Икона святой тамары. Икона святой благоверной царицы грузии тамары великой

Икона святой тамары. Икона святой благоверной царицы грузии тамары великой
Икона святой тамары. Икона святой благоверной царицы грузии тамары великой

1.05.1207 (14.05). - Блгв. Тамары, Царицы Грузинской

Св. Тамара, Царица Грузии

(ок. 1165–1207) происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 г. была соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования св. Тамары известно как золотой век грузинской истории: Царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, св. благоверного Царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению Православия по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. Cтроила также крепости, мосты, дороги. Покровительствовала наукам и искусству.

Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Девизом своего правления она провозгласила справедливость и милость: «Я отец сирых и судья вдов», - говорила Тамара. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. Мудрое правление благоверной Царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Во время ее правления Грузинское царство увеличилось и окрепло.

Царствование Тамары окружено поэтическим ореолом. Современные Царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарной, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, красоту. О ее совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времен. Ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский.

Первым ее супругом был русский князь Георгий (сын ), однако этот брак был расторгнут. Через 10 лет после вступления на престол Тамара вступает в новый брак – с другом детства, осетинским владетелем Давидом Сослани, – и открывает наступательную политику. Она отвоевывает у мусульман почти все Закавказье, что приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской Царице Динаре. Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к Царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств.

Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная Царица имела келию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1207 г. (а не в 1213 г., по уточненным данным) и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды: 1 мая – день преставления, и вторично в (переходящее празднование).

Русская Православная Церковь чтит св. Царицу Тамару, помня также и то, что Грузия для нас страна не чужая. – .

Еще о Грузии в нашем календаре:



Житие святой благоверной царицы Тамары

Большинство источников указывают на то, что святая благоверная царица Грузии Тамара Великая происходила из древней грузинской династии Багратионов. Стоит отметить, что архимандрит Рафаил (Карелин) в своих проповедях упоминает о том, что свое начало эта древняя династия берет в роду брата святого Иосифа Обручника, потомки которого приехали в Византию в VI веке. Старшего из них звали Баграт (по-гречески Панкратий), он-то и получил в удел от византийского императора одну из южных областей Грузии, после чего династия эта стала царствующей.

Святая царица Тамара родилась около 1165 года в семье Георга III и красавицы Бурдухан, воспитанием девочки занималась высокообразованная тетка Русудан. Воцарение Тамары было предсказано свыше: ее матери приснился пророческий сон. В нем она увидела свою дочь на троне грузинских царей в блеске красоты и славы, увенчанную золотой короной. Мать, в ответ на приснившийся сон, призывает Тамару быть достойной судьбы, необычной для женщины: «Покровом крепким стань для немощных, защитой сильною для слабых, источником богатства для неимущих! Побеждай сердца кротостью, ум – мудростью, взор – красотой, рази строптивых и властвуй, дивная от края и до края».

Отец при жизни короновал дочь на царство, таким образом, святая Тамара, подобно своему знаменитому деду – Давиду III Возобновителю, разделила с отцом бремя власти и управления государством в юном возрасте. После смерти отца в 1184 году Тамара стала править страной самостоятельно. Она достойно продолжила дело, начатое ее дедом, который положил немало сил на объединение Грузии, установление порядка и развитие образования грузинского народа.

В 1103 году по распоряжению царя Давида в Грузии было утверждено православное исповедание веры и приняты каноны, касавшиеся поведения христиан, были смещены иерархи, имевшие высокий сан не по личному достоинству и заслугам, а лишь благодаря их сословному происхождению, на их места были избраны новые. Будучи сам почитателем Священного Писания, Давид открыл по образцу византийских школ правильно организованные училища, откуда по 40 человек молодых грузин посылались на Афон для довершения образования. Милосердие, безграничная благотворительность и нищелюбие были свойствами этого всеми любимого царя. При царе Давиде Грузия начала застраиваться монументальными храмами и монастырями.

Правление святой царицы Тамары абсолютно согласуется с начинаниями деда. Никогда, ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания, как во время ее правления. Имя святой Тамары – самое дорогое для грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных уже многие века. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и способствовала широкому распространению христианской веры по всей Грузии, строительству многочисленных храмов и монастырей. Как и царь Давид, царица Тамара немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, в стране водворен внутренний мир.

Предание рассказывает нам о том, что сразу после коронации царица Тамара видела пророческий сон, который трактовала как опасность от огромного мусульманского мира на востоке ее страны. Она поняла, что грядут страшные войны с ним и в них она одержит победу.

В делах правления царица Тамара обладала особым тактом, вызывавшим ответное уважение у окружающих. Свои повеления она отдавала не грубо, но и не по-женски безвольно. Она была силой примиряющей и соединяющей. Об ее совершенствах ходили легенды, ее хотели видеть все, ее руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Современник так писал о ней: «Правильного сложения, темный цвет глаз и розовая окраска белых щек, застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор». Современные царице поэты восхваляли ее ум и красоту. Ее называли сосудом мудрости, прославляли ее кротость, трудолюбие, послушание, религиозность (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона).

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных у нее находилось милосердие. Во дворце царицы Тамары находили прощение и милость даже ее враги. В ее царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания. По ночам святая Тамара молилась Божией Матери о защите своих подданных или занималась рукоделием, вырученные средства от продажи ее изделий шли на подаяние нищим. Значительная часть казны направлялась в пользу нуждающихся и бедных, расходовалась на строительство монастырей, на помощь церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. Ее сердце было открыто и к иноверцам-иноплеменникам – «Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера?»

Во время правления царицы Тамары заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Первым мужем царицы стал сын великого князя Андрея Боголюбского – Юрий. Юрий храбро воевал с врагами своего нового отечества, но, к сожалению, вскоре в его поведении открылись некие бесчинства, которые царица Тамара не могла стерпеть. Она увещевала Юрия исправиться и сама, и через монахов и, наконец, решилась развестись с ним. Юрий два раза приходил в Грузию с войском для возвращения потерянного престола, но оба раза был выслан из страны. Царица Тамара вступила в новый брак с князем Давидом Сослани, с которым она росла в детстве и который был одним из лучших ее полководцев.

В последние годы XII и первые годы XIII века пришло время воплощения пророческого сна царицы – два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и оба раза они нашли здесь свое поражение. И багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть, и правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин, обратившийся к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства, были уверены в победе, но, несмотря на малочисленность грузинского войска, были вынуждены покинуть пределы грузинской страны.

Святая царица Тамара уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Как повествует летопись, собирая войска, она обращалась к воинам: «Братья мои! Пусть сердца ваши не дрогнут перед множеством врага и малочисленностью вашей, ибо Господь с нами. Доверьтесь только Богу и сердца ваши праведно обратите к Нему, и все упование ваше на Крест Христов и предстательство Пресвятой Богородицы положите». Во всех церквах и монастырях Грузии беспрерывно служились всенощные и литургии, щедро раздавалась милостыня.

Сама царица Тамара, преклонив колени перед Влахернской иконой Пресвятой Богородицы, горячо молилась Ей о победе христиан: «Матерь Божия! Грузия – Твой жребий. Ты – Владычица, а я – только лишь последняя раба Твоя. Сама защити удел твой!» И молитва ее была услышана – оба сражения закончились полной победой православного грузинского войска.

Водворившийся мир и горячее стремление царицы Тамары к просвещению грузинского народа благотворно сказались на развитии наук, искусства и на блестящем расцвете грузинской исторической и светской литературы. При царице Тамаре в стране появилось большое число людей просвещенных, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены на грузинский язык сочинения духовного, философского и литературного содержания. В этот период прославился великий грузинский поэт Шота Руставели. Его поэма «Витязь в тигровой шкуре», которую он посвятил царице Тамаре, – вершина развития грузинской средневековой поэзии.

В управлении государством, как и в личной жизни, царица Тамара неуклонно следовала Божественным заповедям Спасителя. Все сферы национальной жизни были проникнуты ее высоким моральным влиянием. Авторитет ее стоял на недосягаемой высоте. Но она не прельщалась славой: смиренномудрие и любовь к людям сопутствовали царице в ее заботах о благе грузинского народа. Царица Тамара часто говорила: «Нагой родилась из утробы матери, нагой же (свободной от земных стяжаний и имений) желала бы отойти к Вечному судии». Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. С мудростью государственного управления святая царица Тамара соединяла святую ревность о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских племен Кавказа, посылая к ним священнослужителей и учителей веры.

Последние годы жизни царица Тамара провела в Вардзийском Успенском пещерном монастыре. Она подарила монастырю много деревень, украсила его храмы и повелела высечь в скале «Большую» церковь. В церкви хранился фресковый портрет царицы Тамары и надпись с упоминанием о ней. Церковь Тамары отличается простотой, отсутствием резьбы и орнаментов. Множество других помещений, галерей, гротов, высеченных в скалах, составляет собою дивное и прекрасное творение. Келья царицы Тамары сообщалась посредством оконца с храмом, так она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений.

Царица Тамара мирно скончалась приблизительно в 1212 – 1213 году (точная дата неизвестна). Перед своей кончиной она обратилась к Господу: «Христос Бог мой! Тебе вверяю царство сие, мне порученное Тобою, и народ сей, искупленный Честною Твоею Кровию. Тебе же предаю душу мою...»

Грузинский народ верит, что великая святая не умерла, а спит на золотом ложе, и когда придет срок, она проснется и воцарится вновь. Существует легенда о том, что Великая царица Тамара завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира, опасаясь мести побежденных ею мусульман. Грузия выполнила ее завещание. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало несколько отрядов, каждый из которых вез гроб. Их тайно похоронили в разных местах, никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре, в усыпальнице Багратионов. Другое предание утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь – Георгий IV Лаша (сын Тамары и Давида) исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев, привез гроб царицы Тамары в Крестовый монастырь. Но это тайна, которая до сих пор не раскрыта.

Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие»…

Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство»…

Святая царица Тамара взяла скипетр – как крест и, взойдя на трон, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Она стала не только царицей, но матерью и ангелом-хранителем народов Грузии, своим духом и любовью она никогда не оставляла и не оставит свою страну.

Какое чудо произошло

Мы снова возвращается к тому, что не всегда видим от иконы какое-то откровенное знамение. Знамения от Господа и Матери Его, исцеления, данные нам по молитвам к Нему и Его святым, мы называем чудом и ждем, как дети ждут фокуса, а «фокусов» у Бога быть не может, ибо Ему всё возможно, и потому, что чудесно для нас – для Него естественно, и если мы истинно уверовали, то это и для нас не будет чудом, поскольку идет от Бога. Но мы говорим: «Дивен Бог во святых своих», вспоминая об их непрестанном заступничестве. Чудо в другом – когда земная человеческая молитва настолько разогревает и открывает наше сердце, что Сам Господь и святой Его могут заглянуть в него и дать ему то, что оно истинно хочет.

Но известно, что икона Божьей Матери Иверская, подаренная святой царицей Тамарой осетинскому народу, иначе называемая Моздокской, является чудотворной, как и большинство списков Иверского образа. И в этом также Вышнее благословение трудов равноапостольной царицы Тамары Самой Небесной Покровительницей Иверии и Матерью-Заступницей человечества.

Значение иконы

В жизнеописании святой равноапостольной Грузинской царицы Тамары Великой архимандрит Рафаил (Карелин), сравнивая Церковь с дивным садом, называет святую равноапостольную царицу Тамару (Тамар) с величественной лилией в этом саду. На иконе святая царица всегда изображалась во всем блеске своей царской славы. Ее дворец был по-восточному прекрасен, полон дорогих даров, которые ей несли от всего сердца. Но пышные одежды, в которых она изображена на иконах, – не более чем дань царскому статусу, обязанностям, которые она совершала, как совершают послушание перед Богом. Душа же ее всегда была облачена во власяницу, подобную власянице инокини-подвижницы.

Днем она занималась государственными делами, вершила суд, милосердный и справедливый – архимандрит Рафаил сравнивает величие и справедливость этого суда с величием и справедливостью суда мудрейшего царя и пророка Соломона и говорит, что слово благородство – синоним ее царствования. Но милосердие святой царицы было столь велико, что во всех случаях, где только было возможно, она стремилась даровать прощение, проявляла его даже по отношению к врагам, стремившимся ее уничтожить.

Ночью же она облекалась в ту самую простую власяницу уже не только душой и возносила Богоматери неустанную молитву за свой народ. Она называла Царицу Небесную – Царицей Грузии, а себя – лишь недостойной Ее рабой.

Для нее все несметные богатства, которые бросали к ее ногам восточные правители, были ничто, они становились только средством для осуществления ее неустанной заботы о нуждах страны, которую она сделала цветущей, о нуждах народа, которому она прививала ту же любовь к Господу и вере истинной. Дух ее сиял огнем апостольской любви, той самой, о которой писал апостол Павел и которая горела в ней самой (1Кор. 13; 1-13). Вот потому стала она равноапостольной и причислена к женам-мироносицам.

Память святой царицы Тамары (Тамар* ) Грузинской празднуют дважды в году – 14 мая (этот день у многих народов мира назван «праздником цветов») и в 3-й воскресный день по Пасхе (22 апреля в 2018 году), посвященный . Эти два дня имеют символическое значение.

Царственная лилия

Если сравнить Церковь с дивным садом, то царица Тамара будет царственной лилией в этом саду. Кто произносит в молитве ее имя, тот ощущает духовное благоухание, как небесных цветов, построенных ею монастырей в сердце гор, часовен на вершинах скал и воздвигнутых в долинах храмов и соборов, величественных, как утесы Кавказа. Кто произносит в молитве ее имя, тот слышит звон колоколов, возвещающих о победе над врагами креста. Кто произносит ее имя, тот видит голубой и алый цвет зари на небе Грузии, в лучах которой меркнут луна и звезды.

Большинство народов мира в своих песнях и сказаниях называли май самым прекрасным месяцем года. Майский день посвящает Грузинская Церковь царице Тамаре, может быть, потому, что ее царство было самым светлым и прекрасным днем в жизни Грузии.

Грузинская Церковь празднует память царицы Тамары в день святых жен-мироносиц – тех, кто, как апостолы, оставили все земное и следовали за Христом. Царица Тамара, управляя обширным государством, душой пребывала с Христом, подобно одной из жен-мироносиц. Свое милосердие, как миро, излила она на раны Грузии и старалась стереть всякую слезу с ее очей. Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие». Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство».

Народ и история назвали ее великой, но это было не только величие ее побед, но и величие ее христианской души, которое сияет нам через мглу веков. Святая царица Тамара взяла скипетр – как крест и, взойдя на трон, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Она стала не только царицей, но матерью и ангелом-хранителем народов Грузии.

Царицу Тамару называли мудрой. Любовь дает человеку неземную мудрость, любовь раскрывает сердце человека для Бога, любовь дает человеку единственное истинное счастье – быть жертвой для других.


Жизнь святой царицы Тамары была невидимым распятием за свой народ. Если юродивые скрывали дар прозорливости и исцелений под маской мнимого безумия, а преподобные свои духовные подвиги – в пустыне или за стенами монастырей, то подвижническая жизнь иверской венценосицы была скрыта от глаз мира еще глубже – за блеском царского двора, за грудами золота и драгоценных камней, которые приносили к ее ногам столицы и города Востока.

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, подобно Соломону изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных не был закрыт родник ее милосердия. Меч Соломона настигал даже у жертвенника храма; во дворце же Тамары находили прощение и милость даже враги царицы – те, кто желал ее смерти и пытался направить меч в ее грудь. По ночам святая Тамара одевала власяницу и молилась Божией Матери, называя Ее Царицей Грузии, а себя – последней рабой. Молитвы святой венценосицы, как крепостные стены, защищали страну от видимых и невидимых врагов.

Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее – то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, – стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека.

Еще в юности святой царице Тамаре даровано было сновидение: будто даны ей крылья, и она поднялась высоко в небо над Грузией. Видит она на западе Черное море. В нем, как лебеди в озере, плывут византийские и генуэзские корабли. На юге единоверная Византия, Царьград – крепость Православия, стоящий, как исполин, на двух материках. На севере – вершины Кавказских гор, похожие на белые облака, сияющие, как купола храма. Взглянула она на восток и видит Каспий, который в ярости вздымает волны все выше и выше. Со страшным грохотом бросаются, как львы на добычу, и падают кипящие воды Каспия. Кажется, что гребни волн поднимаются над Кавказскими горами, что Каспий опрокинется, как огромная чаша, и поглотит в своей пучине весь Кавказ, и он, как при Ное, превратится в дно океана, а Грузия навсегда исчезнет в бездне бушующих волн.


Святая царица Тамара стала молиться Богу о спасении своей страны, и увидела она трех ангелов в образе юношей, которые мчались на конях к берегу Каспия и, остановившись, стали пускать в море огненные стрелы. Раздался грохот, как будто рухнули горы Кавказа, поднялся к небу огненный столб, как во время гибели Содома, и весь огромный Каспий запылал, как пылает болото нефти. И видит она снова Каспий в образе старца, который стонет и молит о пощаде.

Проснулась царица Тамара в глубокой скорби. Она поняла, что грозная опасность идет с востока, но Господь сохранит Грузию во время ее земной жизни, как Господь сохранил от нашествий ассирийцев и вавилонян иудеев ради праведного царя Иезекии.

При царице Тамаре Грузия достигла вершины своего могущества. Путник стоит на вершине гор и осматривает окрестность под своими ногами, как с высоты орлиного полета. Он любуется лазурным пламенем небосвода и облаками, подобными причудливым сказочным островам, плывущим в голубом просторе, лугами, как ковром, вышитым живыми цветами. А в это время за горизонтом собираются черные тучи. Буря может застать путника в горах, бушующие потоки – преградить ему путь. Но ничто не предвозвещает беды, небо ясно и спокойно.

Уже на востоке собираются орды Чингисхана. В горах Алтая, в равнинах Манчжурии, в пустынях Монголии собираются страшные силы. Монгольский клинок скоро разрубит карту мира от Тихого океана до Средиземного моря. Падет Китай. Дым от сожженных городов и сел оденет черным трауром небо над Грузией. Огненная лавина монгол пронесется над Русью. Монгольская конница достигнет границ Сербии, и Батый, зачерпнув своим шлемом воды из Адриатического моря, выльет ее на берег в знак того, что эта земля отныне принадлежит монголам. Но пока жива царица Тамара, солнце будет сиять над Грузией, земледелец – бросать зерно пшеницы в борозды поля, зодчие – строить храмы и крепости, а мать – кормить грудью своего ребенка.

Как царской короной, украсила царица Тамара вершины гор каменными крестами, воздвигла в горных ущельях и дремучих лесах храмы и монастыри, а в равнинах – соборы, будто неприступные крепости. Казалось, вся Грузия устами алтарей поет гимн Богу. Царица Тамара докончила строительство монастырей, начатое при ее отце Георгии и великом прадеде святом Давиде Строителе. Она довершила строительство пещерного монастыря Вардзия – замка роз, где проводила Великий пост. Построила монастырь Бетания – в честь Рождества Божией Матери. Восстановила грузинский Крестовый монастырь в Палестине.

Ее казна была похожа на озеро, куда стекали, как реки и ручьи, сокровища ее обширного царства и вассальных стран, а с другого конца озера вытекали золотые реки и потоки для нуждающихся и бедных, для строительства монастырей, для помощи Церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. И к иноверцам-иноплеменникам было открыто ее сердце и была щедрой ее рука. Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера?

Два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и два раза находили в земле Грузии общую могилу. Первый поход предпринял багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть. Он занимал такое же положение и имел такой же непререкаемый авторитет, как папа в Священной Римской империи. Сопредельные с Грузией мусульманские государства выставили огромную армию. Предводительствовал ей атабег Абубекр.

Пока собиралось грузинское войско, в течение многих дней царица Тамара молилась в храмах Тбилиси. Войско вышло из ворот столицы. Впереди шла царица Тамара – босая, с распущенными волосами, с крестом в руках, как пророчица Девора перед войском израильтян. Она благословила крестом своих воинов, которые стройными рядами проходили мимо нее, сверкая доспехами и боевым оружием, с поднятыми знаменами, зная, что многие из них уже не возвратятся назад.

Затем она вошла в Метехский храм Пресвятой Богородицы и перед иконой Одигитрии стала молиться, чтобы Дева Мария спасла Грузию, как некогда спасла Царьград, окруженный полчищами аваров и скифов. Вместе с царицей Тамарой молился народ. Каждый исповедовал перед Богом свои грехи. Мирились те, кто раньше были во вражде друг с другом, богатые прощали долги своим должникам, отпускали узников и пленников на свободу. Храмы были открыты день и ночь. В битве при Шамхоре грузинское войско одержало победу. Главным трофеем в этой битве была Шамхорская крепость, которая считалась неприступной.


Особенно грозным для Грузии было нашествие мусульман под знаменами Румского султана Рукнадина, правителя государства, образованного из отторгнутой от Византии провинции, который, подобно кесарю Византии, считал себя наследником Римской империи. Румский султан, уверенный в своей победе, послал царице Тамаре письмо, где с неслыханной дерзостью требовал, чтобы царица вместе с народом приняла мусульманство. Поэтому борьба с турко-арабским войском была, прежде всего, борьбой за веру.

Румский султан ожидал, что грузинское войско, уступавшее ему численностью, не посмеет вступить в бой и перейдет к защите, а он возьмет один за другим крепости и города и замкнет кольцо своих войск вокруг Тбилиси. Гордый султан, считавший себя преемником цезарей, хотел взять Тбилиси штурмом, как некогда Тит – Иерусалим, и омыть кровью грузин позор за поражение, которое нанес туркам царь Давид Строитель, вырвав из их рук, как корону, Тбилиси.

Румский султан был опытный воин, свою жизнь провел в боях с византийцами и крестоносцами, где одерживал победы и терпел поражения. Но теперь случилось то, чего он не ожидал: война окончилась одним сражением. У Вардзийского монастыря разбилась, как о скалу волна, и погибла его армия.

В Грузии было спешно собрано войско, как будто звук боевой серебряной трубы облетел всю страну. Царица Тамара, обращаясь к воинам, сказала: «Пусть не устрашает вас многочисленность врага, надейтесь на силу креста. В битве совершится суд Божий».

Румский султан принимал в своем шатре из белоснежного шелка посла, который привез ответ, что вызов на войну грузинами принят. В это время султану донесли, что приближается грузинское войско. «Может быть, это спешит к нам отряд от союзных эмиратов, которые услышали призыв к джихаду – священной войне с христианами». Султану ответили: это христиане; мы видели крест на их знаменах.

Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамары. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания.

Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре, в усыпальнице Багратионов. Другое утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша – Георгий исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев, привез гроб царицы Тамары в Крестовый монастырь. Но это тайна, о которой никогда не расскажут уста земли…

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамара снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамара, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

*Тамар – это древнее кавказское произношение, окончание «а» уже добавилось позже, так сказать на русский лад. Тамар – единственная царица, которую грузины называют царем. Отсюда и такое употребление имени.

2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II , ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.

В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — и благоверной царице Тамаре . За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.

До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар» — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари . В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий . Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях .

Жизнь святой благоверной царицы Тамары

Детство и юность

Святая царица Тамара (1166-1213) происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона» , ибо она «вполне соответствовала своим предкам — Давидидам, Хосровидам и Панкратидам» .

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя . Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему» . Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств , с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами , азнауры — вельможами, последние же стали властителями» .

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином» . В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить .

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию» послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания» , Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его» . Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел» . Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями» . В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека» . Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу .

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.

Государственные свершения

Правление стало временем процветания не только для Грузии, но и для окрестных народов. По словам летописца, «она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга» . При этом сама она никогда не расслаблялась от действия времени и не выказывала неприлежания к управлению. И именно во время её царствования Грузия добилась такой славы и могущества, какими уже не обладала ни до, ни после того.

Перечисление одних только взятых ею городов может составить целую книгу. И потому мы подробно остановимся лишь на двух блестящих победах, одержанных ею над теми, кто хотел по ненависти к христианству стереть Грузию с лица земли.

Халиф Абу-Бакр, ненавидевший христианство, «открыл древние сокровищницы» , чтобы собрать огромное войско из Индии, Самарканда и Дербента и двинуться на Грузию. Собранных им войск было так много, что, по слову летописца, у них «не было возможности уместиться в одной какой-нибудь стране» . Узнав о готовящемся вторжении, святая Тамара повелела распространить указ, чтобы немедленно собралось войско, чтобы во всех церквях и монастырях совершались всенощные бдения и литии, а царедворцы послали бы «побольше денег и все потребное для нищих» . За десять дней удалось собрать немалую армию. Святая обратилась к воинам: «Братья мои, не бойтесь оттого, что их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог» . После чего препоручила их Богу, а сама сняла обувь и босой пришла в храм Богоматери в Метехи, где, пав перед святой иконой, не переставала молиться со слезами.

Грузины первыми напали на неприятеля. Увидев исламские силы между Гандзой и Шамхором, они сошли с коней, поклонились Богу и помолились перед святым Крестом со слезами, а затем ударили по врагам и победили. Количество пленных было так велико, что их продавали за деревянную меру муки.

«Возгордилось ли сердце Тамар?», — спрашивает её жизнеописатель и сам тут же отвечает: «Напротив, еще более скромной делалась она перед Богом» .

В 1202 году против святой Тамары выступил Румский султан Рукн-ад-Дин , который притворно заключил с ней ряд мирных договоров, а сам в это время набирал войско по всей Эйкумене: по Месопотамии и Калонеро, по Галатии, Гангре, Анкирии, Исаврии, Каппадокии, Великой Армении, Вифинии и на границах Пафлагонии.

Рукн-ад-Дин, увидев собранное им войско, отправил к Тамаре посла: «Я, Рукн-ад-Дин, султан всего поднебесья, совосседающий с Богом, уведомляю тебя, царицу Грузии, Тамару. Я иду, чтобы вам никогда более не дерзнуть браться за меч. А жить дам только тому, кто исповедует веру пророка Мухаммеда, отвергнет твою веру и своей рукой станет ломать крест. Жди расправы от меня за ту беду, какую навлекла на мусульман» . Тамара, возложив всё упование на Бога, призвала придворных и стала совещаться с ними «не как баба и не с пренебрежением велений разума» . В немного дней удалось собрать воинов, которые сперва направились в храм Пресвятой Богородицы в Вардзии. Царица препоручила Богородице мужа и всё его войско, а султану написала письмо: «Доверившая себя Всемогущему Богу Вседержителю и вечно молящаяся Деве Марии и с верою уповающая на честный Крест, прочла я твое, Бога гневающее, послание, Нукардин. Всякий, лживо клянущийся именем Господа, Богом будет стерт с лица земли. Я посылаю христолюбивое воинство, чтобы сокрушить твою гордыню и заносчивость» . Воины поклонились Животворящему Кресту и вышли в поход, а царица предалась посту и молитве.

Когда грузинские войска прибыли в Басиани, то увидели, что у султана не выставлены караульные. Они напали первыми, турки бросили свой лагерь и кинулись в укрепления. Грузины окружили их и так устрашили, что побежденные сами связывали своих соплеменников. Горожане разукрасили Тбилиси к приезду царя и царицы, и те въехали в город со знаменем Рукн-ад-Дина. Царские сокровищницы наполнились золотом и золотой утварью.

Интересно, что стараниями царицы Тамары была утверждена целая Трапезундская империя, появившаяся в 1204 году после . Как известно, святая Тамара много покровительствовала . Однажды к ней прибыло множество монахов с Черной горы, Кипра и других мест. Святая выдала им большое количество золота. Когда византийский император Алексий Ангел увидел его, то отобрал его у монахов. Царица послала на имя преподобных отцов золото в ещё большем количестве. Одновременно разгневавшись на греческого царя, она отправила войско из Западной Грузии в греческие владения, так что грузины отняли у греков Лазику, Трапезунд, Лимон, Самисон, Синоп, Керасунд, Китиору, Амастриду, Араклию и все земли Пафлагонии и Понта. Над всеми этими землями она поставила своего дальнего родственника Алексия Комнина, который и стал императором Трапезундской империи.

Расцвет грузинской культуры

Сразу после своего избрания святая Тамара выразила волю, чтобы был созван церковный собор. Она призвала из Иерусалима Николая Гулаберисдзе, который, по скромности своей, в свое время бежал от сана картлийского католикоса. Когда он прибыл в Картли, она собрала всех священноучителей, монахов и пустынников своего царства и людей, знатоков закона Божьего, стремясь к тому, чтобы злые семена, проросшие в почве православия, были изничтожены в ее царстве. Собрав всех на Собор в одном помещении и усадив их на престолы, царица села поодаль и сказала: «О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными» .

Царица сделала все для того, чтобы в ее царствование чин церковной службы выполнялся сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей.

Святая Тамара много заботилась о благоустроении Божиих храмов. В самом дворце непрерывно служились бдения и молитвословия, приносилась Бескровная Жертва. В Картли в этот период были построены церкви Икорта, Кватахеви, в Тбилиси — Лурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца. Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс в Джавахети. Это город-крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

Также она посылала своих доверенных по всему свету, прося их: «Объезжайте, начиная от Александрии, всю Ливию и Синайскую гору» . Печалилась о нуждах церквей, монастырей и христианских народов тех стран, посылала потиры, дискосы, покровы для святынь и неисчислимое золото для монахов и нищих То же делалось ею и в областях Эллады и Святой Горы, также в Македонии и Болгарии, в областях Фракии и в монастырях Константинополя, в Исаврии и во всех окрестностях Черной горы и Кипра.

Вообще само время царствования святой Тамары стало «Золотым веком» грузинской культуры. Даже если не упоминать мало известные русскому читателю имена Чахрухадзе и Шавтели, написавших «Тамариани» и «Абдул-Мессию», у всех на слуху самое известное грузинское поэтическое произведение «Витязь в тигровой шкуре». Интересно, что его автор, гениальный Шотэ Руставели, по одной из версий был безнадёжно влюблён в свою госпожу и вывел её светлый образ в личности одной из героинь своей великой поэмы.

Смерть и посмертное почитание

В 1206 году умер муж святой Тамары Давид Сослан, человек, «исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях» .

Святая сделала своим соправителем сына Георгия Лашу, а сама, по неизбежному закону мироздания, стала готовиться к смерти. Сначала она позаботилась о государственных делах и управилась с ними, затем управилась с делами церковными и монастырскими. Тогда-то у нее открылась неизвестная болезнь. Всё человеческое искусство оказалось тщетным. Повсюду о её здравии служились литии и беспрерывные всенощные бдения, и можно было видеть, «как одинаково лили слезы и богатые, и нищие» . Люди взывали к Богу: «Только бы одна она осталась живой, а нас всех истреби!»

Мудрая Тамара созвала к себе всех именитых людей царства: «Братья мои и дети! Вот и я призываюсь Страшным Судьей. В своем сердце я хранила любовь к вам. Молю всех вас творить добрые дела и поминать меня. Оставляю вам наследниками дома моего детей моих, Георгия и Русудан, примите их взамен меня». После чего обратилась к Богу: «Христос, Боже мой Единый, Тебе препоручаю это царство, которое Тобою мне было вверено, и этот народ, искупленный Твоей честной Кровью, и этих моих детей, которых Ты мне даровал, и затем душу свою» .

Прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов . Однако, где на самом деле покоятся её мощи, никому неизвестно. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти , она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре. Другое утверждает, что она погребена в Крестовом монастыре Иерусалима, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша исполнил заветное желание своей матери .

Нравственные качества святой царицы

Имя святой Тамары разнеслось повсюду, как «имя ангела четырех стран света, с востока на запад, с севера на юг» .

Люди любили её без оглядки и сами звери повиновались ей. Некогда султан прислал ей в подарок львенка; он вырос во дворце и так привязался ко святой, что когда его — уже огромного, свирепого видом льва, — выводили на прогулку, он клал морду ей на колени и ластился словно лев преподобного Герасима. Когда же его уводили, обильно плакал, заливая землю слезами .

Святая Тамара приложила все старания, чтобы «ее человеческая природа осталась простой, по роду ее внутреннего склада, без соединения со страстями» . Она оказалась мудрее Соломона, ибо возлюбила Бога и стала чуждаться всех соблазнов мира. На удивление всех, она «проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слезных мольбах ко Господу, равно как в рукоделии, чтобы помогать нищим» . Обладала началом всех благ — была проникнута страхом пред Всевышним и служила Богу верно. Исполняемые в ее дворце молебны и бдения, по слову летописца, «превзошли молитвы Феодосия Великого и даже пустынников» .

Святая провела дни своей жизни в радости за то, что сама каждый день радовала всех нищих и немощных. Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода — внешнего и внутреннего — она отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одного зернышка ячменя.

Во всей Грузии нельзя было встретить ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию. За 31 год своего правления по ее распоряжению никто не был наказан даже плетью .

Невозможно описать ее любовь к священникам и монахам. Перед нею постоянно находились люди, следовавшие правилам праведной жизни.

Святая Тамара стала одним из самых близких всему православному миру святых. Недаром так много женщин не только в Грузии, но и России носят ее имя. Радея о возлюбленной её сердцу Грузии, и при жизни она не забывала о Византии и православных славянских странах, посылая помощь томящимся в заточении христианам, устраивая великолепные монастыри и храмы. Тем более теперь, по смерти, она стала предстательницей о всех нас. Её мудрость в управлении страной имела поистине Божественное основание и потому весьма полезна к изучению всеми нами.

Наконец, явленная в её жизни любовь к Богу, упование на Его святую волю и Промысл — пример всем нам, чающим жизни будущего века, чего молитвами святой благоверной царицы Тамары да удостоит нас Всемилостивый Господь, так щедро наградивший Свою рабу!

Среди грузин, говорящих по-русски, принято называть святую Тамару царицей Тамар.

См. русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар / Пер. и введ. В.Д. Дондуа. Исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили. - Тб.: Мецниереба, 1985.

Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–8.

См. русский перевод: История и восхваление венценосцев / Пер. и введ. К.С. Кекелидзе. - Тб.: АН ГрузССР, 1954.

«Я же ныне передал Истории и Василографии, что значит “Повествование о царях”, только то, что или сам видел, или слышал от мудрых и разумных людей».

История и восхваление венценосцев. С. 5–12.; Жизнь царицы цариц Тамар. С. 6–24.

Точные годы жизни святой царицы Тамары до сих пор обсуждаются среди историков. См. Бердзнишвили М. М . Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар» // Жизнь царицы цариц Тамар. С. 18.

Наиболее почитаемой грузинской святой испокон века считается икона Святой Тамары – она украшает не один грузинский храм. Эта царица сумела сделать неописуемое количество добрых дел для собственного народа и является великим примером христианского подвижничества в миру.

Мудрая и справедливая она всегда заботилась о тех, кто терпит лишения и страдает, благодаря чему заслужила славу в народе. Также благодаря своему умению управлять страной Святая Тамара смогла уберечь Грузию от исламского воздействия. Именно период ее правления часто называют золотым веком Грузии.

Житие святой Тамары

Род царицы восходит к знатному царю Давиду. Ее земной путь был относительно коротким 1165-1213 года. Казалось бы, так немного времени, но так много благих дел смогла совершить эта подвижница.

До сих пор Грузины считают период ее правления лучшим временем в стране. Хотя саму Тамару трудно назвать баловнем судьбы, да и в роскоши она никогда не купалась. Даже наоборот – сторонилась.

Первым супругом ее стал сын Андрея Боголюбского по имени Георгий – забулдыга и раб всяческих страстей, с которым царица пришлось разорвать отношения. Она могла остаться вдовицей при живом муже, но стране требовался наследник и было решено взять второго мужа, которым теперь оказался Давид – осетинский царевич. Очередной брак оказался более продуктивным, не только в смысле появления наследника, но и в смысле намного лучших отношений.

Из основных реформ и достижений царицы Тамары следует отметить:

  • освобождение церкви от налогообложения;
  • облегчение сборов с сельского хозяйства;
  • активная поддержка вдов, сирот и обездоленных;
  • смену военноначальников на более надежных;
  • отбила войска двух захватчиков халифа Абу-Бакра и султана Рукн-ад-Дина;
  • создала общий собор церковного богослужения в стране;
  • возвела немалое количество храмов и монастырей.

В целом в стране наблюдалось развитие во всех сферах от грандиозных военных свершений (не только упрочились границы, но и взято множество новых городов) до развития культуры.

Заслуживает внимания духовное подвижничество царицы, о котором свидетельствуют биографы. Днем она, облаченная в роскошные одежды, правила страной и имела доступ к самым разнообразным богатствам, даже подчиняла близлежащие страны. Тем не менее по ночам царица одевала простую одежду и ставала на молитву, дабы обрести подлинные богатства – духовные. Именно такая высокая мудрость и благочестивое поведение позволили царицы достигнуть процветания и с этим позволить процветать собственной стране.

О чем молятся перед иконой царицы Тамары

Как не трудно понять особой популярностью пользуется икона святой Тамары в Грузии. Действительно святая Тамара считается защитницей в первую очередь Грузии, и именно представители этой страны особым образом почитают икону.

Тем не менее, святая также является воплощением некоторых универсальных принципов, поэтому может наставить на путь истинный верующих в любой стране. Часто просят святую Тамару ходатайствовать у Господа об:

  • оставлении вредных привычек и пагубных страстей – Тамара сама знала о пагубности этого по первому мужу;
  • даровании премудрости и преданности веры – она воплощала эти качества;
  • защите сирот и вдов – царица, пребывая в бренном мире всего заботилась о них, продолжает и по сей день;
  • исцелении от недугов, в том числе и существенных увечий – многие в Грузии считают иконы царицы Тамары целебными;
  • улучшении судьбы, выборе верного пути – как мудрая правительница святая может наставить на нужный путь и уберегает от невзгод.

Значение иконы святой Тамары заключается в том, что приходят к этой иконе просто за советом и обретают там облегчение, а также и какие-то действительно мудрые мысли, помогающие в делах. Святая помогает всем грузинам на планете, поэтому многие представители Иверии имеют при себе данную икону, для того чтобы всегда иметь возможность обратиться к святой Тамаре.

Нередко этот образ используется как домашний оберег. Помните? Царица умело оберегала границы собственной страны, и никто из непрошенных гостей не смог туда вторгнуться.

Соответственно, царица Тамара может защитить и ваш дом. Наличие иконы святой Тамары позволяет сохранить жилое пространство от самых разнообразных вариантов внешнего воздействия.

Молитвы иконе Тамары

Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской

Глас 8

Вышния красоты желая,/ нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси/ и, в чертозе царском пребывающи,/ ангельское житие препровождала еси,/ царице Тамаро блаженная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Глас 4

Во святых дивная,/ Иверии светило,/ благоверная царице Тамаро,/ на горах высоких храмы воздвигшая,/ да в них моления возсылают ко Господу,/ мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския,/ десницею же своею полчища агарянская низпровергшая,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Молитва святой благоверной царице Тамаре

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.

Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.