Литературно музыкальные композиции о войне читать. "а были вместе детство и война" сценарий литературно-музыкальной композиции. "Если мы войну забудем

Литературно музыкальные композиции о войне читать.
Литературно музыкальные композиции о войне читать. "а были вместе детство и война" сценарий литературно-музыкальной композиции. "Если мы войну забудем

Метод предметной классификации применяется для исследова­ния процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в рас­пределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Кроме того, применение этого метода дает возмож­ность выявить особенности внимания, личностных реакций испы­туемого на свои успехи и неудачи.

Для проведения исследования необходимо иметь набор из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользоваться стандартным набором карточек.

Методика классификации предметов применяется как для ис­следования взрослых, так и детей (от 6 лет). В зависимости от воз­раста испытуемого из общего набора или исключают часть кар­точек (измерительные приборы, учебные пособия), или отбирают небольшое число карточек (20 штук), которые распределяются на простые группы, хорошо известные детям.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. Всегда в одном и том же порядке предлагаются 20 за­ранее пронумерованных картинок: яблоко, диван, коза, лошадь, стол, ребенок, велосипед, телега, сливы, женщина, пароход, шкаф, собака, арбуз, моряк, этажерка, кузнец, кошка, самолет, груша.

Перед ребенком кладут 5 непронумерованных ориентировоч­ных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.

Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разло­жим по группам - что к чему подходит». Затем предъявляют ре­бенку первую картинку - яблоко: «Куда мы положим яблоко?» При затруднениях в речи ребенок может показать жестом. Если он показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукты». (Обобщающее понятие дает сам экспериментатор.) Если попытка испытуемого не удалась, экспе­риментатор объясняет сам: «Положи к вишне, это фрукты».

Затем показывают вторую картинку - диван - с тем же вопро­сом: «Куда положим диван?» При неправильном решении экспе­риментатор опять объясняет, что эту картинку нужно положить к кровати, так как это мебель.

Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет расклады­вать сам. В протоколе отмечается номер картинки, с которой ребе­нок начинает правильно соотносить предметы по обобщенному признаку (нумерация картинок облегчает запись в протоколе).

Эти записи позволяют лучше разобраться в особенностях про­текания процессов анализа и синтеза, понять, доступно ли ребен­ку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

Поскольку обследование носит характер обучающего экспери­мента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т. е. возможности «переноса»).

В протоколе отмечаются номера картинок, вопросы и объяс­нения экспериментатора, действия ребенка, его вопросы и выска­зывания. Этот вариант методики у детей с первично сохранным интеллектом не вызывает затруднений. В большинстве случаев после совместного разбора 2-3 (иногда I) картинок дети улавли­вают принцип классификации и дальше выполняют работу само­стоятельно без ошибок или с единичными ошибками.

Исключение предметов (четвертый лишний )

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обоб­щений. В некоторых методических пособиях эту методику назы­вают упрощенным вариантом классификации предметов.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи до­пустим ответ одним словом, с поясняющими жестами, если это дает экспериментатору возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, данный ме­тод имеет более ограниченное применение.

Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карто­чек, градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Например: карманные часы, настольные часы, будиль­ник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т. д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюдени­ем особенностей подбора и оформления карточек (нефиксированное положение «лишнего» предмета, включение цветных рисун­ков).

Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета по­хожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?»

Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: «Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?» Если же ответ ребенка неверный, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет.

Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: «Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?»

Если задание выполнено правильно, спрашивают: «Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?» При не­правильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют его мотивацию. Затем говорят ребенку, что он сделал неправиль­но, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ребенком.

В протоколе отмечаются номер карточки, вопросы и замеча­ния экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребен­ка и обобщающее слово.

Формирование лексики проводится по следующим направлениям.
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
- организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда);
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, ниже рассмотрим задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Игры и задания для развития лексики.

1. Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)
Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два. Летящий.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется).
Например:
Овощи и фрукты.

Домашние и дикие животные.

Посуда и мебель.

3. Игра «найди лишний предмет»
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
(Можно использовать картинки предложенные выше)

4. Игра «Назови лишнее слово»
- Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц;
Лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
Зима, апрель, весна, осень, лето;
Мама, подруга, папа, сын, бабушка;
Море, озеро, река, мост, пруд;
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр;
Молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
- Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далёкий, прочный, надежный;
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;
- среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Пришел, явился, смотрел;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Налил, насорил, вылил;
Подбежал, вошел, подошел.

5. Объяснить, чем отличаются предметы (с использованием картинок)
Например:
Чашка и стакан.


Яблоко и груша.



Помидор и тыква.


Кофта и свитер.



Стул и кресло.


Vera Spirina
Музыкально - Литературная композиция для старших дошкольников на материале песен о войне

МУЗЫКАЛЬНО - ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«И чтобы не было пожара, вновь не гремел огонь войны… »

Программное содержание. Разнообразить формы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста на материале песен о войне . Продолжать знакомить детей с песнями военных лет. Формировать активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины - войнам Российской армии .

В зале оформлена выставка «Чтобы не гремел огонь войны из семейных альбомов детей и сотрудников.

В зал входят дети под фонограмму песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (музыка А . Фатьянова, слова В. Соловьева - Седого) .

Музыкальный руководитель приглашает всех к фотовыставке посвященной Дню Победы.

Замечательный поэт А. Смирнов написал такое стихотворение :

Дочь обратилась однажды ко мне :

Папа, скажи мне, кто был на войне ?

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Лёня - военный пилот -

В небе водил боевой самолёт.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

И отвечал на вопросы мои :

«Слишком тяжёлые были бои» .

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнём.

Прадед Аркадий погиб на войне .

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей .

Легче ответить - кто не был на ней.

Музыкальный руководитель . Дети, расскажите, пожалуйста, чьи фотографии размещены на этом стенде.

(Дети по очереди рассказывают, кто изображен на той или иной фотографии из архива своих родителей).

Музыкальный руководитель . Мужчины и женщины воевали с фашистами. Женщины и дети далеко от фронта приближали Великую Победу своим трудом.

9 мая - светлый и радостный праздник. 70 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом . Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов - защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным, чистым небом. Вечная им слава!

Дети проходят на свои места.

Музыкальный руководитель .

В первые дни войны вся страна услышала песню «Священная война » . Написал эту песню композитор Александр Александров.

(Слушают отрывок из песни в грамзаписи.)

Музыкальный руководитель .

Песня «Священная война » прозвучала как призыв к действию, сплочению всего народа на борьбу с захватчиками нашей Родины. Она помогла поверить в Победу, объединила всех, придавая мужества и силы.

Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. «Прощай, прощайте…» , - эти слова слышались со всех сторон. И песен прощальных было очень много. (Звучит мелодия песни «Прощание славянки» ) Эта песня называется «Прощание славянки» музыка В . Агапкина, слова В. Лазарева. Под эту песню уходили на фронт наши защитники. Многие из них прощались навсегда, им не суждено было вернуться в свой город, село, к своим родным и близким, к своим детям.

Наступает минута прощанья,

Ты глядишь мне тревожно в глаза.

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

Музыкальный руководитель . Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой , она принесла много горя и слез, разруху и голод.

Музыкальный руководитель под фонограмму читает отрывок из песни

Звучит мелодия песни «На безымянной высоте»

муз. В. Боснера, сл. М. Матусовского.

Музыкальный руководитель .

Дымилась роща под горою,

И в месте с ней горел закат…

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их друзей хороших,

Лежать осталось в темноте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

(Мальчики в пилотках читают по очереди)

1. Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда…

Кто хоть однажды видел это

Тот не забудет никогда.

2. Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

3. Над нами «мессеры» кружили,

И было видно, словно днем…

Но только крепче мы дружили

Над перекрестным арт-огнем.

4. И как бы трудно не бывало,

Ты верен был своей мечте.

У незнакомого поселка

На безымянной высоте.

Музыкальный руководитель . Как вы думаете, о чем еще пели песни во время войны ?

Дети. О дружбе, верности.

Музыкальный руководитель . О дружбе, верности и любви.

В дни войны песня была и мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с родными местами, где они жили.

Дети танцуют под фонограмму песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Исаковского, сл. М. Блантера) .

Музыкально - ритмическая композиция «В лесу прифронтовом» (на плечах у девочек косынки, на головах у мальчиков пилотки) .

Музыкальный руководитель . Самой любимой и на фронте, и в тылу была песня «Катюша» . Эту песню ещё до войны написал композитор Матвей Блантер на стихи поэта Михаила Исаковского. О чём она? О светлой и красивой любви девушки к воину, защитнику Родины.

В годы Великой Отечественной войны наши солдаты стали ласково называть «катюшами» новые реактивные миномёты, которые наводили ужас на врагов.

Песню «Катюша» , которой уже 77 лет, наш народ любит и помнит до сих пор!

Дети исполняют песню «Катюша» (музыка М . Блантера, слова М. Исаковского)

Музыкальный руководитель . Отгремела война , на землю пришел мир.

Музыкальный руководитель читает стихи из песни «Весна сорок пятого года» Музыка : А. Пахмутова Слова : Е. Долматовский

Земля повернулась навстречу весне,

Хорошая нынче погода.

Такою порой вспоминается мне

Весна сорок пятого года.

Проходят года, но не меркнет вдали

И горе, и подвиг народа.

Мы трудной дорогой к победе пришли

Весной сорок пятого года.

Много песен прозвучало на дорогах войны . Он остались в памяти миллионнов людей. Для меня и для вас, дети, это история нашей страны.

Наша армия защищает нас с вами, наше мирное небо, нашу великую землю, нашу Родину. С памятью о своих прадедах и под звуки военных оркестров весной и осенью идут служить молодые солдаты. И служат с честью!

Достойно отслужили в армии и ваши папы. Пройдет немного времени, вы,мальчишки, подрасте и займете место тех, кто сейчас стоит на страже нашей страны Родины.

Мальчики исполняют песню «Будем в армии служить»

Муз. Ю. Чичкова, сл. В. Малкова.

Музыкальный руководитель . Накануне великого праздника, Дня Победы, хочется вам рассказать о нашем земляке, бывшем солдате советской армии, кавалере 15-ти наград, проживающем в поселке Кадуй, Дмитрии Кукушкине.

Поэт - фронтовик пишет о себе так : «Горжусь тем, что мне с оружием в руках, с моими боевыми друзьями выпала честь защищать нашу славную великую Россию».

Дмитрий Кукушкин написал замечательное стихотворение «Чтобы не гремел огонь войны . (Показ портрета)

Вот его стихи, которые ветеран посвятил не только своим фронтовым друзьям, но и нам с вами.

Известно всем : война -

враг счастья,

Всех благ,

что создал человек…

Война…средь грозного

ненастья,-

Пожар лихой

в ракетный век.

И чтобы не было

Вновь не гремел

огонь войны…

Все мы, жильцы

земного шара,

Мир сохранять

людской должны.

Дети исполняют песню «День Победы» музыка М . Еремеевой, слова С. Еремеева.

Литературно-музыкальная композиция о войне.

Звучит фонограмма детского смеха, дети играют с игрушками.Смех обрывается. Дети замирают. Звучит голос Левитана.
Ведущий:
Война…. Какое страшное слово!
Война – жесточе нету слова.
Война – страшнее нету слова.
Война – печальней нету слова. Война – это письма, которые ждут и боятся получать.
Война – это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, уничтожению, смерти.
Война – сыновей принимая прах,
Навзрыд Россия голосила.

Война – остаться целыми в живых
Она всех остальных просила.
Весь под ногами шар земной…
Живу…
Дышу…
Пою…
Но в нашей памяти всегда…
Все. Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровянее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем дальше мы уходим от войны…

1 куплет:
Сколько писем солдатских с той последней войны.
До сих пор адресатам так и не вручены.
Может нет адресата и писавшего нет..
Так кого же он ищет треугольный конверт.
Припев:


Треугольная повесть, повесть в несколько строк
"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."
2 куплет:
Желтым пеплом покрыла треугольники осень
Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой
И слова уже стали неразборчивы очень
Но до боли понятен смысл тех писем простой
Припев:
Треугольная небыль, невозможная быль
В три погибели неба, пуль шальная кадриль
Треугольная радость, треугольная грусть.
Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."
3 куплет:
Мы хотим,чтобы знали люди нашей страны
Эти письма писали нам солдаты с войны
Это так завещали все сполна любить
Что они защищали и смогли защитить
Припев:
Треугольная небыль невозможная быль
В три погибели неба пуль шальная кадриль
Треугольник бумажный есть мечты и держись
Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"
Ведущий.
Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!
показ презентации

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война".
Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.
Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники).
Ведущий
Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.
На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены.
1
- Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
Почтальонка

Все газеты да газеты.


2
- Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?
Почтальонка
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все журналы да журналы.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума! (отдаёт письмо)
3
- Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
Почтальонка
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума! (отдаёт письмо)
4
- Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
Почтальонка
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка! (отдаёт письмо)
Почтальонка
Серый камень на груди. Серый камень на груди.
На сцене остаются Катя Каталова Настя Дементьева Катя Анципович читают письма.

1 читает письмо
«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача - скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если.придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя - цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь.
2 читает письмо
Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь - 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, за мою смерть отомстят. Не плачь, мама. Я умираю зная, что всё отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь...
3 читает письмо
Еще невнятна тишина,
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись, к батальону.
Еще косится автомат
На окон черные подвалы,
Еще "цивильные" дрожат
И не выходят из подвалов.
И, тишиною потрясен,
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
Пулемётная очередь
Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.
Вторая сцена.
Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух: "Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".
"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! ВО ИМЯ ЖИЗНИ будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.
Твоя Паша".
Ведущий
Госпиталь. Все в белом.
Стены пахнут сыроватым мелом.
Запеленав нас туго в одеяло
и подтрунив над тем,как мы малы.
Нагнувшись воду на полу гоняла сестра.
А мы глядели на полы
И нам в глаза летела синева,
Вода, полы, кружилась голова.
Слова кружились: и она.
Третья сцена.
На сцену выходят Маша Подхапова, Настя Дементьева, Катя Анципович
Инна Зуева в роли мед сестры.
Каждый встаёт на своё место Инна в центре сцены
Маша Подхапова,
Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огневого шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Настя Дементьева,
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке.
Катя Анципович
Но вот в сто первый раз,
в последний раз
Ее сразил осколок мины лютой...
Склонился шелк знамен
в печальный час,
И кровь ее пылала в них как будто…
Ведущий
Вот на носилках девушка лежит.
Играет ветер прядкой золотистой.
Как облачко, что солнце скрыть спешит,
Ресницы затенили взор лучистый.
Сто жизней молодая жизнь зажгла
И вдруг сама погасла в час кровавый...
Но сто сердец на славные дела
Ее посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть, весна.
Но, как заря рождает день, сгорая,
Врагу погибель принеся, она
Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Журавли»

А превратились в белых журавлей.

Они, до сей поры, с времен тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый –
Быть может это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес, по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей
Звучит фонограмма победы
Ведущий
Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли вы сделали,
Ребята, которых нет!

Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно,
Ребята, которых нет!

Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая вперед
Нам они стали судьбами -
Ребята, которых нет!"

В это время выходят чтецы зажигают множество свечей.
Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю,
Я вижу, как смотрят с тоской

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,
Опять не увидеть тепла!
Он был, или не был, ваш солнечный год:
Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,
Вы ж защищали царство печали...
Верили свято в лучшие годы,
Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,
Мы стали умней и хитрей,
Мы многое сможем узнать и успеть,
Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню
С далёкой Второй Мировой,
Я память и прошлое не продаю!..
Старые люди! Строгие судьи -
Кто вас помянет, кто вас забудет?
Жизнь догорает, но боль не стареет,
Время проверит, кто что умеет!

Разработка музыкально-литературной композиции

«Войны не знали мы, но всё же…»

Карасёва Ирина Дмитриевна

Звучит “Рио-Рита»

Чтец 1:

Городок провинциальный, летняя жара,

На площадке танцевальной - музыка с утра.

Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.

Через месяц и не больше кончится война.

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,

На площадке танцевальной - сорок первый год.

Звучит песня « Священная война »

Чтец 2:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалась.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких – то пять минут осталось!

Учитель:

К нападению на нашу страну Гитлер начал готовиться летом 1940 года. К концу этого года был утверждён план войны против СССР, получивший название «Барбаросса». Гитлер рассчитывал быстро закончить войну. Война длилась страшных четыре года, 1418 дней и ночей.

Чтец 3:

Чёрные тени в тумане росли.

Туча на небе темна …

Первый снаряд разорвался вдали –

Так начиналась война.

Учитель:

В первую же военную ночь фашистские бомбардировщики атаковали города Мурманск, Каунас, Минск, Киев, Одессу, появились над главной базой Черноморского флота – Севастополем. В 3 часа 13 минут флот открыл по ним огонь. Война для севастопольцев началась. В тот же день о ней стало известно всему Крыму.

Чтец 4:

Кабинеты и классы превратились в палаты

Ряд носилок плывёт, там – страданье в глазах …

И заметили мы, озорные ребята,

Настоящую кровь на « учебных » бинтах

Закачался над нами солнцем сбрызнутый тополь,

И послышался шепот из кровавых бинтов:

« На рассвете сегодня враг бомбил Севастополь!

Собирайтесь, солдаты, кто ещё не готов!»

Звучит песня « Жди меня»

Чтец 5:

Так пришла к нам война: до приказа наркома

Взвился вой матерей, в нем - проклятье и стон,

А сыны уже шли от дверей военкома

И в стволы загоняли свой первый патрон.

Звучит песня Берковского «Вспомните, ребята»

Чтец 6: Родина! Пламя ударило в небо – Ты помнишь Родина? Тихо сказала: « Вставайте на помощь…Родина»

Учитель:

Война стала тяжелейшим, трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и физически истребить миллионы людей. Свою цель Гитлер определил так: уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению.

Чтец 7:

Кровью закат окрашен,

Молча идём без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен

В горе, в слезах, в огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвётся уже к Москве.

Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток…

Звучит песня «Дороги»

Учитель:

На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители – старики, женщины, дети. Гитлеровцы последовательно проводили массовое уничтожение населения.

Ученица читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами -
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных. Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи спустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать!-
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти, чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих.
Земля моя, скажи мне, что с тобой?!
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Учитель:

В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Одна из них - битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела серьёзное поражение и была остановлена.

Москва, Москва священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя - по долгу, и по праву,

И по любви - мы бьёмся за тебя.

Окончательный перелом в войне - Сталинградская битва, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось её отступление из нашей страны. « За Родину! Ни шагу назад!» с этими словами шли в бой защитники Сталинграда.

200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Чтец 8:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России –

И всю её прикрыл собой!

Учитель:

В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом в ходе войны, после которого Германия так и не смогла взять инициативу в свои руки. Это была третья - после советского контрнаступления под Москвой и Сталинградской битвы - операция, которая окончательно решила исход противоборства между СССР и Третьим рейхом.

Курская битва – это была поистине грандиозная битва. Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Советские солдаты верили в победу, и эта вера имела под собой твердую почву: немецкие войска были разгромлены в этой битве.

Чтец 9:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку «Катюша»

Под Касторной, Курском и Орлом.

Дух солдат советских поднимала,

Пела марш победный, боевой

И врагов в могилу зарывали

Под великой Курскою дугой

Звучит песня «Катюша»

Учитель:

Севастополь, Керчь!!!

Славой овеяно имя городов героев. 320 военных дней и ночей Керчь была фронтовым городом. Борьба с ненавистным врагом шла на земле и под землёй, на воде и в воздухе.

Звучит песня «Здесь птицы не поют»

Завершающий этап войны – взятие Берлина. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенные через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя. Артиллерия ещё больше усилила огонь, пехота и танки дружно бросились вперед, их атака сопровождалась мощным двойным огневым валом. Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. 20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии. Час расплаты с фашистскими извергами наступил!

Сержант Егоров и младший сержант Кантария под непрерывным огнем немцев 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец 10:

Где трава от росы и крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост над окопом переднего края

Поднялся победитель - солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина…Тишина…Не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! –

И приметил подснежник во рву.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом, попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день (А. Сурков)

Звучит песня «Последний бой»

Учитель:

    мая невиданным салютом 30 залпами из 1000 орудий Москва салютовала победителям.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют её большим и малым,

Творцам, что шли путем одним,

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженный труд тружеников тыла. Война вошла в каждый дом, каждую семью. Трудно найти тех, кто не потерял бы близких. Безмерна горечь утрат.

Без малого четыре года

Гремела грозная война

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идёт, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек.

Звучит песня « Алёша »

Чтец 11:

Помните, через века, через года!

Помните о тех, кто уже не придёт никогда.

Не плачьте,

В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны.

Вечно достойны.

Учитель:

Прошу встать! Давайте минутой молчания почтим память павших в этой жестокой войне!!! (Звучит метроном. Учащиеся встают)

Минута молчания

Ребята, помните, что рядом с нами есть люди, которые выстрадали для нас Победу. Так будем же достойны чести жить с ними рядом.

Родина высоко оценила подвиг бойцов освободителей – присвоив им звания Героя Советского Союза, но наряду с человеческим подвигом оценила и подвиг городов, которые выдержали страшную вражескую осаду, присвоив им звание Город – герой с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда ». Этими наградами удостоены города – герои: Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Киев, Волгоград, Брестская крепость, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, город Феодосия награждён орденом Отечественной войны

Мы не знали войны

Да зачем это нам?

Слышать грохот орудий

И раненых крик

Слышать вздох партизан,

Замеревших на миг

Видеть пепел,

Разорванный бомбами дом.

Замеревших от страха

Детишек кругом.

Надо мир укреплять

Чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь

Знали бы мы о войне.

Пришла долгожданная Победа!

С днём нашей Славы!

С днём Победы!

Звучит песня « День Победы

Спасибо за внимание.