На сколько развит человеческий мозг. Сколько процентов своего мозга используют люди. На сколько процентов работает мозг человека

На сколько развит человеческий мозг. Сколько процентов своего мозга используют люди. На сколько процентов работает мозг человека

О работе головного мозга ходит множество мифов и псевдонаучных утверждений, однако наиболее распространена информация о том, что человек пользуется лишь 3 – 10 % потенциала своего мозга. Подробнее об этом и других ошибочных суждениях о мозге можно прочитать в статье « ».

Точное происхождение данного мифа неизвестно. Некоторые приписывают его появление известному ученому Альберту Эйнштейну. По другим источникам прародителями теории считаются ученые Джеймс и Сидис, которые проводили эксперименты, связанные с уровнем интеллекта. Также данную идею приписали нейрохирургу Пенфилду.

Опровержение теории

Современные ученые, в частности, нейробиолог Б. Гордон предоставил несколько аргументов, полностью опровергающих миф о 10% использовании мозга. К ним относятся:

  • Во время естественного отбора и прохождения этапов эволюции отбирались лишь значимые для того или иного вида признаки. Если бы 90 % мозга не выполняло никаких функций, то, соответственно, в процессе эволюции эти части ЦНС исчезли бы.
  • Современные методы исследования, то есть различные сканирования, позволяют определить отсутствие слепых зон активности мозга. Появление неактивных участков отмечается только у лиц, имеющих какие-либо повреждения мозга.
  • Экспериментально доказано, что каждый отдел головного мозга отвечает за определенную функцию. При повреждении участка мозга, в любом случае, произойдет какое-то нарушение центральной нервной деятельности.
  • Доказано, что каждая отдельная клетка мозга функционально активна.
  • В ходе исследований выяснилось, что неиспользование какого-либо участка тела человека (части органа или даже конечности) приводит к его атрофии, а в некоторых случаях к замещению соединительной тканью. Если бы в мозге были неактивные участки они бы атрофировались или же вырождались.

Одним из интересных фактов о работе мозга является его повышенная активность во время сна. У некоторых ученых даже бытует мнение, что человеку для того и требуется сон, чтобы мозг успел обработать полученную информацию и разложить ее по полочкам.

Все эти доказательства свидетельствуют лишь о том, что ни та, ни другая сторона не понимают друг друга. Потому что потенциал мозга и использование определенных участков органа – это разные понятия.

Насколько же развит мозг у человека?

Точных данных о том, насколько активно человек использует свой мозг нету до сих пор. Остается только предполагать и строить теории. Для того, чтобы было понятно, насколько индивидуальна активность мозга каждого человека в определенной ситуации следует привести пример. Если ученику второго класса и школьнику старшей школы предложить сложить двузначное и однозначное число, то, естественно, старшеклассник справится быстрее. Однако потенциал мозга более активно будет задействовать именно ученик младшей школы, так как ему для решения задачи требуется больше усилий. Исходя из данного примера, можно сделать вывод, что развитие мозга у человека заключается не в увеличении количества клеток или их размеров, а в увеличении количества связей между ними.

Еще одним примером является поведение и восприятие человека в экстренной ситуации, когда мозг человека активируется гораздо сильнее, чем в повседневной жизни. Очевидцы, пережившие катастрофы утверждают, что мир вокруг них будто замирал или замедлялся настолько, что они успевали спастись. Если бы мозг был настолько активен каждый день, то ему требовалось бы в несколько раз больше энергии, а соответственно и питательных веществ.

Для нормальной работы мозгу ежедневно требуется около 100 – 120 грамм глюкозы. Для людей, чья профессия связана с умственным трудом, может требоваться большее количество.

Единственное, что можно сказать точно о работе нашего головного мозга – еще ни один человек не достиг предела его развития. Изначально, при рождении (при отсутствии отклонений) все имеют примерно одинаково развитый мозг. В процессе жизнедеятельности его дальнейшее развитие будет зависеть от индивидуальных особенностей:

  • Социальной сферы, в которой находится человек;
  • Возможностей, которые ему предоставлены;
  • Стимула для развития и прочее.

Из этого следует, что чем умнее человек, тем более высок потенциал его головного мозга и тем меньшую активность он проявляет для решения элементарных задач.

Вместе с учёными Ростова сайт развенчивает распространённые заблуждения и научные мифы. Стоит ли бояться ГМО? Действительно ли мы используем наш мозг лишь на 10%? Чем отличаются чёрные дыры и космические кротовые норы? Эти и другие вопросы мы задаём специалистам из ростовских университетов и научно-исследовательских организаций. Первая беседа была посвящена теме радиации . На этот раз мы решили поговорить о человеческом мозге. Вопросы о нём мы решили задать доценту кафедры психиатрии и наркологии РостГМУ Алексею Перехову.

Загадочный и прекрасный

Человеческий мозг – одна из самых важных и одновременно самых загадочных частей нашего организма. Именно высокоразвитый мозг считается самым главным отличием человека от животных. Однако, несмотря на все усилия учёных, он до сих пор не изучен в полной мере. Его таинственность стала богатой почвой для множества мифов. Некоторые из них даже легли в основу художественных фильмов и стали очень популярны.

Миф №1: Мозг состоит из «серого вещества». Именно оно отличает человека от животных

– На самом деле человеческий мозг состоит из множества самых различных составляющих. Серое вещество – это только его кора. Кроме того, в мозге содержится, например, так называемое белое вещество – подкорковый слой. Оно занимает не меньше места, чем серое вещество. Есть также множество веществ, которые ни к серому, ни к белому веществу не относятся.

Серое вещество также имеется у животных. Оно есть у обезьян, дельфинов, даже у домашних собак. Разница заключается не в самом наличии серого вещества, а в особенностях его развития, его объёме и возможностях.

А правда ли, что именно от количества серого вещества в мозге зависит интеллект человека?

– Этот миф, скорее всего, исходит из идеи о том, что чем больше мозг, тем умнее человек. Однако это не совсем так. На каком-то этапе размер мозга перестаёт иметь решающее значение. Конечно, есть случаи, когда мозг совсем маленький. Настолько, что не может выполнять свои функции. Тогда это действительно проблема, патология, такие люди становятся тяжёлыми олигофренами. Однако в случае нормально функционирующего мозга решающее значение имеет не размер.

Вес нормального человеческого мозга колеблется примерно от 1 до 1,5 килограмма. При такой логике мы должны были бы сделать вывод о том, что люди, мозг которых весит 1,5 килограмма, значительно умнее тех, у кого всего 1 килограмм. Однако исследования мозга гениев разных лет показывает, что среди них были люди как с большим, так и с маленьким мозгом.

Что же тогда имеет решающее значение для формирования интеллекта?

– Большое значение имеет то, как устроен мозг, в особенности – устройство нейротрансмиттерных сетей, связывающих десятки миллиардов клеток мозга.

Миф №2: Извилины влияют на запоминание человеком информации. С получением новых знаний образуются и новые извилины

– Это устаревшая информация. Сейчас, в современной науке, никто уже не занимается изучением того, сколько у человека извилин, какие они. С помощью позитронной томографии мы получили возможность проникнуть в сами клетки мозга. Для мозга совершенно не важно, сколько у него извилин. Важнее – количество связей между нейронами, система их организации, скорость передачи данных, работа особых веществ-нейротрансмиттеров, обеспечивающих «открывание» и «закрывание» нервной клетки. С получением новых знаний формируются новые нейронные связи, но не извилины.

Миф №3. Человеческий мозг работает всего на 10% своей мощности. Увеличить этот показатель можно при помощи различных техник и/или специальных препаратов

– То, что что-то в здоровом организме человека работает не на 100% – это выдумки. В природе всё и всегда работает на 100%, по-другому не бывает. Другой вопрос – какую часть работы мозга мы осознаём? Ответ: очень малую. Если бы мы осознавали все процессы мозга, у нас бы не было подсознательного и бессознательного. Этим вопросом, кстати, сейчас часто задаются кибернетики. Ведь истинный искусственный интеллект будет контролировать все происходящие в его мозгу процессы на 100%. Это лишит его человеческих эмоций и чувств.

Возможно ли как-то стимулировать работу мозга?

– Да, в определённых случаях «коэффициент полезного действия» мозга может увеличиваться. У гениальных людей это происходит за счёт инсайтов, у обычных – при определённых физических состояниях, например, при резком выбросе адреналина. Но он не будет повышаться до ста процентов. Кроме того, работу мозга могут стимулировать особые препараты – психостимуляторы. Однако принимать их в течение долгого времени опасно для здоровья. И стать гением так у вас, скорее всего, не получится, не говоря уже о чисто мифических «скрытых возможностях» мозга, часто появляющихся в фантастических фильмах. Гениями, к сожалению, рождаются, а не становятся. Бороться с природой бессмысленно.

Миф №4. Клетки мозга не восстанавливаются, а любые повреждения мозга обязательно приводят к серьёзным проблемам с развитием и мышлением

– Этот миф имеет под собой реальное основание. При повреждении мозга определённых масштабов – например, при инсульте – не восстановятся. Это то же самое, что отрубить человеку палец. Он, очевидно, обратно не отрастёт. С мозгом ситуация та же самая за исключением одного момента – нервная ткань очень пластична. Особенность человеческого мозга в том, что функции, которые выполняли погибшие клетки, могут взять на себя другие части мозга. Этот процесс открыли совсем недавно. До этого считалось, что мозг очень жёстко поделён на различные отделы: центр слуха, центр восприятия музыки и так далее. Предполагалось, что если определённый отдел гибнет, то мозг теряет его функцию. Теперь известно, что за счёт пластичности можно восстановить практически любую потерянную функцию. Восстановлению не поддаётся только функция речи. Дело в том, что речевой центр мозга – очень молодая структура. Все остальные функции существуют в мозгу несколько сотен тысяч, если не миллионов лет. Речевая функция появилась только около 40 миллионов лет назад. Наш мозг ещё не научился компенсировать ее потерю.

Насколько масштабные потери клеток в мозгу можно компенсировать таким образом?

– В некоторых случаях удаётся успешно компенсировать огромные потери. Существуют очень тяжёлые формы эпилепсии, при которых человеку необходимо удалить половину мозга. Такая операция проводится в детстве. Казалось бы, такой человек должен на всю жизнь стать «овощем», прикованным к постели. Но при правильном дальнейшем развитии сохранившиеся отделы мозга берут на себя функции утраченной части. В итоге такие люди способны вести полноценную жизнь. Общаясь с ними, вы никогда не догадаетесь, что у этих людей нет половины мозга.

Человеческий мозг и его возможности с давних времен интересовали людей. До сих пор ученые открывают новые способности этого органа, поражаясь тому, на что он способен. Люди, не связанные с наукой, имеют мало представления о нем. Однако почти каждый слышал и верит в то, что мы используем лишь 10% его возможностей. Среди людей даже ходит слух, будто активировав его на 100%, можно стать гением. Давайте попробуем разобраться, на сколько процентов работает мозг человека.

Когда я еще училась в школе, мама часто покупала мне различные энциклопедии для самостоятельного изучения. Как-то раз я наткнулась на статью про мозг человека. В ней раскрывались многие особенности этого важного органа, и так как я была ребенком любознательным, мне захотелось узнать больше. В своих поисках я набрела на информацию, что мы используем лишь 10% из того, на что способен мозг. Тогда в моей голове зародился вопрос, а что будет, если мы активируем все 100%? Тогда я не нашла ответа, поэтому решила попробовать самостоятельно развить разум. Я решала логические и математические задачи, читала. Мой образ жизни был полностью изменен ради достижения 100%.

Повзрослев, я забросила привычку выполнять упражнения, забыла про свою цель. Но однажды мне встретилась та самая статья из детства, и я снова решила найти ответ на свой вопрос. Даже когда я узнала, что на самом деле мы всегда используем все 100%, это ничуть не огорчило меня. Ведь за все это время я сумела максимально развить умственную деятельность, что оказалось полезным в моей сфере работы.

Правила работы и возможности человеческого мозга

Не напрасно считается, что это одна из важнейших систем, без которой невозможно жить. Он осуществляет массу функций, поддерживающих жизнедеятельность человека. Благодаря ему люди без труда приспосабливаются к условиям окружающей среды, слышат, говорят, чувствуют. Возможности человеческого мозга можно перечислять бесконечно. То, как работает мозг, интересный и сложный процесс, от правильного функционирования которого зависит вся внутренняя система организма человека. Ему присущи такие задачи как:

  • анализ поступающей информации, предоставленной органами чувств;
  • координация движений;
  • слежка за функционированием систем, органов и клеток;
  • контроль чувств и эмоций;
  • наличие внутренних часов, регулирующих ритмы сна;
  • реакция на вирусы или инфекцию, посылая человеку сигнал в виде повышения температуры или иных рефлексов;
  • ответ за воображение, творчество.

В отличие от животных, разум дает людям способность к мышлению, оперированию нравственными и моральными категориями. Умственная деятельность осуществляется двумя полушариями – левым и правым. Левое отвечает за логическое и техническое мышление.

Правое – способствует творческой работе и визуализации, то есть направлено на гуманитарное развитие. И как бы то ни было странно, левая часть отвечает за движения правой стороны тела, в то время как правая управляет противоположной. Попробуйте задействовать оба полушария вместе и увидите, что способности к запоминанию информации выросли во много раз.

Величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу у человека.

Оскар Уайльд

Наш ум вообще способен запоминать больше, чем самая прогрессивная техника. Исследования ученых показали, что ему под силу вместить от 3 до 1000 терабайт. Именно поэтому многие называют его самым мощным «естественным компьютером». Еще одной удивительной способностью человеческого мозга является самовосстановление – новые нейроны и нервная ткань постоянно регенерируют на протяжении всей нашей жизни. Даже после такого серьезного заболевания, как инсульт, орган может заменить поврежденные участки новыми.


Как эмоции управляют мозгом?

Эмоции сильно связаны с разумом, поэтому иногда могут представлять для него сильную угрозу. Особенно это касается стресса. Работа органа расстраивается, когда человек начинает мыслить негативно, накручивать себя. Активное развитие приходится на период от 2 до 10 лет, затем процессы наращивания нейронных связей становятся медленнее. Тем не менее, существует множество способов, которые помогут развить орган и открыть новые возможности.

Информация о том, что мозг используется всего на 10 процентов — миф. Кому только не приписывали данное выражение, но в итоге сегодня сложно сказать, кто именно ввел столько людей в заблуждение. В конечном счете, последние исследования показали, что это не правда. Также весьма сомнительна информация и о том, что использование 100% наделит человека сверхъестественными способностями.

Дело в том, что он всегда активен за счет постоянной работы нейронов и клеток. Никто ведь не говорит, что какой-либо другой орган используется лишь на 5 или 10%. Даже если мы используем только слух или зрение, это не значит, что остальная часть органа отдыхает. Нет, даже при этом он активен на 100%, как утверждает профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка, Джо Лед.

Мозг человека: интересные факты

Это удивительная система, возможности которой не перестают поражать. Мы уже писали выше об основных его функциях, о которых точно многие слышали. Однако есть и те факты о нашем мозге, о которых мало кто знает.

Он не видит разницы между реальностью и фантазией

Когда мы о чем-то думаем, вся эта информация поступает к органу, после чего он ее обрабатывает. Но при этом он не понимает – эта мысль связана с реальностью или является плодом воображения. Наверняка многие слышали выражение «розовые очки». И ведь люди, надевшие их, действительно чувствуют себя счастливее. Так что нельзя сказать, что это качество вредит человеку. Главное, чтобы мы сами учились отличать реальность от выдумки.


В человеческой памяти может удерживаться лишь 7 разных объектов

Человек наделен тремя типами памяти: сенсорной, долгосрочной и краткосрочной. И последняя одновременно может удерживать около 5-9 различных объектов. У большинства людей эта цифра равна 7. Конечно, существуют гении, которые способны запоминать гораздо больше, но это уже отдельная история.

Лучше всего воспринимается желто-зеленый цвет

Вообще, такой оттенок называют шартрез, однако привычнее говорить желто-зеленый. Как известно, рецепторы глаз реагируют только на красный, синий и зеленый цвета. Разум же работает так, что не воспринимает конкретно цвет, только информацию о различной градации темного и светлого и данные о разнице оттенков. В таблице цветов, доступных для восприятия, желто-зеленый находится примерно посередине. Вследствие, оттенок легко распознается. Многие деятели искусства и психологи часто применяют этот оттенок в своей работе, поскольку он достаточно приметный и расслабляющий.

Подсознание умнее нас

Оно представляет собой мощную систему, от работы которой зависит множество процессов организма. И, как правило, все эти процессы происходят в фоновом режиме, без участия сознания. Однако оно, все же, может влиять на работу подсознания, подбирая приоритеты и воздействуя на выполнение задач.

Работа без перерыва и отсутствие утомляемости

Утром, днем и вечером – все это время наш главный орган не перестает работать. К тому же во сне он работает наиболее активно. Обычно все силы отнимает эмоциональное перенапряжение. А вот интеллектуальная деятельность никак не утомляет.

Быстрая работа и расслабление

Часто он настолько быстро работает, что мышцы не всегда поспевают за ним. Так что если у вас плохой почерк, не расстраивайтесь, это указывает на то, что орган работает быстрее рук. С помощью медитаций люди учатся иначе воспринимать информацию, в последующем этот процесс происходит без участия мысленных процессов.

После пробуждения он не сразу начинает работать

Многие после сна чувствуют себя вяло и с трудом соображают. Это связано с временным понижением интеллекта. Хотя ученые отмечают, что он заметнее выше после долгой бессонницы или при легком опьянении. Чтобы быстрее вернуть его в норму, полезно выполнить пару упражнений, как физических, так и логических. Также не помешает полноценный завтрак.

Необходимость в тренировке

Как и любые другие мышцы, он нуждается в тренировке. Подойдет как физическая, так и интеллектуальная деятельность. Также пользу принесет здоровое питание, сон и прогулки на свежем воздухе.


Объем органа не зависит от интеллекта

Влияют ли размеры мозга на умственные способности? Конечно нет. Это было доказано в ходе многочисленных исследований. Ученые полагают, что размер скорее определяет навыки выживания, а не интеллект.

Определенные мысли настраивают на то, о чем мы думаем

Все, что когда-либо мелькало в голове, однажды воплощается в реальность. Например, если вы часто задумывайтесь о покупке дома, то вскоре начнете замечать напоминание об этом. Поэтому лучше всего всегда думать только о хорошем.

Мы легче воспринимаем мужской голос

Диапазон женского голоса несколько шире, он более высокий, чем мужской. В связи с этим сознанию приходится привлекать больше ресурсов для того, чтобы уловить суть сказанного женщиной. Интересно, что часто люди, страдающие от слуховых галлюцинаций, слышат именно голос мужчины.

Что полезно для умственной деятельности?

Вы когда-нибудь задумывались, сколько энергии потребляет мозг? В ней он нуждается больше, чем другие органы, поэтому и потребляемое количество энергии больше – примерно 20%. За счет этого обеспечивается нормальная умственная деятельность и создание нервных импульсов. Чтобы эта энергия была всегда, важно выполнять следующие полезные действия:

  1. Скорочтение – старайтесь упражняться в течение 3-4 месяцев. Вдумывайтесь в прочитанный текст, выбирайте разные жанры. Это поможет развить мышление.
  2. Спорт – при физических упражнениях происходит выработка гормона эндорфина, благодаря которому повышается умственная активность.
  3. Дневной отдых – чтобы информация усваивалась лучше, важно делать передышку.
  4. Качественный сон – особенно хорошо влияет на формирование памяти и способности концентрироваться.
  5. Откажитесь от алкоголя и сигарет – вследствие длительного употребления спиртного или табачных изделий постепенно начинают отмирать клетки.
  6. Гормон эстроген – активно вырабатывается во время секса, его польза состоит в том, что он эффективно помогает справиться с нервными перегрузками и стрессом.
  7. Сбалансированное и полноценное питание – организм не потерпит как голодания, так и переедания, в результате возникает умственная недостаточность.
  8. Режим питания – умственная активность достигается за счет грамотно дозированной нагрузки на пищеварительную систему.
  9. Общайтесь – это способствует улучшению познавательных функций.

Вперед к развитию!

Любому человеку под силу изменить свой разум в лучшую сторону. Не стоит думать, что раз он работает на 100%, то ему не нужно развиваться. Не ставьте себе ограничений, всегда стремитесь стать лучше. К тому же существует столько доступных способов поднять умственную деятельность на новый уровень. Выбирайте любой из них и приступайте к работе. Обратите внимание и на другие статьи на нашем сайте. Все они были созданы с целью помочь читателю развиваться и становиться лучше.

Человечество начало исследовать мозг и задумываться о его назначении задолго до появления науки в современном виде. Археологические находки говорят, что в 3000-2000 годах до нашей эры люди уже активно практиковали трепанации черепа — по всей видимости, как способ профилактики головных болей, эпилепсии и расстройств психики. Древнегреческие врачи и анатомы Герофил и Эрасистрат не только называли мозг центром нервной системы, но и считали, что интеллект «зарождается» в мозжечке. В Средние века итальянский хирург Мондино де Луцци предположил, что мозг состоит из трех отделов — или «пузырьков»: передний отвечает за чувства, средний — за воображение, а в заднем хранятся воспоминания.

Вклад в этот процесс вносили не только ученые. В 1848 году американский строитель Финеас Гейдж, работая на прокладке железной дороги, получил страшную травму: металлический штырь вошел в его череп под глазницей, а вышел — на границе лобной и теменной костей. Однако мужчина относительно благополучно прожил потом больше десяти лет. Правда, знакомые утверждали, что в результате инцидента он изменился — например, стал как будто более вспыльчивым. И хотя в этой истории есть немало белых пятен, она в свое время вызвала бурную дискуссию о функциях различных зон мозга.

В наши дни изучение мозга — вотчина не одной, а множества отраслей наук. Нейробиология занимается вопросами, связанными с работой рецепторов. Нейрофизиология — особенностями протекания физиологических процессов в мозге. Психофизиология — соотношением мозга и психики. Нейрофармакология — влиянием лекарственных средств на нервную систему, в том числе на мозг. Существует даже относительно молодое направление — нейроэкономика: она изучает процессы выбора и принятия решений. Более фундаментальные когнитивные нейронауки сосредоточены на исследовании разных типов восприятия, сложных мыслительных процессов и связанных с ними феноменов, которые касаются речи, слушания музыки, просмотра фильмов и т.д.

Зачем это делается?

Логично предположить, что любой орган человеческого тела исследуют в первую очередь для того, чтобы научиться его эффективно лечить в случае необходимости. Но мозг — система слишком сложная и интересная, чтобы ограничиваться утилитарным подходом. В университетах мира существуют сотни лабораторий, которые изучают совершенно разные аспекты мозговой деятельности. Одни фокусируются на конкретных типах расстройств психики — например, на шизофрении. Другие — на сне. Третьи — на эмоциях. Четвертые хотят выяснить, что происходит с мозгом, когда человек испытывает стресс или употребляет алкоголь: этим занимается в том числе лаборатория психофизиологии Института психологии РАН.

akindo / gettyimages.com

Результатом таких исследований далеко не всегда становится метод решения какой-то конкретной проблемы, связанной с мозговой деятельностью. Нейроученые нередко получают информацию, которая главным образом помогает нам лучше понять специфику отношений между людьми и выяснить, к примеру, по каким признакам мы ранжируем окружающих на «своих» и «чужих» . Что делать с этим знанием дальше, как его применить на практике — хороший вопрос.

С другой стороны, опыты со «стандартным» человеческим мозгом и натуралистическими (естественными) стимулами дают ученым шанс разобраться, почему у кого-то мозг работает иначе. В финском Университете Аалто ставят эксперименты с участием людей с синдромом Аспергера. Как правило, эта особенность развития сильно затрагивает эмоциональные функции, способность к социальному взаимодействию. Опыты показывают, что у «обычного» человека, когда он смотрит, как общаются другие люди, наблюдается высокий уровень синхронизации в сенсорных зонах мозга, в зонах, участвующих в обработке социальной информации и процессах формирования эмоций. А у человека с синдромом Аспергера такая синхронизация выражена значительно меньше. Ученые надеются со временем разобраться, как помочь адаптироваться в социуме тем, кому изначально это сделать сложнее.

Есть лаборатории, которые занимаются одновременно и прикладными, и фундаментальными исследованиями. В 2012 году ученые из Еврейского университета в Иерусалиме создали устройство, позволяющее незрячим людям «видеть» с помощью слуха. Оно состояло из очков и небольшой камеры, которая фиксировала визуальную информацию, а специальная программа преобразовывала ее в звуковые сигналы. Таким образом человек, лишенный зрения, мог распознать находящиеся поблизости бытовые предметы, других людей и даже крупные буквы. При этом разработчики устройства обнаружили, что в мозге того, кто учится «видеть» с помощью слуха, активируются те же потоки, что и у того, кто видит традиционным способом — глазами. Таким образом научный мир столкнулся с принципиально важной, основополагающей проблемой: действительно ли зрительная кора головного мозга отвечает именно за зрение в привычном понимании? И что такое вообще — зрение?

Также предполагается, что одним из результатов скрупулезного, разностороннего изучения мозга станет возможность создания искусственного интеллекта. В 2005 году стартовал знаменитый многомиллиардный проект Blue Brain Project, целью которого было сделать компьютерную модель человеческого мозга и смоделировать сознание. Пока воз и ныне там, а многие представители научного мира настроены достаточно скептично — хотя бы потому, что мы не знаем точно, что такое сознание. К тому же существует и технические ограничения: для того, чтобы имитировать мозг кошки на самом базовом уровне, понадобился один из самых больших суперкомпьютеров в мире. Человеческий мозг, разумеется, устроен намного сложнее.

Методы и эксперименты

Существующие на сегодняшний день методы исследования мозга можно ранжировать, опираясь на два критерия. Первый — частота снятия информации: она варьируется от миллисекунды до нескольких секунд. Второй — пространственное разрешение: насколько детально мы можем рассмотреть сам мозг. Так, электроэнцефалография способна собирать данные с очень большой частотой. Зато фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) позволяет охватывать квадратные миллиметры мозга, а это довольно много, поскольку в одном квадратном миллиметре — около 100 000 нейронов.


akindo / gettyimages.com

Также существуют магнитная энцефалография, позитронно-эмиссионная томография, транскраниальная магнитная стимуляция. Методы обычно совершенствуются в сторону неинвазивности: нам хочется как можно больше узнать о мозге живого человека с минимальными последствиями для его здоровья и психологического состояния. При этом именно с появлением фМРТ ученые стали исследовать буквально все подряд аспекты мозговой деятельности. Мы можем взять практически любой тип поведения и быть уверенными в том, что в мире обязательно найдется лаборатория, которая изучает его с помощью фМРТ.

Разобраться, как ученые это делают, можно на примере самого базового эксперимента. Допустим, мы хотим узнать, различается ли мозговая активность человека, когда он смотрит на лица других людей и на дома. Отбирается множество картинок с изображением самых разных домов и самых разных лиц. Они перемешиваются, а их порядок — рандомизируется. Необходимо, чтобы в последовательности не было никаких закономерностей: если, к примеру, после трех домов всегда будет появляться лицо, встанет вопрос о достоверности результатов эксперимента.

Прежде чем поместить испытуемого в сканер фМРТ, с него нужно снять все металлические украшения и предупредить, что лучше не складывать руки в кольцо. Во время сканирования происходит быстрое изменение магнитного поля, что, согласно законам физики, индуцирует электрический ток в замкнутой петле. Ощущения — не смертельно неприятные, но те, кто пробовал, повторять обычно не хотят. В течение тридцати-сорока минут человек лежит в сканере и смотрит на появляющиеся на экране изображения домов и лиц. Важно, чтобы в процессе он не заснул: проходить через такие эксперименты часто довольно скучно. Зато они предполагают награду — допустим, пару бесплатных билетов в кино.

На этом более или менее интересная часть заканчивается и начинается сложная и неблагодарная: ученому предстоит обработать полученную информацию разными статистическими методами, чтобы результат можно было оформить в статью и опубликовать ее в научном журнале. Главный подвох здесь заключается в том, что существует несколько десятков тысяч способов скомбинировать разные ступени преобразования данных, поэтому добиться ложноположительного результата не так уж и сложно.


akindo / gettyimages.com

В 2009 году в Сан-Франциско провели опыт, ставший впоследствии легендарным. Ученые положили в сканер фМРТ мертвого атлантического лосося и показали ему фотографии людей в различных социальных ситуациях. При подсчете данных выяснилось, что мозг лосося не просто реагирует на стимулы: рыба испытывала эмоции. Разумеется, на самом деле мертвый лосось не способен на эмпатию, но за счет погрешности — или так называемого статистического шума, возникающего при анализе собранных с помощью фМРТ данных, мы можем получить значимый эффект. Кто ищет — тот всегда найдет.

До недавнего времени проблема усугублялась еще и тем, что в западные журналы брали статьи, описывающие в основном только положительные результаты экспериментов. Если гипотеза лаборатории не подтверждалась, полученные данные фактически летели в мусорное ведро. Теперь представим: сто лабораторий поставили одинаковый эксперимент. Чисто статистически у пяти из них вполне могут получиться позитивные результаты. Статья, написанная представителями такой лаборатории, будет опубликована, даже если в 95 оставшихся опыты показали отрицательный результат. Для борьбы с такими искажениями в наши дни появилась важная опция: теперь исследование можно перерегистрировать с гарантией публикации вне зависимости от результата — главное, чтобы все было выполнено четко по плану.

Специфика работы ученого заключается в том, что он должен знать очень много — пусть даже только в рамках своей области. Однако чем больше ты знаешь, тем больше сомневаешься. И тем выше вероятность, что рано или поздно ты столкнешься с чем-то, что в корне противоречит твоим убеждениям. Поэтому, общаясь со СМИ, ученые почти никогда не используют слово «однозначно». Вместо этого они говорят: «скорее всего», «вероятно», «мы можем предположить».

Для журналистов и читателей такие формулировки звучат, мягко говоря, не очень заманчиво. Психика человека устроена так, что ему хочется точно знать, из чего сделано его тело — в том числе мозг. Вероятности его либо не интересуют, либо вызывают тревогу. Более того, многие люди в принципе не читают новости дальше заголовка. В результате информация о последних научных исследованиях часто доходит до нас в искаженном виде — в том числе потому, что СМИ стремятся собрать больше просмотров, но опасаются отпугнуть аудиторию слишком расплывчатыми формулировками.

В 2007 году по российским СМИ прокатилась волна заметок об ученых лондонского University College, установивших, что алкоголь улучшает работу мозга. При ближайшем рассмотрении оказывалось, что, поскольку алкоголь улучшает приток крови к мозгу, что, в свою очередь, действительно коррелирует с улучшением умственных способностей, положительный эффект, может, и будет, но негативные последствия от чрезмерного употребления алкоголя его явно перевесят.

Еще несколько лет назад в западной прессе широко освещался проект No More Woof, создатели которого предлагали использовать инструмент на основе электроэнцефалографии, чтобы считывать мысли собак и «переводить» их на человеческий язык. Но, во-первых, ЭЭГ — далеко не самый точный метод сбора данных. Во-вторых, откуда мы можем знать, каким образом мысли собак должны передаваться с помощью английской речи? В-третьих, нет исследований, которые бы доказывали, что все животные, включая человека и собаку, говорят на разных диалектах одного глобального языка. Но СМИ скандировали: ура, мы наконец-то научимся понимать наших Шариков и Бобиков!


akindo / gettyimages.com

Во-первых , не ленитесь прочитать не только заголовок, но и весь текст.

Во-вторых , опасайтесь категоричных утверждений. Допустим, если в материале говорится, будто ученые нашли в мозге «зону любви», учитывайте, что один из современных трендов — исследовать мозг не как конструктор, составленный из полностью автономных элементов, а как сложную сеть (complex network). Да и «любовь» — понятие слишком неоднозначное, чтобы вывести для него какое-то универсальное определение.

В-третьих , обращайте внимание на источник. Журналисты часто ссылаются не на исходную статью в научном журнале, а на публикацию на другом новостном интернет-портале или даже в блоге. Пытливому уму такая ссылка должна показаться неубедительной.

В-четвертых , задайте интернету вопрос: «Кто все эти люди?». Под лейблом «ученые» в СМИ могут появляться как подлинные сотрудники известных лабораторий, так и энтузиасты-любители, собирающие деньги на свое «революционное» открытие с помощью краудфандинговых платформ.

В-пятых , найдите оригинал. Из абстракта (краткого изложения сути статьи) часто бывает понятно, что именно ученые доказали и какими методами. Да, подписка на очень многие журналы — платная. Но есть сайты PubMed и Google Scholar, позволяющие выполнять поиск по текстам научных публикаций.

Вопреки стереотипам наука не может дать нам стопроцентной гарантии чего бы то ни было. Не может жирной, нестираемой линией отделить истину от всего остального. Но она может максимально приблизиться к истине за счет множества повторяющихся, проведенных в разных частях земного шара экспериментов, результаты которых постепенно будут сходиться в одной точке. Примерно. С определенной вероятностью.

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.