Налог на безработных в беларуси. Лукашенко отменил "налог на тунеядцев". Но лишит льгот неработающих. Как тунеядец узнает, что он тунеядец

Налог на безработных в беларуси. Лукашенко отменил "налог на тунеядцев". Но лишит льгот неработающих. Как тунеядец узнает, что он тунеядец

Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

Вадим Долинин

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

3001

19.01.2017 Материал подготовлен инспекцией МНС Республики Беларусь по г. Бобруйску. Фото Александра ЧУГУЕВА.

На вопросы, связанные с уплатой сбора на финансирование государственных расходов, отвечают специалисты инспекции МНС Республики Беларусь по г. Бобруйску.

«Кто должен платить сбор на финансирование государственных расходов и в какой сумме?».

– Декретом Президента* установлена такая обязанность для граждан Республики Беларусь, а также постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году. Размер сбора – 20 базовых величин**.

«Моя мать является инвалидом 1-й группы, сейчас я оформляю документы по уходу за инвалидом. Необходимо ли мне платить налог за тунеядство?».

– В период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Поэтому время получения вами пособия по уходу за матерью-инвалидом I группы будет включаться в период участия в финансировании государственных расходов. В случае, если в 2015 году вы не получали пособие и иным образом не участвовали в финансировании государственных расходов, то за 2015 год вы будете являться плательщиком сбора.

«Сын учится за границей, однако на его имя пришло извещение на уплату сбора. Я позвонила в налоговую и пояснила, что сын учится в ВУЗе за границей. В налоговой инспекции порекомендовали представить справку из учебного заведения о том, что он в 2015 году обучался на дневной форме. Почему мой сын должен сам ее предоставить, почему инспекция не может сделать соответствующий запрос? Возможно ли данную справку представить на иностранном языке?».

– Гражданин, получивший извещение, вправе представить документы или пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сбора. Для подтверждения факта получения образования в дневной форме либо для подтверждения нахождения на территории иностранного государства более 183 дней вашему сыну необходимо предоставить такие документы и или пояснения.

Следует уточнить, что информация об обучении граждан в белорусских учреждениях образования представляется в налоговые органы. А вот информацию о периоде обучения в 2015 году в иностранном вузе может представить только сам гражданин или его представитель. Представляемые в налоговые органы документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык.

«В феврале 2015 году я уволился с работы. Решил заняться ремесленной деятельностью и 2 мая 2015 года уплатил сбор в размере 1 базовой величины. Почему мне пришло извещение на уплату сбора?».

– В период участия в финансировании государственных расходов в 2015 году включается период осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется ремесленная деятельность.

Вами уплачен сбор за осуществление ремесленной деятельности 2.05.2015, то есть, за период с 3.05 по 31.12.2015. Следовательно, период осуществления вами ремесленной деятельности в 2015 году не включается в период участия в финансировании государственных расходов в этом же году, так как оплата сбора за осуществление ремесленной деятельности в 2015 году должна быть произведена не позднее 29.12.2014, то есть, за полный налоговый период (2015 год).

Таким образом, вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.

«Сын в 2015 году служил в армии. Должен ли он платить сбор?».

– Если ваш сын в 2015 году не менее 183 дней являлся военнослужащим срочной службы либо иным образом участвовал в финансировании государственных расходов, то он не будет признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.

«Что будет в случае, если я, получив извещение об уплате налога, не уплачу его, так как, согласно законодательству, попадаю в категорию тех, кто освобожден от его уплаты? Не хочу тратить время на доказывание своего права на освобождение».

– Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней представить в налоговый орган документы или пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора.

Если такие пояснения гражданином не представлены, то он обязан уплатить в установленный законодательством срок исчисленную к уплате сумму сбора. За неуплату или неполную уплату суммы сбора предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест. Взыскание сбора в данном случае будет производиться в принудительном порядке.

«Имею удостоверение инвалида. Инвалидность не продлена, но и не снята в установленном законодательством порядке, то есть, нет освидетельствования и заключения МРЭК. Необходимо ли мне платить сбор?».

– В соответствии с нормами Декрета от уплаты сбора освобождаются граждане, которые в налоговом периоде были признаны или являлись инвалидами, а также были признаны инвалидами в году, следующем за налоговым периодом (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности). Таким образом, если в 2015 году вы являлись инвалидом, то вы освобождаетесь от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.

«По состоянию здоровья не могу работать, периодически нахожусь на лечении в больнице, содержит муж. Врачи причину недомоганий уже несколько лет установить не могут, поэтому не могу документально оформить недееспособность. В связи с тем, что не имела места работы в 2015 году, больничные листы мне не выдавались. Врачи мне рекомендовали не работать. Есть ли в данной ситуации возможность освободить меня от уплаты сбора?».

– В период участия в финансировании государственных расходов включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его дубликатом. В случае невозможности подтвердить факт нетрудоспособности вы будете признаваться плательщиком сбора.

Следует отметить, что любой закон устанавливает общие для всех обязанности, не учитывая при этом особенности конкретных жизненных ситуаций. В этой связи Налоговым кодексом Республики Беларусь предоставлено право местным Советам депутатов или, по их поручению, местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.

*Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года №3 «О предупреждении социального иждивенчества».