Консультация (1 класс) на тему: Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости. А вы как считаете, трудно ли сейчас учиться в школе

Консультация (1 класс) на тему: Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости. А вы как считаете, трудно ли сейчас учиться в школе
Консультация (1 класс) на тему: Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости. А вы как считаете, трудно ли сейчас учиться в школе

В течение последних ста лет мы наблюдаем стремительный рывок человечества в области науки, техники, медицины и, конечно же, в сфере информационных технологий. Такой резкий скачок привел к накоплению большой объема новых знаний, а следовательно и к перестроению системы образования. Дискуссии по поводу изменения и реформирования всей сферы образования - от школьного до высшего профессионального, не прекращаются уже долгое время. Но удивительно, что все сделанные за это время изменения касались, прежде всего, области устройства учебных заведений и программы обучения, методы же преподавания по-прежнему остаются неизменными.

Если говорить о методах и форме подачи новых знаний в учебных заведениях, то речь надо вести в первую очередь о начальном и среднем школьном образовании, так как ВУЗы всё-таки в этом плане имеют кое-какие успехи.

Все мы когда-то ходили в школу, и каждый помнит, с каким нетерпением порой он ждал спасительного звука звонка, возвещающего об окончании урока. Какой мукой иногда было утренние пробуждение и поход на первый, ненавистный урок языка или литературы. И единственным приятным моментом, хоть как-то сглаживающим столь печальную картину, было желание встречи и общения с друзьями. В чем же причина такой неприязни к процессу обучения?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам - отношения и порядки, царящие в школе. Те, кому приходилось после школы учиться ещё и в высших учебных заведениях, могли заметить огромную разницу в отношении преподавателей к студентам и школьных учителей к своим подопечным. Первое, что удивляет в ВУЗе - это общение преподавателей (пускай и не всех) с тобой на равных. Возможность свободно высказывать своё мнение и дискутировать как со своими сокурсниками, так и с педагогами, право самому решать посещать тебе то или иное занятие или же оставить материал для самостоятельного изучения - всё это несомненные плюсы высшей школы.

Вспомним теперь наших школьных учителей и их методы обучения. Школа – это заведение со строгими порядками и правилами. Здесь на уроках надо сидеть тихо и спокойно, отвечать тогда, когда спросят, да и то желательно только по заданной теме. Есть учебники, есть параграфы, будьте добры придерживайтесь учебной программы, выполняйте вовремя домашнее задание и всё у вас будет хорошо. Как при таких порядках можно заинтересовать ребенка и не вызвать у него неприязнь к процессу обучения? Вот и получается, что сегодня в типичной школе выбраны такие методы обучения, которые скорее облегчают жизнь педагогам, чем способствуют лучшему усвоению материала учениками.

Да, естественно не все учебные заведения в нашей стране такие, есть и хорошие платные лицеи, и новые экспериментальные школы. Но пока что всё это только исключения из правил и на данный момент подобных мест единицы, да и попасть туда очень нелегко.

Сегодня наше министерство образования всё больше смотрит на Запад, ища там спасение. Но ведь и у нашей страны немалый опыт в этой области, да и своих реформаторов хватает. Ещё в 19 веке граф Л.Н. Толстой серьезно занимался проблемой образования в России. Помимо того, что им была создана экспериментальная школа в «Ясной поляне», он также подготовил свою программу обучения и разработал специальную литературу, названную им «Новая Азбука».

Виталий ЧЕБАНУ, общественный деятель:

Трудно в разы! Школьная программа сегодня намного сложнее, чем была в наше время. Это сделано для того, чтобы каждое последующее поколение прогрессировало - и это нормально! Хорошо это или плохо для родителей? С одной стороны хорошо, с другой - не очень. Потому что исчезает средний класс. Я имею в виду, что дети должны учиться очень хорошо, чтобы поступить в университет, иначе окажутся на низшей ступени. Середины не дано! Это для детей не только психологически трудно, но морально! Родители или заставляют детей хорошо учиться, или возрастает роль коррупции.

Мария АНДРИУЦЭ, директор по маркетингу и PR в Geta Burlacu’s Event Agency:

Я считаю, в школе учиться «трудно» всегда, но есть факторы, которые помогают быть отличниками и в 90-е, и в нулевые и в 10-е. Перечислю по пунктам: 1) харизматичный учитель который заинтересовывает так, что стыдно не знать, 2) грамотный классный руководитель, который умеет мотивировать и 3) - мудрые родители, которые умеют превратить учебу в игру. Главное, объяснить, в чем конкретно поможет учеба - кем ты сможешь стать. В общем, развернутая мотивация - это все, а учеба - это классная тусовка.

Ольга ПОГОДАЕВА, филолог:

Не думаю, что сейчас стало сложнее, чем раньше. Конечно, объем информации, которую они должны изучить, вырос. С другой стороны, возможностей для получения данных стало больше. Сегодня уже не нужно ради одного реферата часами сидеть в библиотеке, все заменил интернет.

Вячеслав ВАЛЬКО, руководитель сообщества потребителей sodrujestvo:

Разве там кто-то учится? Дети сейчас в школе просто отбывают срок.

Алина РЫБАК, технолог легкой промышленности:

Моя свекровь - учительница в школе. Я слушаю ее рассказы и понимаю, что учиться в школе сейчас и трудно, и бесполезно! В программу включают иногда совершенно ненужные темы и предметы. Это сплошная трата времени и сил, никакого интереса к знаниям у детей не остается.

Никита ЦУРКАН, руководитель онлайн-портала:

Не думаю, что тяжелее, чем было раньше. С развитием информационных технологий, наверное, даже легче. Помню, как раньше ходили с одноклассниками в библиотеку, искали информацию для того, чтобы написать сочинения. Сейчас же все, что необходимо, есть в гугле . Так что зря жалуются. Главное желание...

Илона БАТАЛ, маркетолог:

Мне кажется, что стало труднее. Но дело не в количестве нагрузок, а в том, что дети не понимают, для чего им это все нужно. Вот и нет у них желания учиться. Тем более, когда организм молодой - хочется порезвиться, побегать, что-нибудь поделать, сидение за партой кажется настоящей мукой.

Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так - кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты...

Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.

Советы родителям:

  • Отмечайте любые победы и достижения ребенка - это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
  • Окружите его дружелюбно настроенными людьми - приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
  • Не опекайте его и постепенно «отпускайте» - попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
  • Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
  • Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы - сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
  • Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли - во дворе, в стенах школы, на секции.
  • Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.

Левши

Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.

Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение - все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.

Советы родителям:

  • Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке - можно купить специальные прописи для левшей.
  • Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук - их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
  • Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.

Тревожные дети

Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.

Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.

Советы родителям:

  • Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент - получится ли?
  • Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
  • Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка - это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
  • Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
  • Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон - пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
  • Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
  • Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.

Агрессивные дети

Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают - могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.

Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» - царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.

Советы родителям:

  • Поймите, в чем причина агрессивности. Может быть, ребенок просто привык быть центром вселенной? Такое бывает с долгожданными, единственными детьми в семье. А может, ему, наоборот, недостает внимания и заботы. Часто «агрессоры» вырастают у жестких, авторитарных родителей. Или становятся такими после травматичных событий. В этих случаях показана семейная психотерапия.
  • Проговаривайте с ребенком каждый неприятный инцидент. Объясняйте ему, что происходит, как реагируют другие люди, почему надо договариваться, а не «махать кулаками». Предлагайте иные пути решения проблемы: «Можно было бы сделать так и так, и тогда все было бы по-другому». Ребенок должен знать, что существуют альтернативные модели поведения, которые менее травматичны и в итоге более выгодны.
  • Исключите агрессивные мультики, криминальные программы, боевики и ужастики. Не разрешайте ребенку играть в «войнушки» на компьютере и планшете. Проговаривайте, что происходит на экране, оценивайте, хорошо это или плохо, переключайте сына или дочь на другие активности.
  • Не унижайте ребенка, не наказывайте физически, не обсуждайте его поведение при других. Почаще обнимайте его, используйте позитивное подкрепление - хвалите за то, что сегодня он ни разу не подрался, а в конфликтной ситуации повел себя достойно.
  • Следите, чтобы он гулял не меньше двух часов в день. Физическая активность очень важна. Хороший вариант - спортивная секция. Будет лучше, если занятия проводятся на свежем воздухе. Обучите ребенка приемам, которые снимают напряжение и дают выход эмоциям («скомкай бумагу», «побей грушу», «покалякай на холсте» и т.д.)

Часто болеющие дети

Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.

Советы родителям:

  • Подберите для них оптимальный уровень нагрузки. Не старайтесь записать в самую сильную школу, к самому сильному учителю, «нагрузить» дополнительными занятиями - от этого ребенок будет только страдать.
  • До мелочей продумайте режим дня. Пусть встает, обедает, учится «по часам». Чем более предсказуемым будет день, тем легче ребенку будет переключиться с одной деятельности на другую. По возможности чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенок будет общаться с другими детьми, желательно - на улице.
  • Следите за тем, чтобы болезнь не стала для ребенка «вторичной выгодой».

Можно учиться на отлично и не сидеть при этом постоянно за учебниками, забыв обо всем прочем. Всегда есть, куда расти, всегда есть, что можно улучшить. Прилежная учеба сделает вас счастливым и довольным. Если вы будете получать хорошие оценки, вероятно, вам удастся поступить в престижное высшее учебное заведение, после чего вы сможете найти хорошую работу. Здорово, не правда ли? Достаточно лишь научиться получать хорошие оценки! Продолжайте читать, и вы узнаете, как добиться успеха в школе.

    Не ограничивайтесь общими сведениями. Не нужно учить голые факты. От этого люди умнее не становятся, да и анализировать не учатся. Поэтому, если вы на самом деле хотите начать учиться на одни только пятерки, надо постоянно задаваться вопросом "почему". Почему процесс проходит так, а не иначе, почему то или иное условие необходимо – понимание этого поможет применять ваши знания на практике, в том числе в ситуациях, которые еще не разбирались на уроках.

    Пользуйтесь знаниями других людей. Не в смысле "списывайте", нет! Спрашивайте совета и подсказки у друзей, взрослых, учителей, изучайте, как другие решали ту или иную проблему. Расширяйте свой кругозор, и учеба будет даваться вам куда проще.

    Прилагайте все усилия. Важно не только заучивать материал, но и периодически возвращаться к изученному. Нужно это для того чтобы освежать знания в голове, иначе часть материала будет просто забываться. Так вы с легкостью пройдете любой тест и сдадите любой экзамен. Если во время экзамена или теста вам попадется трудный вопрос, ответа на который вы не помните, не волнуйтесь. Выпишите вопрос на отдельный лист бумаги, сконцентрируйтесь. Через некоторое время вы обязательно вспомните ответ на вопрос.

    Усердно работайте в классе

    1. Будьте внимательны . Вы удивитесь, когда узнаете, сколько всего нового можно запомнить, если просто внимательно слушать. Будьте умнее : старайтесь понять предмет, а не просто механически записать слова учителя, и учеба будет даваться куда проще.

      • Если вы часто отвлекаетесь, или вам трудно сохранять концентрацию, пейте витамины, правильно питайтесь и, если надо, принимайте лекарства. А главное – приходите на уроки с жаждой знаний!
    2. Задавайте вопросы . Точнее, задавайте учителю вопросы по делу. Анализируйте, что именно вы не понимаете в материале, обдумывайте, что именно вам нужно прояснить для себя, и задавайте соответствующий вопрос. Но сначала проанализируйте все, что узнали, прежде чем думать, что вы чего-то не поняли. Чтобы не забыть, запишите вопрос на листочке, подойдите к учителю и спросите, когда он сможет помочь вам разобраться с тем, что вам непонятно.

      • Не стесняйтесь задавать вопросы! Никто не может знать все на свете, и нет ничего плохого в том, что вы чего-то не понимаете. Всем нам приходится чему-то учиться. Ваш учитель, к примеру, прекрасно это знает и будет рад помочь.
    3. Ознакомьтесь с планом учебного курса. В российских реалиях для этого достаточно полистать учебник. К слову, это будет полезно и просто так, в рамках общего развития.

      • Особенно наглядно это заметно на примере учебников истории, где после разбора одной эпохи и/или события идет разбор следующей эпохи, которая связана с изученным периодом. Проанализируйте эту связь и научитесь лучше работать с информацией.
    4. Делайте пометки . Не надо бездумно записывать все подряд под диктовку учителя. Делайте конспект, самое важное записывайте схематически, а затем дополняйте схему деталями и примерами. В конце можно кратко резюмировать все, что вы изучили на уроке, – в будущем вам это пригодится.

      • Если вы работаете на опережение школьной программы, то записывайте то, что вам непонятно и задайте потом учителю соответствующий вопрос.
    5. Не пропускайте занятия. Если вы болели, узнайте у учителя или одноклассников, что было пройдено без вас, и изучите эту тему.

      Обсудите свои оценки с учителями. Спрашивайте, что учитель думает о качестве вашей работы и почему он поставил вам ту или иную оценку. Работайте над темами, которые требуется подтянуть, и будьте готовы выполнять дополнительные задания, если с их помощью можно улучшить оценку по предмету.

    Усердно работайте дома

      Делайте домашнюю работу . Это обязательный и важный пункт. Иногда учителя не проверяют домашнее задание, но и в этом случае вам следует мотивировать себя к его выполнению. Чем глубже вы погрузитесь в предмет , тем лучше. Домашняя работа призвана помочь вам закрепить пройденное. Если же на дом ничего не задали, то почитайте учебник.

      • Оценки за домашнюю работу так же влияют на успеваемость, как и за работу в классе.
    1. Понемногу занимайтесь каждый день. Так пройденный материал лучше отложится в памяти, и никакой неожиданный тест или контрольная не застанут вас врасплох.

      Читайте учебник, забегая вперед (кроме тех редких случаев, когда учитель специально просит этого не делать). Это поможет вам заранее сориентироваться, какие темы могут вызвать сложности.

      Не откладывайте на потом . Не откладывайте домашнюю работу до ночи: конечно, если вам нужно срочно сдать задание, над ним стоит поработать допоздна, но пусть это будет крайним случаем, а не обычным положением дел. Обычно же старайтесь действовать следующим образом. Если задание нужно сдать через две недели, в первую неделю составьте план и запишите основные положения. В выходные составьте свои записи в единое целое, чтобы получить готовый черновик, а на второй неделе только доработайте его при необходимости, отредактируйте и распечатайте. Не забудьте своевременно сдать работу; если вам дано время до какого-то числа, сдайте ее на день раньше, чтобы показать свое старание и дать учителю больше времени на проверку.

      • Если начать делать проект или другое большое задание заранее, то это даст вам время на то, чтобы задать учителю вопросы, попросить пояснений или советов. Если вы последуете советам учителя в тех моментах, которые вызывали у вас трудности или сомнения, наверняка ваша оценка окажется выше.
    2. Попробуйте объяснить материал кому-нибудь. Найдите тихое, спокойное место (это вполне может быть ваша комната) и представьте, что вы учитель, который объясняет предмет ученику. Это хороший способ определить, насколько хорошо вы понимаете материал, а также еще лучше усвоить понятое. Если одноклассник просит вас помочь ему разобраться в теме или у вас вообще принято, что сильные ученики "подтягивают" отстающих, воспользуйтесь этим.

      Делайте домашнюю работу в специально отведенном для этого месте . Вам нужен стол, минимум раздражителей и понимание того, что учеба – это привычка. Соответственно, вполне можно приучить свой мозг выкладываться на полную именно здесь и именно в это время. Все это поможет вам преуспеть в учебе.

      Если есть время, читайте дополнительный материал. Не важно, в интернете или в библиотеке - читайте книги о том, что вы учите. Чем больше узнаете, тем лучше будут ваши отметки.

      Подумайте, не нанять ли репетитора. Если есть возможность, почему бы и нет? Помните, нет ничего дурного в том, чтобы обратиться за помощью, и это может положительно сказаться на ваших оценках.