Музейная анимация

Музейная анимация

Под интерактивностью в музее понимаются специальные технологии, позволяющие заменить традиционный рассказ экскурсовода и пассивное восприятие экспозиции активным взаимодействием посетителя музея с его экспонатами. В полной мере интерактивность достижима лишь в специально спроектированных интерактивных музеях. Анимация в музее – это одна из возможностей преодоления традиционной отчужденности посетителя от музея.

Анимационная деятельность воспринимается в музеях очень по-разному – от оптимизма до полного неприятия. Тем не менее, она в музейной практике присутствует.

Анимация в музеях может принимать следующие формы.

1. Включение анимационных моментов в традиционную экскурсию по залам музея.

2. Циклы анимационных интерактивных программ для детей и взрослых.

3. Спектакли, связанные с тематикой музея.

4. Цикл спектаклей-портретов «Театр человека», основанных на использовании музейных фондов.

5. Музейные по сути акции за пределами музея.

6. Спектакль-визитка города, сделанный на музейной основе.

7. Использование анимационных моментов при открытии выставочных музейных проектов.

8. Создание специальных анимационных проектов для реализации развивающих экскурсий в музеях.

Под музейной театрализацией в отличие от театрализации в музее будем понимать применение в работе с посетителем некоторых театральных приемов с опорой на музейную специфику (использование экспозиции и музейных фондов, привлечение сотрудников музея в качестве исполнителей, соответствие тематики профилю музея и др.).

Обозначим, прежде всего, спектр задач, которые могут быть успешно решены методами музейной театрализации.

1. Достижение повышенной выразительности при экскурсионном показе экспозиций за счет дополнения традиционного языка музея языком театрализованного зрелища.

2. Расширение историко-культурного пространства музейной экспозиции за счет игрового взаимодействия актеров, музейных предметов и, возможно, посетителей музея.

3. Актуализация нематериального культурного наследия, которое для своей демонстрации требует непременного участия человека.



4. Соединение возможностей современных методов воздействия на зрителей (визуальное искусство, инсталляции, перформансы) с традиционными возможностями музеев.

5. Достижение наиболее полного выражения в театрализованном действии человеческой сущности (в ее социальных и индивидуальных проявлениях), о которой музейная экспозиция стремится «рассказать» своими невербальными средствами.

Отметим теперь специфические черты, отличающие именно музейную театрализацию.

Во-первых, она щедро насыщена содержанием документов из фондов или экспозиций музея. Естественно, документы не просто зачитываются. На их основе строится действие, их тексты используются в диалогах, письмах, рассуждениях действующих лиц спектакля. Да и само сюжетное развитие спектакля имеет под собой документальную основу, что, впрочем, не означает претензии на декларацию через театрализованное действие некоей исторической истины «в последней инстанции». Здесь документы используются не столько как исторические источники, сколько как средство для воссоздания атмосферы и духа времени.

Во-вторых, как правило, вместо театрального реквизита используются подлинные музейные предметы, разумеется, безо всякого риска нанести им хоть какой-нибудь урон.

В-третьих, специфика музейного спектакля связана с его исполнителями. Чтобы спектакль не был «разовым», приходится вовлекать в число его участников сотрудников музея. В этом есть определенные риски, связанные с опасностью снижения уровня спектакля. Хотя имеются и достаточно положительные примеры.

Укажем, наконец, на объекты музейной театрализации, которые могут играть роль доминант в театрализованном действии или в отдельных его эпизодах.

Историческая личность

Изображение на сцене самой исторической личности вовсе не обязательно. О ней могут свидетельствовать второстепенные персонажи и предъявляемые через их монологи и диалоги документы, письма, воспоминания, присутствующие на сцене портреты, демонстрируемые с помощью проекции репродукции и фотографии, а также используемые в спектакле соответствующие исторической обстановке музейные предметы.

Музейный предмет-символ

Театрализация, как это ни покажется на первый взгляд странным, может способствовать утверждению примата предмета в музее. Отдельные музейные предметы за счет особых драматургических ходов и театральных приемов могут быть возведены в ходе музейного спектакля до роли очень значимых символов. Причем их семиотическое значение может быть подкреплено выявленной в ходе действия богатой семантикой.

Документ-символ

Копия находящегося в музейной экспозиции документа может сыграть в музейном спектакле ключевую роль за счет выведения текста из статуса исторического документа в статус рождающегося на глазах зрителей результата живого действия. Соответственно, эмоциональное восприятие зрителями текста существенным образом меняется.

Историческое событие

В музейной театрализации совсем не обязательно пытаться хоть в каком-то виде воспроизвести то или иное историческое событие, особенно масштабное. Например, в спектакле «Песнь о заре над Талкой» события 1905-1907 гг. в Иваново-Вознесенске не иллюстрировались театральными средствами, а осмысливались двумя персонажами, представляющими эти события через творчество двух поэтов – свидетеля тех событий и нашего современника.

Ритуал

Как известно, театр возник из древних ритуалов. Поэтому представление на сцене ритуалоподобных действий, на наш взгляд, вполне оправданно. С другой стороны, показ в театрализованной форме того или иного ритуала не может рассматриваться как цель музейной театрализации. Скорее речь должна идти о создании художественного образа, дающего достаточно яркое представление о культурном феномене, с которым был некогда связан ритуал.

Произведение искусства

После становления идеологии «нового музея» использование в экспозиции музея произведений искусства стало достаточно распространенным явлением. Произведение живописи, скульптуры, особенно в сочетании с другими видами искусства (музыка, вокал, пластика), может сыграть в музейной театрализации роль мощного выразительного средства, обеспечивающего высокий накал эмоций посетителей.

Введение.
С каждым годом музейная анимация приобретает все большую популярность. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла иразвивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры.
В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание иформы. Макеева И.А выделила основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея.
Существует ряд форм анимационных программ для проведения мероприятий в музеях. Анимация - сравнительно новое направление туристской деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых итеатрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между туристскими организациями, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.
Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте определенных видов отдыха, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов.
Об анимации в музеях существуюттруды Калугиной Т.П. Художественный музей как феномен культуры рассматривала Т. В. Галкина
О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности писали Ванслова Е.Г. «Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации», Именнова Л.С. «Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика». Коссова И.М. «Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденциии перспективы». О культурно-образовательной деятельности музеев писал Нагорский Н.В. в статье «Музей как институт социально-культурной деятельности». Шляхтина Л.М. исследовала теорию музейного дела в статье «Основы музейного дела теория и практика».
Следует подчеркнуть важность для исследовательской работы статьи Макеевой И.А,которая характеризует основные этапыпериодизациикультурно-образовательной деятельности отечественных музеев, можно выделить ряд моделей музея, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея. Первая модель (вт. пол.XVIII в.) – образовательная, связана с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного института Санкт-Петербурга, Минералогический, Зоологический и др. музеи Московского университета), создание и деятельность которых была обусловленазадачами учебного заведения, структурными подразделениями которого они являлись.
Вторая модель (конец XIX – начало ХХ вв.) – просветительная модель, в рамках которой про- исходит осмысление назначения музея и разграничение функций учебных заведений и музея основнымна значением которого является научно-просветительская миссия.
Третья модель (20–50-е гг. ХХ в.) – политизированная модель, определяющая рольмузея как общественного института, осуществляющего посредством своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культурно-идеологической среды и в целом иллюстрирующего торжество марксистко-ленинской идеологии и советского строя.
Четвертая модель (60 – сер. 80-х гг.) – информативная, характеризовавшаяся отношением к музею как средству распространения знаний, имеющих научныйхарактер; работа с посетителями носит идейно-воспитательный характер и осуществляется под непосредственным руководством партии, при этом посетитель рассматривается как некий пассивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию.
Пятая модель (конец 80-х – 2000 гг.) – коммуникативная, которая в отличие от информативной модели, рассматривает...

Введение 2 Глава 1. Теоретические основы методик анимационного обслуживания. 1.1. Современное состояние рынка туристических услуг курортов Египта 4 1.2. Анимационное обслуживание как критерий качества в египетских отелях 10 1.2.1 История развития анимации 11 1.2.2 Виды анимационных услуг 17 1.2.3 Специфика анимационных услуг 21 Глава 2. Анализ анимационных программ (на примере отеля Concorde El Salam (Front Area) 5*. 25 2.1. Общая характеристика отеля Concorde El Salam 25 (Front Area) 5* 25 2.2. Особенности организации анимационного обслуживания отеля. 29 2.2.1 Организация спортивной анимации 30 2.2.2 Организация детских праздников 34 2.2.3 Организация танцевальных шоу программ 36 2.3. Оценка преимуществ и недостатков существующего анимационного обслуживания отеля Concorde El Salam (Front Area). 38 Глава 3. Направления совершенствования анимационного обслуживания и их роль для развития отеля. 42 3.1 Разработка анимационных программ, направленных на улучшение качества обслуживания туристов 42 3.1.1 Классификация программ по типу туристов 42 3.1.2 Организация анимационной службы на территории отеля. 48 3.2 Экономическое обоснование разработанного комлекса анимационных услуг. 52 Заключение 55 Список используемых источников 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64

Введение

Творчество, художественная практика приобретают коммерческий характер. XX в. – век зарождения индустрии развлечений, в основе которой находится массовое искусство и технические возможности. Они дают развитие аудиовидеопродукции, различным эстрадным шоу, представлениям, развлекательным тематическим паркам, многообразию видов и жанров телепрограмм. Актуальность работы заключается в том, что свою нишу в индустрии развлечений занимает наиболее сложное по структуре и продолжительное досуговое занятие – туристическое путешествие. Время досуга, проводимое в домашней обстановке, уменьшается и увеличивается доля досуговых занятий вне дома и в общественных формах на коммерческой основе. Естественно, такие изменения увеличивают личные материальные расходы, а со стороны экономики растет сегмент сервисных учреждений, заинтересованных в привлечении больших групп людей. Анимационное обслуживание является источником существенной прибыли и привлекательности турпродукта отеля, поэтому в профессионалах данного профиля заинтересованы все современные предприятия индустрии туризма. Целью дипломной работы является разработка программ, направленных на улучшение качества анимационного обслуживания туристов на примере отеля Concorde El Salam (Front Area) 5*. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: оценить современное состояние рынка туристических услуг курортов Египта изучить виды и специфику анимационных услуг выявить особенности анимационных программ разработать и экономически обосновать комплекс анимационных услуг, направленных на улучшение качества обслуживания гостей отеля. В ходе работы были использованы труды исследователей, в особенности работы Булыгиной И.И., Гаранина Н.И., Ветитнева А.М. В книгах данных авторов подробно изучены вопросы о важности и актуальности выбранной нами темы. В работах Булыгиной И.И., Гаранина Н.И. раскрывается понятие и сущность анимации, вопрос о значении достаточной материальной базы для обеспечения плодотворной работы анимационной службы гостиниц и санаториев, приведены примеры грамотного построения организационной структуры анимационной службы, правильно спланированная программа анимации.

Заключение

Для эффективной реализации анимационной деятельности нужны три составляющие: концепция гостиничной анимационной деятельности с приложением типовых анимационных программ и методик их адаптации к реальным группам и персоналиям; материально-техническая база для спортивно-оздоровительных и развлекательных занятий; талантливые аниматоры, которые способны воплотить концепцию, программы и методики в жизнь, и обслуживающий персонал. В ходе работы были решены следующие поставленные задачи: 1) Произведена классификация туристов по типу поведения и для каждого предложена программа анимационного обслуживания. 2) Разработана структура организации анимационной службы на территории отеля. 3) Определены функции звеньев службы 4) Приведено экономическое обоснование. Опыт стран с успешно развивающейся туристической отраслью показывает, что в индустрии развлечений требуются качественные программы, дорогостоящее и высококачественное оборудование, новые подходы в управлении, высококвалифицированный персонал. Обоснование организации анимационного сервиса в местах размещения отдыхающих. Главной характеристикой успешного отдыха для туриста является не количество купленных им сувениров, не стоимость коктейлей в баре и не цвет кафельной плитки в ванной комнате, а психологическое состояние клиента в течение отдыха, настроение. Чем лучше настроение клиента, тем более он расположен к совершению покупок и потреблению услуг. Для организации обслуживания отдыхающих важно четко понимать, что само по себе высококачественное состояние объекта туристского размещения не обеспечит полноценный комфорт для туриста. Оживить стены отеля, дать возможность отдыхающим проникнуться идеей его устроителей (будь то спортивная, оздоровительная или познавательная направленность) - вот главная задача принимающей стороны; Разрабатывая структуру анимационной службы отеля, анализируя влияние персонала на психологическое состояние отдыхающих, необходимо принять во внимание, что основную роль в создании того или иного психологического климата в отеле играет персонал анимационного сервиса - аниматоры. Именно от их личностных качеств и умения создать у туристов особое настроение и ощущение комфорта, уюта в конечном счете зависит, насколько полноценным будет отдых гостей отеля. Аниматор - специалист по формированию и продвижению туристско-спортивного продукта на туристском рынке и организации спортивно-оздоровительной деятельности туристов. Профессиональная команда анимационного сектора, круглосуточно заботящаяся о досуге отдыхающих, организует и проводит игры, конкурсы и спортивные соревнования, приглашает на представления, театральные и танцевальные шоу, мюзиклы, комедии, концерты классической музыки, просмотр кинофильмов на большом экране, вечеринки на пляже. В общем, делает все, чтобы сделать отдых интересным и незабываемым. Деятельность анимационных секторов отелей способна сгладить незначительные недостатки сервиса и повысить доходность отеля. Опыт показывает, что клиент даже в случаях недовольства организацией питания или услугами бара, сервисом службы приема или спортивной базой отеля стремится поселиться на время отдыха в том отеле, где его досуг был организован качественно и интересно и к нему были проявлены забота и понимание. Об эффективности работы анимационного сектора судят не только по объему дохода бара во время вечерних представлений, качеству спортивного инвентаря или объемам продаж сувениров с фирменной символикой, но и по количеству положительных отзывов в адрес анимационной команды при заполнении анкет отъезда. Таким образом, анимационный сервис является косвенным для объекта размещения источником прибыли.

Список литературы

1. Закон N15 от 1963 года (104/1985). 2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с. 3. Анимационный менеджмент в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И.Власова, А.П.Шарухин, Н.И.Панов. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с. 4. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – С.367. 5. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ. / Т. И. Гальперина. - М.: Советский спорт, 2008. – 234 с. 6. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. - М.: Советский спорт, 2006. – 93 с. 7. Можаева Н.Г., Богинская Е.В. Туризм: учебник для студентов системы СПО / под ред. Проф. А.А. Скамницкого. – М.: Гардарики, 2007. – С. 104. 8. Приезжаева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. УМП М., РМАТ, 2003. 9. Пядушкина И. И.Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / И. И. Пядушкина. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – 192 с. 10. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие.3-е изд-е, исправ. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 65. Интернет материалы 11. Работа аниматором в Египте http://studentur.ru/ 12. http://egypt-estate.ru/ 13. http://www.grandtour.ru/ 14. http://www.urakurort.ru/egypt-otziv.html 15. http://www.egypttravel.su/ 16. http://travel.ria.ru/ 17. http://www.myotpusk.ru/egypt/dosug_v_egipte/ 18. http://kudakak.com/ 19. http://www.tury.ru/ 20. http://www.findtour.ru/ 21. Активный отдых в Египте http://www.myotpusk.ru/ 22. http://www.tl-tur.ru/ 23. http://turistua.com/ru/

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.

В программу активного проведения досуга организаторы гостиничной анимации часто включают посещение музеев

Музей - это культурно-образовательное и научно-исследовательское учреждение, предназначен для хранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национальной и мирового историко-культурного наследие.

Функции современного музея чрезвычайно сложные, несмотря на разнообразие форм их деятельности. И хотя самая главная функция музея - сбор, изучение и экспонирование памятников истории, культуры, искусств ва, основным видом их деятельности становится и досуговая, особенно экскурсионноа.

Еще недавно культивировались традиционные формы экспонирования (стеклянные витрины, однообразные сведения об авторе и его произведение), а подробную информацию можно получить на экскурсии. Сегодня же культурное но-просветительская деятельность музеев претерпела существенные изменения: образовательная и воспитательная функции реализуются в образовательных программах, культурных акциях, сотрудничества с учебными заведениями; развлекательная функции я проявляется в активном участии личности в творческих мастерских, клубах, вечерах отдыха, концертах, в создании на территории музеев коммерческих структур - ресторанов, баров, торговых киосков в. Постепенно музеи становятся составляющей индустрии развитиеаг.

Музеи пытаются организовать свою работу так, чтобы посетитель мог ознакомиться с любой экспозицией, самостоятельно, не ожидая экскурсий. Способы предоставления информации: этикетировка, путеводители и брошюры из конкретных экспозиций, магнитофонные записи, видеоматериалы. Перепечатка, записи и видео документы не перегружают клиентов лишней информацией, изготовление копий, муляжей на етногра фично и естественных выставках позволяют не пассивными, а активными посетителями музея, пополнять свои впечатления тактильными средствамми.

Немалую роль в музейных учреждениях начали играть музейные смотрители, которые не просто следят за порядком, а могут квалифицированно отвечать на вопросы о выставке, экспозицию, отдельный музейный и экспонат, они являются посредниками между посетителями и научными работникам.

Интеграционный процесс музеев в сферу развлечений выражается в: 1) создании в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения досуга и развлечений, 2) проникновении"индустрии досуга"в музее, 3) использовании в музейной деятельности соответствующих форм роботорм роботи.

Интеграция музеев в сферу развлечений проявляется в таких формах:

Создание в музейных учреждениях функциональных помещений для организации проведения мероприятий досуга и развлечений (концертные залы, клубные комнаты, смотровые площадки, аттракционы, игровые уголки;

Проникновение"индустрии досуга"в музее (открытие магазинов, сувенирных лавок, кафе, аренда музейных помещений для проведения рекреационных и развлекательных мероприятий), использование в музейной деятельности форм отдыха, досуга и развлечений (кружки, хобби-группы, праздники, театральные, музыкальные, литературные и тематические вечера, конкурсы, фестивали, творческие лабораториибораторії;

Методами активизации участия населения в культурно-досуговых мероприятиях являются:

Организация дней культуры, художественных фестивалей, городских праздников;

Организация выставок живописи, истории, архитектуры;

Создание"мистецтвотек";

Систематические трансляции художественных радио-и телепередач, совершенствование маркетинговой деятельности музеев; активизация участия молодежи через образовательные, культурно-художественные и досуговые проекты;

Реализация образовательных и культурных программ для взрослых, создание условий для доступа к музейным ценностям фондов

Другое досуга в музеях реализуются с использованием различных методов: обучение путем творческой деятельности, ролевые игры, методов экспериментального обучения

Приоритетными в музейной деятельности являются образовательные программы для подростков. Организация досуга в музеях активизируется во время школьных каникул: музеи, художественные галереи, выставочные центры проводят творческие акции, концерты, лекции, киновечера, организуют передвижные выставки, игровые конкурсы и соревнования их цель состоит в культурном развитии ребенка, углублении знаний об истории своей страны, ее мисте ство, литературу, народное творчество на основе первоисточников, а не учебников. Поэтому музеи тесно сотрудничают с учебными заведениями, а подростки регулярно посещают музейные залы соответствии с теми тем изучаемых в школе. Специальные образовательные программы разрабатываются для детей и подростков разного возраста и разного уровня подготовки, они реализуются в таких формах работы, как: экскурсии, семинары, дис пути, исследования, наблюдения, ролевые игры, театрализованные представления, тренингінги.

Музейная деятельность не ограничивается работой с детьми и подростками. Образовательные и научные программы музеев разрабатываются и для студенческой молодежи. При этом нельзя забывать, что музей - это не только место с собрания и хранения больших художественных коллекций. Музей является научным учреждением, центром распространения знаний, в котором хранятся архивная и справочная документация, новая литература. Активными формами рабо ты музеев со студенческой аудиторией является проведение совместных научных исследований, этнографических экспедиций, археологических раскопок, подготовка научных публикацияхацій.

Лучшей формой досуга в музее была и остается музейная экскурсия. Согласно современным представлениям,"экскурсия представляет собой коллективный осмотр музея, выдающегося места, выставки, объекта природы и т т д по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательной, образовательной, научной и воспитательной целью, а также служит для удовлетворения эстетических потребностей во время свободного времяпрепровожденияня часу".

Таким образом, экскурсии свойственна ряд характерных признаков, главным из которых является приоритетность зрительного восприятия, сопровождаемого необходимым словесным комментарием. При этом зрительное и вербальное восприятий вует усиливается моторным - передвижением по определенному маршруту, осмотром объекта под разным ракурсом, на разном расстоянии. Иначе говоря, экскурсия предусматривает двигательную активность экскурсантов ее характер терн признаком является также коллективность осмотра, в результате чего в группе людей, связанных общим интересом и возможностью обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера. Она влияет на восприятий ття и усвоения увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, то есть она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, собственности ве экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном просторосторі.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и могут делиться по месту проведения, за объектом показа, а также по характеру тематики, целевой направленностью и составом экскурсантов. Экскурсии могут осу йснюватися и в помещении музея - по экспозиции, выставках, фондах, а также за пределами музейного помещения - по достопримечательностям и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, объединяющие есть единственной темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиеах.

По тематическим характером выделяют обзорные экскурсии и экскурсии по темам профильной дисциплины. Обзорные экскурсы предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желают получить зага ального представления о его истории и коллекцийї.

Обычно эти посетители - туристы, ограниченные временем. Сведения, предоставляемые им во время обзорной экскурсии, носят информативный характер. Экскурсовод или музейный работник кратко знакомят с ист тория и содержанию музейных собраний, а также с основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. Экскурсии на темы профильной дисциплины в музейной практике чаще называют тем аттической, что в принципе некорректно, поскольку любая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, призван детально раскрыть одну из тем или какую-то проблему. Иногда в музеях провод яться циклы экскурсий, объединенных определенной проблематикой и предназначенных для постоянной группы посетителиа­чів.

По целевой направленности выделяют культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К последним относятся и методические эк кскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой проведения экскурсей.

По составу экскурсантов различают экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, для групп по составу однородных или разнородных (например, для родителей с детьми мы.

течение последних десятилетий учитывая укрепление позиций теории музейной коммуникации экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения, предметом которого являются ценности культуры, значимых и для аудитории, и для того, кто выступает как руководитель. При этом такое общение носит ролевой характер: каждый участник диалога действует в пределах отведенного его регламента, а стиль поведения задается ролью экскурсовода и экскурсанта.

Итак, среди основных тенденций музейной деятельности можно определить следующие:

Интеграция музейных программ в сферу досуга;

Сохранение и популяризация жизни местных культурных ценностей и их самобытности;

Обогащение духовной жизни человека путем связи"искусство-история-индивидуальный опыт";

Развитие виртуальных музеев и мультимедийных проектов, укрепляет контакты со зрительской аудиторией и позволяет посетителям знакомиться с коллекциями музеев разных стран;

Расширение музейной деятельности за пределами музейного учреждения, в регионы страны;

Развитие музеев как туристических объектов

Таким образом, основные функции организации современного досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, непосредственно связаны с феноменом культурно-досугового среды и могут быть выражены же ими направлениям своей деятельности

Организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интересов и возможностей всех групп населения;

Разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей с сферы досуга в целом

Апробация, отработка и внедрение новой техники, которые разрабатываются промышленностью для их использования в сфере досуга;

Выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе учреждения размещения;

Объединение различных видов развлекательных программ (танцевальных, аттракционных, компьютерных и т п)

. Вопросы для контроля

1. Сущность досуга и отдыха

2. Роль анимации в повышении эффективности отдыха в гостиничной индустрии

3. Основные виды анимации

4 состава индустрии развлечений

5. Общая характеристика предприятий индустрии развлечений

6. Какие потребности способна удовлетворить гостиничная анимация?

7 факторов, определяющих выбор формы досуга

8. За счет чего можно достичь наибольшего восстановительных оздоровительного эффекта?

9. Программная анимация

10. Рекреационная основа анимационных программ

11. Основные типы направлений и программ гостиничной анимации

12. Анимационные программы в зависимости от возраста отдыхающих

13. Роль игрового досуга в организации отдыха

14. Процессы совершенствования организации игр с денежным выигрышем

15 факторов, влияющих на работу анимационной службы

16. Виды зрелищно-развлекательных анимационных услуг

17. Парки: виды и характеристика

18. Особенности проведения досуга в парках

19. Активные формы досуга. Спортивные программы

20 спортивно-развлекательные программы

21. Основные требования к материальному обеспечению организации досуга