Доп. осмотр по скрытым повреждениям (по убыткам осаго или каско). Обязан ли автовладелец представлять авто на осмотр при оформлении полиса осаго? Страховая требует осмотр автомобиля при заключении осаго

Доп. осмотр по скрытым повреждениям (по убыткам осаго или каско). Обязан ли автовладелец представлять авто на осмотр при оформлении полиса осаго? Страховая требует осмотр автомобиля при заключении осаго
Доп. осмотр по скрытым повреждениям (по убыткам осаго или каско). Обязан ли автовладелец представлять авто на осмотр при оформлении полиса осаго? Страховая требует осмотр автомобиля при заключении осаго

Попавшая в аварию машина нуждается в тщательном обследовании. Ведь страховщики и владелец должны знать, какая сумма на ремонт потребуется. Понять это поможет процедура осмотра. Она не так проста, как кажется, проводится по определенным правилам и требует от автовладельца внимательности и настойчивости.

Закон об ОСАГО требует предоставить на осмотр пострадавший в аварии автомобиль в обязательном порядке:

При причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы…

Если потерпевший не откроет доступ для специалиста от страховой к поврежденной машине, компания вправе отказаться погашать ущерб. При невозможности доставить ТС на площадку об этом надо сообщить в фирму, чтобы процедура была организована в другом месте.

Повреждения автомобиля при ДТП: виды

При ДТП автомобиль получает следующие виды повреждений :

  • сильные, после которых многие детали подлежат замене, а не ремонту;
  • средние, означающие необходимость восстановления некоторой части составляющих авто;
  • незначительные, то есть царапины, сколы, вмятины, ликвидация которых возможна собственными силами или на СТО.

Кроме того аварийные дефекты бывают видимыми и скрытыми. Последние трудно обнаружить неспециалисту, иногда для их выявления требуется диагностика и разбор авто. Но скрытые повреждения мешают его безопасной эксплуатации, поэтому должны быть выявлены и оплачены страховщиком.

Более детально виды аварийных дефектов описаны в Приложении 2 к Положению Центробанка №432-П от 19.09.2014 г.:

  • вздутие,
  • вибрация,
  • вмятина,
  • залом,
  • изгиб,
  • обгорание,
  • разрыв,
  • смещение,
  • стук при движении и др.

Методика оценки ущерба при ДТП

Методика оценки ущерба, полученного при ДТП, принята Банком России и описана в Положении №432-П от 2014 г. Правовой документ состоит из:


В этой же части указаны источники, по которым производятся математические расчеты.

  • 10-ти приложений . В них содержатся требования к фотографиям поврежденного авто, типы полученных дефектов и их описание, трудозатраты на восстановление кузова, коэффициенты, нужные при расчете износа на разные виды машин и деталей, составляющие, на которые устанавливается нулевая амортизация, прочие важные нюансы.
  • Сервиса расчета средней стоимости запчастей . Он находится на сайте РСА.

ЕМРУ применяется, если речь идет об ОСАГО. При иных видах автострахования могут быть использованы другие способы оценки ущерба.

Осмотр автомобиля после ДТП страховой компанией

Организуется страховой компанией следующим образом:

Схема повреждений автомобиля

Схема повреждений побывавшего в аварии автомобиля показывает степень разрушения разных его частей:

  • Желтый цвет на ней означает незначительные дефекты: сколы, царапины, потертости и т. п. Для их устранения достаточно мелкого ремонта. Желтым отображают также разрушения пластиковых и стеклянных деталей, требующих замены.
  • Красный означает, что элемент был серьезно поврежден, и при ремонте понадобится новый. Тем же цветом на схеме указывают разрушение механизмов авто, приводящих его в движение, деформации кузова.
  • Крестики на изображении ставят там, куда пришлись удары. Их может быть несколько.

Схема повреждений автомобиля при ДТП

Помимо этого на схеме указывают данные машины и информацию об аварии.

Описание повреждений автомобиля при ДТП

Описание повреждений автомобиля , пострадавшего при ДТП , выполняется в соответствии с п. 1.6 главы 1 Положения Центробанка №432-П:

  • обозначая испорченную деталь, пишут ее вид, подвид, локализацию относительно стороны ТС, нумерацию или код, если есть;
  • по каждому дефекту называют его вид в соответствии с классификацией Приложения 2, место нахождения, характер и размер;
  • указывают тип и объем предполагаемого восстановления разрушенного элемента;
  • комплекс ремонтных работ определяют по характеру и уровню повреждений на основе технологии завода-изготовителя или СТО.

Как обратиться в страховую для осмотра автомобиля

После ДТП потерпевшему нужно как можно скорее отправиться в страховую компанию. В какую именно, регламентируется Законом об ОСАГО:

Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.

Собственник должен требовать не только осмотра автомобиля. Это лишь часть процедуры, которую следует пройти для получения страховки. Необходимо известить компанию о том, что ТС побывало в аварии. Для этого владелец предоставляет пакет документов:

  • Заявление. Пишется в свободной форме, но у страховой компании могут быть стандартные бланки, которые нужно заполнять по образцу.
  • Паспорт. С собой также берут его заверенную ксерокопию.
  • Справку о ДТП. Ее получают в ГИБДД. А если происшествие оформлялось без участия сотрудников службы, этот документ не нужен.
  • Копию протокола о ДТП. Ее владельцу авто отдает инспектор ГИБДД, составивший документ.

Специального заявления о проведении осмотра ТС писать не нужно. Этот этап и так является обязательным в ходе оформления страхового случая и получения выплаты.

Заявление на осмотр транспортного средства

Специального заявления на осмотр транспортного средства потерпевшему писать не надо. Он обращается к страховщику с письменным требованием о возмещении и другими документами по аварии, перечисленными в Законе об ОСАГО. После этого компания обязана устроить осмотр ТС не позднее 5 дней с даты регистрации заявления.

Если нужна дополнительная процедура для письменного подтверждения скрытых дефектов, следует подать уведомление о них. Оно оформляется в свободной форме, например, по .

Дефектовка автомобиля , проводимая после ДТП , — это детальное выявление характера, степени повреждений. Ее выполняет специалист-техник. По результатам составляется карта осмотра, куда в каждую графу вносят отдельные изъяны. Итогом становится их перечень, рекомендации по ликвидации дефектов, расчеты цены материалов, новых деталей и работы. Собственно, это подготовительный этап ремонта машины.


Дефектовка автомобиля после ДТП

Составление акта осмотра

По итогам процедуры должен быть составлен документ – акт. Он представляет собой бланк, который необходимо заполнить. Обязательная информация, вносимая в акт:

  • сведения об автомобиле;
  • дата и место ДТП;
  • номер справки о нем;
  • сведения о собственнике обследуемого авто или его доверенном лице;
  • перечень поврежденных деталей и характер поломки каждой из них;
  • подлежат ли они замене или ремонту;
  • есть ли на ТС скрытые повреждения.

Владельцу ТС нужно внимательнейшим образом следить, чтобы все приобретенные из-за аварии дефекты были отражены в документе. Особое внимание необходимо уделить графе о скрытых повреждениях. Страховщики в большинстве случаев настаивают на том, что их в конкретной ситуации нет. Задача владельца – не пропустить скрытые повреждения, о которых могут свидетельствовать, например, плохо открывающийся багажник или сколы покрытия на внутренних сторонах корпуса.

Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

По окончанию осмотра собственник авто должен получить копию акта, чтобы потом в него сотрудники страховой фирмы не внесли изменения. Если он не согласен с результатами процедуры, документ не нужно подписывать.

Сколько действует акт осмотра транспортного средства

Акт осмотра транспортного средства действует до тех пор, пока потерпевший не получит устраивающего его возмещения. Даже если позже будет проведена дополнительная процедура, независимая экспертиза, документ можно использовать в ходе судебных разбирательств. Акт действителен и подлежит рассмотрению, пока в нем существует необходимость. Законом этот срок не ограничен.

Сроки осмотра после ДТП

Информация о том, какое время отводится на организацию и проведение обследования автомобиля, есть в Законе об ОСАГО:

Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами…

Автомобиль должен быть предоставлен для осуществления процедуры в том виде, в котором он остался после ДТП. Собственник ни в коем случае не должен спешить сам его ремонтировать.

Владелец привозит разбитую машину туда, где ее сможет осмотреть техник. Об этом его извещают заранее. А если состояние ТС таково, что перегнать его невозможно, процедуру проводят на месте его нахождения. То есть там, куда отвез разбитое авто эвакуатор.

О том, какие документы нужны для страховой после ДТП и правилах осмотра автомобиля независимым экспертом, смотрите в этом видео:

Кому нужна доверенность на обследование

Собственник автомобиля может заниматься оформлением страховой выплаты не сам, а поручить это другому человеку. Тогда и присутствие владельца на осмотре не нужно. Он может выписать доверенность на имя родственника, друга или , заверить ее у нотариуса. И человек с этим документом имеет право контролировать осмотр, защищая интересы владельца ТС. Он же потом ставит подпись на акте.

Доверенность на осмотр автомобиля после ДТП

Доверенность на участие в осмотре автомобиля после ДТП оформляется владельцем техники на человека, который будет представлять его интересы в ходе процедуры. Документ, выполненный по , заверяется у нотариуса, составляется не позднее дня, в который подано заявление в страховую компанию.

Представитель автовладельца на его основании может присутствовать при осмотре машины, задавать эксперту вопросы, выражать свое несогласие, делать замечания, заявления, требовать разъяснений и т. д.

Порядок оценки ущерба при ДТП

Порядок оценки ущерба , нанесенного при ДТП , следующий:


Результатом платного исследования станет заключение, где будет оценен ущерб. С ним автовладелец может обращаться в суд, если страховая компания не желает возмещать вред добровольно или настаивает на сумме, установленной по итогам осмотра либо организованной ею же экспертизы.

Смотрите в этом видео о проведении независимой оценки ущерба после ДТП:

Как рассчитать ущерб при ДТП

  • С вр – это цена ремонта в рублях;
  • Р р – затраты на работы по восстановлению;
  • Р м – средства, необходимые на материалы;
  • Р зч – расходы на запасные детали.

Итоговое число округляется до сотен рублей, но сумма не может быть более 400 тыс. р.

Как происходит осмотр, на что обратить внимание

О времени и дате процедуры автовладельца оповещают заранее. Обычно осмотр
происходит на станции техобслуживания. И кроме представителя страховой в нем участвует также техник.

Но он нередко работает на защиту интересов фирмы и может «не заметить» скрытые повреждения автомобиля.

Чтобы не оказаться обманутым, владелец машины имеет право привести на осмотр своего специалиста. Эксперт сможет со знанием предмета требовать внесения сведений о приобретенных дефектах ТС в акт.

На что следует обращать внимание потерпевшему, если он на осмотре без помощника:

  • вмятины, а не просто сколы краски могут свидетельствовать о скрытых повреждениях механизмов авто;
  • если плохо открывается багажник, это значит, нарушена геометрия кузова;
  • при любых обстоятельствах ДТП нужно обследовать крышу ТС, скрытые дефекты могут обнаружиться там;
  • проблема с открыванием крышки капота иногда является признаком повреждения двигателя;
  • необходимо настоять на осмотре днища авто, так как эта часть нередко деформируется при любом столкновении.

Дополнительный осмотр по ОСАГО – это процедура, необходимая для установления скрытых повреждений машины. Она нужна, если результаты первичного осмотра не удовлетворили автовладельца-страхователя.

По существу процедура является экспертизой, на которую машину должен отправить страховщик. Если он отказывается это делать, автовладелец сам обращается в независимую компанию, заказывает и оплачивает исследование технического состояния ТС. О месте и времени его проведения следует письменно уведомить второго участника аварии и страховую фирму.

По результатам дополнительного осмотра оформляется заключение о наличии скрытых дефектов, полученных в ходе ДТП, стоимости ремонта.

Сроки выплаты компенсации

Если у страховщика и потерпевшего нет разногласий относительно суммы компенсации, определенной по результатам осмотра, она должна быть выплачена в течение 20 дней после подачи заявления.

По закону собственник может и сам отправить машину на ремонт в любой сервис. Для этого ему нужно согласие страховщика. В таком случае оплата услуги компанией осуществляется не позднее, чем через 30 дней. Деньги не отдают в руки автовладельцу, а перечисляют на расчетный счет сервисного центра.

Если страховая опаздывает с выплатой, ее ждет увеличение расходов:

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного … размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

А если компания никак не оплатит счет за уже выполненный ремонт, штрафные санкции составят 0,5% в день.

Обращение к независимой экспертизе

Несогласие страховщика и автовладельца в части размера компенсации диктует необходимость проведения независимой экспертизы. Ее заказывает компания, а собственник предоставляет поврежденную машину для более тщательного обследования.

Нередко экспертиза, оплаченная страховой фирмой, дает заключение, выгодное ей, а не потерпевшему. Поэтому он может заказать повторную процедуру уже в другой независимой организации.

Экспертиза не только выявит все полученные повреждения, но и определит сумму ущерба. На основании ее заключения страховщики могут добровольно выплатить деньги в ответ на претензию автовладельца, или он подаст на компанию в суд. А тот примет документ будет как доказательство, требующее именно указанной суммы возмещения, а не меньшей.

Страховщики всегда стараются заплатить автомобилистам по минимуму. Но удовлетворительную компенсацию иногда можно получить и на основании одного осмотра ТС, избежав независимой экспертизы. Автовладельцу стоит позаботиться о том, чтобы процедура обнаружила приобретенные дефекты, заранее проконсультироваться по поводу повреждений с разбирающимися в машинах специалистами.

Полезное видео

О проведении независимой экспертизы ТС смотрите в этом видео:

Акт осмотра транспортного средства по КАСКО или ОСАГО - это единственный и самый важный документ подтверждающий исполнение вашей обязанности по предъявлению транспортного средства для проведения осмотра страховщиком после ДТП.

Этот документ вам крайне необходим, так как в дальнейшем в судебном процессе страховая компания может обосновать свой отказ неисполнением вами обязанности по предоставлению автомобиля для осмотра после ДТП.

Многие путают акт осмотра и заключение независимого эксперта о стоимости восстановительного ремонта эти два понятия необходимо различать.

Акт осмотра - проводится сотрудником страховой компании, фиксирует только лишь факт предоставления страхователем автомобиля для осмотра и фиксация его повреждений. заключение эксперта - фиксирует повреждения и калькулирует стоимость восстановительного ремонта а также обосновывает калькуляцию проведенную экспертом. У этих двух документов разные правовое значение и цели.

Обязана ли страховая компания выдать акт осмотра ТС?

Страховая компания однозначно обязана выдать вам акт осмотра транспортного средства, это обязанность предусмотрена пунктом 4.23 Правил Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Что делать если страховая отказывает выдать акт осмотра ТС?

Если страховая компания отказывается выдать акт осмотра транспортного средства Вам необходимо в письменном виде подать соответствующее заявление о выдаче акта осмотра транспортного средства. Образец заявления можете скачать по ссылке , данное заявление необходимо вручить под роспись и печать сотрудник организации, а также в своем заявлении необходимо указать когда вами был предоставлен автомобиль для осмотра.

Очень часто на письменные требования страховые компании отвечают, что в соответствии с их внутренними правилами все материалы страхового дела являются их собственностью и по требованию страхователя не выдаются, Вы должны знать, что это не так при этом вам как страхователю в данном случае самое главное обеспечить себя доказательством исполнение обязанностей предусмотренных законом по предоставлению транспортного средства для проведения осмотра страховой компании, то есть сам по себе акт осмотра не имеет колоссального значения. Факт предоставления автомобиля можно доказывать любым иным способом.

Как заставить страховую выдать акт осмотра автомобиля?

Если страховая компания выплатила вам страховую сумму меньшую чем необходимо для осуществления ремонта не стоит зацикливаться на акте осмотра в данном случае вам необходимо:

  • проводить независимую экспертизу
  • взыскивать денежные средства со страховой компании
  • в рамках судебного процесса нужно подать ходатайство в суд об истребовании материалов дела находящихся в страховой компании, в том числе и акт осмотра

Образец заявления в страховую на выдачу акта осмотра

Пройдя по ссылке, Вы можете скачать образец заявления в страховую компанию о выдаче акта осмотра в этом заявлении необходимо указать:

  1. Фамилию имя отчество страхователя
  2. место жительства
  3. контактный телефон
  4. наименование страховой компании
  5. адрес и ИНН Страховой компании
  6. кратко изложить суть проблемы
  7. самое главное четко сформулировать требования о выдаче акта

Для предъявления требования о выдаче акта осмотра транспортного средства нет никакой разницы по какому договору КАСКО или ОСАГО страховая компания должна осуществить выплату образец заявления здесь одинаковый.

Антон, здравствуйте.

Как Вы справедливо отметили Закон «Об ОСАГО» обязывает водителя виновного в ДТП представить автомобиль к осмотру в страховую компанию.

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

И закон действительно не оговаривает место проведения такого осмотра.

Однако в правилах страхования - «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) на этот счет сказано, что

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи соответствующего направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра, после проведения которых по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим. Фактом, свидетельствующим об исполнении страховщиком обязанности по организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), является выдача (направление) потерпевшему соответствующего направления.
Страховщик обязан согласовать с потерпевшим время и место проведения осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества с учетом графика работы страховщика, эксперта и указанного в настоящем пункте срока проведения осмотра, независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, а потерпевший в согласованное со страховщиком время обязан представить поврежденное имущество.
В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков. При этом в случае неисполнения потерпевшим установленной настоящим пунктом Правил обязанности представить поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) срок принятия страховщиком решения о страховой выплате, определенный в пункте 4.22 настоящих Правил, может быть продлен на период, не превышающий количества дней между датой представления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков и согласованной с потерпевшим датой осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), но не более чем на 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней. В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) страховщик письменно уведомляет потерпевшего о невозможности принятия решения о страховой выплате (выдачи направления на ремонт) до момента совершения потерпевшим указанных действий.
Если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства, иного имущества исключают его представление для осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (в том числе если повреждения транспортного средства исключают его участие в дорожном движении), об этом указывается в заявлении. В этом случае осмотр и независимая техническая экспертиза, независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, а в случае нахождения поврежденного транспортного средства, иного имущества в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях - в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о страховой выплате и документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, если иные сроки не согласованы между страховщиком и потерпевшим.

В таком случае, Вы можете отправить в адрес страховщика ответ на его требование в котором изложив свои доводы

но он живет в 120 км от Москвы, а требует предоставить только в Москву и только в рабочие дни (он работает, в будни
Антон
место нахождения ТС, в этом же городе ДТП, в этом же городе проживают обе стороны ДТП, в этом же городе заключался договор страхования, причем уже лет 5 в одной страховой
Антон

Уведомляете о своей готовности предоставить к осмотру автомобиль в филиале (представительстве) страховщика в данном городе. Однако, если от СК поступит отказ - предоставлять автомобиль придется по указанному адресу.

Очень интересное разъяснение для пострадавших в аварии автолюбителей дал Верховный суд, когда пересматривал одно стандартное дело. Точнее - денежный спор автовладельца со страховщиками.

Таких конфликтных выяснений отношений у нас последнее время - очень много. Большинство из них не доходят до суда. А из дошедших далеко не каждое в итоге добирается до высшей судебной инстанции страны, которая разъясняет, в первую очередь самим судьям, как надо правильно разрешать такие споры.

Итак, стандартная ситуация - ДТП с участием нескольких машин. Одно из авто, за рулем которого была женщина, серьезно пострадало. Виновным в столкновении ГИБДД признала одного из водителей, который своим поведением на дороге и "собрал" несколько автомобилей.

Страховая компания заплатила даме за ремонт машины. Но - минимально. Остальное ей пришлось выкладывать из кармана. Женщина обратилась в суд с иском к страховщикам и виновнику аварии с требованием компенсировать потраченное. Районный суд, получив иск, написал женщине, что дело ее оставляет без рассмотрения, так как дамой "не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора". А еще женщине написали, что если она такой порядок выполнит, то может снова обращаться в суд. Эти ключевые слова - про несоблюдение досудебного порядка рассмотрения дела - частый аргумент судов, когда они выносят решение не рассматривать какой-либо спор.

Про необходимость соблюдения досудебного порядка сказано в 222 статье Гражданского процессуального кодекса.

Если перевести формулировку этой статьи на наш конкретный случай, то дама отказалась предоставлять машину на осмотр независимым экспертам, которых такими назвали страховщики. В суде женщина пояснила, что как только отремонтировала машину, тут же ее и продала. Ну, раз так, решил суд, то иск останется без рассмотрения.

После такого решения районного суда женщина пошла по судебной лестнице дальше и выше. Кассационная инстанция решение районного суда отменила и вновь отправила дело в районный суд.

Но следом за ней решение о возвращении дела на новое рассмотрение отменила надзорная инстанция и сказала: в районном суде все решили правильно и этот вердикт надо оставить.

У пострадавшей автоледи выбора не осталось. Машину вернуть в прежний вид невозможно, да и она давно стала собственностью других людей. А без осмотра "независимых экспертов" в суде с ней и разговаривать не хотели.

Последней надеждой оказался Верховный суд.

И тут женщина поняла, что правильно боролась, потому как Судебная коллегия по гражданским делам ВС претензии истицы посчитала справедливыми и главное - законными.

Ну а что же тогда делать с несоблюдением порядка урегулирования спора и с 222 статьей Гражданского процессуального кодекса?

А на это Верховный суд заявил следующее. Согласно 222 статье ГПК суд вправе оставить заявление без рассмотрения, но в строго определенных случаях. Если истцом не соблюден порядок, "установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотрен договором сторон досудебный порядок разрешения спора."

Верховный суд делает вывод: представление автомобиля на осмотр страховщику не является досудебным порядком урегулирования спора, как об этом пишет 222 статья ГПК.

По закону осмотр поврежденного автомобиля осуществляется вне зависимости от возникновения спора между владельцем и страховщиком. Это просто обязательная процедура. И получая свои копейки от страховщиков, женщина это уже делала. Кстати, и по тому же закону о страховании транспорта осмотр нужен исключительно для выяснения "обстоятельств причинения вреда и определения размера ущерба, который надо возмещать".

Кроме того, сказал Верховный суд, женщина предъявила "денежные" претензии не только к страховщикам, но и к отдельному гражданину - виновнику аварии.

А районный суд этого просто не заметил и оставил весь иск без рассмотрения. Что было совершенно неправильно и незаконно.

Страхование

В последнее время Верховный суд все чаще встает на сторону автовладельца, что может только радовать.

Так, например, в данном случае хозяйка машины вообще не обязана была предоставлять автомобиль на осмотр. Согласно последним решениям Верховного суда, деньги, потраченные на ремонт автомобиля, подтвержденные счетами из компании, которая восстанавливала машину, страховая компания должна была компенсировать.

В случаях, когда речь идет о выплатах по добровольному страхованию КАСКО, у страховщика, согласно решению того же Верховного суда, еще больше обязанностей. Он должен компенсировать ремонт без учета износа. Для ОСАГО учет износа прописан в законе. Кроме того, страховщик по добровольным видам страхования должен оплачивать еще и утрату товарной стоимости. Понятно, что после капитального ремонта автомобиля, он сильно теряет в цене.

Подобные вердикты главного суда страны, вынесенные в пользу граждан, но против страховщиков, заставляют последних все громче требовать повышения цены полиса.

На сегодняшний день страховщики уже обратились с жалостливыми письмами куда только можно. Они написали в правительство, министерство финансов и в Государственную думу. В этих письмах страховщики расписывают особенности финансовых потоков в страховом бизнесе. По их словам, в страховом бизнесе не может применяться стандартная схема "товар-деньги-товар".

Здесь вложения, то есть плата за страховку окупаются годами. Так за аварию, которая была сегодня, им, может быть, придется платить через несколько лет. Поэтому тариф на ОСАГО надо увеличить. Что касается ОСАГО не всегда тех сумм, которые выплачивает страховая компания, хватает на полноценный ремонт.

В этом случае никто не отнимал у автовладельца права предъявить претензии не только страховщику, но и владельцу машины, по вине которого был нанесен ущерб. И, как показывает практика, суды в большинстве своем выносят решения именно в пользу пострадавшего автовладельца.

Напомним, что самая "популярная" причина аварий на наших дорогах - несоответствие скорости дорожным условиям. Зачастую действительно водители не учитывают образование наледи под колесами или неожиданно возникшие лужи.

Но чаще всего под эту категорию списываются все аварии,

по которым сложно установить их причину. Из-за ошибок в выборе скорости в прошлом году произошло почти 58 тысяч аварий. На втором месте - аварии по причине недостатков улично-дорожной сети. В прошлом году - почти 43 тысячи ДТП.

Кстати

Есть два закона, которые касаются проблемы пострадавшей женщины. Это Закон "Об организации страхового дела в РФ" от 1992 года и принятый десять лет спустя Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В обоих законах просто нет требований о досудебном порядке урегулирования споров. В законе о страховке машин сказано, что страховщик вправе отказаться платить целиком или частично, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков произведены до осмотра независимой экспертизы и не позволяет "достоверно установить наличие страхового случая или размер убытков по ОСАГО".

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях , затрагивающих особенности оформления полисов ОСАГО.

На всякий случай напомню, что 1 июля 2015 года вступило в силу еще одно изменение правил, которое позволяет дистанционно (через Интернет) оформлять страховые полисы. Об этом речь шла в статье " ".

Изменения, которые будут рассмотрены сегодня, также относятся к дистанционному оформлению полисов ОСАГО . Они вступили в силу 3 июля 2015 года.

Осмотр автомобиля при покупке ОСАГО

Первое изменение относится к осмотру автомобиля при заключении договора ОСАГО:

1.7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства, в том числе по месту жительства страхователя - физического лица (по месту нахождения страхователя - юридического лица), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

1.7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра транспортного средства или в случае составления договора обязательного страхования в виде электронного документа осмотр транспортного средства страховщиком не проводится.

Как и раньше страховщик по собственному желанию может провести осмотр транспортного средства. Однако начиная с 3 июля 2015 года место осмотра устанавливается по соглашению сторон . Если соглашение не достигнуто, то осмотр не проводится.

Например, водитель предлагает осмотреть автомобиль около своего дома. Если страховщик на это не согласен, то осмотр не проводится. Еще один пример. Страховщик предлагает приехать на осмотр к его офису, а водитель на это не согласен. Осмотр также не проводится.

Второе важное изменение. Осмотр не проводится при покупке ОСАГО через интернет . Если Вы заключаете договор дистанционно, то осмотр автомобиля не проводится в любом случае.

Как обстоит дело с осмотрами на практике? Обычно осмотр при покупке ОСАГО вообще не проводят. Эта процедура ничего полезного для страховой компании не несет и требует определенных затрат. За последние 5 лет при покупке ОСАГО я ни разу не проходил осмотр. Также я ни разу не слышал, что другим водителям приходилось проходить эту процедуру.

Однако на практике страховые компании могут использовать процедуру осмотра в мошеннических целях при .

Особенности покупки ОСАГО в электронном виде

Следующее важное изменение затрагивает особенности заключения договора ОСАГО в электронном виде:

1.11. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа.

1.11. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа. Договор обязательного страхования в виде электронного документа может быть заключен только при продлении договора обязательного страхования в соответствии с пунктом 1.12 настоящих Правил, в том числе с расширением круга лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством.

Начиная с 3 июля в электронном виде можно купить ОСАГО только при продлении договора . Т.е. Вы можете купить через Интернет только второй договор с данной страховой. Первый договор можно оформить только в офисе.

Т.е. если Вы несколько лет подряд покупаете ОСАГО в одной и той же фирме, Вы можете оформлять полисы через Интернет. Однако если Вы переходите в новую страховую или покупаете новый автомобиль, придется снова обращаться в офис.

Данное изменение вряд ли можно назвать позитивным. С 1 июля по 3 июля 2015 года существовала возможность купить любой (в том числе и первый) полис ОСАГО через Интернет. Очень жаль, что такое положение вещей просуществовало только 2 дня.

Примечание. C 1 октября 2015 года в правила страхования возвращена возможность покупки первого полиса ОСАГО через Интернет.

Тем не менее с 3 июля 2015 года осталась возможность продлевать договор ОСАГО через Интернет. Она позволит сэкономить время водителей.

Отказ в заключении электронного полиса ОСАГО

Изменениям также подвергся и пункт, предусматривающий отказ в заключении электронного полиса ОСАГО:

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения не соответствуют информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, либо отсутствуют в ней.

Если Ваша страховая компания не внесла информацию о предшествующем полисе в автоматизированную информационную систему, Вы не сможете купить новый полис в электронном виде.

На практике данное изменение может привести к тому, что страховые будут искусственно заманивать водителей в офис и не давать заключать договоры через Интернет.

Страховая Р хочет навязать водителю дополнительные услуги при оформлении полиса ОСАГО. Сотрудники страховой Р намеренно не вносят информацию о предшествующем полисе ОСАГО водителя В в единую информационную систему. Водитель В хочет купить полис ОСАГО через Интернет, однако получает вполне законный отказ от страховой Р, т.к. данных в информационной системе нет. Водитель В вынужден идти в офис страховой Р для оформления полиса ОСАГО. Менеджеры страховой Р пытаются навязать водителю В дополнительные услуги.