Избиение младенцев. Избиение младенцев царем Иродом - Кто осудил Иисуса? Точка зрения юриста

Избиение младенцев. Избиение младенцев царем Иродом - Кто осудил Иисуса? Точка зрения юриста

В 1989 году Андреа Кеннеди познакомилась с Расселом Йетсом, а спустя 5 лет пара поженилась. Андреа и Рассел сразу решили, что в их семье должно быть много детей. В первый же год после свадьбы на свет появился первенец — Ноа, вслед за ним в 1995 году — Джон, а в 1997 году родился третий сын — Пол. При этом уже после рождения Ноа у Андреа началась послеродовая депрессия. Молодой матери прописали успокоительное. В то время подобное состояние считалось совершенно нормальным для молодых матерей, и никто не усмотрел в этом случае ничего опасного, поэтому Андреа родила еще троих детей. После рождения Люка(1999) депрессивное состояние женщины усугубилось, и ей прописали антидепрессанты и антипсихотические препараты. Но они не помогли, и Андреа попыталась покончить с собой. Врачам удалось спасти женщину, и, как казалось, победить ее болезнь. После курса лечения психическое состояние Андреа ни у кого не вызывало опасений: она чувствовала себя прекрасно и через год после попытки суицида, в 2000 году, родила свою единственную дочь — Мэри. А спустя год скончался отец Андреа, и это печальное событие стало для женщины настоящим ударом. Болезнь вернулась.

Очередной эпизод депрессии был настолько тяжелым, что Рассел, муж Андреа, не верил, что жене удастся выкарабкаться. К сожалению, он был прав. 20 июня 2001 года, проводив Рассела на работу, Андреа набрала полную ванну воды и утопила в ней своих детей, одного за другим. Тела детей она заворачивала в полотенце и клала на кровать. Андреа убила Люка, Джона, Пола и Мэри. Последней жертвой стал семилетний Ноа, который успел понять, что происходит, и попытался сбежать от матери. После этого Андреа позвонила в полицию, а затем — мужу.

Общество требовало самого жесткого наказания для детоубийцы, но муж Андреа настаивал на том, что во всем виновата болезнь. В 2002 году женщину осудили за тяжкое убийство и приговорили к пожизненному заключению с возможностью условно-досрочного освобождения через 40 лет, но приговор позднее отменили на апелляции. Андреа была признана невиновной по причине невменяемости и переведена в психиатрическую клинику.

Популярное

После этого случая молодые матери в США стали проходить тест на вменяемость.

Тереза Норр, сутенерша и убийца


В 1961 году пятнадцатилетняя Тереза Кросс осиротела: ее мать умерла от сердечного приступа, и Тереза впала в депрессию. Всего через год девушка поспешила выйти замуж — вероятно, ей слишком тяжело было быть одной. В 1963 году у юной Терезы и ее мужа Клиффа Сандерса родился сын Говард Клайд. Но семейная жизнь не сложилась: по никому не известной причине Тереза застрелила мужа спустя год после рождения ребенка. На суде она представила произошедшее как самооборону и была полностью оправдана. А еще через год Тереза вновь вышла замуж за Роберта Норра и родила пятерых детей: Шейлу(1965), Сьюзан(1966), Уильяма(1967), Роберта(1967) и Терезу Мэри, которую в семье звали« Терри»(1970). После рождения детей Тереза развелась с Робертом.

Впоследствии Терри рассказывала, что ее мать была крайне жестоким человеком: она ненавидела своих дочерей и издевалась над ними, завидуя их молодости и красоте. Терри рассказала, что мать регулярно наказывала ее и Сьюзан, тушила об их тела сигареты и порола без повода. В 1983 году Тереза попыталась застрелить Сьюзан, но девушка выжила — пуля застряла у нее в груди. Норр не вызвала дочери врача, а год спустя сама попыталась удалить пулю из тела дочери. Из-за того, что инструменты не были стерильными, Сьюзан заболела желтухой, а вскоре начала проявлять признаки психического расстройства. Тереза Норр собрала детей и объявила им, что Сьюзан одержима сатаной и единственный способ избавиться от опасность — это сжечь ее заживо. Норр заставила своих сыновей увести Сьюзан в горы и сделать это.

Затем настал черед старшей дочери — Шейлы. Мать заставляла ее заниматься проституцией, а в 1985 году вдруг заявила, что Шейла подхватила от клиента« нехорошую болезнь» и заразила свою мать через сиденье унитаза. В наказание Тереза заперла Шейлу в комнате и больше никогда не выпускала. Через несколько недель девушка умерла от голода.

Норр и её сыновья были арестованы 11 октября 1993 года. Терри увидела по телевизору сериал« Их разыскивает Америка», в котором рассказывалось о преступлениях и лицах, их совершивших. Девушка позвонила в полицию и рассказала обо всем, что происходило в их семье.

Норр обвинили в убийствах с применением пыток. Сначала Тереза отрицала свою вину, но после того, как узнала, что сыновья готовы свидетельствовать против нее, дала признательные показания. 17 октября 1995 года Терезу Норр приговорили к двум пожизненным заключениям.

Светлана Оклей, мать-героиня, убийца и похитительница


Матерью-героиней из города Краснодон Луганской области гордился весь Шахтерский район. Светлана и ее муж Александр воспитывали шестерых дочек и одного сына, при этом все дети в этой многодетной семье были талантливыми и одаренными: дети хорошо учились и регулярно становились лауреатами разнообразных районных и городских конкурсов. Александр работал шахтером, Светлана писала детские сказки, песни и создала детский семейный ансамбль« Оклей», который принимал участие во всех крупных мероприятиях Краснодонского района. Старшей дочери пары было уже 22 года, но она сохраняла близкие отношения с родителями. Идеальная семья. В 2007 году специальным указом президента Виктора Ющенко Светлана Оклей была награждена званием« Мать-героиня».

В 2010 году образцовая семья решила усыновить пятилетнего воспитанника детского дома Илью. Но оказалось, что у Ильи есть две сестры — четырехлетняя Лиза и двухлетняя Катя. Закон запрещает разлучать братьев и сестер, поэтому Светлана Оклей решила стать матерью всем троим. А через 2 года, в 2012 году, Светлана родила своего 11 ребенка.

Семья продолжала жить насыщенной общественной жизнью: Илья присоединился к семейному ансамблю и выступал на мероприятиях, но вот его маленьких сестричек никто никогда не видел. Впоследствии выяснилось, что о них ничего не знали даже в районной поликлинике.

В августе 2012 года в отделение милиции позвонила жительница поселка Семейкино Краснодонского района и сообщила, что неизвестные похитили ее трехлетнюю дочь Кристину Кабакову. Девочка гуляла во дворе со своим шестилетним братом. В какой-то момент к ним подъехали неизвестные люди: мужчина, женщина и девушка. Они схватили Кристину, бросили в коляску мотоцикла и увезли в неизвестном направлении. Со слов мальчика составили фоторобот похитителей, милиции удалось разыскать похищенную девочку. Кристину нашли на даче семьи Оклей. Девочку прятали под кроватью, завалив грудой тряпок. Светлана Оклей заявила, что эта девочка — вовсе не Кристина Кабакова, а ее приемная дочь Лиза.

Родителям Кристины, которые вскоре приехали, Оклей сказала, что якобы кто-то еще зимой похитил ее приемных дочерей Катю и Лизу, и поэтому она решила отомстить и похитить чужого ребенка. В этот момент приемный сын семьи Оклей Илья подошел к одному из милиционеров и прошептал: «Заберите меня отсюда, иначе они меня убьют». Все тело мальчика было покрыто синяками и шрамами. Светлану Оклей, ее старшую дочь Юлию и мужа Александра, который прятался на чердаке, немедленно арестовали.

Отец и дочь дали признательные показания. Как выяснилось, Светлана похитила Кристину Кабакову для того, чтобы выдать ее за одну из своих приемных дочерей. И Катю, и Лизу Светлана забила до смерти.

По словам старшей дочери Светланы Оклей Юлии, дети стояли в углу целыми днями. Им было запрещено шевелиться, в противном случае Светлана била их руками по голове, ногами по спине и всему телу. У Кати на голове постоянно была шишка от ударов о чугунную батарею. «Еще мама пробила ей нижнюю челюсть насквозь, и когда я ее кормила, у нее снизу подбородка вытекала еда — там была сквозная дырка через рот», — рассказывала Юлия. Светлана Оклей забила Лизу до смерти, а потом приказала Юлии и своему мужу Александру избавиться от тела. Отец и дочь положили Лизу в сумку и увезли в свой сельский дом, который стали использовать как дачу после того, как власти подарили семье квартиру. Там они сожгли тело девочки в железном чане.

После убийства Лизы Светлана ненадолго успокоилась и перестала избивать Катю и Илью. Но через 9 месяцев, уже на последних сроках беременности последним ребенком, Светлана убила Катю. Тело девочки закопали на той же даче.

11 декабря 2012 года над супругами Оклей и их дочерью Юлией начался суд. Юлия и Александр полностью признали свою вину и подтвердили, что Светлана долго пытала, а затем убила приемных дочерей. Сама же подсудимая отрицала свою вину: она уверяла, что дело против нее сфабриковано. Адвокат Светланы Оклей не выдержал и прямо на суде заявил, что его подзащитная — монстр.

Светлана Оклей была приговорена к 15 годам лишения свободы, её муж Александр — к 4 годам лишения свободы, а старшая дочь Юлия — к 4 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 3 года в связи с тем, что в момент суда она была беременна.

В марте 2013 года Светлана Оклей подала апелляцию на решение суда.

Апелляционный суд Луганской области не нашел оснований для изменения приговора.

Ирод Великий — оболганный злодей?

Ирод и младенцы

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие, как говорится, имело место быть, глубоко заблуждаются . Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Миф

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Цитируем Евангелие от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов».

Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482 год.

Реальность

Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

1. Вся эта история архетипична. В мифологии других религий подобное встречается , в частности в индуизме кришнаитского толка.

2. Об этой трагедии кроме Евангелия от Матфея больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

3. Против легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая по весьма сомнительному преданию является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый Храм Рождества, находится и пещера, в которой по другому такому же сомнительному преданию находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет (костей, а не людей).

4. На момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

Все тот же сюжет.

5. Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел бы убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти, Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения.

6. У Ирода не было права наследования иудейского трона. Да, его сыновья правили Иудеей, но будучи назначены все тем же Августом.

7. По разным данным число жертв Вифлеемской трагедии составило от двенадцати до двадцати тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена проживало не более трех тысяч жителей, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Умерщвление младенцев.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен заподозренных в измене.

Видимо столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея, приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появление на Земле долгожданного мессии.

Избиение младенцев царем Иродом

Избиение младенцев, описанное Евангелием от Матфея, может служить еще одной подсказкой при определении года рождения, но это означает, что Иисус должен был родиться в 4 г. до н. э., в год смерти Ирода.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (Матф. 2, 1–3)

Далее Евангелие повествует о том, что Ирод приказал убить всех детей мужского пола от новорожденных до двухлетних в качестве меры предосторожности, и что Святое семейство избежало угрозы, поспешно бежав в Египет. Эта история должна быть отнесена к разряду легенд. Слишком очевидно ее сходство с древними мифами, например о рождении Эдипа. О Моисее написано, что он также чудесным образом избежал участи, уготованной ему злым фараоном. Убийство невинных детей в Вифлееме рассматривалось как исполнение пророчества ветхозаветного пророка Иеремии:

Среди известных исторических хроник нет ни одной записи о массовом истреблении младенцев в Вифлееме по приказу мнительного Ирода. Любое такое событие, несомненно, было бы зафиксировано историками того времени, особенно Иосифом Флавием, который подробно описывал Ирода и его преступления. Удивительно и то, что ни один другой евангелист, за исключением Матфея, не упоминает о подобном событии, несмотря на то, что Иисус был на волосок от смерти. Даже Лука, единственный из авторов, кто интересуется жизнью Иисуса в детстве и юношестве, молчит об этом.

Ирод, который, несмотря на свои неординарные способности, вошел в историю как неразборчивый в средствах злодей, вполне был способен на такое массовое истребление. Он казнил двух своих жен и трех сыновей. Император Август, по свидетельству историков, как-то саркастически заметил, что «предпочел бы быть свиньей, нежели ребенком в доме Ирода». (Возможно, имеется в виду, что еврейские законы запрещают есть свинину, и потому Ирод скорее побоялся бы убить свинью, нежели человека.)

В 7 г. до н. э. Ирод повесил своих сыновей Александра и Аристовула, «своевременно» обнаружив, что один из них готовит мятеж против отца. Возможно, «эта казнь запечатлелась в памяти современников как избиение невинных», а позже появилась легенда о «массовом убийстве» детей, согласно которой Ирод, в связи с казнью своих сыновей, линчевал в Иерихоне руками толпы еще 300 человек (в основном юношей) из числа их последователей.

Таким образом, если соотносить рождение Иисуса с эпохой Ирода, то оно могло иметь место, начиная с 7 г. до н. э. Но в таком случае Иисус должен был родиться по крайней мере за четыре года до начала нашей эры, поскольку Ирод умер в 4 г. до н. э.

В Библии избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. По повелению Иудейского царя Ирода Великого волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, должны были из Вифлеема возвратиться в Иерусалим и сказать ему, где находится Младенец. Но, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они не выполнили его просьбу и иным путем ушли в свою страну (Мф. 2:12).

Обманутый волхвами, Ирод пришел в ярость и повелел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф.2:16)

Исполняя этот жестокий приказ, воины врывались в дома жителей Вифлеема и его предместий, отнимали у матерей младенцев и предавали их смерти. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Началось страшное избиение детей. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Матери прижимали детей к груди, предлагали выкуп, все, имели, за жизнь младенца, но воины были беспощадны. Кроме того, они боялись гнева Ирода, потому что за оказанное сострадание Ирод мог казнить их. Один опасался доноса другого, и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Воины вырывали детей из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били их головками о камни. Затем они бросились в соседние села. Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. Детский плач выдавал их. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но воины гнались за ними как за добычей, и стрелы их пригвождали труп матери к трупу дочери или сына. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Мф. 2:18).

Безумный Ирод хотел убить преследуемого Младенца в числе этих 14 000 невинных страдальцев, но святой Иосиф Обручник, получив через ангела во сне откровение бежать в Египет с Богомладенцем и Его Матерью, в ту же ночь исполнил повеление Божие.

Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф. 23:35) за то, что тот не указал, где скрывается его сын — святой Иоанн, Предтеча Господень. Были убиты 70 членов Синедриона, первосвященники и книжники иудейские, от которых Ирод узнал, где должно, по Писанию, родиться Христу. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Тело его покрылось ранами, в которых кишели черви, рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его страданиям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.

Избиение было предсказано пророком Иеремией: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. (Иер.31:15) Что значат пророческие слова?

Рама - это место гробницы Рахили, жены патриарха Иакова. Когда ее сына Иосифа вели в Египет как пленника и раба, он проходил мимо гробницы Рахили и заплакал, закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына? » По преданию, в ответ из гробницы послышалось рыдание.

Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. З 1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы-места захоронения Рахили (1 Цар. 10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.

Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей.

Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII) . Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать во II веке. С древности они почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но и вместо Него. В средневековой Европе день Вифлеемских младенцев считался самым несчастливым в году.

В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранится часть мощей одного из Вифлеемских младенцев. Одна глава Вифлеемских младенцев находится в серпуховском Высоцком монастыре , а другая - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 4:
Звезда волхвы посла к Рождшемуся, и Ирод неправедное воинство посла люто, убити мня во яслех, яко Младенца лежаща.

Ин кондак, глас 6:
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят, звездою свыше наставляеми, но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу и рыдает себе, яко держава его вскоре разорится.

Величание
Величаем вас, святии младенцы четыренадесяти тысящ, в Вифлееме Иудейстем Христа ради от Ирода избиеннии, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Богословское толкование Евангелия от Матфея

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

«Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут «.

Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей? Ведь они не совершили греха и зла? Св. Иоанн Златоуст говорил так: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?» Несколько медных монет наша земная жизнь, которая рано или поздно кончается смертью, а золото - жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий.

Страдания и крест это та таинственная дверь, которая ведет нас в Царство Небесное. Господь сказал апостолам: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься… (Мф. 20, 23).

«Побивались младенцы различно: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес; они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Иер.31:15; Мф. 2:18).

Рамой назывался город, стоявший на холме, в пределах колена Вениаминова. Рахилью же некоторые именовали Вифлеем, ибо в нем была погребена Рахиль, супруга патриарха Иакова, мать Вениамина. От гробницы ее и Вифлеем получил наименования Рахили. Итак, когда в Рахили, т. е. в Вифлееме, избивали младенцев, то в городе Раме, как отстоявшем не очень далеко от Вифлеема, были слышны плач, рыдания и великий вопль матерей, плакавших о своих убитых чадах. Плач этот отчасти описывают два святые Иоанна: Златоуст и Дамаскин. Первый из них повествует следующее.

Видя это, матери спрашивали убийц:

— За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам?

И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам:

— Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Неужели вы не страшитесь, что и с вашими детьми случится то же? Сжальтесь над нами! Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих! Если наши дети причинили вам какое либо зло, то пусть и мы умрем вместе с ними!


Так вопили они в сердечной тоске и, обезумев от печали, забывши стыд, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, и призывали небеса во свидетели, взывая к Богу:

— О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас! Зачем родили мы на свет мальчиков, если наши младенцы должны подвергаться столь жестокой смерти?

Святой Иоанн Дамаскин повествует об этом плаче так: Матери, претерпевшие страдания при рождении своих детей, сидели при трупах убитых младенцев, с распущенными волосами, воздевая руки к небу, они рвали на себе.волосы, посыпали волосы пылью, призывали небеса во свидетели и, обливаясь слезами, так говорили к отсутствующему Ироду, как бы к присутствующему:

— Что значит это повеление твое, царь, направленное против нас? Разве ты не отец своих детей? Разве ты не знаешь, как велика любовь родителей к детям? Звезда ли оскорбила тебя? Но почему ты тогда не направляешь свои стрелы в небо, а иссушаешь молоко в наших сосцах? Волхвы ли причинили тебе зло? Но тогда почему же ты не воюешь с Персией, а лишаешь детей Вифлеем? Если родился новый царь и ты узнал о нем из книг, то схвати Гавриила и посади его в темницу.

Вскоре по избиении святых младенцев, число коих было четырнадцать тысяч, казнь Божия постигла и самого убийцу, царя Ирода, Жесток был конец его жизни, как повествует о том святой Феофилакт: одержимый горячкою и болезнью внутренностей, опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением всего тела и распадением всех членов, лукавый царь, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух. Повествуется также, что ему недостаточно было избить Вифлеемских младенцев, но еще при самой кончине своей, он предал смерти множество знатнейших и славнейших граждан Иерусалима: так он казнил Гиркана, первосвященника Иудейского, а также всех тех первосвященников и книжников народных, которых раньше спрашивал: «Где должно родиться Христу?» — и которые ответили ему: «В Вифлееме иудейском».