Организация детского пространства по методике никитиных. Методики раннего развития: система Бориса и Елены Никитиных. Интеллектуальные игры Никитиных

Организация детского пространства по методике никитиных. Методики раннего развития: система Бориса и Елены Никитиных. Интеллектуальные игры Никитиных
Организация детского пространства по методике никитиных. Методики раннего развития: система Бориса и Елены Никитиных. Интеллектуальные игры Никитиных

Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики , сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.

Принципы методики Никитиных

Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать . Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.

Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень .

Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.

Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.

Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?

    Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.

    Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.

    Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.

    Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.

    Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).

    Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.

    Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.

    Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.

    В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.

    Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.

Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.

Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.

Что понадобится?

  1. 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 сантиметра, где каждая грань раскрашена в один или несколько цветов;
  2. Деревянная или картонная коробка.

Ход игры:

С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».

Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.

Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.

Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»

Что понадобится?

  1. 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в три разных цвета таким образом, чтобы сочетание граней было редким

Ход игры:

«Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.

Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.

Учебно-игровые материалы

Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.

Возраст детей и срок обучения

Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.

Недостатки методики

Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

2018-02-15 09:31:29 0 429

Рассмотрим методику раннего воспитания детей – методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами - молодыми педагогами и воспитателями - выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем - в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым - и очень долгое время единственным, - кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина - неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства - с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.
В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?
Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, - словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.
Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»
По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и - в итоге-к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое - действие или знание - ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.
Второй принцип: все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.
Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.
И наконец, четвертый принцип: в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики - отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность - вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.
Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша - похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.
Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.
Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее - тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек - это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

◈Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания "по-никитински"

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность . То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни .

Во-первых , свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых , легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих , родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в , соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать , а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие "опережающие" условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно . В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли . И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности Никитинских игр

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские , следует придерживаться определенных принципов.

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом - по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

"Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для "уникуба" 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова

Комментировать статью "Методика раннего развития семьи Никитиных"

Здравствуйте, уважаемые сочитательницы... Я, вообще-то, прямого отношения к дискуссиям не имею... Просто реферат по Никитиным пишу... Пожалуйста, если у кого-нибудь есть такая возможность, напишите какие-нибудь ссылки по теме... Заранее всем спасибо.

13.12.2008 22:40:07, Наташа

А почему ребенок обязательно должен быть гением???? Главное ОБРАЗОВАННЫЙ человечек, а нобелевский лауреат он или олимпийский чемпион, какое кому дело? По мне - главное, чтобы ребенок был здоров и воспитан...

25.05.2008 20:28:46, Татьяна

Взято отсюда:
http://www.kp.ru/daily/22570/10110/
"Алексей, старший сын Никитиных, сейчас живет в Лондоне и с родными практически не общается"
"Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. "
"Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты. Другая дочка, Аня, - медсестра и мама четверых детишек."
"Юля - менеджер по туризму."
"Предпоследний ребенок в семье - Иван. На нем меньше всего экспериментировали. Например, читать в три года его не учили. И, наверное, потому он единственный сейчас не носит очков."

"Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство - ее профессия и призвание."
"И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме. Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить..."

Всего 59 сообщений .

Еще по теме "Развивающие игры Никитиных: сложи узор, сложи квадрат, уникуб":

Методика раннего развития семьи Никитиных. Как и когда правильно научить ребенка читать? Семья Никитиных: как и на что жили авторы развивающих игр и родители 7 детей.

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Мальчики в большинстве своём не любят такие задания, но девочкам – то, что надо. Методика раннего развития семьи Никитиных.

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Взяли группу детей детсада в Питере и пронаблюдали их жизнь лет с 6 Раздел: Развитие, обучение (как сложилась судьба детей никитиных). Хотела узнать, как их судьба сложилась и вот нашла.

на подарок? уникуб, сложи узор, кубики для всех, никитинские квадраты - три уровня блоки дейнеша, можно купить стопку развивающих игр из картона от радуги - они дешевые и очень Всякие развивающие игры - куча, типа квадраты Никитина, Уникуб, Сложи узор и др.

Мы складывали квадраты, в дроби играем, но без научной базы, сложи узор. Остальное я не покупала, тк показалось очень похожим. ИМХО игры Никитиных рассчитаны в основном на развитие сообразительности, пространственного мышления, и умения решать проблемы, это...

Кубики Никитиных " Сложи узор ". Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и в уникубе в отличие от сложи узор кубики не одинаковые...

Схемы к Уникубу. Где найти?. Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева А кстати в Центральном павильоне можно и развивающие игры купить (квадраты Никитина, сложи узор, уникуб по 85-90 руб., а также...

задания к " сложи узор ". Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению Начал заниматься с ребенком кубиками Никитина " сложи узор ". Так вот вопрос - может кто подскажет где в инете можно найти...

квадраты Никитина. Развивающие игры. Раннее развитие. А вы играете в игры Никитиных? В какие? Мы играем в « Сложи квадрат »(1-ый уровень полностью Мне кажется, редко какой ребенок в раннем возрасте, если у него не получается...

Книга Никитина. Развивающие игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению Методика раннего развития семьи Никитиных. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге...

Никитины и Комаровский. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Никитины и Комаровский. Девочки, подскажите пожалуйста, где-бы скачать вышеуказанных авторов? а то очень хочется почитать их, а в магазине не Методика раннего развития семьи Никитиных.

Квадраты Никитина. Развивающие игры. Яркие сложи узор и Чудо куб впечатления не произвели, зато сложи квадрат пару недель назад... Не знала, что нужно складывать квадраты Никитина в рамочках и малыш только в 18 месяцев стал складывать квадраты, но...

Книга детей Никитиных?.. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дети Никитиных рассказывают о своем детстве, родителях, выборе профессии. Что дает раннее развитие и атмосфера в семье?

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Приведем цитату из рецензии на результаты раннего развития в семье Никитиных, написанной Л. Венгером в 1968 году: “... пропаганда опыта...

" Сложи узор ".. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия Настоящая игра это или нет? Что лучше? Вообще-то я бы с удовольствием бы купила книгу Никитина " Развивающие игры ", но не знаю, где.

Подскажите, пожайлуста, есть где-нибудь в Интернете " Развивающие игры " Никитиных с картинками. А кстати в Центральном павильоне можно и развивающие игры купить (квадраты Никитина, сложи узор, уникуб по 85-90 руб., а также всякие пазлы, шнуровки...

Методика раннего развития семьи Никитиных. О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч...

Методика раннего развития, разработанная Борисом и Леной Никитиными в 70-х годах прошлого века для их собственных детей, была востребована в СССР, известна на Западе и даже в Японии. В чем были преимущества этой системы, обусловившее ее популярность? Давайте вспомним основные принципы методики Никитиных.

Борис Никитин, инженер по образованию, занялся педагогикой еще до знакомства со своей будущей женой Леной. Несогласный с принятыми в советской стране методами воспитания молодежи, Никитин в середине 50-х даже пытался создать , но власти эту идею не поддержали. Идею о новом подходе к педагогике Никитину удалось развить и реализовать в своей семье: у них с Леной было семеро детей. Супруги написали немало книг о собственном опыте и возможностях РРР — раннего развития ребенка, в которых подробно изложили основы своей системы

Свобода превыше всего

Основная идея Никитиных — свобода естественного развития ребенка. «Заставлять — плохо, опекать — еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, — это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком», — так писали Никитины в одной из своих книг. Когда их дети совершали первые шаги, никто не страховал малышей: так ребенок учился . Когда младшие дети карабкались вверх по гимнастической стенке и боялись упасть, родители их не снимали оттуда, а подходили поближе, чтобы в случае чего поймать. Ребенок знал: он сможет слезть самостоятельно и ничего себе не сломает, потому что папа вовремя поймает.

В класической системе воспитания детей стараются оберегать от горячих чайников и острых ножниц, рассказывая, почему эту вещи опасны. Никитины же считали, что если ребенок на собственном опыте убедится, что о кипящий чайник можно обжечься, он без всяких слов будет осознавать эту опасность. «Не лезь», «Не трогай» — эти просьбы их дети практически не слышали.

Воспитание начинается до рождения

Никитины считали, что и протекание беременности, и процесс родов, и первые дни жизни малыша должны проходить с минимальным вмешательством. Они выступали против анестезии на родах, прививок, пеленания и за прикладывание новорожденного к материнской груди в первые минуты жизни, за грудное вскармливание до прорезывания первого зуба, за совместный сон.

Воспитание — это развитие

Цель воспитания Никитины видели во . Они считали, что начинать заниматься этим нужно как можно раньше: если до трех лет ничему не научить ребенка, то его способности угаснут, а жизнь будет скучной. Борис Никитин даже сформулировал педагогический закон НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Чтобы этого не произошло, нужно создать ребенку максимально благоприятные условия, наблюдать за ним, но не вмешиваться и ни в коем случае не решать за него, чем он будет заниматься. Родителям следует хвалить малыша за успехи, не ругать за неудачи, ориентировать его на самый высокий результат.

Никитины при этом подчеркивали: они растят не вундеркиндов, их методика для этого не подходит. Они просто хотят, чтобы их дети выросли гармонично развитыми и самодостаточными людьми.

Труд и физкультура — путь к здоровью

Никитины полагали, что ребенок будет здоров только тогда, когда развиты его . Поэтому их дети закалялись, ходили босиком по снегу, с ранних лет занимались физкультурой. В свободном доступе у них были гимнастические брусья, кольца, канат. Родителям, согласно методике, при обращении к врачам следует воспринимать слова медиков просто как информацию, а не как догму.

Труд так же укрепляет организм, как и физкультура. Дети Никитиных совместно с родителями трудились в домашних мастерских и сами делали себе игрушки, с малых лет привлекались к уборке и другой работе по дому, в том числе и на огороде.

Игра бесценна

Развивать интеллект и предполагается при помощи игр, которые сами Никитины и разрабатывали. Наследие Никитиных — разнообразные дидактические материалы: кубики «Сложи узор» и «Уникуб», игры «Сложи квадрат», «Дроби», «Кирпичики». Главный принцип этих игр — постепенное постижение правил. Ребенок смотрит, как играют другие, погружается в атмосферу игры и сам выводит ее правила. Так он учится мыслить аналитически и принимать решения. Вовлекать детей в игру следует добровольно и постепенно. Если интерес к игре потерян, ее следует отложить.

Как всякая педагогическая система, методика Никитиных и в свое время, и сейчас имеет не только приверженцев, но и критиков. Как относятся к этой системе специалисты? Своим мнением делится детский психолог Наталия Калиниченко.

Педагогическая система Никитиных — противоречивая, спорная и при этом неоправданно забытая методика раннего развития. Она уникальна прежде всего тем, что рождена в естественных условиях — в реальной семье. Второй несомненный плюс этой системы в том, что это действительно система. Никитины рассматривают взаимосвязь всех сфер развития ребенка: физической, психической, трудовой. Комплексность этой системы подтверждается разработанной дидактической базой, которая до сих пор популярна.

Дети Никитиных практически не имели никаких травм от занятий спортом и трудом, когда сами, в три года, делали себе игрушки при помощи пил и молотка. Согласно статистике, они и болели в 10 раз реже, чем дети из других семей. Этому можно верить: за Никитиными пристально наблюдали врачи, педагоги, другие специалисты. Сейчас наукой доказано, что физическое развитие способствует активной познавательной деятельности. Когда мы двигаемся, быстрее циркулирует и наша кровь, насыщаясь кислородом, быстрее работает мозг. Никитины продемонстрировали это на своем опыте: их дети читали с трех лет, в четыре с половиной решали уравнения с одной переменной. В школу они шли раньше других и заканчивали ее тоже с опережением ровесников, поскольку у них был высокий уровень интеллектуального развития.

А теперь о минусах. Никитины были очень вовлеченными родителями, которые принимали активное участие в жизни детей. Современным родителям с их занятостью такой вариант не подходит: он просто нереализуем.

В этой семье существовала и проблема социализации. Дети росли в доме, общаясь только друг с другом. Они прекрасно формировали семейные связи, но не умели взаимодействовать с людьми со стороны. В школе они показывали блестящие успехи в учебе, а вот дружить с одноклассниками им было попросту неинтересно. Недостаточно развита у них была и эмоциональная сфера. В два года у ребенка наступает пик эмоциональности, когда он учится понимать свои чувства и считывать чужие. Дети Никитиных в это время занимались совсем другим: исследованиями, трудом, чтением.

При воспитании детей по этой системе, в отличие от современной, не уделяется внимания гендерному аспекту: нет специфических навыков, которым обучают девочек и мальчиков.

При желании применить эту систему важно изучить все ее аспекты, посмотреть документальные фильмы о семье Никитиных, которых было немало, почитать их книги: «Правы ли мы?», «Мы, наши дети и внуки», «Интеллектуальные игры». Нужно составить максимально полное представление о методике, чтобы понять, подходит ли она вам.

Педагогическая методика семьи известна во многих странах и актуальна по сегодняшний день, несмотря на 50 летний стаж работы. Борис Павлович и Елена Алексеевна благодаря своим теориям смогли пробудить настоящую революцию в педагогике советских времен. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Эта семейная пара на примере африканских женщин стала твердить всему миру, что дети должны быть неразлучны с мамами как минимум до полутора лет. Ребенку очень важен этот физический контакт. Именно Никитины настаивали на немедленном прикладывании детей к груди матери после рождения и т.д.

Никитины к тому же были заядлыми противниками строгого режима для дошколят, так как это, по их мнению, вызывало лишь нелюбовь детей к занятиям. Они считали, что ребенку следует создавать атмосферу, в которой ребенок будет вдохновляться и осуществлять свою исследовательскую деятельность. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро.

Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.

Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.

Никитины считают, что для того, чтобы любая игра усваивалась с успехом, родители должны придерживаться определенных правил:

1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.

2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия.

3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.

4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.

Время, которое дается на игры.

Для определения времени на игры необходимо исходить из успехов малыша и роста его способностей (от 5 минут до получаса в среднем). Новую для него игру вводите постепенно. Максимальное количество игр в один день – 23.

Кубики Никитиных, как сделать самому.

Кубики не сложно сделать и самим. Для этого либо используйте старые, удалив все наклейки или надписи, либо смастерите сами из картона (схема ). Желаемый размер кубиков 3х3х3 см., в количестве 16 штук. Каждая грань имеет свой цвет, передняя — белый, задняя — желтый, правая –синий, левая — красный, верхняя — желто-синий, нижняя — красно-белый(цвета разделяются по диагонали). Окрашивать грани лучше масляными или нитрокрасками, что обеспечит большой срок их службы и внешний вид. Можно оклеить грани цветной самоклеющейся бумагой. Кубикам понадобиться коробка с крышкой, размером 12,5х12,5х3 см. кубики в нее должны входить свободно. Также вам понадобятся узоры серий различного уровня сложности, самый лучший вариант это представить их в виде книжки – гармошки (можете распечатать узоры представленные ниже).

К примеру, серия А. Для узоров понадобиться четыре кубика, хорошо использовать деткам в возрасте года-полутора лет. Здесь важен плавный переход усложнения заданий, от одноцветных к двухцветным граням.

Помимо данного вида кубиков для игр вам также понадобятся 27 кубков, которые способны соединяться в семь совершенно разных элементов. Каждая деталь складывается из нескольких кубиков, окрашена в свой цвет. В итоге ребенок учится выбирать самостоятельно те фигуры, которые необходимы для модели и придавать нужное положение им.

Можно как купить, так и изготовить самим 27 кубиков с разноцветными гранями (красного, желтого, синего цвета). Из них малышу нужно будет собирать либо одноцветного вида кубик, либо согласно образцу. В итоге происходит развитие внимания, усидчивости и мышления.

Игра «Сложи узор»


Для игры вам потребуется шестнадцать одинаковых кубиков, грани которых должны быть окрашены различными цветами (4 цвета). Для складывания узоров в первое время вам потребуется узор-задания. По ним малыш должен будет сложить точно такой же узор как на картинке. Затем задание усложняется и малышу уже нужно будет самому сделать рисунок того узора, который кубики образуют. И затем уже ребенок учится придумывать свои собственные узоры из кубиков, количеством от 9 до 16 кубиков.

Примеры узоров к игре «Сложи узор» (картинки кликабельны, нажмите для увеличения).

Игра «Уникуб»

Для этого вам понадобятся кубики для данной игры, о которых шла речь выше. Эта игра предназначена для детей в возрасте от двух до пятнадцати лет. К данной игре дается 50 заданий, озвучим некоторые из них.

1. Из кубиков необходимо сложить красный поезд, у которого крыша, стены вагонов и электровоз должны быть красного цвета. Для изображения дается рисунок поезда, который должен в итоге получиться. Длина поезда может быть больше, чем показано на рисунке. Ребенку здесь нужно будет искать кубики, у которых две грани красного цвета. Для трехлетнего крохи очень трудно проследить, чтобы несколько плоскостей было одного цвета.

2. Кубики складываются в столбик, у которого две видимые грани и верх должны быть синего цвета. Высота также будет зависеть от желания ребенка.

3. Делаем желтую квадратную коробку. Малыш должен догадаться, какие ему потребуются кубики, чтобы все четыре боковые грани были желтого цвета.

4. Строим двухцветную башню, чтобы у нее одна видимая грань была красного цвета, другая желтого, а верх оказался вообще синим.

5. Устанавливаем на стадионе три дорожки для бега, для этого понадобятся девять кубиков разного цвета. При этом боковые грани должны быть цвета той дорожки, к которой прилегают.