Какие тайны скрывает могила чингисхана. Где похоронен чингисхан

Какие тайны скрывает могила чингисхана. Где похоронен чингисхан
Какие тайны скрывает могила чингисхана. Где похоронен чингисхан

Могилу Чингисхана последнее время находят с завидной регулярностью. Официально называлось уже несколько мест в Монголии и Китае, претендующих на местонахождение его захоронения, но ни одна из версий не нашла пока что окончательного подтверждения. Среди серьёзных историков с мировыми именами есть и такие, которые утверждают, будто могила полководца вообще находится вне Монголии. Поисками захоронения останков Чингисхана на протяжении многих лет занимаются монгольские и зарубежные учёные, но пока найти её не удалось никому.


В шаге от сенсации

В СЕНТЯБРЕ 2001 года информационные агентства мира сообщили о сенсационном открытии могилы Чингисхана монголо-американской археологической экспедицией. В сообщениях говорилось, что в 360 км от Улан-Батора, близ горы Биндэр, были обнаружены порядка четырёх десятков могил, с трёх сторон окружённых каменной стеной высотой 3–4 метра и общей протяжённостью около 3 км. В центре ограждения расположена живописная природная скала. Это место известно как Красная скала (Оглочин-Хэрем), а также как Замок Чингисхана. В захоронении в южной части ограждения были зафиксированы специальными приборами-радарами останки более 60 человек, судя по обнаруженным там доспехам и оружию, относящихся к монгольской знати. По словам учёных, если в обнаруженных ими могилах на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Было сделано официальное заявление, что здесь покоятся великие монгольские ханы, и, возможно, среди них - Чингисхан. А в 56 км от этогоместа была найдена ещё однамогила, в которой похороненооколо сотни монгольских воинов. Это, по мнению американских учёных, те самые воины, которых, согласно легенде, убили, чтобыскрыть место гибели Чингисхана. Однако уже 20 октября 2004 года на информационных лентах появилось сообщение, что тела Чингисхана в могиле не оказалось. Дополнительное исследование не дало никаких результатов.

Следом появилось сообщение из Китая, в котором сотрудник музея Синьцзяна Чжан Хуэй заявил: «Мы нашли подлинную могилу Чингисхана». Согласно сообщениям китайских информационных агентств, подлинная могила монгольского полководца находится на севере Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, вблизи монголо-китайской границы у подножия Алтайских гор, рядом с горой Чингила (Чинхэ). Эта сенсационная новость не получила своего продолжения и вскоре также исчезла с новостных лент.

В 2004 году японско-монгольской экспедиции при раскопках на территории сомона Дэлгэрхан Восточного аймака Монголии в местности Аврага удалось обнаружить фундамент здания. По внешнему виду он напоминал дворец Чингисхана-Великий Ордо.

При раскопках учёные нашли каменный жертвенник и китайские курильницы для благовоний с изображением дракона, который был символом верховной власти. На жертвеннике сжигали лошадей во время поминальных церемоний, устраиваемых после смерти высокочтимых людей. Участники экспедиции утверждают, что в одной из персидских летописей говорится о том, что недалеко от могилы Чингисхана постоянно горят курильницы именно такой формы (насколько можно понять, в летописи сказано именно о курильницах, а факт сооружения мавзолея в ней не отражён). В обнаруженных близ дворца четырёх глубоких ямах диаметром в полтора метра сохранились зола, остатки костей домашних животных, пепел шелковых тканей. Как гласят древние китайские источники, заметки путешественников тех времен, в Монголии по традиции после похорон ханов в специально вырытых ямах сжигали туши домашних животных, принесённых в жертву, наполняли ёмкости домашними кушаньями, кумысом. Но пока версия о том, что это здание могло быть поминальным мавзолеем Чингисхана, остаётся без доказательств. В средневековых летописях не удалось найти никаких упоминаний о строительстве поминального мавзолея рядом с местом погребения монгольского полководца.

В 2006 году в монгольской прессе появилось сообщение об обнаружении на западной окраине Улан-Батора руин третьего дворца Чингисхана. Правильна ли гипотеза - покажет время, в «Сокровенном сказании монголов» на этот счёт нет точных географических ориентиров, поэтому можно говорить лишь о найденных фрагментах строений, украшенных изображением дракона, рисунками обезьян, тигра, льва. Планировка дворца напоминает строения XIII века, но доказать, кому оно принадлежало, пока невозможно.

Великого Хана похоронили на Байкале?

КРОМЕ Китая и Монголии на место подлинного захоронения Чингисхана претендует и Россия. На Байкале существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливавшихся табором на мысе Кобылья голова острова Ольхон и оставивших на самом конце мыса огромный чан. Легенду опубликовал немецкий историк Г. Миллер в 1761 году в «Истории Сибири»: «По рассказам монголов, Чингисхан имел своё главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе на острове Ольхоне, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котёл, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я всё же считаю приведённое известие о владениях Чингисхана весьма вероятным, так как первые завоеванные Чингисханом земли - Китай и Тангут - лежат поблизости». Каких-либо подтверждений этой легенды в наши дни на Ольхоне не сохранилось, и историки убеждены, что монгольский полководец никогда не был на этом острове.

В Баргузинской долине сохранилась другая легенда - о могилах знатных монгольских нойонов. В «Золотой тетради», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «…явились, переплыв Тенгис» (внутреннее море), под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал, хотя, по мнению переводчика, это может быть и Каспийское море. В те времена у монголов существовала традиция брать жён из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргучжинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу, а племя борджигины, по мнению Л.Н. Гумилёва, означало «синеокие». В описании персидского историка Рашид ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной до Байкала и дальше на восток. Хотя в «Сокровенном сказании» нет на этот счёт убедительных ссылок, ряд историков считают, что Баргуджин-Токум - это Баргузинская долина на восточном побережье Байкала, напротив острова Ольхон. В пользу этой версии свидетельствует также факт, что здесь расположена священная вершина Барагхан-Уула, у подножия которой по преданию располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. Гора ещё во времена монголов приобрела статус священной. По буддийской традиции эта гора входит в список пяти самых священных вершин и охраняет буддийское учение с севера. По мифологии бурят на этой горе пребывает Хажар Сагаан нойон - хозяин Баргузинской долины. На вершине горы сложено большое обо, в котором в давние времена местные жители нашли монгольские сабли, щит и наконечники копий, что послужило основанием для легенды о захороненном на вершине этой горы знатном баргутском правителе. Из «Сокровенного сказания» также известно, что мать Чингисхана - Оэлун-учжин - была уроженкой страны Баргуджин-Токум. Она ездила на кладбище в «землю предков». У бурят существует молва, что монгольский правитель также ездил поклоняться могилам предков. Перед смертью он дал наставление своим сыновьям, чтобы его тайно похоронили в земле предков, куда многие века ездили на моление предкам его родичи. Если согласиться с версией, что Баргуджин-Токум, где по описанию находится земля предков рода Чингиса, - Баргузинская долина, то возможно, что и могила Чингисхана тоже находится здесь.

СПРАВКА «АиФ в ВС»:

Чингисхан умер в 1227 году (по восточному календарю это был год Свиньи) во время похода на Тангутское государство. Причём в разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны стрелой в бою, от продолжительной болезни, после падения с лошади, от удара молнии, от руки пленённой тангутской ханши в первую брачную ночь.

Чтобы могила Великого хана в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения по степи несколько раз прогнали многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы. По другой версии, гробница была устроена в русле реки, для чего река была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения. Всех, кто участвовал в захоронении и мог запомнить это место, впоследствии умертвили, тех, кто исполнял этот приказ, впоследствии постигла та же участь.

30 июля 2016 в 22:29

Возможно найдена гробница Чингисхана

  • Научно-популярное

Монгольские археологи сообщили об случайном открытии гробницы Чингисхана. Доподлинно неизвестно, где похоронен первый великий хан. Есть много версий, где находится его могила и с некоторой периодичностью появлялись сообщения об обнаружении его гробницы. В этот раз находка выглядит очень убедительной.

Почти 800 лет неизвестно, где был похоронен великий хан. Даже об обстоятельствах его смерти мало, что известно. Популярна история, что основатель Монгольской империи просил похоронить его в безымянной тайной могиле. Чтобы не деморализовать воинов Орды, согласно его завещанию, о кончине Чингисхана объявили только после окончательной победы над тангутами . О смерти хана знали только самые близкие родственники, которые и организовали тайные похороны.

Известно, что Чингисхан хотел быть погребенным около реки Онон, - там он родился и вырос, там был провозглашен правителем объединенного народа. Чингисхан умер в августе 1227 года в горах Люпань. Его тело было перевезено обратно в Монголию для захоронения. Согласно как Марко Поло, так и Рашид ад-Дину, погребальный эскорт убивал всякого, встреченного по пути следования. Чингисхан хотел быть захоронен с множеством богатых предметов, жертвенных лошадей и, возможно, людей. Один из текстов говорит, что 40 девушек - украшенных богатыми одеждами, золотом и мелкими драгоценными камнями - были убиты и похоронены вместе с ним, чтобы присоединиться к его духу в загробной жизни.


Поиски могилы Чингисхана проводятся уже долгое время. Наиболее перспективным местом для поисков считается запретная гора Бурхан-Халдун и её окрестности, где, согласно историческим записям, находился родовой некрополь семьи Тэмуужина. Гора внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и какие-либо раскопки в её окрестностях в ближайшее время маловероятны. Шаманские верования до сих пор играют важную роль в повседневной жизни монгольских кочевников. Они считают, что их предки живы в священных местах, и беспокоить могилы немыслимо.

Еще одна популярная версия - усыпальница Чингисхана находится на дне реки Селенга . После его смерти сыновья императора согнали в долину реки тысячи рабов, которые возвели дамбу и изменили течение вод. В осушенном скальном дне была выдолблена ниша, куда поместили гроб с телом великого хана, после чего под покровом ночи дамба была разрушена и все, кто находились в долине - рабы, мастера-каменщики, охрана и воины почетного караула, утонули.

Те, кто чудом выжил, пали под мечами специального отряда, который, в свою очередь, также был уничтожен. Таким образом, в живых не осталось никого, кто мог бы рассказать, где нашел последнее пристанище Чингисхан.

Чтобы могилу не нашли случайные путники, вдоль берегов Селенги многократно прогнали табуны лошадей. Похоронив отца, наследники императора провели обряды погребения еще в восьми местах, и тайна могилы Чингисхана умерла вместе с его сыновьями, которые больше никогда не говорили на эту тему.

При строительстве дороги возле реки Онон в аймак Хэнтий в Монголии, дорожные рабочие обнаружили братскую могилу с множеством человеческих останков, под которыми находилось довольно грубосложенное каменное сооружение.

Судмедэксперты и археологи определили захоронение как монгольскую царскую гробницу 13-го века, которая может принадлежать Чингисхану. Ученые Университета Пекина пришли к выводу, что многочисленные скелеты (68 скелетов), похороненные поверх гробницы, скорее всего были рабы, построившие гробницу и убитые, чтобы сохранить её местоположение в секрете. Так же было принесено в жертву 12 лошадей, чтобы сопровождать великого хана после смерти.

Содержимое гробницы сильно рассеяно и в плачевном состоянии - несколько столетий этот участок находился под руслом реки, пока река Онон не изменила направление русла в 18 веке. В гробнице обнаружены останки высокого мужчины и 16-ти женских скелетов среди сотен золотых и серебряных предметов и тысяч монет. Женщины, как предполагается, были жены и наложницы хана, которые были убиты, чтобы сопровождать военачальника в загробной жизни.


Количество сокровищ и количество умерщвленных животных и людей, немедленно подняли перед археологами вопрос о том, что это, безусловно, место захоронения действительно важного монгольского военачальника. После проведения обширного набора тестов и анализов, они были в состоянии утверждать, что тело принадлежит мужчине в возрасте от 60 до 75 лет, который умер между 1215 и 1235 годами нашей эры. И возраст, дата, место и пышность захоронения, с большой вероятностью, подтверждают, что гробница действительно принадлежит Чингисхану.

Неоспоримым историческое значение Чингисхана делает это новое открытие одной из самых важных в истории археологии и ставит точку в одной из загадок истории. Его наследие во многих формах, кроме его завоевания, можно найти и сегодня, что делает его одним из самых влиятельных людей в истории человечества. Он соединил Восток и Запад создав Великий Шелковый путь, который стал и оставался на протяжении многих веков основной сетью торговли и передачи культурных ценностей в Евразии, открыв политические и экономические взаимодействия между далекими цивилизациями.

Чингисхан также имеет невероятное количество потомков. Некоторые генетические исследования утверждают, что он может быть прямым предком каждого двухсотого из ныне живущих людей. Только в Монголии из 2 миллионов населения 200000 могут быть его потомками.

P.S. По поводу гробницы есть опровержение

Осенью 1225 года Чингисхан вернулся из похода на восток. Основы Монгольской империи к этому времени были уже заложены, но оставалось непокоренным тангутское царство Си-Ся. Располагалось оно на сотни километров с запада на восток и с севера на юг - там, где ныне простирается песчаная пустыня Гоби. Непокоренное государство не давало Чингисхану покоя: предчувствуя скорую кончину, он торопился осуществить свои последние замыслы и в 1226 году поднял свое испытанное войско в очередной поход.

Монгольская армия двинулась на Китай, государство Си-Ся стояло на ее пути, и в 1227 году оно перестало существовать. Завоеватели захватили столицу тангутов - город Хара-Хото - и жестоко расправились с ее жителями. Мирное население по обыкновению того времени Чингисхан отдал «на поток и разграбление войску». Но в самый разгар победоносного наступления 65-летний властелин монголов скончался…

В Большой советской энциклопедии указывается и точная дата смерти Чингисхана - 25.08.1227 год. То же самое утверждают и другие источники, например, летописный труд «Алтын тобчи» - сочинение ученого ламы Лубсана Данзана (XVII), однако речь в нем идет о месте смерти, а не о месте захоронения. Правда, в других старинных сочинениях (в частности по сведениям Рашид-ад-дина) смерть монгольского полководца наступила еще до падения тангутского царства, и перед смертью Чингисхан будто бы сказал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти, не рыдайте, не плачьте, чтобы враг не проведал о ней, когда же государь и жители Тангута выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте!»

По данным же «Юань чао ми ши», Чингисхан находился тогда в горах Люпань и лично принял прибывшего с богатыми дарами для переговоров правителя тангутов. Некоторые поздние монгольские предания рассказывают о фантастическом единоборстве повелителя монголов с тангутским царем:

Правитель тангутов превратился в змея, Чингисхан - в мифическую Гаруду; правитель - в тигра, Чингисхан - в мифического льва арслана; правитель - в юношу, Чингисхан - в божество Хармусту… Но наконец Чингисхан пленил правителя тангутов, и тот будто бы сказал ему: «Если убьешь меня - тебе самому будет плохо. Если не убьешь, то потомству твоему потом будет плохо». Чингисхан убил правителя тангутов и пленил его жену Гурбэлджин Гоя-хатун, которая потом и убила полководца монголов.

Таким образом, в разных источниках обстоятельства и причина смерти Чингисхана указываются по-разному. Нет единого мнения по этому вопросу и среди ученых: Р. К. Дуглас считал, что великий полководец скончался «от скоротечной болезни», Абул Фарадж полагал, что у Чингисхана была малярия, вызванная нездоровым климатом тангутского государства, а «Секретная история» причиной смерти Чингисхана называет последствия падения его с лошади во время охоты на куланов. Джузджани считал, что правитель тангутов не только предсказал смерть завоевателю его царства, но и указал точное время - на третий день после собственной смерти: у Чингисхана действительно потекла из раны кровь, как белое молоко, и «он отправился в ад». Марко Поло в своих «Записках» указывает, что смерть великого хана наступила от старой раны, а францисканский монах Плано Карпини, посол римского папы к великому хану монголов, в 1247 году возвратился в Европу со всевозможными сведениями об азиатских кочевниках. И в этих сведениях сообщалось, что Чингисхан был убит ударом молнии.

Из всего вышесказанного видно, что обстоятельства смерти Чингисхана остаются до сих пор неясными, и с уверенностью можно сказать лишь одно: умер он в конце лета (или осенью) 1227 года на территории государства Си-Ся.

В «Сокровенном сказании монголов», выдающемся литературном памятнике истории и культуры монголов, сказано, что тело Чингисхана положили на колесницу и повезли к подножию горы Бурхан-Халдун, находившейся на родине повелителя монголов. С одного склона этой горы стекает множество рек, по берегам которых растут густые леса. Чингисхан сам заранее выбрал это место для погребения, когда, охотясь на Бурхан-Халдун, заметил одиноко растущее дерево. Оно понравилось великому хану, и он долго просидел под ним в приятной задумчивости, а потом повелел: «Это место прилично для моего последнего упокоения. Пусть его заметят: наше место для погребения и нашего уруга будет здесь».

Как обстоятельства смерти Чингисхана остаются таинственными, так и местом его захоронения называется не только гора Бурхан-Халдун. Есть сведения, что повелитель монголов был захоронен или на южном склоне Кэнтай-хана, или в местности, которая называется Йэхэ-Утек. Марко Поло утверждает, что местом захоронения Чингисхана и других монгольских государей был северный склон Алитай-хана:

И где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за 100 дней пути до той горы, его привозят туда хоронить… И когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да еще приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!»… С конями они делают то же самое: когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают на тот конец, чтобы они были у него на том свете.

Вот такие противоречивые сведения сохранились о месте захоронения Чингисхана. Ясно только одно: делалось все в глубокой тайне, чтобы скрыть смерть грозного владыки от врагов и уберечь его останки от надругательства. Сопровождавшие гроб воины действительно убивали всех, кого встречали на своем пути, а завершив погребение, прогнали по степи большой табун лошадей, копыта которых сровняли с землей могилу великого полководца. И память о ней исчезла, казалось бы, навсегда.

Я. Шмидт, монголовед и тибетолог XIX века, основываясь на том, что монголы не умели бальзамировать трупы, считает, что тело Чингисхана от тангутского царства до Монголии не довезли, а в Монголии похоронили только какие-то вещи и реликвии великого хана. А Огодой, взойдя на престол, принес в жертву духу полководца монголов 40 красивых девушек и много породистых лошадей.

В XVII веке местом захоронения Чингисхана считалось Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе, где стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками. В конце XIX века эти места посетил русский путешественник и этнограф Г.Н. Потанин, который записал легенду о гибели великого хана и составил описание святыни монголов.

Ордос имеет три святыни - Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана, Средней - останки его жены-монголки из рода Далат, а в Малой - платье той жены, которую он отнял у какого-то другого хана. Пленница отвергла любовь повелителя монголов, бросилась в Желтую реку и утонула, труп ее искали, но не нашли, а нашли только платье…

Великая ставка, располагавшаяся на правом берегу речки Чжамхак, состояла из двух белых войлочных юрт, которые стояли между двумя песчаными барханами на искусственной насыпи высотой около 60 сантиметров. Короткие стороны прямоугольной насыпи были обращены к северу и югу. Задняя юрта примыкала вплотную к передней, и потому дверей ее не было видно; вход был только один - через южную юрту. В том месте, где юрты соприкасались, был устроен тайный проход. На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз.

Внутри передняя юрта представляла собой комнату с деревянными стенами и плоским деревянным потолком. У задней стены южной юрты, где должна была бы располагаться дверь в северную юрту, стоял стол и на нем 5 или 7 светильников. Этот жертвенник и закрывал вход в северную юрту, куда входить никому не разрешалось, кроме одного только ламы. В этой юрте и хранилась медная (или серебряная) рака, в которой покоились останки Чингисхана.

Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов - очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. Каждый год, в 21-й день 3-го месяца по лунному календарю, ордосские монголы устраивали большой праздник Тайлга (жертвоприношение) в честь Чингисхана. Празднество совершается на другом, левом, берегу речки Чжамхак, куда к этому дню свозят все три святыни Ордоса. Каждая из них разбирается и укладывается на отдельную телегу, в которую впрягают трех белых верблюдов. На новом месте юрты вновь ставятся в ряд дверями к югу, в центре - Великая ставка с останками Чингисхана. Перед ней расстилают войлок, на который садятся ламы, чтобы читать молитвы в честь великого полководца монголов. Около юрты ставят стол, а на него - серебряную посуду и чаргун. На другом столике раскладываются вещи, которые будто бы принадлежали Чингисхану - кисет для табака длиной 30 сантиметров, огниво, трубка, лук, саадак и меч.

К западу от лам стоит большая «бадья из сандалового дерева» с молоком, окованная тремя серебряными обручами. Рядом ставят телегу, на которой возят эту бадью и футляр к ней.

К югу от лам на белом войлоке стоит конь яичной белизны, который сам (без пастуха) прибегает к этому месту в день праздника. Перед конем стоит корыто, в которое поклоняющиеся бросают деньги. К востоку от белого стоит саврасый конь Найман, на которого надеты узда и седло - те самые, которые были на коне при жизни Чингисхана. Белый конь стоит без седла, так он считался посвященным богам.

К северу от саврасого коня стоит человек, которого называют Алтын-хатасун. Он опирается на рог антилопы, а ноги его зарыты в песок. «Алтын-хатасун» означает «золотой кол», и по поводу этого существует следующая легенда: «Во времена Чингисхана с неба спустилась белая, как яйцо, лошадь, которую великий полководец привязал к золотому колу, но какой-то вор украл его. Вора поймали и привели к Чингисхану, и он сказал ему:

- Ты унес у меня кол, к которому я привязал белого коня. Будь же теперь сам вместо кола!

И после этих слов Чингисхан приказал закопать вора в землю по горло и привязать к нему белого коня. И повелел и впредь делать так же - закапывать в землю одного из потомков вора». Так и возник праздник Тайгла, но теперь у вора в песок закапывают только ступни ног. В течение всего этого дня Алтын-хатасуну не дают ни пить, ни есть, и он должен стоять неподвижно. А на песке, в который зарыты ступни его ног, пишут несколько букв, и если к концу праздника их найдут испорченными, то «вора» бьют. Бьют и пастухов, если «насорят» священные лошади, участвующие в празднике.

Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана, потом Средней и Малой, затем белой лошади, после чего идут к Алтын-хатасуну. ему тоже поклоняются и дарят деньги, а некоторые даже лошадь. После этого паломники идут к саврасому коню Найману, поклоняются ему и стараются прикоснуться лбом к уздечке или седлу Чингисхана.

От Наймана толпа паломников направляется к девяти белым верблюдам, по дороге обходя телеги, на которых привезли юрты. Задки телег подняты вверх, и на них сидят дети дарха-тов: большие - на телегах, маленькие - под телегами. Проходя мимо них, паломники произносят:

Да будет одеяло полно детей,

Да не будет у них ни чесотки, ни насморка!

А в возраст придете -

Да будете вы счастливы и сановиты.

А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя. Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким.

После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан - специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные - князья и простой народ.

Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы - духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это - у него выпадут глаза.

Потом один из дархатов берет хатак (шелковый платок), разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее.

Мясо принесенной в жертву лошади, когда оно сварится, делят между всеми присутствующими, которых очень много, поэтому каждому достается кусочек величиной с наперсток, но все они называются «счастье Чингисхана» Кроме лошади, в этот день закалывают еще особую овцу. Сначала ей разрезают грудь и еще у живой вырывают сердце, легкие и горло. Их кладут перед ракой с останками Чингисхана и читают над ними священные слова. На трепещущем сердце овцы выступают какие-то «знаки», по которым ламы угадывают настоящее и будущее и возвещают его народу. Только после этого овцу убивают.

Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан снова явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой - «Золотое корыто».

Вопрос о месте захоронения Чингисхана уже не одно столетие волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти великого полководца, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 20-х годах прошлого века возникло предположение, что захоронение великого хана может находиться в округе Гурван-нуур («Трехозерье»), расположенном на востоке Монголии. В 1962 году здесь даже был сооружен памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану - от монгольского народа». Но, несмотря на сооруженный памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.

Могила Чингисхана?… Где она? По какому обряду похоронили этого великого завоевателя? Что похоронено вместе с ним? Клишин Виктор Алексеевич (г. Горловка, Донбасс)

Для историков интерес большой и версий много: одни историки говорят, что он похоронен где то в Китае, другие предполагают, что он похоронен в Туве, потому что, якобы, он сам был тувинец, из рода тувинских князьков, третьи предполагают, что он похоронен на территории Монголии, на священной горе Монгольского Алтая, которую до сих пор никак не сыщут.

Версий много, но, увы, нет ни одного логического заключения, нет ни одного доказательства тому, что именно в Туве, именно в Китае или в самой Монголии должны были состояться его похороны.

Почему же в древних рукописях о Чингисхане не указано конкретное местонахождение его могилы? По древнему монгольскому обычаю, побежденные, униженные и оскорбленные враги победителя, после смерти его, проникали в гробницу, разбрасывали его кости и считали себя отомщенными. Вероятно, с этой целью хранилась тайна похорон Чингисхана и место его захоронения. С целью сохранения тайны место погребения, убивались тысячи рабов, прислуживающих при погребении. Об этом и Марко Поло упоминает. Вот и причина тайны местонахождения могилы Чингисхана, которая держится уже восемь веков, а она – могила, возможно, ежедневно попадается на глаза человечеству.

От чего умер Чингисхан? Может быть, этот вопрос приблизит нас к тайне.

Причин смерти великого завоевателя описывается много и все они домыслы.

По этому поводу Марко Поло сообщает, что Чингисхан умер от попадания отравленной стрелы в колено; посланник Папы римского, спустя двадцать лет после смерти Чингисхана, вернувшись из Монголии, сообщает, что хан погиб от удара молнии; еще сообщается что, покорив Тангутское царство, хан взял жену покоренного себе в гарем и будто, эта самая бывшая первая леди Тангута была причиной его смерти.

Хан был в первую очередь человек, а у человека причин смерти может быть уйма: и от язвы желудка, ибо ему, мальчонке, после убийства отца Ясугая-багатура пришлось с семьей прятаться в горах и питаться кореньями, травой, дичью, порой голодая неделями; а может быть он умер от аппендицита, а может быть от малярии, ибо до этого, до смерти, он жил несколько лет в ареале обитания малярийного комара, завоевывая пространство междуречья Сырдарьи и Амударьи, где располагались укрепленные города-государства Бухара, Самарканд, Хива, Коканд и другие.

Короче, и этот вопрос не приблизил нас к тайне места захоронения Чингисхана, и в этом вопросе неразбериха, пущенная в молву, с целью запутать следы.

Тогда мы примемся к решению нашей задачи с другой стороны, т.е. определим дорогу, по которой монголы вторглись в Кыпчакскую степь, ибо эта дорога вторжения в Кыпчакскую степь и место погребение Чингисхана, через семь лет после вторжения, эти два понятия связаны между собой и приближают к цели.

Обратимся к историку, автору трилогии «нашествия монголов», к Василию Григорьевичу Яну. Он то уж должен бы знать, по какой дороге, в каком месте границы шла первая лавина вторжения на кипчаков… но, увы, он в своей последней повести к «Последнему морю», коснувшись сношения действующего войска хана Батыя в Европе со столицей ханства Каракум, упоминает пустыни Гоби.

Так, на военном совете в ставке хана Батыя, на берегу Адриатики, учитель и наставник Батыя Сабудай-багатур, словами Василия Яна, как автора повести, говорит: «… мы находимся на расстоянии двухмесячного пути от ставки Бату- хана в низовьях Итиля (Волги) и на расстоянии многих месяцев пути на сменных конях от главной столицы всех монголов Кара-корума.

Нам нужно сохранить безопасным и неприкосновенным этот путь, помня, что этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби и Кызыл – Кумы, но что только по этому пути к нам прибывают и будут прибывать для нашей поддержки новые отряды родных и единственно всегда нам верных монголов, непобедимых багатуров.»

Этим изречением Василий Ян завел историков монголоведов в темную комнату искать в ней черную кошку.

Обратите внимание на изречение: «этот путь не только священного правителя (Чингисхана), впервые проложившего его через беспредельные пустыни Гоби…»

Ко времени похода, в Кыпчакскую степь, Западный Китай не был покорен моголами, следовательно имея к началу похода в своем войске 35-40 тысяч одних только воинов, не считая гурты скота на пропитания, табуны запасных лошадей, которых ежедневно надо поить, семьи, кибитки, Чингисхан двинулся через Монгольские Гоби, Китайское Гоби, через враждебную территорию в тысяча километров тоже по степям и пустыням…! О-оо, это было бы безрассудное решение.

Полководец, создавший новую армию с железной дисциплиной, разбив на десятки, сотни, тысячи и десятитысячные отряды, применяя хитрую тактику и стратегию и так бесшабашно подвергать орду жестоким лишениям! Я не поверю в этот путь. К концу похода к Кипчакам, войско Чингисхана подошло бы ослабленное, полуживое.

И еще, обратите внимание на высказывание Сабудая на военном совете в ставке хана Батыя: «… только по этому пути (т.е. через пустыню Гоби) к нам прибывают и будут прибывать…» (Военный совет Батыя проходил в 1238г.)

Прошло восемнадцать лет с начала похода Чингисхана, а дорога в столицу Каракорум оказывается та же: тяжелая, безводная, страшная.

Это заблуждение историков тоже работает на тайну места погребения Чингисхана.

А дорога легкая, короткая, богатая, полная источников воды и подножного богатого корма была и есть, а о ней знал Чингисхан и ею воспользовался.

Дорога вторжения Чингисхана в Кипчакскую степь. 1220 год.

Посмотрите на прилагаемую карту Монголии, где ее южная граница охватывается Китаем дугой, на которой располагаются величайшие пустыни мира – Гоби: Алтайские Гоби, Южное Гоби, Восточное Гоби.

Начинать завоевательный поход на запад через пустыни и враждебную, западную Китайскую территорию, пока еще не завоеванную — было бы безумием! Но монголы, в 1220 году вторглись в Кипчакскую степь, и победоносно, без лишений и потерь подчинили себе гигантскую территорию, вплоть до Аральского моря, разгромив там, в районе озера и междуречья Амударьи и Сырдарьи укрепленные города-государства: Бухара, Хива, Самарканд, Коканд, Сыгнак и др.

Так с какого участка границы начинался поход?

Посмотрим на карту.

Версия «Могила Чингисхана»

В самой западной точке, Монголия уткнулась в горную систему Алтай. В этом месте бреет начало река Бахтарма и течет между горными хребтами, со склонов которых в р. Бухтарму впадают ручьи, родники, речушки, потому река многоводна. Сама Бухтарма впадает в р. Иртыш, левый берег которой является границей горной системой Алтай и беспредельной степью Кипчаков. Долина Реки Бухтарма богата подножным кормов и водой, что является благодатью для путников и всадников.

Я предполагаю, что об этой долине знал землепроходец Алтая, автор проекта дороги «Чуйский тракт», Вячеслав Шишков, писатель, романист, назвавший эту долину р. Бухтарма «Беловодьем», куда стремилась душа русского мужика от гнета, от преследований за веру, от малоземелья, от худоземелья.

Вот как описывает Шишков эту страну «Беловодье» в своем рассказу «Алые сугробы», когда вымирающая община снаряжает в поход искателей этого «Беловодья» Степана и Афоню: «… есть на свете такая диковинная страна и называется она «Беловодье». И в песнях про нее поется и в сказках сказывается. В Сибири ли она, за Сибирью ли, или еще где то. Сквозь надо пройти степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу путь свой править, и, если счастье тебе от рождения дано, увидишь «Беловодье» самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собой круглый год растет – ни пахать, ни сеять – яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье, без конца, без счету стада пасутся — бери, владей.»

Ну какая мужичья душа не вскипит, не ринется на поиски Беловодья – этого рая на земле, тогда как на старом месте: « … а земля наша – сквозь песок, а дождей который год нету, сами знаете… Чистая смерть господи помилуй… Эвот поглдя-ка, что покойников на погосте: крестов, что в лесу дерев.»

Снаряжая Степана и Афоню на поиски Беловодья и предвкушая положительный исход поиска «обчество» пообещало землепроходцам: «… ежели найдете Беловодье, век не забудем вас, ей-бо… переселимся и работать не дозволим: сидите себе дома на печи, милуйтесь с хозяйками да малину с медом кушайте, ей-бо.»

Ценой неимоверных лишений и страданий, ценой трагической гибели Степана в расщелине ледника, Афоня, больной, замерзающий, умирающий, был спасен аборигеном-татариным. Придя в себя Афоня рассказал татарину, кто он и зачем попал сюда. Татарин оценит этот подвиг: «… который за людей сдохла, эвот-эвот какой большой, шибко якши, шибко харош..»

И о земле куда попал Афоня: « … земля шибко якши тут.. ай-ай какой земля, самый харош. Работать мала-мала можна, деньга калатить можна.»

Долина реки Бухтармы довольно заселена населенными пунктами: Урыль, Берель, Березовка, Танба, Черновая, Чингизтау, Киннжира, Кабарга, Катон-Карагай, Согорное, Белое, Печи и др.

Это тоже говорит о ее богатстве: черноземом для пашни, травами для скота, лесом для строительства и охоты.

И так, скорее всего, дорога шла из Монголии по Бухарской долине до селения Катон-Карагай. Так как отсюда река Бухтарма врезается в крутые горы Алтая, а налево от Катон-Карагая открывается широкая долина речки Нарымки, впадающей в Иртыш, богатая водой и травами, то дорога отсюда поворачивает налево и до самого Иртыша остается легкой и богатой. Здесь Иртыш маловоден, т.к. многоводная Бухтарма впадает в него гораздо ниже, так что переправы лучше и не надо искать.

Так вот, знали ли Монголы о таком легком и сытном пути к Кипчакам? Конечно знали, ибо они сами скотоводы-кочевники, охотники и связь с Кипчаками у них была давно, еще до похода Чингисхана.

Мог ли Чингисхан игнорировать этот путь всего в 200-250 км до р. Иртыш, или тащиться через пустыни Гоби в несколько тысяч километров? Конечно нет.

По здравому смыслу, вторжение должно было проходить двумя потоками: один поток проходил по реке Бухтарме, — это монгольская знать, кибитки, гурты скота, табуны лошадей… , и второй поток, налегке, с запасными конями и запасом воды и корма, в основном воины, прошли через небольшой участок китайской территории (если смотреть на нынешнюю границу) через Китайскую джунгарию к западному берегу озера Зайсан, т.е через вторые ворота, где в настоящее время, на границе с Китаем, стоит районный центр Алексеевка Восточно-Казахстанской области.

Оба потока, соединившись и переправившись на левый берег реки Иртыш, монголы уже оказались на гигантском просторе - в Кипчакской степи, заселенной разными другими народами, но такими же кочевниками - скотоводами, не имеющими укрепленных оплотов в силу своего кочевого образа жизни и, потому, легко покоренные.

Не удивительно, потому что Чингисхан, к началу похода имел в своем войске 35-40 тысяч воинов, из них 4-5 тысяч коренных монголов (военачальники гвардия) и остальные 30-35 тысяч других народностей: тувинцы, алтайцы, буряты, татары енисейские, объединенные емким словом - татары. Что и сколько воинов мог противопоставить князек кочевого улуса перед такой громадой? Пусть сто, пусть двести, пусть тысячу… толку-то, так что монголы следовали по степи как селевой поток.

По мере продвижения в глубь степи, пленяя и покоряя разрозненные отряды местных князей-кочевников и комплектуя из них боевые отряды (десятки, сотни, тысячные) под руководством монголов; подойдя к Аральскому морю, Чингисхан уже имел войско в 300-350 тысяч.

Подойдя к региону Аральского моря, к междуречью Сырдарья и Амударья, где располагались города – государства: Хива, Бухара, Самарканд, Коканд, Сыгнак и другие богатейшие по тем временам города, имеющие свои войска, оборону, но противостоять вражеской силе, многочисленной, хорошо вооруженной, с жесткой дисциплиной, имеющей на вооружении стенобитные орудия-онагры, эти города, со своей богатейшей культурой, школами-медресс, письменностью, поэзией, с разнообразной ремесленностью, с правилами основ земледелия, с разветвленной искусственной оросительной сетью, — эти города пали под громадой войск Чингисхана и были разрушены до основания, а население пленили, пополнив войско еще на десятки тысяч, а может быть и на сотню тысяч.

Итак, за пять лет похода, монголы покорили гигантскую территорию, очутившись в сердце Средней Азии.

В 1225 году Чингисхан, вероятно, задался вопросом – «что делать дальше?»

Надо иметь в виду, что поход к Аралу проходил мимо западного берега озера Балхаш. Не покоренные земли восточного берега озера Балхаш, а также земли западного Китая, представляли потенциальную угрозу в «спину», и, потому, Чингисхан, на мой взгляд, принимает правильное решение, чтобы устранить эту угрозу.

Он комплектует, снаряжает и рассылает свои отряды, под руководством своих сыновей, родичей и соратников, (Чингисхан имел пять сыновей: Джучи, Чагатай, Угедей, Тулихан, Кюлькан) и отправляет эти отряды в Хаджи-Тархан (Астрахань-столицу хазаров) в Персию, В Афганистан, в Индию.

В это время, в северном Афганистане, войско монголов, посланное туда Ченгисханом, подверглось сокрушительному поражению от повстанцев-партизан во главе с тюркским предводителем Джалал Эд-Дином, который и в последствии нападал на монголов.

По моему мнению, этот наскок Джалал Эд-Дина на монголов, укрепил в Чингисхане мысль, что надо обязательно ликвидировать угрозу, оставшуюся за спиной. А за спиной остались земли восточного Балхаша и земли западного Китая.

Особое войско с награбленными сокровищами и с пленными ремесленниками: гончарами, кузнецами, ювелирами, с учеными, он отправляет в Монголию только не по пройденному пути, а вдоль восточного берега оз. Балхаш, с целью их порабощения и устранения угрозы.

Сам же с войском, под девизом «Только вперед», пробирается в западный Китай то ли по долине реки Торим, уходящей в Китай, то ли ниже, на стыке Памира и горной системы Каракорум, в долину руки Яркенд. Отсюда он, строго на север, в родную Монголию, насаждая своих баскаков для сбора дани, пленяя местное население и пополняя свое войско новыми отрядами.

Дойдя до Китайской Джунгарии, Чингисхан, где то в районе озера Алаколь, выходит из Западного Китая и движется по Аягузской степи к речке Чар, вдоль которой пролегает главный тракт, который ведет к переправе через р. Иртыш у оз. Зайсан и далее, по долине реки Бухтармы на Родину.

Версия «Могила Чингисхана»

Из летописи известно, что Чингисхан умер при выходе из Западного Китая в августе 1227 г. Летний месяц. В это время там погода жаркая.

Монголы в это время не знали метод бальзамирования, надо было спешить с похоронами… Где хоронить?

Послали на все четыре стороны разведотряды с целью отыскания такого места, где можно было соблюсти тайну погребения, чтобы обезопасить от осквернения могилы, от разграбления.

Вернувшись, три отряда принесли пустые вести, а четвертый поведал то, что и требовалось. По заданному направлению отряд встретил среди степи довольно высокую гору. (Ныне гора называется Монастырь). Взобравшись на вершину, они обозрели округу и впереди по ходу движения увидели отроги Алтая, мимо которых протекала р. Иртыш. Перейдя реку, в это время мелководную, разведчики с увала увидели котловину, гектаров сто, окаймленную полукольцами отрогами и речкой Ульбой, впадающей в Иртыш. Место дикое, глухое, никем не посещаемое, примерно километров сто в стороне от оживленного тракта на речке Чар, — место идеальное для тайного погребения Великого Повелителя. (Так я представил поведение соратников Чингисхана, во время этой экстремальной ситуации).

Время шло своим спокойным, мерным шагом, но не спокойно было в мире людском, ибо после смерти, его политику «Потрясателя Вслененной», как его называют в летописях, продолжили его сыновья, внуки, правнуки, утвердив на слезах и крови, на пепелищах невиданную империю угнетения.

Но, увы, ничто в нашем мире не вечно; империи возникали и распадались: распалась римская империя, империя персов, империя Александра Македонского… Распалась и монгольская империя, ибо зло не может быть вечно; возникают внутренние противоречия, возникают силы противостояния, силы молодые, сплоченные, сильные.

Пять веков спустя, после смерти Чингисхана, на мысу, на месте слияния рук Ульба и Иртыш, выросла сторожевая казачья крепость.

Еще два века спустя, вокруг этой казачьей крепости вырос купеческий городок… а в настоящее время здесь вырос мощный промышленный центр с гигантскими металлургическими комбинатами: свинцово-цинковым, титаномагниевым, вырос механический завод по изготовлению горного оборудования, вырос большой завод приборов и другие промышленные предприятия, вырос научно-исследовательский институт ядерной физики со своей промышленной базой, и называется этот город Усть-Каменогорск.

Месторасположение города исключительно удачное в смысле снабжения водой промышленных предприятий. Рядом, в горах две гидроэлектростанции.

Река Иртыш делит город на две части: правобережная часть города прижалась к отрогам горной системы Алтай, а левая часть расширяется в степь.

Из горной тайги вырывается река Ульба и в центре города впадает в Иртыш.

Выше по течению Ульбы, окаймленная увалами, лежит котловина гектаров в сто, на которой вырос поселок Ушановский. Рядом с поселком, к одному из отрогов прижалась странного вида возвышенность — классической формы конуса, при виде с издали, вызывая удивление. Я тысячу раз обращал на нее внимание, рыбача на Ульбе, охотясь на перепела, на уток на Шиловом лугу, или проходя мимо, в глубь отрогов, охотясь на куропаток, тетерева, коростеля.

Все отроги лежат как поросята — продолговатые, а один отрог будто пропахал носом землю перед собой и нарастил идеальный конус «Во природа… что творит», и все больше никаких мыслей. Но однажды это творение природы приобрело имя.

Приходит как-то ко мне товарищ, а сам смеется, за живот держится. – Ты знаешь, что моя Юлька сморозила! Показывали по телевизору извержение вулкана на Камчатке, так она мне так загадочно говорит – а ты знаешь, что у нас тоже есть Улкан.

— Кто?- спросил я.

Улкан, такой же острый, как показали по телеку.

— Где ты его видела? – спрашиваю, а сам не могу успокоиться.

— Да за Ушаковским поселком.

Мы посмеялись вместе, обсудили завтрашний поход по Иртышу на катерах… и я забыл об «Улкане».

Версия «Могила Чингисхана»

Прошло некоторое время, и я решил отдохнуть на природе – побродить, поохотиться по ушановским увалам. Сойдя с автобуса в поселке, чтобы двинуться в сопки, я сразу увидел диковинный «Улкан» и решил немедленно его обследовать.

Основание «Улкана» представляет собой окружность, склон довольно крутой, состав гравийно-песчанный.

Кружным путем, взобравшись на «спину» увала, я обратил внимание на его ширину: свободно пройдут два потока людей – туда и обратно. Вершина конуса приподнята над «спиной» увала и представляет площадку, диаметром метра два.

Заметна перемычка между валом и конусом.

Спустившись вниз, в соседнем отроге, с торца, я обнаружил разработку камня (розовый известняк), поросшую растительностью. Это тоже говорит о чем-то.

Пошло двадцать лет, как я покинул те места, где восемь веков тому назад зарождались отряды, тиранившие Персию, Русь, Европу, Ближний восток. Положивший начало этому историческому действию Чингисхан стал часто появляться в печати. Даже японские монголоведы заинтересовались и проводили раскопки по поиску его могилы. Заинтересовался этим вопросом и я, и, проследив последние годы жизни Чингисхана, я указываю местоположение его могилы. Это моя версия, но к ней я подошел последовательно, логически объясняя поступки положительные, в чем, мне кажется, я убедил читателя.

Сегодня я опять, мысленно, перенесся на вершину «Улкана» в пойму реки Ульбы и представил, как, быть может, по буддийскому обычаю посадили Чингисхана на пятки, ноги калачиком в вырытом гроте отрога, лицом на завоеванную степь, ставшую родной, а за спиной любимая Монголия.

Место дикое, тихое, скрытное, подходящее для тайного погребения. Рядом пойма реки Ульбы из песка и гравия, для насыпи надгробия. Лучшего места для погребения не найти.

Для оправдания моей версии дело за археологами, но напоминаю о мифических проклятиях Великих Тиранов.

«Риск – благородное дело», — девиз больших игроков.

Восточный Казахстан является частью региона «Большой Алтай» и отправной точкой для путешествий в разные страны мира. При выборе тура полезно сравнить между собой большое количество направлений. Например, можно посмотреть .

Великий Потрясатель покоится на Алтае!? Версия «Могила Чингисхана» reviewed by admin на 16.05.2012 rated 5.0 of 5

25 августа 1227 года, в очередном походе, умер Чингисхан (настоящее имя Темуджин), один из самых великих людей, значительно повлиявших на историю человечества. Его жизнь была настолько насыщена событиями, что их хватило бы на несколько жизней даже повелителям того времени. Чингисхан И вот уже в течение восьми веков авантюристы, кладоискатели, и, наконец, ученые ведут спор: где же захоронен великий Хан?

Существует легенда, что соратники Чингисхана, опасаясь ограбления и осквернения места захоронения, после похорон пустили по месту захоронения десять тысяч лошадей, которые уничтожили все следы. Позднее все свидетели похорон были убиты. Предположительно в могиле Чингисхана вместе с ним по обычаю были погребены несметные сокровища.

По другой легенде великий Хан приказал похоронить себя у горы Бурхан-Халдун. Естественно, что спустя восемь веков географические названия отдельных гор, местностей могли существенно, а может быть и совсем измениться.

Существует третья версия, согласно которой Чингисхана похоронили в русле реки Селенги, несущей свои воды по территории Монголии и Бурятии. Для этого реку перекрыли, соорудив дамбу. После захоронения дамба была разрушена и река потекла по прежнему руслу, закрыв собой гробницу.

На местонахождение гробницы Чингисхана, а также на родство с ним претендует несколько государств. Среди них кроме монголов казахи, буряты, японцы, китайцы. Эти споры совсем небезосновательны. Внешность монгольского правителя по описаниям историков была нехарактерна для монголов. Он был голубоглазый, со светло-русыми волосами.

В последнее время могилу великого Хана находили множество раз. Несколько раз в печати появлялись сообщения о находках некрополя то в Китае, то в Монголии.
Осенью 2001 года информационные агентства передали сообщение о найденной американцами могиле Чингисхана. Сотрудник Чикагского университета Джон Вудс и его соотечественник в 360 километрах от Улан-Батора обнаружили около 40 могил с останками 60 человек. Судя по богатству доспехов, эти люди принадлежали к знати. Американцами было сделано официальное заявление, что обнаруженные останки принадлежат монгольским ханам, и среди них, возможно, и останки Чингисхана. Однако продолжить исследования не удалось по причине запрета монгольскими властями дальнейших раскопок.

Несколько позже сотрудником музея Синьцзяна Чжан Хуэйем было сделано довольно смелое заявление о нахождении подлинной могилы Чингисхана. Местонахождение могилы по информации находится на севере Китая, в СУАР. Однако данная информация так и не была подтверждена.

В 2004 году археологами монгольско-японской экспедиции при раскопках на территории Восточной Монголии был обнаружен фундамент здания предположительно XIII-ХV веков, который мог быть дворцом Чингисхана. Было сделано заявление о нахождении дворца Чингисхана. Впоследствии вблизи дворца были обнаружены четыре ямы, в которых сохранились зола и остатки костей животных. На основании находок было предположено, что здание могло бы быть не дворцом, а мавзолеем Чингисхана, и место захоронения должно быть где-то поблизости. Тем не менее, по прошествии четырех лет данная находка не дала ответа на вопрос о местонахождении могилы великого Хана.

Впрочем, может оказаться, что могилу Чингисхана могли разорить и осквернить еще его современники, как это происходило с пирамидами фараонов Египта. Но это, конечно, самая пессимистичная гипотеза.

В настоящее время поиски могилы Чингисхана являются одной из актуальных проблем средневековой истории. Историки считают, что для науки находка может иметь и не столь большое значение, как для культуры. Многие азиатские народы предпочли бы, чтобы их предком оказался великий Хан. Однако до сих пор никто не знает местонахождения захоронения Чингисхана. Справедливости ради надо заметить, что активные поиски ведутся до сих пор, и возможно дадут свои результаты, и в недалеком будущем мы сможем получить ответ на вопрос: «Где же находится могила Чингисхана?».

Видео в тему:

Великий запрет Чингисхана

В 1227 году, во время боевого похода, умер один из величайших завоевателей всех времен и народов – Чингисхан. Перед смертью полководец, опасаясь мести врагов, и еще по ряду причин, приказал сохранить место своего захоронения в глубочайшей тайне.

Враги, мечтавшие осквернить прах Чингисхана, до могилы так и не добрались. С девятнадцатого века и по сей день ученые ищут гробницу легендарного властелина. Основные поиски ведутся в Монголии и, в частичности, в Китае. Но пока также безуспешно.

Оказывается, у большинства народов, когда-то входивших в Монгольскую империю, существует легенда о том, что Чингисхан похоронен именно на их территории…

«Искатели», проанализировав всю имеющуюся в распоряжении ученых информацию, сделали неожиданный вывод. Могила великого полководца вполне может находиться на территории Российской Федерации. Попытаться подтвердить или опровергнуть эту гипотезу должна наша экспедиция, отправившаяся в Забайкалье.

No related links found