Леонардо да винчи инженер и изобретатель. Технические изобретения Леонардо да Винчи (15 фото). Танк Леонардо да Винчи

Леонардо да винчи инженер и изобретатель. Технические изобретения Леонардо да Винчи (15 фото). Танк Леонардо да Винчи
Леонардо да винчи инженер и изобретатель. Технические изобретения Леонардо да Винчи (15 фото). Танк Леонардо да Винчи
Коллекция чертежей Леонардо да Винчи.

Бронированная военная машина

Идея Леонардо создать машину, которая будет сеять панику и разрушения в рядах противника была воплощена на его рисунке. Она имела форму черепахи и была защищена металлическими пластинами. Машина управлялась восемью людьми, которые вращали коленчатый вал, приводя в движение колёса. В верхней части имелась боевая башня с бойницами и смотровыми отверстиями. Пометки на чертеже указывают на то, что сначала великий конструктор хотел перемещать машину с помощью лошадей, но после отказался от этой идеи, так как животные могли испугаться и перестать исполнять свою функцию в бою.

^ 33-ствольный пулемёт

Эта модель орудия состоит из 33 маленьких ружей, уложенных в ряды по 11 и установленных на общую поворотную платформу. Залпы осуществлялись порядно, с промежутками в несколько секунд. Ружья закреплены на шарнирах для того, чтобы обеспечить им отход при отдаче.

^ Гигантский арбалет

Как инженер оружия для наступательных и оборонительных целей, Леонардо не мог оставить без внимания традиционные типы оружия для того времени, такие как арбалеты и катапульты. Этот арбалет был спроектирован как важнейшее орудие войны и, по мнению Леонардо, был предназначен для стрельбы большими стрелами в упор по шеренгам противника и создания паники в них. Тетива этого огромного арбалета натягивалась механическим устройством и приходила в движение нажатием на курок. Обычно это оружие помещалось на платформу с колёсами.

^ Осадная башня

На картине-чертеже, созданной примерно в 1480, изображено приспособление для штурма стен. Её основными деталями являются каркас на колёсах и хорошо защищённого моста, перекинутого через ров и ведущего на крепостную стену, в город или замок.

^ Автоматическое зажигающее устройство

Этот рисунок свидетельствует о задумке Леонардо обеспечить воспламенение пороха в огнестрельном оружии. Это устройство сконструировано с помощью пружины, соединенной с колесом в верхней части конструкции. Колесо, вращаясь, ударялось о кремень (слева) и высекало искру. Справа же находится спусковой крючок.

Парашют

Самый первый в истории парашют был сделан из парусины, сшитой в форме пирамиды с основанием в 7 метров. При равной нагрузке на стропы "любой может прыгнуть с неопределенно большой высоты без малейшего риска для жизни".

Дрель

Идея о создании дрели с двумя рукоятками пришла к Леонардо ещё в Милане. Такая дрель может сверлить дерево и бурить землю. Работала она следующим образом: при вращении верхнего рычага сверло погружалось в землю, а при вращении нижнего сверло поднималось, не вращаясь, поднимая грунт на поверхность.

^ Воздушный винт

Это один из самых известных русунков Леонардо. Многие эксперты называют его прародителем вертолёта. Записи ниже свидетельствуют, что винт был 5 метров в диаметре, сделан из льняной ткани, кабина- из тростника. Скорее всего он управлялся четырьмя людьми, которые вращали вал, чтобы привести в движение "пропеллер". К сожалению, такому аппарату было не суждено оторваться от земли.

^ Механический барабан

Этот механический барабан на колёсах был приспособлен для крепления к повозке. Он мог отбивать различные повторяющиеся ритмы. Ось колёс повозки приводила в движение шестерёнки, которые, в свою очередь, управляли барабанными палочками.

^ Механизм для очистки водоёмов

Это сооружение было смонтировано на двух лодках, оборудованных водяным колесом с лебёдкой. Ковши поднимали со дна ил и сбрасывали его в специальные ящики, которые везла третья лодка между двумя первыми. Глубина забора ила регулировалась с помощью вертикального перемещения цилиндра, к которому крепились ковши.

Одно из самых известных изобретений Леонардо - деревянный "автомобиль" , приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы - без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление.

При "расшифровке" внешне не всегда четких изображений авторам реконструкции удалось обнаружить удивительные детали. Так, при оцифровке "автомобиля" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.

Хотя изображения механизмов Леонардо имеются в каждом учебнике по истории и физике, далеко не все помнят, что великий учёный придумал летательные и военные машины, гидравлические механизмы, машины для обслуживания сцены, музыкальные инструменты и так далее…

Для создания «самолётов » мастер начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем придумал машущее крыло - в сущности, стенд для изучения "отталкивания" от воздуха. Имелась в виду проверка мускульной способности человека поднять в воздух и управлять полетом пилотируемого махолета, общий вес которого должен был составлять 90 кг.

Есть в архиве Леонардо и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", который ввинчивается в воздух и поднимает устройство. Многие считают, что Леонардо изобрел прототип вертолета. Это не совсем так, геликоптеры используют винты с лопастями, расположенными не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости.

Однако изготовленная в Японии игрушка, представляющая собой копию "воздушного винта" из сверхлегкого пластика, прекрасно летает, действительно ввинчиваясь в воздух!

Далее Леонардо изображает уже полный чертеж летательной машины, приводимой в движение человеком через хитроумные передаточные механизмы. Он настолько уверен, что устройство полетит, что предполагает даже проводить испытания над озером, да еще и с прикрепленными поплавками, чтобы машина не утонула.

Мастер пытался изготовить свои машины, однако по разным причинам - в том числе из-за нерадивости и лени своего помощника Тедеско - "в материале" его летательные устройства не воплотились. И лишь в конце 70-х годов прошлого века удалось построить летающие мускололеты из углепластика и модифицированного нейлона. Поразительно похожие на Леонардову машину.

Помощник великого изобретателя Тедеско не только был нерадив, но и занимался промышленным шпионажем. В своих письмах Леонардо жалуется, что Тедеско явно пересказывает его идеи врагам Рима.

Естественно, больше всего этих врагов интересовали военные изобретения Леонардо. К ним относятся прежде всего жуткого вида колесницы с вращающимися косами для перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, а также устройство, которое принято называть "танком Леонардо".

Этот агрегат в виде круглого шатра из прочного материала был способен передвигаться по ровной местности за счет усилий находящихся в нем "танкистов". По периметру агрегата Леонардо расположил пушечки, стреляющие во всех направлениях. В оправдание Мастера отметим, что ни адская колесница, ни танк так и не были изготовлены.

Открытия и изобретения Леонардо на протяжении лет 400 оказались практически невостребованными. К сожалению, и дельтаплан , и парашют, и автомобиль, и даже тот самый автомобильный тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.

Оказывается, среди его проектов был и робот. Достаточно интересно видеть проект робота, который базируется на доступных и известных подходах того времени, а они были далеко не так разнообразны как сейчас.


А вот и некоторые чертежи, сделанные рукой великого мастера:


Интересную находку сделал исследователь, пишущий под именем Друнвало Мелхиседек. Он обратил внимание на сакральную геометрическую фигуру, именуемую «Цветок Жизни». Ученый встречал её на стенах древнеегипетских храмов, но также обнаружил её у человека, который никогда не был в Египте, но воссоздал фигуру в своих тетрадях. Некоторые рисунки, не слишком понятные исследователям нашего времени, попали в книгу «Неизвестный Леонардо» - там их и обнаружил Мелхиседек. Он пишет про эту книгу следующее:

«Неизвестный Леонардо» и была составлена из работ да Винчи, которые все считали не имевшими особого значения. Эти наброски не были включены в популярные дорогие издания, потому что считались всего лишь заготовками и черновыми набросками. Перелистывая книгу, я вдруг увидел то, что так долго искал (рис. 9-31). Леонардо нарисовал Цветок Жизни! Это был не просто отдель-ный набросок, Леонардо фактически рассчитывал углы, изучал и вникал в геометрию, относящуюся к Цветку Жизни.

Рисунок 9-32 на другой странице книги показывает, как Леонардо рисовал различные геометрические фигуры, найденные в Цветке Жизни.

Чертеж цветка в точке А - это один из ключей, которые разбросаны по всему миру - сердцевина Цветка Жизни. Вы найдете этот образ в храмах, монастырях и подобных им местах, вновь возвращающих нас к основополагающей информации о Творении, которую мы забыли.
Леонардо продолжал работать со всевозможными соотношениями и рассчитывал углы, которые находил. Насколько мне известно, великий мастер был первым человеком, разгадавшим все эти пропорции и воплотившим их в физические изобретения. Он придумал удивительные вещи, основанные на этих пропорциях (рис. 9-ЗЗа)


Рис. 9-ЗЗа. Пропорции зубчатых передач Леонардо, примененные в его изобретениях. (Из книги «Неизвестный Леонардо»)

Такие как вертолет, который он сначала увидел в своем воображении, зубчатые зацепления, какие мы сегодня используем в трансмиссии автомобиля. И все они вышли из его рисунков, исследующих Цветок Жизни! Издатель книги не понял, чем все это было. Он только сказал: «Вот что натолкнуло Леонардо на изобретение его зубчатой передачи». А Леонардо все продолжал и продолжал работать, выявляя как можно больше пропорций. Приведу еще одну страницу из его работы (рис. 9-336).


Рис. 9-33 б. Другие пропорции и соотношения. (Из книги «Неизвестный Леонардо»

Автопортрет молодого Леонардо да Винчи

Отчего зависит рождение гения неизвестно никому. Ученые веками бьются над загадкой гениальности, отыскивая причины и условия, в которых могли бы рождаться талантливые дети, но пока безрезультатно.

Человек, который известен всему миру, давно умер, однако имя его остается на слуху и в его гениальности сомневаться не приходится: величайший изобретатель, инженер и ученый, опередивший собственное время Леонардо да Винчи оставил своим потомкам загадки и идеи, над которыми будет ломать головы еще не одно поколение.

Уникальность да Винчи состоит еще и в его удивительной разносторонности – ему было интересно и подвластно все – от живописи до механики, он интересовался строением человеческого организма не меньше, чем искусственными конструкциями. Злопыхатели могут сколько угодно говорить о том, что рисунки и наброски Леонардо не закончены, что построить по ним задуманные машины и механизмы очень сложно. Однако факт остается фактом: ни один человек за всю историю существования человечества не дал столько изобретений, опережающих свое время, ни одно имя не обрело такой же мистический и загадочный ореол, как имя Леонардо да Винчи.

Живопись и медицина, история и биология, механика и стихи – все это сочеталось в одном человеке. Леонардо да Винчи писал обеими руками и в обоих направлениях, танцевал, фехтовал, был скульптором. Уникальный талант раскрывается в разных сферах!

Военно-технические идеи и изобретения да Винчи

Ему были очень близки военно-технические идеи. Первые танки родились в воображении ученого, и он настоятельно пропагандировал идею создания колесницы, прикрытой сверху листами брони. Полукруглая форма позволила бы противостоять натиску врага, а пушка, которой должен быть оборудован «танк», могла корректировать угол стрельбы с помощью укрепленного подъемного блока.

Изначально, колесницу в движение должны были приводить лошади. Однако, будучи животными пугливыми, они могли испортить все дело. Поэтому, усовершенствовав свою идею, Леонардо заменил лошадей людьми. Экипаж «машины боевой» состоял бы из восьми человек, тянувших эту махину. Что и говорить, боеспособность таких колесниц была бы очень низкая, танкам пришлось дожидаться своей очереди на воплощение еще несколько столетий.

Исследования подводного мира

Да Винчи очень любил воду, и не удивительно, что для исследования подводного мира ему понадобился аппарат, позволяющий дышать под водой. Пытливый ум справился и с этой задачей, и первый акваланг был изобретен именно знаменитым итальянцем. Для изготовления костюма «дайвера» была использована кожа, стеклянные линзы позволяли смотреть вокруг, а для чересчур сильного восторга от красот подводного мира был предусмотрен мешочек для оправления естественной нужды. Воздух подавался по специально для этих целей закрепленным тростниковым трубкам. В месте их сочленения с кожей, Леонардо предусмотрел пружины, не позволяющие коже спадаться под давлением воды. С Собой аквалангист брал мешочки с песком – балласт, резервуар с воздухом (на случай экстренного всплытия), нож и веревку, а так же рожок для подачи сигнала о всплытии наверх.

Изобретения Леонардо да Винчи в области воздухоплавания

Всю жизнь Леонардо мечтал о небе. Он считал страшной несправедливостью невозможность полета в облаках и всячески работал над ее устранением. Среди рисунков и набросков, дошедших до наших дней, есть модель устройства для полета, которую принято считать прототипом вертолета. Отсутствие современных материалов, используемых в самолетостроении, в военной промышленности, значительно усложняло работу ученого, но он искал варианты среди того, что было ему доступно.

Например, в случае с «вертолетом», винт аппарата должен был быть изготовлен из накрахмаленного льна. А приводить его в движение для запуска предполагалось вручную. Идея осталась не воплощенной. Леонардо утратил к ней интерес, переключившись на естественное крыло, созданное природой.

  • Долгими и безуспешными, но, безусловно, интересными с точки зрения современных исследователей, были попытки создать аппарат, летающий, как птица и обладающий возможностью поднять в воздух человека. Отбросив эту идею, Леонардо да Винчи увлекся планирующим полетом. Конструкция крепилась к спине человека, позволяя управлять ею и изменять направление полета. Та часть, которая непосредственно крепилась к телу, была самой широкой и неподвижной, а вот кончики можно было сгибать с помощью тонких тросиков, меняя, таким образом, вектор полета.
  • Как ни удивительно это звучит, но и парашют был изобретен тоже да Винчи. Он описывал его, как тканевый купол, с высотой примерно 7,2 м. Ученый утверждал, что с таким приспособлением можно прыгать с любой высоты, не опасаясь за свое здоровье. Техническое воплощение этой бесценной идеи свершилось лишь в начале двадцатого века – ранцевый спасательный парашют, который крепился на спине и открывался в воздухе, был создан русским изобретателем Глебом Котельниковым.

Леонардо да Винчи разрабатывал и самодвижущиеся машины

Но не только в небе и под водой искал вдохновение для своих открытий и идей великий итальянец. Дела земные его, к счастью, интересовали не меньше. Ведь именно Леонардо изобрел первый …автомобиль! Пружинный механизм приводил в движение повозку о трех колесах, а дополнительное четвертое колесо располагалось впереди на деревянном рычаге и служило для поворотов машины. Задние колеса приводились в движение с помощью системы шестеренок. В жизнь подобное чудо техники, для движения которого прикладывали силу два человека, было воплощено лишь спустя сто с лишним лет, а настоящие автомобили появились еще позже.

Напоследок, стоит упомянуть о большом количестве «повседневных» изобретений, которые с успехом используются по сей день (несколько доработанные и модернизированные, но ведь этот факт не умаляет заслуги Леонардо да Винчи). Им был изобретен прибор, позволяющий сверлить дерево и землю, колесцовый пистолетный замок, признанный еще при жизни изобретателя, телескоп с двумя линзами, велосипед, катапульту, прожектор – этот список можно продолжать очень долго.

После себя Леонардо оставил около тринадцати тысяч страниц рукописей, и не все из них на сегодняшний день полностью расшифрованы. А найденный в 2005 году тайный архив Леонардо позволяет надеяться, что есть еще тайны и загадки, которые оставил после себя пытливый, гениальный изобретатель.

Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт. Если перечислить лишь эти области приложения таланта, не называя имени того, к кому они относятся, любой скажет: Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим лишь одну из граней личности «великого Леонардо» и поговорим о его технических изобретениях.

Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого. Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов.

В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений. Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень. Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.

Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы» -книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники. Существует, например, «Лестерский кодекс» , в котором можно найти описания различных природных явлений, а также математические расчеты.

Примечательно, что записи да Винчи сделаны так называемым «зеркальным» шрифтом. Все буквы написаны справа налево и развернуты по вертикали. Прочитать их можно лишь с использованием зеркала. До сих пор не утихают споры о том, зачем ученому понадобилось вести записи именно таким образом. Поговаривают, что так он намеревался засекретить свои труды.

Вертолет и дельтоплан

Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Один из разработанных им аппаратов приводился в движение с помощью подвижных крыльев, которые поднимались и опускались за счет вращения летчиком педалей. Сам летчик располагался горизонтально (лежа).

Еще один вариант летающей машины предполагал задействовать для движения не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Практического успеха эксперименты с «птичьим» крылом не имели, и вскоре изобретатель перешел к идее планирующего полета. Так появился прототип дельтаплана.

Кстати, в 2002-м году британские испытатели доказали правильность концепции дельтаплана да Винчи. Используя аппарат, построенный по чертежам мастера, чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден смогла подняться на высоту десять метров и продержалась в воздухе семнадцать секунд.

Не меньший интерес вызывает разработанный да Винчи летательный аппарат с несущим винтом. В наше время многие считают эту машину прообразом современного вертолета. Хотя аппарат больше походит не на вертолет, а на автожир. Сделанный из тонкого льна винт должен был приводиться в движение четырьмя людьми. Вертолет стал одной из первых летающих машин, предложенных да Винчи. Возможно, именно поэтому он имел целый ряд серьезных недостатков, которые никогда бы не позволили ему взлететь. Например, силы четырех человек было явно недостаточно для создания необходимой для взлета тяги.

А вот парашют был одной из самых простых разработок гения. Но это совсем не умаляет значимости изобретения. Согласно идее Леонардо, парашют должен был иметь пирамидальную форму, а его конструкцию предполагалось обтянуть тканью. В наше время испытатели доказали, что концепцию парашюта да Винчи можно считать верной. В 2008-м году швейцарец Оливье Тепп успешно выполнил приземление, используя шатер пирамидальной формы. Правда, для этого парашют пришлось сделать из современных материалов.

Леонардо да Винчи был незаконнорожденным (внебрачным) сыном тосканского нотариуса Пьеро да Винчи. Его матерью была простая крестьянка. Впоследствии отец Леонардо женился на девушке из знатного рода. Поскольку этот брак оказался бездетным, своего сына он вскоре забрал к себе.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Ему приписывают такие слова: «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. Человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы - ходячие кладбища! Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».

Автомобиль

Когда знакомишься с трудами да Винчи, начинаешь понимать, почему небольшая Италия стала родиной легендарных автомобильных брендов. Еще в XV веке итальянский изобретатель смог сделать наброски «самодвижущейся повозки», ставшей прообразом современных авто. Разработанная Леонардо тележка не имела водителя и приводилась в движение с помощью пружинного механизма.

Хотя последнее - всего-навсего предположение современных ученых. Доподлинно неизвестно, как именно мастер предполагал двигать вперед свое изобретение. Не знаем мы и о том, как должен был выглядеть первый автомобиль. Основное внимание Леонардо уделял не внешнему виду конструкции, а техническим характеристикам. Тележка была трехколесной, по типу детского велосипеда. Задние колеса вращались независимо друг от друга.

В 2004-м году итальянским исследователям удалось не только построить разработанный да Винчи автомобиль, но и заставить его двигаться! Ученый Карло Педретти сумел разгадать главную тайну повозки Леонардо да Винчи, а именно - принцип движения. Исследователь предположил, что автомобиль должен был приводиться в движение не рессорами, а специальными пружинами, которые располагались в нижней части конструкции.


Танк

Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») - именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. В своих записях да Винчи упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. Парадоксальным образом это не мешало ему разрабатывать новую боевую технику.

Не стоит забывать, что Леонардо жил отнюдь не в мирное время. Итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме, написанном миланскому герцогу Сфорца.

Одной из самых захватывающих идей ученого был... танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назватьдалеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми.

Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед. Как несложно догадаться, в то время концепция танка имела небольшие шансы на реализацию.

По-настоящему эффективным оружием танк станет лишь тогда, когда удастся создать подходящий двигатель внутреннего сгорания. Главная же заслуга да Винчи состояла в том, что ему удалось приоткрыть занавес истории и заглянуть на много столетий вперед.

Леонардо да Винчи был по-настоящему разносторонним человеком. Изобретатель прекрасно играл на лире и в записях миланского суда фигурировал именно в качестве музыканта. Да Винчи также интересовался кулинарией. На протяжении тринадцати лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Специально для кулинаров он разработал несколько полезных приспособлений.

Колесница- коса

1485-м годом датируется еще одно весьма оригинальное и одновременно жуткое изобретение гения Ренессанса. Оно получило незамысловатое название «колесница-коса». Эта колесница представляла собой повозку лошадей, оборудованную вращающимися косами. Конструкция отнюдь не претендует на звание изобретения века. Воплотиться в жизнь этому изобретению тоже было не суждено. С другой стороны, боевая колесница демонстрирует широту мысли да Винчи как военного специалиста.


Пулемет

Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. У да Винчи было несколько проектов орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области - так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов.

Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. Еще один вариант многоствольного орудия предполагал расположение большого количества мушкетов по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами.

Пушечные ядра и "мобильные " мосты

Едва ли не самым прозорливым изобретением да Винчи были килевидные пушечные ядра. Такие ядра по форме напоминали артиллерийские снаряды XX века. Эта разработка на много веков опередила свое время. Она демонстрирует глубокое понимание ученым законов аэродинамики.

Большую ценность для своего времени представляло изобретение, получившее название «вращающийся мост». Этот мост стал прообразом современных мобильных механизированных мостов, предназначенных для быстрой переправы войск с одного берега на другой. Мост да Винчи был цельным и крепился к одному берегу. После установки моста предполагалось повернуть его к противоположному берегу, используя канаты.

«Витрувианский человек» - один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи. Рисунок примечателен детальным воссозданием пропорций человеческого тела. Он одновременно вызывает научный и культурный интерес. Примечательно, что задолго до изображения «Витрувианского человека» да Винчи похожий рисунок был сделан итальянским ученым Мариано Такколой. Правда, изображение Такколы представляло собой лишь непроработанный эскиз.

Династия Сфорца была правящей миланской династией в эпоху Ренессанса. Первым миланским герцогом стал Франческо Сфорца, который правил до 1466 года. В 1480 году герцогом Миланским становится талантливый культурный деятель Лодовико Сфорца. В период его правления ко двору были приглашены самые способные художники и ученые своего времени. Одним из них был Леонардо да Винчи.

«Мона Лиза» («Джоконда») является, пожалуй, самым загадочным образцом живописи в мире. До сих пор картина порождает множество вопросов. Так, доподлинно неизвестно, кого именно да Винчи изобразил на своем полотне. Считается, что на картине изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. Одна из самых невероятных теорий гласит, что картина является автопортретом самого да Винчи.

Водолазный костюм

Да-да, его изобретение тоже приписывают да Винчи. Водолазный костюм был сделан из кожи и оборудован стеклянными линзами. Дышать водолаз мог с помощью тростниковых трубок. Ученый предложил концепцию водолазного костюма с целью отражения угрозы, исходящей от турецкого флота. Согласно задумке, водолазы должны были погрузиться на дно и дожидаться прибытия кораблей противника.

Когда вражеские суда показались бы над водой, водолазы должны были совершить диверсию и пустить корабли на дно. Доказать правильность этой концепции было не суждено. Венеция смогла противостоять турецкому флоту без помощи диверсантов. Кстати, первый в мире отряд боевых пловцов появился именно в Италии, но произошло это лишь в 1941-м году. Саму же конструкцию скафандра, представленную да Винчи, можно считать инновационной.


Подводная лодка, мина, детали пистолета

До нашего времени дошли записи Леонардо да Винчи, на которых можно отчетливо разобрать прообраз подводной лодки. Но сведений о ней крайне мало. Скорее всего, на поверхности корабль мог двигаться, используя паруса. Под водой же судно должно было передвигаться с помощью весельной силы.

Для поражения кораблей неприятеля да Винчи спроектировал специальную подводную мину. Согласно замыслу изобретателя, к борту вражеского судна такую мину могли доставить водолазы-диверсанты или подводная лодка. Впервые эта идея была реализована лишь во второй половине XIX века, во время Гражданской войны в США.

Несмотря на обилие изобретений, лишь одно из них принесло да Винчи известность при жизни. Речь идет о колесцовом замке для пистолета. В XVI веке эта разработка породила настоящий технологический бум. Конструкция оказалась настолько удачной, что использовалась вплоть до XIX века.

Все вышеперечисленное - далеко не полный список изобретений да Винчи. Кроме этих разработок среди идей мастера были: подшипник, механическая лестница, скорострельный арбалет, паровое оружие, корабль с двойным дном и многое другое.


Идеальный город

Если бы история пошла другим путем, небольшой итальянский городок Вид-жевано близ Милана мог бы стать настоящим чудом света. Именно там Леонардо да Винчи предполагал воплотить в жизнь свою самую амбициозную идею - идеальный город. Проект да Винчи напоминает высокотехнологичный город будущего из литературных произведений фантастов. Или же утопию, порожденную бурной писательской фантазией.

Главной особенностью такого города было то, что он состоял из нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Город должен был стать не только величайшим архитектурным достижением того времени, но и воплотить в себе множество технических инноваций.

Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Во главу угла ставились практичность и гигиена. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей.

Одним из ключевых аспектов концепции стало широкое применение водных каналов. С помощью сложной гидравлической системы вода должна была поступать в каждое городское здание. Да Винчи полагал, что таким образом можно будет ликвидировать антисанитарию и свести распространение болезней к минимуму.

Ознакомившись с концепцией ученого, миланский герцог Лодовико Сфорца счел идею излишне авантюрной. Под конец своей жизни Леонардо представил этот же проект французскому королю Франциску I. Ученый предложил сделать город столицей монарха, но проект так и остался на бумаге.

Одним из интересов да Винчи была анатомия. Известно, что мастер расчленил множество трупов, пытаясь понять загадки анатомии человека. Больше всего ученого интересовало строение мышц. Леонардо да Винчи хотел понять принцип движения человека. После себя он оставил множество анатомических записей.

Гений или плагиатор?

Как известно, история развивается по спирали. Многие изобретения появились на свет задолго до того, как их разработка была присвоена другими изобретателями. Вероятно, Леонардо да Винчи тоже не является исключением. Не стоит забывать, что да Винчи имел доступ к научному наследию античной цивилизации. Кроме того, да Винчи жил в окружении лучших умов своего времени. Он имел возможность общаться с выдающимися деятелями науки и культуры. Многие идеи ученый мог перенять у своих коллег.

Художник и инженер Мариано Таккола - забытый гений эпохи Возрождения. Он умер в 1453-м году (да Винчи родился в 1452-м году). В отличие от да Винчи Мариано Таккола не получил признания во время своей жизни и не обрел мировую славу после нее. Между тем многие разработки Такколы нашли свое продолжение в работах да Винчи. Известно, что Леонардо был знаком с работами Франче-ско ди Джорджо, которые, в свою очередь, базировались на идеях Такколы. Например, в рукописях ди Джорджо да Винчи имел возможность ознакомиться с концепцией водолазного костюма Такколы.

Было бы ошибкой считать да Винчи изобретателем и летательных аппаратов. В XI веке на территории Англии жил монах Эйлмер Малмсберийский. Обладая широкими познаниями в области математики, он построил примитивный дельтаплан и даже совершил на нем кратковременный полет. Известно, что Эйлмеру удалось пролететь более двухсот метров.

Велика вероятность, что концепцию вертолета Леонардо также позаимствовал. Но уже у китайцев. В XV веке торговцы из Китая завезли на территорию Европы игрушки, напоминавшие мини-вертолеты. Схожей точки зрения придерживается британский историк Гевин Мензис, который считает, что свои самые известные изобретения да Винчи перенял именно у жителей Поднебесной. Мензис утверждает, что в 1430-м году китайская делегация посетила Венецию, передав венецианцам многие разработки китайских ученых.

Как бы то ни было, Леонардо да Винчи всегда остается для нас одним из величайших изобретателей всех времен и народов. Многие идеи воплотились в жизнь именно благодаря Леонардо. Ученый улучшил различные изобретения и, что еще более важно, смог придать им наглядность. Не стоит забывать, что Леонардо да Винчи был талантливым художником.

Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. И даже если идеи, приписываемые да Винчи, ему не принадлежат, нельзя отрицать, что ученый смог систематизировать огромный пласт знаний, донеся эти знания до потомков.

Леонардо да Винчи поражает разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет и планирование птиц, строение их крыльев, и создал летательные аппараты с машущими крыльями, парашют, модель спирального пропеллера и другие уникальные для своего времени устройства. В рукописях Леонардо есть десятки изображений разнообразных летательных конструкций, имеющих целый ряд интересных инженерных решений.


Конструкция крыла

Создание «самолётов» Леонардо начал с изучения поведения в воздухе стрекозы, а затем придумал машущее крыло, как средство изучения отталкивания от воздуха. Необходимо было рассчитать силу человека, необходимую для поднятия в воздух махолета, общий вес которого должен был составлять около 90 кг.



После внимательного изучения полета птиц, Леонардо да Винчи спроектировал свою первую модель летательного аппарата, у которой были машущие крылья, как у летучей мыши. С ее помощью, отталкиваясь от воздуха с помощью крыльев и используя силу мышц рук и ног, человек должен был полететь.



Крылья должны были не только поднять человека в воздух, но и благодаря таким приспособлениям, как элероны и шарниры, удержать его в воздухе. Тогда Леонардо был убежден, что сможет осуществить полет человека с помощью машущих крыльев. Недостаточно сильные мышцы он собирался заменить энергией такого механизма, как взведеный лук, которой, как он считал, будет вполне достаточно для полета человека. Однако, и при использовании этого заводного механизма вставали проблемы быстрого раскручивания пружины.

Прошли годы, и когда Ленардо после некоторого перерыва снова взялся за изучение полета, он думал уже о парящем полете с помощью ветра, зная, что в этом случае требуется меньше усилий для удержания и продвижения летательного аппарата в воздухе.


Орнитоптер с лежащим пилотом



На таком аппарате человек должен находиться во время полета в лежачем положении и движениями рук и ног управлять механизмами машуших крыльев. Ноги вдеты в стремена так, что одна нога поднимает крыло, другая опускает, а затем наоборот. Крылья сгибаются и вращаются при помощи веревок и рычагов.



Орнитоптер



У этого летательного аппарата корпус по форме напоминает лодку. Огромные крылья, похожие на крылья летучей мыши, приводятся в движение с помощью механизмов.Как и на лодках, для управления предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась скорее всего для контроля высоты.



Вертикальный летательный аппарат


Вертикально летающий аппарат считается предшественником вертолета.



В этом аппарате изобретателем были предусмотрены две пары крыльев, машущих по очереди. Во время полета ч еловек должен был стоять внутри огромной чаши диаметром 12 м. Крылья аппарата должны были иметь ширину 24 м, а размах их составлять около 5 м. Для управления механизмами аппарата должны были быть задействованы руки, ноги и даже голова пилота. Взмахи крыльев должны были происходить крестообразно, вверх и вниз, подобно крыльям птицы. Если бы это было построено, машина была бы настолько тяжела, что был бы невозможен полет. Леонардо признал эту проблему и попытался уменьшить вес используя более легкие материалы


Летательный аппарат с вертикальным взлетом



На этом аппарате Леонардо хотел установить систему втяжных лестниц, аналог современного убирающегося шасси. При приземлении вогнутые клинья, прикрепленные к основанию лестниц служили бы аммортизаторами.


Воздушный винт



На эскизах Леонардо изображает и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", способный подняться в воздух. Аппарат с таким винтом должен летать ввинчиваясь в воздух! Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и накрахмаленное полотняное покрытие. Винт должен был приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью.

Реконструкция:




Модель выполнена на основе квадратной деревянной рамы, из углов которой выходят также деревянные направляющие, скрепленные выше над центром рамы. Закрепленный на раме материал образует вытяжной колпак. К углам рамы крепятся веревки, на которых внизу весит человек. Однако, практически спуск на таком парашюте не может быть безопасным, т.к. материал будет просто разорван напором воздуха. Как считал Леонардо да Винчи, "если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты". Испытать этот аппарат ему самому не удалось.

Реконструкция:


Однако летательные устройства великого изобретателя Леонардо да Винчи так никогда и не взлетели. Всё осталось лишь на бумаге.


Через 500 лет забвения


В небо наконец-то поднялся изобретенный Леонардо да Винчи летательный аппарат. Недавно над английским графством Суррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, сконструированный точно по чертежам ученого. Летательный аппарат был сделан исключительно из материалов, доступных при жизни Леонардо. Средневековый дельтаплан напоминал сверху скелет птицы. Он был сделан из итальянского тополя, тростника, льна, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков. На испытательных полетах с холмов удалось поднять "дельта план" на максимальную высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 сек. На нем нельзя выполнять фигуры высшего пилотажа, но он отрывается от земли и прекрасно летает.

Он является одним из самых загадочных, успешных людей, повлиявших на развитие научного понимания, восприятия окружающего мира. Великие художественные полотна, изобретения Леонардо да Винчи с названиями, фото чертежей, рисунков механизмов, устройств, обогнавших свою эпоху на столетия, до сих пор как непревзойденным вкусом, мастерством, так и высочайшим интеллектом, даром предвидения этого человека.

В то же время существует некоторая растерянность, недоумение многих исследователей, вызванные непониманием возможности таких гениальных открытий на научной, материально-технической базе для исследований, существовавшей в те далекие века. В популярной, фантастической литературе Леонардо да Винчи предстает даже как человек, попавший на Землю из будущего человечества или параллельного мира. Чтобы составить свое мнение, необходимо самостоятельно ознакомиться с открытиями, сделанными средневековым гением.

Что изобрел Леонардо да Винчи

Бездна времени разделяет читателя и Леонардо да Винчи. Далекий 1452 год - время появления на свет будущего гениального исследователя, родившегося в селе недалеко от Флоренции. Его отец был нотариусом, но великий художник, наиболее известный всему миру по картине «Мона Лиза», называемой еще «Джоконда», не связал свою судьбу с юриспруденцией.

Но живопись, скульптура, музыка были далеко не всеми гранями его таланта. Он так же знаменит как инженер, архитектор, механик. Что изобрел Леонардо да Винчи:

  • Колесцовый замок для огнестрельного оружия, взводимый с помощью ключа, где искра для воспламенения порохового заряда высекалась стальным колесиком, имеющим насечку. Замена им несовершенного, неудобного в применении фитильного запала стала революционным прорывом в конструировании пистолетов, ружей. Дорогое, но надежное изобретение, даже по сравнению с более поздними кремниевыми замками, использовалось вплоть до XIX века.
  • Зрительная труба – телескоп с двумя линзами. К сожалению, как и большинство изобретений, открытий Леонардо да Винчи, намного опередивших свою эпоху, не нашла применение ни в военном деле, ни в астрономии. Лишь в следующем, XVII веке оптические мастера из Голландии воплотили идею в жизнь, создав готовое изделие, нужное флоту, армии, астрономам.
  • Емкостное скорострельное оружие, предвосхитившее как многозарядный арбалет, так и пулемет.
  • Прожектор с оптической линзой, усиливающей световой поток.
  • Рисунок с каноническими пропорциями человеческого тела, обоснованный математическими расчетами. Известен как Витрувианский человек, его можно увидеть в музее Венеции.
  • Самодвижущаяся тележка с ручным управлением – прообраз автомобиля, воплощенный в модели средневекового механика.
  • Военная машина – предтеча современного танка. По понятным причинам, не могла быть построена во времена Леонардо да Винчи.

Поражает скрупулезная проработка, прорисовка деталей, узлов механизмов, устройств, изобретенных Леонардо да Винчи. Хотя стоит ли удивляться точности, верной руке великого художника, скульптора, чьи работы украшают многие храмы, лучшие музеи мира.

Леонардо да Винчи – изобретения, картинки

Гениальный инженер-конструктор, механик, воплотивший в своих разработках – эскизах, моделях машин, устройств, отдельных механизмов открытия, которые человечеству пришлось заново изобретать в течение четырех столетий, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году.

За жизнь он сделал так много, что это кажется непосильным одному человеку:

  • Нарисовал художественные полотна, знаменитые фрески, названия которых говорят сами за себя даже человеку, неискушенному в искусстве живописи, – «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Поклонение волхвов». Жители России имеют возможность посмотреть две из отлично сохранившихся работ великого мастера – «Мадонну с младенцем» и «Мадонну с цветком» в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
  • Можно увидеть часто встречающиеся изобретения Леонардо да Винчи с названиями, фото схематичных рисунков, эскизов, а также детальных чертежей летательных аппаратов, которые были страстью великого инженера, мечтавшего о полетах человека с помощью искусственно созданного устройства. В них четко видны проработки конструкции аэроплана для горизонтального движения в воздушной среде, вертолета – для вертикального взлета, посадки.
  • Парашют, дельтаплан. Выполненные по его наброскам, эскизам изделия, не воплощенные в свое время из-за несовершенства средневековых технологий обработки, качества используемых материалов, показали свою реальную работоспособность.

Последние годы жизни Леонардо да Винчи получил признание вне Италии, став первым придворным художником, архитектором, инженером французского короля Франциска I. В этот период он почти не рисовал, но выполнил, технически проработал много сложных строительных, технических проектов, касавшихся возведения новых, реконструкции существующих замков Франции, а также выполнения канала между реками Луара и Сона.

Для лучшего понимания и осознания Леонардо да Винчи с названиями послужит фото статуи ученого с моделью вертолета в руках, установленной в аэропорту Рима, которая зримо приближает его к потомкам. Страстное стремление, желание, чтобы человек полетел, пусть нескоро, осуществилось, в том числе, благодаря ему.