Игра в независимость: почему Курдистан не станет отделяться от Ирака. Референдум в иракском Курдистане: что дальше

Игра в независимость: почему Курдистан не станет отделяться от Ирака. Референдум в иракском Курдистане: что дальше
Игра в независимость: почему Курдистан не станет отделяться от Ирака. Референдум в иракском Курдистане: что дальше

В иракском Курдистане 25 сентября состоялся референдум по вопросу о независимости. Около четырёх миллионов жителей, имеющих иракские паспорта, выразили своё мнение насчет того, стоит ли им оставаться в составе Ирака или создать своё государство.

Сама постановка вопроса неоднозначна. Фактически курды - самый большой в мире народ, не имеющий собственной государственности, - впервые за сто лет смогли официально и законно высказаться по насущной проблеме, ведь после соглашения Сайкс-Пико 1916 года курды были разделены между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией, а ранее попытки получения независимости жёстко пресекались.

Хотя в Уставе ООН говорится о праве народов на самоопределение, Генеральный секретарь организации Антониу Гутерреш отнесся к данному референдуму со скепсисом и просил отложить его проведение. Подобные просьбы поступили от администрации США и правительств ряда европейских стран. Хотя Вашингтон на протяжении тридцати лет активно поддерживал курдов в Ираке, в том числе поставками оружия, в данном вопросе Белый дом оказался на стороне Багдада. За этим решением видно не столько желание контролировать весь Ирак, что у США не получается, сколько отсутствие стратегического видения и приемлемых политических методов.

Несмотря на протест Багдада, а также соседних Турции и Ирана, референдум состоялся. По данным избирательной комиссии Курдистана, в нём приняли участие 72.16 % населения, из них 92,7 % сказали «да». Для Турции и Ирана результаты референдума являются поводом для беспокойства в отношении своих территорий, населенных курдами, однако подходы двух стран отличаются.

Тесные связи курдов с Ираном были установлены ещё при шахе, до исламской революции 1979 года. Позже Иран поддерживал курдов во время десятилетней ирако-иранской войны, активизировались контакты и в последнее время - в 2014 г. в связи с продвижением «Исламского государства» (организация запрещена в России) Тегеран стал больше взаимодействовать с иракскими курдами по линии безопасности. На данный момент иранско-иракская граница в районе Курдистана открыта, через неё продолжают идти автокараваны с нефтью.

Турция имеет больше поводов для беспокойства в связи с действиями Рабочей партии Курдистана на своей территории. Конечно, идеальный проект независимого Курдистана подразумевает объединение всех четырёх зон - Бакур, Машуд, Рожава и Рожилат (буквально: Север, Юг, Запад, Восток), т. е. турецкой, иракской, сирийской и иранской территорий, населённых курдами. Однако сегодня такие воображаемые проекты, как правило, далеки от практического воплощения.

Что касается Багдада, его беспокоит не только возможность окончательного отделения Курдистана, но и потери других земель, которые официально не входят в зону ответственности Курдского регионального правительства. Постановка вопроса на референдуме была такой, что в нём упоминалась не только официальная курдская автономия в составе Ирака, но и курдские территории за пределами этой зоны.

Сложность в том, что границы некоторых территорий до сих пор не определены и являются спорными. Курдская сторона утверждает, что при Саддаме Хусейне большое количество курдов было выселено с их мест исторического проживания. Особенно это касалось нефтеносных районов в окрестностях Киркука. На их место были переселены лояльные режиму арабы. Багдад ответил на это постановлением парламента об отправке в эти районы, где находятся отряды пешмерга, военной силы. Кроме того, Багдад дал трое суток на то, чтобы курды передали полный контроль над границей и аэропортами в Эрбиле и Сулеймании.

Правда, ввод войск на спорные территории нарушает статью 9 Конституции Ирака, где сказано, что "Вооруженные силы Ирака и силы безопасности не могут быть использованы против какой-либо части Ирака". Поэтому курды постановление иракского парламента не признают. В зоне Киркука сконцентрировано около 80 тысяч бойцов пешмерга, готовых противостоять Багдаду. По всей видимости, однако, никаких реальных действий против курдов предпринято не будет. Показательно, что, несмотря на серьезные риторические угрозы со стороны Турции, полёты в Курдистан из этой страны не отменены. Продолжают летать самолеты и из ряда европейских государств.

Кстати, в самом Курдистане считают, что ключевой игрок, который может поставить точку в решении вопроса о курдской независимости, это не США, а Иран. По крайней мере, так говорят инсайдерские источники из Эрбиля.

Однако в происходящем можно разглядеть не только тенденцию к распаду Ирака, но и возможность создания политического субъекта иного типа, а именно конфедерации. После демонтажа светской государственности страна была разорвана конфессиональными противоречиями. Если курды смогли выделиться и солидаризоваться на основе своей этнической идентичности, то арабское население было ввергнуто в войну по религиозному признаку. Поскольку США после оккупации при создании нового правительства сделали ставку на шиитов, это привело к дисбалансу и радикализации суннитов, в том числе к выступлениям «Аль-Каиды». В какой-то мере способствовало это и созданию ИГ, костяк которого составили офицеры-баасисты Саддама Хусейна. Больше всего в этой бойне пострадали арабы-христиане, а во время экспансии ИГ и йезиды - представители древнейшей религии, близкой к зороастризму.

При создании конфедерации возможно выделение суннитского и шиитского регионов. Ныне претензии курдов касаются не только постоянных задержек платежей за проданную нефть, но и банальных бюрократических проволочках, коррупции, а также проблем безопасности. Модель конфедерации могла бы стать решением не только для Ирака, но и послужить примером для других государств региона, которому присущи высокие уровни этнорелигиозного напряжения.

Разведывательно-аналитическая компания «Стратфор» ещё до проведения референдума отмечала роль России в перекраивании энергетической карты Ближнего Востока. Например, проект "Роснефти" в иракском Курдистане предусматривает годовую добычу 30 миллиардов кубических метров газа, создание новой инфраструктуры и её интеграцию в существующие трубопроводы. При этом часть топлива будет поставляться на местные заводы и распределительные участки, а другая транспортироваться в сторону Турции и далее в Европу. Соответственно, Анкара, испытывающая энергетический голод и давно потребляющая нефтяные ресурсы Курдистана (трубопровод Киркук - Джейхан с участком Так Так -Хурмала, введенным в 2013 г.) станет более лояльна к Эрбилю.

Ещё одна компания, ранее работавшая в Курдистане, это Pearl Petroleum Co. из ОАЭ. Есть договорённость, что часть активов этой компания будет использована для проекта, над которым работает «Роснефть». Такая связка может стать дополнительной гарантией стабильности региона.

Более 3,3 млн человек проголосовали в ходе сентябрьского референдума о самоопределении Иракского Курдистана. Подавляющее большинство жителей высказалось за независимость автономии. Однако уже в конце октября курды заявили о готовности заморозить итоги референдума и начать диалог с Багдадом. ТАСС объясняет, что собой представляет Иракский Курдистан, почему он хочет выйти из-под власти Багдада и каковы будут возможные последствия референдума.

Что такое Иракский Курдистан?

Это неофициальное название , который имеет статус широкой автономии в составе Ирака, юридически закрепленный в конституции страны. Курды — самая большая народность в мире (25-35 млн человек), не имеющая собственного государства. После распада Османской империи в начале XX века курды оказались разделенным народом, проживающим в Турции, Сирии и Ираке. С конца 1950-х годов они ведут борьбу (политическую и вооруженную) за отделение Курдистана от Ирака. В настоящее время в Ираке проживает около 7 млн курдов.

После свержения Саддама Хусейна конституция Ирака 2005 года закрепила широкую автономию Иракского Курдистана и предписала провести не позднее 31 декабря 2007 года референдум о суверенитете. Однако он не состоялся из-за обострившихся конфликтов в Ираке и спора курдских лидеров в Эрбиле с центральным правительством в Багдаде по вопросу распределения нефтяных доходов.

Когда решили вернуться к идее референдума?

О возможности проведения плебисцита объявил 1 июля 2014 года президент Иракского Курдистана Масуд Барзани. Годом позднее он заявил, выступая в столице США, что референдум пройдет после успешного завершения боевых действий против террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). Комментируя тогда его высказывания, Госдепартамент США подчеркнул, что Вашингтон продолжает поддерживать Ирак, который является федеративным, демократическим, плюралистическим и единым, как то предусмотрено конституцией. Против организации референдума иракскими курдами и МИД ФРГ.

Однако в октябре 2016 года, после начала операции по освобождению города Мосул от боевиков ИГ, тема референдума стала обретать все более осязаемые черты. 7 июня 2017 года Барзани , что референдум состоится 25 сентября 2017 года. Спустя месяц пешмерга (курдское ополчение) и правительственные войска Ирака окончательно отбили у ИГ Мосул, что позволило властям Иракского Курдистана полностью сосредоточиться на подготовке к референдуму. В пятницу, 15 сентября, парламент региона на своей первой с 2015 года одобрил планы проведения плебисцита в намеченные ранее сроки — 25 сентября. Спустя неделю власти Иракского Курдистана официально о проведении референдума в эту дату.

Кто в регионе поддерживает этот референдум?

Стремление иракских курдов к независимости не поддерживает ни одно из государств Ближнего Востока, кроме Израиля. "В то время как Израиль выступает против любых проявлений террора, он поддерживает законные усилия курдского народа по обретению собственной государственности", — премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Тель-Авив издавна оказывает военную и финансовую поддержку курдам по принципу "враг моего врага — мой друг" — поскольку они противостоят арабам.

Кто против?

Ирак и другие страны региона назвали референдум незаконным и пригрозили курдам серьезными последствиями. Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади военного вмешательства в случае, если запланированный референдум приведет к эскалации насилия, подчеркнув при этом, что не откажется от переговоров с курдами. В свою очередь премьер-министр Турции Бинали Йылдырым , что Анкара может ввести санкции против Курдистана, если референдум о его независимости все же состоится. Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана (ключевой орган безопасности страны) Али Шамхани закрыть погранпереходы с Иракским Курдистаном. Экспорт нефти в Иран — одна из главных статей дохода для правительства иракских курдов, поэтому такая мера нанесет сильный удар по экономке автономии.

Какова позиция мирового сообщества?

Согласно Совета Безопасности ООН, референдум о независимости Иракского Курдистана — угроза стабильности Ирака, которая может затруднить борьбу против ИГ и "помешать попыткам обеспечить безопасное и добровольное возвращение 3 млн беженцев и внутренне перемещенных лиц". СБ ООН подчеркнул, что поддерживает суверенитет и территориальную целостность Ирака, и призвал решать все спорные вопросы между региональными властями Иракского Курдистана и Багдадом "в соответствии с положениями конституции Ирака, путем диалога и на основе компромисса, при поддержке международного сообщества". С аналогичным заявлением Белый дом.

Россия выступает за решение внутрииракских проблем на основе национального согласия и компромиссов, глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече в Нью-Йорке с коллегой из Ирака Ибрагимом аль-Джаафари. "Мы привержены суверенитету и территориальной целостности Ирака, мы хотим, чтобы любые проблемы, которые возникают внутри вашей страны, были решены путем диалога, национального согласия, компромисса, чтобы были найдены взаимоприемлемые решения", — подчеркнул глава дипломатии РФ.

Что ответили курды?

Во вторник, 19 сентября, Барзани заявил , что Иракский Курдистан не откажется от референдума о независимости и проведет его 25 сентября, если мировое сообщество в течение трех дней не представит "достойную и обеспеченную гарантиями альтернативу".

По словам Барзани, если курдам все-таки дадут альтернативный план, "защищающий их права, тогда 25 сентября будет праздником". "Мы устроим народные гулянья, — пообещал он. — В противном случае в этот день мы все будем голосовать". Глава региона также предостерег от угроз в адрес курдов, заверив, что после обретения независимости они "не намерены применять силу против какой-либо стороны", а хотят "быть добрыми соседями". "Мы никогда не позволим, чтобы с нами говорили на языке угроз, а если кто-то нападет на нас, мы будем защищаться", — подчеркнул политик, адресовав свои слова в первую очередь Турции и Ирану.

Как прошел референдум?

Голосование началось 25 сентября в 8.00 и завершилось в 19:00 по местному времени (совпадает с московским). Как передавали курдские телеканалы, у избирательных участков, открывших свои двери в утренние часы, выстраивались многокилометровые очереди желающих проголосовать. На момент закрытия участков средняя явка составила 78,7% при том, что зарегистрировано было 5,2 млн человек. За все время голосования беспорядков и столкновений зафиксировано не было.

Подавляющее большинство за независимость региона — в отдельных городах Иракского Курдистана за отделение региона выступили более 95% голосовавших. И хотя его лидеры , что не намерены сразу же объявлять себя независимыми и отделятся от Ирака в случае позитивного исхода плебисцита, мало кто сомневается в том, что дальнейшие односторонние шаги грозят взорвать регион, а на карте Ближнего Востока уже совсем скоро может появиться новая горячая точка.

Какие могут быть последствия референдума?

Неблагоприятная обстановка в регионе может еще больше ухудшиться, если курдский референдум запустит "парад суверенитетов" среди местных народов. Такое мнение в беседе с ТАСС выразил руководитель Центра координации исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Игорь Боровков. "Ирак — это многонациональная страна, там живут не только курды, но и ассирийцы, халдеи, езиды и множество других народов, поэтому обеспечение прав всех этих народов должно быть в рамках единого государства, — уверен эксперт. — Если каждый потребует независимости, то это неизбежно приведет к фрагментации страны, княжествам, враждующим между собой, и тысячелетию кровопролития".

По мнению Боровкова, референдум о независимости Иракского Курдистана является инструментом внутриполитической борьбы. "Ситуация в автономии достаточно сложная, экономика расшатана низкими ценами на нефть, содержанием военных отрядов пешмерга, а сам лидер курдского района Масуд Барзани уже два года как имеет сомнительную легитимность, — отметил эксперт. — Референдум позволит получить весомый бонус в глазах избирателя". "Причем президентские и парламентские выборы были назначены в увязке с решением о проведении референдума, — добавил он. — Барзани хотел бы остаться в памяти курдов как освободитель и человек, который привел свой народ к независимости".

Какова политическая обстановка в Курдистане в настоящий момент?

Референдум ожидаемо обострил отношения Эрбиля и Багдада. В середине октября иракские силовики провели операцию по возвращению контроля над спорными с курдами районами, в первую очередь городом Киркук и его окрестностями. После этого власти Иракского Курдистана о готовности заморозить итоги референдума о независимости и начать диалог с Багдадом на основе конституции страны.

Масуд Барзани в послании региональному парламенту о своем отказе оставаться на посту после завершения мандата в ноябре. Политик также обозначил план распределения своих полномочий между парламентом и правительством Курдистана. В то же время Хемин Хаврами, советник Барзани, в комментарии агентству The Associated Press подчеркнул, что его шеф не уходит из политики и останется в руководстве Высшего политического совета Иракского Курдистана.

1 ноября в регионе должны были состояться всеобщие выборы, однако из-за отсутствия кандидатов на пост главы автономии, разногласий между курдскими политическими партиями и обострения отношений между центральными властями и Эрбилем, по решению парламента они были отложены на восемь месяцев. На этот же срок законодатели продлили мандат действующего парламента.

Артур Громов

При разделе территорий они планируют прихватить с собой и ряд не включённых в автономию районов - например, нефтяную житницу Ирака - провинцию Киркук. Всё это может спровоцировать новые военно-политические конфликты в регионе. Однако без поддержки извне курды на отделение вряд ли решатся. RT разбирался, кто выступает за, а кто против появления на карте курдского государства.

  • Reuters

Государство в государстве

В сентябре 2017 года в Курдском автономном округе Ирака должен состояться референдум о независимости региона. Об этом 7 июня договорились глава автономии Масуд Барзани и руководители курдских партий Ирака.

Кроме того, партии договорились о дате выборов президента автономии - голосование назначено на 6 декабря 2017 года. Не исключено, что эти выборы состоятся уже в суверенном государстве, превратить в которое Иракский Курдистан планируют власти автономии.


  • Reuters

Впрочем, неизвестно, смогут ли курдские политики добиться этой цели. Очевидно, что инициатива по отделению Иракского Курдистана натолкнётся на сопротивление Багдада и вызовет серьёзное раздражение других региональных держав. Ситуацию осложняют внутриполитические разногласия в Иракском Курдистане.

Сейчас курдские партии, главным образом Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана (ДПК), формируют совместную команду для проработки деталей предстоящего плебисцита.

От участия в переговорах отказались две партии - Движение за перемены («Горран») и Исламская группа Курдистана (ИГК).

Фото: cristiano lissoni / Shutterstock.com

Референдум о независимости Курдистана, состоявшийся в понедельник, еще не означает, что на политической карте появится новое государство. Волю народа могут снова подавить мировые и региональные державы как они это уже не раз делали. Кто за, а кто против, и что зависит от самих курдов, объясняет Петр Дергачев.

Вопрос о независимом курдском государстве возник уже давно. Его создание предполагалось еще Севрским договором 1920 года. Но, как известно, договор так и не вступил в силу. Вместо него был принят Лозаннский договор, где пункта о создании Курдистана уже не было. Курды же представляли угрозу единому Ираку с самого его появления в современных границах. Представители иракского Курдистана часто настаивают на том, что Ирак является искусственным государством. Его границы были прочерчены колониальными державами почти 100 лет назад и не основывались на интересах населявших эту территорию народов. Таким образом, предпосылки для современного конфликта были заложены еще в начале прошлого века.

С того времени курды несколько раз поднимали восстания, поддерживали Иран в войне против Ирака и, наконец, в 1991 году добились автономии. В период с 1991 по 2003 гг. иракский Курдистан был де-факто независим. На его территории не было иракской армии (за исключением короткого периода в 1996 году, когда они приняли участие в гражданской войне в Курдистане на стороне Демократической Партии Курдистана (ДПК) и против Патриотического Союза Курдистана (ПСК)), было свое правительство, а для защиты курдов западными союзниками была введена бесполетная зона и даже ходила собственная валюта.

В 2003 году иракские курды поддержали вторжение США в страну и выступили против армии Ирака. В это время они расширили зону своего присутствия и заняли ряд территорий за пределами автономного региона. Однако вскоре им пришлось разочароваться в сделанном ими выборе. Изначально предполагалась федерализация Ирака, при которой курды получали бы северо-западную часть страны и входили бы в состав федерации на равноправных условиях с шиитской и суннитской частями. На самом же деле, Багдад, хотя и сулил все больше и больше прав курдской автономии, на деле не выполнял ни одного из данных обещаний.

Говорить о референдуме о независимости стали все чаще и чаще. В 2005 году был даже проведен неофициальный плебисцит. Тогда против независимости высказались лишь немногим более одного процента проголосовавших. В последнее время больше всех о референдуме говорил президент иракского Курдистана Масуд Барзани. Еще в 2016 году он пообещал его проведение - Барзани пришлось долго убеждать политические силы Курдистана. При этом, обычные граждане высказывались только за референдум. Наконец, в 2017 году совет по проведению референдума назначил его на 25 сентября.

Избирательная кампания началась 5 и закончилась 22 сентября. Все политические партии и движения высказались за независимость Курдистана. Часть партий, правда, заявляла о некоторых условиях для референдума, но поддерживали Курдистан как самостоятельное государство. Против независимости выступил только Шасвар Абдулвахид - основатель единственной в Курдистане независимой медиакорпорации NRT. Да и тот вел агитацию под лозунгом "Не сейчас", не отрицая того, что курды имеют право на независимое государство. Аргументы Абдулвахида состояли в том, что вопрос о независимости лишь отвлекает от насущных проблем в экономике региона, возникших из-за низких цен на нефть и наплыва беженцев. По его мнению, необходимо заняться решением именно этих задач, а вопрос о независимости отложить. Однако, эта проблема и так уже откладывался десятки лет и население Курдистана устало ждать тех самых лучших времен, когда ее можно будет поднять.

Ожидаемо против референдума высказался Багдад. Власти Ирака изначально объявили его антиконституционным и преступным. Особое недовольство столицы вызвало то, что всеобщее голосование проводилось не только в курдской автономии, но и за ее пределами - на территориях занятых курдскими войсками в 2003 и 2014 гг. Действительно, если сравнивать с выборами курдского парламента 2013 года, то они проводились лишь в половине из тех мест, где состоялся референдум. Кроме входящих в автономный Курдистан провинций Эрбиль, Дахук и Сулеймания плебисцит провели в спорных районах Диялы, Найнавы, Салах-эд-Дина и Киркука. Последний, будучи важным нефтяным регионом страны, привлек к себе особое внимание иракских парламентариев. 14 сентября они даже отправили в отставку губернатора Киркука Наджмальдина Карима за его поддержку референдума. Надо ли говорить, что глава курдской культурной столицы, член ПСК, бывший врач экс-президента Ирака Джаляла Талабани (оба президента Ирака прежний и нынешний курды) не только не подчинился решению парламента, но и проголосовал за независимость?

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади в день голосования приказал вооруженным силам Ирака занять спорные районы "для защиты населения". Первыми на его приказ откликнулись группировки шиитского ополчения. Карим Нури, командир одного из отрядов ополчения, пригрозил "бандитам, оккупировавшим Киркук и другие места" тем, что они "станут целью" атак ополчения. Впоследствии даже сообщалось об обстреле автомобилей Пешмерга в районе Тузхурмату. Один боец курдской армии погиб и двое получили ранения. Стало ли это делом рук шиитских боевиков, пока неизвестно.

Интересно и то, что иракские депутаты призвали уволить всех госслужащих, которые приняли участие в референдуме. Т.е., Багдад пытается принять куда более жесткие меры в отношении жителей Курдистана, чем принимал против служащих, оказавшихся на территории, занятой ИГ. Работники госсектора не только не были уволены (хотя такие предложения поступали), но и до середины 2015 года получали зарплаты из бюджета Ирака.

Иран поддержал позицию западного соседа и осудил проведение референдума. 22 сентября начались ирано-иракские военные учения. Место для учений выбрано "удачно" - у границ иракского Курдистана. По их легенде, курдские боевики вторглись на территорию Ирана и теперь армии Ирака и Ирана совместными усилиями их условно уничтожают. К слову, те самые "курдские боевики", что вторгаются в Иран, сейчас находятся в Киркуке и удерживают позиции против ИГ. Боевое крыло Партии Свободы Курдистана действительно не питает любви в иранской армии и ставит своей целью освобождение иранского Курдистана. Накануне референдума Хусейн Язданпана, командующий отрядами партии, заявил, что действительно намерен взяться за иранскую армию, но пока его бойцы играют ключевую роль в защите Киркука от ИГ.

Кроме военного давления Тегеран способен оказать и экономическое. По запросу Багдада Тегеран запретил полеты в и из иракского Курдистана. Также Иран грозит закрыть границу с курдами. Экономический аспект не стоит недооценивать. Когда иракский Курдистан получил автономию, то Иран и Турция поначалу скептически отнеслись к новому региону, но потом стали крупнейшими инвесторами. Их потеря еще более усугубит экономические проблемы автономного района. Президент Ирана Хасан Рухани уже позвонил Эрдогану и Абади и обсудил с ними ситуацию вокруг курдского референдума. После общения с коллегами он высоко оценил уровень взаимодействия между странами с целью недопущения дестабилизации региона.

Кстати, Турция тоже выступила резко против. Как и Иран, она начала учения вблизи границы с иракским Курдистаном. Вслед за Тегераном Анкара пригрозила закрытием границ и прекращением экономического сотрудничества. Премьер-министр страны Бинали Йылдырым, видимо, вспоминая историю своей страны, предположил, что курды могут начать геноцид туркоманского населения и заявил, что в таком случае турецкая армия не будет молча наблюдать за этим.

В ответ на это курдский премьер Нерчиван Барзани отметил, что "мы не угрожаем и не будем угрожать безопасности Турции", добавив, что у Турции нет большего друга в регионе, чем Курдистан. И правда, ДПК, контролирующая северо-запад иракского Курдистана, всегда защищала турецкую границу и помогала в борьбе с отрядами Рабочей Партии Курдистана. То же самое можно сказать и о ПСК, которая на юго-востоке поддерживает Иран и охраняет его границу.

Позиция Турции тем более удивительна, что еще недавно она под предлогом помощи иракским курдам вводила войска аж под Мосул. И тогда из-за этого разразился дипломатический скандал. Впрочем, турецкий протест можно объяснить оппортунизмом. Правительство страны фактически оккупировало часть Сирии в северном Алеппо и не прочь провернуть тот же трюк и в Ираке. А курдский сепаратизм может стать отличным поводом для этого. Видимо, в Анкаре все еще кусают локти после того как не удалось войти в северный Ирак в 2003 году. Тогда, по планам Пентагона, должно было состояться вторжение в Ирак с территории Турции. Турки договорились с западными союзниками, что вместе с 62 000 американских солдат в страну войдут еще и 52 000 турецких. Цель была проста и понятна - заняв позиции в северном Ираке, они вряд ли бы оттуда ушли. План провалился из-за того, что национальное собрание страны не утвердило договоренность с США. Для ее принятия не хватило всего трех голосов. Из-за разногласий по этому вопросу, внутри эрдогановской партии "справедливости" и "развития" произошел конфликт и часть ее членов ушла к конкурентам. Но, как видим, имперские замашки у оставшихся членов никуда не делись.

Против независимого (по крайней мере в данный момент) Курдистана высказалось и международное сообщество. Кто более категорично, кто менее. На фоне этого, поддержавший курдов израильский лидер Нетаньяху выглядит анекдотично. Хотя у Израиля есть свои причины для поддержки иракского Курдистана. И это не только ослабление Ирака, как арабской страны, а значит традиционного противника Израиля. Скорее всего, Нетаньяху видит определенные исторические параллели между современным Курдистаном и Израилем во времена борьбы за создание еврейского государства. Да и проблемы, с которыми столкнется Курдистан, близки Израилю - недовольные национальные меньшинства, пытающиеся их защищать соседние страны и попытки изоляции.

Госдеп пытался уговорить Барзани перенести референдум. И тот был согласен провести его вместе с парламентскими выборами Ирака в 2018 году. Но выдвигал условие, что сделает это только в случае, если Багдад признает голосование. На это Багдад не пошел. Не потому, что в иракской столице не понимают, что после многочисленных ссор, прекращений финансирования и пр. Курдистан уже независим. Это понимают все иракские политики. Но ни один из них не хочет стать причастным к развалу страны. Поэтому они обречены вести именно ту игру, которую ведут.

По большому счету, проблема курдской независимости в глазах стран Запада состоит не в пресловутом конфликте между правом наций на самоопределение и незыблемостью границ, и даже не в нарушении конституции Ирака. Для Запада гораздо важнее противоречие между интересами курдского народа и стабильностью региона. И стабильность они ценят выше.

Куда более важна реакция США и ЕС после объявления результатов референдума. Вряд ли они перестанут поставлять оружие Пешмерге и обучать курдских военных. Все-таки Пешмерга - важный союзник Запада в Ираке. Мудрым решением станет разделить политику и войну. Военные не будут говорить о независимости, а дипломаты - о войне. Это позволит избежать ненужных споров и не скажется на борьбе против ИГ.

"Исламское Государство", можно сказать, один из виновников того, что референдум прошел именно сейчас, скрывает свои эмоции и сохраняет видимость равнодушия к курдской политике. Курдский вопрос практически не упоминается в пропаганде ИГ, а даже когда о нем и заходит речь, то говорится об этом вскользь и будто нехотя. Видимо, не хочет сглазить, а ведь сглазить есть что. В 2010-2014 гг. ИГ удалось восстановиться после кризиса и поражений благодаря умелому использованию конфликтов между Эрбилем и Багдадом. Споры о зонах ответственности позволили группировке почти свободно действовать во многих регионах страны. Сейчас ИГ переживает очередной кризис и новое обострение конфликта между Ираком и Курдистаном было бы как нельзя кстати. "Исламское государство" крайне нуждается в передышке.

Сейчас идет операция в Хавидже. Если Пешмерга сначала подгоняла армию Ирака и планировала наступление сразу после освобождения Мосула, то по мере приближения даты референдума ее пыл угасал. Поняв, что к референдуму занять населенную курдами Хавиджу уже не удастся, а значит она точно перейдет под контроль Багдада, энтузиазм курдских военных пропал вовсе. Они долго согласовывали свое участие в кампании, призывали пересмотреть "устаревший" план операции и, наконец, 24 сентября согласились, но на своих условиях. Так что немного времени ИГ удалось выиграть. Если конфликт между Багдадом и Эрбилем начнется, то чем жестче он будет, тем выгоднее это будет ИГ.

Несмотря на то, что окончательные результаты голосования будут объявлены только в четверг, сказать о том, какое решение приняли на референдуме, можно уже сейчас. Очевидно, что большинство выбрало независимость Курдистана. Разумеется, "за" проголосовали не все 100%. Часть некурдского населения, часть протестного электората поставили отметку в графе "нет". Но общий результат был очевиден задолго до 25 сентября. Довольно высокой оказалась и явка - 72%. Причем в разных регионах она колебалась от 62% до 94%. На большинстве участков из-за большого количества желающих проголосовать время голосования было продлено на час.

Перед плебисцитом появлялись тревожные сообщения о том, что в отдельных местах готовятся провокации и для них даже готовится оружие. Но несмотря на это голосование прошло спокойно. Власти лишь призвали помнить избирателей о курдской культуре и ценностях и проявлять свою радость от процесса волеизъявления в их рамках. В частности, убедительно просили не стрелять от счастья в воздух.
Хотя на референдум не прибыло ни одной официальной делегации наблюдателей, тем не менее прибыло более ста неофициальных групп. Среди них были и члены британского парламента во главе с Надхимом Захви - членом консервативной партии и первым британским депутатом курдского происхождения.

Но будущее независимого или зависимого Курдистана все равно неясно. Масуд Барзани не раз заявлял, что референдум не означает мгновенного отделения от Ирака. Курдский президент планирует дать Багдаду время год-два на осмысление ситуации и переговоры о выходе. Причем, отделение даже необязательно и на нем никто не настаивает. Возможно множество форм сосуществования Курдистана и Ирака. Но это должно быть честное и равное партнерство.

К сожалению, иракское правительство считает, что Курдистан должен подчиняться Ираку. Пусть не в реальности, но хотя бы на словах. Такая непримиримая позиция толкает Эрбиль к скорому объявлению о независимости. А это будет означать военную и экономическую блокаду. Тот факт, что сирийский Курдистан поддержал иракских братьев и объявил о том, что не закроет границу с ними, а если надо, то и с оружием в руках встанет на его защиту, конечно радует. Но не очень помогает в деле построения нормальных добрососедских отношений. И если все пойдет по радикальному багдадскому сценарию, то островок спокойствия, которым был Курдистан, окажется под ударами мощного политического урагана.

Референдум о независимости Курдистана, состоявшийся в понедельник, еще не означает, что на политической карте появится новое государство. Волю народа могут снова подавить мировые и региональные державы как они это уже не раз делали. Кто за, а кто против, и что зависит от самих курдов, объясняет Петр Дергачев.

Вопрос о независимом курдском государстве возник уже давно. Его создание предполагалось еще Севрским договором 1920 года. Но, как известно, договор так и не вступил в силу. Вместо него был принят Лозаннский договор, где пункта о создании Курдистана уже не было. Курды же представляли угрозу единому Ираку с самого его появления в современных границах. Представители иракского Курдистана часто настаивают на том, что Ирак является искусственным государством. Его границы были прочерчены колониальными державами почти 100 лет назад и не основывались на интересах населявших эту территорию народов. Таким образом, предпосылки для современного конфликта были заложены еще в начале прошлого века.

С того времени курды несколько раз поднимали восстания, поддерживали Иран в войне против Ирака и, наконец, в 1991 году добились автономии. В период с 1991 по 2003 гг. иракский Курдистан был де-факто независим. На его территории не было иракской армии (за исключением короткого периода в 1996 году, когда они приняли участие в гражданской войне в Курдистане на стороне Демократической Партии Курдистана (ДПК) и против Патриотического Союза Курдистана (ПСК)), было свое правительство, а для защиты курдов западными союзниками была введена бесполетная зона и даже ходила собственная валюта.

Мустафа Барзани, борец за курдскую независимость

В 2003 году иракские курды поддержали вторжение США в страну и выступили против армии Ирака. В это время они расширили зону своего присутствия и заняли ряд территорий за пределами автономного региона. Однако вскоре им пришлось разочароваться в сделанном ими выборе. Изначально предполагалась федерализация Ирака, при которой курды получали бы северо-западную часть страны и входили бы в состав федерации на равноправных условиях с шиитской и суннитской частями. На самом же деле, Багдад, хотя и сулил все больше и больше прав курдской автономии, на деле не выполнял ни одного из данных обещаний.

Говорить о референдуме о независимости стали все чаще и чаще. В 2005 году был даже проведен неофициальный плебисцит. Тогда против независимости высказались лишь немногим более одного процента проголосовавших. В последнее время больше всех о референдуме говорил президент иракского Курдистана Масуд Барзани. Еще в 2016 году он пообещал его проведение — Барзани пришлось долго убеждать политические силы Курдистана. При этом, обычные граждане высказывались только за референдум. Наконец, в 2017 году совет по проведению референдума назначил его на 25 сентября.


Шасвар Абдулвахид - организатор кампании “Не сейчас”

Избирательная кампания началась 5 и закончилась 22 сентября. Все политические партии и движения высказались за независимость Курдистана. Часть партий, правда, заявляла о некоторых условиях для референдума, но поддерживали Курдистан как самостоятельное государство. Против независимости выступил только Шасвар Абдулвахид — основатель единственной в Курдистане независимой медиакорпорации NRT. Да и тот вел агитацию под лозунгом "Не сейчас", не отрицая того, что курды имеют право на независимое государство. Аргументы Абдулвахида состояли в том, что вопрос о независимости лишь отвлекает от насущных проблем в экономике региона, возникших из-за низких цен на нефть и наплыва беженцев. По его мнению, необходимо заняться решением именно этих задач, а вопрос о независимости отложить. Однако, эта проблема и так уже откладывался десятки лет и население Курдистана устало ждать тех самых лучших времен, когда ее можно будет поднять.

Ожидаемо против референдума высказался Багдад. Власти Ирака изначально объявили его антиконституционным и преступным. Особое недовольство столицы вызвало то, что всеобщее голосование проводилось не только в курдской автономии, но и за ее пределами — на территориях занятых курдскими войсками в 2003 и 2014 гг. Действительно, если сравнивать с выборами курдского парламента 2013 года, то они проводились лишь в половине из тех мест, где состоялся референдум. Кроме входящих в автономный Курдистан провинций Эрбиль, Дахук и Сулеймания плебисцит провели в спорных районах Диялы, Найнавы, Салах-эд-Дина и Киркука. Последний, будучи важным нефтяным регионом страны, привлек к себе особое внимание иракских парламентариев. 14 сентября они даже отправили в отставку губернатора Киркука Наджмальдина Карима за его поддержку референдума. Надо ли говорить, что глава курдской культурной столицы, член ПСК, бывший врач экс-президента Ирака Джаляла Талабани (оба президента Ирака прежний и нынешний курды) не только не подчинился решению парламента, но и проголосовал за независимость?


Районы, в которых проводилось голосование

Премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади в день голосования приказал вооруженным силам Ирака занять спорные районы "для защиты населения". Первыми на его приказ откликнулись группировки шиитского ополчения. Карим Нури, командир одного из отрядов ополчения, пригрозил "бандитам, оккупировавшим Киркук и другие места" тем, что они "станут целью" атак ополчения. Впоследствии даже сообщалось об обстреле автомобилей Пешмерга в районе Тузхурмату. Один боец курдской армии погиб и двое получили ранения. Стало ли это делом рук шиитских боевиков, пока неизвестно.

Интересно и то, что иракские депутаты призвали уволить всех госслужащих, которые приняли участие в референдуме. Т.е., Багдад пытается принять куда более жесткие меры в отношении жителей Курдистана, чем принимал против служащих, оказавшихся на территории, занятой ИГ. Работники госсектора не только не были уволены (хотя такие предложения поступали), но и до середины 2015 года получали зарплаты из бюджета Ирака.

Иран поддержал позицию западного соседа и осудил проведение референдума. 22 сентября начались ирано-иракские военные учения. Место для учений выбрано "удачно" - у границ иракского Курдистана. По их легенде, курдские боевики вторглись на территорию Ирана и теперь армии Ирака и Ирана совместными усилиями их условно уничтожают. К слову, те самые "курдские боевики", что вторгаются в Иран, сейчас находятся в Киркуке и удерживают позиции против ИГ. Боевое крыло Партии Свободы Курдистана действительно не питает любви в иранской армии и ставит своей целью освобождение иранского Курдистана. Накануне референдума Хусейн Язданпана, командующий отрядами партии, заявил, что действительно намерен взяться за иранскую армию, но пока его бойцы играют ключевую роль в защите Киркука от ИГ.


Хусейн Яздапана на передовой в провинции Киркук

Кроме военного давления Тегеран способен оказать и экономическое. По запросу Багдада Тегеран запретил полеты в и из иракского Курдистана. Также Иран грозит закрыть границу с курдами. Экономический аспект не стоит недооценивать. Когда иракский Курдистан получил автономию, то Иран и Турция поначалу скептически отнеслись к новому региону, но потом стали крупнейшими инвесторами. Их потеря еще более усугубит экономические проблемы автономного района. Президент Ирана Хасан Рухани уже позвонил Эрдогану и Абади и обсудил с ними ситуацию вокруг курдского референдума. После общения с коллегами он высоко оценил уровень взаимодействия между странами с целью недопущения дестабилизации региона.

Кстати, Турция тоже выступила резко против. Как и Иран, она начала учения вблизи границы с иракским Курдистаном. Вслед за Тегераном Анкара пригрозила закрытием границ и прекращением экономического сотрудничества. Премьер-министр страны Бинали Йылдырым, видимо, вспоминая историю своей страны, предположил, что курды могут начать геноцид туркоманского населения и заявил, что в таком случае турецкая армия не будет молча наблюдать за этим.

В ответ на это курдский премьер Нерчиван Барзани отметил, что "мы не угрожаем и не будем угрожать безопасности Турции", добавив, что у Турции нет большего друга в регионе, чем Курдистан. И правда, ДПК, контролирующая северо-запад иракского Курдистана, всегда защищала турецкую границу и помогала в борьбе с отрядами Рабочей Партии Курдистана. То же самое можно сказать и о ПСК, которая на юго-востоке поддерживает Иран и охраняет его границу.


Курдская армия начала учения у турецко-иракской границы

Позиция Турции тем более удивительна, что еще недавно она под предлогом помощи иракским курдам вводила войска аж под Мосул. И тогда из-за этого разразился дипломатический скандал. Впрочем, турецкий протест можно объяснить оппортунизмом. Правительство страны фактически оккупировало часть Сирии в северном Алеппо и не прочь провернуть тот же трюк и в Ираке. А курдский сепаратизм может стать отличным поводом для этого. Видимо, в Анкаре все еще кусают локти после того как не удалось войти в северный Ирак в 2003 году. Тогда, по планам Пентагона, должно было состояться вторжение в Ирак с территории Турции. Турки договорились с западными союзниками, что вместе с 62 000 американских солдат в страну войдут еще и 52 000 турецких. Цель была проста и понятна — заняв позиции в северном Ираке, они вряд ли бы оттуда ушли. План провалился из-за того, что национальное собрание страны не утвердило договоренность с США. Для ее принятия не хватило всего трех голосов. Из-за разногласий по этому вопросу, внутри эрдогановской партии "справедливости" и "развития" произошел конфликт и часть ее членов ушла к конкурентам. Но, как видим, имперские замашки у оставшихся членов никуда не делись.


Спецпосланник США Бретт МакГерк на переговорах с Масудом Барзани в Эрбиле в мае 2017 г.

Против независимого (по крайней мере в данный момент) Курдистана высказалось и международное сообщество. Кто более категорично, кто менее. На фоне этого, поддержавший курдов израильский лидер Нетаньяху выглядит анекдотично. Хотя у Израиля есть свои причины для поддержки иракского Курдистана. И это не только ослабление Ирака, как арабской страны, а значит традиционного противника Израиля. Скорее всего, Нетаньяху видит определенные исторические параллели между современным Курдистаном и Израилем во времена борьбы за создание еврейского государства. Да и проблемы, с которыми столкнется Курдистан, близки Израилю — недовольные национальные меньшинства, пытающиеся их защищать соседние страны и попытки изоляции.

Госдеп пытался уговорить Барзани перенести референдум. И тот был согласен провести его вместе с парламентскими выборами Ирака в 2018 году. Но выдвигал условие, что сделает это только в случае, если Багдад признает голосование. На это Багдад не пошел. Не потому, что в иракской столице не понимают, что после многочисленных ссор, прекращений финансирования и пр. Курдистан уже независим. Это понимают все иракские политики. Но ни один из них не хочет стать причастным к развалу страны. Поэтому они обречены вести именно ту игру, которую ведут.

По большому счету, проблема курдской независимости в глазах стран Запада состоит не в пресловутом конфликте между правом наций на самоопределение и незыблемостью границ, и даже не в нарушении конституции Ирака. Для Запада гораздо важнее противоречие между интересами курдского народа и стабильностью региона. И стабильность они ценят выше.


Инструкторы коалиции обучают бойцов Пешмерга

Куда более важна реакция США и ЕС после объявления результатов референдума. Вряд ли они перестанут поставлять оружие Пешмерге и обучать курдских военных. Все-таки Пешмерга — важный союзник Запада в Ираке. Мудрым решением станет разделить политику и войну. Военные не будут говорить о независимости, а дипломаты — о войне. Это позволит избежать ненужных споров и не скажется на борьбе против ИГ.

"Исламское Государство", можно сказать, один из виновников того, что референдум прошел именно сейчас, скрывает свои эмоции и сохраняет видимость равнодушия к курдской политике. Курдский вопрос практически не упоминается в пропаганде ИГ, а даже когда о нем и заходит речь, то говорится об этом вскользь и будто нехотя. Видимо, не хочет сглазить, а ведь сглазить есть что. В 2010-2014 гг. ИГ удалось восстановиться после кризиса и поражений благодаря умелому использованию конфликтов между Эрбилем и Багдадом. Споры о зонах ответственности позволили группировке почти свободно действовать во многих регионах страны. Сейчас ИГ переживает очередной кризис и новое обострение конфликта между Ираком и Курдистаном было бы как нельзя кстати. "Исламское государство" крайне нуждается в передышке.


Ситауция в районе Хавиджи

Сейчас идет операция в Хавидже. Если Пешмерга сначала подгоняла армию Ирака и планировала наступление сразу после освобождения Мосула, то по мере приближения даты референдума ее пыл угасал. Поняв, что к референдуму занять населенную курдами Хавиджу уже не удастся, а значит она точно перейдет под контроль Багдада, энтузиазм курдских военных пропал вовсе. Они долго согласовывали свое участие в кампании, призывали пересмотреть "устаревший" план операции и, наконец, 24 сентября согласились, но на своих условиях. Так что немного времени ИГ удалось выиграть. Если конфликт между Багдадом и Эрбилем начнется, то чем жестче он будет, тем выгоднее это будет ИГ.

Несмотря на то, что окончательные результаты голосования будут объявлены только в четверг, сказать о том, какое решение приняли на референдуме, можно уже сейчас. Очевидно, что большинство выбрало независимость Курдистана. Разумеется, "за" проголосовали не все 100%. Часть некурдского населения, часть протестного электората поставили отметку в графе "нет". Но общий результат был очевиден задолго до 25 сентября. Довольно высокой оказалась и явка — 72%. Причем в разных регионах она колебалась от 62% до 94%. На большинстве участков из-за большого количества желающих проголосовать время голосования было продлено на час.


Бюллетень для голосования

Перед плебисцитом появлялись тревожные сообщения о том, что в отдельных местах готовятся провокации и для них даже готовится оружие. Но несмотря на это голосование прошло спокойно. Власти лишь призвали помнить избирателей о курдской культуре и ценностях и проявлять свою радость от процесса волеизъявления в их рамках. В частности, убедительно просили не стрелять от счастья в воздух.

Хотя на референдум не прибыло ни одной официальной делегации наблюдателей, тем не менее прибыло более ста неофициальных групп. Среди них были и члены британского парламента во главе с Надхимом Захви — членом консервативной партии и первым британским депутатом курдского происхождения.


Британский депутат Надхим Захви (справа) и губернатор Киркука Наджмальдин Карим (слева)

Но будущее независимого или зависимого Курдистана все равно неясно. Масуд Барзани не раз заявлял, что референдум не означает мгновенного отделения от Ирака. Курдский президент планирует дать Багдаду время год-два на осмысление ситуации и переговоры о выходе. Причем, отделение даже необязательно и на нем никто не настаивает. Возможно множество форм сосуществования Курдистана и Ирака. Но это должно быть честное и равное партнерство.

К сожалению, иракское правительство считает, что Курдистан должен подчиняться Ираку. Пусть не в реальности, но хотя бы на словах. Такая непримиримая позиция толкает Эрбиль к скорому объявлению о независимости. А это будет означать военную и экономическую блокаду. Тот факт, что сирийский Курдистан поддержал иракских братьев и объявил о том, что не закроет границу с ними, а если надо, то и с оружием в руках встанет на его защиту, конечно радует. Но не очень помогает в деле построения нормальных добрососедских отношений. И если все пойдет по радикальному багдадскому сценарию, то островок спокойствия, которым был Курдистан, окажется под ударами мощного политического урагана.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"