Как построить лодку на подводных крыльях.  Лодка на подводных крыльях Quadrofoil Q2S Electric вышла в серию. Педальный катамаран аквапед

Как построить лодку на подводных крыльях.  Лодка на подводных крыльях Quadrofoil Q2S Electric вышла в серию. Педальный катамаран аквапед
Как построить лодку на подводных крыльях.  Лодка на подводных крыльях Quadrofoil Q2S Electric вышла в серию. Педальный катамаран аквапед

ДЕНЬ В ИСТОРИИ/DAY IN THE HISTORY:

29 июля
29 июля 2000 года состоялся запуск с морской плавучей платформы (Тихий океан) по международному проекту «Морской старт» РН «Зенит-3СЛ» (с РБ «ДМ-СЛ») с ИСЗ PanAmSat 9 (США). Участники проекта - РФ, Украина, США, Норвегия.

29 июля 1985 года было сделано заявление М.С. Горбачева о решении Советского Союза прекратить в одностороннем порядке любые ядерные взрывы. Мораторий объявлен до 1 января 1986.

29 июля 1980 года на заводе в г. Комсомольске-на-Амуре впервые поднят в воздух самолет Су-17М4: летчик-испытатель Г.Н. Шаповал облетал второй опытный самолет.

29 июля 1974 года запущен первый в стране геостационарный спутник связи «Молния-1С».

29 июля 1972 года состоялась неудачная (из-за аварии на РН) попытка запуска ОС «Салют» (№ 2).

29 июля 1967 года произошел взрыв на палубе авианосца Форрестол.

29 июля 1963 года состоялся первый полет опытного самолета ТУ-124А - прототипа пассажирского самолета ТУ-134.

29 июля 1957 года началась работа Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), образованного в октябре 1956 года.

29 июля 1952 года совершен первый беспосадочный рейс реактивного самолета через Тихий океан.

29 июля 1951 года запущена первая советская ракета Р-1Б с животными на борту.

29 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза И.С. Конев) форсировали р. Вислу в районе г. Сандомира.

29 июля 1942 года начался контрудар 4-й танковой армии на Дону из района станицы Трехостровской в западном направлении. Войска армии разорвали фронт окружения противника двух советских дивизий (оборонялись в районе хутора Верхня Бузиновка) и закрепились на рубеже хуторов Ореховский, Евлампиевский.

29 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены ордена: Суворова трех степеней; Кутузова двух степеней, 3-я степень учреждена в феврале 1943 г.; Александра Невского

29 июля 1939 года вышло Постановление Государственного Комитета обороны при СНК СССР о внедрении в серийное производство на заводе №135 самолета ББ-1 с мотором М-87А и об организации ОКБ П.О.Сухого

29 июля 1938 года нападением японских войск (3 пехотные дивизии, механизированная бригада, кавалерийский полк, 3 пулеметных батальона и 70 самолетов) на советскую территорию начались бои на озере Хасан.

29 июля 1915 года состоялось первое боевое крещение русских зенитчиков. 16 июля 1915 г. (по старому стилю) 2-ая легкая позиционная зенитная батарея при отражении налета 10 самолетов противника (станция Замирье) сбила 2 из них.

29 июля 1900 года родился Михаил Клавдиевич Тихонравов. Пионер ракетно-космической техники. Разработчик первой отечественной жидкостной ракеты ГИРД?09, участник создания первых МБР, ИСЗ, пилотируемых КК, АМС. Работал в ГИРД, РНИИ, в 1946?1955 гг. заместитель начальника НИИ-4, в 1961?1970 гг. заместитель главного конструктора ОКБ?1, в 1970?1973 гг. заместитель главного конструктора ЦКБ ЭМ, в настоящее время ОАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королёва». Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Умер в 1974 г.

29 июля 1892 года в Санкт-Петербурге представителями генеральных штабов подписана франко-русская военная конвенция, согласно которой страны становились союзниками в случае войны одной из сторон против Тройственного союза – Германии. Австро-Венгрии и Италии.

29 июля 1855 года произошла единственная в истории русского флота атака гребных канонерских лодок на паровой корабль. Утром 12 канонерок Рижского батальона морского ополчения выстроились у бона под выстрелами 84-пушечного английского корабля и корвета. В последовавшем бою канонерки сблизились с противником до 1,2 тыс. метров, добились попадания в английский корабль, после чего противник начал отход.

29 июля 1722 года начался Персидский поход русских войск под командованием Петра I.

29 июля 1696 года в ходе второго Азовского похода (1696 г.) русские войска овладели сильной турецкой крепостью Азов. Главнокомандующим войсками был назначен боярин А.С. Шеин, флотом командовал адмирал Ф.Я. Лефорт.

29 июля 1572 года при с. Молоди в 45 верстах от г. Москвы русские войска под предводительством воеводы князя М.И. Воротынского сошлись в бою с армией крымского хана Девлета I Гирея. Битва продолжалась несколько дней. В ходе нее татары потеряли много людей и начали отступление, закончившееся их разгромом на Оке 3 августа.



Катер "Метеор" - это речной пассажирский теплоход. Он представляет собой судно, работающее на подводных крыльях. Его разработал отечественный кораблестроитель Ростислав Алексеев.

История "Метеора"

Катер "Метеор" ведет свою историю с 1959 года. Именно тогда первое такое экспериментальное судно было спущено на воду. Ходовые испытания проходили почти три недели. В их рамках самый первый катер "Метеор" прошел расстояние от Горького до Феодосии. Судно было построено на заводе под названием "Красное Сормово".

В Феодосии "Метеор" зазимовал. В свой обратный путь он отправился уже только весной 1960 года. На этот раз ему потребовалось пять дней, чтобы доплыть от Феодосии до Горького. Испытания были признаны успешными всеми участниками.

Серийное производство

Всех устраивали, поэтому уже в 1961 году его отдали в серийное производство. Оно было налажено на имени Горького, который располагался в Зеленодольске. За 30 лет здесь было выпущено более 400 теплоходов из этой серии.

При этом конструкторское бюро не стояло на месте. Постоянно разрабатывались новые, усовершенствованные версии. Так, нижегородские конструкторы предложили делать "Метеор" на подводных крыльях. При этом применялись импортные двигатели и кондиционеры. История этого судна завершилась только в 2007 году, когда линию окончательно демонтировали, перестроив ее под теплоходы нового класса.

Изобретатель "Метеора"

По праву создателем катера "Метеор" считается кораблестроитель Ростислав Алексеев. Помимо судов на воздушных крыльях, его заслуга - появление в нашей стране экранопланов (высокоскоростных аппаратов, летящих в зоне действия аэродинамического экрана) и экранолетов (использующих экранный эффект для полетов).

Алексеев родился в Черниговской губернии еще в 1916 году. В 1933 году переехал с семьей в Горький, где и сложилась его успешная трудовая карьера. Окончил индустриальный институт, дипломную работу защищал по глиссерам на подводных крыльях. Начал работать инженером-кораблестроителем.

Во время Великой Отечественной войны ему были выделены ресурсы и люди для создания боевых катеров на подводных крыльях. В его идею поверило руководство советского военно-морского флота. Правда, их создание затянулось, поэтому они так и не успели принять участие непосредственно в военных действиях. Но полученные модели убедили скептиков в возможности реализации этого проекта.

Работа над "Метеором"

"Метеор" на подводных крыльях группа ученых начала разрабатывать под руководством Алексеева. Первоначально он получил символическое название "Ракета".

Мировой общественности об этом проекте стало известно в 1957 году. Корабль был презентован на международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве. После этого началось активное судостроение. Помимо катера "Метеор", технические характеристики которого оказались впечатляющими, были созданы проекты под названиями "Буревестник", "Волга", "Восход", "Спутник" и "Комета".

В 60-е годы Алексеев создал экраноплан для военно-морского флота и отдельный проект для воздушно-десантных войск. Если высота полета первого составляла всего несколько метров, то второй мог подниматься на высоту сравнимую с самолетами - до семи с половиной километров.

В 70-х Алексеев получил заказ на десантный экранолет "Орленок". В 1979 году корабль-экранолет впервые в мире был принят на вооружение военно-морского флота, как официальная боевая единица. Алексеев сам регулярно испытывал свои транспортные средства. В январе 1980 года при обкатке новой модели пассажирского гражданского экранолет, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде, он потерпел крушение. Алексеев выжил, но получил многочисленные травмы. Он был экстренно госпитализирован. Врачи боролись за его жизнь, были проведены две операции. Но 9 февраля он все-таки скончался. Ему было 63 года.

Судна на подводных крыльях

"Метеор" на подводных крыльях - яркий пример судов такого класса. Под корпусом у него расположены подводные крылья.

Среди преимуществ таких летательных аппаратов отмечают высокую скорость передвижения, низкое сопротивление при движении на крыльях, нечувствительность к качке и высокую проходимость.

При этом у них имеются и существенные недостатки. Их главный минус низкая экономичность, особенно по сравнению с тихоходными водоизмещающими судами, при этом при волнениях на воде у них начинаются проблемы. К тому же они не приспособлены к необорудованным стоянкам, а для движения им необходимы одновременно мощные и компактные двигатели.

Описание "Метеора"

"Метеор" - теплоход на подводных крыльях, который предназначен для скоростной перевозки пассажиров. Он работает на дизеле, сам является однопалубным. Используется исключительно в светлое время суток на судоходных реках. Также возможно его перемещение по пресным водохранилищам и озерам, но только в районах с преимущественно умеренным климатом. Управляется дистанционно, контроль за его движением осуществляется непосредственно из ходовой рубки.

Пассажиры находятся в трех салонах с удобными и мягкими креслами. Они располагаются в носовой, средней и кормовой частях судна. Всего помещается 114 пассажиров. Перемещение между частями судна осуществляется через палубу, с которой двери ведут в туалет, подсобные помещения и машинное отделение. В среднем салоне даже имеется буфет для желающих подкрепиться.

Крыльевое устройство включает в себя несущие крылья и закрылки. Их закрепляют на бортах и днищевых стойках.

Основными двигателями являются два дизельных. При этом для обслуживания силовой установки требуется комбинированный агрегат, состоящий из дизельного двигателя мощностью до 12 лошадиных сил. Механическая установка управляется из ходовой рубки и машинного отделения.

Электропитание теплохода

"Метеор" - теплоход, для которого основным источником электроэнергии считаются два ходовых генератора постоянного тока. Их мощность составляет один киловатт при стабильном и нормальном напряжении.

Также имеется автомат для одновременной работы аккумуляторных батарей и генератора. Существует также вспомогательный генератор, который используется непосредственно для питания потребителей.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход "Метеор" обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке - 5,63 метра, при ходе на крыльях - 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором - 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. "Метеор" максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов "Метеора" - расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить - примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой - всего три человека.

Страны распространения "Метеора"

В настоящее время серийное производство "Метеоров" прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

Безопасное путешествие

Увлекательные речные путешествия и прогулки и сегодня организуют, используя "Метеор". Безопасность на теплоходе для пассажиров гарантируется специальной системой управления и регулярного тщательного технического обслуживания всех устройств и механизмов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, отправляясь в плавание на "Метеоре", вы ничем не рискуете.

Прокатиться на этом речном судне можно в разных уголках страны. Например, сегодня весьма популярны экскурсии из Санкт-Петербурга в Петергоф и обратно. Теплоход отправляется в путь по живописным местам Невы, туристы могут насладиться удивительными красотами Северной Пальмиры. Причем все сделано для удобства людей, необязательно даже тратить время в очереди в кассах, достаточно приобрести билет онлайн.

Этот скоростной речной теплоход порадует вас плавным ходом, который обеспечивают мощные и надежные современные двигатели. На борту каждого судна есть системы радионавигационного управления, связи и обязательно кондиционирования воздуха.

В трех комфортабельных салонах пассажиры защищены от любых капризов природы. В мягких креслах, которые принимают форму туриста, они могут полноценно отдохнуть, перекусить, воспользовавшись раскладывающимися деревянными столиками, спрятанными в подлокотниках.

Между креслами также установлены круглые столики из натуральной древесины, которые значительно больше. Они пригодятся, если в пути вы путешествуете дружной компанией.

Сервис для туристов

Стоит отметить, что сегодня эти транспортные средства в основном используют в туристических целях. Поэтому на них организуют максимально комфортное времяпрепровождения. Сервису уделяется огромное внимание.

Компании, организующие такие речные круизы, предоставляют полный спектр услуг, предусматривая все, что может понадобиться отдыхающему. Например, туристические услуги, которые включают в себя не только перевозку и размещение пассажиров, но и организацию полноценного питания, увлекательные развлекательные программы и познавательные экскурсии.

Воспользовавшись удобной формой по заказу билетов на эти речные теплоходы в сети интернет, вы не только сэкономите время, но и полноценно насладитесь незабываемым путешествием по великим рекам России.

Судну "Метеор" посвящено немало увлекательных и полезных фактов, которые не только расширят ваш кругозор, но и сделают поездку на этом теплоходе еще более увлекательной.

Большинство из них собраны в книге под названием "Крылатые в которой объединено все самое интересное про этот необычный вид водного транспорта.

Например, одним из капитанов судна "Метеор", которое передвигалось на подводных крыльях, был знаменитый Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Михаил Девятаев. Сражаясь против немецко-фашистских захватчиков, он попал в плен, но сумел освободиться и даже угнать вражеский бомбардировщик.

Успешный побег удалось осуществить в феврале 1945 года из концлагеря, расположенного на территории Германии.

А в 1960 году новое судно демонстрировали руководителю Советского Союза Никите Сергеевичу Хрущеву. Присутствовавший при этом знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев был настолько впечатлен увиденным, что даже попросил у главного разработчика - Алексеева - разрешения на совместное управление судном.

Сегодня на смену "Метеору" пришло пассажирское судно "Лена", которое также производится на судостроительном заводе в Зеленодольске. В дальнейшем этот проект развивается на судостроительном заводе, расположенном в Хабаровске. Оно способно преодолевать расстояние в 650 километров. При этом развивает среднюю скорость до 70 километров в час. Способно вместить 100 пассажиров либо 50 при VIP-размещении. А экипаж всего 5 человек.

Двухместная моторная лодка на подводных крыльях предназначена для прогулок и туристских путешествий по рекам и озерам и имеет следующие основные характеристики:

На лодке установлен подвесной мотор «Москва» мощностью 10 л. с. Лодка оборудована рулевым управлением со штурвалом автомобильного типа и дистанционным управлением дроссельной заслонкой («газом») и реверсом мотора. Чтобы при посадке пассажиров, швартовке лодки и запуске двигателя штурвал не мешал, его откидывают вверх на кронштейне. Управление газом выведено на педаль под правую ногу водителя. Ручка переключения реверса расположена справа на обносе кокпита.

От брызг и ветра защищает съемный козырек, глубоко охватывающий пассажирский кокпит. В кормовом кокпите-багажнике, закрываемом обтекателем из декоративного пластика, расположен топливный бак; сюда же укладывают шасси и инструмент.

Благодаря небольшим габаритам и весу лодку можно перевозить в кузове или на крыше автомобиля, на прицепе за мотоциклом или велосипедом, либо просто вручную на съемном шасси. Это шасси можно снимать и устанавливать как на суше, так и на плаву, что очень удобно при эксплуатации лодки на водоемах с отлогим берегом. Шасси крепится к корпусу в районе центра тяжести лодки стальным тросом с «лягушкой». Колеса шасси - пневматические (размером 8½Х2") от детского самоката. Для перевозки лодки за мотоциклом следует усилить конструкцию шасси и применить колеса большего размера.

Одной из основных задач, решаемых при проектировании и постройке лодки, было создание корпуса наименьшего веса при достаточной прочности. Применена поперечная система набора. Шпация (практическая) по днищу в носовой части - 250 мм, в кормовой - 333 мм. По борту и палубе шпангоуты установлены через один, так как расстояние между стрингерами не превышает 200 мм. Дополнительное повышение прочности и жесткости конструкции получается благодаря значительной погиби обшивки. Сиденье включено в несущую конструкцию корпуса и служит дополнительной опорой для днищевого перекрытия и бортов. Спинка сиденья является водонепроницаемой переборкой, повышающей безопасность плавания в случае пробоины.

Для облегчения конструкции транец сделан пустотелым, состоящим из двух вертикальных подмоторных брусьев, зашитых с обеих сторон фанерой. Упор от двигателя, передаваемый на транец, воспринимается днищевой обшивкой и двумя продольными кницами, перевязанными с днищем и палубой.

Применение рациональных конструкций и совмещение элементов набора с подкреплениями под устройства позволили получить очень легкий корпус весом 32 кг. Заметим, что при более тщательном подборе материала вес корпуса может быть снижен до 25 кг.

При постройке корпуса были применены широко распространенные материалы. Обшивка выполнена из фанеры БС-1 толщиной 4 мм; набор - из ели и березы (подмоторные и привальные брусья, скуловые накладки). Для подкреплений использованы бук и фанера толщиной 10 мм. Крепеж - стельные шурупы (основной размер 2,5X12). Все соединения выполнены на клее БФ-2. После сборки корпус зашпаклезали, ошкурили и окрасили.

Особое внимание было уделено подводным крыльям. Исходя из необходимости обеспечения высоких скоростных и мореходных качеств лодки и удовлетворения конструктивных и прочностных требований была выбрана четырехточечная схема с малопогруженными крыльями.

На лодке было опробовано несколько крыльевых схем, имеющих принципиальные и конструктивные отличия. Принята была схема, показавшая наилучшие результаты; она и показана на приводимых нами чертежах.

Высокая относительная скорость движения лодки заставила пойти на включение в схему дополнительных стартовых плоскостей, обеспечивающих выход лодки на крылья на меньших скоростях и этим уменьшающих горб сопротивления. На расчетной скорости 35-40 км/час эти плоскости полностью выходят из воды и на тихой воде с поверхностью не соприкасаются; при движении на волнении они периодически входят в воду и предотвращают провалива-ния лодки, что значительно улучшает ее мореходные качества.

При проектировании крыльев были поставлены следующие дополнительные требования:

1) обеспечить наименьший вес крыльев при условии высокой прочности и жесткости конструкции;

2) упростить конструкцию и, в частности, уменьшить число сварных соединений для возможности изготовления крыльев любителями.

Основные и дополнительные плоскости выполнены стальными, стойки и кронштейны - дуралюминовыми. Соединение плоскостей со стойками осуществлено «в шип» с последующим расклепыванием концов шипов.

Поверхность крыльев после опиловки по шаблону отшлифовали и окрасили, после чего снова вторично отшлифовали и отполировали. Общий вес носового и кормового крыльевых устройств равен 7,5 кг. Крепление крыльев позволяет легко изменять углы установки, а следовательно, и углы атаки крыльев, подбирая их оптимальное значение. Данная конструкция дает возможность установить механизм для изменения углов атаки крыльев на ходу. Крылья могут быть легко сняты с лодки, что позволяет использовать ее как бескрылую.

Опытная эксплуатация лодки показала ее высокие скоростные и мореходные качества. Лодка устойчиво двигается на крыльях при полной нагрузке. Подъем корпуса над водой составляет в корме 100-120 мм, в носу - 200 мм. Широко разнесенные основные плоскости крыльев (1 и 6-на схеме установки крыльев), имеющие наклонные стабилизаторы (4) и дополнительные стартовые плоскости (2, 3, и 5), обеспечивают хорошую остойчивость и устойчивость движения при ходе как на тихой воде, так и на волнении с высотой волны до 0,5 м. Чистого движения на крыльях на максимальном волнении, по-видимому, не происходит; корпус лодки периодически замывается волнами, однако резких торможений, ударов корпуса о воду и проваливаний корпуса не наблюдается. Движение сопровождается плавными продольными и поперечными покачиваниями.


В настоящее время на лодке установлен гребной винт, спроектированный из расчета преодоления горба сопротивления. Так как точных данных о величине сопротивления в момент выхода лодки на крылья не было, винт был выбран с некоторым запасом по тяге на этом режиме и на расчетном режиме полного хода оказался несколько «легким». Однако благодаря этому при движении на волнении, несмотря на значительное возрастание сопротивления лодки, скорость ее падает незначительно. Можно считать, что установленный гребной винт (D = 175 мм; H = 340 мм; А/А d - 0,3) годен для повседневной эксплуатации такой лодки.


Полученные скоростные показатели, очевидно, могут быть значительно улучшены подбором соответствующего винта и установкой механизма изменения углов атаки крыльев на ходу лодки (в зависимости от нагрузки лодки и высоты волны). При этом, по-видимому, следует применить винт, имеющий: D = 170 мм; H = 400 мм; А/А d = 0,55.

Кроме того, для повышения скорости лодки желательно провести следующие мероприятия, снижающие сопротивление подводной части мотора: полировку поверхности подводной части кронштейна; переделку козырька газовыхлопа и водоприемника; установку новой гайки-обтекателя на гребной винт; замену крепежных винтов с выступающими головками на винты с потайными головками. Эти мероприятия несложны и работу самого мотора не ухудшают.

Публикуемые чертежи и краткое описание мотолодки «Синичка» должны удовлетворить интерес наших читателей к небольшим судам на подводных крыльях. Напомним, что материалы по расчету и конструкции подводных крыльев для лодок были опубликованы в (1964 г.) и (1967 г.) выпусках нашего сборника. В третьем же выпуске приведены чертежи оригинальной двухместной мотолодки длиной всего 3 м конструкции В. Вейнберга. Эта лодка с подвесным мотором «Москва» развивает скорость свыше 50 км/час. Можно предположить, что и на описываемой лодке с гребным винтом диаметром 175 мм и шагом 340 мм можно достичь такой же скорости.


Естественно, что «Синичку» можно использовать и без подводных крыльев. Она должна понравиться автомобилистам. Именно от них редакция получает много писем с просьбой порекомендовать чертежи лодки, пригодной для перевозки на крыше легкового автомобиля.

Оценивая конструкцию лодки, следует отметить ее некоторую сложность. На большинстве современных лодок подобного размера с фанерной обшивкой ограничиваются 4-5 шпангоутами (включая транец), обеспечивающими точное воспроизведение обводов и достаточную прочность корпуса.

Построенная нами небольшая трехместная мотолодка «Синичка» очень удобна для транспортировки на крыше легкового автомобиля. Конструкция подводных крыльев проста, а их изготовление вполне доступно любителям при наличии минимальных возможностей для обработки металла.

Основные данные лодки


Лодка оборудована рулевым управлением со штурвалом автомобильного типа и дистанционным управлением дроссельной заслонкой и реверсом мотора.

В открытом достаточно просторном кокпите размещены передние и заднее съемные сиденья, которые укладываются на рундучки. Спереди кокпит защищен ветровым стеклом, а по периметру выреза поставлен комингс, поднимающийся над палубой на 40 мм. Мотолодка оборудована отличительными огнями, причем топовый огонь установлен на шарнирной стойке, которую можно откинуть на палубу и закрепить перед ветровым стеклом в таком положении.

В носу (на 2 шп.) и корме (на 7 шп.) установлены водонепроницаемые переборки, образующие воздушные отсеки, что обеспечивает лодке достаточно большой запас плавучести. Носовой отсек может использоваться для хранения мелких предметов туристского снаряжения, в палубе над ним имеется горловина с герметичной крышкой. Между продольными выгородками на шп. 7-8 устанавливается топливный бак.

Шпангоуты, установленные через 400 мм, связаны бортовыми и днищевыми стрингерами, привальными брусьями и килем. Транец лодки, к которому крепятся кормовое крыло и мотор, имеет двойную обшивку с заполнителем из доски.

Для обшивки корпуса использована авиафанера толщиной 3 мм, для переборок - 2 мм, для транца - 5 мм. Набор сделай из сосновых реек. Все детали корпуса склеены эпоксидной смолой ЭД-5. Гвозди применены только для запрессовки обшивки к набору на время высыхания клея.

Готовый корпус мы оклеили стеклотканью (днище - двумя слоями, палубу и борта - одним), затем покрыли корпус смолой ЭД-5, после чего все поверхности ошкурили и окрасили.

На «Синичке» установлены носовое и кормовое подводные крылья, причем доля веса судна, приходящаяся на носовое крыло, принята равной 60%. Мы выбрали схему крыльевого устройства, примененную на катере «Чайка», о которой сообщалось в сборнике «Мореходные качества судов» (НТО суд. пром. им. А. Н. Крылова, вып. 54, Ленинград, 1964) в статье М. Б. Масеева и П. С. Стародубцева «Гидродинамические исследования схем подводных крыльев для катеров малого водоизмещения».

Форма крыльев «Чайки» применена на «Синичке» без каких-либо принципиальных изменений, за исключением профилировки наклонных стабилизаторов носового крыла.

Носовое крыло состоит из горизонтальной несущей части, верхнего и нижнего наклонных стабилизаторов и трех стоек. Профиль (поперечное сечение) несущей части - плоско-выпуклый сегмент с относительной толщиной 0,06; профиль стоек - двояковыпуклый сегмент с относительной толщиной 0.10. Задняя кромка наклонных стабилизаторов «Синички» имеет отгиб на длине 0,2 хорды на угол 15°, работающий как закрылок и существенно улучшающий остойчивость лодки. Кормовое крыло - плоское, прямоугольное в плане. По форме профиля оно, как и его стойки, не отличается от носового.

Крылья, выполненные из дуралюмина В-95, приклепаны к стойкам (дуралюмин Д-16) на угольниках. Вес крыльев равен примерно 6 кг. Изготовлены они были следующим образом. На полосе - заготовке носового крыла были размечены и соответствующим образом профилированы горизонтальный и наклонные участки. Затем, нагрев места сгиба паяльной лампой до 400°, отогнули наклонные бортовые участки. Крепление крыльев к корпусу устроено так, что их можно довольно быстро снять; предусмотрена регулировка угла атаки.

Первоначально крылья были установлены на одинаковом расстоянии (200 мм) от днища лодки. При испытаниях мотолодка довольно быстро выходила на носовое крыло, однако при выходе на кормовое крыло угол атаки носового уменьшался и происходило легкое проваливание лодки на нос. Установив кормовое крыло на расстоянии 125 мм от днища, добились устойчивого движения мотолодки на максимальной скорости. Дифферент оказался равным 3°; угол атаки носового крыла составил 1°, а кормового 2°.

«Синичка» без крыльев с двумя человеками на борту едва достигала скорости 30 км/час, а с тремя скорость ее падала примерно до 25 км/час. Уже на небольшом волнении ход заметно падал, а на волнах высотой 200 мм движение сопровождалось неприятными резкими раскачиваниями и ударами.

Мотолодка на подводных крыльях с тем же мотором «Москва» и тремя человеками стала ходить со скоростью около 40 км/час; движение ее как на спокойной воде, так и на волнах до 200 мм стало устойчивым. Лодка имеет хорошую поперечную остойчивость, легко выходит на крылья на небольших скоростях.

При движении на крыльях стандартный гребной винт «Москвы» оказался «легким». Чтобы полностью использовать мощность двигателя, необходимо увеличить его шаг.

Описанная ниже конструкция подводных крыльев (разработка В. Вейнберга) предназначена для небольшой двухместной самодельной лодки с легким корпусом и мотором мощностью 10 л. с.

Основные характеристики лодки :

Общий вид лодки и конструктивный чертеж корпуса приведены на рис. 74 и 75 .

Рис. 74. Общий вид лодки.

Рис. 75 . Конструктивный чертеж корпуса.
1, 6, 10, 11 - обшивка (фанера δ = 4 мм); 2 - киль, (ель, 15×60), в носу переходящий в форштевень; 3 - скуловой стрингер (ель 15×15); 4 - шпангоут (ель, 12×25); 5 - стрингер (ель, 12×15); 7 - настил палубы (фанера δ = 4); 8 - бимс (ель, 12×50); 9 - окантовка кормового кокпита-багажника (ель, 12×30); 12 - продольные кницы (фанера δ = 4 мм); 13 - переборка - спинка сиденья (фанера δ = 4 мм); 14 - сиденье (фанера δ = 4 мм); 15 - подкрепленье сиденья (ель, δ = 12); 16 - окантовка пассажирского кокпита (фанера δ = 3 мм; ель 10×10); 17 - наделка на транцевой доске (ель, δ = 2 мм); 18 - подкрепление под рыбины (ель, 12×25); 19 - скуловая накладка (береза, 5×20); 20 - привальный брус (береза, 10×15; ель, 15×15); 21 - подкрепление транцевой доски (дюраль, угольник 30×30×3); 22 - подмоторные брусья (береза, 25×60).

Для обеспечения высоких скоростных и мореходных качеств лодки, а также необходимой прочности крыльевого устройства была выбрана четырехточечная схема с малопогруженными крыльями. Поскольку лодка отличается высокой относительной скоростью, в схему были включены дополнительные стартовые плоскости, обеспечивающие выход на крылья при меньших скоростях, что уменьшает горб сопротивления. На расчетной скорости 35-40 км/час эти плоскости полностью выходят из воды, а на небольшом волнении значительно увеличивают стабилизацию хода.

Основные и дополнительные плоскости выполнены стальными, стойки и кронштейны - из дюраля. Соединения плоскостей со стойками осуществляется «в шип» с последующим расклепыванием концов шипов.

Общий вес носового и кормового крыльевых устройств составляет 7,5 кг. Крепление крыльев позволяет легко изменять угол их атаки. Кроме этого, конструкция позволяет установить привод для регулировки угла атаки на ходу.

В крыльевом режиме подъем корпуса над водой в корме равен 100-120 мм, в носу - 200 мм. Широко разнесенные основные плоскости, имеющие наклонные стабилизаторы и дополнительные стартовые плоскости, обеспечивают хорошую устойчивость на ходу при высоте волны до 0,5 м.

Винтом, пригодным для повседневной эксплуатации данной лодки, можно считать винт со следующими параметрами: D = 175 мм; Н = 340 мм; дисковое отношение 0,3. Для достижения максимальной скорости следует применить винт с D = 170 мм, Н = 400 мм и дисковым отношением 0,55.

Схемы установки крыльев, их параметры и узлы крепления приведены на рис. 76-78.

Рис. 76. Схема установки крыльев.
ПП - ось поворота; А - узел соединения плоскости крыла (Ст. 3) со стойкой (Д16Т); Б - узел соединения стойки носового крыла (7 - верхняя часть стойки - Д16Т); 8 - нижняя часть стойки (Ст. 3); 9 - заклепки Ø4 из сплава В65.


Рис. 77. Профили плоскостей и углы их установки
а - сечение основных плоскостей 1 и 6; б - сечение дополнительных плоскостей 2, 3, 4, и 5; в - сечение стоек носового крыла; г - сечение стоек кормового крыла.


Рис. 78. Узлы крепления крыльев к корпусу.
23 - выравнивающая прокладка (Д16Т); 24 - бортовая стойка; 25 - средняя стойка; 26 - прокладка δ = 4 (Д16Т); 27 - угольник 45×25×2,5 (Д16Т); 28 - заполнитель, сосна; 29 - кронштейн, Д16Т, δ = 4; 30 - угольник Д16Т, 30×30×3; 31 - прокладка для подбора угла установки; 32 - бортовой наклонный кронштейн; 33 - скула (остальные обозначения см. конструктивный чертеж корпуса - рис. 75).