Домовая резьба по дереву своими руками. Домовая резьба по дереву Домовой резьба по дереву

Домовая резьба по дереву своими руками. Домовая резьба по дереву Домовой резьба по дереву
Домовая резьба по дереву своими руками. Домовая резьба по дереву Домовой резьба по дереву

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

Как только люди начали жить в деревянных жилищах, в них сразу начала просыпаться тяга к прекрасному декору. Они со временем начинали хотеть украшать свои дома тем, что казалось им довольно красивым. Это делалось для того, чтобы отпугивать другие народы, а также с целью подчеркнуть свой статус и важность.

Для таких же целей они украшали и свои одеяния. После прихода необычной религии, украшения стали создаваться, с целью задобрить богов: чтобы вовремя начался дождь, чтобы спугнуть злых существ, чтобы получить богатый урожай и многое другое. Потом декор дома начал превращаться в настоящее искусство, которое требует мастерства и терпения.

Летом люди трудились в полях, а в зимние деньки могли позволить себе потратить время на это увлечение, под названием резное дело. Разные декоративные резные орнаменты на наличниках считались оберегами, можно было вырезать орнаменты в виде животных и птиц, еще для декора применялись растительные элементы. Сейчас мы разберем тему домовой резьбы.

Позже образовалась иная отрасль резьбы по дереву для украшения фасада и наличников жилищ, получившая название домовой резьбы.

Русская домовая резьба по дереву востребована и в наши дни – современная загородная усадьба может быть изукрашена словно старинный терем. Отделка резными элементами включает в себя не только подзоры, наличники и причелины – фасадная резьба может содержать в себе картинки с персонажами народных сказок, или языческих божеств.

Материал для резьбы по дереву стоит собирать в зимнее время, деревья в это время года более сухие, в них не вырабатывается сок, из-за этого материал становится податливее. Просушивать заготовки нужно нескольких лет, но в специальных магазинах можно купить готовый материал.

Как выбирать материал:

  • Для внутренних работ лучше подойдут мягкие породы деревьев, как липа и ольха.
  • Для внешнего украшения нужно взять твердые, хвойные породы. По ним резать тяжелее, но они служат в два раза дольше.

С нынешними инструментами твердость не страшна, для домовой резьбы часто берут фрезер или качественный лобзик. Чтобы сделать шикарные изделия, не нужно красиво рисовать. Главное, это крепко держать инструмент в руке и резать правильно и четко по трафарету.

Запомните, что для внешнего украшения жилища чаще всего применяется техника прорезной резьбы.

Фотографии с примерами того, как может выглядеть оформление дома резьбой смотрите в галерее.

Галерея: домовая резьба по дереву (25 фото)


















Сейчас мы узнаем, какие инструменты нужно взять для работы .

Правила безопасности при работе с деревом и инструментами .

Работать лучше на улице или в простых и проветриваемых комнатах, стоит надеть защитные очки и респиратор, ведь стружки и опилки могут легко попасть в глаза из-за сложности в работе. Для комфортной работы довольно важно подобрать правильное освещение, чтобы четко видеть все изделия и рисунки, по которым предстоит работать. Ведь из-за плохого освещения можно повредить себе что-нибудь.

Где найти эскизы для резьбы по дереву

Есть большое количество книжек в свободном доступе в магазинах, где можно найти нереальное количество эскизов и идей для домовой прорезной резьбы с прекрасными и подробными примерами наличников и резных работ народных мастеров. Еще можно найти оригинальные и интересные идеи на просторах интернета. После выбора шаблона, нужно его подогнать под определенные размеры. Можно воспользоваться графическими редакторами или сделать все своими руками. Можно скачать готовые векторы для ЧПУ и лазера.

С чего нужно начинать домовую резьбу по дереву

Из крепкого картона вырезаем шаблон, который мы предварительно сделали своими руками. Это, как правило, маленький фрагмент узора, который многократно повторяется на наличнике или другом участке деревянного дома. Его нужно обвести простым карандашом на нашем ошкуренном бруске, после чего передвинуть трафарет и обводить столько раз, сколько потребуется для размера нашего элемента. Трафарет лучше выбрать качественный, чтобы все получилось ровно.

После переноса выкройки на дерево, необходимо выпилить сначала формочку изделия, проще говоря, внешние контуры, после этого создавать в будущих вырезах дырки дрелью и расширить их до определенного размера и формы своим главным инструментом . Ведь из-за неправильной формы изделия, можно допустить много ошибок.

От чего будет зависеть внешний вид изделия в технике домовой резьбы?

Работа простая, но кропотливая, требует много сил и терпения, ведь чем ровнее узор, тем прекраснее получится результат. Из-за лени и забывчивости можно испортить всю работу. Главное, это не забывать о резной симметрии: например, правый и левый наличник окна нужно вырезать зеркально, все узоры должны находиться на одной высоте и быть одинаковой ширины. Наличники будут сделаны правильно, и жилище получится действительно великолепным, на него будет приятно посмотреть.

Как правильно устанавливать накладные элементы на определенные места

Есть парf разновидностей крепежа для накладных деталей. Чаще всего для этого берут несквозные шканты, точно вымерив расстояния на стенке и прикрепляемого элемента. В таком случае крепеж не будет виден со стороны, он крепок и удобен. Есть еще один метод, более простой и удобный: прибить элементы гвоздями. В этом методе есть существенный минус: шляпки гвоздей будет сильно видно, и они могут начать ржаветь. Чтобы избежать этого, шляпки уже на месте покрывают той же обычной краской.

Как только люди стали жить в пещерах и шалашах, в них сразу проснулась тяга к прекрасному. Им хотелось декорировать свои дома тем, что казалось им наиболее привлекательным. Это делалось для того, чтобы отпугнуть другие племена, а также с целью показать свою статусность и важность. Для этих же целей они украшали и себя самих. Позже, с приходом религии многобожества, украшения стали делаться с целью задобрить богов: вовремя вызывать дождь, отгонять злых духов, получать урожай и так далее. Уже намного позже декорирование дома стало настоящим искусством, требующим мастерства и усидчивости. Летом люди работали в поле, а в зимние короткие дни могли позволить себе предаться и такому увлечению, как резное дело. Различные орнаменты служили оберегами, вырезались фигурки животных и птиц, использовались растительные элементы. Мы расскажем и покажем всё о домовая резьбе и её интересных фактах!

Позже сформировалась отдельная отрасль резьбы по дереву для украшения фасадов и наличников дома, получившая название домовой резьбы.

Материал для резьбы по дереву лучше собирать зимой – дерево в это время года более сухое, в нем не циркулирует сок. Просушивают заготовки в течение нескольких лет, но в строительных и специализированных магазинах можно купить готовый брус.

Для внутренних работ хорошо подходят мягкие породы дерева, как липа и ольха, а для наружного украшения – твердые, хвойные породы. По ним резать сложнее, но они служат намного дольше. К тому же, с современными инструментами твердость – не большая проблема: для домовой резьбы часто используется фрезер или электрический лобзик. Чтобы получились красивые изделия, не нужно обладать умением рисовать. Достаточно лишь крепко держать инструмент в руке и резать четко по трафарету.

Следует отметить, что для наружного украшения дома чаще всего используется техника прорезной резьбы.

Перед началом резьбы для своего дома: инструменты, советы, подготовка.

Для начала необходимо приобрести инструмент. Это может быть ручной или электрический лобзик с набором пилок или фрезер. Также понадобится дрель, наждачная бумага, а еще лак или краска, подходящие для наружных работ; кисточки для них.

Необходимо замерить все части дома, которые предстоит декорировать. Согласно размерам набрать бруски толщиной 1,5-2,5 см. Важно следить, что они из твердой породы дерева, не имеют трещин, сучков и сколов.

Техника безопасности при работе с деревом и электроинструментами.
Работать следует на улице или в хорошо проветриваемых помещениях, лучше всего в защитных очках и респираторе: стружка и опилки могут попадать в глаза и легкие, чего следует избегать. Для удобства работы очень важно также хорошее равномерное освещение, чтобы видеть все детали и рисунки, по которым предстоит резать.
Где найти эскизы для домовой резьбы по дереву для экстерьера.
Существует огромное количество книг в свободном доступе и в магазинах, где можно найти огромное количество эскизов и идей для домовой прорезной резьбы с фото и примерами работ народных умельцев. Не меньше интересных решений можно отыскать на просторах интернета. После того, как шаблон выбран, необходимо его подогнать под нужные размеры. Можно воспользоваться графическими редакторами или сделать это самому.


С чего начать домовую резьбу по дереву своими руками.
Из плотного картона вырезается шаблон, предварительно нарисованный или распечатанный из интернета. Это, как правило, небольшой фрагмент узора, многократно повторяющийся на наличнике или другом элементе дома. Его необходимо обвести карандашом на подготовленном и заранее ошкуренном бруске, после чего передвигать трафарет и обводить столько раз, сколько требует размер будущего элемента декора.

После того, как “выкройка” перенесена на дерево, нужно выпилить сначала форму изделия, то есть внешние контуры, после чего просверлить в будущих вырезах отверстия дрелью и расширить их до нужного размера и формы своим основным инструментом.

От чего зависит результат и внешний вид изделия в технике домовой резьбы? Работа несложная, но кропотливая, требует терпения и аккуратности, ведь чем ровнее узор, тем лучше выглядит результат. Важно помнить о симметрии: например, правый и левый наличники окна надо вырезать зеркально, все узоры должны быть на одной высоте и одинаковой ширины. В этом случае дом получится действительно красивым, на него будет приятно смотреть и невозможно отвести глаз.

Как правильно установить накладные элементы на свои места

Детали нужно покрыть краской или лаком до того, как их устанавливать.

Существует несколько видов крепежа для накладных элементов. Обычно для этого используют несквозные шканты, точно вымерив расстояния на стене и прикрепляемой детали. В этом случае крепеж не будет видно со стороны, он надежен и удобен. Есть еще один вариант, более легкий и удобный: прибить деталь гвоздями. В этом способе есть недостаток: шляпки гвоздей будет видно, и они могут со временем заржаветь. Чтобы предотвратить это, шляпки уже на месте покрывают той же краской, что и сам элемент декора.

Подборка видео по теме статьи

Один из самых ярких народных промыслов - домовая резьба, характерная черта фасадов в этническом стиле. Фронтальная часть дома украшается сочетаниями растительных и геометрических орнаментов, фигурами животных, замысловатыми сюжетами. Художественная композиция при помощи специального столярного инструмента наносится на деревянную поверхность. Элементы резьбы, как правило, съёмные. После нанесения изображения резные части накладываются на наличники, кровельные лемеха. Исключение составляют колонны, двери дома, когда резьба наносится непосредственно на часть строения.

Выбор подходящих для выполнения своими руками домовой резьбы пород древесины велик. Больше всего среди народных мастеров пользуется древесина. Наиболее популярными породами являются липа, дуб, берёза, орех, груша, ольха. Они обладают такими качествами:

Хвойные породы древесины нелегко использовать для украшения жилища домовой резьбой своими руками. Они волокнисты и склонны к образованию трещин, однако также пользуются популярностью благодаря дешевизне и податливости материала. При грамотном подходе к обработке древесины, домовая резьба из хвойных пород может сохраняться в целости годами.

Основной особенностью резьбы по дереву на наличниках, крышах, фасадах домов можно назвать частое повторение сюжетной линии, орнаментов на разных частях здания. Техник, используемых для украшения домов резьбой, несколько. Наиболее распространёнными являются следующие способы:

Азы домовой резьбы лучше осваивать с последнего вида работ по дереву, постепенно нарабатывая навыки, осваивая более сложные приёмы. Дерево стоит выбирать в пределах средней ценовой категории. Первые попытки вряд ли будут настолько успешными, чтобы тратить ценные породы древесины на резные украшения деревянного дома, а некачественное дешёвое сырье может отбить желание развивать умения.

Перед началом любых работ по дереву необходимо изучить правила техники безопасности. Именно на них основывается охрана жизни и здоровья. Для столярного дела они таковы:

  • Работы производятся либо на свежем воздухе, либо в помещении с хорошей вентиляцией.
  • Обязательное условие - наличие защитных перчаток. Органы дыхания защищаются от пыли респиратором, при работе с инструментом надеваются очки для защиты органов зрения от попадания инородных тел.
  • Помещение должно быть хорошо освещено, лучше работать в светлое время суток.

Для работы необходимо подготовить инвентарь - лобзик с набором пилок или фрезер. Дополнительно может понадобиться набор наждачной бумаги разной фракции для полировки, электрическая или ручная дрель. На этапе декорирования пригодятся кисти разной формы, толщины, лак, набор красок по дереву.

Все части дома, на которых будут располагаться декоративные элементы, нужно тщательно замерить. Если позволяют художественные навыки, можно нарисовать предварительный проект украшенного дома, соблюдая пропорции . После этого можно приступать к закупке дерева для работы: лучше, если оно приобретается со склада, сухое - тогда ему не нужно будет предварительно «вылёживаться». Древесина подбирается без видимых дефектов. Для накладных элементов толщина доски должна составлять порядка 2,5 см. Далее можно приступать к разработке детальных эскизов декоративных элементов.\

Не обладающим талантом художника мастерам рекомендуется найти готовые шаблоны в специализированной литературе - их с лёгкостью можно скопировать на бумагу в нужном масштабе. Эскизы резьбы по дереву с домовым узором без труда можно разработать в любой из утилит по графике. Вручную эскиз рисуется в полном масштабе на специально разлинованной бумаге карандашом или ручкой со специальным пером - её можно приобрести в магазинах для творчества.

Когда эскиз готов, его контуры переносят на плотный картон, вырезают трафарет. Далее по вырезанному контуру рисунок переносят на деревянную заготовку с помощью простого карандаша. Если узор представляет собой орнамент, операцию повторяют несколько раз, сдвигая лист картона. После нанесения рисунка можно выполнять непосредственно работы. Вне зависимости от избранной техники, сначала очерчиваются контуры рисунка, а затем наносится рельеф.

Резные элементы перед монтажом окрашиваются, покрываются слоем лака, предотвращающего преждевременное разрушение композиции. Самый простой способ прикрепить деталь - прибить обыкновенным гвоздём . Шляпки необходимо замаскировать, закрасив тон в тон с деревом. Более эстетично выглядят резные элементы, прикреплённые шкантами. Со стороны их не видно, а прочность такого крепления высока.

Несмотря на то что строительный рынок завален разнообразными клеями по дереву для внешних работ, использовать их не рекомендуется. Никаких гарантий, что клеевая смесь обеспечит достаточную прочность, нет. Не стоит забывать о двух золотых правилах удачного декора резьбой: в орнаментах нужно соблюдать принцип зеркальности, перед окончательным монтажом крайне важно проверить симметричность прикрепляемых деталей.

Осваивание промысла требует скрупулёзности, взвешенности, тщательности, неспешности в выполнении работ. Результат стараний мастера домовой резьбы по дереву своими руками не только прекрасен, с художественной точки зрения, но и масштабен. Любой промах в работе может стоить многих недель труда, иногда ошибки не поддаются исправлению.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Русь деревянная… Испокон века строились дома, избы и целые хутора из дерева. Делалось это для жизни людской, чтобы было где русскому человеку голову приклонить, да перезимовать в тепле. И самому прожить, и скотину пристроить. И камень был в достатке, и глины хватало, но строилось все из дерева, так как древесина - материал теплый, живой, бесконечно благодарный, летом прохладно в избе, зимой тепло. Так и появлялись на просторах русских целые города деревянные, деревни да села. А где люди живут, там и церкви строятся, большие и малые, соборы с часовнями, приходы да присутствия.

Жизнь требует красоты. Дом крестьянский деревянный, хоть и ладно построен, но выглядит просто и незатейливо. Стали плотники украшения придумывать, сочинять орнаменты, доски с резными узорами, «полотенца», подзоры и причелины. Появилась домовая резьба. Из инструмента у зодчего был один лишь топор, да долото со стамеской. Однако охота пуще неволи, раз уж хочется вырезать что-то красивое, то топорик можно заточить так, что звенеть будет, и резьба из-под него выйдет тонкая, да замысловатая. Появились настоящие мастера-отделочники и с ними домовая резьба по дереву, прикладное искусство, которое давало резчикам широкое поле для творчества. Начались соревнования, кто лучше режет дерево, чище и быстрее.

Это все было в незапамятные времена. Сегодня резчики по дереву, специалисты в таком виде искусства, как домовая резьба, обладают замечательным набором инструмента, и задач невыполнимых для них не существует. Технологии тонкой разнообразны, от простой плоско-поверхностной резьбы до сквозной орнаментальной со сложнейшим переплетением узора. Способ художественной резьбы «Татьянка» незаменим для воплощения в дереве природных сюжетов с листьями, травой, цветами. Резьба барочная используется в обрамлении церковных иконостасов. А фасады жилых деревянных домов украшаются прорезными досками-подзорами.

Каждый хозяин собственного дома озабочен привлекательностью фасада своего жилища. Хочется, чтобы дом был украшен по принципу эксклюзивности, неповторимыми резными узорами. Наибольшую степень уникальности дает так называемая городецкая домовая резьба. В этой методике сочетается глухая рельефная «Татьянка» с присущими ей природными сюжетами, которые отражаются в городецкой резьбе в виде Богатое растительное наполнение городецкой резьбы является наиболее востребованным при отделке фасадов деревянных домов.

Некоторые мастера также охотно используют в своем творчестве орнаменты стиля модерн из ордера каменного зодчества. Их элегантность и практичность как нельзя лучше отвечают задачам

В настоящее время входит в моду деревянная резьба в ввиде барельефных скульптур, вырезанных из твердых пород дерева. Изображение получается наполовину утопленным в поверхность стены или панели дома. Эффект визуального объемного восприятия потрясающий. Эта методика дает возможность воспроизводить барельефы на любую тему, китайскую и японскую, африканскую и латино-американскую, выбор сюжетов не ограничен. Скульптурные барельефы могут комбинироваться с другой резьбой, например, художественной ажурной. Также для наружного дизайна дома подходит накладная домовая резьба без сквозной прорезки, элементы которой наклеиваются с помощью водостойкого клея.