Гой ты русь моя родная разбор. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Гой ты русь моя родная разбор. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин)

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»


Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет. Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа. Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края. Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное. Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой. И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», - этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений. Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », И природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная … » — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница» .

С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай). Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами. Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская
изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй. Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо. Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праадничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза». Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза. Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью. Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве. В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

Гой ты Русь моя родная анализ стихотворения Сергея Есенина

План

1.История создания

2.Тропы и образы

3.Размер и рифмовка

4.Смысл стихотворения

1. История создания стихотворения. был заядлым путешественником, побывал во многих странах мира. Но он всегда возвращался в Россию: родной дом его находится именно там, и он ему дороже всего.

Несмотря на воспевание Отечества, Есенин романтиком-идеалистом не был. Он прекрасно видел отрицательные стороны жизни в своей стране. Но все недостатки страны поэт прощал. Он прекрасно знал и о раболепии народа, и о казнокрадстве среди чиновников, лицемерии и самодурстве в среде помещиков, постоянном пьянстве мужиков, плохом качестве дорог.

Пребывая в браке с американкой, Есенин имел все шансы остаться за морем. Но предпочёл заграницам он именно Россию. Большинство своих стихотворений Сергей Есенин посвятил Родине и родной природе. Многие его произведения пропитаны любовью к родному краю, умение находить прекрасное во всём у Есенина ярко выражено.

2. Тропы и образы. Родным местом для поэта является русская деревня со множеством крестьянских домов. Поэт ощущал частью природы и находил в ней вдохновение. Стихотворение "Гой ты, Русь" можно считать признанием в любви к родному краю. При всех недостатках Родина у Есенина - это храм, где каждый способен вернуться к духовным истокам. Он невероятно ярко демонстрирует контрасты Русской земли - красоту и убогость, доброту людей и пьянство мужиков, веру в Бога и обожествление царя. Но жизнь крестьян ему кажется более правильной и последовательной, нежели его собственно. Именно поэтому он ценит русскую деревню, дополняя к её образу Яблочный Спас, и сравниваемый с серёжками смех девушек.

Он любит крестьян за почитание традиций предков и за довольство тем, что у них есть. Поэт склонен одушевлять всё живое, и здесь он делает то же самое. К России он обращается как к близкому человеку. Здесь есть и диалектизмы (хоровод называется корогодом) и наличие церковной лексики (Спас; хаты - в ризах образа; рать святая). Вся картина воссоздаётся через приму зрения "захожего богомольца". Почувствовать себя в деревне после службы в церкви помогает множество приёмов, реализуемых автором. Целый звуковой ряд создаёт атмосферу колокольного звона. Даже сама деревенская изба уподобляется храму. А сравнение деревни с храмом - самый важный образ в стихотворении.

Поэт играет цветами. Синь будто бы впивается в глаза. Русскую землю он видит чистой, синей. Этот образ связывался с гладью воды и особенно с небесами. А вот на обилие золотого цвета поэт лишь намекает. Он присутствует в виде и мёда, и яблок, и сжатых полей, и соломенных крыш.

3. Размер и рифмовка. Само стихотворение мелодично, состоит оно из пяти четверостиший; трёхсложный размер - анапест. Рифма здесь перекрёстная.

4. Смысл стихотворения. Стихотворение ориентировано на будущее время на всём своём протяжении. Лирический герой автора собирается в путь, чтобы познать бескрайние просторы родных земель. Лирический герой счастлив, живя в гармонии с природой. Другого счастья ему не надо. Лирический герой Есенина - деревенский кучерявый весёлый паренёк с гармошкой, который поёт песни о родном крае.

Наверняка, Вы даже не успеете до конца прочитать вопрос: «Кого из поэтов можно назвать настоящим певцом русской природы?», как в Вашем сознании уже возникнет образ Сергея Есенина.

Он родился в селе Константиново Рязанской губернии. С первых лет мальчика окружала не тронутая человеком природа. Он восхищался ее красотой, именно она подвигла на творчество, вдохновила тогда еще совсем юного парнишку на создание первых произведений.

С тех пор тема природы стала главной темой поэзии Сергея Александровича Есенина. Переехав в столицу, поэт тосковал по малой Родине, по ее первозданной красоте и тишине. Поэт всегда считал своим домом деревенскую Россию и любил ее всем сердцем. Он не был абсолютным идеалистом: Есенин, конечно же, видел, что деревня нуждается в развитии, он не прятал глаз от ее насущных проблем от разбитых дорог до беспробудного пьянства некоторых жителей. Будучи оратором, поэт говорил об этом. Но он любил Родину такой, какая она есть и гордился ее достижениями. У Есенина была возможность остаться жить и творить на Западе, но сердце поэта не могло биться где-то вдали от России. Есенин мог дышать лишь русским воздухом.

Одним из самых известных стихотворений, в котором этот автор воспевает Родину, является «Гой ты, Русь, моя родная…», созданное в 1914 году. В это время Есенин уже как два года жил в Москве и успел стать достаточно популярным поэтом.

При всех своих недостатках Россия ассоциируется у Есенина с божьим храмом, где страждущая душа обретает покой. А хаты для него нечто иное, как «в ризах образа». Но автор отмечает тот печальный факт, что со всей этой торжественностью и открытостью тесно переплетаются нищета, пьянство и грязь с их засохшими тополями у околиц.

Родина Есенина правдива, она противоречива и не до конца ясна. Но при этом автор определенно точно уверен, что ни на какие богатства мира не променяет запах созревших яблок, задорный смех русской девушки, аромат меда и звуки колоколов церквей. Ведь нигде, кроме деревенской России не встретишь ничего подобного.

Несмотря на понимание тяжести крестьянской жизни, поэт отмечает, что простые люди проживают настоящую жизнь, переживают истинные эмоции, умеют радоваться удачно прошедшему дню, наслаждаться красотой природы, ценят то малое, что имеют. Их жизнь правдива и целостна. Есенин заявляет, что жизнь деревенского жителя во сто крат лучше его настоящей, хотя бы потому, что они не разучились чтить традиции предков, а их главное достояние – чистые и бесконечные поля и луга, леса и реки. По мнению Есенина, если в современном ему мире и остался рай на Земле, то он скрыт именно в деревне.

Стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами. Уже в самом начале его мы встречаем олицетворение: поэт обращается к Руси как к живому человеку, он понимает под Россией некий живой организм, живущий по своим особым законам и правилам.

Встречается здесь и излюбленный прием Есенина - цветопись. Мы читаем строки и ясно видим описанное: небо ярко-синее, листва зеленая, образа и макушки церквей золотые. Активно употребляются в тексте и метафоры, такие как «чахнут тополя» и эпитеты, как «низенькие околица». Без них картина была бы не полной.

Есенин – певец русской деревни. Он любил ее всем сердцем и не только за сотворенную без участия человека красоту, но и за ее простоту и духовность, которые он нигде более не встречал.