Хрустальный череп (Майя). Исследования. Версии. Хрустальный череп майя Известные хрустальные черепа

Хрустальный череп (Майя). Исследования. Версии. Хрустальный череп майя Известные хрустальные черепа

Фредерик Митчелл-Хеджес, эксцентричный англичанин, был любителем острых ощущений и приключений. Он был охвачен «адреналиновой лихорадкой», которая часто уводила его от нищеты к богатству и обратно. Хеджес путешествовал по всему свету, несколько раз сколачивал состояние и снова терял его. В Канаде он встретил Анну, десятилетнюю сироту, и удочерил её. Он был одержим найти исчезнувший древний город Атлантов, который по его предположению, некогда находился у побережья Гондураса.

Поиски исчезнувшей Атлантиды привели Хеджеса в 1924 году в Южную Америку, в джунгли полуострова Юкатан (в то время — Британский Гондурас, ныне — Белиз).

Экспедиция начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях. Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок просто выжгли. Когда дым окончательно рассеялся, участникам экспедиции открылось удивительное зрелище: каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки Митчелл-Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает — «Город упавших камней». Лубаантун раскинулся на шесть миль. В центре возвышался громадный храм, вернее то, что от него осталось.

Прошло три года, и в очередную свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна обнаружила под обломками древнего алтаря удивительный предмет.

Подобрав находку и очистив от песка, девушка удивилась: это был изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах — 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину. Правда, у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца буквально в восьми метрах от места находки черепа обнаружилась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении. Особенность черепа - хорошо подогнанная съемная челюсть, которая может двигаться так, словно голова разговаривает. Несмотря на мелкие трещины на висках и скуле, это анатомически верная модель человеческого черепа.

Но есть еще одна версия появления хрустального черепа. Хотя Анна утверждает, что сама нашла череп, по сведениям Британского музея, Ф. Митчелл-Хеджес купил его на аукционе в Лондоне и застраховал в 1943 году. Доказательство этой версии - отсутствие каких-либо фотографий из экспедиции в Белизе или документации о страховке до 1943 года. До сих пор неизвестно, была ли вообще экспедиция, и кто владел черепом до Митчеллов-Хеджесов. Происхождение загадочного артефакта скрыто под завесой тайны - череп Митчелла-Хеджеса не имеет подтверждений в документальных источниках.

Романтическая история об открытии Митчелла-Хеджеса была подвергнута сомнению. В действительности он купил череп за 400 фунтов-стерлингов на аукционе Сотби в Лондоне в 1943 г. у владельца картинной галереи Сиднея Барни. Именно с этим может быть связан тот необъяснимый факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в своих газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX в. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фотографий необычного артефакта среди снимков, сделанных во время экспедиции в Лубаантун. Митчелл-Хеджес ничего не писал о черепе до 1954 г.: именно тогда появилось первое упоминание о хрустальном черепе с момента его предполагаемого обнаружения в 1927 г. Находке были посвящены лишь несколько строк в книге Митчелла-Хеджеса «Моя подруга опасность». Возможно, поэтому Хеджес пишет о черепе судьбы так: «у меня есть причины не говорить, как он оказался у меня». Еще одно доказательство того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, обнаружено в июльском номере журнала «Мэн» (1936) - печатного издания Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании двух хрустальных черепов. Об одном из них говорилось как об экспонате Британского музея, второй назывался черепом Барни. Последний был не чем иным, как черепом судьбы Хеджеса и, очевидно, принадлежал торговцу предметами искусства Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Ф. А. Митчелле-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был обнаружен в руинах города майя Лубаантун. В своей книге «Тайны сверхъестественного» Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Американский музей естественной истории. В нем говорится: «Череп из горного хрусталя несколько лет был собственностью коллекционера, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от англичанина, в чьей коллекции он также находился несколько лет: дальше заглянуть мне не удалось». Упомянутые данные ставят под сомнение историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни придумал эту необычную историю. Впрочем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (среди них истории о том, как он делил одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).

Многие сверхъестественные свойства и зловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книге Митчелла-Хеджеса «Моя подруга опасность». Именно в ней артефакт впервые был назван черепом судьбы. Хеджес пишет, что череп использовался верховными жрецами майя в магических обрядах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную смерть на предполагаемых жертв. Сила черепа была настолько велика, что он сам по себе мог стать причиной мгновенной смерти. Митчелл-Хеджес также сообщает, что возраст черепа, создание которого длилось целых 150 лет, составляет как минимум 3600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелла-Хеджеса стали частью легенд о черепе судьбы. Поговаривали, что его высекали сотни лет, чтобы добиться идеальной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый день в течение всей своей жизни.

Через какое-то время исследователи обратили внимание на то, что в древних индейских преданиях упоминается целых тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти», хранившихся отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов. Естественно, начался их поиск, вскоре давший результаты. Подобные черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц. Причем не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как «Митчелл-Хеджес». Большинство черепов выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.

Древние легенды рассказывали о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в «свой» череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны — не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. Легенды также говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов...

Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. А сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп творением инопланетян.

Считается, что, если удастся найти 13 древних черепов и разложить по кругу, один из них окажется главным и «соберет» знания всех остальных. Так что же это за знание?

Оказалось, что Митчелл-Хеджес был не первым автором подобных находок: еще в конце 80-х годов прошлого века в Мексике одним из солдат императора Максимилиана был найден хрустальный череп, ныне экспонирующийся в Британском музее. Данный экземпляр значительно отличается от лубаатунского — несмотря на сходство в размерах, он менее прозрачный, менее детальный, а нижняя челюсть слита с черепом.

Еще одна грубая «копия» хрустального черепа находится в Музее человека в Париже. Она фигурирует под названием — «череп ацтекского бога подземного царства и смерти».

Интерес представляет еще один вполне человеческий череп («Макс»). Владелец Джоан Паркс унаследовала его от тибетского монаха, который пользовался им для лечения людей.

И, наконец, одна из последних находок, о которой в августе 1996 года сообщил журнал FATE. Зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения, заметила на земле какой-то блестящий предмет. Подняла его. Это был человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Однако чрезвычайно твердый материал смят и скручен так, будто ранее был очень пластичным. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор.

Изготовление хрустальных черепов или шаров было издревле распространено во многих странах Азии и Европы. Размер шара не играл особой роли, но все-таки - «чем больше, тем лучше». Хрустальные черепа тоже изготавливались разных размеров, вплоть до самых маленьких талисманчиков, которые можно было запросто повесить на шнурке на шею. Подобные магические штучки были особенно популярны в XV - XVI веках в Италии, Франции и других европейских государствах среди гадалок, предсказателей, ярмарочных фокусников и тому подобных личностей. Такие «украшения» держали дома даже некоторые аристократы. Для красоты или на случай, если захочется узнать свою судьбу.

Хрустальный череп Митчелла-Хеджеса

В начале прошлого века черепа продавали на аукционах. Спрос коллекционеров на странные предметы неизвестно какой цивилизации рос, как на дрожжах. Не дремали и мошенники. Вскоре начали появляться и «множиться» «пиратские» копии. Современный кристаллический череп стоит от 10 до 50 тысяч долларов.

Ша-На-Ра

Макс

Черепа все находили и находили, собирали и собирали по всему земному шарику. Их оказалось гораздо больше тринадцати. Действительно древними признали только 49. остальные выглядели более грубо и неотесанно - неумелые (а иногда и умелые) попытки создать свой идеальный череп. Но вряд ли такой предмет стал бы оказывать какое бы то ни было волшебное действие, в отличие от истинного «подарка богов». Два подлинных черепа - «Макс» и «Ша-На-Ра» - выставлены на всеобщее обозрение в музеях США. В самой крупной коллекции раритетных черепов насчитывается восемь.

Ник Ночерино

В 1945 году в Нью-Йорке было создано Международное общество кристаллических черепов. Основатель - Ник Ночерино. Главная задача общества - изучение и тщательное исследование всех найденных черепов, к тому же - «проверка на древность».

Все черепа описаны и зарегистрированы, но информация хранится под строгим секретом.

Необычный экспонат исследуют в течение нескольких месяцев 40 специалистов, подвергая рентгеновскому излучению, ЭКГ, наблюдению под микроскопом. С черепом уединяются экстрасенсы, следуя указаниям одного из индейских шаманов.

Ами — аметистовый череп.

Настоящий древний череп должен и по-особому реагировать на свет и звук. Например, при облучении черепа через разные световые фильтры, он «сам» начинал подсказывать последовательность цветов. А на музыку индейцев майя отвечал мощным выбросом энергии.

Один из найденных черепов хранится в Японии и выполнен из цельного аметиста. Из чистого кварца сделан череп «Мах», известен как хрустальный череп Техаса. Предположительно найден в Гватемале. Хранится в штате Техас (США) в частной коллекции. Хрустальный череп, хранящийся в Музее человека а Париже, выполнен довольно грубо и изображает ацтекского бога смерти.

В 1889 году был найден их «собрат» - череп «ЕТ», ныне хранящийся в Лондоне, в Британском музее. Он сделан из дымчатого кварца. Кстати, череп «ЕТ» не похож ни на одну расу, обитающую сегодня на Земле. У него верхняя челюсть и глазницы имеют совершенно необычную форму. Впрочем, это очень похоже на стилизацию.

Хрустальный череп «ЕТ», найденный в Мексике в 1889 году. Хранится в этнографическом отделе Британского музея (Лондон). Хрустальный череп Митчеллов-Хеджесов в 1972 году был передан в Музей истории американских индейцев в Нью-Йорке (США), где сейчас и хранится.

Кварц, из которого сделаны все черепа, известен как минерал, который обладает природным свойством усиления электрической энергии и широко применяется в современной науке и технике. Так как наше тело обладает электромагнитным полем, кварц в состоянии усиливать это поле. Поэтому с хрустальными черепами связан ряд необъяснимых феноменов. Многие люди ощущают прилив энергии, исходящей от них. На некоторых эта энергия оказывает исключительное влияние, вызывая яркие необычные состояния сознания, повышая духовные способности.

В, казалось бы, просвещенном 20-м веке возник целый культ поклонения этим хрустальным артефактам, скрывающим древние тайны и магию цивилизаций доколумбовой Америки.

Находки хрустальных черепов продолжаются по сей день (последняя датирована августом 1996 года), а тайна так и не раскрыта.

Британский череп

Хрустальный череп номер 2. Британский череп. Появился в 1881 в антикварной лавке. Этот череп побывал на выставке в Нью-Йорке еще в конце 19-о века, после чего попал в Тиффани и Ко, а потом уже был продам британскому музею.

Исследования, которые были произведены совсем недавно (Май 2008 года) с использование электронного микроскопа и рентгенокристаллографии показали, что Британский череп обрабатывался абразивом Al 2 O 3 и алмазом с ипользованием роторного диска.

Горный хрусталь — это бесцветный кристаллический кварц. Еще в Средние века европейцы думали, что прозрачный твердый камень получился из обыкновенного льда, долгое время пролежавшего под толщей земных пород. Горный хрусталь встречается в природе довольно часто, но обрабатывать его трудно, поскольку это очень твердый минерал. По шкале твердости Мооса ему соответствует число 7. Только топаз (8), корунд (9) и алмаз (10) еще тверже, чем горный хрусталь. В наше время горный хрусталь обрабатывают на специальном высокотехнологичном оборудовании, но основные правила работы с кристаллами остались те же. Чтобы сохранить целостность кристалла, нужно направлять движение резца вдоль осей роста. Создатели хрустальных черепов ухитрялись вручную обрабатывать горный хрусталь, не соблюдая этого правила, и непонятно, почему у них кристаллы не рассыпались на мелкие осколки.

Международное общество хрустальных черепов (Crystall Skulls Intenational) было создано в 1945 году Ником Ночерино. Оно не является ни археологической, ни коммерческой организацией. Главная задача общества, как говорил его основатель, мистер Ник Ночерино, специальное изучение и исследование этих уникальных предметов, а также «проверка на древность». Ночерино и Общество стали главными авторитетами по части определения возраста черепов - в частности, какие из них могут считаться древними, а какие нет. Сам он посвятил почти пятьдесят лет жизни попыткам понять природу хрустальных черепов. В течение многих лет Общество занималось сбором информации, позволяющей различать хрустальные черепа и относить их к той или иной группе. Члены Общества использовали различные системы тестирования, включая и психические методики. К несчастью, большая часть информации, собранной Обществом, недоступна широкой публике. Архивы Общества кристаллических черепов засекречены, а коллекционеры не намерены ни с кем делиться «своим сокровищем». А поскольку Ночерино умер в 2004 году, маловероятно, что труды будут в скором времени опубликованы. Бесспорно одно: эти шедевры древнего искусства и мысли одно из самых загадочных богатств нашей планеты.

Ниже публикуется отрывок из исследовательского отчета Ночерино, который недавно стал доступен широкой публике.

«Осень 1991 года. Череп был со мной. Периодически я давал о себе знать, как и в тот вечер, когда остановился в одном из придорожных мотелей. Для того чтобы эксперимент удался, я должен был надолго уединиться и неотрывно глядеть в древний кристалл.

Я сидел перед черепом, наверное, больше часа, когда вдруг его дымчатая поверхность начала рассеиваться, и то, что появилось после, постепенно приобрело четкие очертания. После этого мне показалось, что сам череп исчез, а я, сидя на облаке, наблюдал за простирающимся внизу огромным миром.

Я видел землю — целый материк, который погружался в воду. В трех направлениях по нему двигались живые существа. Одна из групп исчезала в многочисленных пещерах, другая — в норах, вырытых в земле. Меньшая группа скрывалась в странного вида летательных аппаратах и тут же поднималась в небеса. Самый большой корабль имел форму сигары. Аппараты другого типа напоминали тарелки, а третьи походили на гигантские блюда с башенкой наверху.

Самым удивительным зрелищем были обитатели этой планеты. Формы их тел постоянно менялись, а звуки, с помощью которых они переговаривались друг с другом, были похожи на голоса китов и дельфинов.

Я видел луга, которые превращались в холмы. Пустыни становились морями. Горы погружались в воду. Массы земли сдвигались, раскалывались и тонули.

Это происходило четырежды, и каждый раз по мере отступления океана существа расселялись по земле. Их тела все больше приобретали человеческий облик. Правда, некоторые так и оставались в воде, похожие на сказочных русалок. Дважды существа не вышли из пещер. А в другой раз они появлялись на поверхности по сигналам, которые подавали им корабли и летающие люди.

Земля разделилась на части. Большие группы людей пошли на восток, юг и юго-восток. Там и тут вспыхивали гигантские сражения между людьми, одетыми в длинные робы и тоги, и какими-то полулюдьми-полуживотными. Часто люди и животные, похожие на львов и ящериц, залетали в пещеры или прямо в воду.

Но самым грандиозным и самым загадочным зрелищем было, когда весь мир словно повернулся, и задвигалась земля. Джунгли и пустыни поменялись местами. И я узнал Африку.

Было такое впечатление, что я смотрел на Землю в телескоп. И в то же время участвовал в происходящем. Никто не сможет ответить, где же я был на самом деле...

Медитация, как я узнал позже, продолжалась 33 часа. Еще раз я решился посмотреть в череп через несколько дней. И снова провел в его глубинах около четырех часов, посетив прекрасные города прошлого. Или, быть может, будущего?

Больше мне не удалось заглянуть в неведомый мир. Череп Майя, казалось, ухмылялся, показывая мне одни только облака...»

Использованы материалы


На полуострове Юкатан было раннее летнее утро. Археологи, занимавшиеся раскопками древнего храма индейцев майя, недавно проснулись и еще только собирались приступать к работе. Но самая молодая участница этой экспедиции, девушка по имени Анна, уже была возле найденного накануне разрушенного алтаря и вовсю работала кисточкой. В этот день ей исполнилось 17 лет, и она мечтала найти в раскопе что-нибудь необычное – для нее это было бы лучшим подарком.
И мечта Анны сбылась.


Очередное движение кисточкой – и из-под земли проступило что-то гладкое и блестящее на солнце. Еще несколько минут раскопок – и девушка уже держала в руках поистине удивительную находку. Человеческий череп, сделанный из чистейшего горного хрусталя!


Именно так Анна Митчелл-Хеджес, приемная дочь известного археолога и еще более известного авантюриста и мошенника Фредерика Альберта Митчелл-Хеджеса, описывала находку самого известного, но далеко не единственного хрустального черепа, одного из артефактов, объяснить происхождение которых ученые не могут до сих пор.

Много черепов, еще больше загадок...

Кроме этого черепа, в разные годы было найдено еще, как минимум, двенадцать. Каждый из них вырезан из цельного кристалла горного хрусталя, и специалисты-минерологи не в состоянии объяснить, как это было сделано: по их мнению, если кристалл распиливать в таких направлениях, он должен расколоться на части. Точно так же ученые не понимают, каким образом черепа были отполированы – их поверхность идеально гладкая, но на ней нет никаких следов обработки. И еще одну странность отмечают многие, имеющие дело с этими артефактами: по их рассказам, рядом с черепами снятся яркие, реалистичные сны о жизни древних индейцев, а иногда даже случаются видения наяву.


Если направить на хрустальный череп луч света, можно получить необычный и даже пугающий эффект: свет будет вырываться из глазниц или изо рта. Из-за таких эффектов ученые предположили, что эти артефакты использовались индейскими жрецами во время религиозных ритуалов. Если, конечно, черепа действительно были сделаны индейцами в древние времена, а не являются подделками, созданными в начале ХХ века.


Путаница в "показаниях"

А такое мнение тоже довольно распространено среди специалистов по разным древностям. Появилось оно в 70-е годы прошлого века, почти сразу после того, как Анна Митчелл-Хеджес показала хрустальный череп историкам и рассказала журналистам о том, как нашла его. Это было уже после смерти ее приемного отца, и многих удивило, что они с Анной не объявили о своей находке сразу после возвращения с Юкатана и так долго держали ее в тайне. Анна объяснила это тем, что Фредерик Альберт опасался, как бы череп не присвоили спонсоры его экспедиций, но журналисты решили проверить ее слова и обнаружили новые странности. Оказалось, что в 1943 году на аукционе Сотбис британский антиквар по имени Сидни Брени продал череп из хрусталя, а покупателем этого лота был никто иной, как Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес.

Анна стала оправдываться, что после экспедиции ее отец нуждался в деньгах и сам продал череп Берни, а потом выкупил его. Но поскольку раньше она ничего об этом не рассказывала, прежнего доверия ей уже не было. Тем более, что и история находки черепа в ее день рождения выглядела слишком уж красивым и романтичным совпадением – было больше похоже, что ее дочь археолога тоже придумала, чтобы привлечь к хрустальному артефакту больше внимания.

Подделать их тоже невозможно

Сейчас большинство ученых почти уверены, что папа с дочкой солгали о том, как хрустальный череп попал к ним в руки. А вот остальные вопросы, касающиеся этого и других черепов, остаются открытыми. Если Митчелл-Хеджес не продавал «свой» череп Берни, откуда тот взялся у антиквара? Нашел ли его во время раскопок какой-нибудь другой археолог или вырезал из хрусталя неизвестный умелец, живший в начале ХХ века? И если все хрустальные черепа – подделки, все равно непонятно, каким образом их удалось создать?

По мнению большинства специалистов по минералогии, выточить их хрусталя предмет такой сложной формы и отполировать его было невозможно даже с помощью инструментов, существовавших в середине ХХ века. Ровная поверхность черепов изумляла ученых даже больше, чем их форма: искусствовед Фрэнк Дордланд, например, писал, что добиться такой гладкости можно, только полируя хрусталь мокрым песком в течение… нескольких сотен лет!

Не все черепа идеальны

Кроме тринадцати больших черепов правильной формы в конце ХХ века начали появляться и маленькие прозрачные черепа, а также сплющенные и словно бы скрученные черепа разного размера. Их продавали в сувенирных лавках в Центральной Америке, а иногда находили фермеры, распахивающие поля или роющие котлован для строительства дома. Часть их них точно являются подделками из стекла, по поводу остальных исследователи сомневаются…


Или все-таки это подделки?

В 2007 году три самых больших хрустальных черепа исследовали еще раз, и занимавшиеся этим ученые неожиданно объявили, что на их поверхности есть следы обработки, которую можно было бы провести в ХХ веке. Но поскольку до этого ни одно исследование не находило таких следов, многие ученые отказались признавать эти результаты и по-прежнему настаивают на том, что эти артефакты могут быть «родом» из глубокой древности и обладать неизвестными науке свойствами.


И в продолжение темы исторических загадок .

Тайна 13 черепов майя

Текста много, но он стоит того, что бы его прочитать. От многих строк просто дух захватывает!

Сенсационная находка английского археолога Ф. Альберта Митчелл-Хеджеса, подтвердила древнюю легенду племени Майа, о том, что на земле существуют 13 хрустальных черепов, которые могут предотвратить планетарную катастрофу. Она, по календарю Майа, приходится на 2012 год.

Согласно верованиям Майя и ацтеков, наш мир разрушался четыре раза, и мы живём под пятым солнцем. Под первым жили гиганты, их уничтожила вода. Воздушный змей уничтожил людей, живших под вторым солнцем. Он превратил людей в обезьян, и только двое спаслись - мужчина и женщина. Обитатели третьего мира питались одними фруктами. Его погубил небесный огонь. Под четвёртым солнцем люди погибли от голода. Конец пятого мира наступит от сотрясения земли и вся жизнь прекратится.

Календарь майя ведёт отсчёт с 13 августа 3114 года до н.э. и заканчивается 21 декабря 2012 г. Он связан с Венерой. В сопровождающих его рукописных трудах, называемых кодексами, содержатся многочисленные предсказания. Там же говорится, что 13 хрустальных черепов существуют с тех пор, когда обитаемыми были 12 планет. Их жители передали черепа Атлантам. А майя получили их уже от них.

Долгое время ученые не придавали значения этим словам, пока находка Митчелл-Хеджеса не заставила их задуматься. История 13 черепов началась в 1927 году, когда Митчелл предпринял экспедицию в Центральную Америку, в надежде найти остатки исчезнувшей цивилизации Атлантиды. И, сам того не зная, обнаружил их на развалинах "Города упавших камней", в котором когда-то жили Майа.

В день своего семнадцатилетия Анна, приемная дочь Митчела, обнаружила под обломками древнего алтаря изготовленный из прозрачного кварца и отполированный человеческий череп в натуральную величину. С теми, кто притрагивался к этому черепу, начинали происходить странные вещи. Впервые это случилось с самой Анной. Как-то вечером она положила удивительную находку рядом со своей постелью. И всю ночь ей снились странные сны о жизни индейцев тысячелетия назад.

Поначалу она не связала эти сновидения с черепом. Но странные сны продолжали посещать ее всякий раз, когда хрустальный череп находился рядом с ее изголовьем. Это были все новые подробности жизни древних индейцев, в том числе и никому не известные ранее. Нечто подобное тому, что видела в своих снах Анна Митчелл-Хеджес, испытывали на себе и исследователи другого, так называемого "Британского хрустального черепа".

Экстрасенсы и высокочувствительные люди как один говорят, что черепа навевают им особые, почти гипнотические состояния, сопровождающиеся необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Иногда их посещали "странные видения из далекого прошлого, а возможно, и из будущего".

Хрустальным черепам приписывают мистическую силу. Если подолгу вглядываться в глазницы, в них можно увидеть: "другие черепа, костлявые пальцы, камни, искаженные лица и горы". Более того, исследователь Дордланд признался, что во время работы с черепом он часто слышал таинственные звуки: "звон серебряных колокольчиков, тихий, но отчетливый... голоса людей, хором распевающих странные песни на непонятном языке... шепот и различные постукивания".

Хрустальные черепа действительно воздействуют на тех, кто приближается к ним. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые даже падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются и даже испытывают блаженство. Есть люди, которые после "общения" с черепом "Митчелл-Хеджес" излечились от тяжелых болезней.

И уж о совсем мистических свойствах хрустального черепа рассказал некто Хосе Индикез, в своей беседе с известным исследователем Джошуа Шапиро. В 1990 году в Лас-Вегасе, этот респектабельный и весьма богатый господин сообщил, что еще в молодости в развалинах древнего города майя нашел хрустальный череп с вырезанными на нем непонятными символами.

Находку он хранил всю жизнь, как волшебный талисман. Дело в том, что Индикез случайно обнаружил удивительное свойство черепа: если его крепко сжать в руках и одновременно четко сформулировать свое желание - оно обязательно исполнится. Именно так Индикез добился в жизни всего, чего желал. Через три года после этого разговора Индикез умер, а чудодейственный череп таинственно исчез.

В начале 60-х годов изучением черепа "Митчелл-Хеджес" занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. Он обнаружил в нем целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Поразительно то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму "Хьюлетт-Паккард", считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.

Результаты экспертизы потрясли всех. Исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы "Хьюлетт-Паккард", показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки.

Кроме того, горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. "Допотопный" череп был изготовлен из цельного кристалла, вопреки всем известным законам физики.

Но тут загадочные истории, связанные с черепами, только начинаются. Зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения, нашла человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Но он был смят и скручен так, будто до того, как затвердеть, был очень пластичным. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор. Интересно, что именно в этом районе наиболее часто наблюдаются НЛО, которые калечат коров.

Заинтригованные находками историки и этнографы нашли древние индейские предания о тринадцати хрустальных черепах "Богини смерти". Они хранились отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов. Тринадцать священнослужителей в разных местах одновременно должны были вглядываться в "свой" череп и таким образом могли общаться и получать информацию обо всем - прошлом, настоящем, будущем, то есть это были своеобразные компьютеры, подключенные ко всей Вселенной.

А еще легенды говорили, что посвященные могли увидеть в черепах день возвращения богов, в том числе и самого Кукулькана - белокожего бородатого "бога с планеты Венера", который когда-то, "во времена полного мрака", спустился с небес и подарил индейцам знания: письменность, математику, астрономию, научил строить города, пользоваться календарем, выращивать богатые урожаи.

Подобные черепа обнаружились не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии, Тибете). Их оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как "Митчелл-Хеджес". Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считали индейцы, когда-то подарили людям боги.

Оказалось, что древние хрустальные черепа интересуют не только историков, но и некие тайные общества. Так, буквально из-под носа археологов в Гондурасе бесследно исчез так называемый "Розовый кварц". Расследование установило, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы тайного культа.

Хрустальные черепа интересовали и серьезные государственные структуры. В 1943 году в Бразилии после попытки ограбления местного музея были задержаны агенты немецкого общества "Аненербе". На допросах они показали, что были доставлены в Южную Америку со специальным заданием найти и изъять хрустальные черепа "Богини смерти". Но зачем самым секретным учреждениям гитлеровской Германии понадобились хрустальные черепа?

Тайной целью третьего рейха было не только завоевать землю, но и захватить власть в невидимом мире. Этим занимался главный научно-исследовательский институт СС ордена "Аненербе" ("Наследие предков"). "Тайным кардиналом" этого мистического ордена был потомок древнего магического рода, носитель "знаний дьявола" группенфюрер СС Карл Мария Виллигуте. Именно по его инициативе эмиссары "Аненербе" и рыскали по всему миру в поисках магических реквизитов.

Особенно их интересовали методы жрецов Атлантиды. Нацисты надеялись, что эти знания "прародительницы арийской расы" позволят им не только создать сверхчеловека, но и с помощью магии подчинить остальных, недочеловеков.

Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа появились на свет в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. Один из наиболее авторитетных исследователей хрустальных черепов Фрэнк Джозеф заинтересовался: кому мог принадлежать череп "Митчелл-Хеджес"? Над этим заданием работали две независимые группы: нью-йоркской полицейской лаборатории и экстрасенсы. И те, и другие заявили, что хрустальный череп принадлежал молодой девушке, портреты которой оказались весьма схожими.

Впрочем, не все черепа являются человеческими. Встречаются и такие (например, "Череп майя" и "Череп инопланетянина"), у которых есть черты животных и инопланетян. Может, они принадлежали другим разумным существам, когда-то посещавших Землю? Собранные вместе они могли бы поведать о нашем прошлом и помочь избежать катастрофы. Еще есть время до 2012 года, и возможно, хрустальные черепа, оставленные нам в подарок более развитыми цивилизациями, скажут, как это сделать.

Черепа всегда были главным символом человеческой смерти, и их изображение несло определённую смысловую нагрузку во многих культурах по всему миру. Одной из самых увлекательных находок археологии XX века являются тринадцать хрустальных черепов, найденных в разное время в различных частях Мексики, в Центральной и Южной Америке. По всей вероятности, эти черепа древнего происхождения. Они найдены рядом с древнейшими руинами прошлых цивилизаций, живших в Перу, майя и ацтеков. Эти находки не менее загадочны, чем пирамиды Египта или Стоунхендж. По оценкам специалистов, некоторым черепам от 5000 до 36000 лет.

Многие коренные племена индейцев говорят о чудодейственных свойствах хрустальных черепов, но на самом деле, никто точно не знает, для чего их изготовили и как использовали. Быть может, они остались после разрушения Атлантиды? Может это гениальные современные подделки, а может они позволят нам заглянуть в прошлое или увидеть будущее.

Современные исследования, которые проводились с черепами, доказывают, что они сделаны против всех правил огранного мастерства, и должны были расколоться, когда их вырезали или вытачивали из горного хрусталя.

Известные хрустальные черепа

Наиболее известен череп, который хранился у Митчелла Хеджеса. Он больше всего похож по форме на реальный человеческий череп, кроме того, в него встроена на шарнирах съёмная челюсть. Способ, которым был изготовлен этот объект, остаётся неразгаданным. Ни один самый талантливый скульптор или инженер не смогли бы продублировать такое изделие, изготовленное против осей симметрии кристалла кварца, так как из-за внутреннего напряжения, по всем законам, изделие должно было развалиться.

Митчелл Хеджес во время экспедиции в Гватемале

Хрустальный череп, который был найден Митчеллом Хеджесом

Череп позже хранился у Анны, дочери Митчелла Хеджеса. Впервые он был найден на раскопках в Британском Гондурасе в 1927 году. Но даже находка этого артефакта окружена тайной и вызывает много вопросов. Митчелл Хеджес с 1924 года в Белизе на древних руинах майя, где когда-то был храм, проводил раскопки. В 1927 году его дочь Анна была в составе экспедиции и нашла красивый резной хрустальный череп. Съёмная челюсть была найдена позже в нескольких метрах от первой находки. Археологи отдали его местным священникам, но те подарили череп Митчеллу Хеджесу при отъезде.

Некоторые исследователи утверждают, что история открытия артефакта полностью сфабрикована, а Митчелл Хеджес купил его на аукционе Сотбис в Лондоне в 1943 году. Существует документальное подтверждение торгов Британского музея хрустальным артефактом.

Напротив, в документах и фотографиях экспедиции Митчелла Хеджеса нет никаких упоминаний о черепе до 1943 года. Сейчас артефакт остаётся у восьмидесятилетней Анны Митчелл Хеджес в Канаде, и есть большие основания сомневаться, что она присутствовала вообще в той экспедиции в Гондурасе.

Череп и его съёмная нижняя челюсть были изготовлены из одного куска прозрачного кварцевого кристалла, который имеет другое название горный хрусталь. Изделие весит 11,7 фунтов, имеет пять дюймов в ширину и семь дюймов в длину. Из-за своего небольшого размера, он более всего напоминает женский череп.

В 1970 году над черепом проводились подробнейшие исследования и тестирования в одном из ведущих центров исследований кристаллов. Были привлечены специалисты компании Хьюлетт-Паккард, производителя точнейших лазерных приборов и компьютерной техники. Заключение специалистов было просто поразительным. Исследователи определили, что череп был вырезан против естественной оси кристалла. Даже применяя современные лазеры и другие высокотехнологичные методы резания, скульпторы принимают во внимание ориентацию молекул кристалла.

Это же изделие, выполненное против всех законов, должно было раскрошиться ещё при его изготовлении. Специалисты НР не смогли найти на изделии ни одной микроскопической царапины, по которой можно было бы определить, каким инструментом была выполнена работа. Кристалл горного хрусталя такой твёрдости можно было обработать только бриллиантом, но чтобы так отшлифовать, с помощью песка и воды, потребовалось бы 300 лет. Специалисты так и заявили: «эта чёртова штука просто не может существовать».

Британский и парижский хрустальные черепа

Пара черепов, известных как британский и парижский, были куплены в Мексике в 1890-е годы. Они настолько похожи по форме и размеру, что вероятно, один был копией другого. В отличие от черепа Митчелла Хеджеса, они не имеют съёмной челюсти на шарнирах и не так тщательно повторяют настоящий череп. Британский череп находится на выставке в лондонском Музее человечества, а парижский в Парижском музее Трокадеро.

Британский хрустальный череп

Парижский хрустальный череп

Хрустальный череп майя и череп Аметист

Далее из известных хрустальных артефактов идут черепа майя и череп Аметист. Они обнаружены в начале 1990-х годов в Гватемале и Мексике и были привезены в США. Череп Аметист изготовлен из фиолетового кварца, череп майя из прозрачного кварца, но они очень похожи. Эти два черепа тоже проходили исследования в НР, и тоже оказалось, что они вырезаны против оси кристалла горного хрусталя.

Хрустальный череп Техас или Макс

Череп, названный «Макс», прозрачное цельное изделие весом в 18 фунтов. Он привезен из Гватемалы и хранится в семье Парки в штате Техас. Его показывают на различных выставках по всей территории США.

Хрустальные черепа, изготовленные с большим искусством — уникальный феномен культурной «загадки майя». Жрецы майя еще в глубокой древности использовали их для своих мистерий как символ власти над потусторонними силами. В представлении индейцев эти черепа были материализованным воплощением зла, которое жрецы с помощью магии удерживали в повиновении. В музеях мира собрано много скульптурных черепов всевозможных форм и цветов, размером от совсем маленьких до натуральной величины. Среди них есть поистине легендарный череп, который считается одним из самых загадочных предметов древности. Он известен как череп Митчелл-Хеджеса, названный именем английского путешественника и искателя приключений Фредерика Митчелл-Хеджеса, который нашел его. Этот череп вызвал множество догадок относительно его происхождения, возраста, способа изготовления и поразительного воздействия на психику человека.


Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес

История находки этого хрустального черепа, окруженного ореолом тайны, не менее увлекательна. Фредерик Митчелл-Хеджес, будучи любителем острых ощущений и приключений, путешествовал по всему свету. Его экспедиции поддерживали как частные инвесторы, так и музеи, которым он дарил найденные экспонаты. Хеджес был одержим найти исчезнувшую Атлантиду, которая по его предположению, некогда находилась у побережья Гондураса. Он считал, что когда Атлантида погрузилась под воду, небольшая часть людей выжила и из них возникла великая цивилизация майя. Поиски исчезнувшей Атлантиды привели Хеджеса в 1924 году в Центральную Америку, в джунгли полуострова Юкатан, который в то время был Британским Гондурасом, а ныне — Белиз.

Экспедиция начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях. Для облегчения раскопок выжгли 33 гектара леса, скрывавшего едва угадывающиеся старинные постройки: развалины каменной пирамиды и городских стен, огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает — «Город упавших камней». Лубаантун был почти не исследован и потенциально считался кладезем древних артефактов майя.

Спустя три года, в очередную свою экспедицию Хеджес взял приемную дочь Анну. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна под обломками древнего алтаря обнаружила искусно сделанный череп в натуральную величину, который был вырезан из цельного куска почти идеального кварца и прекрасно отполирован. Его вес составлял 5,13 кг. У него не хватало нижней челюсти, которую нашли через три месяца в восьми метрах от места находки черепа. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и подогнана так хорошо, что приходит в движение при малейшем прикосновении и может двигаться так, словно череп разговаривает.

Артефакты майя, изготовленные из хрусталя были чрезвычайно редкими, а хрустальный череп был уникален. Но Митчелл-Хеджес не сказал о нем на публике ни слова, что было не характерно для такого падкого до славы человека.

Рассказывают, будто бы с теми, кто входил в контакт с хрустальным черепом, начинали происходить странные вещи. Впервые это случилось с Анной. Как-то вечером она положила эту удивительную находку рядом с постелью, и всю ночь ей снились странные сны о жизни индейцев тысячелетия назад. Когда же череп на ночь убирали подальше, то сны прекращались.

Никаких публичных заявлений об этой уникальной находке Митчелл-Хеджес не делал и тогда, когда в 1926 году он уехал из Лубаантуна. Позже череп тайно хранился в Англии, куда Хеджес и Анна вернулись жить. Одной из часто называемых причин скрытности была необходимость прятать череп от спонсоров, которые финансировали его раскопки.

Рассказала о черепе миру и сделала из него всемирную сенсацию Анна, когда ей было уже за пятьдесят. После смерти своего приемного отца Анна подумывала о том, чтобы продать череп. Но эксперты сомневались в его подлинности, так как находка не была задокументирована, и некоторым ее история казалась подозрительной. Чтобы удостоверить подлинность черепа, Анна решилась передать его для исследования специалистам.

Изучением артефакта занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил внутри черепа целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинают ярко сверкать. Если направить луч света в центр носовой полости, череп начинает светиться полностью, и вокруг него возникает яркий ореол. Возможно, череп использовали жрецы майя во время ритуальных церемоний, когда призматические «глаза» фокусировали солнечные лучи, вызывая появление из раскрытых челюстей сакрального языка пламени.

Исследователя поразило и то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. «Полировка черепа Митчелл-Хеджеса настолько хороша, что на него трудно смотреть в оптический микроскоп. Свет отражается вам в глаза, потому что при такой тонкой полировке это все равно, что смотреть в зеркало».

Он не мог понять, как удалось древним майя добиться такой гладкости поверхности кристалла: «Если исключить участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. Сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. Мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков».

В 1970 году Дордланд организовал проверку в калифорнийской кристаллофизической лаборатории компании Хьюлетт-Паккард (Hewlett-Packard), специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов. Исследования показали, что обе части черепа были сделаны из одного монолитного куска кварца и выточены без учета молекулярной симметрии кристалла и чрезвычайной хрупкости материала. А это невозможно сделать, не раскрошив кристалл, даже при помощи лазера. Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре:

Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки.

При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату.

Профессионалы из «Хьюлетт-Паккард» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно». По их мнению, чтобы достичь такого совершенства, череп должны были шлифовать песком и водой в течение 300 лет.

Крайне сложно было определить возраст черепа, так как хрусталь не содержит углерода, по которому обычно датируют древние предметы. Ученые искали подсказки на поверхности черепа, например, следы инструментов, которыми его вырезали. Но не нашли ни одной микроскопической царапины от инструментов и пришли к выводу, что ни одна из известных современных технологий не способна создать точную копию человеческого черепа из цельного куска кварца. Они даже отказались от полумиллиона долларов, которые предлагались тому, кто сделает копию хрустального черепа.

Загадкой оказалось и место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя. Единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. Хрустальный череп упорно хранит тайну своего изготовления.

Испытания в Хьюлетт-Паккард открыли еще одну особенность черепа — он обладал пьезоэлектрическими свойствами: если взять кварцевый кристалл и надавить на него, сжать его очень сильно, то в кристалле индуцируется электрический заряд. Фрэнк Дордланд считал, что этот кристалл за счет пьезоэлектрических свойств мог хранить сознание.

Анна Митчелл-Хеджес объявила об испытаниях Хьюлет-Паккард как о триумфальном подтверждении ее рассказа о черепе. Она оставила его себе и начала делать поразительные заявления о его способностях, одна из них — способность предсказывать глобальные катастрофы. Анна ездила в турне с хрустальным черепом, а в 1980 году снималась в эпизоде телесериала «Таинственный мир Артура Кларка». Анна Хеджес умерла в апреле 2007 года в возрасте 100 лет и до самой смерти настаивала, что ее история о находке хрустального черепа была правдой.

Но есть еще одна версия появления хрустального черепа. Хотя Анна утверждала, что сама нашла череп, по сведениям Британского музея, Ф. Митчелл-Хеджес купил его за 400 фунтов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1943 году у торговца изделиями искусства Сиднея Барни.

Именно с этим может быть связан тот факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в своих газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX века. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фотографий необычного артефакта среди снимков, сделанных во время экспедиции в Лубаантун. Еще одно доказательство того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, обнаружено в июльском номере журнала «Мэн» (1936) — печатного издания Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании двух хрустальных черепов. Об одном из них говорилось как об экспонате Британского музея, второй назывался черепом Барни. Последний был не чем иным, как черепом Митчелл-Хеджеса и, очевидно, принадлежал Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Митчелл-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был обнаружен в руинах города майя Лубаантун.

В своей книге «Тайны сверхъестественного» Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Американский музей естественной истории. В нем говорится: «Череп из горного хрусталя несколько лет был собственностью коллекционера, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от англичанина, в чьей коллекции он также находился несколько лет. Дальше заглянуть мне не удалось».

Упомянутые данные ставят под сомнение историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни придумал эту необычную историю. Впрочем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (среди них истории о том, как он делил одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).

Многие сверхъестественные свойства и зловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книге Митчелл-Хеджеса «Моя подруга опасность». Именно в ней артефакт впервые был назван Черепом Судьбы. Хеджес пишет, что череп использовался верховными жрецами майя в магических обрядах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную смерть на предполагаемых жертв. Сила черепа была настолько велика, что он сам по себе мог стать причиной мгновенной смерти. Митчелл-Хеджес также сообщает, что возраст черепа, создание которого длилось целых 150 лет, составляет как минимум 3 600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелл-Хеджеса стали частью легенд о Черепе Судьбы. Поговаривали, что его высекали сотни лет, чтобы добиться идеальной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый день в течение всей своей жизни.

Сегодня череп хранится у Била Хоманна, который долгое время был спутником Анны Митчелл-Хеджес в ее преклонном возрасте.

Использованы материалы