Для чего нужны скороговорки в русском. Полезная информация. Сложные скороговорки для подростков

Для чего нужны скороговорки в русском. Полезная информация. Сложные скороговорки для подростков

Часто взрослые люди недооценивают богатейший потенциал скороговорок, как замечательного средства для развития ребенка. Кроме того что скороговорка это веселая забава, которая приносит массу положительных эмоций, одновременно это достаточно сложный труд и средство развития артикуляционно-речевого аппарата, да и интеллектуальной сферы в целом.

Скороговорки представляют собой специально придуманные фразы, в которых имеется труднопроизносимый подбор звуков, произносить которые надо быстро, четко и без запинок.

Овладение разговорной речью является наиболее значимым и важным признаком развития ребенка. Появление активной речи припадает на второй год жизни ребенка. Первые слова и простые фразы, развитие фонематического слуха имеет большое значение в своевременном овладении речью. Непременным условием успешности развития является установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком, атмосфера доверия и сотрудничества между ними и активное использование речевых элементов. В дальнейшем происходит совершенствование речи, расширение словаря, улучшение произношения и т.д. Чрезвычайно важное значение в этом процессе имеют созданные условия для общения ребенка с взрослыми.

  • Скороговорки улучшают подвижность языка, артикуляционного аппарата, развивают слуховое внимание, тренирует правильное произнесение звуков.
  • Смысл скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребенка.
  • Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения.
  • Хорошая дикция – залог успешной адаптации ребенка к школьным условиям, позволяет хорошо выполнять задания, устно отвечая на уроках.
  • Скороговорки в виде коротких стишков, помогают развивать и совершенствовать память детей.
  • Скороговорки направлены на тренировку речи ребенка, ее развитие.
  • Различные виды скороговорок, созданных с целью коррекции произношения тех или иных звуков, активно используют на логопедических занятиях.

Можно сказать, что скороговорки представляют собой эдакий речевой тренажер, возможностями которого пренебрегать просто не разумно. Тренировки можно начинать с самого раннего возраста, однако, при этом учитывая уровень владения речью, возраст ребенка, его психологические особенности и другие факторы. От этого зависит подбор материала для использования, понятного и доступного для конкретного ребенка. Для крохи подойдут скороговорки рифмованные, с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Для деток постарше можно подбирать скороговорки напоминающие мини истории.

Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детками, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.

Таким образом, скороговорки способствуют развитию речевого аппарата ребенка, улучшают дикцию, обогащают словарный запас. Использование скороговорок полезно при коррекции речевого развития, проблем в поведении. В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребенка.

С короговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения

Все мы со школы прекрасно помним скороговорку:

На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава.

Какая цель у нас была при чтении скороговорок? Конечно! Быстро-быстро выговорить фразу, при том ни разу не сбившись – ведь так? Здесь я вынуждена открыть Вам маленький секрет: дело в том, что самое главное при произнесении скороговорки- это не скорость, а ЧЕТКОСТЬ. А ведь многие, увидев текст скороговорки, пытаются с ходу прочитать его быстро, даже молниеносно, при этом, вместо слаженного текста у них получается скрипучая телега, мчащаяся на скорости по холмам: слышны отдельные нечеткие слова, периодически “спотыкающиеся” друг о друга. Понятно, что термин “СКОРОговорка” подразумевает под собой “скорое”, то есть быстрое чтение. НО!Существует закон “сценической” скороговорки (то есть быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, услышать, о чём ему говорят, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. А значит, чем быстрее, тем точнее!

Поэтому увеличивать скорость прочтения нужно только после того, как Вы убедитесь, что сможете прочитать скороговорку медленно и ЧЁТКО, без запинки.

По самой своей сути, скороговорка – специально подобранная фраза с трудным для произношения подбором звуков. Такие фразы по-другому можно назвать трудноговорками, а там, где отрабатываются часто встречающиеся звуки – чистоговорками.

Как же научиться красиво и чётко произносить скороговорки?

  1. Важно произносить сложное слово в скороговорке по слогам, пусть и в медленном темпе, но чётко, без затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, и лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а затем, по мере совершенствования, ускоряйте темп. Но не забывайте о чёткости произношения скороговорки.
  2. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию. Запомните правило: не нужно “тяжелить” согласные, “вбивать их в пол”, а их нужно активизировать.
  3. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
  4. Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.
  5. Во время чтения скороговорки используйте разные интонации. Например: поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль.
  6. Произнося скороговорку, двигайтесь: приседайте, прыгайте, танцуйте. Это укрепит Ваш голос и дыхание.

Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро и быть понятным окружающим– надо научиться говорить медленно, но четко.

Ну, а теперь к делу)

  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
  • В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  • Вокалист возгласил вокализ.
  • Враль клал в ларь.
  • Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
  • Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня
  • Пришёл Прокоп - кипел укроп. Ушёл Прокоп - кипел укроп. Как и при Прокопе кипел укроп, так и не при Прокопе кипел укроп.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали да не вылавировали.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
  • У Милы юбочка одна, она одна, модна она.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • У пе́репела и перепёлки пять перепелят.
  • У Сашки в кармашке шишки да шашки.
  • Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.
  • Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
  • За козою шёл козёл, на козу козёл был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.
  • Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
  • Осип орет, Архип не отстает - кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.

Какие ещё секреты произношения нужно учитывать при разговоре или при публичном выступлении?

У меня дочь,когда была маленькой,не выговаривала букву "Р".До 4 лет я это терпела,а затем,проштудировав кучу литературы в интернете,стала усиленно с ней заниматься.Месяца за 2 мы с ней все-таки стали выговаривать эту злополучную букву и конечно же я успокоилась.Но в последнее время мне стало казаться,что доча говорит букву"Р" невнятно,а иногда как-будто даже проглатывает.И мы с ней стали играть в скороговорки.Думаю это должно помочь.

Зачем нужны скороговорки детям?

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг - лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

А вот подборка скороговорок на букву "Р"

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

4. Клара-краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

7. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь

Двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

9. Курфюрст скопроментировал ландскнехта.

10. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.

15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

20. Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про

Прокоповича, про твоего.

20. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, пе-

Ревыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать.

21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Про-

Копиевича.

23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

24. Корольчорел.

25. Курьера курьер обгоняет в карьер.

26. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

27. Гонец с галер сгорел.

28. Талер тарелка стоит.

29.. Идти на рать, так бердыш брать.

30. Интервьюер интервента интервьюировал.

31. Либретто "Риголетто".

32. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

33. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

34. Во мраке раки шумят в драке.

35. Жри во ржи, да не ржи.

36. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

37. Город Нерль на Нерли реке.

38. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

39. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря пе-

Репономарит, перевыпономарит.

40. Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,

Про крупу, да про подкрупки.

41. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

42. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

43. Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

44. Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

45. Вот так Ермак - посеял мак,
Расцвел мак. Вот так Ермак!
Пожал мак, смолотил мак,
Продал мак - вот так Ермак!

46. Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

47. Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

48. Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели не ели.
Сколько осталось в поле сорок?

49. Петр Петрович, по имени Перепелович
пошел погулять,
Поймал перепелку, пошел продавать.
Пронес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал и так!

50. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Черезвычайно чисто!

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношением, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это может стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг - лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

Скороговорки для детей помогут вашему ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти. Скороговорки помогают малышу более точно и правильно произносить слова, тренируют речь для выразительного, понятного и четкого произношения.

Для ребенка важным является не только учить произношение, но и научиться слушать и понимать.

Читайте ему побольше сказок, скороговорок, стихов, объясняйте их смысл, придумывайте дополнительные истории, которые будут связывать разные фразы. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  • Он также учится не только говорить красиво, но и слушать.

Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил - Что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.