Гештальтпсихология: основные понятия и идеи. Основные принципы гештальтпсихологии восприятия

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи. Основные принципы гештальтпсихологии восприятия
Гештальтпсихология: основные понятия и идеи. Основные принципы гештальтпсихологии восприятия

Геш­тальт­пси­хо­ло­гия поя­ви­лась как ре­ак­ция на по­пыт­ки ато­ми­сти­че­ско­го по­ни­ма­ния опы­та - ана­ли­за, в ко­то­ром эле­мен­ты опы­та сво­ди­лись к их про­стей­шим со­став­ляю­щим, и ка­ж­дый ана­ли­зи­ро­вал­ся в от­ры­ве от ос­таль­ных, а опыт по­ни­мал­ся про­сто как сум­ма этих ком­по­нен­тов. Са­мо по­ня­тие “геш­таль­та” от­ри­ца­ет зна­чи­мость та­ко­го ро­да ато­ми­сти­че­ско­го ана­ли­за.

Ос­нов­ной прин­цип под­хо­да геш­тальт­пси­хо­ло­гии со­сто­ит в том, что ана­лиз час­тей не мо­жет обес­пе­чить по­ни­ма­ния це­ло­го, по­сколь­ку це­лое оп­ре­де­ля­ет­ся взаи­мо­дей­ст­ви­ем час­тей. Вы­де­ле­ные из геш­таль­та час­ти не ос­та­ют­ся то­ж­де­ст­вен­ны­ми то­му, ка­ки­ми они бы­ли на сво­ем оп­ре­де­лен­ном мес­те и со сво­ей оп­ре­де­лен­ной функ­ци­ей в це­лом. (Экс­пе­ри­мент с дву­мя точ­ка­ми).

Ос­нов­ные по­ня­тия, сгруп­пи­ро­ван­ные по сфе­рам ис­сле­до­ва­ния:

Вос­при­ятие: Це­ло­ст­ный об­раз (percept) как единица восприятия, фи­гу­ра-фон (бли­зость, замк­ну­тость кон­ту­ра, сход­ст­во, сим­мет­рич­ность).

Мыш­ле­ние: проникновение в ситуацию, ин­сайт, функциональное решение.

Лич­ность: по­ня­тие по­ля, сил по­ля, ва­лент­но­сти сил, кон­флик­та сил, прин­цип од­но­вре­мен­но­сти и влия­ния про­шло­го и бу­ду­ще­го.

Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

· Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

· Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

· Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

· Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

· Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

· Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

· Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные понятия:

Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.

Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии.

Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю.

Метод – феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение).

2. Основные принципы:

Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.

3. Исследования зрительного восприятия.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Ощущение не элемент, единицей считается зрительный образ, фигура на фоне. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

Свойства фигуры и фона:

фигура выглядит интенсивнее, чем фон

контур воспринимается как принадлежащий фигуре

фигура кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается за фигурой.

Законы восприятия:

Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон);

Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия;

Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности объяснялись физическими законами электромагнитного поля.

Опыты Келера с курами. Светлая и темная полоски + зерно. Предъявлялись зерна на светло-сером и на темно-сером листе бумаги. На первом можно было клевать, на втором – зерна были приклеены. Постепенно методом проб и ошибок курица выработала положительную реакцию на светло-серый лист. Она безошибочно подходила к светло-серому листу и клевала зерна. Когда реакция упрочилась, то критический опыт: предъявлялись светло-серый и белый листы. Поведение курицы: положительная реакция на белый лист и отрицательная на светло-серый. Вывод: дрессировка курицы была выработана не на абсолютную темноту или светлость тона, а на относительную. Еще критический опыт с черным и темно-серым листами. Реакция аналогичная (ориентировка на относительную светлоту). Все это с совершенной ясностью и убедительностью показывает, что курица реагирует на предложенную ей ситуацию как на единое целое: реакция на более светлый тон. Т.е. структура зрительного восприятия курицы как целого определяет свойства составляющих его элементов. Отсюда вывод, что структуры являются первичными примитивными актами. Целое – не высшее, как считалось раньше; структурное не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т.п.

4. Исследования мышления.

Этапы мышления: постановка задачи на основе условий; группировка, реорганизация и структурализация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

Келер: интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля прежде не связываемые начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. “Инсайт” - озарение.

Начало 20-х годов: опыты с человекообразными обезьянами. Клетка, приманка, палка. 3 стадии:

хаотическая беспорядочная активность

стадия бездействия

инсайт (обезьяна вскакивает, хватает палку, достает приманку).

Интеллектуальное поведение - решение конкретных задач. Все необходимое для решения представлено в зрительном поле. Инсайт - качественное изменение в поведении. До инсайта проблемная ситуация беспорядочна, поведение хаотично. После – части объединились в целое, поведение упорядоченно, имеет цель.

Средство и цель взаимосвязаны. 1) понимание без решения (нет палки - функциональная замена палки - хорошая ошибка испытуемого). Есть инсайт, но цель не достигнута. 2) решение без понимания (решение по аналогии с действиями сородичей. Цель не достигнута (“глупый” шимпанзе). Поведение по частям внешне совпадает с системой решения, но части разобщены, и действия не дают результата. Нет инсайта - инсайт не сводится к сумме своих частей.

Вертгеймер: мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований в действиях, которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым, в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры.

Условия переструктурирования ситуации – умение отказаться от привычных сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения – инсайта.

Основание человеческой активности в любой ее форме (поступок, мышление, память) является намерение – потребность. Потребность – некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель.квазипотребности образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения, которая стремится к разрядке. Разрядка и тогда удовлетворение потребности.

Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по свои м физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к личности субъекта (положительная и отрицательная валентность).

Единство личности и среды – жизненное пространство, которое обладает свойствами – уровень реальности, временная перспектива. В понимание жизненного пространства Левин включал ожидания, представления о будущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем как они представлены в настоящем. отсюда проблема целеобразования и целенаправленного поведения.

Основные положения гештальттеории:

Идея целостности образа;

2. Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;

3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;

4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

5. Идея ассимиляции и контраста (восприятие отдельного человека, ассимилируея его с группой (стереотипы);

6. Принцип структурности.

Инса́йт - (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. В. Кёлером. В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

5. основные понятия и положения бихевиоризма. Схема «С-Р». Исследования обусловливания и научения (Торндайк, Уотсон)

предмет бихевиоризма - это поведение человека - это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

Поведение с точки зрения бихевиористов - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность - это опыт, который человек приобретает в течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения.

Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.

Во многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S - R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии - по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, - продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью:
а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет
реакция;
б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Бихевиори́зм (англ. behavior - поведение ) - направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул , под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещен когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке . Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Эдвард Ли Торндайк первым утверждал, что психология должна исследовать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк создал свой подход, названный им коннекционизмом (от англ. сonnect – связывать). Подход был основан на изучении связей между раздражением (ситуацией, элементами ситуации) и реакциями организма. Торндайк первым ввел понятие связи между ситуацией (стимулом) и реакцией организма, настаивал на том, что для изучения поведения его необходимо разбить на пары стимул - реакция (S-R).

Свои исследования поведения Торндайк начал с изучения процессов научения. Он попытался количественно измерить научение, подсчитывая проявления “неправильного” поведения и регистрируя время, необходимое животным для достижения цели. Метод научения, применявшийся в экспериментах Торндайка, получил название “метод проб и ошибок”. В ходе своих экспериментов Торндайк вывел два закона научения: закон эффекта и закон упражнения.

Закон эффекта: каждое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она появляется вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.

Закон упражнения: чем чаще действие или реакция используется в данной ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией (повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению). Впоследствии Торндайк выяснил, что поощрение способствует закреплению действия (реакции) эффективнее, чем простое многократное повторение.

Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье в 1913 г. «Психология глазами бихевиори-ста». Он утверждал:

* поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами;

* анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов;

* основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение.

Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Впоследствии они были дополнены и расширены другими исследователями. Наиболее сильно бихевиоризм затронул развитие американской психологии.

Уотсон считал, что его классическая схема дает ключ к изучению сложного, целостного поведения человека. Для этого он ввел понятие “акта” - такой целостной реакции организма. К актам Уотсон относил написание книги, игру в футбол, строительство дома и т.п. все акты, согласно Уотсону, могут быть сведены к моторным или секреторным реакциям организма. Реакции могут быть явными (внешние непосредственно наблюдаемые) и неявными (сокращения внутренних органов или секреция желез). Последние можно изучать при помощи специальных приборов.

Инстинкты: в начале своей ученой карьеры Уотсон признавал значительную роль инстинктов в поведении животных. В дальнейшем он отказался от использования данного понятия в своих научных построениях. Уотсон утверждал, что все, что кажется инстинктивным, на самом деле социально обусловлено. Более того, отказ признавать роль врожденных факторов в детерминации поведения животных и человека привел Уотсона к отрицанию существования врожденных способностей. С этим связана его знаменитая фраза: “Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков”.

Эмоции: рассматривались Уотсоном как главная реакция организма на специфический раздражитель. Эмоции – это форма неявного поведения, при которой внутренние ответные реакции проявляются в форме изменения цвета лица, учащения сердцебиения и т.д. Этот подход не предполагает изучения процесса сознательного восприятия эмоций. Уотсон предлагает описывать эмоции в терминах объективной стимулирующей ситуации, внешних и внутренних реакций организма.

Мышление: сводится Уотсоном к неявному моторному поведению. Он предполагал, что мышление должно включать неявную речевую реакцию или движение. По сути, Уотсон сводил мышление к беззвучному разговору, в основе которого лежат те же мышечные движения, которые мы используем для привычной речи. По мере взросления человека это “мышечное поведение” становится невидимым и неслышимым. Таким образом мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы. “Поток сознания” заменяется в бихевиоризме Уотсона “потоком активности”.

^ Методы бихевиоризм. Будучи реформатором психологической науки, Уотсон не мог не предложить новых методов психологического исследования. Это были методы, которые, по мнению Уотсона, отвечали требованиям объективности и повторяемости, предъявлявшиеся ко всей психологии в целом. Предполагалось использование в бихевиоральной психологии следующих методов: наблюдения, тестирования, дословной записи речи испытуемого и метода формирования условных рефлексов.

Тестирование предполагало оценивание не какого-либо психического качества испытуемого, а его поведения. Результаты тестирования должны были демонстрировать реакцию человека на определенный раздражитель или стимульную ситуацию, – и только это.

Метод дословной записи речевого поведения предполагал фиксирование речи испытуемого в определенных ситуациях и при воздействии определенных раздражителей. Исследованию подлежали собственно речевые реакции; то, что человек чувствовал или думал в данный момент в расчет не принималось.

Метод условных рефлексов, как это явствует из названия, предполагал изучение процесса формирования условных рефлексов. Метод предполагалось использовать в лабораторных условиях для изучения сложного поведения, для чего это поведение разбивалось на отдельные компоненты. По сути дела, классический лабораторный эксперимент бихевиористов берет свое начало именно в методе условных рефлексов, как его назвал Уотсон.

Явление инструментального обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большими лёгкостью и постоянством. Если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.

Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые - удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования - на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически « в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удержание навыков составляет память. В противоречие с установкой на отказ от изучения ненаблюдаемых механизмов поведения Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные - условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуетсямеханистически . Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

6. проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретация. Методы изучения бессознательного

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти. Борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо- энергиея, которая связана с инстинктом жизни. Энергия, связанную с инстинктом смерти и агрессии, - Оно (Ид). Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с "океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом, объем Я.

Третья структура личности - Супер-Эго - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Супер-Эго служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

· вытеснение,(желание вытесняется в бессознательное)

· регрессия,

· рационализация,

· проекция

· сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "добропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам.

Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия . В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру , Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру , выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон - вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены - неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й - любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести , который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans - содержательный, обремененный, богатый) - одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол - как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга , получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза , который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

См. также

Примечания

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М .: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. ­- М .: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М .: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. - М ., 1965. С. 21-85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. - М ., 1965. С. 86-234.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. - C. 151.

Ссылки

  • Кёлер Вольфганг. Некоторые задачи гештальтпсихологии
  • Серж Гингер. Гештальтлексикон
  • Наранхо К. Базовые техники гештальттерапии
  • Акиоши Китаока Иллюзии Акиоши Китаока

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет Психологии образования

Курсовая работа

по курсу: Общая психология

Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Студента группы (ПОВВ)-31

Башкиной И.Н.

Преподаватель: д. п. наук

Профессор

Т. М. Марютина

Москва, 2008 г

Введение

1.Возникновение и развитие гештальтпсихологии

1.1 Ощая характеристика гештальтпсихологии

1.2Основные идеи гештальтпсихологии

2. Основные идеи и факты гештальтпсихологии

2.1 Постулаты М. Вертгеймера

2.2Теория "Поля" Курта Левина

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX- начала XXвека.

Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt - образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).

Эти учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура.

4. Метод исследования гештальтов - объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

К. Левин разработал теорию поля и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз – к психотерапии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

1. Возникновение и развитие гештальтпсихологии

Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

1.1 История возникновения гештальтпсихологии

гештальтпсихология психология вертгеймер левин

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира - физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона (1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(PsychologischeForschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.

Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.

Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

1.2 Общая характеристика гештальтпсихологии

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеория возникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли большее внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

«Скажешь мне – и я забуду, покажешь мне – и я запомню, дашь мне сделать – и я пойму». Книга «Делегирование и управление» Конфуций (представитель древнекитайской философии).


Большинство воспринимает психологию как комплекс явлений из жизни. Хотя с другой стороны, это система доказанных знаний, с ее помощью решаются разнообразные практические и сугубо научные проблемы. В 16 веке впервые упомянули «психологию», как сферу, занимающуюся изучением явлений с душевной и психической стороны. В 17-19 веках, область исследования существенно разрослась и включила в себя процессы бессознательного уровня. А уже с 19 века психология – экспериментальная сфера научных знаний.

Гештальт психология что это?

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее во время кризисного периода в науке (1920 год). Основатель – М. Вертгеймер, работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка. Гештальтпсихология зародилась в Германии и стала своеобразным возражением по отношению к программе, разработанной Вундтом.

Исследовалось зрительное сознание человека. Опираясь на полученные результаты, вывели новую единицу «гештальт» (гештальт в психологии это унитарная форма). Ее суть в том, что людям свойственно понимать окружающий мир как последовательную целостную структуру, а не каждый элемент по отдельности.

Сторонники гештальтпсихологии отрицали эффективность структурной психологии (сознание делится на блоки) и всего, на что она ориентируется. Даже сформулировали своеобразный закон, гласящий, что «целое в любом случае больше совокупности составных его элементов».

Согласно Википедии, изначально предметом гештальт психологии выступало феноменальное поле. В будущем тематика серьезно расширилась: вошли вопросы о проблемах психического развития, разбросе потребностей индивидуумов, памяти и неординарном мышлении.

Возникновение и развитие школы гештальтпсихологии

Гештальт психология зародилась после проведения одного очень важного эксперимента Максом Вертгеймером под названием «фи-феномен». Суть исследования: используя тахиостоскоп и стробоскоп ученый наблюдал за двумя прямыми линиями (раздражители) у участников, передавая им разную скорость. Таким образом он выяснил, что:

  • линии воспринимаются последовательно, если промежуток большой;
  • линии осознаются одновременно, если промежуток минимальный;
  • появляется осознанность движения (тестируемый следил за перемещением линии в определенную сторону, а не за двумя вместе или друг за другом);
  • «фи-феномен», если промежуток оптимальный (осознается исключительно чистое перемещение, испытуемый понимает, что движение есть, но без смены положения самой линии).

Результаты эксперимента он подробно изложил в своем труде в 1912 году. Эта и другие его работы заинтересовали многих известных научных деятелей того времени. Далее гештальтпсихология обзавелась множеством представителей, важнейший из которых – К. Коффка.

Результаты его собственных исследований показаны в труде «Перцепция: введение в гештальттеорию». В 1921 году свет увидела книга «Основы психического развития», рассказывающая о становлении детской психологии. Труд пользовался огромной популярностью как в Германии, так и за рубежом.

Исследования Коффки о перцепции у детей выявили ряд интересных закономерностей. Одна из них: изначально ребенок на деле владеет набором частичных и не очень логичных образов всего внешнего мира. Тогда ученый решил, что на восприятие сильно влияет соотношение фигуры и фона, на котором располагается объект. После он сформулировал закон трансдукции в психологии. В гештальт школе это одна из теорий восприятия, кратко изложив которую выходит, что дети осознают не сами цвета, а их сочетания.

Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы

Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:

  • Что такое гештальт? Мера сознания, некая образная конфигурация.
  • Гештальтпсихология использует в качестве предмета исследования сознание. Его изучение строится на использовании принципа целостности.
  • Наблюдение и описание – основные методы исследования. Восприятие идет не от ощущений, они нереальны. Оно идет от слуха, как от отражения изменения давления воздуха.
  • Зрительная перцепция на первом месте. Это ведущий процесс в психологии, определяющий степень развития психики.
  • Мышление – процесс разрешения проблем с помощью структурированных полей. Через инсайт в нынешнем времени.

Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:

  • Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
  • Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
  • Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
  • Фигура и фон в гештальтпсихологии занимают одно из важнейших мест. Каждая фигура — изолированное целое, фон – что-то динамичное за фигурой.
  • Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
  • Замыкание. Если человек видит что-то непонятное, то мозг старается переделать информацию в то, что нам знакомо.

Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:

  • близость;
  • замкнутость;
  • общая зона;
  • схожесть;
  • смежность;
  • целостность.

Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:

  • Размер. Он остается неизменным, независимо от смены его положения на глазной сетчатке.
  • Форма. Она всегда остается постоянной.
  • Яркость. Яркость предмета неизменна, даже с учетом смены условий освещения.

Гештальт терапия

Это один из видов психотерапии, основанный Ф. Перлзом в 50-х годах прошлого века. Предмет гештальт терапии – это контакт и границы, в которых находится человек и все то, что его окружает. Контакт – сольватирование потребностей индивидуума с возможностями среды. Получается, что удовлетворить конкретную потребность можно только выходя на контакт с окружающим миром. (Утолить жажду можно, если взять воду).

Основная техника такой терапии – игра, базирующаяся на диалоге внутри себя. Разговор ведется с одной или несколькими частями собственной личности. В принципе, вся терапия направлена на завершение какого-то оставленного ранее дела – гештальта.

Круг правильного гештальта имеет такой вид:

  1. Появляется необходимость.
  2. Ищутся способы ее удовлетворения.
  3. Происходит удовлетворение.
  4. Контакт с окружающим миром завершается.

Всегда существует ряд факторов, мешающих идеальному процессу. Если цикл незакончен, то человек в течение всей своей жизни чувствует себя изнуренным и не может открыться новым желаниям. Незавершенный гештальт может вызвать серьезный сбой в защитных свойствах психики человека.

Гештальтпсихология и терапия – это возможность помочь «самому себе» и найти первопричины внутренних нестыковок, если говорить кратко. Существует ряд упражнений, направленных на принятие самого себя и того, что лежит за гранью реального, одновременно. Они должны помочь начать думать о себе и раскрыться миру. Другие увлекательные интерактивные материалы, разработанные ведущими психологами, можно найти на BrainApps. Тесты и курсы по саморазвитию, свыше 90 увлекательных игр позволят еще быстрее разобраться с внутренними переживаниями и расставить все по своим местам.

Гештальт картинки

Гештальт рисунками называют картинки перевертыши (иллюзии). Глядя на них нужно ответить, что вы видите и какие эмоции вызывает изображение. Такие материалы не рекомендованы к просмотру дошкольникам, так как они могут привести к различным психическим расстройствам. Ниже представлены известные «обманы зрения». А что на них разглядели именно вы?

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912) (фи-феномен - иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное "переструктурирование" ситуации)..

М.Вертгеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений. М.Вертгеймер также описал явление "чистого движения", когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения .

Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя .

Согласно гештальттеории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются .

Эта теория в гештальтпсихологии получила название принципа прегнантности или равновесия (закон хорошей формы). «Хорошей» в гештальтистском смысле слова является простая и стабильная форма. Этот принцип обобщает ряд найденных феноменальных закономерностей, устанавливающих тот факт, что элементы внешнего физического мира объединяются в гештальт по принципу максимальной простоты и регулярности, т.е. в нашем феноменальном поле действует объективная тенденция к объединению сенсорных элементов в самую простую структуру, которая возможна при данных конкретных стимульных условиях. Действие принципа прегнантности и заключается в установлении равновесия между связывающими и сдерживающими силами феноменального поля: противодействие связывающими силами вносит разнообразие внешней стимуляции, оно представляет собой разъединяющую силу и увеличивает напряжение внутри этого поля. Простота перцептивного гештальта объясняется наименьшим напряжением указанных выше сил. Пример: если при прослушивании знакомой мелодии не проигрываются какие-то ноты, то мелодия воспринимается целостно, отсутствие нот не замечается; некачественно пропечатанный текст читается нормально. Образование перцептивного гештальта -- это не интеллектуальный синтез чувственной информации, а непосредственное чувственное отражение физического мира..

Принцип прегнантности нашел свое отражение в найденных гештальтистами частных закономерностях, обнаруженных при экспериментальном исследовании восприятия кажущегося движения, формы, оптико-геометрических иллюзий. Это законы группировки, описывающие те объективные условия, при которых элементы физического мира объединяются в феноменальном поле в перцептивные гештальты..

Гештальтистские факторы группирования (или принципы организации восприятия) были описаны М. Вертгеймером:

  • · фактор близости -- в гештальт объединяются близлежащие элементы; воспринимаемая близость, вызванная группированием, может быть как пространственной, так и временно?й;
  • · фактор сходства -- гештальт образуют сходные элементы.

Группирование на основании близости и сходства распространяется и на восприятие звука -- ноты, кажущиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно одна за другой, могут перцептивно восприниматься как мелодия..

  • · фактор «хорошего продолжения» - элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое, все идентичные элементы следуют в одном и том же направлении, что и придает их сочетанию свойства направленной фигуры ;
  • · фактор общей судьбы -- двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу; подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим только к движущимся элементам (летящие птицы, «волна» болельщиков) ;
  • · фактор объективной установки -- однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься так же в сходных ситуациях ;
  • · фактор симметрии -- приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным фигурам ;
  • · фактор замкнутости -- при группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры ;
  • · фактор однотипной связи -- восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами -- это перцептивное объединение неидентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов в единое целое. Влияние однотипной связи на восприятие оказывается более сильным, нежели влияние сходства и близости элементов. Физически связанные между собой знакомые предметы воспринимаются как перцептивные единицы и в основе этого явления лежит именно однотипная связь. Однотипная связь не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. В 1995 году он сформулирован Роком и Палмером как один из фундаментальных принципов восприятия, играющий столь же принципиальную роль, как и восприятие сочетания «фигура-фон»..

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. М. Вертгеймер назвал их вспомогательными факторами, но он также признавал, что на перцепцию влияют и основные факторы самого организма: например, высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку, также могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались уделять больше внимания вспомогательным факторам организации восприятия, чем результатам научения или опыта.

Фундаментальный гештальтистский закон прегнантности отражает результаты действия гештальтистских принципов группирования. Организация визуального паттерна на базе гештальтистских принципов упрощает процесс восприятия и делает его более эффективным. Например, идентифицировать замкнутую фигуру легче, чем незамкнутую, т.к. при этом не требуется данных о величине разрыва и о его местоположении; лаконичным может быть также и описание симметричной фигуры -- достаточно описать лишь одну ее половину, т.к. вторая половина является зеркальным изображением первой..

Сбалансированные, хорошие (в гештальтистском смысле слова) фигуры, как правило, запоминаются лучше, чем дезорганизованные. Возможно, это происходит потому, что они легче «кодируются», а значит, и когнитивные затраты на их распознавание ниже. Предположение, что целое воспринимается лучше, чем его части, тоже имеет немало подтверждений. Идентификация стимула облегчается, если он представляет собой часть какого-либо рисунка, на котором изображен трехмерный объект; восприятие стимула облегчается и тогда, когда он представляется не изолированно, а в качестве составной части какой-либо хорошо известной конфигурации..

Фундаментальной основой нашего видения мира как совокупности физически не связанных друг с другом объектов и поверхностей является то, что некоторые детали визуальной картины выделяются на фоне других ее частей. В 1915г Эдгаром Рубиным был открыт феномен фигуры и фона: «Часть, которая воспринимается как четко очерченная форма, называется фигурой, а остальное -- фоном». Функционально в сочетании фигура-фон проявляется тенденция воспринимать части визуального образа как цельные, хорошо очерченные предметы, выделяющие на своем фоне. По Э.Рубину, фундаментальный принцип, определяющий связь между фигурой и фоном, заключается в следующем: «Если одно из двух однородных, окрашенных в разные цвета полей больше по величине и включает в себя другое, вероятность того, что меньшее поле, включенное в большее, будет восприниматься как фигура, очень велика» (Э.Рубин, 1915г). Однако, как фигура может восприниматься любая четко обозначенная часть поля зрения, в этом случае остальное будет восприниматься как фон (рис.2)..

Рис.2.

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отличными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой, и которые к тому же имеют общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут восприниматься как фигуры и возможны разные толкования их взаимосвязи (рис.3). Фигура и фон таких неоднозначных конфигураций могут поменяться местами в результате переключения внимания. Стоит только сменить фокус внимания, как фон начинает восприниматься как фигура, и наоборот..

Рис.3.

Рубин идентифицировал следующие основные перцептивные различия между фигурой и фоном:

  • 1. Фигура представляет собой «вещь», а контур воспринимается как ее очертание.
  • 2. Наблюдателю кажется, что фигура находится ближе к нему, перед фоном, а фон кажется менее четко локализованным, беспредельно простирающимся за фигурой.
  • 3. Благодаря фону фигура кажется более впечатляющей, значительной и лучше запоминающейся, кроме того, фигура вызывает больше ассоциаций с узнаваемыми, привычными объектами, чем фон.

Между фигурой и фоном существуют не только перцептивные различия, отмеченные Рубиным. Сочетание фигуры и фона оказывает поразительное влияние на восприятие светлоты: участок поля зрения с постоянной светлотой более подвержен эффекту светлотного контраста, если он воспринимается как фигура, нежели участок, воспринимаемый как фон..

Различием фигуры и фона гештальтисты пытались объяснить наше восприятие реальных предметов -- то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, окаймлённые вещами, и т. п., совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости реальных вещей..

Различие восприятия фигуры и фона не требует никакого научения и не зависит от предшествующего опыта человека. В гештальттеории постулировались заданные от рождения полевые свойства нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля достаточно определенно позволяют говорить о стимульном, т.е. объективном детерменизме нашего восприятия. Доказательством этому послужило изучение пациентов, успешно прооперированных по поводу врожденной катаракты. Впервые получив возможность видеть уже в зрелом возрасте, пациенты смогли различать фигуры и фон раньше, чем научились различать и идентифицировать различные фигуры. Дифференциация фигуры и фона является базовой, фундаментальной стадией организации восприятия, что доказано также на примере многих низших животных (в т.ч. насекомых) и на приматах, которые отличают фигуру от фона даже в тех случаях, когда их индивидуальный зрительный опыт был минимален. Т.о. установлено, что нейроны первичной зрительной коры, специализирующиеся на распознавании определенных отличительных признаков объектов, при стимулировании элементами фигуры демонстрируют большую активность, чем при стимулировании элементами фона. Пространственная дифференциация фигуры и фона происходит не только визуально, но и тактильно..

Еще один известный феномен восприятия или феноменологический принцип построения перцепртивного гештальта, выделенный Х.Эренфельсом -- это транспозиция (перенос). Он заключается в том, что перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов. Самым хорошим примером действия этого феноменального принципа является константность восприятия. Известными примером является неизменность музыкального восприятия нами какой-либо одной мелодии, транспортированной при ее исполнении в различные тональности. Т.е. мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски составляющих его элементов и т. п..

Другим, противоположным транспозиции, феноменологическим принципом, также установленным гештальтпсихологами, является изменчивость гештальта во времени. Достаточно несколько минут смотреть на двусмысленные фигуры, чтобы понять эту принципиальную особенность нашего восприятия -- его не статичный, а активный характер. Известный американский исследователь зрительного восприятия Д.Марр очень образно описал стимульный паттерн (рис.4): «Эта конфигурация преисполнена бурной активности -- создается впечатление, что конкурирующие пространственные организации яростно борются друг с другом»..

Рис.4.

Действительно, мы видим череду постоянно сменяющихся образов -- квадратов, крестов, концентрических окружностей разного размера и т.д. В соответствии с указанными выше феноменологическими принципами и законами образования гештальта в нашем феноменальном поле активно взаимодействуют объединяющие и разъединяющие силы, в результате -- в данный момент времени мы видим то, что мы видим..

Впоследствии два основополагающих принципа гештальтпсихологии - прегнантности и фигуры-фона - были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии..

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой -- от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение..

  • 1. Ощущение. На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). .
  • 2. Осознавание. Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта..
  • 3. Энергия. Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергии озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия..
  • 4. Действие. На этой стадии индивид переходит от восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить..
  • 5. Контакт. В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности..
  • 6. Разрешение. Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение..

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание -- гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов..

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов..