Дополнительно образовательная программа для детского сада. Как разработать программу дополнительного образования в доу. Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности

Дополнительно образовательная программа для детского сада. Как разработать программу дополнительного образования в доу. Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности
Дополнительно образовательная программа для детского сада. Как разработать программу дополнительного образования в доу. Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности

Доброго всем здравия. С вами, опять я, Татьяна Сухих. Вы, наверное, ждете других познавательных статей от меня, не так ли? Сегодня постараюсь ответить на вопрос читательницы. Она интересуется о том, что собой представляет авторская программа. Она спрашивает о том, что если есть различные разработки, то зачем иметь свою программу. Давайте, прежде всего, разберемся, что это такое?

Программы доу делятся на: основную и дополнительную. В основную входят образовательная комплексная и парциальная программа, которая дополняет ее и направлена на всестороннее воспитание детей. В дополнительную входят парциальная, адаптированная и авторская самостоятельная методика, являющаяся результатом изучений педагога в теории и на практике. Вот о последнем мы и поговорим.

Прежде чем перейти к этой теме, посмотрим, какая литература предлагается на различных сайтах.

  1. Здесь можете получить купоны, которые дают право на участие офлайн в вебинарах по теме о рабочей программе воспитателя.
  2. Хотите приобрести комплект с книгой и диском о составлении основной образовательной программы ДОО? Тогда зайдите сюда .
  3. Чтобы познакомиться с разработкой рабочей программы педагога в компакт – диске для компьютера, перейдите сюда .
  4. Хотите заглянуть в педагогическую видеомастерскую для основной образовательной программы ДОО? Тогда вам сюда .

Требования и уровень

Образовательная авторская методика является результатом интеллектуальной работы воспитателя. По подготовке такой разработки можно анализировать уже готовые методики, сделать исследовательскую работу и внести интересные технологии обучения современных методик.

  • личностное развитие детей;
  • укрепление их здоровья;
  • воспитание активной жизненной позиции, творческого подхода в решении задач в различных условиях жизни;
  • прививание деткам патриотизма, честности, доброты, уважения к взрослым и традициям.

Уровень авторской методики должен иметь передовой педагогический опыт, отличаться новизной и иметь инновационный характер. Об инновационном общеобразовательном документе под редакцией Вераксы Н.Е. и других.

Для того чтобы вникнуть во все тонкости посетите вебинар «Рабочая программа — основной документ воспитателя ДОО» .

И вы на нем рассмотрите следующие вопросы:

  1. Нормативно-правовые основания разработки рабочих программ воспитателя ДОО.
  2. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с принципами интеграции образовательного процесса и требованиями ФГОС ДО.
  3. Положение о рабочей программе как реализация единого подхода к разработке и оформлению программы.
  4. Структура и содержание рабочей программы.

Эта разработка предполагает соответствие правилам системности в образовании. Она должна быть направлена на развитие способностей ребенка. Уровень авторской методики собирается использовать основные дидактические средства и обеспечивать учебными пособиями по реализации учебной программы. В такой методике отражаются задачи и цели программы на каждый год деятельности. Ее можно создать и коллективом воспитателей.

Намерения, отличия программы

Итак, мы выяснили с вами, что собственная программа создается воспитателем или коллективом. Она принадлежит ему или им как интеллектуальная собственность. Ее цель — решение определенной задачи в дополнительном образовании и достижение его многообразия.

  • по личному замыслу, учитывая стаж работы с ребятами;
  • исходя из опыта;
  • уровня мастерства воспитателя;
  • наработанных программ;
  • видения воспитателем решения задач.

В собственной методике необходимо дать оригинальный подход и необходимую новизну.

  1. Создание в детском саду условий для всестороннего развития малыша.
  2. Развитие личностной мотивации детей к творчеству и познанию.
  3. Обеспечивание радости, веселья малюток.
  4. Приобщение воспитанников к ценностям человека.
  5. Профилактика социального образа действий.
  6. Создание условий для детской творческой самореализации.
  7. Единство в психическом, физическом и духовном развитии детей.
  8. Укрепление как физического, так и умственного развития.
  9. Связь воспитателя с членами семьи ребенка.

Инновационные программы

Какую рабочую, инновационную методику можно составить? На основе авторской разработки можно выбрать много интересных тем по экологии, физкультуре, искусстве, рисованию и иным дисциплинам.

Исходная основа для разработки авторской программы – это типовая образовательная программа, где задаются базовые параметры тех умений ребят, которые должны осваиваться. Поэтому, педагогу при создании своей собственной программы, нужно отталкиваться от данного минимума и углубить, расширить, конкретизировать его. В то же время воспитателям необходимо помнить, что нельзя выстраивать методику ниже этого минимального уровня.

Примеры авторских программ

Наименование занятия:

Конструирование с Lego

Новизна

  1. Внедрение новейших информационных технологий в образовательный процесс.
  2. Развитие сенсорики в интеллекте воспитанников, реализуемых в двигательных игрищах.

Актуальность

  1. Такое конструирование более обширно открывает для старших дошколят мир техники, чем другие виды занятий;
  2. Подготавливает почву для технических способностей малышей;
  3. Активизирует мыслительную и речевую деятельность, общительные навыки, воображение малюток, развивает познавательную активность и расширяет кругозор.

Цели и задачи

  1. Развитие у детей технического творчества.
  2. Развитие интереса к конструированию.
  3. Обучение анализа основных частей конструкции объекта и понятие об их функциональном назначении.
  4. Развитие мелкой моторики, внимания и памяти.
  5. Улучшение коммуникативных навыков во время работы с парой.
  • с деталями Lego;
  • со способом крепления конструктора;
  • конструирование по замыслу.


Елена Тимченко
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования , главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ , которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом .

Дополнительное образование

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования , способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ )

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями :

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения ;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией) ;

соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг .

Дополнительное образование может быть направлено на :

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей .

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения , услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том , что оно усиливает вариативную составляющую общего образования , способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении , стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ :

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы .

Таким образом , закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности :

художественно-эстетического цикла,

этнокультурные,

культурологические,

интеллектуально-развивающие,

коммуникативно-речевые,

экологические,

физкультурно-оздоровительные,

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования .

Одной из форм дополнительного образования в нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями :

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ;

Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Схема разработки программы кружковой работы

Титульный лист.

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи) .

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) .

Учебно-тематическое планирование

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

Список литературы.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей :

1. Озорные ладошки - 1 младшая группа

2. Озорной каблучок - подготовительная группа

3. Тили-тили тесто - подготовительная группа

4. Кляксочка - средняя группа

5. Мастерская актеров - средняя группа

6. Юный эколог - подготовительная группа

Внастоящее время большую роль вразвитии ребенка играет нетолько основное образование, ноидополнительное. Дополнительное образование вдошкольных учреждениях дает возможность выявить иразвить творческие способности детей. Назанятиях подополнительном уобразованию идет углубление, расширение ипрактическое применение приобретенных знаний восновной образовательной деятельности.

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного
образования детей детский сад учитывает:
-интересы детей идобровольность выбора ими кружка, секций, студий;


-понимание игры как ведущего вида деятельности ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;

-нормы нагрузки наребенка.
Дополнительное образование детей вдетском саду-одно изнаправлений творческого, физического, социально
-личного иинтеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой вдошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: пообучению детей различным техникам изобразительной деятельности-лепка изпластилина, нетрадиционным способам рисования, атакже пофизическому развитию дошкольников.
Дополнительное образования осуществляется вовнеурочной деятельности, иосуществляется втечение всего учебного года педагогическими работниками испециалистами. Дети занимаются 1 раз внеделю вовторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются воформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, впроведении отчетных концертов.
Кружки как форма дополнительного образования вДОУ
Кружок-это неформальное, свободное объединение детей вгруппу для занятий, наоснове ихобщего интереса, строящихся надополнительном материале кзадачам Программы под руководством взрослого (педагога).
Цель дополнительного образования-внедрение новых вариативных форм дошкольного образования сцелью повышения качества образовательного процесса иудовлетворения запроса общества.
Кружки вдетском саду выполняют несколько функций:
-образовательную-каждый воспитанник ОУимеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков винтересующем его виде деятельности;
-социально-адаптивную-занятия вкружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности ивзаимодействия, испытать « ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;
-коррекционно-развивающую-воспитательно-образовательный процесс, реализуемый назанятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
-воспитательную-содержание иметодика работы вкружках оказывает значительное влияние наразвитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования вДОУ могут открываться сразличными целями:
1. Углубление ирасширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей сотставанием вразвитии).
2.Ознакомление собластями знаний, выходящими зарамки государственной Программы (работа содаренными детьми).
3. Ознакомление собластями знаний иумений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
-Уставом ДОУ;
-Образовательной программой ДОУ;
-Положением окружке;
-Программой кружка (цель изадачи, предполагаемый конечный результат);
-Планом работы кружка нагод;
-Списком детей;
-Расписанием деятельности;
-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога посозданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей вдополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы поусвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка научебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка напрактике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской ипедагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие вконкурсах, показах и т. д. )
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей вдеятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных
условий:
-организация рабочего пространства;
-возможность детей заниматься посвоим силам иинтересам;
-игровой характер подачи любого материала.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
Сдетьми:
-Фронтальные занятия (групповые)
-Экскурсии
-Тематические прогулки
-Развлечения, досуги
-Участие вразличного уровня конкурсах
Спедагогами:
-Консультации, мастер-классы , семинары для педагогов ДОУ
Сродителями:
-Консультации, мастер-классы , выступления народительских собраниях, информация насайте.
Кружки могут быть различной направленности:
1)Физическое развитие
2)Социально-личностное развитие
3)Познавательно-речевое развитие
4)Художественно-эстетическое развитие
Тематика кружков может быть разнообразна.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
-интересы детей идобровольность выбора ими кружка;
-возрастные особенности детей, имеющийся уних опыт участия втакого рода занятиях;
-необходимость решения воспитательных иобразовательных задач вединстве сосновной программой детского сада;
-понимание игры как ведущего вида деятельност ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;
-необходимость создания комфортной обстановки, вкоторой будет развиваться творческая личность;
-нормы нагрузки наребенка.
Схема разработки программы кружковой работы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка (актуальность, цели изадачи)
3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
4. Учебно-тематическое планирование
5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
6. Список литературы

Рабочие программы педагогов - материалы данного раздела. содержат авторские и модифицированные программы, основанные на теоретических исследованиях и практическом опыте. Эти публикации послужат хорошей помощью для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ, для педагогов, повышающих профессиональный уровень.

В данном разделе можно найти следующие материалы:

  • Программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
  • Программы по ознакомлению с окружающим миром и экологии
  • Программы по ОБЖ и формированию безопасного поведения
  • Программы по формированию здорового образа жизни
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программы по интеллектуальному развитию дошкольников
  • Программы для работы с семьей
  • Программы дополнительного образования
  • Программы для специалистов ДОУ

Рабочие программы

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 5550 .
Все разделы | Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение) Программа «Зернышко» включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний. Все блоки связаны между собой и предусматривают...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки» Содержание 1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы……………………………………………… . 3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы………………………………………………… . 4...

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй младшей группе

Публикация «Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй...» Пояснительная записка Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблема безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Программа дополнительного образования «Занимательное плетение» (бисероплетение) Фантазии полёт и рук творенье, С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках. Зинаида Митрофановна Торопчина (Из книги Л.Божко «Бисер. Уроки мастерства») Пояснительная записка Бисероплетение известно с глубокой...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы  Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды, жизнью живых организмов и деятельностью человека. Делает элементарные выводы и умозаключения....

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности»

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Главная...

Программа кружка для старшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка». Пояснительная записка Программа кружка для старшего дошкольного возраста "Пластилиновая сказка". Пояснительная записка. 1. Направленность программы. Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая, работа по улучшению эстетического воспитания, развитие творческих...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки». Ч. 2 Часть 1 2.5. Материально - техническое оснащение Проектор Телевизор Компьютер Ноутбук Материал для работы с детьми: Бумага (цветная, гофрированная, оберточная, обои. Картон Салфетки Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома. Фломастеры, маркеры,...

Образовательные программы ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

На основе образовательной программы педагог разрабатывает рабочую программу , служащую моделью педагогической деятельности по конкретному направлению воспитания и обучения дошкольников и включающую комплексное планирование образовательного процесса. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне.

В рабочей программе педагог прописывает цели и задачи, разделы и их содержание, перечень занятий по темам, указывает условия реализации программы и ожидаемые результаты, а также другие необходимые сведения, позволяющие представить уровень освоения дошкольниками образовательного материала и его практическое применение. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.