Где и когда была придумана шахматная игра. Шахматы

Где и когда была придумана шахматная игра. Шахматы
Где и когда была придумана шахматная игра. Шахматы

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Считается, что игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. По мере распространения игры на Арабский Восток, затем в Европу и Африку, правила менялись. В том виде, который игра имеет в настоящее время, она в основном сформировалась к XV веку, окончательно правила были стандартизованы в XIX веке, когда стали систематически проводиться международные турниры.

Индийские истоки

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 -1≈1,845X10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км 3). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8X8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры), но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Арабские преобразования

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» - может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Появившийся позже японский вариант - сёги, - считается потомком сянци, но имеет свои особенности. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9X9 клеток. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику. Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

Появление шахмат на Руси

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в 10-11 веках, из Италии, через Польшу.

Проникновение в Европу

В VIII-IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Христианская церковь против шахмат

С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1061 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

К XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.

Превращение шахмат в международный вид спорта

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо?льшую популярность.

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого). На первом таком турнире, проходившем в Лондоне в 1851 году, одержал победу Адольф Андерсен. Именно он стал неофициальным «шахматным королём», то есть тем, кого считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пауль Морфи (США), выигравший в 1858 году матч со счётом +7-2=2, однако после ухода в 1859 году Морфи с шахматной сцены Андерсен вновь стал первым, и лишь в 1866 году Вильгельм Стейниц выиграл у Андерсена матч со счётом +8-6 и стал новым «некоронованным королём».

Первым чемпионом мира по шахматам, который официально носил это звание, стал тот же Вильгельм Стейниц, победив Иоганна Цукерторта в первом в истории матче, в соглашении о котором появилось выражение «матч на первенство мира». Таким образом, явочным порядком сложилась система преемственности звания: новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего, при этом действующий чемпион оставлял за собой право согласиться на матч или отвергнуть соперника, а также сам определял условия и место проведения матча. Как правило, в соглашении о матче предусматривалось право чемпиона на матч-реванш в случае проигрыша; победа в таком матче возвращала чемпионское звание предыдущему владельцу.

Во второй половине XIX века на шахматных турнирах начали использовать контроль времени. Сначала для этого применяли обычные песочные часы (ограничивалось время на ход), что было довольно неудобно, но вскоре были изобретены специальные шахматные часы, позволявшие удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. Контроль времени быстро вошёл в шахматную практику и вскоре стал применяться повсеместно. К концу XIX века официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот».

Шахматы в XX веке

В конце XIX - начале XX века развитие шахмат в Европе и Америке шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

До 1948 года сохранялась сложившаяся в XIX веке система преемственности звания чемпиона мира: претендент вызывал чемпиона на матч, победитель которого становился новым чемпионом. До 1921 года чемпионом оставался Эмануил Ласкер (второй, после Стейница, официальный чемпион мира, завоевавший это звание в 1894 году), с 1921 по 1927 - Хосе Рауль Капабланка, с 1927 по 1946 - Александр Алехин (в 1935 году Алехин проиграл матч на первенство мира Максу Эйве, но в 1937 в матче-реванше вернул звание и удерживал его до своей смерти в 1946 году).

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры, победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир, а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире, где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель и становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной, бежавший из СССР на Запад).

В 1993 году Гарри Каспаров, бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт, ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию - ПША, и сыграли матч под её эгидой. Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман, которые на тот момент имели наивысший шахматный рейтинг после Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в 2000 году и отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004. До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов.

Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода.

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием - компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue. Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баз дебютов и таблицы малофигурных окончаний ещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практики откладывания партий. Сократилось и отводимое на партию время: если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия), выигравший этот матч.

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года. В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. На конец 2009 или начало 2010 года намечено проведение очередного матча, в котором примут участие Ананд и Веселин Топалов.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат - кингчесс или боевые шахматы. Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

По свидетельству археологических раскопок - игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э. Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы , покрыт мраком тайны.

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину-математику около 1000 г. до н.э. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.

По другому преданию шахматы изобрел один восточный мудрец, которого звали Шишах, и жил он в Вавилоне. При нем сел на престол молодой король Амольни, который очень угнетал низшие слои общества, особенно крестьян. В наибольшем отчаянии крестьяне обратились к Шишаху, который пользовался большим уважением при королевском дворе, и попросили его о помощи. В основном уговаривали его, чтобы убедил короля, что и крестьянин является человеком, который приносит пользу государству. Чтобы короля в этом убедить, Шишах изобрел шахматы и научил короля шахматной игре. Таким образом он доказал ему, что крестьяне, т.е. пешки на доске, являются все же лучшей охраной короля. Король понял таким способом главную мысль шахматной игры и перестал притеснять крестьян, а своего советника щедро наградил.

На основе другого сказания, шахматы изобрела жена короля Равана с Цейлона. Когда в его осажденной столице все уже упали духом и потеряли всякую отвагу дальше вести борьбу, отчаявшийся король Раван решил отдать врагу город. Но король имел жену, королеву Раналяну, героическую женщину, она то и изобрела шахматную игру, чтобы доказать своему мужу, что он не должен сдаваться врагу, пока не будут исчерпаны все средства обороны, пока останется хотя бы один солдат-пешка на доске, пока существует хотя бы слабая надежда победы!

Научные же гипотезы отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии.


Раджа Кришна играющий в древние шахматы чатуранга

Древнейшая форма шахмат - военная игра чатуранга - появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался строй войска, включавший боевые колесницы (ратха), слонов (хасти), конницу (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми руководил предводитель. Они располагались по углам 64-кпеточной квадратной доски (аштапады), в игре участвовало 4 человека. Движение фигур определялось бросанием костей. Чатуранга существовала в Индии до начала 20 в. и стала со временем называться «чатурраджа» - игра четырех королей; при этом фигуры стали окрашиваться в 4 цвета - черный, красный, желтый и зеленый.

В первых веках нашей эры игра была так сильно распространена в Персии, что позором считалось, когда интеллигентный человек не умел в нее играть. Игра в шахматы оставила следы в тогдашнем языке, в символах и метафорах, как и поэзии того времени.

Преемницей чатуранги стала игра шатранг (чатранг), которая возникла в Центральной Азии в конце 5 - начале б вв. Имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля - фарзина; играли два соперника. Цель игры - поставить мат королю соперника. Так «игру случая» заменила «игра разума».

Проникновение шахмат из Индии в древний Иран (Персию) во времена правления Чосроя I Ануширавана (531-579), описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Поскольку до этой книги нет никаких письменных упоминаний о шахматах в литературе до 6 века н.э., многие историки признают именно этот период временем рождения шахмат.


Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, приподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Доказано, что в Византии в VI и VII веке нашей эры игра в шахматы была весьма популярной. Сам византийский император Никофор в письме к халифу Гаруну аль Рашиду делает сравнение между ферзем на доске и своей предшественницей на престоле, императрицей Ириной.

В 8-9 вв. шатрант распространился из Центрапьной Азии на Восток и 3апад, где стал известен под арабским названием шатрандж.


В шатрандже (9-15 вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур шатранга, но изменился внешний вид фигур. Ввиду запрещения исламом изображения живых существ, арабы использовали миниатюрные абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов, что упрощало их изготовление и способствовало распространению игры.

Сильнейшими игроками шатранджа наряду с арабами - Ал-Адли и др. - были выходцы из Средней Азии - Абу Наим, аль Хадим, ар-Рази, ас-Супи, аль-Ладжладж, Абу-Фатх и др. Среди покровителей игры были известные халифы Харун-ар-Рашид, аль-Амин, апь-Мамун и др. Игра развивалась медленно, так как только ладья, король и конь ходили по современным правилам, диапазон же действия других фигур был крайне ограничен. Например, ферзь двигался только на одно поле по диагонали.


Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, по священных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

С арабским периодом связано и появление так назышаемой описательной нотации, благодаря которой стала возможной запись сыгранных партий.

Непосредственно на Запад Европы в период раннего средневековья шатрандж был занесен арабами. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию. Игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому её очень хорошо встретили в рыцарских странах средневековой Европы.


Из Испании игра добралась до Франции, где, например, Карл Великий был ее большим поклонником.

Шахматы в средневековой Франции

Также из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Англию, скандинавские и другие европейские страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшие шахматы наравне с игрой "в кости" и другими "бесовскими наваждениями".

Шахматы были завезены в Испанию маврами, и первое упоминание о шахматах в христианском мире содержится в Каталонском Завете 1010 н.э. Хотя шахматы были известны в Европе и в более ранние времена. Согласно некоторым легендам, дорогой набор шахматных фигур был приподнесен в качестве дара Карломану (8-9 век) от знаменитого мусульманского правителя Гаруна-аль-Рашида.

Существует поэма, описывающая, что шахматы существовали и при дворе легендарного короля Артура. Шахматы пришли в Германию в 10-11 веках, самое раннее упоминание в литературе было сделано монахом Фрумуном фон Тегермсее, в 1030-1050. В нем записано что Светослав Шуринь из Хорватии победил венецианского доджа Питера II в игре за право управлять Далматинскими городами. К 10-11 векам, шахматы были известны в Скандинавии и позднее в конце 11 века они из Италии достигли Богемии.


"Две дамы, играющие в шахматы",
иллюстрация из "Книги игр" короля Кастилии Альфонсо X Мудрого, внука Фридриха Барбароссы

Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, а затем и христианской церкви, (приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», шахматы в течении некоторого времени были запрещены в Европе, поскольку они часто использовались для игры на деньги и утверждалось, что они несут на себе признаки язычества), ничто не могло остановить растущую популярность игры, что подтвержено многочисленными литературными свидетельствами. Популярность шахмат продолжает расти и вскоре весь мир знает и играет в эту самую популярную игру древнего мира.

В 14-15 вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в 15-16 вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя.

На территории Руси , в Болгарии игра стала известна примерно в 10-12 вв. Важные археологические находки в Новгороде свидетельствуют, что шахматы, которые в основном распространялись арабами, попали в Россию непосредственно со среднего Востока. До наших дней названия шахматных фигур в России указывают на их персидские и арабские корни.

До нашего времени дошла уникальная находка - шахматная фигурка, изготовленная новгородскими мастерами в XIV веке. Фигурка была обнаружена возле Владычной палаты, бывшей резиденции новгородского архиепископа. Найденная фигура - король, изготовлена она была из крепкого дерева, скорее всего, из можжевельника (см.справа).

В старинных русских народных поэмах встречаются упоминания о шахматах как о популярной игре. В более позднее время европейские шахматы попали в Россию из Италии, через Польшу. Существует неверная версия, якобы шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов.

Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров. Увлекалась шахматами и Екатерина II. В 1796 граф А.С. Строганов устроил для Екатерины II и шведского короля Густава IV, гостивших в его загородном дворце, партию живых шахмат. На лугу, где зеленым и желтым дерном выложили "шахматную доску", слуги, переодетые в средневековую одежду, пqзeдвигaлиcь в соответствии с ходами шахматной паргаи.

Широко были распространены шахматы среди русской интеллигенции. В библиотеке А. С.Пушкина сохранилась изданная в 1824 году книга А. Д.Петрова, полвека бывшего сильнейшим шахматистом России, - "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок" с дарственной надписью автора; Пушкин был подписчиком первого шахматного журнала "Паламед", начавшего выходить в Париже в 1836 г.

Несмотря на то что шахматы были популярной игрой, до конца XIX века Россия заметно отставала по уровню развития шахмат от Англии, Франции, Германии. Первый русский шахматный клуб открылся в Петербурге лишь в 1853 году, а первый российский шахматный журнал увидел свет в 1859 году.

Ситуация изменилась в начале XX века, когда было основано возникшее из частного кружка Петербургское шахматное собрание, деятельность которого по популяризации шахмат оказалась весьма плодотворной.

Клуб был открыт 17 января 1904 года, а в апреле 1914 года в помещении Собрания в доме 10 на Литейном проспекте был учрежден Всероссийский шахматный союз.

Клуб проводил профессиональные и любительские турниры, товарищеские встречи между сборными Москвы и Петербурга, сеансы одновременной игры, издавал специальную литературу. В стенах Собрания размещалась самая богатая в стране шахматная библиотека.

Исторические варианты шахмат

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер". Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово "шахматы" изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э., первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи "мансубы", обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде "Мат Диларама". Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо,и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

Игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени.

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.

Шахматы - это настоящее зеркало культуры. Менялись страны, менялось устройство общество - менялись и правила.

Например, фигура ферзя, «королевы», появилась только в средние века, когда благородная дама стала играть важную роль, и ей начали воздавать почести на рыцарских турнирах. В игре к ней перешла роль советника короля - визиря в вос­точном варианте шахмат. Нынешняя свобода передвижения, независимость, «эмансипированность» королевы была немыслима до конца XV века.

Старинные варианты игры вообще менее динамичны, как и древнее общество. В традиционных китайских шахматах «господин» малоподвижен, он маневрирует на очень небольшом пространстве - словно в стенах императорского дворца. Индийские «чатуранга» следовали строгому делению фигур на касты - священников, правителей, крестьян, слуг.

А вот в Японии военно-аристократическая система с XII века позволяла человеку благородного происхождения, готовому приложить должное усердие, добиться быстрого взлета. И шахматным фигурам предоставлялась возможность поднять свой статус. Да и в европейских шахматах пешка, добравшаяся до противоположного края доски, превращается в любую фигуру - даже в ферзя.

В новое время шахматы хотели приблизить к меняющейся реальности. Во времена нацизма в Германии «игру королей» пытались превратить в «игру фюреров»: в сражение вступали несколько вождей, один из них должен был потерпеть поражение. Игра не прижилась. Как и фюреры.

Более дипломатичный вариант предлагал известный австрийский композитор Арнольд Шёнберг (1874-1951). В придуманных им шахматах на доске фигурировали самолеты и подводные лодки, зато допускались переговоры и союзы. Тем более что разыгрывали партию сразу четыре «державы» - по одной с каждой стороны доски, как в древних индийских «четверошахматах»

Гравюра 1909 года якобы изображает игру в шахматы Гитлера и Ленина. Она даже подписана ими обоими на оборотной стороне.

Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э. индийским математиком или брахманом (по другой версии), а может быть брахманом-математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень.

Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: «Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два, на третью — четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки». Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени — окажется что это число больше чем все зерно мира.

Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Далее шахматы стали проникать из Индии, в древний Иран (Персию) и этот процесс описывается в персидской книге 650-750 годов.

Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, преподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана.

Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает «четыре», а анга означает «отряд»). В персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название «Учебник шахмат».

В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначения современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также, что слово шахматы произошло он персидского «король» (шах) и термин шахматы происходит от персидского «Король умер».

Есть и еще одна теория, которая доказывает, что в начале 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга (предположительно, от санскр. чатур - четыре и анга - часть). Именно эта игра с таким названием была прямым предком шатранжа, который возник на востоке и позже попал в Европу.

Именно чатуранга имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги.

Приведённые ниже правила игры - реконструкция, которая может не быть точной. Кроме того, правила чатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.

Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:

  1. Пехота, представленная в игре линией пешек
  2. Король и его советник (визирь) или генерал в центре
  3. Боевые слоны в центре армии
  4. Кавалерия, представленная в игре конями
  5. Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)

Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100-200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры — взять 2-х королей противника.

В Древней Индии пользовались большим признанием также «большие шахматы». На шахматной доске размером 12×12 сражалось 48 фигур. Каждый игрок имел 12 пешек, короля, птицу Аанца, крокодилов, жирафов, единорогов, львов и ладей.

Источник — http://www.kailash.ru/420.html

  • Профессиональная литература
  • Предлагаю отвлечься от прямого соприкосновения с миром ИТ и обратить свое внимание на такую разновидность тренажеров для головного мозга как настольные игры.
    Сейчас во многих офисах специально проводят коллективные настольные игрища, которые помогают отвлечься от рутины (чем повысить производительность труда) и положительно влияют на налаживание хороших отношений в коллективе. В этой статье будет приведен краткий экскурс в историю возникновения одной из главных игр человечества - ШАХМАТ.
    В современном виде такая знаменитая и известная настольная игра как шахматы появилась не сразу. До знакомого всем варианта настольной игре пришлось пройти ряд изменений и форм. В настоящее время «шахматы» это целый класс игр.


    Некоторые из настольных игр этого класса являются самостоятельными, самобытными и значительно отличаются от современного представления шахмат.
    Помимо общеизвестных классических шахмат, существует большое количество других вариантов шахматной игры. Есть национальные варианты шахмат, например, распространённые в Южной Азии сянци, сёги, чанги, макрук. Некоторые варианты используют дополнительные фигуры и/или необычные доски, так, известны варианты на больших по размеру досках, на круглых досках, с фигурами, объединяющими ходы коня и ладьи и/или коня и слона, с магараджей (фигура, объединяющая ходы ферзя и коня) вместо ферзя, гексагональные шахматы (играются на шестиугольной доске, состоящей из полей-шестиугольников).
    Существуют шахматы для более чем двух игроков: трёх- и четырёхсторонние шахматы, в которых за одной доской играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый за себя), управляющие каждый своим комплектом фигур, а также «командные» варианты шахмат, где игра ведётся команда на команду на одной или нескольких досках, причём на ход партии за одной доской влияют действия более чем одного игрока из каждой команды (например, шведские шахматы).


    Изобретением новых вариантов шахмат увлекались многие «шахматные композиторы», а также учёные, шахматисты-любители и профессионалы. Известны, например, шахматы Капабланки - на доске 10×8, с двумя новыми фигурами. В последнее время приобретают всё большую популярность шахматы Фишера, в них игра ведется по классическим правилам, но со случайной начальной расстановкой фигур на последних горизонталях. В части вариантов правила сохранились неизменными (или минимально изменёнными), а изменена лишь начальная расстановка фигур. Кроме уже упомянутых шахмат Фишера и вольных шахмат, таковыми являются кингчесс и боевые шахматы.
    Согласно классификации Роберта Белла шахматы относятся к одноименной группе настольных игр и являются «военной игрой».
    В группе «Шахматы» можно выделить следующие игры:
    - шатуранга (чатуранга);
    - шатрандж;
    - круговые шахматы (разновидность шатранджа);
    - курьерские шахматы (еще одна разновидность шатранджа);
    - магараджа и сипаи;
    - китайские шахматы (сянци);
    - японские шахматы (сёги);
    - игра джунгли;
    - тибетские шахматы.
    Каждая из этих игр ведется, как правило, на квадратном поле, разделенном на квадраты и/или разлинованном в соответствии с требованиями правил игры.
    И так, приступим с рассмотрения игр прародителей ШАХМАТ. Обратимся к истории Древнего Востока.

    ШАТУРАНГА (ЧАТУРАНГА)

    В сельскохозяйственных районах Древней Индии среди населения в период созревания урожая была популярна игра ТААЯМ. В нее играли на квадратном поле, состоящем из 64 квадратов, которые размечались на простой земле. Сама по себе игра не относится к классу шахматных игр и представляла собой игру-преследование, в которой фигуры двигались против часовой стрелки по полю с целью скорейшего достижения центра поля. Кто из игроков первым выводил свои фигуры с поля, то и выигрывал.
    Приблизительно в 5 веке нашей эры на доске для игры ТААЯМ стали играть в новую игру, ШАТУРАНГУ, которая в миниатюре представляет собой битву четырех армий, каждая из которых управляется собственным командиром (в оригинале раджа) и состоит из четырех родов войск: пехота, кавалерия, боевые слоны и боевые лодки (думаю наше название этой фигуры «ладья» связано с этим).
    ШАТУРАНГА (в некоторых источниках - ЧАТУРАНГА) - древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат, сёги и многих других игр. Шатуранга - игра, распространённой на Востоке и позже попавшей в Европу, от которой и произошли современные шахматы.
    Название «шатуранга» переводится как «четырёх составная» и предположительно объясняется тем, что первоначально в нее играли вчетвером. Шатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа).
    В игре участвовало четыре игрока, причем «битва» на игровом поле организовывалась между союзами игроков (игра «два на два»).
    Описание ШАТУРАНГИ присутствует в одном из ранних произведений на санскрите, «Бхавишиа пурана».
    В этом произведении ведется повествование о том, что один из правителей проиграл все свое имущество (включая собственную жену) в кости. После этого, он отправился к своему старому другу, чтобы овладеть тайнами игры в шатурангу, чтобы отыграться.
    В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного XI века Аль-Бируни, в котором содержится лишь неполное описание шатуранги. Кроме того, правила шатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.
    Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100 - 200 ходов.
    В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (аналог ладьи) и четыре пешки. Игроки занимали места по сторонам игрового поля. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски (относительно игрока). На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним конь, колесница и раджа. На второй линии - ряд пешек.

    Целью игры являлось условное уничтожение всей армии противника. Партия продолжалась до уничтожения всех фигур одной из сторон. В игре двух игроков победа также достигалась взятием вражеского короля. Не было таких понятий, как шах, мат и пат. Взятие всех фигур, кроме короля (оголение короля) тоже было победой, кроме случая, когда противник мог взять вашу последнюю фигуру следующим ходом. Тогда объявлялась ничья. Кроме этого у ШАТУРАНГИ был ряд особенностей.
    Так, например, право «первого хода» определялось числом, выпавшим при бросании игрового дайса (прародитель современного игрового кубики с точками от 1 до 6). Игрок перед ходом бросал дайс и выпавшее значение указывало на фигуру, которой он должен сделать ход.
    Судя по историческим источникам, шатуранга была изобретена именно в Индии, где была игрой, в основном, интеллектуалов высших каст. Никаких сведений о проведении официальных соревнований в те времена не сохранилось. Не осталось и записей сыгранных партий. Шатуранга существовала в Индии до начала XX века и, по свидетельству бенгальского автора Рагхунанды (XV-XVI вв.), стала со временем называться «чатурраджа» - «игра четырёх королей».
    В VI или, возможно, в VII веке чатуранга попала в Китай, а также в Персию (Иран). В Китае вариант игры для двух игроков был существенно трансформирован, превратившись в итоге в китайские сянци. В странах арабского востока чатуранга в течение нескольких веков видоизменялась, сохраняя, впрочем, основные черты. В конечном итоге появилась игра-потомок - шатрандж, который впоследствии превратился в шахматы.
    Кроме того, ШАТУРАНГА изначально была азартной игрой. Перед началом игры все игроки ставили определенную сумму денег на кон. Выигрыш делился между победителями.
    Азартные игры были запрещены в ранние периоды индуисской культуры. Об этом сказану в девятой книге «Закона Ману»:
    «Пусть владыка накажет телесно по своему усмотрению как играющего, так и хозяина игрального заведения, даже если они имеют дело с неживыми предметами, такими, как кости или шатуранга, или с живыми существами, к примеру, бой петухов до крови и бой баранов».
    Игроки обошли требования данного закона отказавшись от дайса. После этого с игрой произошел еще ряд изменений:
    Первое, в игре произошло объединение сил союзников в единую армию. Игра преобразовалась в игру для двоих. В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджу и советника (визиря) - аналог ферзя. Порядок построения фигур перед партией стал такой же, как и в современных шахматах.
    Второе, фигура раджи союзников после понижения до советника (визиря) потеряла часть своего «влияния» на игровой процесс.
    Третье, изменился способ передвижения по игровому полю фигур колесниц (ратха) и слонов (хасти).
    После введения таких преобразований игра перестала называться ШАТУРАНГА и превратилась в начальный вариант средневековых шахмат - ШАТРАНДЖ.

    ШАТРАНДЖ

    Шатрандж сформировался в VII - VIII веке на арабском Востоке, как изменённый вариант шатуранги, пришедшей из Индии.
    Поэт Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» рассказал о том, как шахматные игры появились в Персии:
    «Ко двору шаха Шосроеса I прибыло посольство от правителя Хинд. После обмена любезностями посол Хинд подарил шаху множества подарков, среди которых была удивительная клетчатая доска, на которой стояли причудливые резные фигуры. Посол предложил шаху и его мудрецам разобраться в правилах этой игры и тогда верховный правитель Хинда признает его своим верхоным правителем. Доску показали всем придворным и через сутки один из них (согласно поэме - Бузурджамихр) разгадал секрет этой игры. Правители Древней Индии признали свой вассалитет от Персии.
    Вероятнее всего сутки ушли на подкуп посла, чтобы выведать у него правила игры.
    В последующие годы ШАТРАНДЖ проникает по всему арабскому миру и в Византию.

    Уже в IX веке игра была исключительно популярна в Средней Азии. В шатрандж играли представители всех социальных слоёв. Существовали признанные мастера игры, имелась собственная иерархия классов игроков. Активно развивалась теория. Выходили книги, обучающие искусству шатранджа. Пользовались популярностью мансубы (задачи, главным образом на быстрый выигрыш комбинацией). Сохранились «шахматные легенды», в которых драматическая история (например, игрока, который ставил на кон что-то последнее, особенно дорогое, и оказывался в последней партии в положении, выглядящем безнадёжным) соединялась с задачей, решение которой обычно достигалось неожиданной и красивой комбинацией.
    Органический недостаток шатранджа - недостаток динамизма, особенно в дебюте, вызванный слабостью унаследованных от чатуранги фигур. В начале партии игроки могли длительное время делать ходы, не вступая в соприкосновение с противником. Чтобы оживить игру, арабские мастера начали применять табии - искусственно сформированные условные позиции, обычно более-менее симметричные, в которых шансы игроков были, как и в начальной позиции партии, примерно равны. По договорённости игроки начинали игру не с исходной позиции, а с одной из табий, чтобы можно было сразу перейти к активным действиям. Табии были распространены повсеместно, применялись очень широко, о чём говорит такой факт: когда в книгах приводились фрагменты из партий, игранных с начальной позиции, без табий, это всегда отмечалось особо.
    Имелась достаточно интересная форма игры в шатрандж: мастер разрабатывал позицию и предлагал желающим сыграть с ним из этой позиции на ставку, причём противнику предлагалось самому выбрать, каким цветом играть. Для таких игр разрабатывались позиции, в которых, на первый взгляд, одна из сторон имела серьёзное преимущество, однако, это преимущество могло быть сведено каким-либо неожиданным ходом.
    В IX веке, в период завоевания арабами Испании, шатрандж попал в Западную Европу, где и превратился в современные шахматы. Тогда же или несколько раньше через Среднюю Азию игра попала на Русь, уже под современным названием «шахматы», которое было принято у персов и таджиков.
    В шатрандж играли на квадратной доске размером 8x8 полей, аналогичной шахматной. В игре участвовали два игрока, каждый из них имел по одному комплекту фигур своего цвета (чёрные и белые). В комплект входят: король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи, восемь пешек. В начале партии фигуры располагаются по противоположным сторонам доски, полностью аналогично классическим шахматам за исключением того, что королей и ферзей можно было поменять местами (но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга).
    Порядок ходов в ШАТРАНДЖ близок к современным шахматам.
    Первый ход делает игрок, играющий белыми фигурами. Затем ходы делаются по очереди. Пропускать ход нельзя. Каждый ход состоит из передвижения в соответствии с правилами одной из своих фигур. Фигура может быть поставлена на пустое поле доски или на поле, занятое фигурой противника. Во втором случае фигура противника считается взятой, снимается с доски и более в игре не участвует.
    Побеждает игрок, который объявил мат королю противника или поставил его в положение пата. Кроме того, игрок объявляется победителем в случае взятия последней фигуры противника (оставляя его с голым королём, в некоторых вариантах шатранджа могла быть объявлена ничья, если соперник в ответ также брал последнюю фигуру).
    Фигуры ШАТРАНДЖА практически идентичны фигурам современных шахмат, но правила хода немного отличаются:
    Король (шах) ходит на одно поле в любом направлении. Ситуация, когда король находится под боем (может быть взят противником на следующем ходу), называется «шах». Игрок, чей король оказался под шахом, должен следующим ходом вывести его из-под шаха, делать другие ходы, оставляя короля под шахом, нельзя.
    Ладья (рух) ходит по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
    Конь (фарас) - аналогично шахматному коню (это единственная фигура, правила хода которой не изменились за весь период от шатуранги до современных шахмат).
    Слон (алфил) ходит по диагонали через одно поле, причём поле, через которое делается ход, может быть занято (в современных шахматах слон может ходить только по свободной диагонали на любое количество полей). Очень слабая фигура, могла ходить только по восьми полям доски (современный слон может ходить по половине полей).
    Ферзь (ферс) ходит и бьёт на одно поле по диагонали (в современных шахматах ферзь может ходить на любое количество полей в любом направлении, кроме случая, когда путь ферзю преграждает другая фигура).
    Пешка (байдак) ходит только вперёд на одно поле, или бьёт по диагонали на одно поле вперёд. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя. Первым ходом новый ферзь имел право пойти на второе поле по вертикали или диагонали, независимо от того, было ли это поле занято.
    Согласно правил ШАТРАНДЖА рокировка короля и ладьи была не разрешена (появилась в намного более поздних правилах шахмат).
    Сегодня нам известны следующие варианты шатранджа:
    Шатрандж камил I - вариант игры на доске 10x10 с двумя верблюдами, дополнительными фигурами, которые являются ортогональным аналогом слонов. Возможно это самый первый вариант шахмат на увеличенной доске с нетрадиционными фигурами.
    Шатрандж камил II - вариант игры на доске 10x10 с двумя боевыми машинами (осадные орудия), имеющими те же ходы, что и король.
    Цитадель - играли также на доске 10x10, но имелись дополнительные поля («цитадели») по углам. Кроме этого в игре присутствовали дополнительные фигуры боевые машины, имеющие те же ходы, что и современный слон.
    Удлинённые шахматы - имеет те же фигуры, что и обычный шатрандж, но играется на доске 4x16. Часто играли с шестигранными костями, ограничивающими ходы фигур.
    Византийские шахматы - игра ведется обычными фигурами, но на круглой доске. Существует также современный вариант с той же доской, но современными фигурами и правилами (круговые шахматы).
    Четыре времени года - это шатрандж для четырёх игроков на обычной доске.
    Шахматы Тамерлана - вариант игры на доске 11x10 с полями-цитаделями, несколькими видами дополнительных фигур и разными пешками (видимо вводились различные рода войск для пехоты). Изобретение игры приписывается непосредственно Тамерлану.
    Шахматы курьера (Courier chess) - европейский вариант игры на доске 12x8 с несколькими видами дополнительных фигур, в том числе курьер с ходом современного слона.
    Многие исследователи считают, что классические шахматы появились именно благодаря шахматам курьера.

    Таким образом, пройдя ряд видоизменений, игра ШАХМАТЫ появилась в Европе и на Ближнем Востоке. Но движений шахмат шло не только на Запад. С купцами, путешественниками и завоевателями древние шахматные игры проникли в Азию. Здесь правила этих игры смешивались с правилами местных национальных игр, проникались взглядом жителей этого региона и представлением о стратегических играх.
    В Юго-Восточной Азии появились увлекательные и самобытные игры сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). В Азии эти игры даже более популярны чем классические шахматы. Но это следующая история.

    Шахматы - настольная игра, в которой задействована не физическая ловкость или сила человека, а его интеллект и способность к логике. В некоторых школах шахматы введены в программу обучения для развития логического мышления учеников.


    В шахматы играют на доске в 64 чёрно-белые (других контрастных цветов) клетки два человека, используя специальные фигуры с разными возможностями в игре. Правила игры регулируются Международной шахматной федерацией.

    Современные шахматы - это и спорт, и индустрия наподобие футбола. Армии тренеров, чиновников, журналистов обслуживают шахматные турниры, конгрессы, лиги разного уровня.

    Родом - из Индии

    История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет: изобретение игры - подарок миру Индии, где в V-VI вв. появились шахматные поля и фигуры. Известны древнеиндийские трактаты, которые упоминают о них в VII веке нашей эры.

    Есть сведения о шахматах и в древнеиндийских «Ведах»: в то время шахматы назывались «чатуранга». Игра тогда была широко распространена на Востоке. Уже значительно позже она попала в Европу.

    Шахматы - это «война»

    Современное название игры заимствовано в персидском языке и означает «шах умер». Название игры в переводе с древнего индийского языка, санскрита, означает «четырёхсоставная». Этим термином в Индии называли определённое построение войск. Оно и было позаимствовано для расположения фигур на шахматной доске.


    Фигуры включали боевые колесницы, слонов, коней и пеших ратников. Руководил шахматной партией начальник игры, а играли в «военный» вид шахмат вчетвером.

    Старые правила игры

    Старые правила игры напоминали современные и лишь немного отличались друг от друга в разных областях Индии. Игроки делали ходы по очереди. Тот, кто выигрывал фигуру противника, получал дополнительный ход. Контроля за временем игры не было.

    По этой причине, а также в силу наличия четырёх игроков, партии длились долго, несколько часов. «Войска» каждого из соперников отличались по цвету фигур: «воины» были жёлтые, зелёные, черные и красные.

    В этот древний вариант шахмат играли на доске размером восемь на восемь клеток. Порядок расстановки напоминал современные шахматы. Каждое войско имело в своём составе слона, колесницу (прообраз известной ныне ладьи), короля и четыре пешки. Четыре войска размещались по четырём углам шахматной доски.

    Несколько отличался состав войска при игре «пара на пару». Это были два слона, два коня, две колесницы и восемь пеших воинов (аналогов современных пешек).

    Шахматы на арабском востоке. Появление игры в современном её виде.

    В XI веке шахматы «перебрались» на арабский восток. Первое упоминание о них встречается у арабского историка Альбируни, который даже посвятил этой игре отдельный труд.

    Арабский вариант игры в шахматы назывался «шатрандж». В партии участвовало двое игроков. Состав «войска» включал короля, ферзя, восемь пешек, двух коней и две ладьи. Фигуры располагались по двум сторонам доски и имели два цвета – чёрный и белый.

    Шатрандж был практически полным аналогом современных шахмат. Король мог ходить только на одно поле в любом направлении. Ход, когда король противника находился под ударом, назывался «шах». Ладья перемещалась по горизонтали или по вертикали на любое количество полей. А конь, как и в современных шахматах, мог ходить только буквой «г».

    После завоевания арабами Пиренейского полуострова игра широко распространилась в Западной Европе. Много позже она попала в Среднюю Азию, а уже оттуда – в Российское государство. Большими приверженцами шахмат на Руси были царь Иван Грозный и император Петр I.

    Шахматы в противостоянии человека и компьютера

    Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

    Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и - выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён - «разумнее» оказалась программа Deep Thought.

    Но и она уступила российскому (тогда - советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

    Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.