Диагностика самоконтроля общении м снайдер. Оценка самоконтроля в общении М. Снайдера. Тест1 "умение слушать"
Читайте также
Инструкция :
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не-всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой,"хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Подсчет результатов : по одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0 –3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4 –6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7 –10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагаем следующие тесты.
Тест 1: «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ»
Инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник».
Варианты ситуаций
Ситуации, вызывающие досаду
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревога.
7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда осаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник спрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»
Обработка результатов : подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.
Интерпретация:
70%-100% – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40%-70% – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10%-40% – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее;
0%-10% – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович
Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)
Инструкция
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».
Текст опросника
1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов
1 балл - начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла - у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс НэнсиДругие вклады психоанализа в оценку личности В дополнение к теории драйвов, Эго, объектной и сэлф-ориентациям внутри обширного психоаналитического течения существует еще несколько других теорий, которые оказали влияние на наше понимание характера. Они включают в себя
Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен ТониЯ ПОЛУЧУ ОЦЕНКУ А Всем учителям и любому, кто спрашивал Эдварда о том, чего он хочет добиться, тот отвечал просто: «Я получу оценку А».Сначала школа не хотела вносить имя Эдварда в список кандидатов на поступление в Кембридж, но через какое-то время сдалась и согласилась
Из книги Ментальные ловушки на работе автора Гоулстон Марк Из книги Как развить уверенность в себе за 7 дней: 50 простых правил автора Сергеева Оксана МихайловнаПравило № 24 Учитывайте общественное мнение, но давайте сами оценку себе и окружающим Никогда нельзя быть однозначным в вопросах оценки. В мире нет ничего абсолютно черного и абсолютно белого. Нет однозначно хорошего и кардинально плохого. Наша жизнь состоит из оттенков
Из книги Как повысить самооценку и достичь успеха автораТест №18. Уровень вашего самоконтроля
Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений АлександровичТест № 18 Уровень вашего самоконтроля КлючI. Вы достаточно спокойный, трезво смотрящий на жизнь человек. Уровень вашего самоконтроля настолько высок, что вас нелегко вывести из равновесия, поэтому окружающим наверняка нравится бывать в вашем обществе. И, скорее всего,
Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор ПавловичМанипуляция «Вы занизили оценку!» На экзамене студент обвиняет преподавателя, что тот занизил ему оценку за ответ, и грозит жаловаться. На вопрос преподавателя, зачем ему занижать оценку, студент поясняет, что преподаватель на занятиях угрожал поставить ему плохую
Из книги Формирование будущих событий. Практическое пособие по преодолению неизвестности автора Штеренберг Ирина Ирековна4. Упражнения на оценку себя и своей жизненной ситуации Перед началом действий хорошо было бы оценить свою жизненную ситуацию, оценить себя, особенности своего характера, свои достоинства, а также то, что мешает нашему продвижению вперед.Оценить все объективно, учесть
Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман ПолТесты на оценку интеллекта Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными.
Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон3. Проводите тщательную оценку проблемы Говорят, что никогда не следует открывать банку с червями, пока вы не собираетесь идти на рыбалку. Слишком часто я открывал банку, не обдумав положение как следовало. Я достиг бы значительно большего, если бы сначала оценил
Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина ПавловнаУпражнение на оценку силы благодарности Для того чтобы исследовать силу вашей благодарности, возьмите лист нелинованной бумаги и нарисуйте на нем круги диаметром примерно 2,5 см. Заполните такими кругами весь лист. А теперь в каждом из этих кругов напишите одно-два слова,
Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт СтивенВозьми на себя ответственность за оценку своих навыков Молодой менеджер по выпуску продукции из крупной компании, занимающейся производством потребительских товаров, испытывал сомнения по поводу работы. Он говорил об этом своему начальнику и считал, что на работе с ним
Из книги Как подготовить ребенка к экзаменам [Советы для родителей в помощь детям] автора Любимова Елена ВладимировнаВозьми на себя ответственность за оценку своих навыков - не медли ни секунды Когда нужно приступить к выполнению такой оценки? Отвечу: «Немедленно». Если ты талантлив, молод и вступаешь на профессиональный путь, большинство компаний помогут тебе определиться с
Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин ШейлаТест 4. Речевые барьеры при общении Если Вы сразу ответили ДА на все вопросы (кроме 5, 9 и 13), значит Вы способны ясно и кратко излагать свои
Из книги автораМетод № 3. Поставьте себе вторую оценку Предположим, вас оценили отрицательно. Оценка кажется справедливой, но вот последствия ее болезненные. Вы отвергнуты потенциальным работодателем, вам отказала девушка, на которую у вас были виды, вам не дали стипендию, не взяли в
С помощью этого теста вы можете определить свой уровень контроля при общении с другими людьми. Внимательно прочти- те десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них оцените, как верное или неверное для себя. Верное - обозначьте буквой В, а неверное - буквой Н.
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ "Н" за 1, 5, 7 вопросы и за ответ "В" - на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
0-3 балла показывает низкий коммуникативный контроль, т.е. ваше поведение устойчиво и не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении, от чего некоторые считают вас "неудобным" по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов говорит о среднем коммуникативном контроле. Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающими
7-10 баллов указывает на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
Тест 8. Умеете ли вы слушать?
Понятие "коммуникативные умения" предполагает также умение установить дружескую атмосферу, понять проблемы собеседника. Ответы из десяти вопросов теста оцениваются следующим образом:
"Почти всегда" - 2 балла, "В большинстве случаев" - 4 балла, "Иногда" - б баллов, "Редко" - 8 баллов, "Почти никогда" - 10 баллов.
1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?
Оценки результатов
Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать - выше "среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, ответьте "Верно", если неверным или преимущественно неверным – "Неверно".
Утверждение | Варианты ответа |
||
Мне трудно подражать поведению других людей | |||
Я воспринимаю как спектакль свои попытки произвести впечатление на других людей или поддерживать отношения с ними | |||
Мне кажется, что я мог бы быть неплохим актером | |||
Я произвожу на других впечатление человека, испытывающего значительно более глубокие эмоции чем это есть на самом деле | |||
Я редко нахожусь в центре внимания окружающих меня людей | |||
В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя как совершенно другой человек | |||
Я могу доказывать только те идеи, в которые я верю | |||
Для того, чтобы не остаться в одиночестве и нравиться другим людям я стараюсь быть таким, каким они меня хотят видеть и никаким другим | |||
Я могу вводить в заблуждение других людей, демонстрируя дружелюбие даже если они не нравятся мне | |||
Я не всегда такой, каким кажусь |
Подсчет результатов: прибавьте себе по одному баллу за ответ "неверно" на вопросы № 1, 5, 7 и за ответ "верно" на все остальные вопросы. Подсчитайте сумму баллов.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
0-3 балла: у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" по причине Вашей прямолинейности.
4-6 баллов: у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов: у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.
Цель работы: изучение коммуникативного контроля.
Предварительные замечания. Самоконтроль в общении - это высокая способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в коммуникативной ситуации. Выделяют три уровня коммуникативного контроля: высокий, средний и низкий. Самоконтроль в общении является одной из главных составляющих коммуникативных умений, связанных с социализацией личности школьника.
Материал: бланк с предложениями.
Способ выполнения: можно выполнять как индивидуально, так и с группой испытуемых.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: Школьникам предлагается оценить 10 утверждений словами: "верно", "неверно".
ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным – букву "Н"».
Предложения:
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов. По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла - у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов - у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.
Интерпретация результатов. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент". Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Понятие "коммуникативные умения" включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.
10. Изучение метода наблюдения для оценки волевых качеств личности школьников☺☺
Цель: изучение дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, организованности, решительности и инициативности методом наблюдения. Методика была разработана А.И.Высоцким.
Ход выполнения: Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных ниже качеств.
Приводим признаки этих волевых качеств школьников.
Признаки дисциплинированности:
· сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
· добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);
· соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
· выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
· умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
· умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если неправ;
· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
· стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
· умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.).
Признаки выдержки:
· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
· умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
· выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
· проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.
Обработка и интерпретация результатов:
Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).
Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях - волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.
Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.
Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности - что это скорее всего качество личности.
12. Изучение акцентуаций характера по К.Леонгарду с помощью методики Х.Смишека☼☼☼
Цель: Изучение акцентуаций характера по К.Леонгарду. Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард (К. Leonhard). Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А. Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) могут сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.
В работах К. Леонгарда используются сочетания «акцентуированная личность» и «акцентуированные черты характера». Но все-таки главным у него является понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонгарда есть классификация акцентуированных личностей. В свою очередь, А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь.
Мы полагаем, что справедливым является использование обоих сочетаний -и акцентуированная личность, и акцентуация характера. В отечественной психологии сложилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие в понятиях «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие «личность» более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. Между тем в западной психологии часто, говоря о личности, имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, потому что характер - это не только базис личности (так считают многие, хотя и это дискуссионно), но и интегративное образование. В характере находят свое выражение система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д. Если же обратиться именно к описаниям различных акцентуаций (все равно, в какой типологии - К. Леонгарда или А. Е. Личко), то легко увидеть, что многое в них характеризует именно личность в различных ее аспектах.
Одной из распространенных практических ошибок, от которой нам хотелось бы предостеречь, является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивается, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая все сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
Материал: Данная методика была разработана X. Смишеком в 1970 г. на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - «да», «нет». Для проведения исследования требуется сам опросник, протокол с ответным бланком.
Ход выполнения : Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.
Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.
Инструкция исптыуемому: Просим Вас ответить на приведенные нами вопросы. Помните, что правильных или неправильных ответов здесь нет. Поэтому отвечайте сразу, долго не задумываясь. Отвечать на вопросы следует только в виде «да» или «нет». Просьба отвечать внимательно, но в быстром темпе.