Конспект НОД на тему «Волшебница вода» в средней группе. Конспект занятия по экологии в средней группе. «Свойства воды. Опыты с водой

Конспект НОД на тему «Волшебница вода» в средней группе. Конспект занятия по экологии в средней группе. «Свойства воды. Опыты с водой

«Волшебница-Вода»

Цель : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.

Задачи :

воспитательная:

  1. Воспитывать бережное отношение к воде.
  2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
  3. Закреплять навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.

Развивающая :

  1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.
  2. Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей.
  3. Развивать наблюдательность.
  4. Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.

образовательная:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
  2. Рассказать о значении воды в нашей жизни.

Интеграция областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье.

Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, безвкусная.

Материал и оборудование : картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и теплой водой; клей-карандаш, заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги ф-А3, влажные салфетки, компьютер, экран.

Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.

Здравствуйте мои друзья!

В гости к вам спешила я,

Все на свете я полью,

Всех от жажды я спасу

Пароходам без меня,

Ни туда и ни сюда

Угадайте, кто же я?

Я не камень, не песок,

Мой сыночек ручеек

Догадались вы, друзья,

Как зовут меня? (вода)

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Рыжовой:

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?

Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

— А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Игра «Вода хорошо – вода плохо»

1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?

2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);

3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.

4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?

Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза :

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем уши, моем шею,

на глазах мы хорошеем.

Вот какие мы чистые и красивые.

Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте — Мойдодыр.

Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.

«Полотенцем моют руки»

«Расчёской вытираются»

«Зубной щёткой намыливают тело»

«Мылом причёсываются».

Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

Полотенцем (что делают?)…

Расчёской…………….

Зубной щёткой……………

Мылом……………..

Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

А ешё он вам даёт советы:

«Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею».

«Мойте руки и ноги перед сном каждый день».

«Мойте руки после игр, прогулки, туалета».

Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо

Надо, надо умываться

по утрам и вечерам,

а нечистым трубочистам

стыд и срам, стыд и срам!

Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.

А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.

Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)

Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

— Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

— Какого цвета молоко? (белого).

— Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).

Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.

В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?

Д. -Ответы.

В-Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.

Подвижная игра «Капельки»

Все дети — капельки. Воспитатель – солнышко.

Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли, соединились в ручейки и побежали. Прибежали на свои места.

В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?

Д. -Ответы детей.

В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.

Д. -Дети проводят опыт.

Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!

А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «Где спряталась вода»

Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.

В. — А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».

В. -Ребята, а из чего состоит вода?

Д. — Из капелек.

В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.

Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.

В. — Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!

Дети подходят к центру воды и песка.

В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше. Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?

Д.- (ответы)

В. Правильно, потому, что вода жидкая! Вытирайте ручки салфетками.

Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая и может литься.

Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"

фото Березовской Дарьи Олеговны

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.

Методы и приемы:

  1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
  2. Наглядный: схемы, символы
  3. Практический: опыты.
  4. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

  1. Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
  2. Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Главный герой - Капелька.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
  2. Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
  3. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .

Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»

I. Организационный момент

(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)

В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)

В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

II. Целеполагание и мотивация

В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка)

В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.

В.: Итак, представьте, что вы учёные.

III. Ход деятельности

В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .

Опыт № 1 «Вода бесцветная» .

В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.

В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.

В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .

В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?

В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .

На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .

В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .

В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .

В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

(Вывешивается схема этого свойства воды.)

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.

Физминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.

В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа со схемой «Использование воды человеком» )

IV. Обобщение и систематизация знаний

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?

Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :

  • Вода – бесцветная
  • Вода – безвкусная
  • Вода не имеет запаха.

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .

Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .

В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)

В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.

(Фоном звучат звуки воды)

Сценарий


Конспект открытого занятия в средней группе «Волшебница - вода»

Цели:
1. Способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы. 2. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
Задачи:
 ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;  уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;  закреплять умение работать с прозрачной посудой;  закреплять умение работать с растворами;  развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;  развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;  стимулировать самостоятельное формулирование выводов;  воспитывать бережное отношение к воде;
Материал:
прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, стакан с молоком, сахар, соль, краски, кисточки; плюшевый Мишка, кубики льда, картинка Звездочки.
Ход занятия

Воспитатель:
Поудобней садитесь, Не вертитесь, не крутитесь. Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла - Только в садик я зашла, Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки), Говорит, мне чудо гостья, Вот любуюсь свысока, Нравится мне ваша Земля, голубая и большая, Красками всегда играет, Расскажите почему, ведь сама я не пойму!
Воспитатель:
Давайте расскажем Звездочке, почему наша планета Земля такая красивая?
Дети:

Воспитатель:
Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода. Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают). Стук в дверь. Появляется Незнайка.
Мишка:
Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.) Мне очень грустно. Я сегодня узнал, что оказывается, ничего не знаю о воде. Можно мне остаться с вами и узнать что-нибудь о воде.
Воспитатель:
Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей.) Присаживайся.
Воспитатель:
Ребята, а давайте расскажем Незнайке, для чего нужна вода?
Дети.
(Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать. Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей. Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)
Воспитатель:
Мишка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами
превратиться в лаборантов. А сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Воспитатель:
Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети:

Вывод:
вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»

Воспитатель:
На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. – Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Вывод:
вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель:
А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как? Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель:
Повторяйте за мной: Ты вода-водица, Друг ты мой студёный. Стань вода-водица, Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель:
Подуйте теперь на баночки. (Дети говорят слова, дуют.)
Воспитатель:
А теперь мы потрясем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети:

Воспитатель:
В какой цвет превратилась? Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Воспитатель:
Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода- Волшебница! Кто желает попробовать сделать такой фокус? Дети по желанию выполняют фокус.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом нам расскажите.
Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:
А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Вывод
: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель:
давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Воспитатель:
оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:
Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь?
Вывод:
вода не пахнет, у неё нет запаха.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам Звездочке, Мишке немного отдохнуть. Дети выполняют физкультминутку: Капля первая упала – кап! И вторая побежала – кап! Мы на небо посмотрели – Капельки – кап-кап запели,
Намочились наши лица, Мы их вытирали. Ну а туфли посмотрите – Мокрыми все стали. Плечами дружно поведём, И все капельки стряхнём, От дождя убежим, под кусточком посидим.
Опыт № 5:

Воспитатель:
Молодцы ребята! А теперь давайте покажем Звездочке где может прятаться водичка. Воспитатель показывает детям кусочки льда, предлагает взять желающим в руки.
Воспитатель:
Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед - это что? (Ответы детей.) Правильно, лед - это тоже вода, только твердая и холодная. Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.
Воспитатель:
Много мы рассказали Звездочке и Мишке о воде. Ребята, Звездочка, Мишка а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран?
Мишка:
А зачем воду беречь, её вон сколько?!
Воспитатель:
Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку- напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Мишке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).
Мишка:
Сегодня я много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная. Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.
Воспитатель:
Прежде чем попрощается с Звездочкой и Мишкой, давайте вспомнить все, про что мы её рассказали? Просмотр презентации: «Для чего нужна вода!»
Воспитатель:
Ну что ж ребята Звездочка и Незнайка теперь знают что такое вода, благодаря вам и говорят большое спасибо! Давайте попрощаемся с ними и скажем – До новых встреч! ИТОГ: Так о чем же мы говорили с вами? Чему Мишку и Звездочку учили? Что (имя ребенка) понравилось? Что такое лед? В какие цвета окрашивали воду?

Задачи: формирование и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; обучение бережному отношению к воде; формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность; активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Материал: стаканчики с водой, краска, сахар, соль, кубики льда, термос, картинка Звездочки.

Ход занятия

Воспитатель:

Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки),

Говорит, мне чудо гостья,

Вот любуюсь свысока,

Нравится мне ваша Земля, голубая и большая,

Красками всегда играет,

Расскажите почему, ведь сама я не пойму!

Воспитатель: Давайте расскажем Звездочке, почему наша планета Земля такая красивая?

Д: Да. Давайте!

Воспитатель: Дети наша планета земля такая красивая, потому что большая её поверхность покрыта водой. Именно поэтому она такая голубая. (Продемонстрировать детям глобус и объяснить, что голубой цвет на нем, – это вода . Обратите внимание на то, что воды, голубого цвета, на нем больше чем суши. Обратить внимание на то, что на глобусе есть и белый цвет – найти их вместе. Объяснить, что белым цветом обозначается тоже вода, но только особенная – это льды и снега, которые никогда не тают).

Вода основной источник жизни на Земле: без неё не было б ни растений – цветочков, деревьев, фруктов, овощей, ни животных, ни птичек, ни рыбок, ни людей. А как вы думаете, почему? Зачем вода всем нужна? Дети по одному рассказывают о том, что известно. Воспитатель кратко подводит итог сказанному. (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, рыбам, птицам, без воды жизнь не возможна. Люди ее пьют, готовят пищу, стирают, моют, поливают и т.д.)

Воспитатель: А где мы с вами чаще всего встречаем воду?

Дети: В кране.

Воспитатель: А как вы думаете, откуда она берется? И если мы каждый день пользуемся её, почему она не кончается? Дети, потому что, в кране вода из реки, или подземного озера.

Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о её сохранности и чистоте? Дети отвечают, как они могут сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо! Звездочка очень рада, что вы так много про знаете про воду, что вы добрые и бережливые дети. Вот только она не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим звездочку с водичкой?

Дети: Давайте.

Воспитатель берет 2 стакана с водой (заранее приготовленных) . Как вы думаете, что в стаканах?

Дети. Вода.

Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.

Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Воспитатель: Правильно ребята. А какая она по вкусу? Дети пробуют на вкус чистую воду.

А можно ли ее сделать соленой? Как? А сладкой? Кислой? Цветной? (Ответы детей.) Воспитатель проводит соответствующие опыты, добавляя в воду соль, сахар, краски.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте покажем Звездочке где может прятаться водичка. Воспитатель показывает детям кусочки льда, предлагает взять желающим в руки.

Воспитатель: Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.) Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Значит, лед - это что? (Ответы детей.) Правильно, лед - это тоже вода, только твердая и холодная. А вот посмотрите - термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.) Что это? (Ответы детей.) Это пар от горячей воды. Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.) Значит, пар - это тоже вода.

Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.

Воспитатель: Много мы рассказали Звездочке о воде, давайте теперь поможем отгадать ей загадки про воду:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)

3.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Воспитатель: А вы слышали что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать? Давайте покажем звездочке какая быстрая и шустрая бывает водичка!

Дети выполняют физкультминутку:

Капля первая упала – кап!

И вторая побежала – кап!

Мы на небо посмотрели –

Капельки – кап-кап запели,

Намочились наши лица,

Мы их вытирали.

Ну а туфли посмотрите –

Мокрыми все стали.

Плечами дружно поведём, И все капельки стряхнём,

От дождя убежим, под кусточком посидим.

Воспитатель: Много мы рассказали Звездочке про воду, и чтоб она не забыла ни чего давайте вместе с ней выучим стишок про водичку?

Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься —
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.

Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: Каждый
Пусть запомнит и поймет.

Воспитатель: прежде чем попрощается с Звездочкой, давайте вспомнить все, про что мы её рассказали? Просмотр презентации: Нужная и важная вода.

Воспитатель: Ну что ж ребята. Звездочка теперь знает что такое вода, благодаря вам и говорит большое спасибо! Давайте попрощаемся с ней и скажем – До новых встреч!

Скачать презентацию

Воспитатель МБДОУ Детский сад № 75 «Сказка»,

г. Прокопьевск. Кемеровская область, Россия

Конспект занятия в средней группе

МБДОУ № 136 г. Рязани

на тему: «Кому нужна вода».

Воспитатель: Демина О.И.

Программное содержание: дать представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В городе вода приходит в дом по трубам водопровода из реки. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран.

Активация словаря: трубы, горячая и холодная вода, колодец.

Ход занятия:

В гости приходит Лесовичок и загадывает загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …(воды).

Правильно, это вода. Давайте все вместе обойдем группу и выясним, кому и зачем нужна вода. (Дети останавливаются у комнатных растений, затем у аквариума, мойки, туалета, около игрового уголка и клетки с попугаем).

Зачем нужна вода растениям? (Их нужно поливать, иначе они засохнут).

Почему вы остановились у аквариума? (Рыбы и улитки живут в воде, им нужно много воды, чтобы рыбки могли плавать, без нее они погибнут.)

А мойку – это и есть мойка. Там моют руки дети, а помощник воспитателя здесь моет посуду; правильно я догадался? (Да).

Почему вы остановились у игрового уголка, я не понимаю, ведь игрушки не живые, они не моют руки и лицо, не пьют. (Дети объясняют, что вода нужна, чтобы помыть грязные игрушки и постирать бельё и одежду кукол.)

Лесовичок, а теперь ты ответь на вопрос: Зачем нужна вода попугаю? (Лесовичок долго думает: «Чтобы снимать перья и стирать их». Дети смеются).

Нет, попугай живой, поэтому ему нужна каждый день вода, чтобы пить, в ней он любит купаться.

Ребята, Лесовичок, а вы знаете, откуда берется вода, как она попадает в дома? (Нет).

В городе вода попадает в дома из реки. Течет она по трубам, ее очищают на очистных сооружениях. (Дети осматривают трубы, трогают их, определяют, какая холодная или горячая – течет по ним вода).

А в сельской местности выкапывают колодцы и оттуда черпают воду ведрами. (Показывают изображение колодца).

Вот так попадает вода в разные дома. (Рассказ о необходимости бережного отношения к чистой воде).

Лесовичок предлагает детям разделиться на группы и помыть мелкие игрушки, и полить растения.

В завершение Лесовичок дарит детям ароматное мыло и все идут мыть руки.