Методическая разработка "конструктивно-модельная деятельность". Конспект нод по конструктивной деятельности в старшей группе ласточка

Методическая разработка
Методическая разработка "конструктивно-модельная деятельность". Конспект нод по конструктивной деятельности в старшей группе ласточка

Ананина Татьяна Александровна,

воспитатель, МАДОУ «Буратино»

эл.п.

О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников

Аннотация

Статья содержит описание опыта работы в части реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через конструктивно-модельную деятельность. В данной работе, адресованной педагогам дошкольного образования, описано влияние конструктивно-модельной деятельности на разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста.

Развитие современного общества невозможно без инициативных, мобильных и творческих личностей. Поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе, в игре, которая является ведущим видом деятельности в период дошкольного возраста, является важнейшей задачей дошкольного образования. В современный век компьютеризации у детей растёт информированность, но понижается интерес к практической деятельности. Они с удовольствием строят в виртуальном мире различные постройки, но это не может заменить ребёнку тактильных ощущений, когда ребёнок создает свои постройки из разнообразных материалов .

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основными задачами педагога являются: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования. Поэтому деятельность педагога дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Одним из видов деятельности, позволяющим обеспечить реализацию ФГОС дошкольного образования, является конструктивно – модельная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность. Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Одним из видов деятельности, обеспечивающей активность ребенка, когда педагог организует совместную деятельность для передачи знаний, а не выдает их в готовом виде, является конструктивно-модельная деятельность, в которой проявляется инициативность и творческая активность ребенка. Конструктивно-модельной деятельностью считается создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Наблюдая за деятельностью детей нашей группы в среднем возрасте, мы заметили, что у них повышенный интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Еще и потому, что в нашей группе большое количество мальчиков, мы решили организовать дополнительную бесплатную услугу по лего-конструированию и робототехнике под названием «Лаборатория Фиксики».

Целью «Лаборатории Фиксики» является: создание условий для игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, для экспериментирования с доступными детям материалами; формирование основ инженерно-конструкторского мышления детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к моделированию и конструированию. Наша инициатива была поддержана старшими воспитателями и администрацией ДОУ. Была создана материальная база для занятий конструктивно-модельной деятельностью. Нами, воспитателями, разработана рабочая программа и перспективный план работы кружка. В результате дети с удовольствием создают новые модели, целые композиции.

Конструктивно-модельная деятельность является продуктивной деятельностью, которая направленна на получение продукта деятельности, конкретного результата. Но в связи с тем, что непосредственный процесс создания является игрой и, в какой-то мере, изобразительной деятельностью, он доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.

В своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создана соответствующая развивающая среда. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке расположены разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек. Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений Когалыма, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта. Замечательно, когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами.

Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию мышления, мелкой моторики, интеллекта, воображения и творческих задатков, способствует формированию умений концентрироваться, сотрудничать с партнёром, воспитывает уверенность в своих способностях. Конструктор Lego – это занимательный материал, при использовании которого решаются задачи всестороннего развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста: развития речи; математических представлений; конструкторских навыков; коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе). И это далеко не полный перечень задач.

С целью развития у детей инициативы и самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности использую разнообразные формы организации деятельности и приёмы поддержки инициативы и самостоятельности, опираясь на труды Л.В. Куцаковой, Фрёбеля, Леона Лоренса и Холмовской.

Конструирование по образцу разработано Ф. Фрёблем. В ходе данного вида деятельности предлагаю детям на примере образца и способа изготовления воспроизвести аналогичную постройку. В качестве образца использую рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, заранее приготовленные постройки.

С целью поддержки детской самостоятельности и инициативы при организации конструирования по образцу предлагаю детям построить дополнительные постройки по желанию. Дети самостоятельно придумывают постройки, выбирают для них необходимые детали конструктора, без участия взрослого воплощают замысел. Затем эти постройки дети используют в игре.

Также предлагаю детям строить по предложенному образцу, но из других деталей или из другого конструктора. Этот приём активизирует мыслительные процессы дошкольников, творчество, инициативу. Использую образцы, частично соответствующие замыслу. Такие образцы побуждают детей вносить изменения в постройку, самостоятельно решать конструктивные задачи. Таким образом, решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

Знакомство с чертежами и схемами начинается с простейших чертежей. Дети рассматривают нарисованные детали чертежа, сравнивают и соотносят их с оригинальными деталями, возводят постройку в соответствии с чертежом. Конструирование в парах побуждает детей совместно обдумывать план постройки, договариваться, кто какие части будет строить, проявлять инициативу при распределении обязанностей.

В отличии от конструирования по образцу конструирование по замыслу является более творческим процессом, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность и инициативу. Очень трудно дошкольнику самостоятельно воплотить замысел конструкции, поэтому задача педагога дошкольного образования создать условия для формирования у детей обобщённых представлений о конструируемых объектах, умений конструирования, способностей находить новые способы конструирования. Мы учим детей самостоятельно и творчески использовать навыки, которыми они овладели ранее. Умение воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок, являются показателем уровня знаний и умений и определяют степень самостоятельности и творчества дошкольника.

Дети моей группы очень любят конструировать разнообразные постройки из различных видов конструктора, умеют договариваться друг с другом об этапах возведения построек, намечают последовательность возведения построек. В дальнейшем многие постройки используются ими в игре.

Продуктом детской конструктивно-модельной деятельности являются не только поделки, но и целые композиции, рассказы составленные детьми по теме, а также мультфильмы, в создании которых дети принимают непосредственное участие. Совместная деятельность в этом направлении открывает новые возможности как в плане развития речи детей: озвучивание закадрового текста, отработка правильного произношения. В своей деятельности мы применяем технологию Н.П.Гришаевой «Социализация дошкольников» - «Дети – волонтёры». Продукты совместной деятельности постройки, мультфильмы обсуждаем и обыгрываем с детьми младшего дошкольного возраста.

В результате, можно сделать вывод, что организация образовательной деятельности через конструктивно-модельную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования дает возможность педагогу дошкольного образования осуществлять познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое и др.). Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.

Список литературы:

    Головин С.В., словарь практического психолога, 1998г.

    Гришаевой Н.П. «Социализация дошкольников» - «Дети – волонтёры», 2013г.

    Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду, 2006 г.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013г.

Е.Е. Крашенинников М., 2014-

М., 2014-

Конструкция (от лат. сonstructio - составление, построение), устройство, взаимное расположение частей, состав какого-либо строения, механизма и т.п.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (НЭС).

Конструктивно - модельная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Целью системы обучения конструктивно - модельным действиям в ДОУ является - развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней

Творчество в конструктивно - модельных играх подразумевает способность ребенка:

· к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной;

· использование в этих целях новых способов конструирования;

· или перестройка уже знакомых. Известны разные видовые определение конструированию.

Техническое - конструктивно - модельная деятельность из разного строительного материала, и художественное - из природного и бросового материала.

Можно выделить в зависимости от материала три вида конструктивно - модельной деятельности:

1 вид - из бумаги и картона,

2 вид - природного материала,

3 вид - из готовых форм.

Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из бумаги состоит в том, что из плоского листа создается объемный предмет.

Способы:

1) сгибание листа пополам (дом, шалаш, тетрадь);

2) сгибание полос бумаги (стол, кровать);

3) сгибание, надрезание и склеивание (кубик, стул);

4) складывание при помощи разнообразных комбинаций (лодочка, самолет, стакан);

5) использование выкроек (скворечник, домик).

Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из природного материала. Используется разнообразный природный материал. Дополнительный материал - бумага, клей, нитки, проволока, ножницы, шило, иголки, молоток.

Своеобразие конструктивно - модельной деятельности из готовых форм. Готовые формы - коробки, пробки, тематический строитель. Мелкий и крупный - мягкий, деревянный, пластмассовый, металлический.

При этом выделяются следующие формы конструктивно - модельной деятельности:

По образцу - (по карте - схеме по рисунку, по пооперационной карте, помодели); В процессе конструктивно - модельной деятельности по образцу. у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

По условиям. Эти способы необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. В процессе конструктивно - модельной деятельности по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий.

По замыслу. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

По тематике. В старшем дошкольном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

Немаловажно, что дети, старшего дошкольного возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

Методы:

вызывания адекватных эмоций - суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение.;

пояснения - широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

сравнения - повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

акцентирования на деталях - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

педагогического наблюдения .

Приемы:

рассказ , может использоваться в различных ситуациях;

визуальное сравнение - сравнение построенного объекта со схемой;

композиционные варианты - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала;

мысленное создания объекта по названию , данному педагогом. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах необходимо использовать точные установки.

Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

Что будет построено потом?

Что у тебя особенно хорошо получится?

«узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название.

игровые элементы , стимулирующие желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее? », «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

мотивация

Построим дорогу к бабушке в деревню;

Создадим объемную аппликацию для мамы;

создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

использование загадок и литературных произведений .

сюжетное обыгрывание .

Примерное временное соотношение частей.

Общее время ОД 100 %.

1 часть - вводная 15 - 20 %.

2 часть - основная или продуктивная 50 - 70 %.

3 часть - заключительная или анализ детских работ 15 - 20 %.

1 часть. Если нужен - показ образца, рассматривание, объяснение, вопросы к детям. Мотив. Дети должны знать для кого (чего) делают.

2 часть. Продуктивная деятельность. Выбор детьми необходимого материала. Указания, напоминания, индивидуальный показ, поощрение. Отмечать обязательно оригинальные находки, творческий подход.

3 часть. Отметить аккуратность, прочность, наличие частей, соответствие оригиналу или схеме, оригинальность и т.д. Поощрение обязательно.

Важно! Не сравнивать работы одного ребенка с другим. Посмотри, как у Лены здорово получилось, а у тебя? Сравнение возможно только с успехами самого ребенка. Например, у тебя сегодня такая прочная постройка получилась. Или - ты старался, но детали упали. В следующий раз сделай это лучше. Можно спросить детей, чья поделка понравилась, но это, как правило, не объективно, а по симпатиям. Стоит ли на этом тратить время.

Необходимо задавать при анализе детских работ старшим дошкольникам вопросы, которые вытекают из цели ОД:

  1. фото, схему и т.д., почему?

Анализ можно провести после ОД. К анализу необходимо возвращаться неоднократно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад “Росинка” города Ядрина Чувашской Республики


Рабочая программа

совместной деятельности

по конструктивно- модельной деятельности

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие».

(средняя группа)

на период с 01.09.2016 по 31.05.2017

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

“От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Составитель:

воспитатель

Серина Татьяна Александровна

г. Ядрин 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей средней группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью формирования целевых ориентиров, соответствующих ФГОС. Раздел «по конструктивно-модельной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Осуществляется в ходе совместной деятельности в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

Предпочтительными формами организации образовательного процесса адекватными возрасту детей по конструированию у детей среднего дошкольного возраста является совместная и самостоятельная деятельность, проходящая в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах.

Количество занятий в год 36.

Срок реализации с 01.09.2016 по 31.05.2017

Виды интеграции образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

- «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

- «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

- «Социально-коммуникативное развитие» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

- «Речевое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно-эстетическое развитие».

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели. Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т.д.). Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Обучать приемам конструирования из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку). Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Календарно-тематическое планирование по конструктивно-модельной деятельности.

Месяц

дата

Тема образовательной деятельности

Программное содержание

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Сентябрь

«Загородки и заборы»

Упражнять в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб,кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения

Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр.13

«Дерево»

Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию.

Бумага, ножницы.

«Терема»

Развивать конструктивные навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур.

Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 28

«Веселые зверушки»

Закреплять навыки выполнения базовой формы «Треугольник». Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Расширять коммуникативные способности детей.

Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.

Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала.

«Лесной детский сад»

Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом.

Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 34

октябрь

«Домики, сарайчики»

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов.

Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 21

«Грузовые автомобили»

Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (сравнение с бруском);

Уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений.

Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 37

«Мосты»

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету. Комбинировать их.

Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур в выделении их свойства и различия.

Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 45

«Корабли»

Дать детям представление о разных видах судов; о том что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в плаированиидеятельности.

Развивать конструкторские навыки

Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 49

Октябрь

«Самолеты»

Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси.

Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в придумывании своих вариантов построек.

Л.В. Куцакова Конструирование из строительного материала стр. 51

«Улица нашего города. Светофор»

Учить детей строить машины из деталей конструктора и светофор из коробки.

Развивать внимание, быстроту, двигательные умения.

Белый картон, карточки с изображением красного, желтого, зеленого сигналов светофора, конструктор, коробочка из-под зубной пасты.

ноябрь

«Волшебное зеркальце»

Учить работать с квадратом: делить по полам, по диагонали; складывать боковые стороны от угла. Учить детей конструировать птиц (ворону).

Формировать художественный вкус, воображение, развивать пространственное мышление.

Заготовки: квадраты черного цвета, обрезки разных цветов, фломастеры, ножницы, клей.

«Постройки»

Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел.

Строительные наборы.

«Кроватка для куклы»

Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; различать длинные и короткие кирпичики, правильно называть их; самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки..

Учить выполнять постройку по готовому образцу, воспитывать интерес к конструированию

Деревянный конструктор

декабр ь

«Гирлянда»

Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали.

Цветной картон, выкройки звездочек, флажков.

«Домик для друзей»

Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением тела животного и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых животных по готовому образцу; развивать умение "читать" схемы-развертки деталей.

Геометрические фигуры.

«Шапочки из бумаги»

Учить складывать бумагу, совмещая углы и стороны.

Развивать мелкие мышцы кисти рук.

Листы белой бумаги.

«Елочка»

Формировать умение на основе анализа незнакомой игрушки «узнавать» знакомый способ конструирования и переносить его в новые условия.

Формировать умение соотносить размеры геометрических фигур (квадратов и треугольников) друг с другом. Продолжать воспитывать аккуратность в работе.

Цветная бумага (зеленая).

Январь

февраль

«Веселые снеговики»

Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, закрепить понятия «в правом, левом верхнем и нижнем углу», «посередине». свое рабочее место.

Закрепить умение пользоваться ножницами и клеем, делать детали снеговиков сминанием салфеток, составлять композицию из отдельных деталей. Учить передавать настроение. Убирать после работы

Салфетки бумажные, ножницы, картон.

«Ранним утром, на заре,

Вырос терем на горе».

Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке.

Деревянный конструктор.

«Будка для собачки»

Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. Учить анализировать бумажную поделку: выделять части, их пространственное расположение относительно друг друга, расположение деталей на плоскости, учить складывать лист бумаги пополам (вдоль, поперек). Учить закруглять у квадрата два угла, таким образом, чтобы получился полуовал.

Продолжать учить аккуратно работать с клеем, салфеткой.

Бумажные салфетки, клей.

«Конструи-рование зоопарка»

Упражнять детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур.

Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности.

Деревянный конструктор

«Перевозим грузы»

Закрепить представления детей о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; расширять представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений.

Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

Деревянный конструктор.

«Бинокль»

Учить конструировать бинокль из бумаги, скручивать в трубочку бумагу, соединять детали в целое.

Познакомить с профессиями армии.

Картон, картинки моряка, танкиста, летчика.

«Открытка в подарок папе»

Учить детей складывать в технике оригами галстука из квадрата. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами.

Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе.

Март

Апрель

«Постройки»

Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел;

Упражнять в моделировании по схеме.

Строительные наборы.

«Букет роз»

Учить изготавливать розу из бумаги, симметрично располагать цветы и листья. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности.

Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию.

Цветная бумага.

«Корабль для путешествий»

Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки.

Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу.

Строительные наборы.

«Чудесная веточка»

Цветная бумага, салфетки, клей.

«В гости к старичку Боровичку»

Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа.

Пластилин.

« Белая птица

По небу мчится »

Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением самолета и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых кораблей по готовому образцу; развивать умение "читать" схемы-развертки деталей.

Развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Плоскостные геом. фигуры.

«Волшебный цветок»

Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу.

Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус.

Цветная бумага.

«Друзья Кубика»

Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа.

Способствовать выработке навыков работы с различными материалами, развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.

Строительный набор.

«Выращиваем кувшинку»

Учить детей мастерить, пользуясь любым подручным материалом, фантазировать и делать поделки своими руками.

Учить доводить начатую работу до конца.

Шаблон на большом листе, картон, цветная желтая и белая бумага. Клей, ножницы, простой карандаш, кисточка, фломастеры, Образец кувшинки.

«Цветы»

Пробуждать творческую фантазию детей. Продолжать складывать квадрат пополам по диагонали, загибать углы по линии. Воспитывать любовь к природе.

Тонкие квадратные листы бумаги разных цветов, ножницы, палочки, полоски бумаги, фломастеры. Образцы цветов.

«Цепочки из колец»

Учить сенсорному анализу. Развивать мелкую моторику. Научить разрезать бумагу несколькими движениями ножниц. Научить склеивать из полосок бумаги кольцо – баранку.

Развивать аккуратность, внимание, умение доделывать свою работу до конца. Усвоение математических понятий «один», «много», «по одному».

Цветная бумага, клей, ножницы.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по конструктивно-модельной деятельности.

К пяти годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень овладения необходимыми навыками и умениями по конструированию:

Расширяются знания и представления о конструируемых объектах;

Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей;

Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;

Формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах;

Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;

Совершенствуются конструктивные навыки;

Развиваются навыки пространственной ориентации;

Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;

Развивается творчество, изобретательность;

Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам;

Дети учатся мастерить элементарные игрушки оригами;

Упражняются в изготовлении поделок из бросового и природного материала;

Аккуратно наклеивают изображения предметов, состоящие из нескольких частей;

Составляют узоры из растительных форм и геометрических фигур;

Развивается деловое и игровое общение детей;

Приучаются к аккуратности в работе и порядку.

Перспективное тематическое планирование

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»

Старший дошкольный возраст

Составила:

Воспитатель Епишкина Е.Г.

Пояснительная записка

Цель:

Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»

Старший дошкольный возраст

Составила:

Воспитатель Епишкина Е.Г.

Пояснительная записка

Цель:

Продолжать развивать умение сооружать постройки и работать коллективно; объединять постройки в соответствии с общим замыслом.

Задачи:

  • Развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции
  • Учить выделять основные части и характерные детали конструкций
  • Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие
  • Помогать анализировать сделанные поделки и постройки
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами
  • Учить заменять одни детали другими
  • Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта
  • Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
  • Продолжать развивать умение работать коллективно
  • Продолжать учить делать поделки из природного материала и бумаги

Примерное перспективное планирование

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Сентябрь

Тема

«Бабочка» из природного материала

По замыслу

«Домик с окошком»

«Цветок»

Цель

Учить делать бабочку из различных природных материалов; укладывать листья в виде крыльев, плотно их прижимать, присоединяя к туловищу.

Поощрять инициативу, самостоятельность в выполнении построек по собственному замыслу. Обыгрывать постройки.

Учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах; передавая в постройке основные детали

Упражнять в плоскостном моделировании. Развивать творчество, конструкторские навыки.

Октябрь

Тема

«Лошадка» из природного материала

«Многоэтажный дом»

«Машина для груза»

«Мост пройдем и в лес попадем»

Цель

Учить выполнять изделие из природного материала, воспитывать аккуратность.

Уточнить форму предметов; учить сооружать высокие постройки; делать перекрытия из двух вертикальных кирпичиков и пластины.

Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании.

Закреплять умение выполнять конструкцию из строительного материала; воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Ноябрь

Тема

Моделирование по схеме

«Машина»

«Роботы»

По замыслу

Цель

Упражнять детей в конструировании по схемам; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений.

Уточнить у детей название строительных материалов. Поощрять инициативу, самостоятельность.

Упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструктора. Развивать воображение, внимание.

Закреплять конструктивные навыки.

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Декабрь

Тема

«Птица» из природного материала

«Корзиночка» из картона

«Елочная игрушка для друга»

«Котенок» из природного материала

Цель

Учить делать птицу, используя в работе природный материал(желуди, ветки, семена клена)

Учить работать по выкройке. Развивать умение аккуратно делать надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность,инициативу.

Закреплять умения правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы, подготавливать свое рабочее место и убирать после работы.

Учить делать котенка из природного материала, соединять детали при помощи спички (очищенной от серы).

Январь

Тема

«Дворец Деда Мороза»

По замыслу

«Детский сад»

«Башня и забор для птички»

Цель

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе из основных частей их функциональном назначении; аргументировать свои решения; развивать конструктивные навыки.

Упражнять детей в плоскостном моделировании.

Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия.

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов. Упражнять в совместном конструировании.

Февраль

Тема

«Слон» из спичечных коробков

«Водный транспорт»

«Самолет»

«Идем в театр с мамой»

Цель

Учить делать новую игрушку. Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Развивать фантазию, творческие способности детей.

Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в умении рассуждать и аргументировать решения. Развивать внимание, память.

Учить сооружать постройку комбинированием знакомых по форме деталей строительного материала.

Упражнять в плоскостном моделировании.В совместном конструировании. Развиваить самостоятельность, инициативу.

Месяц

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Март

Тема

«Везем растения на метро»

По замыслу

«Плот» из природного материала

«Городок для кукол»

Цель

Уточнять представления о строительных деталях, деталях конструкторов(при постройке метро). Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.

Упражнять в конструировании и моделировании из строительного материала.

Закреплять умение выполнять изделие из природного материала(ветки).

Формировать умение конструировать по желанию, используя усвоенные методы и приемы; анализировать выполненные постройки.

Апрель

Тема

«Ежик» из природного материала

«Ракета»

«Микрорайон города»

«Корабли»

Цель

Учить детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

Расширять представления о летательных аппаратах. Развивать конструкторские навыки.

Совершенствовать конструктивные навыки. Закреплять название строительных материалов. Учить применять в конструировании полученные умения.

Расширять обобщенные представления о разных видах судов, зависимости их строения от назначения. Упражнять в конструировании судов.

Май

Тема

По замыслу из песка

По замыслу

«Башня и дом»

По замыслу

Цель

Развивать конструкторские способности, мышление творчество, обогащать речь.

Совершенствовать конструктивные навыки.

Развивать игровые конструктивные навыки. Развивать умение работать коллективно.

Упражнять в выполнении построек из песка.

Используемая литература

  1. Л.В. Куцакова. «Конструирование и художественный труд в детском саду».
  2. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада».
  3. «Комплексные занятия» старшая группа Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.


В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков.

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) - это методика обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, лего- конструктора, картона, бросового материала, природного материала и т.д.

Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. Отдельно хочется сказать о лего-конструкторе. Игра - важнейший спутник детства. А ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них - ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в Лего-конструкторы? И каковы другие области применения ЛЕГО в детской жизни? Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.

Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) планируется и проводится 1 раз в неделю во второй половине дня во время взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности.

В МАДОУ функционирует кружок «Самоделкин» на бюджетной основе, ДПОУ «Лего - страна».