Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях профстандарта. Реабилитация инвалидов: общие положения Технология разработки индивидуальной программы профессионально

Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях профстандарта. Реабилитация инвалидов: общие положения Технология разработки индивидуальной программы профессионально
Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях профстандарта. Реабилитация инвалидов: общие положения Технология разработки индивидуальной программы профессионально

Никитина С.В., преподаватель иностранных языков первой категории

На сегодняшний день теория индивидуальных образовательных программ, образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов получила достаточно серьезный толчок к развитию и систематизации. Практический опыт строится в основном на индивидуальных маршрутах прохождения учебного материала.

Индивидуальные образовательные программы создаются для обучающихся с особыми образовательными запросами, а именно для обучающихся:

  • с проблемами в обучении, связанными с состоянием здоровья,
  • целенаправленно занимающихся определенным видом деятельности (художественным творчеством, наукой, спортом и т.п.) или
  • желающих получить дополнительные знания самостоятельно.

Возможны:

  1. Создание модели ИОП для детей с трудностями в обучении, обусловленными физическим нездоровьем.
  2. Создание модели ИОП для педагогически запущенных детей.
  3. Создание модели ИОП для детей, желающих самостоятельно освоить дополнительный материал.
  4. Создание модели ИОП для подготовки одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам.

На ступени профильного обучения и предпрофильной подготовки в школе наиболее важны две последние модели.

Индивидуальная образовательная программа – это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты.

Назначение индивидуальной образовательной программы

  • Способствовать самоопределению обучающегося в той или иной предметной области;
  • Помочь обучающемуся составить проект своего образовательного пути в выбранной области; показать перспективы развития данной предметной области;
  • Представить проблемность предметной области, различные подходы и точки зрения с последующим их обсуждением;
  • Создать условия для организации учебно-исследовательской деятельности с учетом индивидуальных интересов;
  • Расширить образовательное пространство обущающегося профильного или предпрофильного класса;
  • Помочь обучающемуся овладеть техниками самоорганизации, необходимыми для реализации своего образовательного уровня.

^ Принцип построения ИОП – приоритет индивидуальности, самоценности обучающегося как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

В условиях профессиональной образовательной организации образовательная программа должна:

  • обеспечивать возможность достижения обучающимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа; соответствовать образовательным стандартам; способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  • стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;
  • способствовать развитию обучающегося.

1. Обучающийся и педагог совместно определяют содержание деятельности, выбирают способы усвоения конкретного учебного материала и выстраивают алгоритм самостоятельной работы обучающегося.

2 Они определяют формы сопровождения педагогом самостоятельной деятельности обучающегося (консультации, курирование проектной деятельности, помощь в подборе учебной литературы и т.п.).

3. Обучающийся и педагог планируют и совместно прослеживают успешность решения учебных задач, анализируют предполагаемую и реальную траектории движения обучающегося в образовательном пространстве (рефлексия). Уровень продвижения может быть оценен в баллах, путем сдачи тестовых и творческих заданий, подготовки проекта, создания тематического учебного Портфолио, кейсов, выполнения контрольных работ, выступления в конкурсах и олимпиадах и т.п.

4. В процессе движения обучающегося по образовательной программе его субъективный опыт обогащается и преобразовывается, таким образом, происходит развитие.

ИОП выполняет функции:

^ Функции индивидуальной образовательной (учебной) программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок изучения материала и отчетность по нему

Информационная

Содержит информацию о самостоятельной учебной деятельности обучающегося по освоению учебного материала или подготовке к конкурсу, олимпиаде, к поступлению в вуз

Мотивационная

Определяет ценности, цели и результаты деятельности обучающегося

Организационная

Определяет виды самостоятельной деятельности обучающегося, формы взаимодействия педагога и обучающегося

Функция самоопределения

Помогает проверить свои способности в связанной с профессиональным выбором деятельности, утвердиться в выборе или изменить его

^ Этапы работы:

Прогностический: п остановка проблемы и задач на пути ее решения (освоение новой темы, на какие знания и умения нужно выйти); составление плана решения проблемы (способы приобретения знаний и умений, поиск и освоение материала и др.).

Организационо-координационный : помощь и сотрудничество учителя в планировании образовательного пространства; координация учебной и исследовательской деятельности обучающегося педагогом-предметником.

Рефлексия над способами и результатами деятельности обучающегося. Образовательная программа, как правило, содержит разделы:

  • цели и ценности образовательной программы (почему составлена, на достижение каких целей направлена);
  • адресность образовательной программы (для кого предназначена);
  • мини-учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в каждом конкретном случае (сколько часов отводится на изучение содержания как в теории, так и на практике), а также пояснительная записка к нему;
  • учебно-тематическое планирование и содержание учебного материала, описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы;
  • систему форм аттестации, контроля и учета достижений обучающихся;
  • описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

    1. назначение образовательной программы (определяет обучающийся);
    2. цель образовательной программы (определяет обучающийся);
    3. характеристика учебной программы (составляет педагог или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);
    4. описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы (составляет педагог);
    5. систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагог и обучающийся);
    6. описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагог и обучающийся);
    7. описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагог и обучающийся);

Приоритетными формами взаимодействия учителя и обучающегося становятся индивидуальные формы сопровождения и поддержки обучающихся:

  • тьюторство,
  • консультирование
  • и модерирование.

Применение современных технологий при реализации индивидуальной образовательной программы

При реализации ИОП требуются новые формы организации учебной деятельности. Применяются частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар, практическое занятие, деловая и обучающая игра, тренинг. Для контроля знаний применяются контрольные и практические работы, математические диктанты, собеседования, защита проектов, тестирование.

Использование информационных технологий и разработка педагогами электронных учебных материалов (создание РР-презентаций, разработка электронных дидактических материалов, использование e-mail для интерактивного общения с обучающимися, публикация на личных web-сайтах педагогов конспектов лекций и практических заданий) также стали неотъемлемой составляющей образования.

Вместе с тем, остается проблема подготовки учебно-методических материалов, позволяющих организовать полноценное обучение с учетом индивидуализации образовательных потребностей обучающихся, самостоятельного выбора обучающимися способов освоения программы и с опорой на интерактивные формы общения педагога и обучающегося.

Основной технологией, применяемой при реализации ИОП, позволяющей использовать «плюсы» сложившейся системы и учитывающей возможности открытого обучения, является технология модульного обучения.

Технология модульного обучения

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:

  • законченный блок информации;
  • целевую программу действий обучающегося;
  • рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения:

  • по содержанию обучения,
  • по темпу усвоения,
  • по уровню самостоятельности,
  • по методам и способам учения,
  • по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, обучающийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рационально действовать;
  • изменяется форма общения преподавателя с обучающимися. Она реализует процесс индивидуального общения педагога и обучающегося;
  • обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
  • отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи обучающимся.

Главная задача преподавателя - разработать модульную программу, сами модули, а в процессе обучения он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Кейс – метод

Кейс-метод – метод анализа учебных материалов, предоставленных преподавателем обучающимся, на основе имеющихся у них теоретических знаний и практических навыков.

Обучающийся должен разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других обучающихся и преподавателя) на свои действия. Роль преподавателя состоит в направлении работы и педагог в случае затруднений обучающихся, может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

Кейсы (комплекты материалов для решения учебной задачи) по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности обучающихся.

  • Кейсы бывают:
  • обучающие, основной задачей которых выступает обучение;
  • тренировочные,
  • систематизирующие,
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Метод проектов

Под методом проектов понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.

Основное время, выделяемое на проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы обучающегося с различными ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока. В этом случае работа над индивидуальным или групповым проектом строится на основе ИОП.

^ Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

ПОИСКОВЫЙ

  • Определение тематического поля и темы проекта.
  • Поиск и анализ проблемы.
  • Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.
  • Поиск информации.
  • Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества.
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов.
  • Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • Анализ результатов выполнения проекта.
  • Оценка качества выполнения проекта.

У нас она представлена в виде карт учёта успеваемости по дисциплине, модулю (индивидуальная, на группу), которые затем вносятся в ПОРТФОЛИО студента.


Нормативная правовая база разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ I. Федеральные и региональные документы регламентирующие дополнительное профессиональное образование (ДПО) и профессиональное обучение взрослых II. Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых


Федеральные документы регламентирующие разработку и реализацию программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (Глава 9, статьи Глава 10, статьи 75-76) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Приказы Министерства образования и науки РФ Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Минобрнауки РФ от г. 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и др.


Нормативные правовые акты других министерств и ведомств Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" Приказ Минтруда России от н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горно капитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых» Приказ Минтруда России от N 597 н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России N 38940) Реестр Профессиональных стандартов (Министерство труда и социальной защиты РФ) и др.


Региональные документы Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 г. 86-ОЗ Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г «Об утверждении Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на годы Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на годы» Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» Распоряжение Губернатора Кемеровской области от Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования в Кемеровской области на годы и др.


Методическое обеспечение разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г «О дополнительном профессиональном образовании. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования» Письмо Минобрнауки РФ от АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» Письмо Минобрнауки РФ от ВК1032/06 «Методические рекомендации по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов» Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» Письмо Минобрнауки России от N АК-821/06 « Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ» Письмо Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. АК-608/06 «Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования» и др.


Локальные нормативные акты ПОО, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых Положение о соответствующем структурном подразделении ПОО Правила оказания платных образовательных услуг Положение «Об организации образовательного процесса по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам» Положение «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СПО …» Положение о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками при реализации ДПП, программ профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими ДПП, программы профессионального обучения и получающими платные образовательные услуги и др.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.73 Ч.2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Ч.3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Ч.4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Дополнительное профессиональное образование Ч.1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Ч.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 1. Назначение данного вида программы Приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями Получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования Обеспечение соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей 2. Подвиды программ Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Программы повышения квалификации рабочих, служащих Программы переподготовки рабочих, служащих Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки 3. Требования к содержанию программ ЕТКС Профессиональные стандарты Требования работодателей ЕТКС Профессиональные стандарты ФГОС СПО и (или) высшего образования


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 4. Продолжительность обучения Определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании Минимально допустимый срок освоения программ ПК – 16 ч.; программ проф. переподготовки ч. 5. Требования к уровню образования лиц, поступающих на обучение Требования к уровню образования не предъявляются. Программы проф. подготовки- лица, ранее не имевшие профессии рабочего и должности служащего; Программы ПК и проф.переподготовки – лица, имеющие профессию рабочего или должность служащего Наличие среднего профессионального и (или) высшего образования; либо обучение по программе среднего профессионального и (или) высшего образования 6. Формы организации обучения Определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм обучения. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Может реализовываться частично или полностью в форме стажировки. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.


Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 7. Форма итоговой аттестации Квалификационный экзамен Определяется организацией самостоятельно 8. Документ по результатам успешного освоения программы Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего Удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 9. Образовательные организации, реализующие данные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и на производстве Организации дополнительного профессионального образования Образовательные организации высшего образования Профессиональные образовательные организации Организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица)


Структура дополнительной профессиональной программы цель планируемые результаты обучения учебный план, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации календарный учебный график рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) организационно-педагогические условия формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)


Учебный план (Программа с частичным использованием ДОТ) Наименование разделов, модулей, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля Аудиторно Дистанционно Лекции Практичес- кие, лабо- раторные, семин. Лекции Он- лайн/Оф- лайн Практичес- кие, лабо- раторные, семин. ОП 01 Экономика организации 82-6/0- ОП 02 Налоги и налогообло- жение 24-92/121 тестирование ОП 03 Инфор- мационные технологии в профессио- нальной деятельности /08


Организационно-педагогические условия реализации программы Организационные и материально-технические условия реализации программы Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Например: Электронный учебно-методический комплекс для ДО: электронные конспекты лекций и презентации; электронные учебные пособия; специализированные учебники с мультимедийными приложениями; компьютерные лабораторные практикумы; электронные контрольно-тестирующие комплекты; учебные видеофильмы, аудиозаписи; методические рекомендации по выполнению практических заданий, другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. Кадровое обеспечение программы


Особенности взрослых обучающихся Неоднородный состав учебной группы Прагматический подход к учебному материалу На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный Способность к проявлению субъектной позиции Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории


Особенности обучения взрослых Технологии обучения взрослых должны быть интенсивными, обеспечивать возможность обмена накопленным профессиональным и жизненным опытом Надо быть готовым корректировать учебное содержание в ответ на пожелания взрослых обучающихся Необходимо использовать больше наглядности, дидактического материала – это поможет взрослому лучше понять и запомнить информацию Для обучения, требующего развития умений и навыков взрослых, важны демонстрация и практика, посещение предприятия, изучение рабочих мест… Методы обучения взрослых: работа в парах; взаимообучение Создавать благоприятный психологический климат Привлекать взрослых к оценке эффективности обучения


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499 П.17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут


Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 13. Ч.3. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. При освоении программы профессионального обучения, ДПП по индивидуальному плану продолжительность обучения может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.


Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: практическое пособие/ В.Л. Петров, Н.Н. Аниськина, З.А. Лалаева и др. - Уфа, 2014 – 108 с.


Мирошниченко И.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов учащихся, т.е. технология, учитывающая индивидуальные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, и ценностные ориентации обучающихся. Обосновывается перспективность применения квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок к отбору и структурированию учебного материала.

Ключевые слова: содержание образования, индивидуальная образовательная траектория, экспертные оценки, приоритеты учащихся.

Miroshnichenko I.L.

PhD in Pedagogy, associate professor of the Chair of Mathematics and the Chair of the Theory and Mathematics Technique, Glazov Korolenko State Pedagogical Institute

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH VARIOUS EDUCATIONAL NEEDS

Abstract

In article the pedagogical technology, which allows to select and to structure teaching material based on the priorities of students, i.e., taking into account individual peculiarities, professional intentions, interests, aptitudes, and values of students. Substantiates promising application of qualitative approach and, in particular, the group method of expert assessments to the selection and structuring of educational material.

Keywords: the content of education, individual educational trajectory, expert assessments and priorities of students.

В новом Законе «Об образовании в РФ», говорится о свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям обучающихся, создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения. Но отбор учебного материала и его структурирование осуществляет учитель-предметник, который в одиночку не в состоянии учесть потребности и возможности каждого ученика, а современные требования диктуют учитывать образовательные потребности учащихся и проектировать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию обучения. Причем, перед учителем стоит задача учитывать возможности не только одаренных и талантливых детей, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этими требованиями, образовательному учреждению необходимо создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности. Несомненно, в образовательном процессе надо использовать современные методы обучения, в том числе и информационные технологии. Широко обсуждается и практикуется инклюзивное обучение, которое признано мировым сообществом. Но в любом случае, посещает ли такой ребенок учебное заведение или учится на дому, перед учителем стоит важная проблема не только как учить, но и чему учить.

В связи с этим, в научной литературе активно исследуется вопрос о сущности индивидуальных образовательных траекторий, но чтобы от теории перейти к практике необходима технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе индивидуальных потребностей учащихся. Реализовать данную проблему возможно с помощью технологии, основанной на применении квалиметрического подхода, в частности, метода групповых экспертных оценок. Разработана педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов обучающихся. В общем случае под приоритетом понимаются первенство, предпочтения по различным основаниям. Приоритетно-логическая структура понимается как вариант некоторой логической структуры учебной информации, выделенный из множества существующих структур по каким-либо признакам: по индивидуальным особенностям, по уровням обучения, по профессиональным предпочтениям учащихся и др.

В широком смысле любая технология определяет совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Содержательное обобщение различных определений этого понятия позволяет сделать заключение о том, что педагогическая технология является частью педагогической науки о наиболее рациональных путях обучения и должна рассматриваться в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах. Процессуально-описательный аспект предполагает наличие алгоритма технологического процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов. Процессуально-действенный аспект предусматривает осуществление технологического процесса, функционирование личностных и инструментально-методологических средств.

Педагогическая технология приоритетно-логического структурирования учебной информации должна удовлетворять, как и любая другая педагогическая технология, основным методологическим требованиям, которые можно рассматривать в качестве критериев технологичности процедур структурирования учебной информации:

  • критерий концептуальности как научное обоснование достижимости поставленной цели;
  • критерий системности требует наличия у предлагаемой технологии всех признаков системы: логики процесса, целостность и взаимосвязь всех этапов. Центральной частью системного подхода является наличие модели исследуемого элемента педагогической системы;
  • критерий эффективности накладывает определенные условия на все этапы технологии для оптимизации затрат и эффективности результатов;
  • критерий воспроизводимости подразумевает возможность воспроизведения процедур структурирования учебной информации другими исследователями;
  • критерий управляемости предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции получаемых результатов;
  • необходимым условием управляемости в указанном выше смысле являются требования критерия алгоритмичности.

Теоретической базой для создания педагогической технологии приоритетно-логического структурирования учебной информации, является разработанная концепция отбора и структурирования учебной информации по приоритетам (индивидуальным особенностям) учащихся. Следовательно, можно говорить о выполнении требований критерия концептуальности как научного обоснования достижимости поставленной цели. Принятая тезаурусная модель в качестве центральной части системного подхода разработанной концепции свидетельствуют о соответствии требованиям второго критерия технологичности процедур структурирования учебной информации (критерий системности).

В формализованном виде технология создания индивидуальной образовательной траектории включает следующие этапы:

Этап 1. Этап формирования рабочей группы по структурированию учебной информации. Под термином “Рабочая группа” понимается группа специалистов, обеспечивающих руководство алгоритмическим процессом формирования структурированной учебной информации;

Этап 2. Этап рабочей группы по формированию экспертных групп для экспертизы создаваемых логических структур учебной информации;

Этап 3. Этап рабочей группы по выявлению приоритетов конкретных учащихся;

Этап 4. Этап экспертизы приоритетов конкретных учащихся

Этап 5. Этап рабочей группы по конструированию семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации с учетом профессиональных интересов учащихся;

Этап 6. Этап экспертизы семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации, с учетом приоритетов учащихся;

Этап 7. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры;

Этап 8. Этап экспертизы модели логической структуры;

Этап 9. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры учебной информации в форме графа, анализ результатов, рекомендации по апробации.

Перечисленные последовательные этапы создаваемой педагогической технологии по своей сути являются описанием (алгоритмом) действий по приоритетно-логическому структурированию учебной информации. Данное описание соответствует всем требованиям критерия алгоритмичности. Для достижения квалиметрической обоснованности профессионально ориентированных структур учебных элементов необходимо применение научно обоснованных процедур на всех этапах их конструирования. Тогда в соответствии с “системным обеспечением качества” они будут удовлетворять предъявляемым к ним требованиям, т.е. являться качественной задаваемой учебной информацией.

Основными методами квалиметрии являются экспертные методы, которые предполагают проведение экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется опрос. На основе метода групповых экспертных оценок В.С.Черепановым и А.А. Мирошниченко, разработана методика формирования учебных тезаурусов предметов, основывающихся на использовании понятия “тезаурус”, сформулированного П.Георгиевой .

Таким образом, разработанная педагогическая технология, основана на применении квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок, позволяет разработать индивидуальную образовательную траекторию как для одаренных и талантливых учащихся, так и для детей с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Мирошниченко А.А. Управление процессом конструирования профессионально ориентированных структур учебного материала // Вестник педагогического опыта. –1999. – № 10. С. 29-33.
  2. Мирошниченко А.А. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов: дис. докт. пед. наук. – Ижевск, 1999. С.52-58.
  3. Мирошниченко А.А., Уткина О.Н. Рабочий XXI века: приоритет -профессиональное самоопределение // Образование и общество. – 2010. – №. С. 72-75.
  4. Мирошниченко И.Л. Приоритетно-логическое структурирование учебной информации: дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2005.-С.58-60.
  5. Мирошниченко И.Л. Концептуальные положения к отбору и структурированию учебной информации по приоритетам учащихся //Вестник Череповецкого гос. университета, 2014. –№2. С.97-100.
  6. Мирошниченко И.Л. К вопросу использования образовательно-информационной среды в реализации национально-регионального компонента при обучении математике // Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: мат. IV Всерос. науч. – практ. конф. – Глазов, 2012. – С. 115-117.
  7. Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации. – М.,2013. – Режим доступа: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 15.10.2015).

References

  1. Miroshnichenko A.A. Upravlenie processom konstruirovanija professional’no orientirovannyh struktur uchebnogo materiala // Vestnik pedagogicheskogo opyta. –1999. – № 10. S. 29-33.
  2. Miroshnichenko A.A. Teorija i tehnologija konstruirovanija professional’no-orientirovannyh struktur uchebnyh jelementov: dis. dokt. ped. nauk. – Izhevsk, 1999. S.52-58.
  3. Miroshnichenko A.A., Utkina O.N. Rabochij XXI veka: prioritet -professional’noe samoopredelenie // Obrazovanie i obshhestvo. – 2010. – №. S. 72-75.
  4. Miroshnichenko I.L. Prioritetno-logicheskoe strukturirovanie uchebnoj informacii: dis. kand. ped. nauk. – Izhevsk, 2005. – P. 58-60
  5. Miroshnichenko I.L. Konceptual’nye polozhenija k otboru i strukturirovaniju uchebnoj informacii po prioritetam uchashhihsja //Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. –№2. P. 97-100.
  6. Miroshnichenko I.L. K voprosu ispol’zovanija obrazovatel’no-informacionnoj sredy v realizacii nacional’no-regional’nogo komponenta pri obuchenii matematike // Prepodavanie matematiki v vuzah i shkolah: problemy soderzhanija, tehnologii i metodiki: materialy IV Vseros. nauch. – prakt. konf. FGBOU VPO «Glaz. gos. ped. ins. im.V.G.Korolenko» Glazov, 2012. – P. 115-117.
  7. Federal’nyj Zakon ob Obrazovanii v Rossijskoj Federacii. – M.,2013. – Rezhim dostupa: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (data obrashhenija 15.10.2015).

Индивидуальная программа профессионального развития

как атрибут педагогического мастерства

С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие человека

Можно рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики:

человек, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом.

Компетентный педагог сегодня – это профессионал, педагог-наставник, который помогает реализовать в образовании личностный потенциал каждого ученика, двигается от интересов обучающегося, помогая ему достигать его собственных целей на основе выбора. Его задача - научить понимать и самостоятельно решать проблемные ситуации.

Такая необходимость обусловлена потребностями современного общества в коммуникабельных, креативных, самостоятельно мыслящих личностях, стремящимихся к успеху и умеющих самостоятельно строить индивидуальную траекторию своего развития.

Сегодня речь пойдет о том, как быть и оставаться профессионалом в новых условиях. Недостаточно стать профессионалом один раз, чтобы им оставаться, необходимо постоянное профессиональное развитие личности. Абсурдно считать, что педагог может научить ученика строить траекторию своего развития, если сам этого делать не умеет. Поэтому, индивидуальная программа профессионального развития (ИППР) педагога, являясь средством организации непрерывного образования, есть стержень и вектор его собственной образовательной траектории.

Цели введения ИППР:

Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;


Самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и возможностью выбирать наиболее приемлемые для себя сроки (могут варьироваться от одного года до пяти лет в зависимости от желаемого результата: аттестация или реализации подпрограмм)и формы его реализации.

Такая программа может служить инструментом мониторинга профессиональных достижений, поскольку позволяет реализовать следующие функции :

Оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога).

Таким образом, в программе педагог обозначает:

Цели и задачи своего профессионального и личностного развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами, миссией и стратегическим планом развития образовательного учреждения, успехами обучающихся , индивидуальными профессиональными потребностями и дефицитами ;

Профессиональные компетенции (знания, умения, опыт) которые необходимо приобрести;

Средства для решения поставленных задач.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач личностного развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности . Взаимосвязь личностного и профессионального развития является необходимым условием образования и самообразования педагога. Поэтому, при составлении программы развития необходимо учитывать эти взаимосвязи.

Механизмом развития и саморазвития выступают самопознание и самоанализ деятельности, а их инструментом –рефлексивные способности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт педагога.

Практическая значимость индивидуальной программы состоит в том, что она позволяет систематизировать деятельность педагога, выявить динамику показателей профессионального роста, определить стимулирующие факторы, удовлетворенность образовательными услугами и - как результат – успешное прохождение аттестации.

Алгоритм составления индивидуальной программы

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). На этом этапе происходит самоопределение педагога. Поэтому не стоит игнорировать возможность “узнать о себе” из предлагаемых методик и обследований, которые могут помочь более глубоко понять мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность ; рефлексивные и коммуникативные умения. “Взгляд со стороны” позволяет сделать Вашу самооценку более адекватной. .

2. Программирование профессионального развития. Составление индивидуальной программы, включающую в себя ряд подпрограмм, где имеет место инвариантное и вариативное содержание. При проектировании индивидуальной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Это позволит лучше понять какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться. В содержание инвариантных пунктов должен входить федеральный компонент повышения квалификации (согласно рекомендациям Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования с учетом стандартов дополнительного профессионального образования), так как они напрямую связаны с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории.


Вариативное содержание составляют подпрограммы, которые направлены на решение конкретных проблем профессиональной деятельности.

Вариативная часть направлена на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных в результате диагностики дефицитов педагога.

3 . Для реализации индивидуальной программы
создается открытое образовательное пространство, где происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия, коррекция собственной деятельности и перепрограммирование.

Необходимо четко представлять ресурсы открытого образовательного пространства и видеть его уровни – внутри колледжа , муниципальный, республиканский, всероссийский.

4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог.

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы.

Мы предлагаем следующие разделы для составления программы профессионального развития педагога:

1) Самоанализ (Я -концепция)

Мои ценности;

Мое педагогическое кредо;

Мои профессиональные/личные достижения;

Мои сильные/слабые стороны;

Сфера профессиональных/жизненных интересов;

Что мне в себе нравится/не нравится;

Мои увлечения

2) Цели и задачи

Перспективные жизненные цели;

Ближайшие цели и задачи (самопознания, образовательные/профессиональные задачи, личностные).

3) Планы (перспектива, стратегия)

Предполагаемые направление и уровень профессионального развития;

Предполагаемые источники развития, образовательные организации ;

4) Программа действий (тактика)

Самопознание;

Дополнительное профобразование;

Личностное развитие;

Формы образования и развития;

Кто и в чем может помочь.


В индивидуальную программу профессионального развития педагога целесообразно включить: изучение психолого-педагогической литературы; разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса; освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения); разработку критериев и показателей результата образования, разработку диагностического инструментария, в т. ч. КОС; участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы колледжа; планируемое обучение на курсах повышения квалификации и профессиональные стажировки; участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т. д.).

НМО колледжа предлагает следующие формы научно-методической поддержки преподавателей, которые могут помочь построить и реализовывать индивидуальную программу профессионального развития каждого преподавателя нашего колледжа. Это:

-постоянно действующие семинары по актуальным проблемам образования ;

-работа проблемных семинаров, организуемых на основе изучения образовательных потребностей преподавателей и их профессиональных запросов;

Индивидуальные тематические консультации (очно и через Интерактивный методкабинет);

Работа временных творческих групп по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики, позволяющих преподавателям, ориентированным на самообразование, определить интересующую проблему и принять участие в ее разрешении (Лаборатории);

- организация курсовой подготовки (очной, очно-заочной, дистанционной);

Индивидуальные стажировки для усвоения актуального педагогического опыта лучших педагогов города, региона, других регионов и зарубежья и т. д.

Более подробно познакомиться с методологией проектирования ИППР педагога, также актуальными формами работы НМО нашего колледжа можно на: In_Out на Xeon/ Метод/ ИППР.

Мы предлагаем каждому самому решить, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать. Профессиональное развитие современного педагога должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления.

, руководитель Республиканской

экспериментальной площадки

Метод «портфолио»
В изменившихся условиях индивидуализации и личностной направленности, основой профессионально-образовательной деятельности становится индивидуальная профессионально-образовательная программа, разрабатываемая каждым студентом и позволяющая раскрыть индивидуальность студента и в аспекте его личностных особенностей, и в аспекте целей его профессионально-личностного становления, и в аспекте организации образовательной и самообразовательной деятельности.
Специфика индивидуальной профессионально-образовательной программы заключается в преодолении противоречий между нормативными требованиями к обучению всех (требования ФГОС-3) и индивидуальной направленностью образования, а также - между профессиональной подготовкой и, собственно, профессиональной деятельностью. Особое значение в построении индивидуальной профессионально-образовательной программы приобретает планирование самостоятельной работы.
Для этого, в индивидуальной профессионально-образовательной траектории указываются индивидуальные цели профессионального образования (которые, естественно, должны быть шире, чем требования стандарта), там же указывается объемные и качественные показатели материала, который подлежит изучению, выполняемые задания; сроки и формы отчетности по каждому разделу (предмету). Также в индивидуальной программе могут указываться формы и методы организации образования, сфера ответственности студента и преподавателя.
Разработка и реализация индивидуальных профессиональнообразовательных программ имеет многолетнюю историю применения в западной (в частности, американской) системе профессионального образования, где она получила название «учебного контракта». Учебный контракт разрабатывается в течение целого семестра под руководством тьютора (консультанта студента), затем проходит утверждение руководством колледжа и становится правовым документом. В учебном контракте, помимо порядка изучения предметов (дисциплин, модулей) указываются объемные и качественные показатели помощи, оказываемой вузом в процессе изучаемой индивидуальной программы и, напротив, обязательства студента по подготовке итоговых документов (отчетов об исследовательской и практической деятельности). Отдельными направлениями помощи является предоставление информационных ресурсов, а также - психологическое консультирование и тренинги.
В условиях современной российского педагогического вуза, более перспективным выглядит проектирование индивидуальной профессионально-образовательной программы в форме «портфолио». Изначально, так называлась совокупность документов, относящаяся к какой- либо сфере профессиональной деятельности. В частности, портфолио педагога может включать:
. набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации и др.);
. методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
. описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
. результаты аттестаций и иных видов оценки работы.
Кроме того, в зависимости от целей сбора портфолио, в него могут быть включены и иные документы, в том числе, относящиеся к личностному развитию педагога. Вообще, выделяют три типовые цели и, соответственно, модели портфолио:
1. Помощь в профессионально-образовательной аттестации. Основой портфолио, в этом случае, систематическое представление объективных свидетельств о профессиональной деятельности. Хорошо, если будут представлены видеозаписи деятельности, сопровождаемые рефлексивным комментарием. Еще один раздел портфолио - документы, отражающие официальную оценку результативности. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения, отзывы и т.д. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования или квалификации.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Такой портфолио собирается как «методическая копилка», отражение развития взглядов человека на свою профессию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога. В портфолио отражаются основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. В портфолио включаются сертификационные и аналитические документы, относящиеся к повышению квалификации, стажировкам, самостоятельному изучению материала, обращениям к помощи наставника или деятельности в творческих группах. По мере работы, в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Один из разделов портфолио может быть посвящен работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.