного цвета. Самые сильные рабы, вооружённые кинжалами и хлыстами, выполняли роль полицейских. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. На холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. По традиции выполнялся ритуал принесения жертвы богам. Жрецы проносили среди собравшихся убитых поросят, после чего читалась молитва, возвещавшая о начале форума.

Основные вопросы

На каждый день избирался эпистат. Это был председатель собрания, который хранил ключи от казны и печать, вёл приём послов. Нельзя было быть избранным на этот пост дважды. С 510 г. до н. э. руководство городами-государствами в перерыве между собраниями осуществлял «совет пятисот». Исполнительная власть избиралась при помощи жребия. От каждого из 10 округов - фил, формировались списки на 50 человек. Какие ещё вопросы рассматривало народное собрание Древней Греции?

Среди его основных полномочий были следующие:

Значение слова

Народное собрание в Древней Греции называлось экклесией. Полномочия форума служат подсказкой, как переводится данное слово с греческого языка. Это «обращение», «собрание», а по сути, - главный орган власти демократической республики. В период её расцвета вождям приходилось превращаться в настоящих ораторов, ибо перед ними стояли задачи убеждать и вести за собой афинских граждан. Настоящим мастером красноречия был Перикл. О нём говорили: будучи положенным противником на обе лопатки, он всё равно сумел бы убедить слушателей в том, что одержал победу. В его бытность была введена оплата за некоторые государственные должности, чтобы небогатые люди могли избираться в органы власти, не боясь потерять основной источник дохода.

В пришедших на смену олигархических республиках, чем являлось народное собрание в Древней Греции? Определение даёт ответ, что оно всё равно оставалось одним из атрибутов власти. Хотя уже далеко не высшим её органом. Права собрания ограничивались советами и коллегиями, где главную роль играли знатные и богатые граждане. Настоящее же народовластие завершилось вместе с окончанием «золотого века».


Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Место народного собрания в древней Греции. Фото: alexandros9

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псе-физмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой - крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, - решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает период между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30–40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3–5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.



2. Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором - рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

Остатки с именами Фемистокла и Кимона

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. Каждый афинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внести на обсуждение проект закона, который мог быть принят на Народном собрании. Афинские граждане, как сообщают источники, активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательно проверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег. Каждый афинский магистрат, какое бы высокое положение он ни занимал, со страхом ожидал дня, когда должен был отчитываться на собрании. Плутарх рассказывает, что самый уважаемый и самый авторитетный руководитель Афинского государства, первый стратег Перикл, так тщательно готовился к отчету перед гражданами, что в течение нескольких дней не допускал к себе никого из близких. Участие в деятельности Народного собрания развивало ораторские навыки у многих афинян, формировало их мышление, гражданское самосознание. Аристофан в комедии «Ахарняне» хорошо передает общую атмосферу в афинском Народном собрании, показывает, как свободно и смело обсуждались там многие вопросы. Его герой - крестьянин Дикеополь, проживающий в деревне афинский гражданин, - решает пойти на очередное Народное собрание и добивается заключения мира со спартанцами (пьеса отражает период между Афинами и Спартой).

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30–40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3–5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Писистрат в Афинах В Афинах явилось новое зрелище: трагедия. Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в лицах мифы о героях. Например, хор одевался товарищами Геракла и пел

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ Изложено по поэме Гомера «Илиада».Безмятежно спали на светлом Олимпе бессмертные боги. Погружен был в глубокий сон и стан греков, и великая Троя. Но Зевс-громовержец не смыкал своих очей, - он помышлял о том, как отомстить за оскорбление Ахилла.

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Жизнь в Афинах Акрополь. Религия. Театр. Демократия. МедицинаВ классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен.

Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

А между тем в Афинах… Спустя назначенный срок Солон вернулся в родной город, но, к своему глубокому сожалению, не нашел там мира и согласия. В Афинах происходили смуты, и хотя еще действовали законы Солона, но все ожидали переворота и желали другого государственного строя.

автора Андреев Юрий Викторович

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла) В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Олигархия в Афинах Последовательные неудачи демократии, завершившиеся катастрофой в Сиракузах, посеяли во всех слоях народа недоверие к демократическим институтам. Активные противники демократии происходили главным образом из высшего и среднего классов, которые

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов Как мы уже отмечали, войско хана Мамая, выступившее против Дмитрия Донского, БЫЛО БОЛЬШИМ И

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Народное собрание Независимый и полномочный орган, принимавший в Древних Афинах все наиболее важные государственные решения, назывался Народным собранием (древнегреч. «ekklesia» - буквально «те, которые закричали»). Много позже этот термин стал общецерковным. Правом

автора

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 1. Государство в Афинах Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЖИЗНЬ В АФИНАХ Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Тирания Писистрата в Афинах Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 27. Утверждение демократии в Афинах Реформы Солона Солон. Древнегреческая скульптураАфинский демос, доведенный до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Акрополь в Афинах Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это знаменитому архитектору и