Философские вопросы о жизни примеры. Когда наука бессильна: восемь философских вопросов, которые мы никогда не разрешим. Философские вопросы для детей

Философские вопросы о жизни примеры. Когда наука бессильна: восемь философских вопросов, которые мы никогда не разрешим. Философские вопросы для детей
Философские вопросы о жизни примеры. Когда наука бессильна: восемь философских вопросов, которые мы никогда не разрешим. Философские вопросы для детей

Наш мозг – удивительный инструмент познания и настоящий дар для тех, кто умеет им пользоваться. Этот чрезвычайно мощный компьютер на наших плечах способен решать такие задачи, которые многим современным и мощнейшим ЭВМ просто не под силу, особенно, если дело касается творчества. Однако для того, чтобы наш мозг работал эффективно, ему необходимо регулярная тренировка, а это значит, мы должны время от времени давать нашему мозгу трудные задачи. И вроде это не проблема, но как быть, если вам просто лень решать задачи, и не хочется ничего делать? В таком случае вы можете заставить свой мозг думать, задавая себе философские вопросы.

Начать, пожалуй, следует с главных вопросов, которые интересовали многих философов древности и продолжают волновать многих мыслящих людей в наше время.

Объявление:

Глобальные вопросы философии:

  • Кто я есть?
  • Существует ли Бог?
  • Почему Всё существует?
  • Насколько реален мир?
  • Что первично - сознание или материя?
  • Существует ли свобода воли?
  • Что будет после смерти?
  • Что такое жизнь и смерть?
  • Что такое добро и зло?
  • Существует ли мир независимо от меня?
  • Есть ли границы у Вселенной и что находится за ними?
  • Существует ли абсолютная истина?

Можно придумать тысячи самых разных вопросов, которые бы заставили ваш мозг думать, и вы можете сделать это, на основе следующих 40 общих для философии вопросов, которые я предлагаю вашему вниманию в дополнение к обещанным 50 вопросам философии, которые вы найдете в нижней части статьи.

Общие вопросы философии:

  • 1. Должны ли мы руководствоваться нормами поведения, какими и почему?
  • 2. В чем разница между разумом и мозгом, и существует ли душа?
  • 3. Сможет ли когда-нибудь машина мыслить или любить?
  • 4. Что такое сознание?
  • 5. Видят ли животные мир так, как видим его мы, только без мыслей?
  • 6. Ограничена ли реальность материальным миром?
  • 7. Если бы ваше сознание переместили в другое тело, как бы вы доказали, что вы – это вы?
  • 8. Может ли любовь существовать без эмоций и чувств?
  • 9. В чём смысл жизни?
  • 10. Если свободы воли не существует, имеет ли смысл наказание?
  • 11. Существует ли порядок во вселенной или всё в ней случайно?
  • 12. Какие моральные принципы могут быть общими для всех?
  • 13. Насколько оправданно совершение аборта?
  • 14. Что такое искусство?
  • 15. Имеет ли будущее капитализм?
  • 16. Может ли любой человек быть кем угодно?
  • 17. Существуют ли вопросы, на которые нельзя дать ответ?
  • 18. Что такое судьба?
  • 19. Могут ли простые люди управлять политикой?
  • 20. Можно ли объединить все народы и страны?
  • 21. Имеет ли смысл обязательно жертвовать органы на случай смерти?
  • 22. Насколько морально оправдана эвтаназия?
  • 23. Должны ли мы бояться смерти?
  • 24. Что такое время и почему его нельзя обратить вспять?
  • 25. Возможны ли путешествия во времени?
  • 26. Можно ли изменить что-то в прошлом?
  • 27. Зачем нужна религия современному обществу?
  • 28. Существует ли причина у каждого следствия?
  • 29. Как возможно существование электрона одновременно в двух состояниях и в нескольких местах?
  • 30. Возможно ли существование общества без лжи?
  • 31. Что правильнее дать человеку рыбу или удочку?
  • 32. Можно ли изменить человеческую природу?
  • 33. Может ли человечество обойтись без лидеров?
  • 34. Если людей так влекут виртуальные миры, может мы уже в одном из них?
  • 35. Можно ли познать мир?
  • 36. Может ли что-то появиться из ничего?
  • 37. Если бы были стерты все ваши прошлые воспоминания, какими бы вы были?
  • 38. Зачем человеку сознание в эволюционном отношении?
  • 39. Если бы вы могли безгранично расширять свои способности, на чём бы вы остановились?
  • 40. Должны ли дети нести ответственность за родителей?

Вопросы для размышления:

  • 1. Оглянувшись назад, можете ли вы определить, насколько ваша жизнь принадлежала вам?
  • 2. Что вы предпочитаете: делать всё правильно, или делать правильные вещи?
  • 3. Среди всех привычек, которые у вас есть, какая доставляет вам наибольшее неудобство, и почему вы всё ещё с ней?
  • 4. Если бы вы могли дать своему ребёнку один единственный совет, что бы вы сказали?
  • 5. Можете ли вы представить, насколько велика вселенная?
  • 6. Что бы вы сделали, будь у вас миллион рублей?
  • 7. Сколько бы вы себе дали, если бы не знали, сколько вам лет?
  • 8. Что хуже, провал или отсутствие попытки?
  • 9. Если бы наступил конец света, и вы остались одни во всём мире, чем бы вы занимались?
  • 10. Почему, зная, что жизнь так коротка, мы стремимся заиметь таким множеством вещей, которые нам даже не нравятся?
  • 11. Если бы средний возраст человека составлял 30 лет, как это было в средние века, вы бы прожили жизнь по-другому?
  • 12. Если бы в мире не было денег, каким бы он был?
  • 13. Если бы у вас была возможность изменить что-то одно в этом мире, что бы вы изменили?
  • 14. Как много денег вам нужно, чтобы вам никогда не пришлось думать о работе за деньги?
  • 15. Что бы вы сделали, если бы вам осталось жить один год?
  • 16. Сбывались ли ваши самые сильные страхи?
  • 17. Если бы существовали сверхъестественные способности, какую способность вы бы хотели развить?
  • 18. Если бы вы стали суперменом, что бы вы делали?
  • 19. Если бы у вас была машина времени, куда бы вы отправились и что попытались бы изменить?
  • 20. Что бы вы сказали себе, если бы у вас была возможность передать себе сообщение во время, когда вы еще учились в школе?
  • 21. Каким может быть мир без войн?
  • 22. Что если бы в мире не было бедности, как жили бы люди?
  • 23. Почему некоторых людей заботит мнение других?
  • 24. Каким вы видите себя через десять лет?
  • 25. Представьте, какой может быть жизнь на земле через 30 лет?
  • 26. Как бы вы жили, если бы никогда не задумывались о прошлом и настоящем?
  • 27. Нарушили бы вы закон, пытаясь сохранить жизнь и достоинство любимого человека?
  • 28. Чем вы отличаетесь от большинства других людей?
  • 29. То, что расстраивало вас, пять или десять лет назад, не всё ли равно теперь?
  • 30. Какое ваше самое счастливое воспоминание?
  • 31. Почему в мире так много войн?
  • 32. Могут ли все люди на земле быть счастливыми, если нет, почему, а если да, то как?
  • 33. Есть ли что-то, за что вы держитесь и что вы должны отпустить, и почему вы до сих пор не сделали это?
  • 34. Если бы вам пришлось покинуть родину, куда бы вы отправились жить и почему именно туда?
  • 35. Представьте, что вы богаты и знамениты, как вы этого достигли?
  • 36. Что у вас есть, чего никто не сможет отнять?
  • 37. Как по вашему будут жить люди через 100 лет?
  • 38. Если бы существовало множество вселенных, какой могла бы быть жизнь в параллельном мире?
  • 39. Из всего сказанного и сделанного за свою жизнь сделайте вывод, чего у вас больше, слов или дел?
  • 40. Будь у вас возможность прожить жизнь заново, что бы вы изменили?
  • 41. Кто вы есть: ваше тело, разум или душа?
  • 42. Можете ли вы вспомнить даты рождения всех своих друзей?
  • 43. Есть ли абсолютное добро и зло, и в чём оно выражается?
  • 44. Если бы вы жили вечно и были вечно молоды, чем бы вы занимались?
  • 45. Есть ли что-то в вас, в чём вы уверены на все сто процентов, без единой мысли сомнения?
  • 46. Что для вас значит быть живым?
  • 47. Почему то, что делает счастливым вас, не обязательно сделает счастливым других людей?
  • 48. Если есть что-то, что бы вы действительно хотели сделать, но делаете, можете ли вы ответить, почему?
  • 49. Есть ли в жизни что-то одно, за что вы бесконечно благодарны?
  • 50. Если бы вы забыли всё, что было в прошлом, каким бы вы были?

Размышляя над такими вопросами, вы не только заставите свой мозг думать, но и, возможно, найдете для себя что-то новое в тех ответах, которые будут приходить к вам в голову. Важно, что вам не нужно сильно напрягаться, чтобы найти ответы, просто включайте воображение и пытайтесь представить эти ответы в своей голове. Регулярные размышления над представленными здесь или придуманными вами самостоятельно вопросами позволит поддерживать ваш мозг в тонусе и улучшит ваши творческие способности. Главное – не удерживайте свое воображение, не создавайте для него лишних границ из своих убеждений, ведь то, что может существовать в нашем мире очень часто выходит за рамки того, что мы вообще способны представить. Успехов вам!

Как устроить личную жизнь, найти подходящего мужчину, решать проблемы отношений без конфликтов и быть счастливой в любви? Эти и другие вечные темы волнуют любую женщину. В каждой ситуации важно понимать причины проблем и найти хороший действенный совет. Ответ на любой вопрос вы найдете в нашей подборке.


Встреча

1. Любит-не любит?

Как понять, что ваш кавалер питает серьезные чувства? Слов любви он еще не произносил. Одни лишь восхищенные комплименты и жаркие намеки. А вдруг он обычный ловелас, и роман для него просто очередная галочка личных побед? Ответ на вопрос>>

2. Какие женские качества притягивают мужчин?

Самые прекрасные качества, которые необходимо развить, чтобы удивить и немедленно покорить любого мужчину. Ответ на вопрос>>

3. Первое свидание. История с продолжением?

От этой встречи зависит, будут ли отношения развиваться дальше или все закончится, так толком и не начавшись? А вот как сделать так, чтобы романтическая история имела продолжение?Ответ на вопрос>>

4. Мужчина мечты, или Как найти принца?

Самые распространенные мужские добродетели по версии женщин и их реальные воплощения. Ответ на вопрос>>

5. Первый шаг. Можно ли сделать его самой?

Обычно все мы ждем, что «он сам придет-увидит-победит». Но можно ли самой форсировать события? Ответ на вопрос>>


Брак

1. Мужская верность: миф или реальность?

Измена – это серьезная тема, за этим словом иногда стоят подлинные драмы и трагедии. Можно ли застраховаться от этой проблемы? Ответ на вопрос>>

2. Где знакомиться взрослым людям?

В силу возраста и легкости бытия юноши и девушки запросто знакомятся. Причем в любом месте. А вот где и как это делать зрелым людям? Ответ на вопрос>>

3. Кризисы в семье. Как обойти и предотвратить?

Семейные отношения, как и любая форма жизни на земле, проходят несколько этапов своего развития. А кризисы являются неотъемлемой частью этой жизни. Как справиться? Ответ на вопрос>>

4. Почему мужчины женятся?

Преобладающее большинство женщин хотят замуж и четко понимают зачем. А вот почему женятся мужчины? Ответ на вопрос>>

5. Чего мужчина никогда не простит женщине?

В жизни есть вещи, на которые можно закрыть глаза. Однако существуют такие, которые не прощаются. Например, когда тебя унижает или того хуже бьет мужчина, если говорить о дамах. А чего сильные мира сего не могут простить женщине? Ответ на вопрос>>


Секс

1. Как вернуть секс в семью?

То, что с годами в семье падает градус сексуальной привлекательности партнера, факт бесспорный. Можно ли его повысить и как? Ответ на вопрос>>

2. Сексуальные комплексы: как с ними бороться

Некоторые женщины сетуют на то, что не получают удовольствие от секса. Каким бы ни был мужчина и ситуация, радость от постельных сцен им неведома. Что с этим делать? Ответ на вопрос>>

3. Сексуальная привлекательность: 5 признаков

Внешние данные, молодость и уход за собой дают лишь первоначальный результат. Мужчины ищут сексуальную привлекательность в женщинах, а женщины ищут пути, как стать самой желанной на свете. Возможно ли это? Ответ на вопрос>>

4. Какими играми можно разнообразить сексуальную жизнь

Взаимоотношения пары проходят разные этапы. Бывают моменты, когда необходимо что-то новое, и эксперименты в постели будут очень кстати. Что попробовать? Ответ на вопрос>>

5. Правила идеального секса: о чем мы мечтаем?

Женские фантазии о сексе в первую очередь связаны с мечтами о счастливой любви. А о ней мы получаем представление из книг и сериалов. В реальности и то, и другое сильно отличается от придуманных образов и картинок на экране. Каким же должен быть в жизни идеальный секс? Ответ на вопрос>>


Расставание

1. Почему уходит любовь? Мужской взгляд

Когда любовь только рождается, в самом начале отношений, как правило, оба влюбленных, если, конечно же, они не последние циники, уверены: уж это светлое чувство поселилось в их душах навеки или, по крайней мере, «пока смерть не разлучит». На деле же нередко светлые чувства угасают довольно быстро. Почему же это происходит? Ответ на вопрос>>

2. Сойтись после развода: 4 способа вернуть семью

Одним из самых неприятных моментов после развода является неопределенность. Даже решившись на расставание и пройдя через многоэтапные и сложные судебные процедуры, мы можем еще долго испытывать сожаление и желание восстановить былое. Насколько это желание разумно и стоит ли сходиться после развода? Ответ на вопрос>>

3. Как пережить разрыв...

Умение расставаться – наука, такая же, как искусство обольщения, ухаживания и завоевания. Женщины блестяще овладели техникой достижения побед. Но как выстоять, когда любовь терпит крах? Ответ на вопрос>>

4. Как построить новые отношения после развода

Развод в современной жизни стал чуть ли не нормой. Но, несмотря на это, для каждой отдельно взятой семьи – это стресс. Может создаться ощущение конца жизни, безысходности. Тем не менее, построить новые отношения можно и нужно. Как продолжить личную жизнь? Ответ на вопрос>>

5. Жизнь после расставания, или Как избавиться от мучительного почему?

Вы замечали, что довольно часто после расставания с мужчиной мы продолжаем следить за его жизнью. Бывают минуты слабости, когда вдруг возникает непреодолимое желание узнать: «А как он живет… без меня?» Как научиться отпускать?

Задайте их себе, пока еще не поздно.

Шанталь Гербер — сооснователь проекта Want2Discover, посвященного саморазвитию.

Вы можете прямо сейчас закрыть эту статью, сделать вид, что вы никогда ее не видели, и жить дальше, как жили. Но когда же вы планируете бросить себе вызов — начать жить более масштабной, более осмысленной, более удовлетворенной и содержательной жизнью?

Видите ли, многие из нас живут на автопилоте. Мы уже не направляем ход своей жизни, а становимся частью стандартных схем и рутины. И что самое неприятное, нас начинает устраивать этот комфорт, мы перестаем подталкивать себя к более осмысленной жизни. Если и у вас появляется чувство, что вы живете на автопилоте, то наверное, пора задать себе несколько важных вопросов — которых мы часто избегаем, потому что они могут вытолкнуть нас из нашей зоны комфорта. Но изменить ход своей жизни никогда не поздно. И вопросы из нижеследующего списка — это первый шаг к тому, чтобы осознать, что вам стоит поменять и в чем действовать иначе. Но обязательно отвечайте честно и не бойтесь сложных, противоречивых эмоций — это как раз и необходимо, чтобы подтолкнуть себя к столь необходимым переменам.

1. Нравится ли вам тот человек, которым вы стали?
2. Что люди скажут о вас на ваших похоронах?
3. О чем вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?
4. Какова самая мудрая мысль, которую вы когда-либо слышали?
5. Чему вас научил ваш личный горький опыт?
6. Как часто реализуются ваши самые сильные тревоги и страхи?
7. Если бы вам осталось жить год, чего бы вы попытались достичь?
8. Вы служите деньгам, или деньги — на службе у вас?
9. Боитесь ли вы быть самим собой в кругу других людей? Почему?
10. За что вы благодарны?
11. Сделали ли вы недавно что-то, чем гордитесь?
12. Сделали ли вы недавно что-то доброе?
13. Если бы вы знали, что завтра умрете, какие бы вопросы задали себе?
14. Если бы сбылись ваши худшие страхи, имело бы это значение пять лет спустя?
15. Как бы вы описали себя?
16. Пользуетесь ли вы чужими советами?
17. Вы быстро обижаетесь?
18. Считаете ли вы себя приятным человеком?
19. «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь» – Что эти слова Уинстона Черчилля значат для вас?
20. Обогащаете ли вы чем-то жизнь других?
21. Живете ли вы осмысленной жизнью?
22. Что такое осмысленная жизнь?
23. Отдали бы вы свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека?
24. Многим ли вы готовы пожертвовать ради людей, оказавшихся в нищете?
25. Если бы вы могли проживать один и тот же день снова и снова, что бы вы предпочли сделать в этот день?
26. Считаете ли вы себя человеком важным и достойным привязанности и любви?
27. Что поможет вам чувствовать себя более достойным человеком? Что в вас должно стать иначе?
28. Что вас чаще всего расстраивает?
29. Согласились бы вы работать меньше (и заниматься любимыми делами) и меньше зарабатывать?
30. Что приносит вам мир?
31. Каково главное качество, которое вы ищете в других?
32. Какова ваша главная мечта?
33. Каков ваш главный страх?
34. Как изменился бы мир, если бы вы не родились?
35. Какие жизненные уроки вы хотели бы знать десять лет назад?
36. Если бы вы могли сказать самому себе в молодости что-то одно, что бы это могло быть?
37. Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
38. Если бы ваша жизнь была фильмом, понравилось бы вам его смотреть?
39. Что для вас значит успех?
40. Если бы вы могли стать другим человеком, то каким бы стали?
41. Каким был лучший день вашей жизни? Почему вы так считаете?
42. Чего вы больше всего ждете в жизни?
43. От каких дурных привычек вы хотели бы отказаться?
44. Кто для вас авторитет и почему?
45. Знаете ли вы язык любви своего партнера?
46. Знают ли люди, которых вы любите больше всего, как вы их любите?
47. Удовлетворены ли вы глубиной своих отношений с людьми?
48. Что вы должны себе?
49. Учитывая вашу нынешнюю повседневную жизнь, чего вы рассчитываете добиться через пять лет?
50. Часто ли вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»? Почему?
51. Что вы узнали вчера?
52. Что вам нравится в себе?
53. Назвали бы вы себя щедрым человеком?
54. Когда люди с вами говорят, вы действительно слушаете?
55. Что самое главное, что вам нужно изменить в своей жизни в этом году?
56. Сколько часов в неделю вы проводите в интернете?
57. Каковы ваши самые распространенные негативные мысли? Есть ли в них логика?
58. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
59. Если бы вы могли стать самым влиятельным человеком в мире, что бы вы изменили?
60. Сколько времени вы проводите с семьей и друзьями?
61. Где вы хотите оказаться через пять лет?
62. Осложняют ли вашу жизнь вещи, в которых нет необходимости?
63. Как вы могли бы упростить свою жизнь и сосредоточиться на самом важном?
64. Что вызывает у вас стресс?
65. Что делает вашу жизнь проще?
66. Как часто вы делитесь чем-то, не ожидая получить что-то в ответ?
67. Каков главный вызов в вашей жизни?
68. Что самое главное для вас в жизни? Уделяете ли вы этому достаточно времени?
69. Если бы вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?
70. О чем вы никому не рассказываете и очень сожалеете об этом?
71. Когда вы в последний раз попробовали что-то новое?
72. Боитесь ли вы выражать собственное мнение?
73. Не слишком ли часто вы поддаетесь на уговоры других, а потом чувствуете обиду и сожаление?
74. Держитесь ли вы за что-то, что нужно оставить позади?
75. Как часто вы позволяете своим страхам удержать вас от действий?
76. Помогают ли люди в вашей жизни вам проявить себя с лучшей стороны?
77. Как часто вы отделываетесь от других оправданиями?
78. Какую ошибку вы больше никогда не повторите?
79. Что хуже — потерпеть неудачу или вовсе не пробовать?
80. Что больше помогло вашему личному росту — вызовы и испытания или приятные и уютные мгновения жизни?
81. Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
82. Что стоит между вами и вашей самой главной целью? Дайте ответ одним словом.
83. Как часто вы ложитесь спать с ощущением злобы или гнева?
84. Плохо ли красть, чтобы накормить голодного ребенка?
85. Если бы вы уделяли больше внимания грустным аспектам жизни, испытывали бы вы больше внутренних конфликтов?
86. Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?
87. Чему в жизни вы могли бы уделять больше внимания?
88. Почему мы больше всего думаем о других людях, когда их нет рядом?
89. Что это значит — выжать из вашей жизни максимум?
90. В чем вы сдались, опустили руки?
91. Сколько людей вы действительно любите и что вы делаете для них?
92. Достаточно ли вы задаете вопросов, или вы счастливы и тем, что и так уже знаете?
93. Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?
94. Будете ли вы счастливы, если вам больше не придется работать?
95. Если бы вы могли попросить об исполнении одного желания, каким бы оно было?
96. Что вдохновляет вас в жизни?
97. Без чего вы больше всего не можете жить?
98. Что вам нравится делать снова и снова?
99. Когда вы в последний раз смеялись до боли в животе?
100. Что мешает вам жить той жизнью, какой вы хотите жить? Надеюсь, после изучения этих вопросов ваш мозг сходит с ума от всевозможных мыслей и идей. Это как раз то, что нужно! Потратив время и усилия на ответы на эти вопросы, вы практически наверняка сможете найти в своей жизни большую глубину. Если бы мы всегда избегали важных вопросов, провоцирующих нас на жизненные перемены, ничего бы не менялось!

Наше появление в этой Вселенной слишком странное событие, которое и словами не выразишь. Суета нашей повседневной жизни заставляет нас принимать наше существование как само собой разумеющееся. Но всякий раз, когда мы пытаемся отринуть эту повседневность и глубоко задуматься о происходящем, возникает вопрос: почему во Вселенной все это есть и почему оно подчиняется настолько точным законам? Почему вообще что-то существует? Мы живем во Вселенной со спиральными галактиками, северными сияниями и Скруджем Макдаком. И как говорит Шон Кэрролл, «ничто в современной физике не объясняет, почему у нас именно эти законы, а не другие, хотя некоторые физики берут на себя смелость рассуждать об этом и ошибаются - могли бы избежать этого, если бы принимали философов всерьез». Что касается философов, лучшее, к чему они пришли, это антропный принцип, согласно которому наша конкретная Вселенная проявляется таким образом из-за нашего присутствия в ней в качестве наблюдателей. Не очень удобное и в чем-то даже перегруженное понятие.

Реальна ли наша Вселенная?


Это классический картезианский вопрос. По существу, это вопрос о том, откуда нам знать, что мы видим вокруг настоящее, а не великую иллюзию, созданную некоей невидимой силой (которую Рене Декарт называл возможным «злым демоном»)? Совсем недавно этот вопрос стал ассоциироваться с проблемой «мозга в чане», или аргументом моделирования, симуляции. Вполне может так быть, что мы являемся продуктом намеренной симуляции. Следовательно, более глубоким вопросом будет такой: является ли цивилизация, которая проводит симуляцию, также иллюзией - своего рода суперкомпьютерной регрессией, погружением в симуляции. Возможно, мы не те, кем себя считаем. Если предположить, что люди, которые запустили симуляцию, также являются ее частью, наша истинная сущность может быть подавлена, чтобы мы лучше впитывали опыт. Этот философский вопрос заставляет нас переосмыслить то, что мы считаем «реальным». Модальные реалисты утверждают, что если вселенная вокруг нас кажется рациональной (а не зыбкой, расплывчатой, фальшивой, как сон), то у нас нет иного выбора, кроме как объявить ее реальной и подлинной. Или, как сказал Сайфер из «Матрицы», «блаженство в неведении».

Есть ли у нас свобода воли?


Дилемма детерминизма заключается в том, что мы не знаем, управляются ли наши действия причинной цепью предшествующих событий (или за счет влияния извне) или мы действительно свободные агенты, принимающие решения по собственной воле. Философы (и ученые) спорили на эту тему тысячелетиями, и нет конца этим спорам. Если наше принятие решений обусловлено бесконечной причинно-следственной цепочкой, тогда детерминизм есть, а свободной воли у нас нет. Если же справедливо обратное, недетерминизм, наши действия должны быть случайными - что, по мнению некоторых, также не является свободной волей. С другой стороны, метафизические либертарианцы (не путайте с политическими либертарианцами, это другие люди) говорят о компатибилизме - это учение о том, что свобода воли логически совместима с детерминизмом. Проблема осложняется прорывами в области нейрохирургии, которые показали, наши мозги принимают решения еще прежде, чем мы их осмыслим. Но если у нас нет свободы воли, почему мы эволюционировали сознательными существами, а не зомби? еще более усложняет проблему, предполагая, что мы живем во вселенной вероятностей, и любой детерминизм невозможен в принципе.

Линас Вепстас сказал по этому поводу следующее:

«Сознание кажется тесно и неотрывно связанным с восприятием течения времени, а также с тем, что прошлое зафиксировано и совершенно детерминировано, а будущее непознаваемо. Если бы будущее было предопределено, не было бы свободы воли и смысла участвовать в течении времени».

Существует ли Бог?


Мы не можем узнать, существует Бог или нет. Атеисты и верующие ошибаются в своих заявлениях, а правы агностики. Настоящие агностики принимают картезианскую позицию, признавая эпистемологические проблемы и ограничения человеческих возможностей познания. Мы не знаем достаточно о внутренней работе Вселенной, чтобы делать грандиозные заявления о природе реальности и о том, не прячется ли за кулисами высшая сила. Многие люди приветствуют натурализм - предположение, что Вселенная работает в соответствии с автономными процессами - но он не исключает присутствие великого замысла, который запустил все в движении (так называемый деизм). Или же правы гностики, и могущественные существа действительно существуют в глубинах реальности, о которых мы не знаем. Они не обязательно должны быть всеведущими, всемогущественными богами авраамических традиций, но все равно будут (предположительно) мощными. И опять же, это не научные вопросы - это в большей мере платонические мысленные эксперименты, которые заставляют нас задуматься о пределах познаваемого и человеческого опыта.

Есть ли жизнь после смерти?


Прежде чем вы начнете протестовать, мы не будем говорить о том, что все мы однажды окажемся на облаках, с арфами в руках, или будем вечно вариться в адских котлах. Поскольку мы не можем спросить у мертвых, есть ли что-то на другом берегу, нам остается только гадать, что будет дальше. Материалисты предполагают, что жизни после смерти нет, но это всего лишь предположение, которое невозможно проверить. Глядя на эту вселенную (или мультивселенную), через ньютонову или эйнштейнову призму, а может и через жуткий фильтр квантовой механики, нет никаких причин полагать, что у нас всего один шанс прожить эту жизнь. Это вопрос метафизический, и не исключено, что циклы космоса (как говорил Карл Саган, «все, что есть и что было, все еще будет»). Ханс Моравек выразился еще лучше, когда сказал, что в рамках многомировой интерпретации «ненаблюдение» этой вселенной невозможно: мы всегда будем наблюдать эту вселенную в той или иной форме, оказываясь живыми. Увы, хоть эта идея и чертовски спорная и противоречивая, уточнить ее научным путем пока не представляется возможности (и не представится).

Можно ли воспринимать что-нибудь объективно?


Есть разница между объективным пониманием мира (или хотя бы попыткой такового) и восприятием его в эксклюзивно объективных рамках. Это проблема квалии - понятия, что наша окружающая среда может наблюдаться лишь через фильтр наших чувств и размышлений в наших умах. Все, что вы знаете, видите, чего касаетесь, что нюхаете, все прошло через многослойный фильтр физиологических и когнитивных процессов. Следовательность, ваше субъективное восприятие этого мира уникальное. Классический пример: субъективное восприятие красного цвета может различаться от человека к человеку. Единственный способ проверить это - каким-то образом увидеть этот мир через «призму сознания» другого человека - едва ли это станет возможно в ближайшем будущем. Грубо говоря, вселенную можно наблюдать лишь через мозг (или возможную мысленную машину), и поэтому интерпретировать лишь субъективно. Но если допустить, что Вселенная логически последовательна и (до некоторой степени) познаваема, можем ли мы предполагать, что ее истинные объективные качества никогда не будут наблюдаемы или познаны? Большая часть буддистской философии основана на этом предположении и являет собой полную противоположность платоновскому идеализму.

Какая система ценностей наилучшая?


Мы никогда не сможем провести четкую границу между «хорошими» и «плохими» поступками. В разное время в истории, впрочем, философы, теологи и политики заявляли, что нашли лучший способ оценки человеческих действий и определили самый праведный кодекс поведения. Но это не так-то просто. Жизнь намного сложнее и запутаннее, чем могла бы предположить универсальная система моральных или абсолютных ценностей. Идея того, что вы должны относиться к другим, как хотели бы, чтобы относились к вам, прекрасна, но она не оставляет места для вершения правосудия (вроде наказания преступников) и даже может быть использована для оправдания угнетения. Да и работает это не всегда. Например, нужно ли жертвовать немногими, чтобы спасти многих? Кто заслуживает спасения: ребенок человека или взрослая обезьяна? Наши взгляды на плохое и хорошее меняются время от времени, а появление сверхчеловеческого разума может вовсе перевернуть нашу систему ценностей.

Что такое цифры?


Мы используем цифры каждый день, но задумайтесь, чем они являются на самом деле и почему так хорошо помогают нам объяснить Вселенную (например, с помощью законов Ньютона)? Математические структуры могут состоять из чисел, множеств, групп и точек, но являются ли они реальными объектами или просто описывают отношения, которые присущи всем структурам? Платон утверждал, что цифры реальны (хотя вы их и не видите), но формалисты настаивали, что цифры — это всего лишь часть формальных систем.

Главный вопрос философии : Что первично - сознание или бытие? Сущность идеализма и материализма, их разновидности и представители.

Каждая философская система имеет стержневой вопрос, раскрытие которого и составляет её основное содержание и сущность. Так для раннегреческих философов (натурфилософов или физиков) - это вопрос о первоначалах (субстанциях) всего существующего; для Сократа он (вопрос) связан с принципом «познай самого себя»; для философов Нового времени - как возможно познание; для современного позитивизма - в чём суть логики научного открытия. Но существуют общие вопросы, волнующие всех философов и раскрывающие характер философского мышления. И это, прежде всего, вопрос: Что первично: дух или материя, сознание или бытие? JI. Фейербах назвал его главным вопросом философии.

В зависимости от решения этого вопроса выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. Деление на материализм и идеализм существовало с сахмого начала философии. Немецкий философ Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772- 1829): «Материализм, - писал он, - всё объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей. Идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©

Следует отметить, что оба эти направление неоднородны. Так, исходя из исторического развития материализма, можно выделить следующие его разновидности:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции - это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, и состоящие из материальных образований и элементов. Представители: Фалес. Демокрит. Левкипп. Гераклит и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. В основе его лежит изучение природы. Однако всё многообразие её свойств и отношений сводится к механической форме движения материи. Представители: Г. Галилей. Ф. Бэкон. Дж. Локк. Ж. Ламетри. К. Гельвеций.

Диалектический материализм, в нём представлены в органическом единстве материализм и диалектика. Представители: К. Маркс и Ф. Энгельс.

Последовательный материализм - в его рамках принципы материализма распространяются и на природу, и на общество. Представители: К. Маркс и Ф. Энгельс.

Непоследовательный материализм. Здесь отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфическая форма непоследовательного материализма - деизм (от лат. deus - Бог), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса - движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд. Б. Франклин, М. Ломоносов).


Научный и вульгарный материализм сводит идеальное к материальному, сознание отождествляется с материей. Представители: К. Фокт. Р. Молешотт. Л. Бюхнер.

Подобно материализму, идеализм тоже имеет разновидности. Различают две его главные формы:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, Бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от человеческого сознания. Представители: Платон, Фома Аквинский. Г. В. Ф. Гегель.

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам), согласно которому можно говорить с достоверностью лишь о существовании моего собственного «я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные разновидности. В частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего существующего и его познания составляет разум (рацио). Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan - всё, logos - разум). Здесь всё действительное - есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель).

Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) отрицает возможность разумного и логического познания действительности. Основными видами постижения всего существующего признаёт инстинкт, веру, откровение и т.д., а само бытие

рассматривает как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер). ©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©

Вопрос о первоначалах. Монизм. Дуализм. Плюрализм

Вопрос о первоначалах был в центре внимания таких философских доктрин, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (от греч. monos - один) - философская концепция, согласно которой имеется только одно начало. Таким началом является материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм соответственно может быть двух видов - материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным. Он решает проблему доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, Богом). Представители монизма: Платон, Гегель (идеалистический монизм), JI Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс (материалистический монизм).

Дуализм (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания. Так, например Р. Декарт полагал, что в

основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяжённая (материя). Представители: Р. Декарт, Т. А. Рибо, Т. Липпс, В. Вундт.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - предполагает несколько или множество исходных оснований. Примером здесь могут быть теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве первоосновы всего сущего такие разнообразные начала, как вода, воздух, огонь и т.д. Плюрализм утверждает необходимость учёта множественности факторов, определяющих развитие мира, а значит, и множества точек зрения на сей счёт. Представители: У. Джемс, Дж. Дьюи, Ч.С. Пирс и др.

Вопрос о познаваемости мира. Скептицизм. Агностицизм

К вопросу о первоначалах сущего примыкает вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия?

Способно ли человеческое познание, в том числе и научное, приводить к истине? Автоматически ответить на эти вопросы положительно философия не может, поскольку за тысячелетия её существования было сформулировано немало аргументов, выражавших на этот счёт, большие сомнения.

В античные времена сомнения в достоверности знаний называли скептицизмом. Более всего на этой почве отличились софисты, стоик Пиррон, его ученик Тимон. Учение Пиррона называется пирронизмом. Это название по смыслу отождествляется со скептицизмом, основателем которого считается древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (род. ок. 200 г. - ум. 250 г.). Его произведения «Пирроновы положения» и «Против математиков» являются основными источниками античного скептицизма.

Скептицизм - отрицает возможность однозначного ответа на вопрос «познаваем ли мир?», потому что есть познанные и непознанные объекты, существуют «мировые загадки», таинственные явления. Значит, мир познаваем и непознаваем, - делает вывод скептик, хотя сомневается и в том, и в другом. Представители: Секст Эмпирик, Д. Юм.

По мере накопления аргументов, примерно к Новому времени, античный скептицизм превращается в агностицизм , т.е. философскую позицию, отрицающую принципиальную возможность познания человеком окружающего мира.

Агностицизм утверждает: мир не познаваем, непознаваем в его причинах; непознаваем в его сущности.

Агностики приводят следующие аргументы:

Вся информация о внешнем мире добывается с помощью ощущений. Разум, как известно, напрямую с внешним миром не связан. Но ощущения - субъективны, т.е. зависимы от природы и состояния субъекта познания. Следовательно, имеющийся у человека образ внешнего мира во многом определяется им самим.

То, что познаётся (материальный предмет), и то, чем познают (мышление), принципиально разной природы. Первое - материально, второе - идеально. Между ними нет ничего общего, т.е. никакие общие свойства им не присущи. А если это так, то нет основания для сравнения материального предмета и его идеального образа. И, следовательно, невозможно установить, соответствует ли образ предмету. Это значит, что претензии нашего знания на истинность беспочвенны.

Истины, как известно, изменчивы. То, что вчера все дружно принимали за истину, сегодня может оказаться заблуждением. Вся история познания - тому красноречивый пример. Получается, что так называемый процесс познания - это не смена одной истины другой, а, напротив, непрерывное движение от одного заблуждения к другому. Истина же неуловима. Представители агностицизма: И. Кант, Д. Юм, Э. Мах.

Представители гностицизма (Иустин Философ, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин, Тертуллиан и др.) утверждали, что мир познаваем.

Следующий вопрос, который интересует философов: как, каким образом, с помощью каких методов можно познавать мир?

Метод - слово греческого происхождения, в широком смысле слова - «путь к чему- либо», способ деятельности субъекта в любой её форме. Метод есть совокупность правил, приёмов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.

Понятие «методология» имеет два основных значения: а) система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной области (науке, политике, искусстве и

т.д.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. ©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©

В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:

Общенаучные подходы и методы. Широкое развитие и применение в науке они получили в XX веке. К числу общенаучных подходов относят: системный, структурно-функциональный, вероятностный, моделирования, формализации:.

Системный метод. В его основе лежит рассмотрение объектов исследования как систем. Система (греч. - целое) - общенаучное понятие, выражающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определённую целостность, единство.

Структурно-функциональный метод. Данный метод вытекает из предыдущего. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой (организацией). Всякая система функционирует благодаря структурности, организованности.

Вероятностный метод. Этот метод основан на учёте действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

Моделирование - это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания. Модель - это эвристический заменитель натуры.

Экстраполяция - познание объекта путём переноса знаний о нём с одного (изученного) объекта на другой, чем-то похожий на первый.

Формализация - обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания.

Частно-научные методы - совокупность способов, принципов, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной специальной науке (методы механики, физики, химии, биологии, социальных и гуманитарных наук).

Дисциплинарные методы - система приёмов, используемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических (от слова «синтез», а не - «синтетика»), интегративных способов. Они возникли как результат сочетания различных уровней методологии на стыке научных дисциплин, например, - синергетика (от греч. synereia - соединение, сотрудничество, содружество).

Универсальные (всеобщие) методы. Они подходят для всех сфер познавательной деятельности:

Сравнение и сравнительно-исторический метод. Ещё древние мыслители утверждали: «сравнение - основа познания». Народ метко выразил это в пословицах: «не узнав горя, не узнаешь и радости»; «сытый голодному не товарищ» и т.д. Всё познаётся в сравнении. Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Сравнение - это не объяснение, но оно помогает уяснению. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство тех или иных животных, языков, народов, религиозных верований, художественных методов, закономерностей развития общественных формаций и т.д.

Аначиз и синтез. Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. Для изучения частностей мы должны расчленить изучаемый предмет. Анализ - это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта.

Когда путём анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания - синтез - мысленное объединение в единое целое расчленённых анализом элементов.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.

Абстрагирование и идеализация. Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и в отвлечении их от других*.

Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

Идеализация (специфический вид абстрагирования) - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.

Обобщение и ограничение . Задачей всякого познания является обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему (например, от понятия «треугольник» к понятию «многоугольник»; от понятия «ель» к понятию «хвойное дерево»; от понятия «стыд» к понятию «нравственное чувство» и т.д.). Ограничение - переход от более общего к менее общему.

Аналогия - это правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.

Философские методы также причисляют к универсальным.

Философская методология - система наиболее общих (универсальных) приемов теоретического и практического освоения действительности, а также построение и обоснование системы самого философского знания.

Многие философы именно в открытии и обосновании универсального метода познания видели основное назначение философии.

Софисты придумали свой особый метод познания и аргументирования, названного ими «софистикой». Вслед за софистами Сократ разрабатывает свою «диалектику» - диалоговый метод познания и общения. Оба этих метода можно считать методом эристики. Основан он был на специальных приёмах и техниках ведения спора, диспута, диалога, в результате чего открывалась истина, как конечная цель познания.

Ф. Бэкон сравнил метод со светильником, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику, и создал свой знаменитый метод индукции.

Как метод исследования индукция (лат. - наведение) - логический приём исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную.

Полная индукция - делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на основании полученной при опытном исследовании информации о том, что каждому представителю изучаемого множества принадлежит свойство Р. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.

Неполная индукция - делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества принадлежит свойство Р на том основании, что Р принадлежит некоторым представителям этого множества (например, «некоторые металлы имеют свойства электропроводности», значит, «все металлы» электропроводны). На практике чаще применяют неполную дедукцию.

Р. Декарт иллюстрировал значимость метода аналогией с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной. Им был разработан метод дедукции.

Дедукция (лат. - выведение) - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

Помимо указанных, к философским методам познания относятся: метод историзма, объективности, диалектики, метафизики, эклектики («смешения различного в одном»); а также методы современной философии: аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (от слова «понимание»).

Диалектика и метафизика как философские направления и.методы познания

Самыми фундаментальными методами философского познания считаются диалектика и метафизика.

Диалектика (от греч. dialektike - искусство диалога, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях, о развитие общества, о познание, и основанный на этом учении философский метод объяснения и описания всеобщих законов движения природы, общества и человеческого сознания.

В древнегреческой философии под диалектикой понимали умение вести спор, беседу. В средние века в схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая противопоставлялась риторике (искусству красноречия). В XIX в. Г. В. Ф. Гегель в работах «феноменология духа» (1807), и «Наука логики» (1812-1815) впервые дал наиболее полную, развёрнутую систему диалектики как учения о связях, противоречиях, развитии на примере движения «абсолютной идеи». По Гегелю, в основе всех явлений природы и общества лежит «абсолютная идея».

Гегель вывел и сформулировал основные категории и законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон взаимопроникновения противоположностей.

3. Закон отрицание отрицания.

В современной материалистической философии диалектика трактуется как учение об универсальных, всеобщих связях и развитии, выступающее и как диалектический метод познания.

Важную роль в диалектике играет понятие принципа.

Принцип (слово латинского происхождения) - фундаментальное теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики реальной действительности и являющееся одновременно способом (методом) её познания.

Обобщённо совокупность разработанных в истории философии Гераклитом, Сократом, Платоном, Гегелем, Марксом принципов диалектики можно представить так: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития - становление и разрешения противоречий; взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности.

Метафизика происходит от греч. meta ta physika - после (над) физикой. Сущность метафизики как философского метода - односторонность. Это абсолютизация какой-то одной стороны процесса познания, любого элемента целого.

Термин «метафизика» был введён в I в. до н.э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил «после физики» (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были «первой философией» - наукой о первопричинах.

На современном этапе философского знания можно выделить три основных значения «метафизики»:

1) Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой было учение Аристотеля о высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего сущего, обязательных для всех наук. 2) Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики. Распространилась в XVII в. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц. 3) Определённый философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу.

Метафизика в отличие от диалектики рассматривает предметы, явления, процессы как автономные, независимые, не связанные друг с другом. Это, во-первых. Во-вторых, Все изменения и развитие сводятся только к количественным изменениям (превращениям), качественные же отрицаются. Движение и развитие воспринимаются как уменьшения или увеличение, что затрудняет научное объяснение многообразия вещей, явлений, процессов. В-третьих, не признаётся наличие внутренней противоречивости явлений. Исключается источник самодвижения, заменяемый внешним первотолчком, следовательно, причина развития помещается вне объекта. Противоречия же признаются свойственными только нашему мышлению. Представители метафизики: Т. Гоббс. Л. Фейербах. П. А. Гольбах.

Эклектика - мировоззрение, полагающее, что в универсуме и человеке есть и постоянное, и изменчивое; и относительное, и абсолютное, так что чего-то определённого о состоянии объекта, явления,

процесса сказать нельзя. Представители: У. Джемс, Бухарин. ©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©©