Исцеление верой. Что такое лечение верой

Исцеление верой. Что такое лечение верой

Что такое вера: как убеждения человека возникают из ничего

Услышав вопрос «Что такое вера?», человек часто представляет в воображении неких сверхъестественных существ, которым обычно поклоняются в специально отведённых местах, но мы взглянем на насущный вопрос иначе. Сказ будет не о выборе удачной религии, а о том, как при помощи веры создавать свой мир и формировать подходящие для человека убеждения.

Знаний недостаточно

Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание - это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.

Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?

Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.

Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».

Удивительно, насколько большой базой знаний обладает человечество, и как немногое они способны дать в жизни одного конкретного человека.

Что такое вера и зачем она нужна

Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.

Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».

Так мы самостоятельно придумываем, что есть «хорошо» или как поступать правильно (вспоминаем беседу о том, что всё в мире относительно). Затем мы начинаем верить в придуманное, что и создаёт завершённость картины мира, поэтому любой человек во что-то верит.

Развитие

Каждый из нас с самого рождения начинает двигаться и расти - так задумала природа. Но для движения необходимо от чего-то отталкиваться, а с кучей вопросов в голове это невозможно. Поэтому на каждый «ненаучный» вопрос человек создаёт для себя ответ. Таким образом мы обретаем определённость, благодаря которой становится возможно движение.

Возможности

Что такое вера? - это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что - нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.

Любое достижение - результат тяжёлых усилий, терпения и огромного числа неудач, который становится возможным только, когда человек имеет стальную веру в свои идеи.

Реализация ресурсов

В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании - это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».

Ресурсы при наличии веры позволяют реализовывать образующиеся возможности, замыкая тем самым круг, внутри которого происходит наш рост.

Как формируются убеждения человека

О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.

Предположение

Предположение - это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.

Предположение является продуктом сознания, а значит человек прекрасно понимает, что сам его создал, оно ещё слабо изучено и проверено, чтобы можно было серьёзно на него опереться.

Подкрепление

Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.

Если предположению удаётся выживать в нашем сознании достаточно времени, значит мы часто подтверждаем его на практике. Результатом продолжительной веры служит формирование убеждений человека - прочной и редко изменяемой конструкции, оседающей в подсознании, которая в особом подкреплении уже не нуждается. Убеждение становится правилом и начинает определять нашу жизнь, на них в основном и строится мировоззрение.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.

Как мы верим

Несмотря на то, что любая вера что-то даёт нам, важно понимать имеющиеся побочные эффекты. Рассмотрим два подхода к формированию человеком своих убеждений.

Вера против

Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.

Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!

Всё это различные формы веры против. Данный подход является наиболее популярным среди людей, но откуда возникает дикий ажиотаж, что такое даёт эта вера?

Безопасность

Мы привыкли выбирать путь наименьшего сопротивления во всём. Плохое заметить гораздо проще, оно ярко воспринимается и запечатывается в памяти надолго, а значит и прийти к ограничивающему предположению будет легко. Создать из него убеждение человеку тоже будет стоить малых усилий. К примеру, чтобы убедиться в неумении петь, достаточно просто не делать ничего или в крайнем случае вспомнить парочку невнятно исполненных композиций.

Вера против хороша тем, что наименьшими затратами мы можем сформировать убеждения и быстро прийти к определённости.

Для простоты понимания представим мировоззрение как землю, находящуюся в распоряжении человека. Мировоззрение, основанное на вере против, имеет свои рамки, значит наши владения обнесены забором.

Наличие забора позволяет сосредоточиться на конкретном куске земли, детально изучить его и научиться отлично ориентироваться в местности. Говоря по-русски, такой мир проще понять, человеку становится ясно, чего можно ожидать в жизни, а это даёт ощущение безопасности.

Отсутствие развития

Единственный минус, который сводит на нет всё великолепие веры против, заключается в лишении себя возможностей, так как большая их часть остаётся скрытой за забором от нашего взора.

Перемещаясь по замкнутой местности, ты каждый раз приходишь туда, где уже был, движением это назвать можно, но развитием такие хождения точно не назовёшь. Значит ресурсы так и продолжат пылиться на складе внутри нас, а наши желания всё ещё останутся недостижимыми.

Вера за

Каждый человек, кем бы он ни был, в душе жаждет большего, нам ведь никогда ничего не бывает достаточно - эта особенность обеспечивает наше развитие. Но создать большее можно, только поверив в большее, что позволяет сделать вера за. Именно о такой вере речь шла в суровом рассказе на тему «Как начать действовать сильно».

Если желаешь жить в справедливом мире - поверь в справедливость и тогда сможешь её создать. Такая вера конечно даёт человеку возможности, но вместе с этим появляется куча весёлых трудностей.

Небезопасность

Верить за гораздо сложнее, потому что придётся постоянно подкреплять веру на деле. Например, чтобы быть убеждённым в своих вокальных способностях, необходимо серьёзно запотеть и многому поучиться.

Любой процесс создания большего, чем у тебя есть сейчас, означает хождение в неизученной местности с множеством преград на пути. Нужно иметь сильное желание, чтобы продолжать верить в подобное направление. Люди с этой моделью веры редки, значит нечасто могут заручиться поддержкой и пониманием окружения.

Что мы обычно говорим человеку, который поделился с нами совсем неосуществимой идеей: «Это интересная мысль, но будь реалистом!». Если бы все люди прислушивались к такому совету, мы бы наверняка всё ещё сбрасывали некрасивых детей со скалы. Значимые достижения как раз и происходят, когда человек перестаёт быть реалистом и начинает верить в большее - вот что такое подлинная вера.

Безопасностью тут и не пахнет. Когда ты не веришь в свои способности, то очередная неудача не станет для тебя новостью, воспримется безболезненно и лишь подтвердит предположения. Но если ты веришь в желаемое и встречаешь трудности, они идут вразрез с твоими идеями и серьёзно пошатывают веру, проверяя тебя на прочность.

Определённость здесь кроется в понимании того, зачем случаются трудности и неудачи. Мы часто склонны воспринимать такие события как намёк на неблагоприятный исход. На самом же деле проблемы являются необходимым добром для осуществления желаемого.

Ничто хорошее не даётся человеку просто, поэтому, встречая сложности, можно судить о том, что по итогу выйдет нечто дельное. Такое понимание позволяет сэкономить энергию на переживаниях и сосредоточиться на движении.

Учимся верить

Универсальной веры не существует, она индивидуальна для каждой отдельной жизни, но у нас есть несколько мыслей, которые поспособствуют плодотворному поиску конкретно вашей веры.

Не верить на автомате

Убеждение человека - это лишь укоренившееся предположение, которое изначально никак не было обосновано, не закон, а лишь гипотеза, в соответствии с которой мы решаем существовать.

Убеждения могут быть любыми, но обычно мы никак не управляем процессом их выбора, они создаются автоматически на основе воспитания, влияния общества и других условий, в которых живёт человек. Когда в нашем уме сформировались убеждения, мы редко анализируем их пользу и надобность, а это мешает замечать их неактуальность и негативное влияние.

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос «верны ли мои убеждения?».

Фёдор Достоевский

Понимать, чего ты хочешь

Алгоритм создания эффективных убеждений человека выглядит так:

  • выбираем предположение;
  • начинаем верить в него и параллельно стремимся определить, насколько выбранное предположение нам подходит;
  • если предположение оказывается подходящим, то трансформируем его в убеждение, которое будет приносить нам пользу уже на постоянной основе;
  • если предположение оказалось неподходящим, выбираем другое и начинаем алгоритм сначала.

Эффективность заключена в том, что такая вера позволяет человеку сформировать стоящие убеждения, которые впоследствии сыграют на него.

Невозможность использования данного алгоритма состоит в непонимании собственных желаний. Если ты плохо представляешь, чего бы тебе в жизни хотелось и каким ты стремишься видеть мир, то никакие убеждения ты не сможешь считать подходящими, вот мы и выбираем абы какие.

Желание в человеке появляется неслучайно, оно позволяет верить во что-то достаточно сильно, чтобы делать это осуществимым. Игнорируя желания, мы теряем движущую силу и верное направление.

Убеждения человека создают его мир

Существует один защитный механизм, который поддерживает наше мировоззрение в целостном и завершённом состоянии. Механизм таков: человек во всём в мире стремится увидеть отражение своих убеждений, чтобы их истинность не вызывала сомнений. Это объясняет, почему два человека одинаковый опыт понимают по-своему, делают непохожие выводы и открывают разные возможности.

Наличие такой предохранительной системы здорово помогает человеку, который решил верить за, ибо он в любой даже самой ужасной ситуации увидит новую возможность на пути к желаемому. Но если мы формируем убеждения бездумно, и они не соответствуют нашим желаниям, то мы будем продолжать видеть мир с позиции невозможности достижения желаемого, а это ещё сильнее укрепит нашу веру в собственную бездарность.

Об уверенности в себе

Одной из главных причин формирования убеждений для человека является желание быть уверенным в себе, потому что уверенность позволяет быстрее двигаться и достигать целей. Часто мы надеемся создать уверенность в себе, стараясь не изменять убеждения. Чем сильней в нас укореняются определённые идеи, тем проще на них опираться.

Но вера в себя достигается не из-за кажущейся незыблемости убеждений, а за счёт их положительного влияния на нашу жизнь. Если ты замечаешь, что убеждения помогают тебе приближаться к мечтам, только тогда ты начинаешь доверять им и обретаешь настоящую уверенность.

Вера и исцеление

Существование взаимосвязи между верой и исцелением всегда было предметом, вызывающим любопытство и противоречивые мнения. Многие из нас слышали истории про то, как люди исцелялись от серьезных болезней благодаря своей вере. Исследование подобной взаимосвязи научными методами долгие годы было своеобразным табу среди ученых и врачей. Еще всего лишь 15-20 лет назад было бы научным самоубийством предложить подобную тему для изучения

Ситуация начала меняться, сейчас многие нау чные центры проводят исследования целительных свойств веры. Прошедшие в последнее время конференции в Гарварде, Клинике Майо и Американской Ассоциации по развитию науки (ААРН), также как и освещение этой темы в средствах массовой информации на каналах, ПиБи- Си, Эн-Би-Си, Найтли Ньюс, Си-Эн-Эн и др. демонстрируют изменение к ней отношения. В этой статье мы приводим примеры подобных исследований, рассказываем о людях, которые работают над этой проблемой и их достижениях.

Доктор Герберт Бенсон
Доктор Герберт Бенсон - адъюнкт-профессор медицины в Гарвардской Школе Медицины и президент, один из основателей Медицинского Института ума и тела в Бостонской Дияконисской Больнице. Будучи автором 150 научных работ и 6 книг, Бенсон сделал важный вклад в наше понимание физиологии исцеляющих свойств веры(1).

Еще будучи молодым кардиологом, он работал с людьми, страдающими высоким давлением, и заметил, что самое высокое давление у пациентов наблюдалось во время визита к врачу. Он понял это после того, как обратил внимание, что его пациенты, использующие лекарственные препараты для снижения кровяного давления, часто чувствовали головокружение и слабость. Это свидетельствовало о том, что полученное давление было слишком низким. Так как дозы были рассчитаны в соответствии с измерениями, сделанными во время их визита к врачу, то он заклю чил, что их обычное давление до или после посещения должно было быть ниже.

Для разработки проблемы гипертонии, вызываемой стрессом, он оставил работу в кардиологии и вернулся к физиологическим исследованиям в Гарвардской Школе Медицины.

Однажды, когда он экспериментировал с обезьянами, около пятнадцати молодых людей, занимающихся трансцендентальной медитацией, попросили его изучить их подверженность стрессу. К их груди и голове были присоединены электроды для измерения волн, испускаемых сердцем и мозгом. Специальные маски собирали выдыхаемые ими газы для того, чтобы можно было проконтролировать метаболизм и интенсивность дыхания. Затем были сделаны базовые измерения, когда студенты сидели тихо в течение 20 минут. Одинаковые измерения повторились снова, после двадцатиминутной медитации, а потом в последний раз, когда они сидели не медитируя. Метаболизм участников уменьшился на 17% во время медитации, а интенсивность дыхания уменьшилась на 20%. Частота мозговых волн также понизилась.

Бенсон выделил два основных компонента трансцендентальной медитации: первый - это медитации и молитвы, включающие повторение слова, звука или определенным образом сделанного выдоха, а второй - игнорирование других, приходящих на ум мыслей, и продолжение повторения.

После того, как он изучил различные религии и культуры, он нашел эти компоненты практи- чески во всех из них. Самые ранние примеры мы можем найти в индуизме, где люди фокусируются на своем дыхании и повторении фразы из священной книги, не обращая внимания на ежедневные заботы. Подобные примеры мы находим и в иудаизме, христианстве, исламе, синтоизме, даосизме и конфуцианстве. Он отметил, что такая практика может содействовать улучшению здоровья путем снижения реакции нервной системы организма на стресс, которая известна как “защитная реакция” *.

Бенсон рассматривает свою работу не как альтернативную медицину, а как одну из “ножек трехногого табурета”. По его словам: “Одна ножка - это фармацевтика, другая - хирургия и обычные процедуры, а третья - забота о собственном здоровье. Эта последняя “ножка” включает в себя питание, упражнения и релаксацию. Очень важно не пренебрегать этой последней “ножкой”, потому что от 60 до 90 процентов посещений доктора связаны с состояниями, обусловленными стрессом, где фармацевтика и обычные виды лечения мало эффективны” (2).

Бенсон также обнаружил, что как вера вдохновляет на молитвы, так же и молитвы и медитация укрепляют здоровье. Он и его коллеги ле- чили такие болезни, как высокое давление и аритмия, методом релаксации, неотъемлемой частью его собственной программы была забота о здоровье и о соблюдении всех молитв и медитаций. Они вылечили 75% людей, страдающих бессонницей, депрессией из-за таких болезней, как рак или СПИД, а также уменьшили спазмы и тошноту, вызванные химиотерапией. Его специальная программа для женщин, не могущих забеременеть, основной упор в которой делается на заботу о своем здоровье путем использования специальных методов релаксации, правильного питания и изменения образа мыслей, дала результат практически в два раза выше, чем другие программы: 34% к 15-ти%.

Доктор Дэвид Ларсон
Психолог Дэвид Ларсон - президент Национального исследовательского института США по здравоохранению и автор учебного пособия “Забытый фактор”, написанного в соавторстве с его женой Сьюзен. В этой книге он рассматривает взаимосвязь между религией и здоровьем. Он использовал результаты опроса общественного мнения, проводимого институтом Гэллапа, в ка- честве подтверждения своих исследований. Они показывают, что 95% американцев верят в Бога, и, несмотря на то, что только половина из них верит в существование ада, 80% оптимистично верят во всепрощающего Господа. Кроме того, 40% американцев каждую неделю посещают богослужение.

Во время своей психиатрической практики в Университете Дьюка, что было три десятка лет назад, Ларсон спросил у своего профессора, как он мог бы применить свою веру в психологической практике. На что профессор ответил: “Ты из тех людей, кто хочет, чтобы другие люди верили в то же, что и ты?” И хотя его ответ был отрицательным, профессор продолжил: “Очевидно, что ты можешь повредить своим пациентам”. Он вспоминает, что любой, кто бы поднял эту тему в то время, немедленно был бы назван фундаменталистом(3). Но его дальнейшие исследования и обширные публикации привлекли внимание, которое помогло финансировать создание Национального исследовательского института по здравоохранению. Программа “Вера в медицине”, которую финансирует институт, выделяет субсидии в размере 10,000$ медицинским учебным заведения для чтения курсов по религии и медицине. Университет Джона Хопкинса и Джорджа Вашингтона - один из одиннадцати таких вузов, получивших эту субсидию.

Доктор Харальд Кениг
Харальд Кениг, адъюнктпрофессор психиатрии и директор Центра по изучению религии, духовности и здоровья на базе Медицинского центра в Университете Дьюка, - один из первых ученых, которые начали изучать целительный потенциал веры. Кениг впервые заметил важность веры в исцелении человека, когда был молодым семейным врачом. Он должен был наблюдать пациентку, которая провела в больнице уже около месяца после того, как ей сделали операцию на бедре. Ее муж умер от внезапного мозгового удара, а она поскользнулась на льду во время похорон и повредила бедро. Хирург предупредил его, что она была эмоционально очень ранима. Это было вполне объяснимо, так как она пережила то, что в обычном случае обязательно привело бы к клинической депрессии и это соответственно замедлило бы процесс выздоровления. Но он был очень удивлен, увидев пожилую женщину очень бодрой.

Она спросила: “Что я могу для вас сделать, доктор?” Кениг пытался найти внешние признаки, которые бы свидетельствовали о депрессии - упадок духа, помутневшие или красные заплаканные глаза, трудности с концентрацией, но ничего не обнаружил. Побеседовав с ней, он понял, что свою бодрость она черпала из чтения Библии. Она сказала ему: “Если я просыпаюсь и чувствую себя одинокой или боюсь чего-либо, я читаю Библию или разговариваю с Господом. Он всегда там, даже, когда нет тех, кого я люблю. Это самая важная вещь, которая помогает мне жить”.

Кениг был потрясен. Когда она выздоровела всего лишь с небольшими осложнениями, он почувствовал необходимость дальнейшего изучения важности такой глубокой веры с медицинской точки зрения. С того случая многие пациенты рассказывали ему, как вера помогла им совладать с собой, тем самым ускоряя их физическое выздоровление. Его исследовательская группа, которая изу- чала тысячи американцев с 1984 года, собрала веские доказательства того, что вера в Бога не только поддерживает общее хорошее самочувствие и здоровье человека, но и помогает пациентам вылечиваться от серьезных болезней(4).

“Молитвы Богу позволяют пациенту косвенно влиять на свою болезнь”. Они верят, что не одиноки в своей борьбе, и что Господь интересуется ими лич- но. Это защищает их от психологи ческого одиночества, которое овладевает многими людьми, страдающими от серьезных болезней. Изучив 455 пожилых людей в больнице, Кениг обнаружил, что тем, кто регулярно раз в месяц посещал церковь, в среднем требовалось провести в больнице всего 4 дня, в то время как тем, кто редко или вообще не посещал церковь, требовалось около 10-12 дней госпитализации.

Доктор Дейл Мэтьюс
Дейл Мэтьюс - адъюнкт-профессор медицины в Медицинском Центре Джорджтаунского университета, штат Вашингтон. В начале 1980-х годов Дейл, тогда еще молодой терапевт, встретил пациента с очень сильной верой, который оказал влияние на всю его дальнейшую жизнь. Прежде чем позволить Мэтьюсу лечить его, пациент сказал: “Я верующий христианин. Если вы собираетесь ле- чить меня, доктор, то я хочу, чтобы вы со мной помолились”. Мэтьюс никогда не делился своей верой со своими пациентами, поэтому он отнесся к этому предложению с большой неохотой. Но он все же согласился, надеясь в душе, что тот сохранит это в секрете. Мэтьюс не хотел прослыть “антинаучным”, и был обескуражен, когда зыч- ный голос пациента наполнил его приемную.

Но в тот день он понял главное: его пациент был целостным человеком, а не просто набором симптомов и анализов, которые составляют “случай”. Это сделало его более внимательным к фактам, подтверждающим, что религия важна для человека. Если кто-то говорил: “Даст Бог, результаты анализов будут хорошими”, Мэтьюс просил: “Расскажите, что вы думаете о Боге”. Он утверждает: “Мы не можем научно доказать, что Бог излечивает, но я верю, что мы можем доказать то, что вера в Бога имеет положительный эффект”. В своей недавно опубликованной книге “Фактор веры” он объединяет религиозную мудрость, научные исследования и случаи из жизни пациентов для того, чтобы продемонстрировать связь между верой и здоровьем(5).

Статистические данные
Институты здравоохранения начинают обращать внимание на взаимосвязь веры и здоровья. Гарвардская Школа Медицины, Клиника Майо и ААРН спонсировали конференции по вопросам духовности и здоровья. Около половины всех медицинских школ в Америке предлагают курсы на эту тему. Ниже мы приводим результаты некоторых опубликованных исследований по этой проблеме. ·Опрос 269 врачей на собрании Американской академии семейных терапевтов в 1996 году показал, что 99% из них верят, что вера в Бога может помочь выздоровлению. Когда же их спросили о собственном опыте, то 63% заявили, что Бог помог улучшить также и их собственное состояние здоровья. Их пациенты с еще большим энтузиазмом соглашаются, что молитва - это мощное средство, способствующее выздоровлению. Опрос мнений, проведенный агентствами Си-Эн-Эн и Ю. Эс. Эй. Уикэнд, показывает, что около 80% американцев верят, что вера или молитва могут помочь людям в выздоровлении от болезни или травмы, и больше 60% думают, что врачи должны говорить о вере со своими пациентами и даже молиться с теми, кто этого хочет.

·В соответствии с исследованиями, проведенными в Колумбийском университете, дети, чьи матери религиозны, меньше подвержены депрессиям(6). Они проследили жизнь 60 матерей и 151 ребенка на протяжении десяти лет для того, чтобы определить существует ли взаимосвязь между религиозностью матери и возникающими впоследствии депрессиями у их детей. Исследование показало, что у дочерей (не сыновей), чьи матери придавали большое значение религии, депрессии и психические расстройства на протяжении всего периода случались на 60% реже. Вторым важным фактором, связанным с уменьшением количества депрессий, является то, насколько хорошо дети воспринимали религию матери. Когда мать и ребенок принадлежали к одной религиозной конфессии, вероятность разного рода расстройств и депрессий у дочерей уменьшалась на 71%, а у сыновей на 84%.

·Другим важным результатом исследований является то, что верующие матери сами тоже менее подвержены депрессиям(7). Случаи расстройств подобного рода на протяжении десяти лет случались у них на 81% реже. Эти результаты не противоречат другим исследованиям, которые показывают, что между религиозностью и депрессией существует обратная зависимость. Этому существует несколько объяснений. Исследования показывают, что религиозные матери значительно реже разводятся или испытывают трудности материального характера - факторы, которые могут явиться причиной депрессии у детей. Другое потенциальное объяснение появилось в последнем исследовании Медицинского колледжа в Вирджинии, которое показало, что религия защищает людей от депрессии, являясь своеобразным буфером против стрессовых жизненных ситуаций(8).

·Исследования в Дортмундской школе медицины показывают, что пациенты, страдающие кардиологи ческими болезнями, умирали при операции в 14 раз чаще, если не участвовали в групповой терапии и не были религиозными. В течение шести месяцев 21 пациент умер при операции, но все 37 человек, которые сказали, что они “глубоко религиозны”, остались живы.

·Наблюдение за 2.812 пожилыми людьми, проведенное в Йельском Университете, обнаружило, что у тех, кто никогда или редко посещал церковь, уровень сердечных приступов был в два раза выше, чем у тех, кто ходил туда регулярно раз в неделю.

·Исследование 5.286 калифорнийцев показывает, что уровень смертности среди приверженцев церкви ниже, чем у нерелигиозных людей независимо от таких факторов риска, как курение, употребление спиртного, чрезмерный вес и малоподвижность.

·У верующих также наблюдается меньше симптомов и лучшие результаты в 7 из 8 исследований раковых заболеваний, в 4 из 5 исследований высокого кровяного давления, 4 из 6 исследований болезней сердца и 4 из 5 исследований общего здоровья пациентов. По результатам одного из исследовательских анализов глубоко верующие люди менее подвержены депрессиям, реже совершают самоубийства, менее склонны к алкоголизму и другим вредным привычкам.

·Могут ли помочь молитвы других людей? В 1988 году кардиолог Рэндольф Бирд провел исследование. 393 пациента с болезнями сердца в Медицинском научном центре больницы СанФранциско были разделены на две группы. За одну молились люди по всей стране, другие не получали каких-либо молитв со стороны участников эксперимента. Пациенты не знали, к какой группе они относятся. В группе, за которую молились, реже случались осложнения, было меньше случаев пневмонии, остановок сердца, закупорок сердечных сосудов, и им было нужно меньше антибиотиков(9).

·В округе Аламеда (США) для долгосрочного исследования здоровья и смертности было отобрано 2.730 человек, результаты показывают, что люди, которые посещают религиозные службы и участвуют в какой-либо благотворительной и религиозной деятельности, получают защиту от стресса, обусловленного финансовыми трудностями, проблемами со здоровьем и т.д.

·Изучая приблизительно 600 серьезно больных пациентов в возрасте от 55 лет и старше, ученые отметили 47 случаев исцеления. Они обнаружили, что пациенты, которые искали связи с Господом, а также поддержку у служителей церкви, были менее подвержены депрессии и оценивали свои шансы выше, даже принимая во внимание всю тяжесть своей болезни. Исследователи также отметили, что те пациенты, которые оказывали духовную поддержку другим, молясь и поддерживая их веру, эмоционально чувствовали себя лучше.

·Одно из последних исследований, проведенных в Университете Дьюка, привело к еще более поразительным результатам. Его целью было изу- чить роль религии в излечении депрессии. Ученые проследили 87 пациентов 60 лет и старше, обладающих депрессивными расстройствами, на- чавшимися после того, как они попали в больницу с какой-либо физической болезнью. Исследование показало, что религия может помочь людям вылечиться от депрессии. Фактически, чем духовнее был пациент, тем быстрее он выздоравливал(10).

Заключение
Может ли вера действительно исцелять? В соответствии с некоторыми исследованиями ответ несомненно положителен. Изучение связи между религиозной верой и физическим исцелением еще очень молодо. Но уже существуют важные показатели того, что вера может иметь положительное влияние на здоровье, дополняя такие традиционные области медицины, как фармацевтика и хирургия. Все больше профессионалов из престижных научных центров начинают рассматривать взаимосвязь веры и ее целительных свойств посредством научных методов. Будучи некогда табу, эта тема сейчас серьезно обсуждается в научных кругах. Независимо от полученных результатов уже само существование этой попытки обещает расширить возможности взаимодействия науки и веры и привести к лучшему пониманию человека.

* Защитная реакция: стресс определяется как восприятие угрозы или опасности, которые требуют изменения поведения. Результатом стресса являются различные физические изменения, включающие увеличившийся метаболизм, учащенное сердцебиение и дыхание, а также более быстрый приток крови к мышцам. Эти внутренние физиологические изменения готовят нас к тому, чтобы бороться или убежать, именно поэтому эта реакция получила такое название (дословный перевод с английского - реакция “борись или беги”). Защитная реакция была впервые описана Гарвардским физиологом доктором Вальтером Б. Кененом. Она связана с увеличивающимся количеством адреналина и норадреналина (эпинефрина и норэпинефрина) в кровь.

1 Herbert Benson, Timeless Healing: The Power and Biology of Belief (Fireside: 1997).
2 “Mindful Healing, Technology Review,” Edited by Massachusetts Institute of Technology, October 1996.
3 Jessica Cohen, “The Greatest Story Never Told,” Utne Reader, No.80, April 1997.
4 “Doctors Report: Faith Can Heal You,” Reader"s Digest, October 1998.
5 Dale A. Matthews, The Faith Factor: Proof of the Healing Power of Prayer, Penguin USA, 1999.
6 L. Miller, et al. “Religiosity and Depression: Ten-year Follow-up of Depressed Mothers and Offspring.” J. Am. Acad. Child Adolescent Psychiatry 1997; 36:10:1416-1425.
7 Там же.
8 K.S. Kendler, et al. “Religion, Psychopathology, and Substance Use and Abuse: A Multi-measure, Genetic-Epidemiologic Study.” Am. J. Psychiatry 1997; 154 (3):322-329.
9 “Doctors Report: Faith Can Heal You,” Reader"s Digest, October 1998.
10 “Why Doctors Believe Faith is Powerful Medicine,” Reader"s Digest, October 1999.

Мы можем спокойно пребывать в вере в то, что Бог, который является Богом чудес, слышит наши молитвы. Он всемогущий Бог – даже воробей не упадет на землю без Его воли.

Один человек был болен на протяжении тридцати восьми лет, исцелившись, взял постель свою и пошел. (Иоанна 5:1-17)

«Иисус вложил персты Свои в уши глухого косноязычного человека, вздохнул и сказал: «Отверзись». И уши этого человека открылись, и он стал говорить чисто». (Марка 7:32-35)

«Петр сказал одному человеку, который восемь лет лежал в постели в расслаблении: «Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей.» И он тотчас встал». (Деяния 9:32-35)

«…совершались в народе многие знамения и чудеса…Верующих же более и более присоединялось к Господу.» (Деяния 5:12-15)

В Библии приводится много примеров исцелений людей. Являются ли эти чудеса чем-то из прошлого? Исцеляет ли Бог от болезней сейчас? Что говорит Библия об исцелении?

Вера во всемогущего Бога

В раннем христианстве, когда церковь только строилась, Бог использовал чудеса, чтобы укрепить веру людей. Общий знаменатель всех этих чудес заключается в одном слове: вера. Ни одно исцеление не может произойти без веры в Бога, который силен спасать. Иисус сказал женщине, которая прикоснулась к Его одежде, чтобы получить исцеление: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.» (Марка 5:34)

Ни одно исцеление не может произойти без веры в Бога, который силен спасать.

Бог также силен исцелять и сейчас. «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6) Его сила и сейчас доступна так же, как это и в старые времена.

Чистая совесть перед Богом

Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» (Иакова 5:14-16)

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться.» Пусть свет Божий сияет над твоей жизнью. Ты сам знаешь, можешь ли ты предстать чистым пред Его лицом, или сознательно скрыть что-то, что не захотел оставить. Исцеление не может произойти, если в жизни есть скрытый грех. Ты можешь пережить исцеление, если признаешь свой грех и оставишь его. Это написано не в качестве гарантии о том, что ты исцелишься, если осознаешь свой грех. Но признание является обязательным условием для исцеления. Если есть что-то, что может находится между тобой и твоей связью с Богом, что-то, что мешает твоему духу быть чистым, это должно быть удалено. Это верно и актуально как для тех, кто здоров, так и для тех, кто болен.

Болезнь не должна являться причиной, чтобы обвинять в несправедливости кого-то, в том числе и себя самого. Это касается как физических болезней, так и психических расстройств. Ты можешь мучить себя вопросами: «Почему Бог меня так наказывает? Что я сделал неправильно?» Если ты честен по отношению к себе, если ты очищаешь самого себя и, если ты приводишь вещи в порядок, тогда все будет в порядке.

Бог слышит наши молитвы

Бог отвечает нам, когда мы молимся. Как люди, мы должны примириться с тем, что Он не всегда отвечает на наши молитвы в соответствии с нашими ожиданиями. Написано: «молитва веры исцелит болящего.» Болезнь может привести нас к различным искушениям – к нетерпению, беспокойству, тревоге, к жалобам и т.д. Когда мы используем возможность, чтобы спастись от всех этих грехов, тогда у Бога есть возможность совершить в нас работу, которая, возможно, не была бы совершена, если бы мы были здоровы. Испытания, которые мы переживаем, могут укрепить наши отношения с Богом. И таким образом мы получаем спасение! Спасение от греха, живущего во всех людях, который является самой большой болезнью.

У нас есть Бог, который слышит наши молитвы, и мы Ему небезразличны. Продолжай верить! Верь в Бога чудес!

Ты был послушен тому, что написано в Иакова, и принёс свои молитвы веры перед Богом. Он слышит эти молитвы. Они могут затронуть Божье сердце. Бог любит нас, и Он желает нам самого лучшего. Он внимает и слушает, и в свое время Он ответит. У нас есть Бог, который слышит наши молитвы, и мы Ему небезразличны.

Иногда исцеление происходит мгновенно – человек в один момент переходит из пасти смерти к полному здравию. В других случаях, почти незаметно, что стрелка начала переходить от болезни к исцелению. Иногда «чудо» происходит посредством рук врачей. Но никогда не сомневайся, что Бог слышит твои молитвы. «Много может усиленная молитва праведного.» Продолжай верить! Верь в Бога чудес!

Мы можем прочитать историю о Езекии в 4 Царств 20 гл. Он был болен и близок к смерти. Пророк Исаия сказал ему: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь.» Но Езекия помолился Богу и Бог послал Исаию обратно к нему с вестью: «Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя…и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет» Божий план заключался в том, что Езекии предстояло умереть, но его молитва затронула Божье сердце.

Полный покой в Боге

Мы можем научиться доверять Богу в такой степени, что получим полный покой в Нем. Он силен спасти нас от болезни и греха, что является самым великим.

Верь в то, что в руке Божьей все так, как должно быть. В болезни и в здравии стремись следовать по стопам Иисуса, и побеждать грех. Используй обстоятельства, посланные Богом, чтобы преобразоваться в образ Сына Его (Римл. 8:29) И когда придёт время идти домой, чтобы быть с Богом, радуйся! Это будет не вечной смертью, но вечной жизнью с Богом!

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.
Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.
Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта? Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Господа невозможно доказать потому, что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно – противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом, реальность существования Творца невозможно подтвердить опытным путем, поэтому она воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно доказать истинность существования Господа опытным путем, означает и обратное – опытным путем нельзя это опровергнуть или методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос об истинности бытия Творца – это вопрос не опытной науки, но именно веры.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».
Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.
Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Однако, признавая невозможность доказательств, мы в окружающем нас мире находим подтверждение истинности своей веры. Один из самых ярких аргументов в пользу существования Премудрого Бога Творца является анализ окружающего нас мира. Каждый из исследователей природы должен признать, что существующий мир удивительно гармоничен, все в нем целесообразно. Более того, со временем человек понял, что в мире все взаимосвязано и нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Взять хотя бы бы величину земного шара – он идеально подходит для жизни. Если бы наша планета была хоть немного больше, сила притяжения просто раздавила бы живущие на планете существа давлением огромного атмосферного столпа. Если бы Земля была хоть на немного меньше, частицы кислорода не удерживались бы на ней, а атмосферный щит, защищающий землю, был бы очень тонок, настолько, что не смог бы сдерживать падающие в виде метеоритов нам на головы куски космических тел, что, естественно, не способствовало бы жизни на Земле.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

Что такое вера? На этот вопрос постарается ответить архимандрит Лев Жилле в этой статье. Впервые опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 8, в 1996 году.

Что такое вера?

Я предлагаю начать с общей молитвы (Царю Небесный… )

Я буду говорить с вами о вере. К этой теме трудно подступиться, вернее сказать: трудно решить, с какой стороны подступаться. Проблемы, касающиеся веры, можно рассматривать с точки зрения богословия, психологии, социологии или с официальной точки зрения; есть множество подходов к этому вопросу! Я же хотел бы остановить свой выбор на вере, как она представлена самим Словом Божиим и вместе с вами увидеть что-то из того, что сказано о ней в Священном Писании. В прочитанном мне хотелось бы расслышать прежде всего голос Бога, а не человека. Я взываю к самому Писанию, чтобы получить разъяснения о природе веры.

Писание - это море, гигантский океан. В какой же его части найдем мы то, что ищем? В Ветхом Завете есть прекрасные свидетельства веры Авраама. С христианской точки зрения можно было бы сказать, что всякая вера в конечном итоге истекает, исходит из этого простого акта веры Авраама, по призыву Божиему все оставившего, со всем распрощавшегося и ушедшего в неведомые края. Но я больше хотел бы найти то, что говорит о вере не Ветхий, а Новый Завет. Где же искать? Приходят на память Послания св. ап. Павла, например, Послание к Римлянам, написанное как раз на тему веры и спасения верой. Но я предпочитаю услышать о вере прямо из уст Господа Иисуса. Из Евангелия, из Его слов, которыми полны Евангелия, хочу я узнать: что значит верить? Какова она - вера? А где в Евангелии найдем мы это определение (если вообще можно в данном случае говорить об “определении” - это слово обедняет суть)?

Есть в Евангелии место, как мне кажется, наиболее ясно выражающее мысли Господа о вере. Я говорю: “наиболее ясно”, - потому что в этом месте Господь сказал: “И в Израиле не нашел Я такой веры” - о совершенно конкретной манере верить. Мы видим здесь оценку из уст самого Господа, и лучшего понимания веры, пожалуй не найти. “Я не нашел, - говорит Он, - такой веры”. Он говорит это только в этом месте, и именно к этому месту, к этому евангельскому эпизоду я и хотел бы привлечь ваше внимание.

Вы, конечно, уже догадались о каком месте я собираюсь говорить: это исцеление слуги капернаумского сотника. Сначала я хотел бы перечитать вместе с вами слова Евангелия от Матфея, относящиеся к этому событию.

“Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой, ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час” (Мф 8:5–13).

Этот отрывок следует рассмотреть вместе с другим местом в Евангелии, и оба они составляют что-то вроде антитезы, позволяющей достаточно отчетливо видеть, что Господь наш понимает под верой и что Он понимает под неверием. Вот это второе место. Евангелие от Марка повествует о посещении Господом Назарета:

“Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их” (Мк 6:1–6).

Только в этих двух случаях Евангелие говорит нам, что Господь наш был чем-то удивлен. Евангелие приписывает Ему многие чувства, но удивление - лишь дважды. Эти два случая мы видели только что в двух прочитанных отрывках. С одной стороны - изумление Господа вере римского сотника из Капернаума: “Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры”. С другой стороны - изумление Господа Иисуса неверию соотечественников из Назарета: дивился Он неверию их и смог сотворить лишь немного чудес. Это кажется нам парадоксальным. С одной стороны римский офицер, сотник, не еврей, возможно, прозелит (согласно Евангелию от Луки, он построил синагогу), но все равно не принадлежащий к избранному народу, к народу избранных. С другой стороны перед нами люди из Назарета. Их можно было бы назвать православными своего времени: у них был Закон, были Пророки, богослужение, был храм, была синагога, были обычаи и традиции, короче - все множество средств к спасению. И они не поверили. Господь наш был изумлен их неверием, будучи перед этим изумлен верой сотника-язычника. Мы попытаемся сопоставить эту веру и это неверие.

Сначала попробуем понять духовное состояние мужчин и женщин из Назарета. Иисус был изумлен их неверием. Чего же недоставало этим назарянам? Разобравшись в этом, мы увидим, что есть отсутствие веры. Из назаретского отрывка ясно, что вера состоит не в каких-либо убеждениях, философских воззрениях или наборе формул. Она тем более не состоит в исполнении обрядов. Эти назаряне были вполне благочестивы. Они явились в синагогу, потому что это был день субботний. Таким образом они приняли участие в богослужении. Тем не менее Иисус удивляется их неверию. Во время богослужения читались отрывки из Закона и Пророков. У этих людей были конкретные убеждения, но веры у них не было. Вера строится не на убеждениях разума и тем более не на обрядах и общих молитвах. Она строится не на принадлежности к определенному религиозному учреждению. Эти мужчины и женщины принадлежали к синагоге. Мы можем принадлежать к Церкви, можем быть православными христианами; и у нас может не быть веры.

Что же все-таки это такое - вера? Обратимся вновь к сотнику. У него мы увидим как раз то, чего не хватало мужчинам и женщинам из Назарета. У назарян было все, кроме самого необходимого, кроме того, что и является сутью веры. Мы не можем ожидать от них, чтобы они веровали в Господа Иисуса Христа так, как мы веруем в Него сегодня. Мы не можем требовать веры во все то, что Вселенские Соборы уже впоследствии сказали о Сыне Божием, о Боге, сделавшемся человеком. Господь наш и в Назарете ничего не сказал о Своем божестве. Так в каком же смысле они не поверили? Они не поверили, потому что не открыли свои сердца.

Капернаумский сотник также не мог говорить о Воплощении и о Сыне Божием. Возможно, он знал о еврейском Мессии, но он не узнал его в Господе нашем: Господь тогда еще не провозгласил Себя Мессией открыто. Но у сотника мы найдем то, чего не хватало назарянам - открытое сердце. В Назарете сердца были закрыты перед Господом. В Капернауме сердце римского сотника открылось.

Таким образом, я определил бы веру как открытость сердца, открытость Кому-то и чему-то. Кому-то, о Ком можно не знать точно, Кто это, и Кому, тем не менее, открывается сердце, потому что перед Ним, у Его ног чувствуется Его безграничное величие, чувствуется Его право на наше почитание, на нашу отдачу Ему, в Его руки: вот это и есть вера. Она - не в убеждениях, она по сути доверие; это порыв, порыв сердца. Посмотрим еще раз на это доверие, на эту открытость сердца. Она как бы многогранна, она состоит из нескольких неотъемлемых составляющих. Вера сотника, доверие сотника прежде всего проявляются в смирении, укоренены в этой добродетели. “Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой”, - это признание своего недостоинства. Подлинной веры не может быть без смирения. Верующий может и не знать, в Кого он верит, но он осознает, что Тот, в Кого он верит, больше и выше его. Он чувствует, что перед Тем, в Кого он верит, он может лишь преклонить колени и пасть ниц. Он признает, что в Том, в Кого он верит, есть что-то много большее, чем то, чем он сам обладает; и потому он смиряется. Всякая вера, претендующая быть таковой, но не укорененная в смирении, в принятии того, что Другой, Тот, в Кого верят, больше и выше, чем верующий, не будет истинной. “Господи, я недостоин”, - это прелюдия, вступление любого подлинного акта веры.

И еще. Я говорил, что вера - это доверие, порыв, но эти доверие и порыв не лишены разумного основания. Я не собираюсь говорить здесь о концепции или теории. Но вера не есть лишь “крик в ночи”, без осознания того, куда он направлен и чего добивается. С одной стороны вера сотника нечетка; ведь он не знает, не может еще в точности знать, Кто есть Иисус. И в то же время это четкая вера, потому что она имеет конкретную практическую точку приложения: речь идет об исцелении слуги сотника. И сотник предстает подлинно верующим. Верить в Господа Иисуса - это значит не только открыть Ему свое сердце, обратиться к Нему; это значит еще и ожидать каких-то реальных плодов этого доверия. Нужно, чтобы это доверие проникло в нашу жизнь, наши действия и наши решения.

Если я верю в Господа нашего, это прекрасно. Но нужно еще, чтобы я мог, если можно так выразиться, отчеканить эту веру. Нужно, чтобы я мог прикладывать ее к существующим обстоятельствам, к своим конкретным нуждам. Лишь при таком условии моя вера будет благом; в противном случае она останется вялой. Вера не принадлежит к области чувств и эмоций. Она овладевает нашей волей, подчиняя ее Господу. И она ничего не стоит без убеждения, что Господь способен действовать, вмешиваться в наши дела, в нашу повседневную жизнь. Таким образом, Тот, в Кого верят, наделяется властью. Сотник ожидает от Господа нечто, превышающее человеческие возможности: не в человеческих силах исцелить одним словом больного слугу. Но сотник верит, что Господь Иисус - Личность необычайная, Личность единственная, и одного произнесенного Им слова достаточно, чтобы слуга исцелился.

Есть еще одна составляющая веры, этого акта доверия, когда мы бросаемся в объятия Господа, - послушание. И здесь мы видим, как вдохновляют сотника его дух, образ мыслей и профессия. Он офицер. Он может сказать своему слуге: “Сделай это!” - и слуга делает. Для него естественно как отдавать приказания, так и подчиняться им. Вот почему в своем смирении он не хочет, чтобы Господь вошел под его кров, перешел порог его дома: “Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел в мой дом, но скажи лишь слово. Этого довольно, Господи, чтобы Ты повелел, и, поскольку это приказ, приказ, исходящий от Тебя, так и станется. Нет необходимости в Твоем личном посещении. Достаточно Твоего слова”. И здесь мы добавим к вышесказанному смысл слова “вера” на еврейском, где оно звучит как эмунах . Это слово - одного корня с аминь . Что означает аминь ? Сегодня это слово утратило всякий живой смысл и жизненное значение. Оно стало рутинной формулой, говорящей приблизительно: “Да, пусть так будет”. Это некое пассивное соглашение, не захватывающее нас полностью, не прочное, как скала. Еврейское аминь говорит: “Это установлено, это утверждено” . Это, собственно, не молитва, это простая констатация того, что будет так и не может быть никак иначе, что это наверняка. И здесь мы обнаруживаем нечто очень важное: основание веры - послушание, нет веры без послушания, без подчинения воли.

Вникнем еще раз в смысл веры-доверия, веры-послушания. Как я уже говорил, вера не есть крик во тьму, адресованный неизвестно кому и неизвестно куда направленный. Вера - это порыв к Кому-то, Кого мы никогда не познаем в совершенстве, к Кому-то, Кто превышает нас, как бесконечность превышает конечную величину. И все же вера имеет в себе самой как бы приманку для этого Неуловимого. В вере одновременно есть и присутствие, и отсутствие. Есть присутствие, разумеется, несовершенное, но реальное. Есть и отсутствие и отсутствие реальное, ведь мы веруем в Кого-то потому, что у нас нет научно обоснованного, достоверного познания этой Личности или того, что это Личность говорит (в противном случае не осталось бы места вере). Вера предполагает недостаточность разумного понимания. В ней есть что-то, что прочно связывает нас с фактом, непроверяемым научно. Любой акт веры как бы бросает нас в море, и необходимо доверие с нашей стороны. Мы верим, что не будем поглощены, но напротив, достигнем цели - спасения и Спасителя. В Евангелии мы встречаем различные высказывания о вере. В одних нам предлагается верить Кому-то, в других - верить в Чье-то существование, в третьих - верить в Кого-то. Христианская практика веры подтверждает это.

Я могу сказать: “Я верю Богу”. Это означает: Бог не может говорить зря. Он не может подвести меня. Бог - Тот, Кому я верю всегда, когда Он говорит. Если вы говорите мне что-то, что я не могу проверить, я могу верить вам лишь потому, что я вам доверяю. Так же я верю и Богу.

Так же можно верить в существование Бога. Но тут мы оказываемся в царстве концепций и утверждений разума. “Я верю в существование Бога” означает: я считаю, что Бог есть, что Он существует. Это нечто совершенно отличное от “веры Богу”.

И, наконец, - “я верю в Бога”, - то, что важнее всего остального. Вера в Бога - это не только вера в то, что Бог есть, вера Богу, вера тому, что Бог говорит нам в данный момент. Вера в Бога имеет более глубокий смысл. Это вовлечение самого нашего существа, нашей воли и нашего разума в Божие откровение и подчинение их Божиему слову. Без такого полного согласия акта веры не бывает.

При необходимости изложить эпизод с капернаумским сотником вкратце хотелось бы сказать вот что. Вера, которую Господь нашел у сотника и о которой Он сказал: “И в Израиле не нашел Я такой веры”, - кратко выражается тремя словами, приведенными в Евангелии: “Скажи только слово”. Сотник, если можно так выразиться, ставит всю свою жизнь в зависимость от одного слова Господа: “Скажи только (одно) слово. Я не прошу Тебя приходить ко мне, я доверяю Тебе полностью, я верю, что сказанное Тобой будет исполнено и спасет моего слугу. Но скажи только слово!” Вот истинная, подлинная вера. Если нам удастся поставить нашу жизнь, и не только нашу жизнь в целом, но дни нашей жизни, часы дней нашей жизни и минуты часов дней нашей жизни в зависимость от слова Господа нашего и пребывать в ожидании слова, которое все спасет, которое разрешит все проблемы (о, скажи только слово!), мы будем жить глубокой внутренней жизнью. Если мы будем способны во всех наших несчастьях, в любых обстоятельствах верить, что решение придет от этого слова, которого мы еще не знаем, но ожидаем, на которое делаем ставку, какую же силу мы обретем! Мы на деле обретем ту самую веру, о которой Иисус сказал, что не встречал подобной.

Мы верим, что Тот Самый Учитель, Который сказал это в Капернауме и Который поразился неверию верующих иудеев в Назарете, мы верим, что Тот Самый Господь присутствует среди нас, сейчас, в этом собрании. Вот Он проходит между нами, по нашим рядам, останавливается перед каждым и Своим взглядом проникает в самые потаенные уголки нашего существа. Что увидит Он в нас? Найдет ли веру, как у капернаумского сотника, или неверие, от которого так страдал в Назарете? Чему поразится Он в нас - нашей вере или нашему неверию?

Перевод с французского Ф. Иогансона