Лепка из пластилина рыбки в аквариуме. Как сделать рыбку из пластилина своими руками. Шаги создания рыбки из пластилина

Лепка из пластилина рыбки в аквариуме. Как сделать рыбку из пластилина своими руками. Шаги создания рыбки из пластилина
Лепка из пластилина рыбки в аквариуме. Как сделать рыбку из пластилина своими руками. Шаги создания рыбки из пластилина

Развитие речи дошкольника через речевые игры и упражнения

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.

Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Материал красочный, удобен в работе, крупный шрифт.

    Можно заламинировать, разрезать, и сделать карточки.

2. Можно сделать книжечку: свернуть лист, вставить в мультифору А5.

учитель-логопед

А.И. Семенова

Картотека

речевых игр

для старшего дошкольного возраста


Дидактическая игра

« КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей , камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?... Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

К
ого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?

Дидактическая игра

«Кто что делает?»

(закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы

Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье

Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук

Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб

Лена читает…письмо

Петя несет… сумку

Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку

Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку

Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину

Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно

Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину

Папа покупает…молоко

Дидактическая игра

«Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Дидактическая игра «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила , мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал – летала

С
кучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

Дидактическая игра

«Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца

ваза – две…вазы

стул – два..стула

вишня – две…вишни

стол - два…стола

слива – две…сливы

кот - два …кота

кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана

роза – две…розы

помидор – два…помидора

чашка – две…чашки

о
кно – два…окна

машина – две…машины

дерево – два…дерева

кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма

майка – две…майки

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос - кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?


Дидактическая игра

«Отвечай на вопрос - чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?... Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?...Коля ловит рыбу удочкой.


Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?


Дидактическая игра «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем молоко - …ведро с молоком

Вода - …ведро с водой

Белье - …ведро с бельем

1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней - суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней - капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.




Дидактическая игра «Закончи предложение»

(с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…

по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит


Дидактическая игра

«Четвертый лишний»

(с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб


Дидактическая игра

«Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

Яблоня….семечком Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком Бабочка…..гусеницей Птица….птенцом

Хлеб….мукой Козел….козленком

Шкаф….доской Овца….ягненком

Велосипед… железом Свинья…поросенком

Рубашка….тканью Лошадь…жеребенком

Шуба…мехом

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 72»

Материал разработала:

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Копылова Наталья Сергеевна

г.Березники, 2015

Пояснительная записка к дидактическому материалу

«Картотека деформированных текстов»

Дидактический материал «Картотека деформированных текстов» составлен на основе методических разработок С.В., В.В.Коноваленко, И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой.

Цель пособия: формирование лексико-грамматических компонентов речи, профилактика нарушений письменной речи у дошкольников. Материал составлен с учетом комплексно-тематического планирования в старшей и подготовительной логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Методика работы с деформированным текстами в дошкольном возрасте:

    Понятие деформированный текст в работе с дошкольниками не дается. Используются приемы: «Исправь ошибки», «Предложение сломалось». В самом начале коррекционно-развивающей работы обязательно используется наглядность (предметные и сюжетные картинки). При освоении детьми навыка работы над деформированными предложениями, текстами работа может проводиться на слух.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991.

    Коноваленко С.В., В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. – М.: Гном, 2001.

    Коноваленко С.В., В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. – М.: Гном, 2001.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у малдших школьников. – М.: Владос, 1997.

Тема: Овощи. Числительные «Один», «Одна».

Игра «Исправь ошибки гнома»

На грядке растет один луковица, одна баклажан

один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня.

На блюде лежит одна апельсин и одна лимон.

В магазине продается одна арбуз и один тыква.

Тема: Именительный падеж

множественного числа существительных.

Игра «Доскажи предложение».

На заборе сидит и кукарекает …

В деревне по утрам голосисто поют ….

У Тани на голове белая ….

В магазине продают детские летние ….

На листке сидят … .

Во всех углах плетут паутину ….

В вазе на столе стоит ….

На лугу расцвели алые … .

На лугу пасутся … .

В нашем доме большие светлые … .

На центральной улице многоэтажные … .

Тема: Винительный падеж

Игра «Путаница»

Чашка моет Катю.

Зайка лепит Витю.

Чашка роняет Петю.

Заяц ловит лису.

Рыба ловит рыбака.

Рыба ловит старика.

Пряжа прядет старуху.

Рыбка позвала старика.

Старик бранил старуху.

Бабочка рисует девочку.

Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений

с существительными в винительном падеже

единственного числа.

Старик ловил неводом … . Старуха пряла свою … . Раз старик закинул в море свою … . Стал он кликать …

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Составь предложения»

Лена, не бояться, гроза. Рабочие, выполнять, работа. Алеша никогда не видеть слона. В лесу расти гриб. Мы набрать много спелая малина. Наташа взять кусочек сахара. У стол одна ножка. Миша выпить стакан кисель.

Игра «Закончи предложения»

Поздней осенью на деревьях нет … листья. В зале нет … стулья. В поле нет … люди. В книжке нет … картинки. Не слышны голоса … птицы. На болоте много … комары. В нашем лесу нет … змеи. В дальней лесу много … ужи. У птиц нет.. зубы. В пустыне нет … лес. В нашей реке нет … кувшинка.

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов-антонимов по образцу.

Налить воду в стакан – вылить воду из стакана.

Войти в комнату –

Открыть дверь –

Принести игрушку –

Подойти к столу –

Приехать в гости –

Прилететь в порт –

Подъехать к воротам -.

Игра «Потерялись слова».

    Ваня (переходит) улицу. Ваня (подходит) к дому. Ваня (входит) в дом. Ваня (выходит) из дома. Ваня (обходит) дом.

    Таня (прыгает) на площадке. Таня (перепрыгивает) через ручей. Таня (спрыгивает) со скамейки.

    Птичка (вылетает) из клетки. Птичка (подлетает) к клетке. Птичка (влетает) в клетку.

    Ваня (наливает) воду в стакан. Ваня (выливает) воду из стакана. Ваня (переливает) воду из стакана в стакан. Ваня поливает клумбу.

    Машина (подъезжает) к гаражу. Машина (выезжает) из гаража. Машина (объезжает) вокруг гаража. Машина (переезжает) реку. Машина (едет) по дороге между домами.

Тема: Предлог «На».

Игра «Составь предложение».

Сели, озеро, утки. Огурцы, зреют, на, грядка. Лужи, на, дороге, большие. На, висят, ветках, яблоки. Посадили, на картошку, огороде. Созрела, на, клюква, болоте. Рыба, на приманку, клюет. На, висит, картина, стене. Березе, красивые, на, сережки. Охотились, на, уток, диких, охотники. Не рисуй, обложке, на .

Игра «Вставь предлог»

Дети катались … лодке. … берегу росла сосна. Аисты построили гнездо … крыше. … вышке стоял часовой. … болоте созрела клюква. Портрет висел … стене. Куры сели … насест. …. севере ездят … оленях. Саша играет … балалайке .

Тема: Предлог «В».

Игра «Составь предложение».

Спала, в, белка, дупле. В, шумели, березы, роще. Машины поле, в загудели. Ежика кустах в мальчики нашли. Люди жили в первобытные пещерах. Чистом классе работать в приятно. Журчал в чистый овраге ручеек.

Игра «Вставь предлог»

Волк живет … логове. … лесной чаще расцвели ландыши. … пищали птенцы. Машин пап работает … пекарне. Форель водится … горных реках. Орлы живут … горах. Щенок тащил палку … зубах. … синем небе звезды блещут, … синем море волны плещут. Высоко … горах лежит снег. … тишине трещали кузнечики.

Тема: Предлоги «С (СО)».

Игра «Вставь предлог»

У меня сестренок семь.

У меня сестренок семь.

Помогать я буду всем.

Олей сеять,

пашей жать.

Дашей куклу наряжать.

Леной стряпать.

Нюрой шить,

Шурой сено ворошить.

Песни петь … Марусенькой.

Самою малюсенькой.

***

Посуду убрали … стола.

Сотри пыль … книг.

Лена … Светой – подруги.

Ложка упала … стола.

Маша любит клубнику … сливками.

Мама любит клубнику … молоком.

Лена пойдет … мной гулять.

Ребята пошили купаться и взяли … собой собаку.

Жеребенок … испугом прижимался к матери.

Тема: Предлоги «ЗА, ИЗ-ЗА».

Игра «Составь предложение».

Игра «Вставь предлог»

Пошла.. ягодами. Пошел … орехами. Пошли … грибами. Наблюдал … муравьями. Следил … работой. Получил … работу. Выполнил … полчаса. Сидел … столом. Скрылось … горизонтом.

Ребята не пошли в поход … плохой погоды. .. леса показалось солнце. Лена не пошла в театр … болезни. … холодного ветра нельзя было продолжать путешествие. Маленькая обезьянка выглядывала …. Плеча дрессировщика.

Тема: Осень. Глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени .

Работа над деформированным текстом по картине :

Стоит последние теплые дни осени. С кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли опавшие листья. Они хотят сделать красивый букет для мамы.

Тема: Глаголы прошедшего времени.

Игра «Исправь ошибки гнома»

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай, пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин, за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

Тема: Винительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Найди ошибки в рассказе»

Ежик.

Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки. Гриша нашел ежик. Гриша принес ежик домой. В доме были мыши. Ежик ловли мыши .

Рассказ «Зоопарк».

Дети ходили в зоопарк. Там они видели огромный слон, полосатая зебра. Забавные обезьяны. Слон обливаля холодная вода. Зебры жевали свежая трава. Обезьяны корчили смешные рожицы.

Игра «Исправь предложение»

Мама купила кастрюля. Коля видел жаба. Жаба ловил комар. Ласточки едят мошки. Столяр сделал табуретка. Таня связала кофта. Витали смастерил лодочка. Ястреб унес цыпленок. Саша забросил удочка .

Игра «составь предложения»

Сестра, сварить, варенье. Капитан, подавать, команда. Матросы, мыть, палуба. Брат, встречать, сестра. Дождь, смочить, земля. Маша и Лена видеть, радуга. Трава, роса, покрывать. Дерево, сломать, ветер. Карасик, поймать, щука. Электричка, ждать, пассажиры.

Тема: Родительный падеж

единственного числа существительных.

Игра «Потерялись слова» - договаривание предложений с существительными в родительном падеже единственного числа.

Таня и Ваня собирают для букета листья (каштан). Таня подняла лист (клен). Ваня увидел лист (береза). На поляне лежали сухие листья (осина). В траве лежали сухие листья (тополь). На траве лежали желуди (дуб). Ветер шелестел листьями (тополь). К воде наклонились ветки (ива). Ярко краснеют ягоды (калина). В траву упали шишки (сосна, ель).

Тема: Приставочные глаголы.

Игра «Исправь ошибку».

Дети наливают цветы на клумбе.

Мама поливает суп в тарелку.

Ваня заливает воду из лейки.

Повар выливает запеканку подливой.

Таня обливает воду в стакан

Тема: Дательный падеж существительных.

Игра «Составь предложение».

Подарить дедушка шарф. Купить мама цветы. Дать товарищ книга. Дать собака еда. Дать кошка молоко. Расчесать сестренка волосы. Заплести подруга косы. Смастерить птицы скворечник. Поменять рыбы вода. Накрошить цыплята яйцо.

Игра «Закончи предложение»

Расскажи … (сказка, сестренка).

Дай... (морковка, кролик).

Прочитай … (книга, Витя).

Отдай … (книга, Дима).

Дай … (лекарство, дедушка).

Налей … (вода, собака).

Нарисуй … (картинка, сестра).

Спой … (Мишутка, песенка).

Позвони … (тетя, Вера).

Отнеси … (трава, коза).

Принеси … (полотенце, брат).

Сделай … (клетка, кролики).

Помоги … (Наталья Сергеевна).

Помогай … (мама и папа).

Тема: Творительный падеж».

Игра «Закончи предложение».

Траву косят … . Суп едят …. Котлеты едят …. Лук режут …. Суп мешают …. Траву косят … гвозди вытаскивают …. Огонь заливают …. Тесто месят …. Машинист управляет …. Пилот управляет ….

Игра «Составь предложение»

Дорожки посыпать снег. Улица освещать фонарь. Крыша крыть железо. Волосы мыть шампунь. Трава сгребать грабли. Трава косить косилка. Пруд затянуть тонкий лед. Руки мыть туалетное мыло. Кусты подрезать садовые ножницы. Дорожки посыпать песок. Елку наряжать елочные игрушки.

Тема: Предлоги «под, из-под».

Игра «Составь предложение».

Под срубили елку корень. Маленький пробивался из-под росток земли. Щука большая ушла под воду. Платье виднелось из-под пальто. Выползла из-под пня змея. Мы грибы под сухими листьями нашли. Под было яблоней много яблок.

курица под неслась крыльцом.

Игра «Вставь предлог»

Большой белый гриб вырос … ель. … снега пробивались первые подснежники. Метро строят … землей. … стола выскочил маленький котенок. Подземные реки текут … землей. Котенок выполз … шляпы. Большая собака выскочила … подворотни. … кронами деревьев было прохладно. Во время грозы не стой… деревьями.

Тема: Предлоги «над, под».

Игра «Составь предложение».

Солнышко выглянуть из-за туч. Кусты из-за выскочить заяц. Гости встать из-за стол. Из-за поворот выехать машина. Из-за леса, из-за гор ехать дедушка Егор.

Игра «Вставь предлог»

Крот прорыл ход … землей. … рекой поднимался густой туман. … ногами шуршала трава. Дрова убрали … навес. Крот живет … землей. Собака спала … столом. Ласточка свила гнездо … крышей. … озером резвились стрекозы. Серый волк … горой не пускает нас домой. Самолет летел … лесом. … нами кружились бабочки.