Десятинная церковь 989. Первый храм древней руси

Десятинная церковь 989. Первый храм древней руси
Десятинная церковь 989. Первый храм древней руси

Первый храм древней Руси

Один из самых известных памятников архитектуры и истории в Киеве — остатки фундамента Десятинной церкви. Первый каменный храм Древней Руси был построен в X веке. Он был свидетелем многих исторических событий и испытаний, выпавших на долю матери городов русских. И даже те немногие следы, что сохранились до наших дней, могут немало рассказать внимательному наблюдателю.

Десятинная церковь -первый каменный храм на Руси, возведенный в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). Интересно, что средства, выделенные якобы на строительство храма, на самом деле предназначались на развитие всей церковной инфраструктуры тогдашней Руси, а церковь только играла роль казны. Возведенная после крещения язычников церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как утверждают историки, именно здесь были похоронены Владимир Креститель и его жена — византийская царевна Анна. А также братья великого князя Владимира — Ярополк и Олег. Здесь же покоится и его внук — сын Ярослава Мудрого Изяслав.

В память о мучениках

Летописи повествуют, что место сооружения храма — на Старокиевской горе, у княжеских палат — было выбрано не случайно. Именно там стоял двор первых варягов-христи-ан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году. Князь Владимир решил искупить грех за смерть киевских мучеников и начал строительство Десятинной церкви.

Во время раскопок 1908 года ниже фундаментов основного выступа церкви археологи нашли остатки сруба X века, который, как они предполагают, мог быть домом Феодора и Иоанна. Не исключено, что их мощи находились в нововозведенной христианской святыне.

Считается, что первая каменная церковь Киевской Руси стала усыпальницей и для многих киевских князей. Правда, по этому поводу мнения историков и археологов разделились. Ученые признают, что, да, были найдены захоронения, которые отождествляют с могилами княгини Ольги и Владимира Святославича, а также братьев Владимира — Ярополка и Олега — и сына Ярослава Мудрого Изяслава. Но мощи не сохранились, а гробницы, которые экспонируются в Софии, также не полностью идентичны. Где какая была, за пределами или в пределах собора, — это открытый вопрос. На мысль о том, что были найдены именно останки князей, исследователей натолкнули мраморные саркофаги. И больше практически никаких фактов…

Десятинная церковь, построенная по проекту Василия Стасова. 1911 год

Вплоть до появления Софийского собора церковь князя Владимира выполняла функции кафедрального храма. Как и детище Ярослава Мудрого, она имела свой про тотип в Византии. Десятинная строилась по образцу церкви при императорском дворце в Константинополе. А вот техника кладки — это уже заслуга мастеров-строителей Киева. Смешанная кладка из плинфы и камня в технике со скрытым рядом не зафиксирована в тогдашних византийских зданиях.

Утверждать точно, какой изначально была Десятинная церковь, никто из исследователей не решается. Их осторожные предположения основываются на письменных источниках, а также на материалах археологических раскопок. В земле было найдено много обломков мраморных колонн, плит, резных деталей, мозаик и фресок. Сейчас они хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».

К сожалению, с самого начала этот величественный храм преследовали беды. Первое повреждение Десятинной церкви произошло в далеком XI веке, во время большого пожара. Впоследствии ее отстроили и окружили с трех сторон галереями.

Через 100 лет, в 1169 году, церковь пострадала во время нападения на Киев войска Андрея Боголюбского, а в 1203 году — Рюрика Ростиславича. В 1240 году Киев оказался захвачен монголо-татарской Ордой. Десятинная церковь стала последним оплотом защитников города. Туда спрятались киевляне вместе со своим имуществом. Но конструкции здания, изрядно ослабленные недавним землетрясением, не выдержали и рухнули. Другие источники утверждают, что церковь пала под натиском басурман.

Мемориальный камень на восстановленном фундаменте Десятинной церкви

Свято место пусто не бывает

В 1635 году киевский митрополит Петр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». То есть Никольская церковь, как ее называли в народе, была возведена на месте старой. Но так ли это было на самом деле? Во времена Петра Могилы полностью сохранился юго-западный угол Десятинной церкви. В конце XVIначале XVII веков тыльное отверстие было закрыто деревянной стеной, образовывая небольшую часовню, в которой, согласно документу 1616 года, служили только на праздники.

Именно эту старую деревянную стену и разобрал Могила, заменив ее на новую, кирпичную. Разобранная стена относилась ко временам древнерусского ремонта, сделанного за несколько десятилетий до вторжения монгольского полководца Батыя.

Метрополит Петр Могила

Следовательно, митрополит Петр Могила не построил новый храм, а наоборот — «законсервировал» и сохранил остатки древнерусской церкви, разобрав старые деревянные конструкции и укрепив сохранившиеся остатки средневековых стен. Кстати, как раз под его руководством в 1635 году были найдены мраморные саркофаги с мужским и женским скелетами, которые Могила провозгласил мощами князя Владимира и княгини Анны.

В XIX веке свой вклад в изучение храма внес епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). Он организовал раскопки, благодаря которым был обнаружен фундамент Десятинной церкви. Исходя из данных археологии, история об обнаружении митрополитом Петром Могилой останков князя Владимира не может быть верной. Мощи, выдаваемые сейчас православной церковью за останки князя Владимира, вероятнее всего, принадлежали одному из его дальних потомков.

Следующее и последнее восстановление Десятинной церкви произошло 2 августа 1828 года — на основе проекта петербургского архитектора Василия Стасова. Проект киевлянина Андрея Меленско-го (автора проекта церкви на Аскольдовой могиле и Гостиного Двора на Подоле) был отклонен.

На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памятник русского православия» подвергли сокрушительной критике. Во-первых, построили его с отклонениями от задуманного русско-византийского стиля и не сберегли давнюю кладку из-за опасений осадков. Во-вторых, церковь получилась довольно тяжелой, особенно по сравнению с соседней Андреевской. В 1936 году церковь разобрали по случаю строительства в этом районе правительственного квартала. К счастью, тогда удалось спасти Софийский собор.

Освещение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Мистическая связь

Драматично сложились судьбы многих людей, имевших отношение к Десятинной церкви. Ее основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. А после кончины крестителя Руси его сыновья немедленно ввязались в кровавую братоубийственную войну.

Стоит вспомнить и курского помещика Александра Анненкова, который инициировал восстановление Десятинной церкви в XIX веке. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием. На самом деле им двигало стремление к материальной выгоде — он искал легендарные древнерусские клады. И даже, по слухам, нашел. Впрочем, найденные сокровища не принесли Анненкову счастья: сам он спился, имущество промотал, доброй памяти не оставил, а его единственная гордость — отстроенная церковь — была разрушена.

Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках абсолютно не скрывал тот факт, что начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград. Однако его план восстановления Десятинной церкви не был признан ни митрополитом Евгением, ни императорской комиссией из-за многочисленных недочетов. А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундаментов церкви. Однако и его проект не прошел.

Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов, исследовавших святыню в начаче XX века. Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Сергей Вельмин и Феодосий Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский археолог Михаил Каргер. Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно.

Александра ШЕПЕЛЬ

More from my site

Вконтакте

Возвел его князь Владимир. Храм строился всего 5 лет, с 991 по 996 год. К сожалению, судьба у него была довольно трагическая, уже в 1240 году он перестал существовать. Некоторые остатки церкви сохранились до наших дней и сегодня находятся в усадьбе Исторического музея.

В период, когда только зарождалось, строительство церкви имело очень большое значение. Она была возведена по образцу Константинопольского храма при дворе императора. Десятинная церковь строилась специально приглашенными из Византии мастерами из совершенно новых отделочных материалов. Место для ее возведения выбрано не случайно. Там раньше жили два христианских мученика, убитых язычниками. Для искупления такого греха князь Владимир и принял решение возвести храм.

Десятинная церковь так называется, потому что князь выделил на строительство храмов десятую часть своего имущества, а она была главной сокровищницей. Известно, что ее структура и размеры были очень впечатляющие, лучше этой церкви была только София Киевская. Многие письменные источники тех времен называют Десятинную церковь мраморной, видимо, потому, что в ней было много колонн, фресок и мозаик из мрамора. По декоративному оформлению она была одной из лучших.

Десятинная церковь в Киеве изначально охраняла покой князя Владимира и его жены Анны, а также Чуть позже были перенесены останки Олега и Ярополка - братьев Владимира, а затем Изяслава Ярославовича и Ростислава Мстиславовича. Простоял храм недолго, в 1240 году на Киевскую Русь напал со своим начисленным войском. Все киевляне пытались укрыться в церкви, но она не выдержала такой нагрузки, стены обвалились, похоронив под собой всех людей.

Десятинная церковь (а точнее ее руины) простояла вплоть до XIX века. Предпринималось несколько попыток ее изучения. Археологи отмечали, что стены храма испещрены надписями на грецком языке. Во время раскопок обнаружили и саркофаги с останками князей, а также золотыми украшениями, которые были на них.

Десятинную церковь неоднократно пытались возродить. Сначала это произошло в 1636 году, тогда был построен небольшой храм; а в 30-х годах XIX столетия построили новую десятинную церковь, но по архитектуре она совсем не напоминала свою предшественницу. Многие киевляне считали ее позором и оскорблением великого храма князя Владимира. Поэтому никто сильно не расстроился, когда в 1936 году церковь полностью разрушили, разобрав по кирпичику.

В 2005 году правительством был подписан указ о восстановлении такого архитектурного памятника и украинской святыни, как Десятинная церковь. Киев - великий город с десятками красивейших храмов, но, все же, подняв из руин эту церковь, он станет еще красивее и интереснее. Но судьба храма пока не известна, поскольку строительство до сих пор не начиналось. Ведутся ожесточенные споры на счет того, какой должна быть Десятинная церковь - восстанавливать ее первоначальный вид или строить совершенно новое строение. Придут ли стороны к компромиссу, и будет ли возведена святыня, покажет только время.

в Киеве, первый каменный храм Др. Руси, посвящен одному из Богородичных праздников (см. ниже), возведен в 990/1-996 гг. по повелению равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на Старокиевской горе, вблизи княжеской резиденции.

Домонгольский период

Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений), создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер.- 2-й пол. X в., оружие и др.). По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г.», чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. (Михайлов . С. 37, 42).

Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54). Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42´ 34 м) вычленяется композиционное ядро - 3-нефный храм с большим (7´ 6,5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон сооружение было окружено галереями с множеством дополнительных объемов. После исследований кон. 30-х гг. ХХ в. считалось, что эти пристройки появились при св. кн. Ярославе (Георгии) Владимировиче . Однако в ходе архитектурно-археологических исследований 2005-2006 гг. было установлено, что галереи были возведены на рубеже Х и ХI вв., при кн. Владимире Святославиче. Д. ц. располагалась в центре архитектурного ансамбля, включавшего неск. каменных построек, возможно, являлась княжеским дворцовым собором. Разрушение большей части фундаментов храма усложняет реконструкцию его первоначального плана и внешнего вида (в наст. время существует 15 реконструкций Д. ц.). Мн. вопросы объемно-пространственного воссоздания собора (количество глав, место расположения лестниц на хоры и др.) остаются нерешенными.

Храм был изысканно украшен: стены и своды покрыты фресковой и мозаичной росписью, пол выложен мозаикой и каменными плитами. Мраморные резные плиты предалтарной преграды и ограждений хор, колонны тройных аркад хор, использование местных пород камня - пирофилитового сланца, красного кварцита, известняка - придавали интерьеру собора торжественный вид.

Еще в 995/6 г. по повелению князя Д. ц. была поручена Анастасу Корсунянину (являвшемуся, по-видимому, экономом церкви), клир составили священники, пришедшие с кн. Владимиром из Корсуня (Херсонеса); рядом с Д. ц. до посл. трети XI в. на горе был построен двор доместика (ПВЛ. С. 27, 86), что свидетельствует о наличии в соборе хора. В 996 г., после завершения строительства, кн. Владимир вложил в Д. ц. иконы, сосуды, «честные кресты», а также «медяне две капищи и 4 кони медяны, иже и ныне стоять за святою Богородицею, якоже неведуще мнять я мрамаряны суща», вывезенные им после 27 июля 989 г. из Корсуня (Там же. С. 52, 54). После освящения храма кн. Владимир «в тъ день боляром и старцем градским, и убогим раздая именье много» (Там же. С. 55). День освящения Д. ц. праздновался Русской Церковью 12 мая, о чем свидетельствуют записи в древнерус. пергаменных месяцесловах, Прологах и обиходниках (Лосева О . В . Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 338).

Существует неск. гипотез относительно посвящения храма. Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что Д. ц. была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Данная т. зр. получила поддержку в позднейшей историографии (Воронин Н . Н . Зодчество Киевской Руси // История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. С. 117; Ильин . 1965. С. 266-268; Рапов . 1988. С. 242-244; Кучкин . 1997. С. 178 и др.). Д. ц. называется Успенской в великорус. источниках XVI в.: в Тверском сб. (1534), в Чудовской редакции Жития св. Владимира, в некоторых вариантах проложного Жития св. Владимира, а также в юго-западнорусских источниках XVII-XVIII вв., в частности в помяннике киево-печерского архим. Иосифа (Тризны ; 1647-1655) (Кучкин . 1997. С. 221). Мнение, что Д. ц. могла быть посвящена Рождеству Пресв. Богородицы, опирается на аллюзии на службу данного праздника, содержащиеся в «Слове о законе и благодати» митр. Илариона , к-рое, вероятно, произносилось в Д. ц. Кроме того, с XVII в. праздник Рождества Пресв. Богородицы был престольным для Д. ц., что отразилось, в частности, в названии участка деревянно-земляных укреплений, построенных во 2-й пол. XVII в. в Верхнем городе Киева. Следует упомянуть, что еп. Титмар Мерзебургский в своей хронике (1018) называет Д. ц. храмом «мученика Христова папы Климента» (Назаренко . 1993. С. 136, 141; Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 319). По-видимому, он повторил обиходное название храма - по находившимся здесь мощам почитаемого святого.

По свидетельству летописца, в Д. ц. после завершения ее строительства (996) на хранение был положен Устав кн. Владимира о даровании ей десятины княжеских доходов: «Даю церкви сей Святей Богородице от именья моего и от град моих десятую часть» (ПВЛ. С. 55; первоначальный текст Устава не сохр., архетип существующих редакций восходит к сер.- 2-й пол. XII в.). Распоряжаться десятиной было поручено Анастасу Корсунянину. Можно предположить, что она предназначалась не только на содержание храма, но и на общецерковные нужды, ее распределение производилось при непосредственном контроле со стороны княжеской власти (ср.: Флоря Б . Н . О материальном обеспечении Церкви на Руси и в западнослав. гос-вах в период феодализма // ДГСССР: 1985. М., 1986. С. 117). Позднее материальное благосостояние Д. ц. поддерживалось не только десятиной, к-рая, очевидно, со временем была заменена др. формой обеспечения, менее затратной для княжеской власти. Так, напр., в 1170 г. южнорус. летописец отмечает, что половцы ограбили сельскую округу городов Полонного и Семыча. При этом отмечается, что в Полонном была церковь Пресв. Богородицы, а сам город принадлежал Д. ц. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 556).

В 1039 г. митр. Феопемпт в присутствии кн. Ярослава Мудрого вновь освятил Д. ц. Насколько можно судить по сохранившимся кладкам фундамента, к Д. ц. в этот период не было пристроено новых объектов, но это не исключает возможной перестройки верхних частей, интерьера и т. п. В 1018 г., в ходе усобицы, Киев покинул Анастас Корсунянин, вывезший в Польшу казну, захваченную в столице Руси Болеславом I Храбрым ; в 1026 г. окончилась княжеская междоусобица и в Киеве утвердился кн. Ярослав Мудрый.

В 1-й пол. ХII в. Д. ц. подверглась значительной перестройке. Были заново переложены участки фундаментов и стен, прилегающих к юго-западному углу постройки, перед зап. входом появился новый притвор. В галереях пол украсили поливные плитки, разнообразие форм к-рых (квадратные, 3-угольные и 8-угольные) позволило имитировать мраморные напольные мозаики времени строительства церкви. Согласно списку, «всем градом Рускым, далним и ближним» (первоначальная редакция относится к посл. трети XIV в.) «свята Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати (25.- А . К .) версех» (ПСРЛ. Т. 3. С. 475; по мнению ряда исследователей, такое количество «верхов» представляется избыточным). В летописях со 2-й пол. XII в. упоминаются колокола Д. ц. В ХIX-XX вв. в непосредственной близости от собора были найдены 2 колокола, к-рые, очевидно, принадлежали этому храму.

8-10 марта 1169 г., во время захвата рус. князьями Киева, город подвергся жестокому разорению, в числе пострадавших южнорус. летописец отмечает «и Десятиньную Богородицю». Победители «церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы, изнесоша... и вся святыни взата бысть» (Там же. Т. 2. Стб. 545). В 1203 г., во время захвата Киева кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем , «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженных первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых на память собе, то положиша все собе в полон», клирики были либо убиты, либо взяты в плен (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 418-419).

В нач. дек. 1240 г. ордынцы захватили основную часть Киева. Последние защитники города во главе с воеводой Дмитром удерживались около Софийского собора, где создали оборонительную линию, но после жестокой битвы были выбиты оттуда и укрылись в Д. ц. От большого скопления людей, в т. ч. горожан, многие из к-рых принесли с собой имущество, своды храма рухнули («оузбегшим и на церковь, и на комар церковныя и с товары своими, от тягости повалишася с ними стены церковныя» - Там же. Т. 2. Стб. 785). (По предположению М. К. Каргера, причиной обрушения Д. ц. стали действия стенобитных орудий. Однако летописец, подробно описавший осаду и штурм Киева, не упоминает об этом факте, к тому же при осаде скорее выбивались бы двери церкви, но не толстые каменные стены.) Возможно, после разрушения храма производилась расчистка развалин и выемка тел погибших, о чем свидетельствует большая братская могила, обнаруженная перед апсидами храма. Уцелевшей оказалась лишь незначительная часть святыни - зап. треть юж. галереи (выстояла благодаря ремонту ХII в.?).

Святыни и княжеские захоронения в Д. ц.

В храме находились привезенные св. Владимиром из Корсуня мощи свт. Климента , папы Римского, и его ученика Фива. О широком почитании их в Киеве в домонг. время существует ряд свидетельств, в т. ч. иностранных: кн. Ярослав «показывал» головы святых папы Климента и его ученика Фива членам французского посольства (в т. ч. Шалонскому еп. Роже), прибывшим сватать кнж. Анну Ярославну за франц. кор. Генриха I (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2000. С. 354). Иаков Мних и автор «Повести временных лет» упоминают мощи «иных святых», привезенных кн. Владимиром в Киев из Корсуня, возможно, они также находились в Д. ц. и были утрачены во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. В «Повести временных лет» говорится о том, что в 1007 г. «пренесени святии в святую Богородицю», но не сообщается, чьи это были мощи (ПВЛ. С. 57).

Согласно происходящему из Киево-Печерского мон-ря преданию о первом Киевском митр. св. Михаиле , «первосвятитель скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви; потом, около 1103 г., при печерском игумене Феоктисте, мощи его, обретенные нетленными, перенесены в Антониеву пещеру, а отсюда уже в 1730 г. по Высочайшему указу перенесены в главную церковь Киевской лавры» (Макарий . История РЦ. Кн. 2. С. 28-29). Книга Степенная царского родословия (сер. XVI в.) сообщает о перенесении в Д. ц. кн. Владимиром и митр. Леонтом (Леонтием) мощей св. кнг. Ольги (митр. Макарий (Булгаков) относит это событие к 1007), мощи почивали в каменном саркофаге, впосл. были утрачены (в помяннике архим. Иосифа (Тризны) эти факты не отражены). В 1011/12 г. в Д. ц. была похоронена св. кнг. Анна , в 1015 г.- ее супруг, равноап. кн. Владимир.

Их останки покоились в 2 мраморных саркофагах посреди храма (что не соответствует визант. практике), были утрачены после разрушения церкви в дек. 1240 г. Во время разборки руин Д. ц. в 1632/36 г., по сведениям митр. Самуила (Миславского) , митр. св. Петр (Могила) обрел предполагаемые гробы кн. Владимира и кнг. Анны.

Основная часть захоронений XI в. в Д. ц. (Каргер за время раскопок обнаружил 8 саркофагов в храме и 2 саркофага вне храма) принадлежит представителям княжеской династии. Помянник архим. Иосифа (Тризны) сообщает под 1007 г. о перезахоронении в храме тел 2 полоцких князей, потомков св. Владимира,- Изяслава Владимировича († 1001) и его сына Всеслава († 1003) (РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 714. Л. 361 об.- 362). В 1044 г. по приказу вел. кн. Ярослава Владимировича над останками его дядей-язычников - киевского кн. Ярополка Святославича и древлянского кн. Олега Святославича - был совершен обряд крещения, после чего они были погребены в Д. ц. 3 окт. 1078 г. в храме в мраморном саркофаге был похоронен погибший в бою на Нежатиной Ниве киевский кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич (ПВЛ. С. 86). Одним из последних захоронений в Д. ц. стало погребение 16 нояб. 1093 г. кн. Ростислава Мстиславича († 1 окт. 1093), внука вел. кн. Изяслава Ярославича (Там же. С. 95).

В XI - сер. XIII в. Д. ц. была одним из центров паломничества в Юж. Руси. Так, в 1150 г. галицкий кн. Владимирко Володаревич, объезжая киевские святыни, сначала направился в Вышгород, где поклонился мощам св. князей Бориса и Глеба , вернулся в Киев и «приехал к святои Софьи», а затем «еха к святеи Богородици Десятиньнеи, и оттуда еха к святои Богородици Печерьскои манастырь» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 403).

2-я пол. XIII-XX в.

После обрушения в 1240 г.храм не был восстановлен.В кон. ХVI - нач. ХVII в. Д. ц., называвшаяся по храмовой иконе церковью Николы Десятинного, принадлежала униатам, вокруг нее располагалось большое городское кладбище, где производились захоронения в ХVI-ХVIII вв. В 1635 г. благодаря усилиям митр. Петра (Могилы) храм стал православным, в нем был сделан ремонт, разобраны руины. В нач. ХIХ в., как показали археологические исследования и анализ изображений Д. ц., в церкви времени митр. Петра были использованы стены древнего собора. Тогда же, вероятно, была произведена расчистка алтарной части и поиск закладных святынь на месте престолов. Об этом свидетельствуют перекопы в центральных частях апсид, выявленные во время раскопок 1908 г.

После занятия в 1654 г. Киева московскими войсками в ходе русско-польск. войны обновленная Д. ц. была освящена. По сведениям «Росписного списка г. Киева 1700 г.», с зап. стороны к каменной церкви была «приделана трапеза деревянная да вверху придел святых верховных апостол Петра и Павла». В ХVIII в. Д. ц. неск. раз ремонтировалась, в частности в 1758 г. на средства мон. киевского Фроловского мон-ря кнг. Долгоруковой. В 1828-1842 гг. по проекту архит. В. П. Стасова в «русско-византийском стиле» была построена новая церковь, к-рая по размерам уступала постройке времени кн. Владимира. При ее возведении старый храм разобрали, строительный материал (кирпич Х-ХII вв., камни) использовали в новом фундаменте. Эта церковь была разрушена в сер. 30-х гг. ХХ в., от нее сохранились части фундаментов и отдельные детали интерьера, найденные во время раскопок в 2005-2006 гг. Фрагменты штукатурки неск. типов с остатками настенной живописи из древней Д. ц. (по материалам коллекции Каргера 1948) хранятся в ГЭ.

Археологическое изучение Д. ц. осуществлялось в 20-х гг. ХIX в. (К. А. Лохвицкий и Н. Е. Ефимов), в нач. ХХ в. (Д. В. Милеев), накануне Великой Отечественной войны (Т. Н. Мовчановский, Каргер) и в 2005-2006 гг. (Г. Ю. Ивакин, В. К. Козюба).

Ист.: Голубев С . Т . Мат-лы для истории Западнорус. Церкви // ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. С. 5-192; он же . Историко-топогр. изыскания и заметки о древнем Киеве // ТКДА. 1899. № 12. С. 574-599; Присёлков М . Д . Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); ДРКУ (по указ.); Назаренко А . В . Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1993; ПВЛ. СПб., 19962 (по указ.); Кучкин В . А . Княжеский помянник в составе Киево-Печерского Патерика Иосифа Тризны // ДГВЕ, 1995. М., 1997. С. 220-221, 172, 177-180; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2; Т. 2; Т. 3 (по указ.); Др. Русь в свете зарубежных источников / Ред.: Е. А. Мельникова. М., 2000; Боплан Г . Л ., де . Описание Украины / Пер. с франц.: З. П. Борисюк. М., 2004.

Лит.: Краткое ист. описание Десятинной первопрестольной соборной церкви в Киеве. СПб., 1829. Полтава, 18492; Л[ебединце]в П . Г . Почему Десятинная в Киеве церковь известна в народе под именем Десятинного Николая // Киев. старина. 1883. № 8. С. 755-757; Айналов Д . В . К вопросу о строительной деятельности св. Владимира // Сб. в память св. равноап. кн. Владимира. Пг., 1917. Вып. 1. С. 21-39; Каргер М . К . Княжеское погребение XI в. в Десятинной ц. // КСИИМК. 1940. Вып. 4. С. 12-20; он же . Археологические исслед. Др. Киева: Отчеты и мат-лы (1938-1947). К., 1950. С. 45-140; он же . Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. 1; 1961. Т. 2; Корзухина Г . Ф . К реконструкции Десятинной ц. // Сов. Арх. 1957. № 2. С. 78-90; Ильин М . А . О наименовании Десятинной ц. // Там же. 1965. № 2. С. 266-268; Щапов Я . Н . Княжеские уставы и церковь в Др. Руси, X-XIV вв. М., 1972. С. 33, 35, 38, 40, 49-50, 63, 76, 99, 116, 123-132, 303, 307-308; он же . Церковь в системе гос. власти Др. Руси: Десятина и ее происхождение // «Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 245-257; он же . Государство и церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 7, 11, 28-32, 38, 42, 76-77, 79, 87, 89, 125, 137, 193; Мурьянов М . Ф . О Десятинной церкви князя Владимира // Вост. Европа в древности и средневековье: Сб. ст. М., 1978. С. 171-175; Красовский И . С . Реконструкция плана фундаментов Десятинной ц. в Киеве // Сов. Арх. 1984. № 3. С. 181-189; он же . О плане Десятинной ц. в Киеве // Рос. Арх. 1998. № 3. С. 149-156; Пуцко В . Г . «Богородица Десятинная» и ранняя иконография Покрова // FS für F. von Lilienfeld. Erlangen, 1982. S. 355-373; он же . «Богородиця Десятинна» - мiф чи iсторична реалiя? // Ruthenica. К., 2006. Т. 5. С. 162-169; Тихомиров М . Н . Об общеслав. основе института десятины // «Крещение Руси» в трудах рус. и сов. историков. 1988. С. 258-264; Логвин Н . Г . Первоначальный облик Десятинной ц. в Киеве // Древности славян и Руси: [Сб. ст.]. М., 1988. С. 225-230; Рапов О . М . Рус. церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 240-244; Kämpfer F . Eine Residenz für Anna Porphyrogenneta // JGO. N. F. 1993. Jg. 41. S. 101-110; Церква Богородицi Десятинна в Киïвi: До 1000-лiття освячення. К., 1996; Медникова Е . Ю ., Егорьков А . Н . К технологии росписи Десятинной ц.: (По мат-лам коллекции М. К. Каргера 1948 г.) // Рос. Арх. 2000. № 2. С. 61-69; Козак Н . Лiтописнi «майстри iз Грекiв» та Десятинна церква у Києвi // Вiсник Львiвського ун-ту. Сер.: Мистецтвознавство. Львiв, 2002. Вип. 2. С. 115-122; Михайлов К . А . Киевский языческий некрополь и ц. Богородицы Десятинная // Рос. Арх. 2004. № 1. С. 34-45; Ричка В . Киïв - Другий Єрусалим: (З iсторiï полiт. думки та iдеологiï середньовiчноï Русi). К., 2005; Александрович В . «Богородиця Десятинна» - позiрна старокиïвська релiквiя // Ruthenica. К., 2005. Т. 4. С. 161-168; Козюба В . [К .] Дослiдження садиби Десятинноï церкви у Києвi в 1908-1914 рр.: (За мат-лами щоденникiв Д. В. Милєєва) // Там же. С. 169-214.

А. В. Кузьмин

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.

Десятинная церковь - первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан - младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов - десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена - византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь - последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. - Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ