Карты таро - история возникновения. История карт Таро. О гадании на картах Таро

Карты таро - история возникновения. История карт Таро. О гадании на картах Таро
Карты таро - история возникновения. История карт Таро. О гадании на картах Таро

Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально "зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда, еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.

А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки, - тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца, представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не удалось снискать общенародного признания!

Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным"). Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт".

Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей.

В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.

А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни.

У.Б. Йийтс

Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история", исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия.

С.Л.М. Матерс
Мойна Бергсон

Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем. Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика", 1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта.

Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала вырезать, а потом наклеивать на картон.

страница 1

К Таро обращаются студенты колледжей и тинэйджеры, домохозяйки, бизнесмены, професссионалы, коллекционеры, - по сути, люди всех категорий. Тинэйджеры вступают в партии Таро. Взрослые посещают ланчи Таро, бенефисы и даже пикники, на которых устраивают лекции по Таро.

В миниатюрах ТАРО есть нечто непреодолимо привлекательное. Как об этом рассказывает Кавендиш, один из выдающихся современных британских исследователей "карты ТАРО открывают ворота в мир, где кажущееся не соответствует действительности, где ничто не поддается исчерпывающему пониманию.

Залитый солнцем средневековый пейзаж, по которому как изумительные игрушки передвигаются крохотные фигурки - Шут в колпаке с бубенцами, Король и Королева с блестящей свитой, Смерть, занятая своей жатвой, Отшельник с посохом и лампадой... "

Происхождение карт Таро остается загадкой. Курт де Гебелин в 1781 году в "Le Monde Primitif" выдвигает теорию о том, что карты Таро - древняя египетская книга, "Книга Тота".

Тот - египетский Меркурий, о котором говорят, что он был одним из ранних правителей и изобретателем системы иероглифов. Согласно этой легенде, египетские жрец использовали карты ТАРО для предсказания будущего и управления страной.

Старшие арканы - для решения государственных, религиозных и мировозренческих проблем, младшие - для ответов на бытовые вопросы. В период упадка Египта жрецы опасаясь, что могущественное знание может попасть в руки варваров, скрыли карты Старших Арканов, а младшие арканы были переданы цыганам, благодаря которым они и попали в Европу. Впрочем, скорее всего это красивая легенда.

Французский оккультист XVIII века Этейлла, долго занимавшийся изучением истории гадательных и игральных карт, провел большую работу по восстановлению и изъяснению смысла семидесяти восьми символов, известных сегодня под названием Таро и традиционно возводимых к изображениям на стене подземной галереи одного из египетских храмов.

Считается, что Таро (один из вариантов происхождения названия: египетское "Та-Рош", "Путь царей") изначально представляло собой иероглифическую "Книгу Тота". Книга эта состояла из 78 золотых пластинок, на которые были нанесены некие таинственные знаки. Этейлла говорит, что это единственная книга, уцелевшая от ярости халифа Омара, истребившего Александрийскую библиотеку. Она перешла к гре-кам и римлянам, а от них распространилась дальше.

Впрочем, вопрос о происхождении карт представляется для нас не самым главным. Важность карт Таро заключается в них самих.

Одними из первых это поняли члены английского Ордена Золотой Зари, серьезно занимавшиеся оккультизмом и вырабатывавшие принципы мировоззрения наступающей эры Водолея. В 1910 году член Ордена Артур-Эдвард Уэйт в сотрудничестве с художницей Памелой К. Смит издали колоду Таро, на которой впервые в истории рисунками были снабжены и Младшие Арканы, то есть все карты от Туза до Десятки, что значительно облегчило их интуитивное понимание.

Теперь вот уже скоро сто лет, как эта колода остается самой популярной во всем мире. Вместе с ее производными - другими колодами, основанными на том же принципе, то есть с рисунками на всех Арканах, - она составляет сегодня так называемое "общее Таро", которым пользуется 90 процентов гадалок во всем мире.

В 1942 году британский маг и философ Алистер Кроули, также бывший член Ордена (закрывшегося в 1937 году), вместе с художницей леди Фридой Гаррис создали новую колоду, получившую имя Кроули. Она представляет собой целую энциклопедию оккультных знаний всех времен и народов, в основе же ее структуры лежит Каббала как учение, из всех западных наиболее приспособленное для передачи принципов наступающей новой эры.

Кроме них, в последнее время появилось также большое число колод, носящих название "Таро", однако содержащих совсем другие карты: Дзен и Ошо-Таро, Таро Стихий Грегори Дж. Букаута, Аура-Сома-Таро М. Бута и др. Количество карт в них бывает самое различное, а сами карты имеют смысл, который не соответствует ни одному традиционному. Гадать на них тоже, конечно, можно, но для этого существуют специальные правила и руководства.

СИМВОЛИКА ТАРО

Таро, это колода карт, до сих пор употребляющаяся для игры и гадания на юге Европы. Она почти не отличается от обычных игральных карт, которые суть не что иное, как урезанная колода Таро.

В ней те же короли, дамы, тузы, десятки и т. д. Карты Таро известны с конца XIV века от испанских цыган. Это были первые карты, появившиеся в Европе. Есть несколько разновидностей Таро, насчитывающих разное количество карт. Точная копия древнейшего Таро так называемое, "Марсельское Таро".

Эта колода Таро насчитывает 78 карт. Из них 52, обычные игральные карты, к которым прибавляют по одной новой картинке в каждой масти, а именно, рыцаря, который вмещается между дамой и валетом; всего, следовательно, 1б карт, разбитых на четыре масти, две черные и две краевые.

Они называются так: жезлы (трефы), чаши (черви), мечи (пики) и пеитакли, или диски (бубны). Кроме того, есть еще двадцать две нумерованных карты с особыми названиями, находящиеся, так сказать, вне мастей:

1. Фокусник.

2. Жрица.

3. Царица.

4. Царь.

5. Первосвященник.

6. Искушение.

7. Колесница.

8. Справедливость.

9 Отшельник.

10. Колесо Фортуны.

11. Сила.

12. Повешенный.

13. Смерть.

14. Умеренность (Время).

15. Дьявол.

16. Башня.

17. Звезда.

18. Луна.

19. Солнце.

20. День Суда.

0. Безумный.

Эта колода карт, согласно легенде, представляет собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц.

Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о Таро гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее кожаные карты и, наконец, карты бумажные.

Представляя собой внешним образом колоду карт, внутренне Таро, нечто совсем иное. Это книга философского и психологического содержания, читать которую можно самыми разными способами.

Приведу пример философского толкования общей картины или общего содержания книги Таро, так сказать, ее метафизическое заглавие, которое наверняка убедит читателей, что эта книга не могла быть создана неграмотными цыганами XIV столетия.

Карты Таро разделяются на три части.

Первая часть: 21 нумерованная карта.

Вторая часть: одна карта под номером 0.

Третья часть: 56 карт, т. е. четыре масти по 14 карт.

При этом вторая часть является звеном между первой и третьей, в силу того что все 56 карт третьей части равны вместе одной, носящей номер 0.

Французский философ и мистик XVIII века Сен-Мартэн (неизвестный философ) назвал свой главный труд Натуральной таблицей отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной. Эта книга содержит 22 главы, которые все вместе являются комментарием к 22 картам Таро.

Представим себе 21 карту первой части, расположенные и виде треугольника по 7 карт в каждой стороне; в середине этого треугольника точку, изображающую нулевую карту (вторая часть), а вокруг треугольника квадрат, состоящий из 56 карт (третья часть) по 14 карт в стороне.

Так мы получаем изображение метафизического отношения между Богом, человеком и вселенной, или между ноуменальным (объективным) миром, психическим миром (или человеком) и феноменальным (субъективным или физическим) миром. Треугольник это Бог, Троица, ноуменальный мир. Квадрат, четыре элемента, есть видимый, физический или феноменальный мир.

Точка есть душа человека; и оба мира отражены в этой душе.

Квадрат равен точке, это значит, что весь видимый мир заключается в сознании человека, так сказать, создается в душе человека и есть его представление. А душа человека, это не имеющая измерения точка в центре треугольника объективного мира.

Очевидно, что такая идея не могла возникнуть у невежественных людей, так что Таро, это нечто большее, чем колода игральных и гадальных карт.

Идею Таро можно передать также формой треугольника, в котором заключен квадрат (материальная вселенная), в котором заключена точка (человек).

Очень интересно попытаться установить цель, задачу и применение книги Таро.

Прежде всего заметим, что Таро, это "философская машина", смысл и возможное применение которой имеет много общего с теми философскими машинами, которые пытались изобрести средневековые философы.

Некоторые приписывают изобретение Таро Раймонду Люллию, философу и алхимику XIII века, автору мистических и оккультных книг, он предложил схему "философской машины" в своей книге "Великое искусство".

С помощью этой машины можно было ставить вопросы и получать на них ответы. Машина состояла из концентрических кругов и расположенных на них в определенном порядке слов, обозначающих идеи разных миров. на некоторые слова устанавливали в определенном положении, чтобы сформулировать вопрос, другие слова давали т на него. Таро имеет много общего с этой "машиной". По своему замыслу это как бы своеобразные "философские счеты".

1 Таро позволяет вкладывать в разные графические изображения (подобно вышеприведенному треугольнику, точке и квадрату) идеи, трудно выразимые (или вовсе не выразимые) в словах.

2 Таро, оружие ума, которое помогает развивать его комбинаторную способность и т. п.

3. Таро, средство для гимнастики ума, для приучения к новым, расширенным понятиям, к мышлению в мире высших измерений и к пониманию символов.

В гораздо более глубоком и разнообразном смысле Таро по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, что система счисления (десятичная или иная) по отношению к математике.

Для ознакомления с Таро необходимо знать основные идеи каббалы, алхимии, магии и астрологии. По вполне правдоподобному мнению многих комментаторов, Таро, это конспект герметических наук с различными их подразделениями или, по крайней мере, попытка создать такой конспект.

Все эти науки представляют собой одну систему психологического изучения человека в его разнообразных отношениях к миру ноуменов (Богу и миру духа) и к миру феноменов? видимому, физическому миру.

Буквы еврейского алфавита, различные аллегории в каббале, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии, все это лишь условный, сокровенный язык для выражения психологических идей.

Открытое изучение психологии, особенно в ее самом широком смысле, было когда-то невозможно: исследователя ждали пытки и костер.

Если заглянуть в глубь веков еще дальше, мы обнаружим еще больший страх перед всеми попытками изучения человека. Как можно было в окружении тьмы, невежества и суеверий того времени говорить и действовать открыто. Открытое изучение психологии даже в наше время, которое считается просвещенным, находится под подозрением.

Вот почему истинную сущность герметических наук. скрывали под символами алхимии, астрологии и каббалы При этом алхимия объявляла своей внешней задачей приготовление золота или отыскание жизненного эликсира; астрология и каббала, гадание; а магия, подчинение духов.

Но когда настоящий алхимик говорил о поиске золота, он имел в виду поиск золота в душе человека, когда говорил о жизненном эликсире, подразумевал поиск вечной жизни и путей к бессмертию. В этом случае золотом он называл то что в Евангелии называется Царством Небесным, а в буддизме, нирваной.

Когда настоящий астролог говорил о созвездиях и планетах, он говорил о созвездиях и планетах в душе человека, т. е. о свойствах человеческой души и о ее отношении к Богу и миру. Когда настоящий каббалист говорил об имени Божества, он искал его Имя в душе человека, а не в мертвых книгах, не в библейском тексте, как делали это каббалисты-схоласты. Когда настоящий маг говорил о подчинении духов, элементалей и т. п. воле человека, он понимал под этим подчинение единой воле разных я человека, разных его желаний и стремлений. Каббала, алхимия, астрология, магия это параллельные системы психологии и метафизики.

Об алхимии очень интересно говорит в одной своей книге Освальд Вирт:

Алхимия фактически изучала мистическую металлургию, т. е. операции, которые природа производит в живых существах, глубочайшая наука о жизни скрывалась здесь под необычными символами.

Но столь грандиозные идеи разорвали бы слишком узкие черепа. Не все алхимики были гениями: жадность привлекала к алхимии искателей золота, чуждых всякому эзотеризму; они понимали все буквально, и их чудачества порой не знали границ.

Из этой фантастической кухни вульгарных шарлатанов возникла современная химия... Но истинные философы, достойные этого имени, любители или друзья мудрости, тщательно отделяли тонкое от грубого, с осторожностью и предусмотрительностью, как этого требовала "Изумрудная Скрижаль" Гермеса Трисмегиста, т. е. отбрасывали смысл, принадлежащий мертвой букве и оставляли для себя только внутренний дух учения.

В наше время мы смешиваем мудрецов с глупцами и отбрасываем все, что не получило официального патента.

Основу каббалы составляет изучение имени Божества в его проявлениях. Иегова по-еврейски пишется четырьмя буквами: йод, хе, вау, хе, IHVH.

Этим четырем буквам придано символическое значение. Первая буква выражает активное начало, инициативу, движение, энергию, "я"; вторая буква пассивное начало, инерцию, покой,не-я; третья равновесие противоположностей, "форму"; четвертая, результат, или скрытую энергию.

Каббалисты утверждали, что всякое явление и всякая вещь состоят из этих четырех начал, т. е. каждая вещь и каждое явление состоят из Бедственного имени. Изучение этого Имени, поv речески "Тетртраграмматона", или четверобуквия, его обнаружение во всем и есть главная задача каббалистической философии.

Четыре начала, по словам каббалистов, составляют все и вся в мире. Открывая эти четыре начала в вещах и явлениях совершенно разного порядка, в которых, казалось бы, нет ничего общего, человек обнаруживает подобие этих вещей и явлений друг другу.

Постепенно он убеждается, что все в мире построено по одним и тем же законам, по одному плану. С определенной точки зрения обогащение и рост интеллекта заключаются в расширении его способности находить подобия.

Поэтому изучение закона четырех букв, или имени Иеговы, представляет собой могучий способ расширения сознания. Идея совершенно ясна. Если Имя Божества пребывает во всем (если Бог присутствует во всем), то все должно быть подобно друг другу, самая мельчайшая часть подобна лому, пылинка вселенной, и все подобно Божеству. Что вверху, то и внизу.

Умозрительная философия приходит к выводу, что мир, несомненно, существует, но что наше представление о мире окно. Это значит, что причины, вызывающие наши ощущения, существуют вне нас, но наше представление об этих причинах ложно.

Или, говоря иначе, что мир в себе, т. е. мир сам по себе, помимо нашего восприятия, существует, но мы не знаем его и никогда не сможем узнать, ибо все, что доступно нашему изучению, т. е. весь мир феноменов или прошений, это лишь наше представление о мире. Мы окружены стеной наших представлений и не можем заглянуть через эту стену на реальный мир.

Каббала ставит своей целью изучение мира, каков он есть, мира в себе. Другие "мистические" науки имеют точно такую же цель.

В алхимии четыре первоначала, из которых состоит реальный мир, названы четырьмя стихиями, или элементами: огонь, вода, воздух и земля, смысл которых перекликается четырьмя каббалистическими буквами. В магии четырем стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины сильфы и гномы, т. е. духи огня, воды, воздуха и земли.

В астрологии им соответствуют четыре стороны света: восток юг, запад и север, которые, в свою очередь, служат иногда для обозначения разных частей человека. В Апокалипсисе это четыре существа: с головой быка, с головой льва, с головой орла и с головой человека.

Все вместе это сфинкс, изображение слитых воедино четырех первоначал.

Таро представляет собой как бы комбинацию каббалы, алхимии, магии и астрологии.

Четырем первоначалам, или четырем буквам Имени Божества, или четырем алхимическим стихиям, или четырем классам духов, или четырем делениям человека, или четырем апокалиптическим существам в Таро соответствуют четыре масти: жезлы, чаши, мечи и пентакли.

Таким образом, каждая масть, каждая из сторон квадрата, равного точке, изображает собой одну из стихий, управляет одним классом духов.

Жезлы, это огонь, или эльфы; чаши - вода, или ундины; мечи - воздух, или сильфы; пентакли - земля, или гномы.

Кроме того, в каждой отдельной масти король означает первое начало, или огонь, королева (дама) второе начало, или воду, рыцарь третье начало, или воздух, и паж (валет) четвертое начало, или землю.

Дальше, туз вновь означает огонь, двойка - воду, тройка - воздух, четверка - землю. Четвертое начало, совмещая в себе три первых, является началом нового квадрата. Четверка является первым началом, пятерка - вторым, шестерка -третьим, семерка - четвертым. Далее, семерка опять является первым началом, восьмерка - вторым, девятка - третьим и десятка - четвертым, завершая последний квадрат.

Черные масти (жезлы и мечи) выражают активность и энергию, волю и инициативу, а красные (чаши и пентакли) - пассивность, инерцию и объективную сторону. Далее, две первые масти, жезлы и чаши, означают добро, т. е. благоприятные условия или дружественные отношения, а две вторые, мечи и пентакли, - зло, т. е. неблагоприятные условия и враждебные отношения.

Таким образом, каждая из 56 карт означает нечто активное или пассивное, доброе или злое, проистекающее от воли человека или приходящее к нему со стороны. Значения карт комбинируются всевозможными способами из символического значения их мастей и достоинств.

В общем, 56 карт представляют собой как бы полную картину всех возможностей человеческой жизни, на чем и основано применение его для гадания.

Но философский смысл Таро далеко не полон без 22 нумерованных карт, или "главных арканов". Эти 22 карты имеют, во-первых, числовое значение, а во-вторых, очень сложноe символическое. Взятые в числовом значении, они образуют равносторонние треугольники, квадраты и иные фигуры, смысл которых определяется по составляющим их картам.

Литература, посвященная Таро, занимается главным образом истолкованием символических рисунков 22 карт. Многие писатели мистических книг организуют свои сочинения по плану Таро, но их читатели зачастую об этом и не подозревают, так как Таро не всегда здесь упоминается.

Я уже указывал на книгу неизвестного философа Сен-Мартэна. Естественная таблица отношений между Богом, человеком и вселенной, вышедшую в XVIII веке. Именно в Таро, как говорит современный последователь Сен-Мартэна доктор Папюс, неизвестный философ обнаружил таинственные звенья, связывающие Бога, человека и вселенную.

Книга Элифаса Леви "Догма и ритуал высокой магии" (1853) также написана по плану Таро. Каждой из 22 карт Леви посвящает две главы, одну в первой части и одну во вгорой. Элифас Леви ссылается на Таро и в других своих книгах: "Великая тайна" и др. Комментаторы Таро обычно упоминают "Историю магии" Христиана (на фр. языке, 1854), в второй приводится астрологическое толкование 56 карт.

Очень известны книги С. Гвайта с необычными аллегорическими названиями, "На пороге тайны", "Храм Сатаны, и Ключ к черной магии", к сожалению, не доведенные до конца. Первая из них, это введение, вторая посвящена первым семи картам, от 1 до 7, третья- вторым семи картам, от 8 до 15, а четвертая, которая завершала эти подробные комментарии, вообще не вышла.

Интересный материал для изучения Таро есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки Таро и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и масонскому символизму. Упомяну еще работы А.Уэйта, который сопроводил краткими комментариями реставрированную в Англии колоду Таро и составил небольшой библиографический указатель сочинений по Таро. Из современных исследователей Таро определенный интерес представляют Буржа, Декресп, Пикар и английский переводчик, Каббалы Макгрегор Мэтерс. У французского оккультиста "доктора Папюса" есть две книги, специально посвященные Таро ("Цыганское Таро" и "Таро для гадания"); в других его книгах имеются многочисленные ссылки и указания на Таро, хотя они затемнены обилием дешевой фантазии и псевдомистики.

Приведенным перечнем, конечно, не исчерпывается вся относящаяся к Таро литература; это те книги, которыми я пользовался при составлении настоящего очерка. Следует заметить, что никакая библиография Таро не может быть исчерпывающей, так как самые ценные сведения и ключи к пониманию Таро можно отыскать в сочинениях по алхимии. астрологии и мистике, авторы которых, возможно, вовсе и не думали о Таро. Для понимания образа человека, который рисует Таро, очень много дает книга Гихтеля "Практическая теософия" (XVII в.), особенно рисунки к ней, а для понимания четырех символов Таро " книга Пуассона "Теории н символы алхимиков".

О Таро упоминается в книгах Е. П. Блаватской, и в "Тайной Доктрине", и в?Разоблаченной Исиде". Есть все основания предполагать, что Е. П. Блаватская придавала Таро особое значение. В издававшемся при жизни Блаватской теософском журнале имеются две неподписанные статьи о Таро, в одной из которых подчеркивается фаллический элемент, заключающийся в Таро.

Но если говорить вообще, то изучение литературы по Таро приносит большое разочарование, как и знакомство с оккультной и специальной теософской литературой: ибо обещает она гораздо больше, чем дает.

Каждая из упомянутых книг содержит о Таро нечто интересное. Но наряду с ценным и интересным материалом имеется очень много мусора, и это характерно для всей "оккультной" литературы вообще. А именно: во-первых, для них характерен чисто схоластический подход, когда смысл ищут в букве; во-вторых, делают слишком поспешные выводы, прикрывают словами то, что не понял сам автор, перескакивают через трудные проблемы, не доводят умозаключения до конца; в-третьих, налицо излишняя сложность и несимметричность построений. Особенно этим изобилуют книги?доктора Папюса¦, который в свое время был самым популярным комментатором Таро.

Между тем тот же Папюс говорит, что всякая сложность указывает на несовершенство системы. ?Природа очень синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе ее самых по внешности запутанных феноменов, - пишет он. Это, конечно, верно; но именно этой простоты и не достает объяснениям системы Таро.

О этой причине даже самое обстоятельное изучение подобных сочинений мало способствует пониманию системы и символов Таро и почти не помогает практическому применю Таро как ключа к метафизике и психологии. Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться.

Я приведу несколько отрывков из работ тех авторов, которые пытались объяснить и истолковать Таро и его идеи. Элифас Леви говорит в книге "Догма и ритуал высокой магии":

Универсальный ключ магии есть ключ всех древних религий, ключ каббалы и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерян, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всем их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным.

Ключ, о котором идет речь, представлял собой иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Символическая тетрада, т. е. четверичность в мистериях Мемфиса и Фив, изображалась четырьмя формами сфинкса: человек, орел, лев, бык - совпадающими с четырьмя элементами или стихиями древних: вода, воздух, огонь, земля. Эти четыре знака (и все аналогичные им четверичные сочетания) объясняют одно Слово, хранившееся в святилищах, которое всегда произносилось в виде четырех букв или слов: Йод Хе Bay Xe.

Таро, это поистине философская машина, которая удерживает ум от блужданий по сторонам, предоставляя ему в то же время полную инициативу и свободу; это математика в приложении к абсолютному, союз позитивного с идеальным, лотерея мысли, точная, как числа; простейшее и величайшее изобретение человеческого ума.

Человек, заключенный в тюрьму и не имеющий других книг, кроме Таро, если ему известно, как с ним обращаться, способен в несколько лет приобрести универсальные познания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и неистощимым красноречием".

П. Христиан в своей "Истории магии" описывает, ссылаясь на Ямвлиха, ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, похожие на 22 аркана Таро.

Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырех сфинксов v по двенадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга...

Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца...

Каждый аркан, ставший, благодаря картине, видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни.

В этой связи я хочу указать, что в египетском символизме, доступном ныне для изучения, нет никаких следов двадцати двух карт Таро. Поэтому нам придется принять утверждения Христиана на веру, предположив, что его описания, как он сам говорит, относятся к?тайным убежищам храма Осириса, от которых не сохранилось ныне следов; символы Таро не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до нашего времени.

То же самое можно сказать об Индии: ни в живописи, ни в скульптуре Индии нет ни малейших следов двадцати двух карт Таро, т. е. главных арканов.

Рассматривая двадцать два аркана Таро в разных сочетаниях и пытаясь установить устойчивые взаимоотношения между ними, попробуем разложить карты попарно: первую с последней, вторую с предпоследней и т. д. Мы обнаруживаем, что при таком расположении карты обретают весьма интересный смысл.

Возможность такого расположения карт Таро подсказывает порядок, в котором располагались картины Таро в галерее мифического храма посвящений", о которой упоминает Христиан.

О существовании магической колоды карт, способной давать ответы на любые вопросы, наслышаны даже те, кто никогда близко не соприкасался с эзотерикой. Но откуда же появились эти карты, кто их придумал? На самом деле история возникновения карт Таро покрыта тайной, и на сегодняшний день существует несколько версий появления этих магических символов, описывающих целый мир. Мы предлагаем вам устроиться поудобнее и погрузиться в волшебный мир прошлого.

Какие версии происхождения карт Таро существуют?

Перед тем, как перейти к подробным теориям об истории появления Таро, стоит кратко перечислить все эти основные версии, у каждой из которых есть свои сторонники и противники.

  • Египетское происхождение. Согласно этой теории, магические карты представляют собой тайные зашифрованные знания жрецов Древнего Египта
  • Цыганская версия. Сторонники этой легенды утверждают, что о картах Таро, как впрочем и о многих других гаданиях, мир узнал от кочевых племён - цыган
  • Загадочная Атлантида. Ещё одна версия происхождения карт Таро гласит, что магическая колода - это знания о мире, которые достались нам от исчезнувшей цивилизации атлантов
  • Каббалистическая версия. Согласно этому предположению, карты Таро были придуманы евреями, так как структура магической колоды тесно связана с Древом Сефирот - основным понятием загадочной науки каббала.

Но давайте поговорим о каждой теории поподробнее, чтобы вы сами могли решить, какая же история покажется вам более правдоподобной.

Египетская версия происхождения Таро

Эта версия об истории происхождения карт Таро была впервые выдвинута французским учёным по имени Антуан Кур де Жеблен в далёком 1781 году. Согласно предположению именитого француза, карты Таро - есть ни что иное, как тайные знания, зашифрованные в особые символы. Связь с Египтом де Жеблен увидел, проанализировав письменность древних египтян. Учёный склонялся к версии, что египетские иероглифы представляли собой особые зашифрованные пиктограммы, имеющие глубокое мистическое и философское значение. По его мнению, на территории Древнего Египта существовало святилище, на стенах которого было вырезано 22 таких пиктограммы (ровно такое же число Старших Арканов содержит колода). Впрочем, исследователи древней цивилизации с ним не согласились, так как во время археологических раскопок ничего похожего обнаружено не было.

Цыганская версия происхождения Таро

Гадания у большинства людей ассоциируются с цыганами. Может быть, именно поэтому кому-то из исследователей пришла в голову мысль связать историю появления Таро именно с этим кочевым народом? Говорят, что когда-то давным-давно Высшие Силы увидели, что на земле полным-полно людей, не уважающих природу мироздания и не испытывающих любовь. Тогда они испугались за то, что мир уничтожит сам себя, если скрытые знания о Вселенной и её законах будут доступны каждому. И тогда Высшие Силы зашифровали эти тайные послания в 78 изображениях, которые передали странникам.

Немного позднее цыганская версия происхождения Таро практически слилась с египетской, ведь выяснилось, что корни этого народа связаны именно с этой древней цивилизацией. Несколько лет тому назад учёные выяснили, что на самом деле предки цыганского народа жили на территории Индии, так что египетская версия вновь оказалась не у дел. Однако, в пользу цыганской теории говорит и тот факт, что в Европе Таро обрело популярность именно благодаря цыганам, которые странствовали по городам и сёлам, показывали людям фокусы и предсказывали будущее, в том числе и с помощью специальных карт.

Таро-секреты Атлантиды

Более десяти тысяч лет тому назад на одном из островов Атлантического океана существовало богатое государство - Атлантида. Говорят, что на его территории проживали настоящие великаны огромного роста, и каждый из них был наделён потрясающими сверхспособностями, намного превосходящими умения обычного человека. Они были невероятно сильны физически, и при этом являлись настоящими экстрасенсами.

С государством произошла трагедия - оно полностью ушло под воду во время сильнейшего землетрясения. Говорят, что атланты до своей гибели успели передать свои накопленные философские знания другим цивилизациям, и то, что мы сегодня называем картами Таро - это и есть мудрость удивительных сверхлюдей. Сторонникам этой истории возникновения карт Таро многие охотно верят, ведь, судя по исследованиям, Атлантида должна была находиться на том месте, которое мы называем Бермудским Треугольником, и на дне океана в этой области были обнаружены мистические находки, в том числе и огромная пирамида, размером больше египетских.

Каббалистическая версия появления карт Таро

Каббала - это древнее эзотерическое течение в иудаизме - религии евреев. Многие считают, что карты Таро - есть ни что иное, как краткое изложение каббалистических знаний. И действительно: многие эзотерики находили этому подтверждения, обнаружив соответствия между Арканами Таро, буквами еврейского алфавита и Древом Сефирот - схематическим изображением Вселенной в каббалистической науке.

Как исторически формировались образы и значения карт Таро

Трудно со стопроцентной уверенностью заявить, какими изначально были карты Таро, ведь существует огромное количество старинных колод, и неизвестно, какие из них появились чуть раньше, а какие чуть позже. Некоторые, возможно, не сохранились вовсе. Но суть карт всегда одна: 22 Старших Аркана представляют собой определённые архетипы, образы, знакомые каждому человеку. Несмотря на то, что эти образы в различные исторические эпохи могли выглядеть по-разному, их глубинный смысл всегда оставался тем же.

Возьмём, например, историческое происхождение Отшельника Таро - девятого Старшего Аркана. Эта карта символизирует собой путь к постижению внутренней духовной мудрости, осмысление своего истинного предназначения, уход от мира в поисках себя. Сегодня в большинстве современных колод мы видим на этой карте старца, идущего во тьме с фонарём в руке. Образ узнаваемый и понятный, не правда ли?

А разве изменилось бы что-то, если бы на карте был изображён, к примеру, монах-отшельник, Будда, славянский Древобог или скарабей - символ мудрости и тайных знаний в Древнем Египте? Не так важно, как именно модифицировались изображения Арканов в разных странах и в различные временные эпохи, глубинный смысл каждой карты всё равно оставался читаемым и понятным, просто в один период более уместными считались одни рисунки, в другой - другие.

Основные школы Таро и их история

Для того, чтобы вы могли полнее представить себе историю возникновения Таро, фото которого вы чаще всего видели в магазинах и интернете, мы кратко расскажем о происхождении наиболее популярных колод разных школ.

Школа Марсельского Таро

Большинство колод Таро, датированных 18-20 веками представляют собой переработанные версии Марсельского Таро, изображения карт которого впервые встречаются в книге ранее упомянутого Курта де Жебелена. Доподлинно не известно, кто был автором самой первой колоды данного типа, но эти карты в различных вариациях были широко распространены на территории Франции ещё в 17 веке. Младшие Арканы в Марсельском Таро не прорисованы, что несколько затрудняет их восприятие новичками, но в то же время колода не имеет астрологических и каббалистических соответствий, что делает её достаточно простой для обучения.

Французская школа Таро

Основоположником французской традиции был оккультист Элиафас Леви. Во французской школе уже использовалась каббалистическая символика, Младшие Арканы по-прежнему не прорисованы, но картами Таро разрешается пользоваться всем желающим для проработки абсолютно любых вопросов. Леви занимался изучением магических карт в 19 веке, после чего дело продолжил маг и розенкрейцер, известный под псевдонимом Папюс, который присвоил Арканам астрологические соответствия.

Английская школа Таро

Изучение магических карт в Англии стартовало в 19 веке с Самюэля Мазерса - одного из наиболее влиятельных оккультистов, но подлинную популярность эта школа обрела благодаря колоде Таро Райдера-Уэйта. Данную колоду можно без зазрения совести назвать самой известной во всём мире. История создания Таро Уэйта началась в 1909 году. Автором её стал английский оккультист и переводчик Артур Уэйт. Этот удивительный человек с помощью художницы Памелы Колман Смит изобразил не только Старшие, но все Младшие Арканы в простом и понятном виде. Именно поэтому колода обрела такую большую популярность у новичков в гадании.

Название «Райдер» в колоде - это фамилия человека, который занимался изданием данных карт. Уэйт совершил настоящую революцию - он фактически явил миру тайные знания Ордена Золотой Зари, в котором состоял - так знания эти впервые стали доступны любому желающему.

Школа Алистера Кроули

Особняком от всех прочих школ стоят кроулианцы - поклонники знаменитого чёрного мага, сатаниста и таролога Алистера Кроули. В центре его эзотерического учения стоит совершенно особый подход - он объединил тайные знания ордена «Золотой Зари», каббалистическую науку и астрологию. История создания Таро Тота - его единственной колоды, началась в 1938 году. Сам Кроули придумывал концепцию и символизм карт, а созданием рисунков занималась леди Фрида Харрис - египтолог и потрясающая художница. Работа над колодой была завершена в 1943 году, и можно сказать, что этим людям вместе удалось представить миру нечто невероятное - необычные, мистические и невероятно красивые карты, наполненные глубоким символизмом. Сегодня Таро Тота уступает по популярности лишь колоде Райдера-Уэйта.

Вот такой непростой и увлекательной была история возникновения карт Таро. А к какой версии появления магических карт склоняетесь вы? Поделитесь в комментариях!

Предисловие

Таких таинственных вещей, как карты Таро , в истории человечества найдётся немного. Таинственно появившиеся неизвестно откуда, эти карты молниеносно завоевали всю Европу. Что же они такое и для чего они были созданы? Являются ли они каким-то магическим инструментом , хранящим эзотерические тайны , или просто игрушка, каких много появилось за историю человечества? Ясно, что многочисленные гадалки и предсказатели , пользующиеся в своей деятельности картами Таро , будут настаивать на их иррациональной сущности, непознаваемости механизма их действия.

Попробуем разобраться в сущности Таро и подумаем, а не сможем ли мы использовать их в своей жизни, не прибегая к посторонней помощи прорицателей и гадалок. Я попытаюсь изложить все свои соображения таким образом, чтобы они были понятны человеку, никогда не сталкивавшемуся с Таро, поскольку и сам до недавнего времени являлся таковым. Дальнейшие же рассуждения я буду строить с точки зрения человека с техническим, а не оккультным образованием. Поэтому я предвижу возмущение экспертов в области оккультизма моими дилетантскими рассуждениями. Однако я хочу использовать такой инструмент, как Таро, в своих интересах и не собираюсь держать свои мысли в тайне. Возможно ли это - станет ясно по ходу дела, но мои предварительные размышления на эту тему подсказывают мне, что Таро - вещь исключительно интересная и полезная, если использовать его в тех пределах, которые оно способно охватить, а человек способен воспринять.

Главное заблуждение современных людей - представление о собственном умственном превосходстве над людьми прошлого. Мозг человека практически не изменился за последние десять тысяч лет. Люди, жившие две или четыре тысячи лет назад, были не глупее нас. Поэтому то, что было придумано раньше, вполне может быть применено и сейчас. Мы сейчас пользуемся компьютерами, или по крайней мере калькуляторами, для выполнения вычислений. Сейчас никто не помнит про такой простой и эффективный инструмент для умножения многозначных чисел, как палочки Непера. Я глубоко убеждён, что карты Таро были придуманы, как инструмент для выполнения каких-то действий, связанных с анализом сложившейся ситуации и/или человеческих отношений. Это я и попытаюсь показать в своих дальнейших рассуждениях. Для того, чтобы начать эти рассуждения, необходимо вспомнить историю...

История карт Таро

Не являясь специалистом в области истории Таро , я могу опираться только на мнение достаточно авторитетных и известных специалистов. Одним из таких специалистов является в настоящее время Хайо Банцхаф (Hajo Banzhaf) , который в своей книге "Ваш спутник Таро" пишет следующее: "Исследования истории карт уводят нас в XIV столетие." и далее: "Доподлинно известно, что в Европе Таро появилось в 1600 году." Здесь Банцхаф имеет в виду, что карты так называемых Младших Арканов , в основном, но не полностью, совпадающие с полной колодой общеизвестных игральных карт, пришли в Европу из исламских стран в четырнадцатом веке.

Фото можно увеличить щелчком мыши
Карты Старших Арканов появились неизвестно откуда около 1600 года, а затем так же таинственно исчезли из колоды игральных карт.

Вообще-то история Таро весьма запутанная и противоречивая, более подробные сведения можно узнать в русской Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Карты_Таро. Там же есть ссылки на дополнительные источники информации. Как и любая таинственная история происхождение Таро обросло множеством легенд и домыслов, включая связь с древнеегипетскими оккультными знаниями и древнееврейской Каббалой. В соответствии с Википедией: Каббала - это духовное мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги. Связи эти достаточно сомнительны, хотя и отрицать их возможность тоже нельзя.

Первые более или менее достоверные упоминания о Таро были сделаны в Италии, однако первой широко известной колодой карт Таро стало так называемое "Марсельское Таро", которое окончательно оформилось в конце XVI века. Из названия видно, что оно распространилось в первую очередь во Франции. Оно послужило первоисточником для множества других колод Таро. Причем в первую очередь оно послужило источником толкований значения карт, в то время как рисунки в последующих колодах претерпели значительные изменения. В XIX веке были созданы ещё две колоды, Таро Эттейлы и Таро Освальда Вирта. В настоящее время наиболее распространены появившиеся в XX веке колоды Райдера-Уэйта и Таро Кроули (Книга Тота). В последнее время приобрело известность Таро эпохи Водолея. Всего же насчитываются десятки, если не сотни различных колод Таро . При написании этих заметок за основу была взята, как наиболее распространённая, колода Райдера-Уэйта .

Состав колоды Таро

Карты Таро делятся на две большие группы - Старшие Арканы и Младшие Арканы . Слово аркан происходит от латинского слова arcanum, что значит «закрытый», «тайный». В свою очередь карты Младших Арканов делят на дополнительные группы по значениям и по цветам (мастям). По значениям карты делятся на цифровые и фигурные (или придворные) карты. По мастям карты Младших Арканов делятся на четыре группы, соответствующие мастям игральных карт , но имеющим другие названия:

  • Жезлы = трефы (крести)
  • Мечи = пики
  • Кубки = черви
  • Пентакли = бубны

Цифровые карты Младших Арканов имеют значения от единицы до десятки, причем соотношение цифровых значений в Таро не имеет никакого значения.

Фигурных карт в каждой масти Таро четыре (в отличие от игральных карт, в которых есть только три фигурных карты), которые в колоде Райдера-Уэйта носят названия:

  • Король
  • Королева
  • Рыцарь

Таким образом, Младшие Арканы насчитывают 56 карт (по четырнадцать карт каждой масти)

Карты Старших Арканов мастей не имеют, хотя имеют порядковые номера и названия. Программистам будет очень приятно узнать, что первая карта (Шут или Дурак) имеет номер 0 (ноль). Всего же в Старших Арканах насчитывается 22 карты, следовательно, завершающая эту последовательность карта имеет номер XXI. Кстати, именно из-за этого количества карт Старших Арканов и возникла гипотеза о связи Таро с Каббалой, поскольку алфавит иврита насчитывает 22 буквы.

Всего же колода карт Таро насчитывает 78 карт. Следует отметить,что до появления колоды Райдера-Уэйта рисунки имели только карты Старших Арканов и фигурные карты Младших Арканов. Иногда рисунками также сопровождались карты единиц всех мастей (тузы). Колода Райдера-Уэйта была иллюстрирована полностью рисунками художницы Памелы Колман Смит (Pamela Colman Smith), которая дала великолепную графическую иллюстрацию толкованиям Артура Эдварда Уэйта (Arthur Edward Waite). Уильям Райдер, имя которого вошло в название колоды, являлся только издателем, который и обеспечил выпуск этой колоды. Наверное, было бы более справедливо, если бы эта колода имела название Таро Райдера-Смит, но история, увы, не всегда справедлива...

Следующая часть моих заметок будет посвящена анализу распространённых толкований карт и попыткам выделить из них общие подходы к определению значений карт. Если мои предположения о том, что Таро является инструментом, верны, то можно попробовать оценить возможности применения Таро в нашей повседневной жизни.

Лев Борисович Выскубов

Многие люди, наверняка, слышали о возможности узнать будущее с помощью карт Таро. Даже скептики всегда стремились услышать, что же их ждет впереди. По мнению прорицателей, именно с помощью карт можно увидеть не только какой будет личная жизнь, но и получить ответы на финансовые вопросы. Стоить заметить, что окутанное тайной гадание вызывает небывалый интерес в последнее время. К таинственной колоде все чаще прибегают не только ясновидящие, но и обычные люди.

Что такое гадание на картах Таро

Человек, занимающийся практикой гадания, скажет, что Таро – это скрытые древние символы, открывающие путь в неведанное будущее. Это один из древнейших артефактов эпохи Ренессанса. Первые сведения о разукрашенной колоде встречаются в манускриптах XV столетия в Италии. Ее применяли для игры, по правилам схожей с традиционным бриджем. И только с XVIII столетия Таро стали использовать в процессе предсказания будущего. Гадание на картах не дает прямых ответов, как считают многие, а лишь позволяют посмотреть на событие с разной точки зрения. Применение в гадании колоды Таро – это способ понять не только свою жизнь, но и познать близких людей.

История карт: хронология событий

1200 год: впервые история упоминает о картах, используемых в специфической игре в Европе. Считается, что проникли они из Ближнего Востока. На протяжении столетия карты становятся самым популярным развлечением богатых и знаменитых. Колода имеет четыре масти, обладает старшими и младшими картами.

1442 год: иллюстрированные карты становятся востребованными при княжеском дворе Феррары. В этот период художник Бонифацио Бембо создает колоду (сохранилась и по сей день), ставшую своеобразным свадебным подарком.

1500 год: доступность первых печатных карт позволяет Таро проникнуть в широкие массы населения. До этого периода карты имели лишь влиятельные и состоятельные вельможи.

1526 год: первое сказание о гаданиях с использованием Таро, которое выполнялось цыганами. Странствующий народ прибыл в Европейские страны в 15 столетии, принеся с собой новые системы предсказывания будущего с помощью Таро. По сказаниям цыгане – коренное население Египта и благодаря ним Таро прочат древнеегипетское происхождение.

1781 год: заявление священника протестанта Антуана Кур де Жеблена о том, что Таро – это потерянная книга Тота, открывающая тайны мировоззрения.

1850 год: Батист Поль Гримо, известный издатель, выпускает одну из самых востребованных в настоящее время колоду карт Этейллы.

Последние годы XIX века: карты Таро наделяются новой символикой в духе Высшей Ритуальной Магии. Орден «Золотой Рассвет» выдает миллионным тиражом иллюстрированные карты, под название Райдеровское Таро, ставшие базой для предсказаний.

1910 год: публикация издания Артура Эдварта Уайта «Иллюстрированный ключ к Таро», посвященное мистике, божественному происхождению колоды с загадочной символикой.


Сегодня карты Таро имеют разное стилистическое оформление:

  • «Тота» – карты, оформленные в современном стиле, изобилующие экзотерическими знаками;
  • «Египетские» – карты с изображением египетской символики;
  • «Марсельские» – карты с использованием французского стиля оформления;
  • «Висконти Сфорца» – карты, в которых символы исполнены в стиле эпохи Ренессанса;
  • «Райдера-Уэйта» – карты, имеющие самые осмысленные изображение, масти и нумерацию. Эта загадочная колода является одной из самых популярных в гадании.

История предсказаний в России с помощью Таро

В России отношение к картам Таро можно охарактеризовать двумя этапами.

Впервые чудо-колода появилась еще в XIX столетии. Поклонник всего мистического царь Павел I всячески способствовал развитию гадальных систем. При его правлении в Россию проникли способы предсказывания Малой Ленорман, «Посещения Сибиллы» и т.д. В 1861 г. в Москве появляется «Таинственная книга Тота», к которой прилагалась колода карт с прорисованными Младшими Арканами. Но особую популярность система приобрела лишь в начале ХХ столетия благодаря политику и эзотерику доктору Папюсу. В тот период гадальную систему рассматривали как:

  • мистико-герметическую: П. Успенский в своих предсказания применял основные центральные символы, нарисованные в черно-белом цвете. По его мнению, белый – это основа человеческого познания, а черный – контраст, позволяющий увидеть особенности каждого характера;
  • филосовско-герметическую: В. Шмаков использовал совпадение эзотерических систем и их гармоническое соотношение с наукой;
  • нумерологию: Г.О.М. использовал связь чисел и Старших Арканов.

В период Советского Союза Таро, как и иные оккультнические науки, затихает. И только с распадом великой страны карты возвращаются в страну в британо-американском варианте. В России смешиваются разносторонние традиции предсказаний в результате чего возникает своеобразная линия отличия. Сегодня Таро после многих экспериментов имеют сугубо психологическое звучание. Возникают практические направления:

  • медицина на Таро;
  • проектирование методики;
  • гадальные системы.

Российская традиция Таро не тяготеет к предсказаниям будущего. Она предполагает глубокий анализ взаимосвязей, изучение поведенческого фактора людей с окружающим миром. Это одна сторона современной практики. Иная – носит характер «цыганщины», легенд и предсказаний будущего.


Цыганское Таро напрямую связано с мистикой. Их колода считается универсальной и используется для анализа событий и взаимоотношений между людьми, психоэмоциональной диагностики человека. Стоить заметить, цыгане редко гадали себе. Чаще всего они прибегали к колоде для предсказаний определенному клиенту. Смысл иллюстраций цыганской колоды существенно отличается от традиционных Таро: практически все карты имеют отличия. К примеру, Старшие Арканы, такие как Папа, Повешенный и иные в них, просто, отсутствуют. Также сменена в них и нумерация: Правосудие обозначается в цыганской колоде цифрой семь, Сила обладает номером одиннадцать. В колоде цыганских Таро присутствуют карты Земля и Небо, которых не встретить больше нигде.

Цыганская предсказательная система построена на трудах Роланда Бакленда, который был внуком барона кочевого народа, является уникальной и имеет множество раскладов:

  • карта дня – гадание, которое используется для определения конкретной даты: что она принесет, какие события произойдут. Используя этот расклад оккультисты получают совет, как лучше поступить в той или иной ситуации;
  • на новое знакомство, который поведает о первых впечатлениях после встречи с незнакомым человеком;
  • на любимого, позволяющее определить общие интересы двух людей;
  • узнать правду, используемое для получения достоверной информации и т.д.

Применение цыганских карт — самый сложный процесс предсказания. Немногие маги используют их в гадании. Сами же цыгане не применяют иных карт, всецело доверяя родной колоде.

Появление Таро: мифы и легенды

Одним словом, достоверно, когда появились карты неизвестно. И именно поэтому существует множество легенд об этом мистическом атрибуте.

  • Древний Египет . Самой распространенной легендой в мире является сказание, идущее с Древнего Египта. Согласно поверью, для передачи тайной информации древнеегипетские жрецы зашифровали свои знания в символах: данные сведения были доступны лишь посвященным людям. Колода, состоящая из 78 золотых карт в виде пластин с определенными изображениями, могла поведать всю мудрость Мира.
  • Китай . По данным словаря Чинг-Цзе-Тунга начиная с 1120-го года в Китае возникает игра, в которой используются пластины из слоновой кости с нанесенными на них рисунками. В то время страна вела активную деятельность с Европой. Именно по торговым каналам и попали Таро во все страны Мира. Но были ли карты предсказывающими будущее – остается загадкой.
  • Вавилон . Подобие символов Таро находятся на цилиндрах Вавилона, хранящихся в Британском музее. Многие колоды в точности передают известные изображения. Вавилонское происхождение колоды не доказано, как, впрочем, и никакое иное, поэтому и имеет право на существование.

Странствующий народ

В древние времена мудрецы увидели: мир стал наполняться людьми, которые не воспринимают целостность бытия. Появилось опасение, что человечество может использовать уникальные знания не на благо Земли. Мудрецы зашифровали свои знания, преобразив их в символы на 78 пластинах и отдали образовавшуюся колоду странствующему народу – цыганам. В соответствии с этим верованием Таро это:

  • TORA – закон
  • ATOR – природа
  • ROTA – круг
  • ORAT – речи

Считается, что с помощью таинственной колоды карт можно:

  • получить достоверный ответ на интересующий вопрос, стоит только правильно задать его;
  • выполнить анализ сложившейся ситуации и найти более приемлемый выход;
  • узнать будущие события жизни и своевременно изменить их.

Особенности предсказаний

Применение колоды Таро в процессе предсказания является лишь инструментом. Они используются для получения информации о будущем, помогают проанализировать настоящее, способствуют принятию верного решения в сомнительных ситуациях. Главное в обращении с ними– это умение правильно трактовать выпавшие символы.

Оккультисты считают, что гадание с помощью Таро на самого себя является неверным. Ведь гадающий постоянно на подсознательном уровне проводит анализ ситуации, а соответственно он может толковать расклад как ему удобно. В такой ситуации карты несут опасность – неправильно направленная магия способна губительно повлиять на человека.

Неправильное обращение с картами приводит к неправдивой информации: гадающий программирует себя на неудачи. Поэтому профессионал никогда не гарантирует 100% свершение предсказаний, ведь Таро – это помощь в поисках путей в жизненных ситуациях и какой из них выбрать каждый решает самостоятельно.

Существует мнение, что карты вызывают зависимость. Но проблема кроется не в самой колоде, а в ее использовании. Если человек неуверенно себя чувствует и бесконечно прибегает к гаданию – зависимость действительно возникает.


Опасность гадания

Гадание на Таро – это совокупность умений толкования, мастерство и интуиция. Только профессионалы умеют правильно с ними обращаться. Неправильное поведение чревато:

  • бессонницей;
  • упадком сил;
  • стрессом, депрессией;
  • эмоциональными расстройствами;
  • сильным оттоком энергии.

Оккультисты утверждают, что в процессе гадания открываются скрытые сознанию каналы, приводящие к получению энергетической информации. Неумение направить такого рода энергию приводит к исчерпанию жизненного ресурса человека.

Познавательные факты о картах Таро

  1. Полный контроль над собственным мировоззрением.
  2. Категорически запрещается использовать Таро просто из любопытства: в колоде скрыта магическая информация и игра с ней способна нанести урон.
  3. Существует более 10000 колод Таро с разной символикой: изображениями звезд кино и спорта, кукол Вуду, астрономическими символами. Каждый человек имеет возможность подобрать ту колоду, которая ему более всего импонирует.
  4. Прорицатели могут толковать карты по-своему, основываясь на личном понимании символики.
  5. Современные психологи используют карты Таро для составления психологического состояния клиента, предлагая ему выбрать карту из колоды, с которой он себя ассоциирует.
  6. Перетасовывание колоды приводит к поступлению энергии – карты заряжаются. Именно поэтому оккультисты предлагают «помешать» карты в колоде клиенту для получения достоверных сведений о нем.
  7. Некоторое религии негативно ставятся к гаданию на Таро, обосновывая это тем, что человек не имеет власти над судьбой.

Символы карт Таро скрывают что-то потустороннее и неведанное, которое вызывает интерес. Но распознать и правильно истолковать карты может лишь человек, владеющий даром. К гаданию стоит подходить особенно аккуратно: верующего в прорицания человека расклад карт может изменить судьбу.