Марки мазута и их характеристики. Мазут (Mazut) - это

Марки мазута и их характеристики. Мазут (Mazut) - это
Марки мазута и их характеристики. Мазут (Mazut) - это

Мазутом называется особая густая темно-коричневая субстанция, получаемая путем переработки нефти. В процессе перегонки последней происходит активное выделение разного рода легких летучих веществ (керосиновых, бензиновых, газойлевых). В конечном итоге остается только темная вязкая масса, называемая мазутом. Физико-химические свойства этого продукта напрямую зависят от состава использованной для его изготовления нефти. Маркируется он в соответствии с его техническими характеристиками. Самым популярным его видом на сегодняшний день является мазут марки М100.

Разновидности

Современной промышленностью выпускается в основном два вида мазута: топливный и флотский. Первый обозначается буквой М, второй — Ф, ТМС, СВС и т. д. В качестве топлива для судов обычно применяют мазуты Ф5 и Ф12. Изготавливаются они по ГОСТ 10585-75. В промышленности же и в сфере ЖКХ в основном используется марка М100. Объемы производства этой разновидности значительно превышают объемы выпуска мазута любого другого состава. Причем сфера ее применения на предприятиях разного профиля довольно-таки широка. Определяет необходимые качества такого продукта, как мазут М100, ГОСТ 10585-75. То есть регулируется процесс его производства теми же нормативами, что и Ф5/Ф12.

Сфера применения мазута М100

Используют продукт нефтепереработки этой марки:

Также мазут М100 часто используют для приготовления довольно-таки популярной разновидности М40 (путем добавления дизельного топлива). Эта марка отличается от М100 меньшей вязкостью и температурой застывания. Используется этот продукт также в качестве промышленного топлива и при обогреве жилых многоэтажных домов в зимнее время. Мазут М100 застывает уже при температуре 25 градусов. Продукт марки М40 сохраняет вязкость при температуре 10 градусов. Поэтому он гораздо более удобен в транспортировке. Перемещать его при благоприятных условиях можно без подогрева.

Используют мазут М100 и для приготовления флотских разновидностей этого продукта нефтепереработки. Иногда его применяют и в процессе изготовления тяжелого моторного или бункерного топлива.

Что означает маркировка М100

Производится мазут М100 на специальной установке висбрекинга гудрона. Получаемый на ней крекинг - остаток с целью доведения до нормативных требований смешивается с газойлем и некоторыми другими компонентами. Цифра 100 в маркировке показывает ориентировочную вязкость мазута при температуре 50 градусов. 100 в данном случае — довольно-таки высокий показатель. А поэтому мазут М100 относят к тяжелым видам топлива.

Достоинства материала

Мазут марки М100, в сравнении со многими другими разновидностями, отличается следующими преимуществами:

    Низкой зольностью. Это означает то, что при его использовании остается довольно-таки мало твердых продуктов сгорания. То есть чистить котлы и другие топливные промышленные установки в процессе производства приходится не слишком часто.

    Не слишком высоким содержанием разного рода механических примесей. Такие вещества, как ванадий, алюминий и кремний, часто присутствующие в продуктах нефтепереработки, могут оказывать негативное влияние на их горение. В мазуте М100 их не особенно много.

    Довольно-таки высокой температурой застывания.

Мазут М100: характеристики

Разумеется, к мазуту, в том числе и марки М100, как и к любому другому виду топлива, предъявляются определенные требования в плане физико-химических характеристик. Нормативы относительно состава этого продукта, как уже упоминалось, регулируются ГОСТ 10585-75.

Какими конкретно характеристиками должен отличаться мазут М100, можно посмотреть в представленной ниже таблице.

Показатель

Норма

Зольность (%)

Для малозольного — не более 0.05, для зольного — не более 14

Температура вспышки в открытом тигле (С)

Не ниже 110 г

Массовая доля серы (%)

Не более 1.8

Температура застывания (С)

Не ниже 25 г

Плотность при 20 С (кг/см3)

Не нормируется

Массовая доля примесей механических (%)

По массе не более 0.3-1

Вязкость при 80 С

Как определяется стоимость

При покупке такого продукта, как мазут марки М100, на указанные в таблице характеристики следует обращать внимание прежде всего. Иначе можно выбрать некачественный материал. Приобрести мазут подешевле можно летом. В это время спрос в связи с простоем отопительного оборудования ЖКХ и стоимость значительно снижается. Однако при покупке мазута следует учитывать и тот факт, что чем он «свежее», тем качественнее. При длительном хранении технические характеристики у этого вида топлива значительно ухудшаются. В мазуте увеличивается массовая доля воды, а также возрастает количество разного рода примесей. К тому же лежалый продукт хуже воспламеняется, а расход его на отопление значительно возрастает.

По этим же причинам не следует приобретать сразу большое количество такого вида топлива, как мазут М100. Цена при покупке крупным оптом будет, конечно же, меньше. Однако экономия в последующем наверняка сойдет на нет из-за высоких расходов материала при использовании для отопления.

Нефтеперерабатывающие предприятия, специализирующиеся на производстве мазута, обычно продают его через дилерские сети. Помимо сезонного, на стоимость этого вида топлива может оказывать влияние и такой фактор, как мировые цены на нефть. Это также следует учитывать. В среднем цена на мазут М100 может колебаться в пределах 3000-15 000 рублей за тонну.

Разумеется, приобретать топливо этой марки, как и любой другой, следует у проверенных поставщиков. Специалисты таких компаний обычно дополнительно предоставляют и профессиональные консультации по всем возникающим у клиентов вопросам. Ну и, разумеется, в перечень услуг коммерческих фирм этого профиля входит в том числе и доставка мазута до места назначения. Транспортные затраты, конечно же, также оказывают влияние на конечную стоимость продукта. Поэтому потребителям мазута стоит выбирать поставщика поближе.

Содержание раздела

Основной вид жидкого топлива, сжигаемого в котельных,  сернистые мазуты. Мазут представляет собой смесь тяжелых остатков прямой перегонки и крекинга (от англ. cracking  расщепление) нефти и является сложной коллоидной системой, способной образовывать в области температуры застывания псевдокристаллическую структуру с пониженной текучестью. Крекинг  процесс разложения нефтяных продуктов в специальных установках при температуре 450-550 °С. По сравнению с нефтью мазут характеризуется повышенной вязкостью и плотностью, содержит значительное количество асфальто-смолистых веществ и большее, чем в исходной нефти, количество серы и ванадия. Асфальт (греческ. asfaltos )  смесь битума с тонкоизмельченными материалами; битумы (лат. bitumen )  общее название твердых, жидких и газообразных природных органических веществ, растворимых в органических растворителях. Соединения, образующие мазут, построены из пяти основных элементов: углерода, водорода, серы, кислорода и азота. Элементарный состав малосернистого мазута практически такой же, как и нефти, из которой он получен. Высокосернистый мазут содержит по сравнению с исходной нефтью пониженное количество водорода и углерода и, как следствие этого, у него пониженная теплота сгорания.

Нефтяные мазуты подразделяются на марки в зависимости от значения их условной вязкости, представляющей собой отношение времени истечения 200 мл мазута при заданной температуре ко времени истечения такого же объема дистиллированной воды при 20 °С. Условная вязкость при температуре t , ° С, обозначается °УВ:

°УВ t = \({\tau }_{t}/{\tau }_{\text{20}}^{{H}_{2}O}\), (2.3.1)

Где \({\tau }_{\text{20}}^{{H}_{2}O}\) водное число вискозиметра. Значение этого отношения выражает число условных градусов. Марка мазута характеризуется максимальным значением его условной вязкости при температуре 50 °С.

При расчете мазутопроводов необходимо знать кинематическую вяз- кость мазута, см 2 /с,

 = 0,0731°УВ  0,0631/°УВ. (2.3.2)

В соответствии с ГОСТ 10585-75 мазут, предназначенный для отопления котлов, относится к категории тяжелых топлив и имеет марки: топочный 100В и топочный 100. На электростанциях и в котельных сжигается в основном мазут марки 100. В пределах марок (табл. 2.3.1) топочные мазуты подразделяются на три сорта в зависимости от содержания в них серы: малосернистые (S p < 0,5%), сернистые (S p = 0,5  2,0 %) и высокосернистые (S p > 2,0%).

Вязкостью мазута определяются способы и длительность наливных и сливных операций, условия транспортировки, эффективность работы форсунок. Вязкость влияет на скорость осаждения механических примесей при транспортировке, подогреве и хранении мазута, а также на полноту отстаивания его от воды. В процессе хранения мазута вязкость его увеличивается. Для стабилизации мазута и облегчения очистки поверхностей нагрева котлов применяются различные жидкие присадки. При понижении температуры ниже 75 °С вязкость мазута резко повышается. Температуру, при которой он загустевает настолько, что при наклоне пробирки с мазутом под углом 45° уровень его остается неподвижным в течение одной минуты, принимают за температуру застывания мазута. Температура застывания  величина довольно условная, она может весьма сильно различаться для одного и того же мазута при различной длительности его хранения. Наряду с вязкостью температура застывания определяет прокачиваемость жидкого топлива. Она влияет на выбор способа слива мазута, системы обогрева мазутопроводов и т.д.

Искусственные битумы получаются при переработке нефти, ископаемых углей и торфа.

Таблица 2.3.1. Технические требования и нормы качества топочных мазутов

Показатель Нормы для марки
100В 100
Вязкость при 80 С условная, не более °УВ 10,0 16,0
Зольность, %, не более 0,05 0,14
Содержание механических примесей, %, не более 0,20 1,5
Содержание воды, %, не более 0,3 1,5
Содержание серы для мазута, %, не более:
малосернистого 0,5 0,5
сернистого 2,0 2,0
высокосернистого 3,5
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже 110 110
Температура застывания мазута, С:
из невысокопарафинистой нефти 25 25
из высокопарафинистой нефти 42 42
Теплота сгорания мазута (низшая) в пересчете
на сухое топливо, Дж/кг, не менее:
малосернистого и сернистого 40 53010 3
высокосернистого 39 00010 3
Плотность при 20 °С, г/см 3 , не более 1,015 1,015

Плотность мазута указывают при температуре 20 °С, и обычно пользуются относительной плотностью мазута \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) - отношением физической плотности мазута при температуре 20 °С к плотности воды при температуре 4 °С. Для прямогонных мазутов \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) < 1, а для крекинг-мазутов \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) > 1. С повышением плотности мазутов увеличивается и их вязкость.

При плотности мазута значительно ниже плотности воды мазут отстаи-вается быстро  за 100  200 ч. При \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) = 0,98  1,01 время отстоя мазута значительно превышает 200 ч. При \({\rho }_{4}^{\text{20}}\)1,05 мазут располагается в резервуарах ниже воды и отстой его становится практически невозможным. Повышенная плотность и высокая вязкость крекинг-остатков затрудняют отстой их от воды, так что вода находится в крекинг-остатках в виде отдельных слоев (линз). При температуре, отличающейся от 20 о С, относительная плотность мазута может быть определена по формуле

\({\rho }_{4}^{t}\) = \({\rho }_{4}^{\text{20}}\) , (2.3.3)

где t - температура мазута, °С;  - коэффициент объемного расширения мазута при отклонении его температуры на 1 °С от температуры 20 ° С, зависящий от плотности топлива:

 = (0,0025  0,002) \({\rho }_{4}^{\text{20}}\). (2.3.4)

Температура вспышки и температура воспламенения мазута характеризуют пожарную опасность при его хранении. Температурой вспышки называют наинизшую температуру, при которой нагретый в определенных условиях мазут выделяет такое количество паров, что их смесь с воздухом при атмосферном давлении вспыхивает при поднесении к ней пламени. При этом сам мазут еще не загорается. Температурой воспламенения называется температура мазута, при которой при поднесении к мазуту пламени вслед за вспышкой паров загорается сам мазут и горит в течение не менее 5 с. Температура вспышки мазута существенно ниже температуры воспламенения, составляющей в среднем 500 - 600 °С. Для прямогонных мазутов, не содержащих парафинов, температура вспышки составляет 135 - 235 °С. Для парафинистых мазутов она близка к 60 °С, а для высоковязких крекинг-остатков составляет 185 - 240 °С.

При использовании мазута с низкой температурой вспышки эксплуатация мазутного хозяйства требует особого внимания, потому что при подогреве мазута до температуры, близкой к температуре вспышки, возрастает пожарная опасность, ухудшаются условия труда вследствие выделения вредных паров. При высокой температуре вспышки мазута особых затруднений в эксплуатации мазутного хозяйства не возникает, но даже высоковязкий крекинг-мазут в открытых баках не рекомендуется нагревать выше 95 ° С.

Вода и механические примеси - балласт в мазуте. Из-за них снижается теплота сгорания мазута, усложняется эксплуатация мазутного хозяйства, ухудшается КПД котельной установки. Содержание воды в мазутах колеблется от 0,5 - 1 до 3 - 5%, а в обводненных мазутах может быть и больше. Механические примеси в мазуте составляют 0,1 - 2%. Присутствие воды в сернистом мазуте ведет к коррозии мазутопроводов, арматуры, низкотемпературных поверхностей нагрева котлов.

Для нормальной эксплуатации важно отсутствие волокнистых и абразивных механических примесей, вызывающих быстрый износ и засорение фильтров, форсунок, арматуры.

Зола в мазуте представлена главным образом солями, которые попа- дают в нефть с буровыми водами либо растворены в самой нефти. Основные компоненты золы мазута - ванадий, никель, в меньшем количестве - натрий, кальций, магний, алюминий, железо.

Топочный мазут не стабилен по своему составу. При его хранении в резервуарах появляются осадки, и количество их пропорционально содержанию в мазуте смол, асфальтенов, продуктов окисления кокса. Стабильность мазута связана также с его эмульгируемостью - способностью образовывать водомазутные эмульсии. Активными стабилизаторами эмульсий являются асфальтены, а в крекинг-мазутах  и смолы. Их избыток способствует интенсивному образованию весьма устойчивых эмульсий. Мазут, не содержащий водных эмульсий, более стабилен при хранении и менее склонен к выделению осадков.

При расчете поверхности нагрева мазутных подогревателей и определении расхода теплоты на разогрев необходимо знать теплофизические свойства мазутов - удельную теплоемкость и теплопроводность. Удельная теплоемкость мазута с р, кДж/(кг К), в зависимости от температуры может быть определена по приближенной формуле [ 5 ]

с р = 2,0 ((t +273)/323) 0,58 (2.3.5)

либо по формуле

где t  температура мазута, o C. Более точно удельная теплоемкость мазута определяется экспериментально.

Теплопроводность мазутов при стандартных условиях (атмосферном давлении и температуре 20° С) в зависимости от их плотности находится в пределах 0,16  0,12 Вт/(м К). С увеличением температуры теплопроводность снижается по линейному закону. При этом теплопроводность высоковязких крекинг-остатков выше, чем маловязких и мазутов прямой перегонки.

О нем и пойдет речь в статье.

Общая информация

На данный момент существует несколько различных видов марки мазута. Все их объединяет то, что производство осуществляется в строгом соответствии с ГОСТом 10585-2013. По этому же документу все типы данного продукта имеют свой класс, который обозначается римской цифрой от I до VII. Это разделение на классы и присвоенная им цифра определяет такой параметр, как расчетная вязкость этого вещества, при строго определенной температуре. Вязкость для мазута М-100 по ГОСТ определяется при температуре в 100 градусов по Цельсию. Нормированное значение, которое установлено документом - 50,00 мм 2 /с. Важно отметить, что именно для этого типа продукта определяется еще и условная вязкость. Температура проверки остается также 100 градусов, а показатель меняется на 6,80 градусов. Кроме этого, основное отличие видов мазута заключается в содержании серы, а также в теплоте сгорания. Наиболее распространенными типами считаются топочные мазуты М-100 и М-40.

Применение и отличие мазута

Основные отличия этих двух типов состоят в том, что у них разная вязкость, которая считается одним из основных технических параметров, а также наличие различных добавок, содержащихся в составе топлива. Из таких добавок можно выделить основную - средняя дистиллятная фракция. Данное вещество добавляется в марку М-40, но вот в составе мазута М-100 его нет. Это один из важнейших моментов, так как наличие этой фракции меняет температуру застывания. Благодаря этой добавке у марки М-40 этот показатель равен 10 градусам по Цельсию, а вот в М-100, где она отсутствует этот параметр равен 25 градусам по Цельсию.

Применение и доставка вещества

Основное применение мазута М-100: использование в качестве как основного источника тепла в различных отопительных системах. Именно этот вид продукта является основным, использующимся в такого рода системах и агрегатах, а по этой причине он является наиболее популярным и широко распространенным.

Осуществлять доставку мазута М-100 можно, используя два вида транспорта. Это могут быть специальные вагоны-цистерны или же полуприцепы битумовозы. Некоторые производители этого продукта распределяют его по металлическим бочкам. Это может быть оправдано лишь для поставок на небольшие предприятия, где требуются малые партии. В масштабах глобальной промышленности использование такого рода тары нецелесообразно.

Характеристики мазута М-100

При приобретении этого топлива необходимо учитывать несколько его основных эксплуатационных характеристик:

  1. Первой такой характеристикой стала условная вязкость, о которой говорилось выше.
  2. Еще один важный показатель - это зольность. Под ней понимают наличие в составе топлива несгораемых веществ. Определяется данная характеристика в процентах. Нормальные показатели зольности для топочных продуктов от 0,05 до 0,14. Если вспомнить флотские типы, то для них этот показатель будет еще меньше. Среди топочных можно выделить малозольные мазуты М-100 и М-40, содержание веществ в которых будет минимальным, что говорит о хорошем качестве смеси.
  3. Еще одна важная эксплуатационная характеристика - это содержание массовой доли механических примесей в составе мазута. Для топочных типов этот параметр находится в пределах от 0,10 до 1%. Как и в случае с зольностью флотские снова отличаются меньшим содержанием примеси. Марка М-100 по этому показателю сильно проигрывает.
  4. Массовая доля воды в топочных продуктах от 0,3 до 1%. Здесь важно понимать, что это вещество имеет свойство напитываться влагой, что сильно ухудшает его показатели. Поэтому при покупке следует уточнять сроки хранения товара. Далее идет массовая доля серы, которая содержится в количестве от 0,5 до 3,5% в составе мазутов. В данном случае наиболее серосодержащим составом обладает марка М-100 вида VII.
  5. Еще один из параметров - это плотность мазута М-100. Максимальное значение для этой марки - 1015 кг/м 3 . Определение этого показателя осуществляется при температуре в 20 градусов для малосернистых, сернистых и высокосернистых.

Свойства мазута

Основное свойство мазута - это опять-таки его вязкость. Измеряют этот показатель при помощи вискозиметра. Единицы измерения у этого прибора - это условная вязкость, которая при 80 градусах по Цельсию для мазута М-100 составляет 15,5. Этот показатель является наибольшим среди всех смесей. Данный параметр также определяет большинство свойств продукта:

  1. Марка М-100 считается наиболее сложно переливаемой смесью. По этой причине для транспортировки необходимо создавать специальные условия.
  2. Содержание механических примесей в этом товаре может быть в 25 раз больше, чем у других видов. В процентном соотношении этот показатель доходит до 2,5%, что намного превышает показатели для "разбавленных" средней фракцией веществ.
  3. Температура застывания этой смеси, то есть момент, когда мазут принимает желеобразное состояние, начинается от 25 градусов по Цельсию.
  4. Одно из свойств - это температура вспышки. Другими словами, это температурный порог, до которого хранить мазут можно без опасений взрыва - 110 градусов.

ГОСТ 10585-2013

ГОСТ мазута М-100 устанавливает все нормативные правила хранения, перевозки, применения. Регламентирует качество продукта, правила его приемки, а также технику безопасности при обращении и хранении вещества.

Если говорить об опасности мазута, то он принадлежит к 4-му классу опасности, то есть, признан, как малоопасное вещество, степень влияния которого на организм человека мала. Однако важно помнить, что этот товар является топочным материалом, а значит, характеризуется температурой самовоспламенения - 350 градусов. Температурный порог, при котором будет происходить распространение пламени от 91 до 155 градусов. При горении начнут образовываться взрывоопасные пары, нижний предел которых 1,4%, а верхний - 8%.

Если возгорание этой смеси произошло, то для того, чтобы потушить пламя, необходимо использовать следующие вещества: углекислый газ, химическая пена, распыленная вода, порошок ПСБ-3.

Окружающая среда

Так как мазут оказывает вредное влияние на окружающую среду, то необходимо соблюдать некоторые правила. Одно из важнейших правил по защите от вредного воздействия смеси - это ее хранение в герметичной таре, при осуществлении таких операций, как производство и транспортировка. Также очень важно соблюдать технологический режим. Еще одно важное правило, которое должно соблюдаться при производстве, перевозке и хранении мазута - это исключение возможности попадания этой смеси в ливневую или бытовую канализацию. Также необходимо устранить любые возможности попадания этого продукта в почву или открытые водоемы, реки, озера и т. д. Наиболее важное правило - это осуществление контроля над выбросами паров в атмосферу при производстве мазута.

Также стоит отметить, что цена мазута М-100 чаще всего предлагается за тонну, так как он поставляется на крупные объекты. Средняя стоимость этого товара составляет 8 500 рублей за одну тонну.

Мазутом называют особый материл, получаемый из продуктов нефтеперароботки или являющийся остатком ее выгонки. В состав этого вида топлива входят в основном смолы, имеющие молекулярную массу 500-3000 г/моль, а также углеводороды с массой от 400 до 100 г/моль. Это могут быть карбен, асфальтен, карбоид, а также разного рода органические соединения.

Виды топочного мазута

В настоящее время в промышленности используются в основном такие типы этого материала:

    крекинговый;

    прямогонный;

    флотский;

    топочный.

Последняя разновидность является очень популярной. Как уже можно судить по названию, используется она в основном для отопления помещений.

Виды топочного мазута и область его применения

Сама эта разновидность подразделяется еще на две большие группы:

    Собственно топочный мазут.

    Дизельное топливо.

Мазуты первой группы по своей природе являются тяжелой формой нефти. Чаще все такой материал применяется в старых котельных разного рода сельхозпредприятий. Иногда его используют и коммерческие предприятия для отопления офисов или отделов. обычно приобретают для обогрева частных или даже многоэтажных домов в разных (в основном отдаленных) регионах России, например, на Северном Урале, в Заполярье и т. д. От сугубо топочного мазута (красного дизеля) он отличается большей степенью очистки и легкостью.

Оправдано использование этого материала в качестве обычно в тех случаях, когда в той местности, где расположено жилое здание или производственный цех, нет магистрали газопровода. Стоит мазут очень недорого, однако его сжигание сильно загрязняет окружающую среду. К тому же такой вид топлива из-за его горючести довольно-таки сложно хранить, и обходится это зачастую недешево.

Основные характеристики

При выборе такого материала, как топочный мазут, для котельной, обычно обращают внимание на такие показатели, как:

    вязкость материала;

    его уровень плотности;

    температура вспышки;

    процентное содержание серы;

    температура застывания.

Вязкость топочного мазута

По этому показателю различают две основные разновидности материала. Топочный мазут 40 и 40В считается средневязкими, 100 и 100В — тяжелым. Легкие материалы для отопления разного рода помещений не используются. Применяют их в основном только на флоте в качестве дизельного топлива и маркируют как Ф5 и Ф12.

Выражают вязкость мазута чаще всего в градусах (° ВУ). Определяется этот параметр вискозиметром Энглера. При этом учитывается время прохождения мазута через тарированное отверстие при определенной температуре. Для топочного мазута 40 последний параметр составляет 80 градусов, для материала марки М100 — 100 гр. Изменение вязкости мазута при разных температурах объясняется прежде всего наличием в нем ряда.

Плотность

Этот параметр характеризует такое важное свойство материала, как способность отстаивания от воды. Последняя может попадать в топочный мазут при его подогреве с использованием сухого пара или при его транспортировке на старых судах.

Для отбора воды из материала используются специальные установки, повышающие его плотность. Каким же должен быть этот показатель для той или иной марки такого материала, как мазут топочный? ГОСТом предусмотрены стандартные нормативы для каждой из них (при температуре 20 о С). Узнать конкретный показатель для каждой марки можно из представленной ниже таблицы.

Плотность мазута топочного, таким образом, это один из важнейших параметров, на который при покупке этого материала обращать внимание следует обязательно. Иначе можно приобрести не слишком качественный продукт.

Температура вспышки

Это свойство мазута определяется в открытом тигле, помещенном в железную чашку с песком. Замеряют температуру вспышки специальным термометром во время возгорания его паров, смешанных с окружающим воздухом, при поднесении к ним открытого огня. Колебаться этот параметр у разных видов мазутов может в пределах 90-170 о С. Для топочного материала М100, по стандарту, должна составлять 110 о С. Для М40 — 90 о С. То есть последний при хранении может считаться более безопасным. При выполнении такой операции, как разогрев мазута, по нормативам положено придерживаться температуры, которая на 10 градусов ниже t вспышки.

Зольность мазута

Этот параметр также является важной характеристикой топлива. Повышение зольности мазута ведет к снижению его теплоотдачи при сгорании. В результате:

    повышается расход топлива, необходимого для сжигания;

    увеличивается степень загрязнения окружающей среды.

Температура застывания

Этот показатель напрямую зависит от вязкости. Определяется температура застывания мазута просто. Материл наливают в пробирку и наклоняют последнюю на 45 градусов. Далее смотрят, при какой минимальной температуре его уровень будет оставаться стабильным в течение одной минуты.

Какой должна быть t застывания такого материала, как мазут топочный? ГОСТ предписывает следующее:

    Для материала марки М40 этот показатель должен составлять 10 о С.

    Для мазута других марок температура может повышаться до 36 о С.

Определяется этот показатель в основном степенью содержания в материале парафина. Чем выше температура застывания мазута, тем сложнее транспортировать его по трубопроводам.

По этому показателю также различают несколько видов мазутов. Сернистость материала зависит в первую очередь от того, какая нефть была использована для его изготовления. Диапазон содержания упомянутого вещества в мазуте составляет 0.5-3.5 %. Больше всего серы входит в состав материала марки М100. Эта примесь считается вредной, поскольку увеличивает металлических частей котлов. К тому же использование мазута с высоким содержанием серы способствует очень сильному загрязнению атмосферы. Снизить процент содержания этого вещества в топливе можно путем его гидрирования или пропускания через сорбенты. Иногда мазут просто разбавляют другим, более чистым.

Стоимость

На настоящий момент мазут считается одним из самых экономичных видов топлива. В этом плане он значительно превосходит даже дешевый природный газ. Марка — это то, что в первую очередь определяет стоимость такого материала, как мазут топочный. Цена на материал М40 обычно не превышает 9-13 тыс. рублей за тонну. Стоимость наиболее популярного топочного мазута М100 составляет обычно 6-10 тыс. рублей за тонну (в зависимости от поставщика). При покупке этого вида топлива, помимо всего прочего, следует обращать внимание и на то, включен ли в его цену НДС.

Итак, характеристики топочного мазута были рассмотрены нами во всех подробностях. Таким образом, при покупке этого недорогого материала в первую очередь следует обращать внимание на такие показатели, как вязкость, плотность и температура вспышки. Также следует узнать, какое количество серы содержится в мазуте, и какова степень его зольности.

Котельные топлива (мазуты) применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные топлива используют в судовых энергетических установках. К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585-99, к тяжелым моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-99.В общем балансе перечисленных топлив основное место занимают мазуты нефтяного происхождения.

Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных и судовых топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как вязкость, содержание серы, теплота сгорания, температуры застывания и вспышки, содержание воды, механических примесей и зольность.

Стандарт на котельное топливо - ГОСТ 10585-99 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 - как среднее и марки 100 - тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость соответствующих марок мазутов при 50 °С.

Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8-15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют. Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания.

Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60-70 % мазута прямогонного и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (0,6 % против 2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (12 °ВУ против 5 °ВУ).

Характеристики мазута (ГОСТ 10585-99)

Показатели

Марка топлива

Ф-5

Ф-12

40

100

1. Вязкость при 50 °С, не более:

условная, °ВУ

2. Вязкость при 80 °С, не более:

условная, °ВУ

соответствующая ей кинематическая, мм2/с

3. Вязкость при 100 °С, не более:

условная, °ВУ

соответствующая ей кинематическая, мм2/с

4. Динамическая вязкость при 0 °С, Па·с, не более

5. Зольность, %, не более, для мазута:

малозольного

зольного

6. Массовая доля механических примесей, %, не более:

7. Массовая доля воды, %, не более:

Отсутствие

9. Массовая доля серы, %, не более, для мазута видов:

10. Коксуемость, %, не более

Отсутствие

12. Температура вспышки, °С, не ниже:

в закрытом тигле

в открытом тигле

13. Температура застывания, °С, не выше

14. Теплота сгорания (низшая) в пересчете на сухое топливо (не браковочная), кДж/кг, не менее, для мазута видов:

I, II, III и IV

15. Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

Не нормируется. Определение обязательно

* Для мазута из высокопарафинистых нефтей

Примечания.

  1. В I и IV кварталах в мазутах марок 40 и100 допускается температура вспышки в открытом тигле не ниже 65 °С, в закрытом тигле - не ниже 50 °С с указанием значения показателя в договорах и контрактах. Такие мазуты не предназначены для судовых энергетических установок.
  2. Мазуты марок 40 и 100, изготовленные из высокопарафинистых нефтей, не предназначены для судовых котельных установок.
  3. Показатель 15 для мазута марок 40 и 100 определяется для осуществления приемо-сдаточных операций. При поставке мазутов Ф5, Ф12, 40 и 100 на экспорт показатель 15 определяется по и не является браковочным.
  4. В мазуте марок 40 и 100, вырабатываемом из газоконденсатного сырья, сероводород должен отсутствовать.
  5. Показатель 3 для топочного мазута марки 100 является небраковочным до 01.01.2003, а показатель 2 для топочного мазута марки 100 нормируется до 01.01.2003.