Что такое пятистенок. Сруб пятистенок – характерные особенности, положительные стороны и недостатки. Литература о русской избе

Что такое пятистенок. Сруб пятистенок – характерные особенности, положительные стороны и недостатки. Литература о русской избе
Что такое пятистенок. Сруб пятистенок – характерные особенности, положительные стороны и недостатки. Литература о русской избе

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей? По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом. Но вот появилось железо - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую. И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).

Начало 1960х.

В нашей богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин , с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. "

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы) - без дымохода и топились они "по-чёрному", когда дым застилал комнату и настежь открывалась дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение "изба-пятистенка" . Что это такое? В нашей деревне пятистенок почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.

В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже, даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж всякий старался, как мог.

фото: http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины." (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец -
это и есть конструкция при печи и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как внизу на рисунке.

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не достаёт до потолка - чтоб по верху циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" - всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".

http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В церковные праздники перед иконами зажигают лампаду - масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.

фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять, "патреты" висели в рамках, картинки на стене, над столом - лампочка (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём" не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на древней амальгаме Его можно было рассматривать как произведение искусства...

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка с железными же трубами, ведущими к дымоходу русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас - мостом ). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота до появления электричества был тёмен, зимой - холоден. Он разгораживался на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...




Если владельцы дома, где сохранился "двор" 60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19 столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец », состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что с 1876 в нашем краю перешли на керосиновые лампы.

фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните: "Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы появился знаменитый советский радиоприёмник Звезда" , дизайн которого "содрали" с французского " Excelsior-52 " выпуска 1952 года . Что называется: почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".

Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка)) Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут:
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.

По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип — жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое «подклет» (более позднее — «подполье») устраивается с углублением в землю на 1,5 — 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип — наземная постановка сруба без нижнего помещения.

По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.

Наиболее древний тип — срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX — X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями — «изба» , «стопа» (генетическая память о корнях происхождения слова «изба» от слова «истопа», «истопить», т.е. отапливаемое помещение с печью), «курушка» (сохранилось как отголосок названия «курная изба», т.е. отапливаемая по-черному).

Первый тип представлен На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами — изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:

    1) срубное однокамерное жилище без дополнительного прируба, 2) изба со срубным прирубом вдоль длинной стены, в котором расположен входной узел, 3) изба со срубным прирубом к торцевой стене и входным узлом через него.

В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -«3 на 4» или «4 на 5» метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или «плетенки» (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.

Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним, который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X — XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб — связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.

Существующие избы связью можно разделить:

  1. трехкамерная изба связь без прируба на подклете,
  2. трехкамерная изба связь с прирубом по длинной стороне на подклете,
  3. наземная трехкамерная изба-связь,
  4. наземная трехкамерная изба связь с прирубом.

Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних — больших размеров и между ними — маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью — «изба» , второе большое — «горница» , среднее помещение между ними «сени» или «сенцы» . Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного («сивер» ) ветра.

Изба-связью на подклете отличается большими размерами. Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на «стулья» из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши — двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме — самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы «кержаки», реже «поморцы». Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.

У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.

Третий тип — хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:

  1. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба и подклета,
  2. Пятистенный дом с прирубом без подклета,
  3. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба на подклете,
  4. Пятистенный дом с двухскатной крышей с прирубом и подклетом.

Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: «избу» и «горницу» . Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом — половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором, прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две — три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.

Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:

  1. Наземный пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или дощатым прирубом под самостоятельной односкатной крышей,
  2. Наземный пятистенный дом со срубным прирубом под единой с жилым помещением четырехскатной крышей и подшитым потолком в прирубе,
  3. Пятистенный дом со срубным прирубом под одной четырехскатной крышей и подшитым потолком на подклете,
  4. Пятистенный дом со срубным или из полубревен прирубом, в котором потолок не подшит,
  5. Пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или из полубревен прирубом под самостоятельной односкатной крышей на подклете,
  6. Двухэтажный пятистенный дом под четырехскатной крышей и срубным или из полубревен, или дощатым срубом под самостоятельной односкатной крышей,
  7. Двухэтажный пятистенный дом со срубным или полубревен прирубом под единой четырехскатной крышей.

Четвертый тип — появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:

Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления — порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту — геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру — крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах — смешанные типы резьбы.

Пятый тип архитектуры — . Его называют на Алтае «крестовая связь» . Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII — XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:

  1. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей на высоком подклете.
  2. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей, с шипцом без устройства карниза на высоком подклете,
  3. Крестовая связь с четырехскатной стропильной крышей на высоком подклете,
  4. Крестовая связь с четырезскатной стропильной крышей на среднем подклете,
  5. Крестовая связь с двухскатной крышей на среднем подклете,
  6. Двухэтажная крестовая связь.

Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные — мастерские, лавки и т.д.

К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.

В зависимости от количества стен, комнат и их расположения, а также от способа отопления можно выделить несколько типов планировок деревянных домов.

Обычно, четырехстенную избу возводили в качестве временного жилища охотники или рыбаки, вынужденные находится на промысле в течение нескольких месяцев. Деревянные дома из четырех стенок также строились и для постоянного проживания. В этом случае, для сохранения тепла (это было особенно актуально для северных районов с суровым климатом) к ним пристраивались холодные сени. Для защиты от дождя и снега крышу дома делали большой, далеко выступающей за стены.

Пятистенок

Деревянный дом пятистенок — это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. В случае если к дому пристраивались сени, то она делилась на горницу и жилую комнату. В жилой комнате обычно ставили печь, которая обогревала все помещение, и здесь же готовили еду.

Внутренняя стенка начиналась от самого основания и доходила до потолка. Поперечные срезы ее бревен выходили наружу, разделяя фасад помещения на 2-е части. Сначала избы были разделены не одинаково, но с течением времени стали делать пятистенки с разделением фасада на 2-е равные части.

По давнему обычаю, после того как дети вырастали и обзаводились своими семьями, они все равно продолжали жить совместно с родителями. Помещение на обе семьи представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени (их пристраивали позади изб) и печку.

Крестовик

Крестовый деревянный дом — это квадратное строение, в котором внутренняя поперечная стена пересекалась под прямым углом с продольной. В результате образовывались четыре отдельных помещения. Поперечная стена из бревен (переруб) возводилась одновременно с жилищем. Ее торцы виднелись на фасаде. Крыша такого строения делалась четырехскатной (вальмовой). Крыльцо было в более низкой части срубного здания.

Изба — от глагола «топить»

Иногда его располагали перпендикулярно стене. В такой избе уже можно было делать второй этаж.

Шестистенок

Шестистенок представлял собой деревянный дом с двумя поперечными стенками и одной продольной, покрытый одной кровлей. Поскольку помещений было много, их использовали и для жилья, и для хозяйственных нужд.

Комментировать

comments powered by HyperComments

Пятистенок — №32 проект дома из бруса

Четырехстенок, пятистенок и шестистенок

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового.

Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок – следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом».

Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?

Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Традиционный пятистенок

Ленточный фундамент

Стоимость строительства фундамента для дома из бруса

Размер фундамента Цена, руб.
Стоимость работ Стоимость материалов
6х6 35 000 90 000
6х7 пятистенок 45 000 110 000
6х8 пятистенок 50 000 115 000
6х9 пятистенок 55 000 120 000
7×7 пятистенок 50 000 110 000
7×8 пятистенок 65 000 125 000
7×9 пятистенок 65 000 130 000
8х8 пятистенок 65 000 130 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
9×10 пятистенок 75 000 155 000
10х10 пятистенок 85 000 165 000

Характеристика фундамента

Фундамент - Ленточный, монолитный армированный — глубина траншеи 70 см из них 20 см. песчаная подушка, цоколь 50 см, ширина ленты 40 см, армирование - 2 стержня в 3 ряда, диаметр арматуры 12 мм. Бетон М300

При строительстве дома на ленточный фундамент, обязательно необходима гидроизоляция, древесина не должна соприкасаться с бетоном, наша компания использует гидроизол.

Внимание! Цена на изготовление ленточного фундамента не фиксирована, поэтому может меняться, при наличии уклона на местности!

Материал, необходимый для изготовление ленточного фундамента:

  1. Пиломатериал (доска обрезная 40х150 мм)
  2. Арматура, диаметр 12 мм.
  3. Канализационные трубы для продухов, диаметром не менее 150 мм.
  4. Проволока вязальная (для вязки арматуры)
  5. Саморезы, гвозди
  6. Песок, для изготовления песчаной подушки
  7. Ведра, лопаты
  8. Количество материала на каждый фундамент рассчитывается отдельно.

Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

  • Разметка фундамента;
  • Копка траншеи по периметру фундамента;
  • Засыпка и трамбовка песчаной подушки;
  • Изготовление опалубки;
  • Установка продухов в цоколе фундамента и канализационных труб;
  • Армирование фундамента;
  • Заливка готового бетона;
  • Разгонка и выравнивание бетона по горизонтальному уровню.

Тип избы зависел от способа отопления, от количества стен, расположения клетей между собой и их количества, от расположения двора.

По способу отопления избы делили на "черные" и "белые".

Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были "черными" избами. Изба черная (курная, рудная - от «рудный»: замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся «по-черному», т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке

проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь - это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба; 3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба над

кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба белая или белокурная изба, топящаяся «по-белому», т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.

По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Четырехстенок

Четырехстенная изба. Простейшее четырехстенное жилище - временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни.

Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен,

предохраняя от атмосферных осадков.

Пятистенок

Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть прирубленные сени).

Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.

Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.

Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) - деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения. На фасаде дома виден переруб (ударение на «у») - внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.

Шестистенок

Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.

Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений.

Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.

Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами.

По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.

Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной.

Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.

Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом - летом.

Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы - «переднюю» и «заднюю», соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома.

Изба двойная или двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще «дом о два коня» («дом под два коня»), иногда такие дома называли еще «дом с оврагом». В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.

Стена

Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также «дома о три коня» (встречаются и дома «о пять коней»). На главный фасад выходят торцы построек.

Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.

В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными - выше.

Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек «под четыре коня». Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным.

По типу двора дома делятся на дома с открытыми закрытым двором. Открытый двор мог располагаться по любую сторону от дома или вокруг него. Такие дворы применялись в средней полосе России. Все приусадебные постройки (сараи, хлевы, конюшни и другие) стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На севере жили большие патриархальные семьи, включающие несколько поколений (деды, сыновья, внуки). В северных районах и на Урале из-за холодного климата дома имели обычно крытые дворы, примыкающие к жилой избе с какой-нибудь одной стороны и позволявшие зимой и в плохую погоду попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор и выполнять все повседневные работы, не выходя на улицу. В ряде описанных выше домов - двойнях и тройнях двор был крытым, примыкающим к жилью.

По расположению крытого дворапо отношению к дому избы делятся на дома «кошелем», дома «брусом», дома «глаголем». В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.

Изба «брусом» (ударение на «у») - тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник - «брус», покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса - избы, сеней, двора, сарая - обычно образуют одно покрытие, такой дом называют «домом об один конь» или «домом под одним конем». Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки.

Изба «кошелем» (ударение на «о») - наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом - двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен.

Изба «гоголем» или «сапогом« - тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву «г», которая раньше называлась «глаголь». Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже.

На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем - подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем

Сруб пятистенок – это загородный дом для постоянного проживания, также этот метод применяют для строительства бань. Определяем достоинства и отрицательные стороны этого метода строительства.Существует классический способ строительства деревянного сруба 6х9. Такой дом является четырехугольным строением, у которого посередине есть пятая стена.

Ручная рубка пятистенка – сруб 6х9 с пятой стеной посередине

Достоинства сруба пятистенка

Деревянное строение 6х9 предусматривает дополнительную перегородку, потому что стандартные размеры бревен равны 6 метрам, стена послужит соединением для таких брусков, это некий стандарт, который используют . Этот вид жилья из дерева один из древних, теперь он считается стандартом современных срубов, позволяя создавать разнообразную планировку домов. Строительство такого типа имеет некоторые положительные стороны, которые были оценены нашими предками:

2. Такие дома являются энергоэффективными, наличие пятой стены дает возможность удерживать большее количество тепла, такие свойства отлично подходят для бани из дерева. Этот положительный аспект служил нашим предкам долгое время, такой дом всегда был удобным и теплым.

3. Стоимость такого сооружения будет дороже, но внутренняя отделка позволит сэкономить стройматериал. Стену не требуется дополнительного вмешательства, кроме обработки защитными жидкостями. Рубленая стена выглядит привлекательно, давая возможность оборудовать непредсказуемый интерьер, он станет решением, как для бани, так и для жилого строения. Деревянный дом 6х9 с пятью стенами будет отличным вариантом для домов русского стиля или украинской хаты.

Но сруб дома пятистенок имеет и отрицательные стороны, их необходимо просчитать заранее. Дома из цельных древесных бревен иногда создают с перестенком в качестве декоративного элемента, а также для небольших домов с цельными брусками, считается, что в этих случаях пользы никакой. Такие дополнения вызывают образование ненужных щелей, требующих дополнительного ухода. Увеличивается количество межвенцового утеплителя для прокладывания во всех наружных замках.

Характерный недостаток сруба пятистенка – это ограничения в планировке. Больше такое планирование подходит для бани, заранее уже разделяются помещения, а вот для дополнительных помещений места нет. Отпадает возможность поместить бассейн или комнату отдыха. А в случае строительства бани в два этажа, трудно придумать место для лестницы.


Выйти из положения можно, сделав второй этаж мансардным, перестенок будет присутствовать только в нижней части дома, а мансарду можно распланировать на собственный вкус. Верхний ярус может быть просторной комнатой-спальней или гостевой. Отсюда вывод, пятистенок остается самым востребованным решением, хоть и наделен некоторыми отрицательными качествами, к тому же будет актуальным всегда в данной области строительства.

Как возводится сруб-пятистенок

Чтобы построить деревянное сооружение 6х9 берут круглые бревна или брус, окружность такого материала должна быть в пределах 22-26 см. Учитывая климат региона, выбирают толщину стройматериала. Это не сильно отразится на стоимости сруба, потому что толстые бревна нужны в малом количестве. Ручной вариант деревянного дома-пятистенка является сложным процессом, который следует поручить опытному плотнику, иногда лучше приобрести уже готовый сруб.

Предварительно ошкуренные бревна являются классическим вариантом для строительства. Мастера часто отказываются от оцилиндрованных бревен, снятый защитный слой снижает прочность дома. Хотя, обработанное таким образом дерево, делает его легким в укладке, что подходит для создания очень ровных поверхностей. Нумерация бревен для сруба осуществляется в процессе обработки, что позволяет собрать сруб согласно схеме.

Стена внутри сруба – это переруб, возводят ее параллельно с основными стенами с остатком, бревна немного должны выступать за пределы основных стен. Это позволит беречь тепло, деревянный дом надежно защищен от холода.

Верная последовательность возведения сруба:

Укладка гидроизоляции на заранее созданный и подготовленный фундамент, где размещают начальный венец. Тут пригодятся прочные и толстые бревна, низ которых стесан до ровного состояния.

Затем укладывают остальные пронумерованные части, соединение которых называется «в чашу» или «в охлоп». Первое название подразумевает строить сруб бани пятистенок с образованием полукруглой выемки в начальном брусе снизу, а потом сверху. Второй вариант более надежный, он предусматривает непопадание снега или дождевой воды внутри соединения.

Скреплять бревна необходимо только деревянными нагелями, их вставляют в необходимые отверстия. Каждый слой венца перекладывается утеплительными материалами. После того, как сруб полностью готов, он должен пройти процесс усадки, после чего можно возводить крышу и приступать к отделочным работам.

Такой сруб, как баня пятистенок 6х9 – это вариант возведения надежного строения, с теплыми и уютными помещениями. Такие деревянные дома позволят фантазировать с отделкой, хотя это вариант классического дома из дерева.

Типы жилых построек Русского Севера

«В XVII-XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века. Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением, декоративным убранством. Народные мастера тонко учитывали и отражали в архитектуре жилища особенности природного окружения и планировку северных деревень. При общности типовых архитектурно-композиционных приемов каждая изба несла печать индивидуальности и отражала внутренний мир ее владельца». 2

Простейшим типом крестьянского жилья является изба, состоящая из утепленной клети (собственно избы) и небольших сеней, защищающих вход от непогоды. Подобные постройки характерны для беднейшей части русского крестьянства. Часто такие постройки обходились без двора, так как в таком хозяйстве отсутствовала лошадь и крупно рогатый скот. Владельцы такого жилья занимались в основном отхожими промыслами или работали на более зажиточных крестьян.

Примером такой избы может послужить изба начала XIX в. потомственных крестьян-сплавщиков леса по Сухоне, принадлежавшая Е.А. Ершовой в селе Ястреблево Великоустюжского района Архангельской области.

Дом Е.А. Ершовой в селе Ястреблево. Великоустюжский район. Вологодская область

Квадратная в плане изба на невысоком подклете срублена из бревен толщиной 25-30 см. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок представляет собой бревенчатый накат, смазанный глиной и засыпанный сверху землей. Пол сделан из колотых пластин, тщательно пригнанных друг к другу. Большая глинобитная печь на деревянном помосте (опечке) поставлена в углу около входной двери, устье печи обращено к передним окнам. Около печи устроен «голбец»- дощатый короб, прикрывающий лестницу в подполье. От печи к стенам идут полки из брусьев (воронцы). Между печкой и боковой стенкой настланы полати, вдоль стен тянуться лавки. В переднем углу расположен обеденный стол и божница. Напротив устья печи в «бабьем куту» прикреплен к стене стол-шкафчик, для приготовления еды и хранения посуды.

Примером дальнейшего развития крестьянской избы может послужить дом из Вологодской области построенный в 60-е г. XIX в.

Дом А.И. Соколовой в деревне Скребино. Чарозерский район. Вологодская область

Дом принадлежал семье крестьянина средняка, которая занималась земледелием и скотоводством. В доме значительно увеличена дворовая часть, где устроены хлева, омшаники и стойла для лошадей, коров и мелкого скота.

Сам дом относится к простейшему типу четырехстенных изб, но в отличии от дома в селе Ястреблево, в нем увеличено количество и размеры окон. Пространство у печи отгорожено дощатой перегородкой, в интерьере применена художественная обработка деталей внутренней обстановки.

Примыкающий к сеням двор расположен на одной линией с избой и находится под одной крышей. В нижней части двора находятся помещения для домашних животных, верхней части хранится зимний запас кормов для скота.

Подобный комплекс дома и двора позволял крестьянину вести хозяйственный работы в ненастную погоду не выходя на улицу.

Наиболее древней постройкой (1812 г.) в Новгородской области является дом П.И. Лепина в селении Сытинка Валдайского района.

Дом П.И Лепина в селе Сытинка. Валдайский район. Новгородская область

Сруб дома состоит из двух одинаковых по высоте частей: верхней избы и нижней - подзыбицы, в которой хранили хлеб, овощи, имущество. Каждое из помещений имело самостоятельный вход. Из избы двери вели в сени, соединенные внутренней лестницей с небольшим крыльцом. Из подзыбицы, вход был расположен прямо на улицу в центре главного фасада.

Деление дома на два этажа подчеркивалось небольшим навесом - прикроем. Это своеобразный элемент в новгородском жилом деревянном зодчестве. Прикрой прикрывал нижнею часть сруба от дождей, оставляя сухим помост перед входом в подзыбицу и дрова для растопки печи, здесь же ставили скамейку для отдыха хозяев. Прикрой состоял из дощатого навеса, опиравшегося на кронштейн или вертикальные стойки. Он мог опоясывать избу с трех сторон, только по фасаду или прикрывать участок от двери избы до подзыбицы.

Наиболее развитую форму прикрой получил при опоре на стойки, что позволяло увеличить вынос крыши, устроить галерею с парапетом и украсить опорные столбы резьбой, что обогащало композиционный облик построек.

Подобные галереи прослеживаются археологами в Новгороде в слоях XIII века.

Особенность изб Волдайского района является большое количество окон и размер оконных проемов. Высота окна доходила до 1,15 м при ширине 76-80 см, что значительно превышало размеры окон в других областях Росси. Это связано с близостью Новгорода, где стекло раньше всего вошло в употребление и потребность увеличения естественного освещения в связи с господствующей здесь пасмурной погодой.

Примером более сложной, трехчастной планировки избы может служить дом Н.И. Бибина в селении Село Каргопольского района Архангельской области. Здесь за сенями появляется дополнительное помещение - горница.

Дом Н.И. Бибина в селе Село. Каргапольский район. Архангельская область

Дом построенный в 1860 году, состоит из избы, сеней и горницы, поставленных на высокий подклет. Большой двухэтажный двор охватывает жилые помещения с двух сторон. Первый этаж используется для содержания скота, второй для хранения запасов сена, куда вел бревенчатый помост - «взвоз».

Примыкающая к сеням горница предназначалась для жилья в летнее время. Подклет имел самостоятельный вход, но не с улицы, как в Новгородской области, а из подсенья. Изба делилась на две половины массивными, соединенными между собой шкафами. В одной половине находилась русская печь, полавник (стол для приготовления еды) и был сосредоточен весь хозяйственный инвентарь - это была половина хозяйки. Во второй половине стоял стол для еды, лавки, кровать, это была чистая половина избы. Здесь ели, выполняли домашние работы: ткали, пряли, ремонтировали упряжь, принимали гостей.

Пятистенок

Развитие другого типа крестьянского жилища избы-пятистенка обуславливалось необходимость увеличения для крестьянской семьи количества жилых помещений. Часто в одном крестьянском дворе проживало от 10 до 20 человек, поэтому для расширения жилой площади к основному срубу избы присоединяли дополнительные помещения.

В наиболее благоприятном положении оказались черносошные крестьяне северных областей, избежавшие крепостного закабаления, обладавшие более крепким хозяйством и наличием лесоматериала. Именно поэтому Русский Север явился родиной наиболее развитых типов крестьянских домов и местом их широкого распространения.

Первые пятистенки датируемые второй половиной XVIII в. представлены на рисунке.

Развитее избы-пятистенка в северных селениях

1-дом. В селе Верховье Прионежского района Архангельской области. Жилой комплекс состоял из избы, двух горниц, сеней с чуланом и двора расположенных на одной оси под общей двухскатной кровлей.

Изба построена в 1765 г. в конструкцию сруба введены две поперечные стенки. Одна из них находится в центре постройки и служит опорой для пола и печи. Вторая значительно смещена в сторону и отделяет от жилого помещения - заулок, предназначенный для хранения и помола муки, заготовки пищи. Прием смещения печи из угла к средней части задней стены, характерный для Прионежья, способствует выделению заулка в хозяйственную комнату, освещенную самостоятельным окном.

2-дом. Из села Брусенец Тотемского района Вологодской области. Изба построена во второй половине XVIII в. и представляет собой уже завершенный в своем становлении новый тип крестьянского дома - пятистенок. Вместо одного помещения в передней части дома образовались два - изба и горница, изолированные друг от друга.

Свет в избу проникал через одно косящатое и два волоковых окна, горница освещалось одни косящатым окном на фасаде и двумя с боковой стороны.

Печь в отличии от Прионежских изб в домах бассейна Северной Двины, ставилась в угол, а между печью и дверью располагали голбец с лестницей в подполье.

Для конструктивной прочности значительно увеличившегося фронтона были ведены две поперечные бревенчатые стенки. Они образуют дополнительное помещение для жилья в летний период - «вышку». Появление вышки вызвало к жизни балконы с ограждением в виде фигурных балясин и резных колонн.

3-дом. Дом Деревцова в селе Кодима Верхнее-Тоемского района Архангельской области (1816 г.). Жилая часть избы состоит из двух помещений, расположенных по переднему фасаду: черной избы с горницей (теперь там поставлена русская печь) и зимней избы с окнами по боковому фасаду. Большой двухэтажный двор примыкает к избе сзади и находится под одной крышей с жилой частью.

Характерным типом окончательно сформировавшегося дома-двора с пятистенком может послужить дом А.В. Попова в селе Кузьминское Тарногского района Вологодской области и дом С.А. Уваева в селе Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области.

Дом-двор А.В. Попова в селе Кузьминское. Тарногский район.

Вологодская область

Дом был возведен на рубеже XVIII-XIX веков Кузьмой Панфиловичем Поповым.

Дом Попова представляет собой развитый жилой комплекс, состоящий из пятистенной избы, избы-зимовки, трех холодных клетей «на повите» (втором этаже двора) и светелки на чердаке.

Пятистенок С. А. Уваева в селении Мытищи Юрьевецкого района Ивановской области отличается функциональной целесообразностью системы планировки, цельность композиционного замысла, богатством архитектурных форм.

В основе планировки дома лежит традиционная схема расположения жилых и хозяйственных срубов. Впереди - изба, затем подсобные помещения (клети, чуланы) и скотный двор. Все постройки связаны между собой сенями, переходами, лестницами и находятся друг за другом на одной продольной оси и укрыты общей двухскатной кровлей. Из внутреннего убранства можно отметить отделение части избы напротив устья печи.

Дом Уваева имеет богатый резной декор, как внутри дома, так и снаружи. Строил и украшал дом мастер Емельян Степанов со своей артелью.

Дом-двор С. А. Уваева в селе Мытищи. Юрьевецкий район. Ивановская область

Расположение пятистенка длиной стороной на улицу когда три стенки выходят на фасад дома характерно для районов Севера и Верхнего Поволжья.

В Новгородской области пятистенные избы ставились к улице узкой стороной. Например дом П.П. Ковалева в селении Чистово Мстинского района Новгородской области.

Дом-двор П.П. Ковалева в селе Чистово. Мстинский район. Новгородская область

Двойня и шестистенок

Кроме четырех стенной и пятистенной избы в русском народном зодчестве получил широкое распространение третий тип крестьянского жилища - шестистенок. Конструктивную основу этой постройки составляет связь шести капитальных стен (две расположены параллельно улицы и четыре перпендикулярно). Особенность планировки шестистенка заключается в наличии трех изолированных помещений по передней линии застройки дома. Двор расположен позади дома, на одной продольной оси с жильем.

Шестистенная изба была преимущественно распространена в северных районах. Однако ее разновидности можно встретить в Новгородской, Костромской и Ярославских областях.

Путь развития шестистенка можно проследить при сопоставлении ряда построек. Прежде всего, это изба-двойня сложившаяся еще в древнерусском зодчестве.

Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу В одном помещении располагалась изба, с тремя окнами по фасаду и двумя на боковой стороне. Печь в избе стояла у входной двери и была отодвинута от боковой стены. Здесь находился ручной жернов для помола муки и крупы, отсюда и название «жернов угол». Остальная планировка традиционна: вдоль стен лавки, над дверь полати, в красном углу иконы. Подобная планировка избы характерна для всех мезенских и пинежских построек. Вторе помещение холодная клеть - летняя горница.

Наличие двух смежных бревенчатых стен в избе-двойне плотники объясняли стремлением сделать жилище более долговечным. Они полагали, что одна бревенчатая стена, разделяющая теплое и холодное помещение, скорее загнивает, так как конденсирует в себе влагу, которая не может испариться из-за отсутствия движения воздуха в соседнем помещении. Две стены с промежутком между собой обеспечивали естественное проветривание. Не случайно между этими стенами со временем стали устраивать волоковое окошко, а впоследствии и косящатое. Увеличивающиеся расстояние между срубами позволяло создать дополнительное помещение в доме. Вначале это был холодный чулан, а затем теплая изолированная комната. Продольные бревна стен при этом удлинялись и конструктивно связывались между собой.

Со временем горница получила одинаковые размеры с избой и то же количество окон по главному фасаду. Главный фасад четко членился поперечными стенами по всей высоте на три части. Центральную ось подчеркивали балконы, дверные проемы, спаренные окна и высокие крыльца с длинными маршами лестниц. Так постепенно формировался новый тип крестьянского жилища - шестистенок.

Изба-двойня в северных селениях

Формирование из избы-двойни дома с заулком

Избы шестистенки в северных селениях

Шестистенная изба Севера при общей конструктивной системе имеет две основных разновидности. Первый тип шестистенка имеет три жилых помещения расположенных в передней части дома, сенями, идущими в поперечном направлении и отделяющими жилье от двора, и крыльцами, устроенными с боковой стороны. Во втором типе изба и горница расположены также, но между ними вместо заулка сделаны сени. Перемещение сеней на продольную ось здания существенно изменило его облик за счет устройства на фасаде парадного крыльца.

Перемещение главного входа и высокого крыльца с парадной лестницей с боковой стороны на уличный фасад здания значительно обогащало пластическую выразительность постройки, позволяло зодчему создать сильный объемно пространственный центр всей композиции дома.

Шестистенки с крыльцом на центральном фасаде

Дома с подобными планировками расположены в районах Северной Двины, Костромской области и в Коми АССР

Дом кошелем

Изба кошелем характеризует новый, отличный от других тип крестьянской застройки. «Кошел» («кошевник», «кошма») - термин, широк распространенный в народном быту. Этим словом обозначают и крупный плоты из бревен и дров, и длинные телеги, и широкие сани-розвальни, и вместительные корзины, и мешки. В крестьянском зодчестве он представляет жилые постройки с огромной площадью двора, превышающего габариты обычной избы в два-три раза и примыкающего к избе с боковой стороны.

Изба и двор составили единую и неразрывную плоскость переднего фасада. Один из скатов кровли делался длиннее другого, что делало ассиметричным композицию фасада. Жилая часть дома могла состоять из избы-клети, избы-двойни, избы пятистенка или шестистенка.

Дома кошелем встречаются в низовьях Печоры и Верхнем Прикамье, на побережье Белого моря, но наибольшее распространение дом кошелем получил на островах Онежского озера.

Дома Печеры и Прикамья имеют конструктивно монолитный сруб, покрытый равными скатами кровли, придающими симметрию всему объему. Жилые срубы имеют незначительные габариты и стоят на низких подклетах. Количество окон на главном фасаде колеблется от двух до трех. Дома не имеют балконов, обходных галерей, высоких крылец и богатых резных наличников.

Дом М.С. Чупровой в селе Усть-Цильма. Коми

Развитие дома кошелем в Печерских селениях

Тяжелые условия жизни Печерских крестьян, неурожаи, объясняют простоту и суровость местной крестьянской архитектуры.

На берегах Белого моря и Северной Двины наряду с земледелием, велась добыча соли, руды, смолы, ловля рыбы, развивалось судостроение, различные ремесла и промыслы. Поэтому местные жители могли себе позволить построить шикарные дома и богато их украсить.

Бурный экономический подъем Заонежья приходится на начало XVIII в. и связан с деятельность Петра I, который организовал здесь добычу руды и основал металлургические заводы.

Заонежские деревни, возникшие вокруг погостов, состояли из небольших групп построек. Многочисленные лагуны и проливы отделяли их друг от друга, а иногда от полей, лугов и лесов. Лодка в этих местах была единственным средством сообщения, на ней возили хлеб, сено, ловили рыбу, перевозили скот, ездили в церковь.

Большое количество изб этих деревень, несмотря на разнообразия внутренних планировок, и декоративного оформления относятся к домам кошелем.

Развитие дома кошелем в Заонежье

Жилые помещения заонежских домов не имеют перегородок, полатей и голбцев у печи, поэтому они кажутся необычайно большими и свободными.

Дома кошелем наиболее архаичный тип дома в Карелии, дома более позднего времени состоят из четырехстенной избы или пятистенка с расположением двора позади жилья, такая постройка называется дом-брусом.

Такая планировка жилья облегчала ремонт крыши и увеличивала высоту второго этажа хозяйственной части.

Двухэтажные здания

Двухэтажные избы не представляют собой самостоятельного типа жилых построек. В большинстве случаев в обоих этажах повторяется планировка одноэтажного крестьянского жилища.

Двухэтажные дома возводила в основном зажиточная часть крестьянства. Они требовали больше материала и были значительно дороже в строительстве и эксплуатации.

По свидетельству путешественников трех-четырех этажные постройки были в Москве в XVI-XVII вв., а жилые срубы дворца в Коломенском достигали шести этажей.

Среди жилого крестьянского двухэтажного жилья можно выделить узкие срубы-башни, которые являлись дополнительным жильем и ставились рядом с основным домом.

Дом А.И. Ореца в городе Печеры. Псковская область

Вторым типом является обычный крестьянский дом (четырехстенок, пятистенок, шестистенок), с двумя этажами.

Дом Н.А. Зуева в селе Опалиха. Чкаловский район. Нижегородская область

Обычно на первом этаже располагали избу с тяжелой глинобитной печью, а на втором этаже устраивали холодные горницы, иногда с белой печью или с легкой «голландского» типа.

Дом в селе Едома. Лешукунский район. Архангельская область

Дом М.И. Бурмагиной в селе Бредовицы. Виноградовский район. Архангельская область

На Русском Севере существовало два способа рубки домов: в первом случае дом строил сам хозяин при помощи родственников и соседей, это так называемее - «помочи». Или приглашали специальные плотничьи артели. Стоимость дома колебалась в зависимости от сложности от 30-500 руб.

Усадьбы

На севере преобладали усадьбы с закрытыми дворами - дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. Первый этаж хозяйственного двора занимал скотный двор, второй этаж поветь - сеновал. Срубы конюшен не были связаны со вторым этажом, который опирался на специальные столбы, что позволяло своевременно менять загнившие срубы конюшен.

В зависимости от расположения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы.

«Брус» - это дом с однорядной связью, покрытый двухскатной симметричной крышей. Дом и хозяйственная часть имеют одинаковую ширину и расположены по одной оси.

Дом - двор «брусом» Юрова из деревни Криуля. Вологодская область.

Разновидностью данной постройки является «брус с уширенным сараем», в данном случае хозяйственная часть шире жилой, в образовавшемся углу устраивают взвоз на поветь. Такие усадьбы были характерны для Каргопольского района.

Дом-двор с уширенным двором Попова из деревни Погост. Каргопольский район. Архангельская область

«Глаголь» - хозяйственная часть в таких домах расположена с боку и позади жилой, в плане напоминает букву «Г».

Дом-двор «глаголем» Царевой Е.И. из деревни Пырищи. Новгородская область

«Кошель»- в этом случае жилая часть и двор стоят рядом и покрыты общей ассиметричной двухскатной крышей. Один скат крыши над жилой частью более крутой, над хозяйственной более пологий. В плане кошель образует почти правильный квадрат. Название «кошель» пошло от большого берестяного короба (дом Ошевнева).

Дом - двор «кошелем» Ошевнева из деревни Ошевнева. Карелия

«Т - образная связь» - представляет собой жилой дом, состоящий из двух срубов соединенных сенями. Длинной стороной дом выходит на улицу, а хозяйственный двор примыкает к противоположной стене к сеням. Такой дом имеет в плане букву «Т». Распространены были подобные дома в Каргополье.

Дом- двор с «Т»- образной связью Пухова из деревни Большые Халуи. Каргопольский район.

Архангельская область

«Двухрядная связь» - дом и двор в этом случае стоят параллельно друг другу.

Дом-двор двухрядная связь Кириллова из деревни Киселево. Каргопольский район. Архангельская область

К дому-двору сбоку иногда пристраивался невысокий сруб «зимней» или «скотной» избы. Здесь готовили еду для скотины и держали ее в сильные холода.

Дом с зимней избой Болотовой из деревни Королевская. Вологодская область

Кроме дома-двора в крестьянскую усадьбу входили амбары для хранения зерна и одежды (обычно от 1 до 3-х) и ледник для хранения различных продуктов питания. Амбары ставили «на глазах» перед домом или за деревней где они создавали «амбарные городки». Кроме амбаров в состав усадеб входили гумно, овин, баня, располагались они в стороне от жилья. В коллективном пользовании крестьян были мельницы, кузницы, общественные амбары - магазеи. Границы между усадьбами не выделялись, обычно обносили изгородью все поселения для защиты от скота.

Эпилог

Крестьянский деревянный дом как бы всем своим видом указывает, что человек, вмешиваясь в природу, вносит нечто новое, не похожее на природную первозданность и вместе с тем не порывает с ней окончательно.

Русская деревня своей рукотворностью резко контрастирует с нерукотворным ландшафтом, но в тоже время неотделима от него.

В доме построенном в соответствии с вековыми традициями, эргономика и эстетика не противостоят друг другу, а естественно сочетаются.

Наши предки всегда увязывали свой дом с окружающей средой, отсюда и кажется, что изба будто бы выросла из земли, так хорошо она вписывается во всеобщий ансамбль, который никто не планировал, просто каждый строитель с уважением относился ко всему созданному до него, это необходимое условие культуры строительства, от которого нельзя отступать.

Строители призвав свой собственный опыт и опыт многих предыдущих поколений, всегда стремились к тому, чтобы людям было удобно жить в построенном ими доме. Учитывалось все. Например, большое значение предавалось тому, как будет падать свет из окна, когда женщины сядут ткать и прясть. В зависимости от этого были избы - «пряхи» и избы - «непряхи».

Красивой считалась та изба, где планировка и обстановка давали возможность удобно работать и отдыхать.

Все предметы домашнего обихода являются всего лишь фоном для раскрытия самого человека. Взять хоть гладкие поверхности бревенчатых стен: теплая, светлая текстура сосновых бревен, красивый, но нейтральный фон который не поглощает человека, а выделяет его.

Человек оживляет собой постройку, вносит в нее смысл и содержание он ее душа.

Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций которые проверенны вековой народной мудростью (опытом). Однако «традиция это процесс, она должна все время находится в развитии в условиях постоянно меняющейся жизни». Не стоит держаться за старину там где она окончательно изжила, но нужно все же прислушиваться к ее отголоскам.

«Любое соприкосновение с традиционным народным искусством учит вкусу и такту-мере и соразмерности, гармонии в жизни и обществе». (В.Г. Смолицкий).

Литература:

1. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища: Север и Верхнее Поволжье.- М.: Изд-во АН СССР,1962.-338с.:- ил.

2. Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX- начало XX века). - Архангельск: Правда Севера, 2005.- 312 с.: 290 ил.