Каковы основные прогнозы будущего развития человечества философия. Что нас ждёт в XXI веке? Футурологический прогноз Рэя Курцвейла. Изменения зубов и челюстных костей

Каковы основные прогнозы будущего развития человечества философия. Что нас ждёт в XXI веке? Футурологический прогноз Рэя Курцвейла. Изменения зубов и челюстных костей
Каковы основные прогнозы будущего развития человечества философия. Что нас ждёт в XXI веке? Футурологический прогноз Рэя Курцвейла. Изменения зубов и челюстных костей

Андрей Васильков

Американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл стал автором множества технологических прогнозов. Свои первые предсказания он опубликовал в книге «Эпоха мыслящих машин», вышедшей в 1990 году. Последний раз Рэй озвучил своё видение будущего неделю назад на международном конгрессе SAE 2015 в Детроите. Если собрать названные даты в единый список, то получится подробный прогноз развития ключевых отраслей до конца XXI века.

Рэймонд Курцвейл (Raymond Kurzweil) стал интересоваться параллельным развитием людей и машин ещё во время обучения в Массачусетском технологическом институте. Он всегда находил неожиданные направления – от разработки систем распознавания речи до решения проблемы бессмертия. Пока оцифровка сознания и его помещение в компьютерную модель мозга кажется научной фантастикой, но лауреат множества премий и автор книги «Как создать разум» готов уже сейчас назвать даты появления способствующих этому технологий.

С недавних пор претворять фантастические идеи в жизнь стало для него непосредственной задачей, поскольку вот уже три года он занимает пост технического директора подразделения по развитию методов машинного обучения и обработки естественного языка компании Google.

Футурологические анонсы Рэя интересны хотя бы потому, что многие из его ранних прогнозов сбываются на наших глазах. Речь идёт о системах дополненной и виртуальной реальности, носимой электронике, «умной» одежде, электронных ассистентах (вроде Google, Siri и Cortana), автомобилях с автопилотом и десятках других изменений в привычной жизни. Что же ждёт нас в ближайшем будущем, если нам хватит ума дожить до него?


2019
Большинство людей будет иметь несколько компьютеров, хотя смысловая нагрузка самого термина тоже изменится. Вычислительная мощность компьютеров стоимостью до $4000 достигнет 20 квадриллионов вычислений в секунду. Микрокомпьютеры будут встраиваться повсеместно – в одежду, ювелирные изделия, мебель и даже в стены. Это же касается фото и видеокамер, объективы которых уменьшаться до размера булавочной головки.

Люди получат системы виртуальной реальности, формирующие изображение непосредственно на их сетчатке. Пользователи будут общаться со своими компьютерами через двусторонний речевой и жестовый интерфейс, практически не пользуясь клавиатурой. Кабели и проводные интерфейсы периферийных устройств почти полностью исчезнут.


Все студенты получат доступ к компьютерам. Основное обучение будет построено в виде дистанционных адаптивных курсов, на которых слушатели и преподаватели будут присутствовать удалённо.

Слепые и слабовидящие люди смогут надевать очки, которые будут интерпретировать реальный мир с помощью речи. Аналогично глухие люди станут использовать носимые устройства, преобразующие речь в текст или знаки, а музыку – в образы или тактильные ощущения. Также появится искусственная сетчатка, бионическое ухо и другие нейроимплантаты, но они будут существовать в ограниченном числе.


Пациенты с повреждениями спинного мозга вновь смогут ходить, используя экзоскелет с управлением через интерфейс мозг – компьютер или непосредственные команды от собственных нервных окончаний.

Появятся многочисленные устройства обратной тактильной связи. Например, перчатки или даже целые костюмы, транслирующие удалённые прикосновения. Они будут использоваться в системах виртуальной реальности и для более эмоционального общения людей через интернет, включая виртуальный секс.


Объёмные решётки из нанотрубок вытеснят кремний из микроэлектроники. Вместо традиционных алгоритмов массово начнут использоваться параллельные нейронные сети и генетические алгоритмы.

Системы автоматического перевода станут настолько эффективными, что будут широко использоваться в профессиональных областях и повседневной жизни.

2021
Доступ в интернет будет доступен с 85% земной поверхности. Он станет преимущественно беспроводным и очень дешёвым. Формальная оплата за него будет списываться автоматически.


Компьютерные программы научатся создавать предметы искусства на уровне современников, или даже лучше них. Появятся созданные AI картины, музыкальные композиции и скульптуры.

Бумажные книги станут раритетом. Основным средством для просмотра текстов будут тонкие легкие портативные дисплеи с очень высоким разрешением.

2022
Роботы станут настолько же привычными, как домашние животные. Правительства развитых стран начнут принимать законы, регулирующие взаимоотношения между людьми и роботами. На несколько лет раньше это произойдёт с виртуальными персонажами, общению с которыми некоторые станут уделять больше времени, чем беседам с живыми людьми.


2024
Системы автопилота и помощи водителям будут широко распространены в легковых, грузовых автомобилях и общественном транспорте. В ряде стран людям вовсе запретят управлять автомобилем без электронного ассистента водителя. В период с 2020 по 2025 годы появятся компактные персональные летательные аппараты.

2025
Носимая электроника начнёт вытесняться имплантируемой. Мы научимся эффективно бороться с процессами старения и будем постоянно продлевать свою жизнь с помощью нанороботов и других технологий, которым пока нет даже названия.

2028
Альтернативная энергетика станет одной из ключевых технологий для развития всех остальных. Она будет утверждена как доминирующая концепция. Солнечные батареи станут настолько эффективными, что их хватит на покрытие большей части энергетических затрат.


2029
Программа не только сможет полностью пройти тест Тьюринга, а сделает это лучше многих реальных собеседников. Компьютер за тысячу долларов будет на порядки превосходить мозг среднего человека в большинстве областей.

Моделирование мозга станет гораздо точнее. Будут определены функции сотен различных субрегионов, алгоритмы их развития и работы. Они будут расшифрованы и включены в алгоритмы нейронных сетей.

2031
Многие люди добровольно станут киборгами, а из-за обилия имплантатов будет переосмыслен и сам термин «человеческое существо». Органы будут изготавливать машины в любой крупной больнице.

Появятся компьютерные имплантаты с прямым подключением к мозгу и отдельным группам нейронов. Они будут способны наделить человека сверхспособностями – усилить восприятие, улучшить память, увеличить скорость реакции и сократить время обучения.


2033
Компьютеры станут обучаться без участия человека. Небиологические формы интеллекта объединят тонкость организации человеческого разума со скоростью, памятью и безграничными возможностями обмена знаниями машинного интеллекта.

Практически все автомобили станут самоуправляемыми. Сельскохозяйственные работы и системы транспорта также будут полностью автоматизированы.

2034
Развитие ИИ приведёт к появлению общественных движений за права машин. Глобальная программа орбитальной защиты будет эффективно предотвращать падение на Землю крупных метеоритов и астероидов.


2038
Трансгуманизм станет одним из ключевых направлений. Нейроимплантаты позволят быстрее получать профориентацию и любые специфические познания. Собственные клетки тела можно будет запрограммировать на новые функции и лечение болезней.

2041
Инернет-трафик возрастёт в сотни миллионов раз, а поисковые системы будут встроены повсюду. Запросы в них можно будет отсылать даже силой мысли через BCI.

2045
Первая реализация физического бессмертия: нанороботы помогают преодолевать апоптоз и защищают организм от любых негативных воздействий.


2049
Еда обычно ассемблируется нанороботами из подручных материалов. Такая пища совершенно неотличима от “природной”, но может быть как угодно видоизменена простой модификацией программы. Например, она может стать более или менее калорийной, изменить содержание аминокислот, витаминов, микроэлементов, или даже изначально включать в свой состав ферменты для её переваривания. Технология производства синтетической пищи решит проблему голода и сделает добычу продовольствия независимой от климатических условий и наличия природных ресурсов.

Различие между виртуальной реальностью и тем, что пока принято называть «настоящим миром», полностью сотрётся. Способствовать этому будет как развитие систем дополненной реальности, так и тот факт, что практически все физические объекты смогут выполнять немедленную самосборку или изменение своих свойств.


2072 – 2099
Нанотехнологии породят пикотехнологии. Люди научатся манипулировать структурами размерностью в одну триллионную долю метра. Начнётся эра технологической сингулярности, которая распространится за пределы Земли вместе с человечеством. Наше мышление больше не обладает преимуществами над искусственным разумом. Люди и машины слились на всех уровнях бытия. Многие люди вообще не имеют постоянной формы. Они существуют в виде программ, их сознание способно контролировать сразу несколько разных физических тел и создавать новые. Границы между вещественными проявлениями личностей постепенно стираются, поэтому невозможно точно определить, сколько людей живёт на Земле и за её пределами.

шенствовании средств и методов ведения войн. Но война есть порождение политики и идеологии, поэтому причины усиления военного комплекса и угрозу термоядерной войны надо видеть не в науке или технических достижениях, а в несовершенстве самого общества, ориентированного на насилие.

Таким образом, основные аспекты этой проблемы, как и экологической (рассмотренной в предыдущем вопросе), убеждают и позволяют сделать вывод, что глобальные проблемы современности имеют не чисто технический, а социальный характер. Они включают в себя целый комплекс социально-экономических, политических, идеологических и т.п. причин и аспектов. Поэтому решение глобальных проблем в своей основе должно идти через единство технического, научного и социального с доминированием последнего и с ориентацией на гуманистические ценности.

Литература

2. Ростов-на-Дону, 2003. – Гл. 12, п. 3.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты постиндустриального общества.

2. Почему современное общество называют еше информационным?

3. Раскройте понятие технократизма. В чем его негативная роль для современного человека?

4. В чем причина появления технического алармизма?

5. На каких основаниях строит свои рассуждения культуркритицизм?

6. Какие проблемы современного человека вызваны бурным развитием науки и техники?

8. Какие проблемы современности получили название «глобальных»? Каковы причины их возникновения?

9. Назовите современные основные глобальные проблемы.

Раздел 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема 10.1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО

Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическое существование. Задача сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения.)

В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологи- ческий, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.

Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать человеческое мышление и, соответственно, познание.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

Литература

1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Гл. 12, п. 1.

Тема 10.2. НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно-биологического своеобразия (эволюции, типов нервной деятельности, законов биологического регулирования и жизненного ритма, генетической структуры и т.п.) сформулировали особое направление в философской прогностике, касающееся индивидуально-биологических перспектив развития человека . Рассматриваемые вопросы касаются продления индивидуальной жизни человека, возможности естественно-эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и т.д.

Один из путей этого прогнозирования – использование открытий генетики, изучающей взаимодействие наследственности и среды. Практические использования искусственных генов, что применяется в медицине уже сейчас, позволяет расширить адаптационные возможности человека, особенно того, который наделен наследственными болезнями. Генетика человека – проникновение

â сокровенные тайны его биологического существования, в результате чего можно достичь большего высвобождения человека из природы, так как при этом он становится буквально творцом самого себя. Развившиеся на основе генетики «генная инженерия» и «евгеника» (от греч. eugenes – хорошего рода) как раз и ставят своей задачей улучшение человеческого рода. Интенсивное изучение существующей генетической изменчивости, получение со временем более глубоких знаний относительно генофонда и генетического объема популяций сделает возможным создание планов контроля над биологической структурой человека, приспосабливая его к определенной среде.

Бесспорно, изыскания генетики плодотворны, но не следует забывать, что философия исходит из многогранности человека. Ее гуманистический смысл заключается прежде всего в представлении человека как части не только природного мира, но и социального, духовного. Будущее человека получит огромные возможности благодаря использованию изменчивости генофонда, но примет ли он ответственность за свою осознанную способность контролировать свою собственную генетическую судьбу? Если человек начнет контролировать свою собственную эволюцию, он должен ясно представлять себе те определенные ценности, к реализации которых будут приложены его усилия. Способен ли на это человек? И в чьих руках будет находиться это регулирование? С точки зрения философии вопрос еще и в том, насколько человек социально и духовно сохранит тождественность с самим собой? Насколько принцип гуманизма будет отвечать своему содержанию, если сам человек станет «подопытным кроликом»?

Другая направленность концепций будущего делает упор на социальные и духовные силы человека . Опираясь на ценности техногенной цивилизации, авторы в качестве перспектив общества видят «гуманизированную» технику. По их мнению, техника и новые технологии должны принимать во внимание человека и окружающую его природу. Общественно-политический прогресс будущего будет определяться тем, в какой мере удастся переработать достижения научно-технического прогресса в социальном отношении. Путь продвижения – это не возвращение к старым идеям, а развитие заново продуманных технологий. Для новых технологий, по их мнению, нужен «инженер будущего», который

â процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями. Прогресс, несомненно, не в последнюю очередь будет зависеть от того, что творческая созидательная деятельность инженера определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям. Этот процесс можно понимать как смену приоритетов: не техника господствует над человеком, а человек использует ее для всестороннего развития своих сущностных сил.

Большое место в прогностических концепциях занимают идеи эволюционизма и воспитания нового экологического сознания сопричастности человека космической эволюции . В свое время В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден и их современные последователи строили свои рассуждения на основе единства человека и природы через человека (от человека к природе), рассчитывая на его возросший интеллектуальный потенциал. Суть их взглядов в том, что в результате эволюционного процесса возникает новая геологическая сила – научная мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. В результате этого связь «вселенная – природа – человек» получает новое качество, где человек с его разумом становится в центр этой связи. Поэтому на определенной ступени развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию с тем, чтобы выжить. Эволюция биосферы приобретает направленный характер. Сегодня мы употребляем для этого термин

«коэволюция» человека и биосферы. В качестве своеобразия и одновременно фактора развития современного общества ими выдвигается процесс информатизации, который и способствует эволюционным процессам единения людей с природой, космосом и друг другом.

Литература

1. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. – Разд. 5, гл. 7, п. 5.

2. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Гл. 12, п. 2.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философского предвидения в отличие от научного?

2. Какие основные философские аспекты возможности предсказания будущего следует отметить?

3. Почему ориентация лишь на биологическое изменение человека не может в полной мере раскрыть перспективы его развития?

4. Какой смысл заложен в идее «гуманизированной техники»?

5. На чем основаны идеи эволюционизма?

В современную эпоху человечество обретает единс- тво не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемир- ную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур обра- зуется единая общечеловеческая культура.

С учётом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобаль- ных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества.

Социальные прогнозы перспектив человечества

Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм»)
Разрешить глобальные про- блемы человечества нельзя, так как это потребует осу- ществления таких мер, ко- торые реализовать практи- чески невозможно (напри- мер, приостановка роста населения, отказ от техни- ческого и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотв- ратимость экологической катастрофы, «конца исто- рии», гибели человечества Научно-технические откры- тия и технологические нова- ции могут стать основой раз- решения наиболее сложных из глобальных проблем. Ус- ловием для этого является принятие мировым сообщест- вом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и техно- логическая революции долж- ны быть подчинены интере- сам выживания, сохранения природной среды существо- вания человечества

Тренировочные задания

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов

№ 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру

выбранного вами ответа.

А 1. Человек, согласно современным представлениям,

есть существо

1) духовное 3) биологическое

2) социальное 4) биосоциальное

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми черта- ми лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

1) личность 3) индивидуальность

2) гражданина 4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сходстве и разли- чии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда дейс- твуют согласно генетической программе.

4. Какой признак характеризует человека как лич- ность?

1) нейродинамические свойства мозга

2) психофизиологические функции

3) непринуждённость в деятельности

4) жизненная позиция

5. Определение: «Совокупность идей, взглядов, тео- рий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) общественное сознание 3) обыденное сознание

2) общество 4) идеология

6. Энтузиазм населения, характерный для СССР в

30-е годы XX в., является примером

1) философского сознания 3) правосознания

2) научного сознания 4) массового сознания


7. Верны ли следующие суждения об индивидуаль- ном сознании?

А. Индивидуальное сознание характеризуется тем об- щим, что свойственно той социальной группе, к которой принадлежит данный человек.

Б. Индивидуальное сознание характеризуется чертами, присущими данному человеку.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Какое положение верно характеризует обществен- ное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2) общественное сознание определяет духовная жизнь об- щества

3) общественное сознание не обладает самостоятельнос- тью по отношению к общественному бытию

4) общественное сознание сводится к простой сумме ин- дивидуальных сознаний

9. Определение: «Акт непосредственного обращения сознания к самому себе» относится к понятию

1) самореализация 3) самосознание

2) самообразование 4) самоконтроль

10. Николай в процессах восприятия, представления, размышления и переживания в какие-то мгновения пе- реключает внимание с объекта психической деятельнос- ти на собственное состояние и оценивает себя. Это при- мер

1) самовоспитания

2) самонаблюдения

3) познания себя путём познания других

4) самообразования

11. Верны ли следующие суждения о самосознании? А. Самосознание формируется по мере отражения вне- шнего мира.

Б. Самосознание формируется по мере познания самого

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны


12. Укажите признак, характеризующий социальное поведение

1) связано с положением человека в обществе

2) состоит из поступков

3) не оказывает воздействия на людей

4) состоит из действий

13. Определение: «Обобщённая система взглядов че- ловека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и де- ятельности» относится к понятию

1) менталитет 3) сознание

2) мировоззрение 4) мироощущение

14. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас воп- рос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к не- му возвращается»?

1) теоцентризма 3) природоцентризма

2) наукоцентризма 4) антропоцентризма

15. Верны ли следующие суждения о мировоззрении? А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность

личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность дости- жения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духов- ными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построен- ных прогнозов

17. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) даёт наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение


18. Какому знанию соответствуют следующие выра- жения: «на глазок», «чуть-чуть», «щепоточка»?

1) научному 3) практическому

2) художественному 4) житейскому

19. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека. Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

20. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления 3) суждения

2) понятия 4) умозаключения

21. Знание, соответствующее своему предмету, совпа- дающее с ним, есть

1) закон 2) истина 3) проблема 4) принцип

22. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером

1) относительной истины 3) субъективной истины

2) заблуждения 4) абсолютной истины

23. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, до- статочное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Относительность истины заключается

1) в неполноте научных теорий

2) в субъективности формы познания истины

3) в приблизительности суждений «истина» и «ложь»

4) во всём перечисленном

25. Основа человеческого существования - это

1) дружба 3) потребительство

2) любовь 4) деятельность


26. Осуществление анализа возможных последствий планируемых реформ в обществе - это пример деятель- ности

1) ценностно-ориентировочной

2) познавательной

3) прогностической

4) материально-производственной

27. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразова- ния, ведущего к созданию искусственной среды сущест- вования.

Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализи- ровать ситуацию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

28. К осмысленным побудителям деятельности чело- века относятся

1) привычки 2) влечения 3) мотивы 4) эмоции

29. Целенаправленное отношение человека к какому- либо объекту его потребности - это

1) способность 2) интерес 3) убеждение 4) принцип

30. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от ра- боты время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную 3) социальную

2) биологическую 4) органическую

31. Верны ли следующие суждения об интересе чело- века?

А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью. Б. Интерес человека является важнейшим побудитель- ным мотивом к различным видам деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

32. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает


ему выполнять домашние задания. Причина - в привя- занности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет граждан- ка К. таким образом?

1) физиологическую 3) престижную

2) экзистенциальную 4) социальную

33. Специфический способ бытия человека, связан- ный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интереса- ми и целями - это

1) ответственность 3) потребность

2) свобода 4) необходимость

34. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний вы- бор средств воздействия на природу только такие, кото- рые позволяют сохранить будущую целостность челове- ка» иллюстрирует понятие

1) свободы 3) познания

2) творчества 4) ответственности

35. Верны ли следующие суждения о свободе личности? А. Свобода личности проявляется в осознанном следова- нии установленным нормам.

Б. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил - фаталист?

1) всякое действие человека предопределено заранее

2) решение принимается человеком, исходя из его субъ- ективных желаний

3) воля человека - первооснова всего сущего

4) случайность играет в жизни человека определяющую роль

37. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей


38. Школы, вузы, театры, музеи относятся к сфере общественной жизни

2) социальной 4) духовной

39. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определённая группа людей, объеди- нившихся для общения, совместной деятельности, взаи- мопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

40. Создание Государственного совета в РФ как сове- щательно-консультативного органа глав субъектов Рос- сии при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

41. Институт общества - это

1) способ отношения человека к внешнему миру, состоя- щий в преобразовании и подчинении его целям человека

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма органи- зации совместной деятельности людей, реализующих оп- ределённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей

3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объеди- нениями людей, возникающие в разных сферах челове- ческой деятельности

4) совокупность всех видов преобразовательной деятель- ности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

42. В понятие «социальный институт» не входит

1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

43. Верны ли следующие суждения об институтах об- щества?

А. Институты общества осуществляют социальный конт- роль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стрем- лений, действий и интересов индивидов.


1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

44. К социальным институтам относится

1) собственность 2) материнство 3) религия 4) суд

45. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных цен- ностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство 2) творчество 3) наука 4) культура

46. К духовной культуре относится

1) оборудование 3) здание

2) искусство 4) компьютер

47. Верны ли следующие суждения о новаторстве в культуре?

А. Новаторство в культуре означает развитие жанрового, видового, стилевого многообразия искусства.

Б. Новаторство в культуре означает открытие новых сто- рон и граней духовного мира человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочу- щая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонауч- ных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явле- ния; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?

1) массовой 3) элитарной

2) народной 4) национальной

49. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая система- тизация объективных знаний о действительности» отно- сится к понятию

1) образование 3) наука

2) творчество 4) искусство

50. Гражданин Л. является исследователем, анализи- рующим тексты. Это позволяет ему изучать явления ду-


ховной культуры. К какой отрасли научного знания от- носится труд гражданина Л.?

1) естествознанию 3) социальным наукам

2) техническим наукам 4) гуманитарным наукам

51. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука отражает действительность в художественных образах.

Б. Науку можно рассматривать как систему знаний.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

52. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук?

1) в процессе работы использовались публикации других учёных

2) в ходе работы систематически применялся эксперимент

53. К общим тенденциям в развитии образования в

РФ не относится

1) непрерывность образования

2) обязательность высшего образования

3) компьютеризация процесса образования

4) многообразие путей получения образования

54. В средней школе города Н. педагоги уделяют большое внимание личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, что позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка. Этот пример иллюстрирует тенденцию в развитии российско- го образования

1) интернационализации 3) гуманизации

2) гуманитаризации 4) демократизации

55. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процес- сы в обществе.


Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им за- давали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в ва- шем образовании?»

Результаты опроса представлены в таблице.

1) Большинство опрошенных девочек считает, что владе- ние иностранными языками является заслугой школы в их образовании.

2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве за- слуги школы в их образовании.

3) Треть опрошенных девочек указала на общую грамот- ность в качестве заслуги школы в их образовании.

4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслу- ги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.

57. Специфическим свойством религии является

1) связь с миром переживаний человека

2) вера в лучшее будущее

3) использование символики

4) вера в реальность чуда

58. К мировым религиям не относится

1) индуизм 2) ислам 3) буддизм 4) христианство


59. Верны ли следующие суждения о сущности рели- гии?

А. Религия - это определённые взгляды и представле- ния людей, основанные на вере в существование Бога или

богов, сверхъестественного.

Б. Религия - это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

60. В стране Б. социологической службой был прове- дён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали воп- рос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной?»

% 45%





Снятие стрес- са, утешение, духовное наслаждение


Осмысление мира, общества, человека


Упорядочение помыслов, стремлений людей


Объединение индивидов, групп


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп.

2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение

помыслов, стремлений людей.

3) Число опрошенных, определивших в качестве приори- тетной функции религии в современном обществе осмыс-

ление мира, общества, человека, больше, чем тех, кто выбрал объединение индивидов, групп.

4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыс- лов, стремлений людей в качестве приоритетной функ-

ции религии в современном обществе.

61. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления


62. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства - в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художес- твенное произведение непременно должно влиять на че- ловеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь?

1) воздействие на сферу человеческих эмоций

2) формирование эстетического вкуса

3) воздействие на человеческую психику

4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступ- ны науке

63. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство характеризуется соответствием действи- тельности.

Б. Искусство характеризуется точностью и определён- ностью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

64. В стране М. социологической службой был прове- дён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали воп- рос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.




Воздействие на чувства

Быть интересным

Формирование эстетического вкуса

Предвосхищение будущего

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Второе место по популярности среди опрошенных в ка- честве непременного условия, которому должно отвечать


любое произведение искусства, заняло формирование эс- тетического вкуса.

2) Тех, кто выбрал воздействие на чувства в качестве не- пременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных меньше, чем тех, кто предпочёл формирование эстетического вкуса.

3) Подавляющее число опрошенных в качестве непре- менного условия, которому должно отвечать любое про- изведение искусства, видит воздействие на чувства.

4) Минимальное число опрошенных указало на предвос- хищение будущего в качестве непременного условия, ко- торому должно отвечать любое произведение искусства.

65. Мораль характеризуется следующим(-и) призна- ком(-ами)

1) обладает относительной самостоятельностью

2) имеет исторический характер

3) может находиться в критическом отношении к приня- тому образу жизни

4) всеми перечисленными

66. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали?

1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К.

2) Антон совершил кражу имущества гражданки П.

3) тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы

4) шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней

67. Верны ли следующие суждения о морали? А. Мораль опирается на идеи добра и зла.

Б. Мораль представляет собой совокупность этических цен- ностей, основанную на определённых нормах и заповедях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере

1) искусства 2) морали 3) науки 4) права

69. Определение: «Направленное развитие, для кото- рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к поня- тию

1) стагнация 3) регресс

2) прогресс 4) модернизация


70. Петровские преобразования в первой четверти

XVIII в. являются примером

1) стагнации 3) эволюции

2) контрреформ 4) модернизации

71. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобра- зить в виде восходящей ломанной линии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

72. В стране Р. социологической службой был прове- дён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60- летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.

% 65%







25-летние жители 60-летние жители

Развитие человеческого разума

Прогресс науки и техники

Возрастание степени свободы человека

Совершенствование нравственности людей

Проанализируйте данные опроса и выберите верное ут- верждение.

1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на воз- растание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса.

2) Развитие человеческого разума как критерий обще- ственного прогресса более популярно у 25-летних жите- лей, чем у 60-летних.


3) Процент людей, уверенных, что критерием обществен- ного прогресса является совершенствование нравствен- ности людей, с возрастом уменьшается.

4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием об- щественного прогресса является прогресс науки и тех- ники.

73. Какой признак характеризует традиционное об- щество?

1) интенсивная урбанизация

2) преобладание приписанного социального статуса

3) высокая социальная мобильность

4) рост уровня потребления

74. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благо- честие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государс- твенная собственность. К какому типу относится обще- ство В.?

1) постиндустриальному

2) индустриальному

3) традиционному

4) информационному

75. Верны ли следующие суждения об индустриаль- ном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом от- ношении характерны машинное производство, кон- вейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отно- шении характерен деспотический режим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

76. В обществе Р. распространена автоматизация про- изводства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р. - постиндустриальное?

1) основной продукт производства - промышленные из- делия

2) основной фактор производства - знания

3) широкое применение механизмов, технологий

4) классовое деление общества


77. К глобальным проблемам современности относит- ся(-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинс- кой Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все перечисленные

78. Быстрее население увеличивается в менее разви- тых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, об- разования, медицинского обслуживания и в первую оче- редь продовольствия. По подсчётам специалистов, в бу- дущем именно в этих странах будет жить свыше 80% на- селения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблю- дается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельс- твует о наличии глобальной проблемы

1) войны и мира 3) демографической

2) экономической 4) энергетической

79. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Процесс глобализации приводит к снижению издер- жек производства.

Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

80. В современных условиях резко возросло количес- тво промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая до- полнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1) затрагивает интересы развитых стран мира

2) предполагает развитие сотрудничества нескольких го- сударств

3) угрожает развитию стран Африки

4) от её решения зависит дальнейшая судьба человечества


Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 - В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.



1. Запишите слово, пропущенное в схеме.


3. Запишите слово, пропущенное в схеме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Эволюция...

Ответ: .



1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за


исключением одного, связаны с понятием «мировоззре- ние».


Мироздание; миропонимание; система ценностей; ми- ровосприятие; убеждения.

«мировоззрение».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю- чением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкрет-

ность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием

«истина».

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю- чением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная револю-

ция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием

«прогресс».



1. Установите соответствие между видами дея-


Тельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

В) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделиро- вания

Д) совершенствование технологий произ-


ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) материальная

2) духовная


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получив- шуюся последовательность цифр перенесите в бланк от- ветов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Установите соответствие между элементами духовной сферы жизни общества и их основными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со- ответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

А) формирование эстетических вку- сов и потребностей человека

Б) отражение и освоение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

В) создание условий и предпосылок для социальной мобильности че-

ловека или социальной группы

Г) сохранение и ретрансляция основ наук из поколения в поколение

Д) восстановление в сфере духа гар- монии, утраченной человеком в

реальной действительности


ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Люди викторианской эпохи представляли, что через 100 лет в городах появятся движущиеся тротуары, дома, которые можно передвигать по рельсам, навесы от плохой погоды, личные дирижабли и другие буржуазные изыски. Дальше подобных урбанистических усовершенствований фантазии викторианских романтиков не простирались, хотя многие идеи нашли своё воплощение в течение XX века.

Но что нас ждёт в XXI веке? И о чём можем фантазировать мы, жители цифровой эпохи, для которых искусственный интеллект и «умные технологии» стали обычным делом? О сверхспособностях? О ещё более «умных технологиях»? Или о возвращении старых добрых изобретений — вроде дирижабля?

Источник: Flickr.

Гадать можно бесконечно, а можно просто изучить наиболее полный футурологический прогноз Рэймонда Курцвейла, технического директора Google. Он публикует свои прогнозы технических достижений современной цивилизации с 1990-х гг., и если попробовать собрать все предсказания, сделанные им за 25 лет в интервью, лекциях, книгах и блогах, можно проследить историю вероятного будущего с 2019 года по 2099 г. Итак, будущее глазами Рэя Курцвейла.

2019 – Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое.

2020 – Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.

2021 – Беспроводной Интернет покроет 85% поверхности Земли.

2022 – В США и Европе начнут принимать законы, регулирующие отношения людей и роботов. Права и обязанности роботов, их деятельность и любые ограничения будут строго регламентированы.

Источник: Flickr.

2024 – Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях, а людям будет запрещено садиться за руль машины, не оборудованной компьютерным помощником.

2025 – Появление и развитие массового рынка гаджетов-имплантатов.

2026 – Благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло.

2027 – Персональный робот, способный выполнять сложные действия, станет такой же привычной вещью, как посудомоечная машина или кофеварка.

2028 – Солнечная энергия станет настолько дешёвой и распространенной, что будет удовлетворять всей суммарной энергетической потребности человечества.

2029 – Компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. По мнению Курцвейла, это будет достигнуто благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга.

2030 – Благодаря расцвету нанотехнологий в промышленности производство продуктов значительно подешевеет.

2031 – 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в любых больницах.

2032 – Нанороботы начнут использовать в медицинских целях: они смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека, удалять отходы и проводить детальное сканирование человеческого мозга, что поможет лучше понять детали его работы.

Источник: Flickr.

2033 – На дорогах появятся самоуправляемые автомобили.

2034 – «Первое свидание человека с искусственным интеллектом» — своеобразное продолжение фильма «Она», но только с небольшими поправками: виртуальную возлюбленную можно оборудовать «телом», проецируя изображение на сетчатку глаза, – например, с помощью контактных линз или очков виртуальной реальности.

2035 – Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить надёжную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами.

2036 – Используя такой же подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы.

2037 – Гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга: будут определены сотни различных субрегионов со специализированными функциями, а некоторые алгоритмы, которые кодируют развитие этих регионов, будут расшифрованы и включены в нейронные сети компьютеров.

2038 – Появление роботизированных людей, продуктов трансгуманистичных технологий. Эти «новые Франкенштейны» будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний) и разнообразными имплантатами – от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.

Воображение позволяет нам «увидеть» правдоподобную модель заданной ситуации без риска, сопутствующего реальному её воплощению. Логические рассуждения позволяют предсказывать неизбежные последствия тех или иных действий в разнообразных ситуациях, и поэтому дают полезную информацию о будущих событиях. Индукция позволяет установить взаимосвязь причины со следствиями, и является основополагающим понятием для построения прогноза будущих событий.
Несмотря на наличие этих познавательных инструментов, полезных для понимания будущего, вероятностная природа многих природных и социальных процессов делала задачу прогнозирования будущего сложной, но желанной целью многих людей и культур на протяжении столетий.
Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Поэтому пророки и предсказатели всегда имели огромное общественное значение. С целью прогнозирования будущего возникли эзотерические учения, астрология, хиромантия, суеверия. Развитие большей части физики также легко объяснить как попытку сделать объективные прогнозы о будущих событиях. Фантастика возникла как средство сверхдальнего прогноза с помощью художественного воображения.

Однако современная скорость научно-технического прогресса достигла такого уровня, что коренные изменения происходят многократно на протяжении жизни одного поколения, следовательно, в совершенно ином свете выстраивается видение будущего, а, следовательно, и задача прогнозирования путей дальнейшего развития. До сих пор люди жили традиционной жизнью, и в том постоянном, неизменном мире проблема планирования была нормальной, корректной задачей. Она ставилась и с некоторой степенью вероятности решалась. Сейчас же мы оказались в области, где сама постановка задачи о долгосрочном прогнозе развития является некорректной, горизонт сколько-нибудь надежного прогнозирования очевидным образом сужается. Однако именно эта непредсказуемость делает особенно востребованными сколько-нибудь достоверные предсказания, поэтому именно в этой новой ситуации даже минимально корректное прогнозирование становится критически актуальным.

Прогнозируемые варианты будущего включают как

Пессимистические картины будущего (экологическая катастрофа, третья мировая война, нанотехнологическая катастрофа), так и

Утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, и даже трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни.

Элвин Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI веков в связи с переходом цивилизации в сверхиндустриальную (постиндустриальную) фазу.
Ускорение темпа перемен глубоко вошло в нашу личную жизнь, заставило нас играть новые роли и поставило перед лицом новых опасностей. Все это можно описать термином «футурошок». Футурошок, или шок будущего, представляет собой ошеломляющую растерянность, вызванную преждевременным наступлением будущего.

Примеры несбывшихся прогнозов
О несбывшихся социальных прогнозах писал российский писатель и учёный Кирилл Еськов в своём эссе «Наш ответ Фукуяме»:
Д. И. Менделеев считал самой сложной технической проблемой двадцатого века утилизацию огромного количества навоза (ведь поголовье лошадей, ясное дело, будет и дальше прирастать прежними темпами);
А. Эйнштейн заявил за десяток лет до Хиросимы, что до практического использования атомной энергии дело дойдёт лет через сто - никак не раньше;
Бернард Шоу видел политическую карту будущей Европы так: «Франция и Германия? Это устарелые географические названия… Под Германией вы, очевидно, подразумеваете ряд советских или почти советских республик, расположенных между Уральским хребтом и Северным морем.»

Оптимистические сценарии будущего
Многие известные марксисты в рамках своего видения развития цивилизации неоднократно постулировали наступление коммунизма как неизбежного социального будущего.
В научной фантастике сложился образ будущего, в котором существует межзвёздная человеческая цивилизация, иногда включенная в более сложную систему цивилизаций иных разумных рас.
Вселенная Звёздный путь живописует гуманистическое и оптимистическое будущее. В нём создана межпланетная Федерация, исповедующая принципы терпимости и невмешательства. Правда, и во Вселенной Звёздный путь, идут бесконечные космические войны землян с боргами, кардасианцами и др. Во Вселенной Дэвида Вебера идут беспрерывные войны потомков землян между собой.

Технологическая сингулярность
«В течение ближайших тридцати лет у нас появится техническая возможность создать сверхчеловеческий интеллект. Вскоре после этого человеческая эпоха будет завершена].
Возможные пути образования сверхчеловеческого интеллекта:
Развитие Искусственного интеллекта,
Увеличение биологических возможностей человека,
Человеко-компьютерные системы.
Технологи;ческая сингуля;рность - предполагаемая точка в будущем, когда эволюция человеческого разума в результате развития нанотехнологии, биотехнологий и искусственного интеллекта ускорится до такой степени, что дальнейшие изменения приведут к возникновению разума с намного более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления.
По мнению некоторых авторов, придерживающихся этой теории, технологическая сингулярность может наступить примерно к 2030 году. Однако её наступление не означает конца истории, скорее наоборот - будет окончена Предыстория человечества, и положено начало настоящей его Истории.
Есть гипотеза, что явно выраженной точки сингулярности, с острым кризисом, не будет. Развитие идет по S-образной кривой, и уже в ближайшее время начнётся торможение. А точка «сингулярности» - это такая точка на графике развития, в которой её скорость максимальна (середина S-образной кривой). О развитии по S-образной кривой см. также:

Возникновение искусственного интеллекта
Искусственный интеллект или будет создан людьми, или самозародится в сети (эмерджентная эволюция). Искусственный интеллект будущего будет иметь следующие преимущества над интеллектом человека:

1. скорость распространения сигналов между нейронами - 100 м/с, а между микросхемами - 300 000 км/с (скорость света), при этом и время срабатывания у нейронов мозга человека примерно в миллиард раз меньше по сравнению с кремниевыми элементами (на сегодня) и этот разрыв продолжает нарастать;
2. количество нейронов в мозгу человека ~ 86 миллиардов, у ИИ - практически без ограничений;
3. срок функционирования ИИ неограничен, в частности, например, вследствие возможного переписывания сознания - программы ИИ из одной электронной среды в другую;
4. при управлении цивилизацией не будет сказываться «человеческий фактор» (у любого человека всегда есть недостатки, а также, возможно, непонимание приоритетов развития);
5. непосредственная «вживляемость» ИИ в электронно-компьютерные сети, всё более опутывающие планету (то есть мгновенная одновременная обработка и управление миллиардами каналов).
В последние десятилетия в мире развивается новая прикладная область ИИ, специализирующаяся на искусственных нейронных сетях, уже дающую применения результатов в реальных приложениях. Нейросети оказались очень эффективными для предсказания временных последовательностей (таких, например, как курс валют или котировки акций)], для анализа и оценки рисков, предсказания электропотребления жилищными массивами городов
Помимо инвестиционных задач, искусственные нейронные сети начали широко использоваться в медицинской диагностике. Ведется интенсивное исследование и применение нейрокомпьютерной технологии при создании военной техники.
После обучения нейронная сеть становится моделью, которую можно применить к новым данным с целью прогнозирования.
Покорение космоса

См. статью – «Освоение Космоса – прогнозы и реальность»

Пессимистические сценарии будущего
Теории гибели западной цивилизации не обязательно включают в себя пессимистический сценарий будущего, так как могут предполагать торжество других цивилизаций и культур.
В связи с развитием нанотехнологий получил в последнее время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из-под контроля самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли. Однако такой сценарий маловероятен, если источник управления будет находиться рядом с этими роботами, то есть будут предприняты соответствующие меры предосторожности.
Согласно пессимистическому сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание нашей высокотехнологической цивилизации, и мир вернется к доиндустриальному состоянию.

Библейское откровение о будущем представляет собой наступление Апокалипсиса, включающего в себя рождение Антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и страшный Суд.

Научные прогнозы:

Будущее Вселенной
Так как наша Вселенная расширяется, то в далеком будущем во Вселенной нужно ожидать большие изменения. Чётко устоявшейся единой теории будущего Вселенной нет. Есть лишь много различных теорий.
Большой разрыв. Этот сценарий предполагает разрыв Вселенной на части, из-за её ускорения.
Большое сжатие. Этот сценарий предполагает сжатие Вселенной в сингулярность. Крайне маловероятен в связи с наблюдением ускоренного расширения вселенной.

Человек будущего
При условии правильного отношения к вопросам этики и социальным нуждам можно ожидать существенного улучшения человеческих способностей, эффективности общественной деятельности и качества жизни. Впереди более высокая фаза эволюции интеллекта. Технологический прогресс ведёт к тому, что уже скоро появятся киборги, разумные компьютеры.

Трансгуманизм
Трансгумани;зм - философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности.
Трансгуманизм - рациональное и культурное движение, утверждающее, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека.
Это изучение достижений, перспектив и потенциальных опасностей использования науки, технологии, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей.
Целью крионики, например, является перенос только что умерших или терминальных (обреченных на смерть) пациентов в тот момент в будущем, когда станут доступны технологии репарации («ремонта») клеток и тканей и, соответственно, будет возможно восстановление всех функций организма. Такой технологией, по всей видимости, будет нанотехнология и, в частности, разработанные в её рамках молекулярные нанороботы.
По материалам Википедии.
Как видим – существуют прогнозы разнонаправленного характера. В наших силах и в наших интересах сделать так, чтобы сбылись прогнозы оптимистичные. Для этого уже здесь и сейчас можно сделать многое. Проект «Русский Космос» - часть этой работы – общечеловеческого масштаба и объема.
Следующий цикл статей будет посвящен будущему Земли – Претерраформирование: «Города будущего –« Проект Венера», «Проект «Гиперлоп» - транспорт будущего», «Города в океане- проект «Фридомшип», «Седьмое небо – парящий город Ричарда Бакминстера Фуллера».
Затем цикл статей о новых способах доставки грузов на орбиту: «Космический лифт Юрия Арцутанова», «Скайхок-небесный крюк», «Орбитальная башня Циолковского и проект фирмы «Obayashi», « «Пояс Земли – проект Артура Кларка»
Затем цикл о проектах преобразования планет Солнечной Системы – «Терраформирование – преобразование планет.»: «Луна», «Марс», «Меркурий» «Венера»

И на десерт - статья: "Шкала; Кардашёва" - о методе измерения технологического развития цивилизации, основанный на количестве энергии, которое цивилизация может использовать для своих нужд. Был предложен советским радиоастрономом Николаем Кардашёвым в работе «Передача информации внеземными цивилизациями», опубликованной в «Астрономическом журнале» в 1964 году.

Шкала определяет три категории, называемых соответственно тип I, II, и III: цивилизация I типа использует все доступные ресурсы, имеющиеся на её родной планете; цивилизация II типа - обуздывает всю энергию своей звезды; III типа - своей галактики.
Заметим - как высок был оптимизм и устремленность в будущее русских ученых - Циолковского, Арцутанова, Шкловского, Кардашева и многих других, безусловно веривших в безграничные возможности человеческого разума. И как низко упал сегодня этот энтузиазм - от покорения звезд до корыта с комбикормом, приправленным дешевым одуряющим пойлом. Это нормально - цикл отката заканчивается и скоро будет новый порыв и прорыв - уже объединенного человечества - примеры Проектов "Спайс - Экс" и "Тесла" Илона Маска, Проекта космического лифта японской фирмы "Обаяси", нескольких проектов НАСА, российской лунной станции внушают надежду и оптимизм. Как и будущее моего проекта "Русский Космос" - сети парков детских обучающих аттракционов для наших будущих российских космонавтов!!!