Круговорот воды в природе. Познавательно — творческий проект «Круговорот воды в природе Исследовательский проект круговорот воды в природе

Круговорот воды в природе. Познавательно — творческий проект «Круговорот воды в природе Исследовательский проект круговорот воды в природе

Вид проекта познавательно-исследовательский.

Участники проекта педагоги, воспитанники старшей группы № 9, родители воспитанников.

Продолжительность проекта одна неделя.

Проблема Недостаточная информированность детей о значении воды в жизни человека.

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта.

Сформировать у детей старшей группы значение воды в жизни всего живого на земле.

Вода – источник жизни.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Приоритетная образовательная область познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Этап Организационный Уточнение представлений детей о свойствах воды (диагностика по теме проекта) .

Оборудование и материалы материалы для проведения диагностики, компьютер (ноутбук) , художественное слово (тесты сказок, рассказов, фольклора для проведения прогулок) , материалы и оборудование для организации изобразительной деятельности и конструирования: цветная бумага, клеёнки, клей, краски, карандаши цветные, пластилин и т.д., материалы для проведения дидактических игр, музыкальные произведения для слушания.

Социальные партнёры:

  • Наблюдения
  • Библиотека
  • Выставка книг
  • Этап Содержательный
  • Вхождение детей в проблему.

Совместное целеполагание и планирование деятельности.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор.

Способ реализации проекта.

Что знаем – вода голубая, можно мыться, можно пить, можно поливать растение, бывает горячая и холодная, лужа, река, море, дождь - это вода, в воде живут рыбы и растения.

Что хотим узнать – почему замерзает, почему не всю воду можно пить, есть ли в яблоке вода, почему звучит вода.

У кого и в каких источниках найти информацию – спросить у мамы или папы, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, посмотреть в интернете.

Макет «Круговорот воды в природе»

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Природные явления» , «Дождик, дождик, капелька»
  • Лепка «Дед Мазай и зайцы» , «Глобус»
  • Аппликация «Деревья в луже» , «А водица далеко, а ведерко велико»

Путешествие капельки. Опыты с водой:

  • «Вода – жидкая, может течь»
  • «Вода не имеет вкуса»
  • «Пар – это тоже вода»
  • «Превращение снега в воду»
  • Животворное свойство воды»

Социально-коммуникативное развитие.

  • Дидактические игры «Ходит, плавает, летает» , «Сравним воду» , «Кому нужна вода?» , «Ходят капельки по кругу»
  • Пальчиковая игра «Дождик»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

  • Труд в уголке природы (протирание листьев комнатных растений, полив растений) .

Речевое развитие.

А. С. Пушкин «Золотая рыбка» , Х. Андерсен «Снежная Королева» . Лиман Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» .

р. н. сказка «Снегурочка» , Н. Носова «Горка» Загадки, стихи, пословицы и поговорке о снеге, воде, дожде, граде.

Физическое развитие.

Подвижная игра «Ручеёк»

«Караси и щука» , «Тонет, не тонет» , «Два Мороза» , «Добрый зонтик» .

Этап Итоговый

Форма презентации проекта – мультимедийная презентация, портфолио проекта.

Предполагаемые результаты:

  • Для детей – получили представления о свойствах воды, значении воды в жизни человека, животных, растений; развитие исследовательских умений, повышение мотивации к занятиям, развитие речи детей, развитие творческих способностей, активности и самостоятельности.
  • Для педагогов – повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников, использования экспериментирования в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, знания по планированию проектной деятельности дошкольников.
  • Для родителей – участие родителей в деятельности детского сада, повышение педагогических знаний родителей по формам и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие творчества, фантазии, заинтересованности родителей в проводимой работе.
  • Практическая значимость результатов проекта – данный проект может быть использован в работе педагогов ДГ.

МБДОУ «ЦРР - детский сад №6 «Сказка»

Исследовательский проект

«Круговорот воды в природе»

Руководитель: Иванова Наталья Максимовна

Введение

Однажды я посмотрел мультфильм «Капитошка». Тогда я подумал: Почему капелька улетела на тучку? И я решил найти ответ на свой вопрос.

Основная часть

Цель: Выяснить что такое круговорот воды в природе.

Задачи:

  • Что такое круговорот воды в природе
  • Откуда берутся тучи
  • Почему летом идет дождь, а зимой снег
  • Почему идет град
  • Вред и польза от дождей

Что такое круговорот воды в природе.

Чтобы найти ответ на этот вопрос я решил спросить у мамы, и она мне рассказала, что вода испаряется, превращается в пар и поднимается кверху, образуя облака и тучи, которые, при изменении погодных условий, всегда готовы разразиться дождем, градом, а зимой — снегом. Таким образом, вода, испарившаяся с поверхности нашей планеты, возвращается на нее. Если пофантазировать немного, то мы пьем ту же воду, которую пили динозавры, и купаемся в тех же водах, в которых плавали ихтиозавры Юрского периода. Просто за миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в Природе.

Откуда берутся тучи?

Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, где очень холодно, даже летом. Пар теплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, как пух, и отлично держатся в воздухе, они летают то вверх, то вниз; сливаются вместе. Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако. Постепенно капли увеличиваются в размере и становятся тяжелее, а также темнее. Именно поэтому белые облака превращаются в темные тучи.

Почему зимой идет снег, а летом дождь?

В верхней части облака капельки замерзают — там очень холодно и они превращаются в очень легкие и маленькие кристаллы, что позволяет им с легкостью держаться на воздухе и летать по небу. Так, летая из стороны в сторону, под действием ветра, они приклеиваются друг к другу, образуя снежинки. Склеившись в достаточном количестве, чтоб набрать веса, снежинки становятся тяжелее, чем воздух и начинают спускаться на землю. Мы это называем снегопадом. Но если на улице тепло, то падая на землю, они тают, снова становятся капельками воды — и на землю идет дождь.

В интернете мы узнали, что град образуется, когда капли дождя остывают, проходя через холодные слои атмосферы. Одиночные капли превращаются в крохотные градинки, но дальше с ними происходят удивительные превращения! Падая вниз, такая градинка сталкивается со встречным потоком воздуха от земли. Тогда она опять поднимается вверх. Незамерзшие капельки дождя прилипают к ней, и она вновь опускается. Таких перемещений снизу вверх и обратно градинка может совершить очень много, и размер ее будет увеличиваться. Но наступает момент, когда она становится настолько тяжелой, что восходящие потоки воздуха уже не в состоянии поддерживать ее на весу. Вот тогда и наступает момент, когда градина стремительно несется к земле.

Вред и польза от дождей

Если представить только на миг, что если бы никогда не было осадков? Высохли бы реки, озера, моря. Сгорели бы под солнцем растения. Не стало бы насекомых, птиц, животных и рыб, а в конечном итоге - и самого человека. Так что не всегда стоит хмуриться и сердиться, если на смену ясной погоде приходит ненастье, и за окном льет, как из ведра. Ведь влага - это благо! Влага для природы - необходимость. Но не всегда дожди приносят пользу.

Если дождь будет длиться дольше, чем обычно, растения не только напитаются влагой, но даже пресытятся ею, могут загнить. А слишком сильный и долгий дождь может вызвать потоп, что тоже принесет только вред окружающей природе.

Тогда я подумал, как можно организовать круговорот воды в квартире и мы с мамой провели опыты: «Превращение воды в пар» и «Образование дождя». Сначала мы налили в блюдце воду и оставили её подоконнике на несколько дней. По истечении двух дней мы заметили, что блюдце стало сухим. Где же вода? Испарилась!


Затем мы самостоятельно «создавали» дождь, наблюдая, как вода собирается в тучке (под крышкой кастрюли во время кипения) и проливается дождем обратно в кастрюлю. Теперь мы можем самостоятельно вызвать дождь в домашних условиях!


Заключение

В моем исследовании я выяснил, что:

  • Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
  • Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака и в виде осадков возвращается на землю.
  • Узнал, как образуется дождь, снег или град и теперь самостоятельно могу «вызвать» дождь в домашних условиях.
  • Круговорот воды - одно из уникальных природных явлений

Список ресурсов

Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

Печатные ресурсы:

Большая книга вопросов и ответов о природе вещей и явлений, - М., 2004

Танасейчук В. Экология в картинках. - М., «Детская литература», 1989

Уоллард К. Занимательная книга вопросов и ответов для умников и умниц. «Клуб семейного досуга», 2010.

Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. ЭКСМО, 2004

частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 открытого

« Российские железные дороги»

« Приключения капельки Капитошки или круговорот воды в природе»

Подготовила воспитатель старшей группы:

Проект «Приключение капельки воды Капитошки или круговорот воды в природе».

Начинающий воспитатель.

Полное наименование ДОУ

Частное дошкольное образовательное учреждение» детский сад № 000 «российские железные дороги».

Сроки реализации

Долгосрочный: 3 месяца (сентябрь - ноябрь 2016 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживания за цветами, был сделан вывод в актуальности выбранной темы. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природ е, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Перспективный план

«Круговорот воды в природе, берегите воду»;

«Вода в жизни человека?»;

Вода - друг или враг;

Художественное творчество

Рисование «Сосульки на крыше нашего дома»;


Ручной труд

Аппликация « Чайник с паром»;

Снежная крепость на участке;

Коллаж «берегите воду»;

Аппликация «ободок капелька»


Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Когда это бывает?»,

«Кому, что нужно для работы на воде»,

«Водоплавающие птицы нашей области»

«Продолжи пословицу»

«Путешествие по Волге»

Подвижная игра «Капельки и тучки»

Овчинникова Юлия «Сказка про капельку путешественницу»

Потешка «Дождик»;

«Мойдодыр», «Федорино горе»,

С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,

А. Барто «Девочка – чумазая»,

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»


Работа с родителями

Выпуск плакатов» круговорот воды в природе»

Проведение с экспериментами

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».

Цветные фонарики из льда;

Проведение опытов

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая

и может течь», «Вода может быть твердой»;

Опыты со снегом;

Опыты со льдом;

Продукты проекта

Презентация « Все о воде»;

Музей « вода-это жизнь»;


Пословицы и поговорки о воде.

Твердое состояние воды. Свойство снега и льда.

В твердом состоянии сохраняется форма и объем.

При пониженной температуре вещество замерзает и превращается в твердое тело.

Лед при определенных условиях может « течь».

На земле существуют огромные «ледяные реки».

Медленно стекающие с высоких гор.

Их называют ледниками.

Продуктивная деятельность с детьми.

Дружим с красками всегда.

Потому-то есть вода.

Нарисуем капельки, летящие с сосульки.

Сделаем фонарики на участке зимнем.

Стихи, загадки про твердое состояние воды.

На стёклах нарастает лёд,
Часы твердят: «Не трусь!»
Услышать, что ко мне идёт,
И мертвой я боюсь.

Как идола, молю я дверь;
«Не пропускай беду!»
Кто воет за стеной, как зверь,
Кт о прячется в саду?

Снежные постройки на нашем участке.

Снежную крепость построить решили,
Чтоб, как взаправду, в войну там играть.
Снег собирали, на санках возили,
Прочная вышла, должна устоять.

Жребий бросали, кто в крепости будет
Смело держаться, а кто нападать.
Криком УРА кто округу разбудит,
Кто-то внутри будет насмерть стоять.

Домик в деревне, теплая печка.
Звездное небо над самым крылечком.
Иней на окнах. Узоры как в сказке.
Щеки румяные - зимняя ласка.

Горка, горка ледяная! Лучше я игры не знаю,
Чем по горке ледяной Прокатиться мне зимой.

На санях лечу я. Ух! Аж захватывает дух!
А за мною на дощечке Вслед несется
Друг мой Петька.

Газообразное состояние воды (в виде пара).

Вода способна испаряться - переходить из жидкого

состояния в газообразное.

Начинается этот процесс уже при температуре 0 °С.

Но чем выше температура, тем испарение больше.

Наиболее интенсивно оно протекает

при температуре +100 °С (при кипении воды).

В природе вода испаря­ется с поверхности суши,

рек, озёр, морей и океанов.

Вследствие этого в воздухе образуются облака.

Когда вода теплее окружающего воздуха,

то можно заметить над водой туман.

Вода испаряется и превращается в пар

Пар-это газ, его не видно.

Он находится в воздухе вместе с другими газами.

В виде водяного пара(газа)

молекулы теряют между собой связь

и свободно перемещаются в воздухе.

Стихи загадки о газообразном состоянии воды в природе.

Из чего была корова?

Я видел сам!
Я видел сам!
Корова шла по небесам!
Вчера, даю вам слово,
Шла по небу корова!
Она была, она была
Белым-бела!
Белым-бела!
- А почему белым-бела?
Она из облака была!

А куда за окном всё пропало, Пока спал я на правом боку?
Может, улица просто сбежала? Или кто-то просыпал муку?

Водяное покрывало С неба сыростью упало.
Как молочный океан По земле плывет туман

Продуктивная деятельность детей.

с прикладными элементами

(крупа) с добавлением образа пара

сделанного из ваты.

Работа с родителями.

Плакат « Круговорот воды в природе»

(сделанные родителями с детьми).

Экспериментирование с детьми в домашних условиях.

Содержание проекта - творческое исследование темы утраты и обретения дома на материале пьесы В. Ольшанского "Зимы не будет!", столь актуальной для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Участники проекта - это алко- и нарко-зависимые взрослые, успешно прошедшие реабилитацию и несколько лет находящиеся в ремиссии, а также подростки из социально неблагополучных семей, имеющие опыт жизни в приюте. Работа над драматургическим материалом в процессе создания спекталя дает возможность взрослым участникам в безопасной творческой среде восстановить нарушенную эмоциональную связь в детско-родительских отношениях.
Участвуя вместе со взрослыми в общем творческом деле постановки спектакля, подростки обретают социальную уверенность, учатся сотрудничеству, получают возможность реализации творческого потенциала. Драматургический материал пьесы «Зимы не будет!» обеспечивает арт-терапевтические условия для разрешения внутренних конфликтов, которые связаны с острой психотравмирующей ситуацией потери дома.
Результатом этого творческого исследования для зрителей - будет спектакль, который, в частности, послужит преодолению социальных стереотипов зрительской аудитории о людях с зависимым поведением в прошлом и социальных сиротах.
Таким образом, все будут вовлечены в «круговорот добра в природе», потому что вырученные средства от показа спектакля участники планируют перечислять детскому приюту и приюту для бездомных животных.
Деятельность в рамках проекта включает в себя:
Проведение специальных актёрских тренингов и "тренингов в работе над ролью".
Совместные походы участников проекта в театры города.
Открытые для коллектива СХТ уроки в рамках программы.
Мастер-классы.
Занятия по актёрскому мастерству в арт-терапевтических условиях.
Открытый для зрителей показ этюдов.
Создание (сочинение) и постановка спектакля в условиях привлекательной творческой среды.
Два показа спектакля на драматургическом материале пьесы В. Ольшанского «Зимы не будет!» в рамках проекта.

Цели

  1. Создание привлекательной воспитывающей творческой среды, обеспечивающей, социокультурную и социально-психологическую адаптацию лиц, страдающих алко- и наркозависимостью, а также подростков-социальных сирот.

Задачи

  1. Социально-психологическая коррекция нарушенных детско-родительских отношений в семьях, затронутых алко- и нарко- зависимостью взрослых, в условиях безопасной творческой среды средствами театрального искусства
  2. Создание и постановка спектакля в сфере профессионального театра по принципу сотворчества с компетентными режиссерами и актерами
  3. Привлечение внимания общественности к проблеме бездомности и социального сиротства. Профилактика наркомании, алкоголизма и их социальных последствий в дисфункцииональным семьях, затронутых алко- и нарко- зависимостью взрослых.

Обоснование социальной значимости

В России сегодня от двух до пяти миллионов наркозависимых граждан. Гораздо больше людей оказываются втянуты в орбиту наркотиков вместе с наркоманами, алкоголиками: это их родные и близкие, и особенно страдают дети.
Основное социально-психологическое последствие алкоголизма и наркомании - невозможность нормального функционирования семьи, когда, в первую очередь, нарушается функция эмоциональной поддержки её членов. Дети зависимых (алкоголиков, наркоманов) чаще других страдают психическими расстройствами, девиантным поведением, а остальные родные – созависимостью.
Наряду с такими последствиями алкоголизма и наркомании как бедность, безработица, частые конфликты в семье, насилие, и т.д., в таких семьях высок риск отсутствия заботы о детях, жестокого обращения с ними. Одним из результатов асоциального поведения зависимых становится потеря дома, а для детей - социальное сиротство, и, как следствие глубокая социально-психологическая травматизация личности.
Проект направлен на создание благоприятной творческой среды для восстановления адекватных моделей ответственного родительского поведения у алко- и нарко-зависимых взрослых, находящихся в реабилитации.
Проект направлен на обеспечение социально-психологических условий для раскрытия творческого потенциала подростков - социальных сирот, а также для овладения ими навыками успешной коммуникации со взрослыми в совместной творческой деятельности.
Конечно, проект имеет целью привлечение внимания общественности к проблеме зависимости и созависимости, а также тяжелым последствиям их для детей, которые попадают в приюты.
Но проект направлен и на преодоление социальных стереотипов зрительской аудитории о людях с зависимым поведением и социальных сиротах.
Коллектив нашего театра имеет богатый опыт успешной реализации социально-художественных проектов и с социальными сиротами https://vk.com/zerkalo_cxt , и с людьми с алко- и нарко- зависимостью, успешно прошедшими реабилитацию https://vk.com/piesi_zhizni .
И этот опыт показывает, что они настроены помогать другим.
Настоящий проект обусловлен желанием этих людей совместно с профессиональными режиссерами, актерами и педагогами СХТ сочинить и играть спектакль, который понравится публике, потому что все вырученные с продажи билетов средства, планируется направлять приюту для бездомных животных и детскому приюту.

География проекта

Санкт-Петербург

Целевые группы

  1. Алко- и наркозависимые, а также лица, страдающие от иных видов тяжелых зависимостей
  2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  3. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию
  4. Дети и подростки
  5. Молодежь и студенты

ЕЛЕНА КАЛУГА
Проект исследовательской работы «Круговорот воды в природе»

Введение

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека . Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы .

Экспериментально-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка раннего возраста и основ культурного познания окружающего мира. Оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи . Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская , поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать , открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Одним из первых природных материалов , с которым он встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода. Она дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, мы увидели интерес детей к воде и убедилась в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды , её состояниях и роли в жизни человека, животных, растений.

При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо, учитывая возраст детей, обеспечивать одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе . Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют , проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, хотя и под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.

Данный проект основывается на проведении многочисленных занимательных экспериментов и опытов, организации интересных наблюдений, чтении художественной литературы, рассматривании книг. Вопрос, побуждающий к познавательно-исследовательской и экспериментальной работе , подается в форме проблемной ситуации. Главная задача, которая таким образом «возникает» перед исследователями – понять , прояснить, почему взрослые настаивают на том, что воду следует беречь, расходовать экономно, не тратить зря – ведь ее так много, и в кране она льется, столько хочешь, и особенно на море ее видимо-невидимо. Детям кажется, что количество воды не ограничено . То есть основой проекта является вопрос-проблема :

"Почему взрослые говорят, что нужно беречь (экономить) воду, если ее так много повсюду - в кране она бежит и не кончается, а в море ее столько, что даже берегов не видно?"

Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений через поисково-познавательную деятельность. Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы .

Проект исследовательской работы

«Круговорот воды в природе »

Подготовила : Калуга Елена Анатольевна

Цель проекта :

Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле : систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия : активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Задачи :

Выяснить, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся?

Узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё? Почему вода имеет разные состояния?

Исследовать свойства воды опытным путём .

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельность детей .

Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Найти сведения о воде в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

Проведение экспериментов и опытов с водой

С чего начались наши исследования ? Сначала мы изучили свойства и качества воды . Выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет соль, сахар, краски, подсолнечное масло и т. д.

Самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Как движется вода» . Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской , познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы .

Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений) :

1. Вопрос : Где мы можем наблюдать воду?

"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "

2. Вопрос : А где и для чего используется вода?

- «Для приготовления супов, и т. п.»

- «Для мытья посуды, полов»

- "Для того чтобы путешествовать по морю. "

А также : «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и т. д.»

Вывод : «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»

3. Вопрос : Всю ли воду можно использовать для этого? «Какая вода бывает в природе

Вывод : «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая) »

1. Опыт «Твердые и жидкие человечки»

Цель : Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формирования действия превращения.

Проблема : почему снег и лед превращаются в воду?

2. Опыт : Конденсация

Цель : Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Проблема : Как превратить пар в воду.

Описание :

Воспитатель : Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу, но сначала вспомним загадку :

Если сильный, сильный жар,

Из водички будет …. (пар) .

(нагреваем) .

Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит, не то что зимой - холодно и мороз. Шла Настенька по лесу собирала грибы, и захотелось ей попить водички, а воды -то в лесу нигде не видать. Вот зимой везде снег лежит, и если захочешь попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?

Дети. Да! Снег растает и будет вода.

Воспитатель : Но это зимой везде снега много, а летом снега нет. И вот шла Настенька искала ручеек, из которого можно попить. Но ручейка нигде не было видно. И вот вдруг увидела она – стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. «Здравствуйте, бабушка» , - сказала Настенька. «Здравствуй, здравствуй, Настенька, - ответила Баба-яга. – Что тебя привело в мою избушку?» Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку – проверить умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял большой, большой котел с кипящей водой.

Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала : «Значит ты Настенька хочешь водички попить?» Ну хорошо я покажу тебе, где в лесу течет ручеек, и ты сможешь из него попить, только сначала посмотри сюда!

И показала Баба-яга большой котел с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый, горячий пар – вода превращалась в пар. Вот посмотрите, ребята, как выходит пар из горячей воды . И вот Баба-яга говорит : «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а

загадка такая – попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?

Дети : Нужно охладить воду.

«Значит пар нужно охладить!» - решила Настенька. Что же у нее есть холодное… Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце – оно холодное.

Пар –горячий, зеркало – холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, который дала ей Баба-яга, и вот что получилось :

Дети наблюдают превращение пара в капельки воды .

Вода превращается в пар, если мы ее (нагреваем) .

Воспитатель. «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды ! Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и разгадала загадку Бабы-яги.»

Вывод : что бы из пара получилась вода, его надо охладить.

Опыт 3. Тонут ли камни в воде?

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги , цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод : камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Опыт 4. «Играем с красками»

Цель : познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании) ; развивать наблюдательность, сообразительность.

Вывод : капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Опыт 5. «Мыло- фокусник»

Цель : познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом .

Опыт 6. «Разноцветные льдинки»

Цель : познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.

Следующим нашим шагом был выбор литературы по экспериментальной деятельности, создание совместно с детьми карточек по экспериментированию.

Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети наглядно увидели, для чего нужна вода, какая техника участвует в процессе очистки питьевой воды , познакомились с водоемами родного края. Ребята использовали знания о воде в

творческой игре «Цветок, распустившийся на воде» , фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о воде и ее путешествиях. Была разработана сказка «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора!» .

Дети принимали активное участие удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности .

Рассказ "Как люди речку обидели"

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде : и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать : загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным отношением к природе , способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.

Заключительный этап

В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу , не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет беречь воду для себя и окружающих нас.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому в проекте «Круговорот воды в природе » мы попробовали научить детей видеть, чувствовать, искать и находить новое в уже известном.

Художественная литература и наблюдения, опыты и эксперименты послужили средством в экологическом воспитании детей и способствовали формированию первых понятий о единстве человека и природы , помогли развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дали возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке.

Подводя итоги работы , хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, птицами, работая с водой в группе , со снегом на улице, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания : дождь бывает разный, при повышении температуры тает снег, вода приобретает разную форму.

Так постепенно в процессе работы , мы постарались воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе , желание заботиться о ней.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе , интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам :

Вода полезная жидкость, которая имеет огромное значение для здоровья человека.

Вода - источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.

Список литературы

1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом» . Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог» . Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.

3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» . Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Детство-Пресс, 2013.

6. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работником дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Алябьева Е. В. «Природа . Сказки и игры для детей» , Сфера, 2012

8. Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников» , Учитель, 2011

9. Иванова А. И., «Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду» , Человек, 2010

10. Пашкевич Т. Д. «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми : рекомендации, диагностические материалы, задачи и упражнения», Учитель. 2012

11. Интернет ресурсы.