Дом музей романовых. Палаты бояр романовых на варварке. Старый государев двор в XVIII – XIX веках. Реставрация

Дом музей романовых. Палаты бояр романовых на варварке. Старый государев двор в XVIII – XIX веках. Реставрация
Дом музей романовых. Палаты бояр романовых на варварке. Старый государев двор в XVIII – XIX веках. Реставрация

Трудно мне рассказывать про такие места: не люблю стандартное «посмотрите налево, посмотрите направо, здесь у нас стол, а здесь у нас стул». Вот только как здесь рассказать иначе, я и не знаю, так что давайте-ка я лучше расскажу о том, зачем вообще сюда идти, в этот тишайший уголок старой Москвы. Тишайший. Надо же, вот само в голову пришло слово, потому, наверное, что уже давно именно оно у меня ассоциируется с упоминанием фамилии Романовы. И знаю ведь, что Алексей Михайлович не так уж был тих, а потомки так и вовсе буйны, но вот ведь укоренилось когда-то и живет в сознании… Ну, пришло и пришло, не зря, в общем-то, потому что речь пойдет о музее «Палаты бояр Романовых», что на Варварке.


Знаете, какой вопрос был задан блогерам в самый первый момент знакомства с музейщиками: «Откуда вы узнали про музей»? А знаете, почему? Да потому что основной контингент посетителей - иностранцы, у которых это чуть ли не обязательный пункт программы знакомства с Москвой, и школьники, которых водят сюда на организованные школой экскурсии. Наш же брат, обычный москвич и россиянин, гость здесь не такой частый. Вот и я, зная про музей уже лет десять как, все откладывала и откладывала... Что теряла и зачем туда стоит идти - тема этого поста.

1. Не так много в Москве мест, где руками можно потрогать время. Столица горела, перестраивалась, катком прокатывали по ней государи и «государи», обминающие ее под себя и свои представления о прекрасном. Нет-нет, я не буду сочинять, что «Палаты…» сохранены в своем первозданном виде, да в это и невозможно поверить, но часть этого здания: его подвал и белокаменная подклеть - настоящий 15-16-й век.
Кто успел побывать в Археологическом музее Москвы, пока тот был кратковременно жив, и кому там было интересно - welcome в подвал, вам понравится сохраненный кусочек раскопа, подлинные остатки печи (именно по ним сделана реконструкция), найденные предметы прошлых веков…


Возможно, вам понравится не столько музейное наполнение подвала - подлинные сундуки, показывающие то добро, что хранилось в подклетях, оружие, романовский двухвостый прапор…


… сколько сам факт нахождения в таком древнем месте, возможность ступать по камням и лестницам, где пять веков назад ступали совсем другие ноги…


Узнать, что дом еще в прошлые века отапливался не с помощью дымоходов, что тепло от печей шло по трубам, которые ныне лишь заменили на современные. Убедиться, что домового по-прежнему подкармливают и задабривают, как встарь. Да-да, там под печкой плошечка с угощением, и совсем не для кошек)

2. Послушать историю боярского семейства Романовых, историю появления и возрождения музея. Правда, для этого стоит идти именно на экскурсию, а не просто пробежаться по залам, где информационные листки дают лишь беглое представление о помещениях и их назначении.


С помощью «инновационных технологий» музей пытается утроить выставочное пространство)


Большой каменный мост и не узнать)


Посмотреть на многочисленные изображения герба Романовых, расшифровать вензеля на обоях и росписи стен, примерить на себя высоту дверей и узнать, почему притолоки были такими низкими.


3. Не в лубочном дворце в Коломенском, а в исторических интерьерах и подлинниках познакомиться с трапезной и узнать, чем таким самым ценным хвастались меж собой бояре, когда приходила охота помериться пиписьками богатством.


Оглядеться в боярском кабинете и библиотеке.



Понять, что при более-менее приличной эрудиции знаешь и видел еще далеко не все - подлинные обои из свиной кожи для меня, например, стали абсолютным открытием, да и история их обнаружения не оставила равнодушной.


Заглянуть в комнату боярских сыновей того возраста, что предшествовал поступлению на военную службу, а это всего-то несколько годков после 10 лет. Может, зря нам в советской школе про бояр, как про дураков рассказывали?


Представить себе, как жилось, когда эти окошки были слюдяными, а не стеклянными…

4. Примерить на себя женскую теремную жизнь, богато украшенную, но такую… Жемчуга, всякие дамские штучки, обязательные рукоделия, редкий выход за стены дома да воспитание детей - сегодня бы от такого богатства бежали бы мы, девоньки, как черт от ладана. А еще откорм девиц до «товарного веса» на ярмарке женихов. Теремная… тюремная… не зря ли созвучие такое?


Посмотреть видео о том, как реконструировали и примеряли боярское платье китайского шелка, по ТВ посмотреть, которое «в раме старинного зеркала»)

Честно сказать, я не люблю музеи. Приезжая куда-то, всегда больше хочется посмотреть на настоящее города и на его жителей. Они дадут более живую и ясную картину, чем столетние стол или ковш. Но это не значит, что надо забывать свою историю и культуру. Есть музеи, куда надо сходить хотя бы один раз - туда, где писалась история нашей страны. Во многих странах похожие места являются гордостью для граждан. У нас всё немного не так.
Пост не перегружен фактами, именами и датами. Я старался упомянуть только самое интересное. В конце - что понравилось, а что нет.

1. Надеюсь, когда-нибудь Варварка станет прекрасной. Пока гулять здесь не очень уютно, да и дороги не чищены. Здание, напоминающее терем, - музей "Палаты бояр Романовых"

2. Их можно узнать еще по необычному грифону с мечом на крыше. Это загадочный герб рода Романовых, про который чуть позже

3. "Палаты" - довольно старый музей. Основал его ещё Александр II во второй половине 19 века. После революции рассказывать о Романовых стало не модно, и музей стал "боярского быта". После падения советов здесь снова стали больше говорить о династии

5. Усадьба Романовых была одной из самых богатых и больших в Москве. Такой её изображали на картах примерно во времена позднего Ивана Грозного

6. А такой она представлена на макете

7. На территории усадьбы Романовых были обнаружены фрагменты печей и срубов. Боясь пожаров, печи выносили из дома во двор

9. Довольно редкий портрет Михаила Романова. Чаще его изображали уже в более преклонном возрасте. Стать же царём ему пришлось в 16 лет

10. Идём в подвал, оставшийся от ранних построек усадьбы 16-17 веков

11. В таких местах прятали самое ценное, чем владел хозяин усадьбы - казну, доспехи, личные вещи

12. Это прапор (флаг) Никиты Ивановича Романова - поседнего боярина из этого рода, служившего во второй половине 17 века при своём родственнике - царе Алексее Михайловиче. Грифон, изображённый на прапоре - герб Романовых. Происхожение его до сих пор неизвестно.
По одной из версий его взял себе как личную эмблему прадед царя Алексея - Никита Романович - после взятия одного из западных городов при Иване Грозном. Грифоны встречаются и на некоторых других личных вещах Романовых. Позже про грифона забудут и только в середине 19 века утвердят гербом правящей фамилии

13. Здесь же в подвале небольшая военная экспозиция

14. Кладка сохранилась с 16-17 веков

16. И снова грифон. У ранних Романовых он был жёлтый, в 19 веке покраснел. Скорее всего это связано с тем, что восстанавливали герб по малочисленным сведениям прошлого и что-то приходилось придумывать на ходу

17. Палаты были разделены на мужскую и женскую половины. Самая красивая комната оказалась в мужской. Здесь проходили пиры и заседания. Роспись сводов чудом не погибла в советское время. Был приказ её уничтожить, но реставраторы придумали гениальную вещь - спрятать всё под слоем папиросной бумаги и побелить. Так и сделали. Тогда же стены были покрашены в синий цвет. Представляете, как всё уныло смотрелось? В конце 1980-х комнате вернули законный вид

18. В этом году, когда отмечалось 400-летие династии, экспозиция пополнилась некоторыми предметами. Финансовую поддержку музею оказали и потомки Романовых

19. Рабочий кабинет боярина

20. На женскую половину хозяином не допускался никто. Здесь воспитывались дети, девушки пряли пряжу и занимались рукоделием. Примерно в такой обстановке рос будущий царь Михаил

21. Ткацкий стан действующий

22. Сундук с учебниками для боярских сыновей

23. Глобусы выписывали из Европы. Это копия венецианского. Европа и Африка в 17 веке уже были неплохо изведаны

25. К одному из самых модных развдечений того времени - соколиной охоте - бояре тоже приучались с детства. Выезжали на охоту далеко за город, в глухие леса. До сих пор один из районов Москвы называется Сокольники

А теперь о печальном. Понравилось всё, кроме поведения нашего экскурсовода - Галины Константиновны Щуцкой. Похоже, её очень раздражало, что мы пришли с камерами. Пару раз она бросала фразы: "Вы много фотографируете, вместо того, чтобы слушать меня!". Потом вообще пошла в атаку, надеюясь таким образом оставить всех проигравшими: "Я сказала один раз, повторять не буду. Прослушали - ваши проблемы". И этот человек якобы хочет, чтобы у нас осталось что-то в памяти! А потом на каких-нибудь конферециях будет говорить, как мало люди знают про историю, и не ходят в музеи.

Такое встречается не только здесь, из-за такого многие не ходят в музеи. За 10 лет активных поездок я узнал десяток похожих случаев. И все они в России. Даже на Украине, не говоря уже про Европу, в музеях относятся к людям совсем по-другому.
Лично я пришёл в том числе и поснимать. Не слушать же про каждый чих бояр Романовых. Рассказывает она кстати не очень интересно. Кто такие блогеры, наверное, не знает и не понимает, что картинки нужны для отчёта, который каждый сюда пришёл сделать добровольно и за спасибо. Только для того, чтобы пробудить лишний интерес читателей к таким местам. Не понимает, что для съёмки надо время и иногда несколько дублей.

Перед экскурсией полчаса рекламировала свои книги. Я увлекаюсь историей, но эта реклама отняла много времени, которое я пришёл потратить на музей. От всего этого, экскурсия получилась очень белгой, так как за нами шла другая группа. Времени рассмотреть многое не осталось. Она попросту его украла. Справедливости ради скажу, что я купил всё-таки её книгу о Романовых. Да, интересная работа. Но горчинка осталась.

И ещё. Я не отношусь к любителям халявы и мне лично получить от музея ничего не надо, но могли бы за приход что-нибудь и подарить. О нашем приходе знали заранее. Ещё раз говорю, я не шёл за подарком, но это было бы просто правилом хорошего тона.

Из плюсов: вежливые смотрители и женщина-гардеробщик. На входе всем предлагаются бахилы хорошего качества, чего нельзя сказать про многие заведения.

В музее проводятся различные мероприятия для детей разных возрастов - спектакли, рассказы о первых Романовых, русском оружии, жизни древней Москвы. Также отмечаются праздники (Новый год, Святки, Масленица, Пасха). Рассказывается о традициях, ставятся представления, принимается участие в обрядах.

По словам музейных работников, желающих попасть на такие мероприятия очень много. О записи нужно договариваться заранее. Например, чтобы попасть на Новый год, придётся записываться в апреле.

Цены: 200р - взрослые, 70р - студенты и пенсионеры. Комнаты в палатах маленькие, группы посетителей небольшие.

Благодарю Александра Усольцева

Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.

Музей под открытым небом

В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена-одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв.

Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия». В соседствующем с районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI-XVII вв., филиал , «Палаты в Зарядье».

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них - , по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий - и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль - зубчатая крепостная .

Палаты разделены на две половины - мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

История

Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.

Павел Шехтман , Public Domain

Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду - Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.

Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в... Даже была особо отмечена на плане города 1613 г... В углу усадьбы находилась тогда другая постройка - «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой - «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.

Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея. В 1675–1679 гг., перестроенное здание служило кельями монахов. А в 1679–1752 гг. - «казенными кельями» (управление монастыря), которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности.

В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич (внук Михаила Фёдоровича), после свадьбы на Агафье Грушецкой (28 июля 1680 г.), занялся постройкой новых деревянных хоромов, как для себя и для своей супруги, Агафьи Грушецкой, так и для своих сестер, бóльших и меньших царевен. Его хоромы были поставлены у терема, возле западной стены Воскресенской теремной церкви; сюда же перенесены были и хоромы Натальи Кирилловны.

В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись пожару. В первой половине XVIII века, казенные кельи, из палат, были переведены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий, вместе со своим штатом. В них он жил десять лет, с 1752 по 1762 год, отчего палаты назывались архиерейскими. С 1752 по 1856 гг., здание сдавали в аренду разным лицам.


В. Тимм , Public Domain

Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника. Этому послужил появившийся в середине XIX в. интерес к памятникам старины, в том числе и к данной постройке, как непосредственно относящейся к семье Романовых.

Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. Проект ансамбля разработал придворный архитектор Ф. Ф. Рихтер, который в своей работе использовал исторические аналоги. Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.

Реставрвция была осуществлена в 1857-1858 гг. Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка сохранилась частично и сегодня. В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями. И, хотя, здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда, стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками, и предназначались для мужчин. Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.

Терем

Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом. Здесь, наоборот, большие и просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделиями.

В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со своими служанками.

В те времена девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. Своё приданое невеста должна была изготовить своими руками. Только выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. И, хотя она и не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.

После революции

После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен. С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

На территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века.

Наиболее интересная и важная находка - производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов.


неизвестен , Public Domain

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки:

  • боярской кладовой XVI в.,
  • монашеских келий XVII в.
  • и музейной надстройки XIX в.

Палаты

Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение). Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г».

С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах.

Внутри терема - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.

Столовая

Боярская столовая - самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости.

В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Рядом со столом - небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - принадлежности для мытья рук во время пиршества.


Shakko , CC BY-SA 4.0

В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда.

Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетельствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них - шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.

Кабинет

Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина. Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями. Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.». Две стены комнаты обиты сукном и ещё две - золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).

Спальные чуланы

Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней - вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон. Таковое расположение женской комнаты, за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в.

Женская комната

Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг. Соответственно и основная обстановка интерьера светлицы - предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.

Подвал

Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого - предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне - холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Реставрация XXI века

Герб Романовых - с изображением грифона был расположен на фасаде музея над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки.

«В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Ее предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон».


Shakko , CC BY-SA 4.0

В 2008 годe потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский, потомок сестры Николая II, финансово помог реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания.

Фотогалерея







Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Белокаменные палаты бояр Романовых в районе Зарядье, по нынешней улице Варварке, 8-10, некогда являлись частью строений большого городского двора. По мнению исследователей, усадебный комплекс начал формироваться еще в конце XV столетия, и уже в 1597 году был отмечен на первом плане города Москвы.

По преданию, именно здесь в июле 1596 года появился на свет Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии. Само строение в своем первозданном виде не сохранилось, но зато нынешнее здание стоит на глубоком подвале, выложенном из белого камня и построенного, по всей вероятности, еще в XVI веке.

Фото 1. Палаты бояр Романовых в городе Москве по улиц Варварке (Зарядье) на

фотографии начала XX века

В годы царствования Бориса Годунова представители рода Романовых, как явные претенденты на российскую корону, подвергались гонениям. Так, Федора Никитича – отца будущего самодержца Михаила Федоровича – в 1599 году бросили в застенки, а потом и вовсе постригли в монахи. В тот период местные Палаты остались без присмотра.

Как говорилось выше, усадебные владения занимали приличную территорию, что было зафиксировано уже на плане Первопрестольной от 1613 года. Главным жилым строением для проживания бояр Романовых являлись «Палаты на нижних погребах», что располагались по центру усадьбы и были более обширными, чем ныне существующие.

В 1626 году, 3 мая, в Москве случился очередной пожар, в огне которого пострадали и палаты Романовых на Варварке. К их возрождению приступили уже в годы правления Михаила Федоровича. Сам он проживал тогда в кремлевских царских палатах, а это владение именовалось уже как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».

Со временем Романовы отписали палаты Знаменской обители и в дальнейшем строения не раз подвергались реконструкции.


В 1859 году палаты были выкуплены у монастыря за 20 тысяч рублей и по повелению Александра II здесь открыли «Дом бояр Романовых» - ставший одним из первых музеев Российской империи. Интересно, что монастырское верховенство хотело передать владение безвозмездно светским властям, но император повелел все-таки пожаловать им денежное вознаграждение.

Проект будущего ансамбля поручили выполнить придворному зодчему Федору Федоровичу Рихтеру. Главной задачей стало воссоздание бытового антуража предков первого русского самодержца из рода Романовых.

В результате работ восстановили верхний этаж, подняв его из дерева и придав вид теремка с высокой кровлей (в эпоху первых Романовых палаты из камня поднимали лишь до уровня 2 этажей, а при необходимости третий уровень выстраивали только из дерева). Венчал строение флюгер по подобию грифона – геральдического знака романовского рода.

В тот же период достроили парадное крыльцо, а во внутренних помещениях установили богато декорированные изразцовые печи, обили парчой с нанесенными царскими вензелями стены, настелили паркет.

Хотя от изначальных палат бояр Романовых остались лишь клети подвалов, а само строение возвели и перестраивали в годы нахождения здесь монастыря, придворными была придумана красивая легенда, что именно эти стены первыми увидели родившегося здесь будущего царя Михаила Федоровича.


История палат Романовых на Варварке после революции

После 1917 года музей в палатах бояр Романовых на Варварке, 8-10 закрыли, но уже в 1923 году, определив архитектурную и историческую ценность объекта, открыли в этих стенах «Музей боярского быта».

Во время реставрационных работ, проводившихся в советское время, на территории музейного комплекса нашли уникальные деревянные артефакты – три венца древнего сруба, часть печной кладки, а также некрополь XVI столетия. Но особый интерес вызвала обнаруженная гончарная мастерская с двумя стоявшими там некогда печами для обжига.

Сегодня Палаты Романовых являются филиалом . Для посещения открыты все имеющиеся 3 этажа, в которых расположены: на первом уровне – каменные и кирпичные подвальные помещения; на втором, находящемся вровень с уровнем Варварки, посетители могут увидеть трапезную, боярские библиотеку и кабинет; на третьем уровне – женская половина со светлицей. Стоит отметить, что убранство помещений воссоздали с использованием подлинных вещей семнадцатого столетия.