Организация проектной деятельности во внеурочной. Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы. Способы мыслительной деятельности

Организация проектной деятельности во внеурочной. Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы. Способы мыслительной деятельности
Организация проектной деятельности во внеурочной. Проектная деятельность во внеурочной работе начальной школы. Способы мыслительной деятельности

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время
в рамках реализации ФГОС
КазминаМ.В., МОУ СШ № 57 Волгоград
Работая в начальных классах, вот уже несколько лет на своих уроках и во
внеурочной деятельности я использую метод проектирования, так как считаю,
что этот метод положительно влияет на мотивацию, заставляет обучающихся
добывать самим знания, а не получать их в готовом виде, расширяет их
кругозор, учит работать с дополнительной литературой.
Все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый
участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик,
исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной
деятельности у обучающихся формируются навыки, необходимые им для
дальнейшей успешной самореализации.
Дети учатся проектировать
положительный результат, планировать свою деятельность и деятельность
группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них
ответственность, взаимодействовать с другими участниками, отстаивать свою
точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Одним из результатов проектной деятельности, можно считать также
включённость в неё родителей обучающихся, что способствует сплочению
коллектива детей и родителей класса. Большинство наших родителей являются
постоянными участниками классных мероприятий по защите проектов.
По результатам анкетирования обучающихся
мероприятия,
организованные с помощью метода проекта, запомнились моим ребятам как
самые интересные. Обучающиеся отмечают, что работа над проектами помогла
им лучше узнать друг друга, научила находить взаимопонимание, ответственно
относиться к порученному делу. По моим наблюдениям и наблюдениям
родителей опыт участия в проектной деятельности дает ребятам результаты,
дети стали более дружными, стали больше доверять друг другу, получили
навыки бесконфликтного общения и техники безопасного выхода из конфликта.
Такие формы работы очень нравятся детям.
На современном этапе становления образования существуют
разнообразные программы, призванные расширить знания обучающихся в какой­
либо области знаний. Такой программой является программа “Разговор о
правильном питании”, разработанная сотрудниками Института возрастной
физиологии Российской академии образования, авторами которой являются
М.М. Безруких, Т.М. Филиппова, А.Г. Макеева. Ее основная цель –
формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей
здорового образа жизни. На базе класса существует творческое объединение
дополнительного образования «Разговор о правильном питании», руководителем
которого я являюсь. Программа последовательно применяет метод проекта,
строится серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных
жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим

ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя)
необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной
жизнью задач.
Приведу пример возможного проекта по программе «Разговор о
правильном питании» с применением технологии проектной деятельности и
здоровьесбережения.
Название проекта: «Правила столового этикета».
Авторы проекта: обучающиеся 4 класса, родители, учитель начальных классов.
Вид проекта: практико­ориентированный, групповой, краткосрочный.
Краткая аннотация проекта: жизнь человека постоянно протекает во
взаимодействии с другими людьми. Для того чтобы контакты не приводили к
конфликтам, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и
полезным с древних времен выработались правила столового этикета. В
последние десятилетия стало актуальным знание правил этикета, умение вести
беседы, сидеть за столом и правильно есть. Знание этикета позволит сохранить
собственное достоинство, достоинство семьи, школы, страны и уважать
окружающих даже в сложных ситуациях.
Цель проекта: привлечь внимание детей к необходимости выполнения правил
поведения за столом как одному из способов проявления культуры человека.
Задачи:
­ выяснить что такое «этикет»;
­ определить, каковы знания обучающихся о правилах поведения за столом;
­ расширить представление детей о предметах сервировки стола (столовых
приборах и столовой посуды), правилах сервировки стола;
­ сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости
соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека;
­ разработать советы ­ правила поведения за столом для школьников;
­ воспитывать в детях самостоятельность, инициативу, творчество, а также
ответственность за своё здоровье и жизнь.
Исследовательская проблема: как чувствовать себя уверенно за столом в
обществе.
Основополагающий вопрос: как чувствовать себя уверенно за столом.
Методическое сопровождение проекта:
1. Анкетирование и тестирование. Среди множества проблем, связанных с
воспитанием детей, одной из самых сложных остается проблема поведения
ребят дома и в обществе. Всегда приятно общаться с культурным и воспитанным
человеком, который умеет вести себя дома, на работе, в школе и на улице. Дети
должны не только знать элементарные правила общежития, но и всегда
соблюдать их. Приступая к изучению темы, я предложила обучающимся
ответить на вопросы анкеты:
1. Что такое этикет?
2. Какие правила поведения за столом ты знаешь?

3. Почему необходимо выполнять правила столового этикета?
4. Как используется полотняная салфетка?
5. Куда вы положите ложку, если уже поели?
6. Как едят хлеб: кусают от целого ломтика или отламывают небольшими
кусочками?
7. Вы размешиваете сахар в чае, кофе. Что делать с ложкой?
На родительском собрании, посвященном вопросу организации питания в
школе и семье, мамам и папам своих обучающихся я сообщила о результатах
анкетирования и предстоящей работе над проектом. Предложение расширить
знания по теме «Столовый этикет» нашло отклик в сердцах родителей. Исходя
из результатов опроса, были определены основные направления работы с
родителями:
 психолого­педагогическое просвещение родителей по вопросам правил
столового этикета;
 вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс через участие в
открытом внеклассном мероприятии по данной теме.
2.Час общения. Обучающиеся познакомились с историей столового этикета,
сформировали представление о правилах поведения за столом, узнали о
необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры
человека.
3. Практическое занятие. Результатом практического занятия является то, что
обучающиеся смогли познакомиться с правилами столового этикета; развили
навыки поведения за столом в общественных местах, расширили представление
о предметах сервировки стола (столовых приборах и столовой посуды),
правилах сервировки стола.
4. Праздник. В ходе мероприятия, дети и их родители, обобщили и закрепили
правила столового этикета, сформировали навыки культурного поведения.
5.Рецепты. Участники праздника познакомились с традициями питания в
разных семьях, узнали о вкусных и полезных блюдах, научились самостоятельно
составлять сбалансированное меню.
6. Советы.
поведения за столом для школьников.
В ходе проекта были проведены самостоятельные исследования

обучающихся. В начале работы над проектом ребята разделились (по желанию
и интересу) на 4 группы, каждая группа получила свою тему исследования,
самостоятельно изучала свою тему, оформляла документацию. Родители
помогали в поиске информации, делились своим опытом, который обучающиеся
смогли использовать в оформлении проектов.
1 группа занялась работой над инсценировкой стихотворения о правилах
поведения за столом, ее целью являлось ­ получить знания о сервировке стола.
2 группа решила искать информацию об истории столовых приборов.
Участники проекта разработали советы ­ правила хорошего

3 группа заинтересовалась вопросом о том, что такое салфетка, как и
откуда она появилась, какова роль салфетки в жизни человека, обучалась
приемам сворачивания салфетки.
4 группа сделала фотографии на тему «Как правильно есть фрукты»,
выполнила рисунки.
По окончанию работы группы представили различные варианты своего
результата исследования: инсценировка, практическая работа, сообщение,
фотографии, рисунки.

Куранова Татьяна Александровна учитель информатики в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Ильинская средняя общеобразовательная школа» Орехово­Зуевского
муниципального района Московской области.
В современном мире необходимо мыслить на перспективу и
ближайшее будущее, анализировать пройденное. Одним из методов
применяемый мной в урочной и внеурочной деятельности является проектный
метод. Во внеурочной деятельности есть все возможности для развития
проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся –
проектной деятельности.
Применение метода проектов во внеурочной деятельности по
информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и
выполнение различных задач становится неотъемлемой частью занятия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов,
операций овладения определенной областью практического или
теоретического знания различных областей. С другой стороны это – способ
организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо
научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из
разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно­
следственные связи. Я применяю метод проектов ориентировано на
групповую самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся
выполняют в течение определенного количества времени. Метод проектов
всегда предполагает решение какой­то проблемы, способ реализации зависят
от ученика и его возможностей.
Ставлю перед собой задачи:
­ Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять
полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять
поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный
алгоритм обработки.
­ Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
­ Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
­ Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в
команде.
Я применяю следующие этапы работы над проектом:
1 этап Целеполагание
2 этап Планирование
3 этап Выбор методов проверки
4 этап Выполнение
5 этап Защита проекта

Проекты, реализуемые в 5 классе: рисунки и чертежи в графических
редакторах, таблицы
Проекты, реализуемые в 6­7 классе: творческие печатные работы в
текстовых редакторах.
Первая тема, изучение которой не обходится без использования
метода проектов, – «Текстовый редактор». У детей формируются навыки
использования текстового редактора не только для создания текста, но и для
выполнения чертежей и схем, создание моделей интерьера и т.д.
Знания, полученные во время изучения различных редакторов,
позволяют применять навыки в различных предметных областях. Я изначально
во внеурочной деятельности применяю метапредметность, интегрирую с
математикой, литературой, здоровьем учащихся, с различными классами мы
обсуждаем, что им интересно в той или иной области и в соответствии с этим
создаем проект. Очень легко работать с пятыми классами, они приходят из
начальной школы с желанием работать, именно таким образом, они мыслят
проектами. Учащиеся самостоятельно продумывают тему, подбирают
информацию, разрабатывают структуру сайта. С другими классами уже
сложнее их приходится направлять подбирать целые списки тем, что бы они
выбрали интересную для себя тему. Проект побуждает учащихся: проявить
интеллектуальные способности; проявить нравственные и коммуникативные
качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными
умениями; продемонстрировать способность к самообразованию и
самоорганизации; к целеполаганию.
Результатом работы над проектом является продукт, который
разработали участники проектной группы для разрешения поставленной
проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего
продукта. Она имеет свой строгий регламент – на выступление 7­10 минут и
около 5 минут – ответы на вопросы по теме. Творческий коллектив готовит
аннотацию или тезисы своей проектной разработки, знакомит с ней
представителей жюри. Визуальные средства также эффектный ход в защите
проекта. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком
воспринимается 55 %, из аудио – 12%, следовательно, если сочетать аудио и
визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной
информации.
Применение проектной деятельности во внеурочной деятельности
позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал,
формирует самостоятельность и инициативность школьников.

Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Анализ современного этапа состояния общества свидетельствует о бурном развитии компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, их активном внедрении в структуру профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Этот объективный процесс общественного развития приводит к повышению конкуренции на рынке труда, побуждая всех специалистов к овладению новыми технологиями сбора, поиска и обработки информации. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, и не только на родном языке.

Как научить детей ориентироваться в огромном информационном пространстве в условиях классно-урочной системы, где основным источником информации является учитель и учебник? Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Как помочь детям, желающим более углубленно изучать предмет, без увеличения количества учебных часов и без перевода этих детей в отдельный класс или школу? Вот вопросы, которые я определила для себя приоритетными.

Основная цель обучения иностранному языку с учетом современных тенденций обновления содержания образования – формирование коммуникативной компетенции, сопутствующие цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

Безусловно, для организации вышеуказанной деятельности, от меня требовалось детальное изучение метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Как педагогическая идея, технология и практика он возник в первую треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952,) а также его ученика В.Х. Килпатрика. Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, проблема приобретает контуры проектной деятельности. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. Естественно, они должны отчетливо понимать цель проекта. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Разрешая конкретные жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получали необходимые для этой жизни знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть в реальной жизни, учились самостоятельно учиться.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

Подробно изучив отношения различных исследователей, педагогов-практиков к методу проектов, я придерживаюсь следующих основных требований к использованию метода проектов , выдвигаемых Е.С. Полат :

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.).
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений)
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Я придерживаюсь общедидактической типологии проектов, представленной в следующей таблице .

По виду деятельности Исследовательские; творчесике; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов Внутренние; региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

В процессе организации проектной деятельности я столкнулась с различными проблемами , которые предстояло решить.

Одна из них – сочетание метода проектов с классно – урочной системой. Я убеждена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке.

Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

Одним из важных вопросов, которые встали передо мной в процессе работы – это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Я определила разные критерии оценки проектов, которые будут представлены ниже. Проблема была в том, что способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников. Предлагаю следующие критерии и способы оценки проекта:

Таблица 1. Способы оценки.

Таблица 2. Критерии оценки проекта.

1. Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.
2. Логика и последовательность их изложения.
3. Самостоятельность и адекватность выбора средств.
4. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
5. Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.
6. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
7. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
8. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
9. Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности.
10. Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения.
11. Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
12. Практическое использование проектного изделия.
13. Качество записей и наглядных материалов.
14. Использование знаний из других наук и учебных предметов.
15. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
16. Полнота знаний по теме.
17. Оригинальность решения проекта.
18. Культура речи.
19. Привлечение знаний из других областей.
20. Языковая грамотность.
21. Умение пользоваться информационными технологиями.

Для оценивания работ в презентации Power Point я разработала следующие критерии:

Таблица 3.

Ф.И. участника проекта

Тема проекта

Степень реализации проекта

Владение технологией
Power Point

Итоговая оценка

Характеристика проекта

Критерии оценки
интересный оригинальный творческий

хорошо
иллюстри-
рованный

познава-
тельный

Соответствие отобранных фактов выбранной теме

Логика и последовательность изложения материала

Умение представить работу на устной защите

1 (фамилия, имя) (название)

Как видно из приведенных выше таблиц, можно выделить разные критерии и способы оценки, какими из них пользоваться – выбор за учителем.

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, он может представлять различные формы документирования:

Большой интерес у школьников вызывает деятельность, связанная с участием во всероссийских и международных телекоммуникационных проектах.

Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С. Полат определяет «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности»

Основной идеей организации и проведения INTERNET – конкурсов, форумов, чатов, Web-дискуссий, телеконференций для подростков и молодежи является реализация деятельностного подхода к обучению.

«Сетевые» педагогические технологии способствуют формированию принципиально новой информационной образовательной среды (INTERNET – среды), обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, существенным образом влияющей на перераспределение ролей между участниками образовательного процесса (акцент на самореализацию, самоактуализацию, самообразование). Использование INTERNET -среды, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс позволяет решить комплекс учебных задач и воспитательных задач. Учебные задачи: научить пользоваться информацией из различных источников; научить расширять и углублять знания в данной предметной области; научить методу нисходящего проектирования. Воспитательные: научить взаимодействию вколлективе; научить самооценке; научить обосновывать и отстаивать свою позицию; научить умению видеть перспективу развития своей деятельности.

К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести:

  • свободную переписку;
  • информационный обмен;
  • электронные встречи;
  • обмен локальными решениями проблемы;
  • проведение совместных наблюдений;
  • изучение общего и особенного в какой-либо предметной области;
  • подготовку совместных публикаций;
  • участие в игровом имитационном моделировании;
  • выполнение уникальных совместных проектов;
  • создание баз данных;
  • социальные проекты.
  • выпуск электронных газет;
  • разработка виртуальных экскурсий и путешествий;
  • организация виртуальных школьных музеев;
  • организация деятельности Web-студий и др.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.

Для нас первым шагом на пути освоения информационных и коммуникационных технологий стало участие в дистанционной обучающей олимпиаде по английскому языку-2006, которая была организована Центром Творческих Инициатив “Snail” г. Омска. Олимпиада была посвящена традициям и праздникам Великобритании, в ней приняли участие команды из разных городов России. В течение месяца команда из четырех учащихся под моим руководством выполняла различные задания.

Сроки сдачи заданий были строго регламентированы, все задания выполнялись на английском языке. Задания и ответы высылались на электронный адрес команды (e-mail). По завершению каждого тура команда получала правильные ответы, а также могла ознакомиться с ответами соперников. Таким образом, учащиеся получили не только хорошую языковую практику, но и богатый, интересный материал о культуре английского народа; научились работать слаженно в команде; выбирать необходимый материал в огромном потоке информации. Кроме того, процесс ознакомления с учебным материалом проходил весело и интересно и значительно отличался от того, что учащиеся обычно делают на уроках. По завершении олимпиады все участники получили дипломы от организаторов. Сейчас наши ученики являются активными участниками дистанционных конкурсов и олимпиад.

Анализируя опыт участия и организации проектной деятельности в сфере коммуникационных технологий, я выделяю следующие условия успешности проекта:

  • Владение современными информационными технологиями, как учениками, так и учителем.
  • Возможность выхода в сеть Internet (и умение пользоваться им).
  • Наличие хороших пишущих компьютеров в школе.
  • Наличие домашнего компьютера у учащихся и учителя.
  • Наличие возможности проверить и откорректировать работы в школе (доступ в компьютерный класс, наличие медиа зала и т.п.)
  • Организация и координация деятельности со стороны учителя, оказание систематической консультативной помощи. Учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности, иначе проект потерпит неудачу.
  • Практическая значимость (так как только в этом случае проект является личностно-ориентированным).
  • Желание учителя заниматься проектной работой, так как она требует дополнительного личного времени учителя.

Как известно, цель считается достигнутой (а проект реализованным), когда учащиеся в результате работы получают (или узнают) что-то новое . В результате работы над проектами учащиеся улучшили свои знания не только в области английского языка, но и географии, истории и информатики. Более того, мы получили огромное внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Изучив многочисленные публикации учителей, которые применяют метод проектов, и опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию , способствует:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • развитию позитивной внутренней мотивации к изучению иностранных языков;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:

  • Сохранение мотивации к изучению иностранного языка.
  • Возможность углубленного изучения языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в отдельные классы (школы)
  • Улучшение успеваемости по предмету.

Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.

Обращение к проблеме организации проектной деятельности считаю актуальным в условиях обновления содержания образования.

Гурьева Вера Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ № 27"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
Дата публикации: 20.04.2017
Раздел: начальное образование

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

В настоящее время

все более актуальным в образовательном процессе становится

применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения

самостоятельно

добывать

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

предположения,

умозаключения.

обучение

связывают

системно-

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода

является проектная деятельность.

проектов

является

образовательной

технологией,

формирование

способностей,

которыми,

выпускник

оказывается

приспособленным

адаптироваться

изменяющимся

условиям,

ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий

проектировать

получает

информации,

усваивает

прочитанное

услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит –

научится действовать не по шаблону.Осуществление проекта в начальной школе обусловлено

готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у

учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать

свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная

сформированности

обобщенности

умственных

действий,

развитии

мышления

формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность» В-

дифференцированная

самооценочная

оценочная

деятельность.Проектная

деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как

коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.

Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий

для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во

внеурочной деятельности.

Задачи:

Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности,

этапов его организации)

Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);

Определить тематику проектов по программе

Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать опыт сотрудничества.

Воспитывать коммуникативные качества.

Методы: изучение

эксперимент,

наблюдение,

анкетирование,

анализирование

результатов.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с

деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих

способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно

реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает

поиск новых форм и методов обучения.

Виды проектов

Практический проект - нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы

участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть

достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где

целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в

реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он

включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи

исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных

результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под

названием "Зачем растениям нужна вода" . В ходе проекта можно провести мини-

исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды,

а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или

явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и

представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и

других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте

"Семейные праздники и традиции" . В ходе проекта каждый ребенок не только провел

мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи,

плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Классификация проектов по продолжительности.

а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,

тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки

презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение

занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь

годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во

внеурочное время.

Возможные формы проведения презентаций проектов:

Семейный праздник.

Игра-путешествие.

Праздник.

Утренник.

Практикум.

Этапы работы над проектом.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

1.Погружение

Определение темы,

целей и задач, типа

проекта, количества

участников.

Формирование

основополагающего и

проблемного вопроса.

Вживание в игровую

ситуацию.

Принятие задачи.

Мотивирует учащихся.

Формулирует проблему

объясняет

задачи проекта.

(Подводит

учащихся

самостоятельному

определению проблемы

проекта.)

Наблюдает.

2.Планирование

Анализ проблемы.

Определение

источников

необходимой

информации.

м е т о д о в

исследования.

Распределение

ролей в группе.

Определение

критериев

результатов работы

над проектом.

презентации

Уточняют тему

исследования.

Формируют состав

распределяют роли.

Осуществляют

планирование

Выбирают форму

презентации

результатов.

Предлагают и

обосновывают свои

критерии оценки

работы над проектом.

Предлагает

возможные

варианты состава групп

и распределение ролей

в группах.

необходимо сти

помогает

учащимся

а н а л и з е,

п о и с к е

источников

информации,

планировании,

презентации

Консультирует

у ч а щ и х с я

просьбе).

Наблюдает.

3.Исследование.

Выполнение

Собирают

информацию в

соответствии со

своей ролью и

сообща (в

соответствии с

планом работы).

Консультируются с

учителем.

Оформляют

собранный материал.

Консультирует

у ч а щ и х с я

необходимости.

Ненавязчиво

контролирует

деятельность

школьников.

Наблюдает.

4. Результаты и

Корректировка

деятельности

учащихся.

Оказание

непосредственной

п о м о щ и

затруднении.

У ч а с т в у ю т

промежуточных

обсуждениях

полученных данных в

занятиях и т.д.)

подготовку

з а щ и т е

п р о е к т а,

у ч а с т в у ю т

коллективном

самоанализе.

Практическая

(по необходимости)

Проводит

репетиции,

консультации.

Помогает определиться

способом

презентации.

5.Презентация

Презентация

Защищают

(демонстрируют

понимание проблемы,

Участвует

результатов работы над

проектом.

6 . О ц е н к а

результат

результативности.

Сбор информации в

портфолио.

Организация

в ы с т а в о к

учащихся

Участвуют в

коллективном

анализе и оценке

результатов

достигнутых

результатов,

Обобщает

полученные

результаты.

П о д в о д и т

Награждение

участников

успехов и неудач.

Как выбрать тему проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам

исследования.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему

Структура проекта (именно это должны ОБЯЗАТЕЛЬНО отразить ребята в своих

проектах)

1. Тема проекта.

2. Вид проекта:

3. Цели и задачи проекта.

4. План работы над проектом (или этапы).

5. Основные идеи.

6. Вывод.

Пример оформления проектной работы (кратко)

1. Тема моей проектной работы "Самые большие зоопарки мира"

2. Вид проекта- информационный.

3. Цель проекта - узнать как можно больше информации о самых больших зоопарках мира.

Затем представить эту информацию для обсуждения с учителем и ребятами в классе.

Задачи проекта:

Пользуясь справочным материалом: (энциклопедиями, интернетом, журналами и

газетами) найти информацию о самых больших зоопарках мира;

Проанализировать данную информацию и составить мини-выступление о самых

больших и необычных зоопарках мира;

Рассказать об экзотических обитателях этих зоопарков;

Подготовить мини - фильм (поделку, плакат и так далее) о самых больших зоопарках

Представить полученные результаты учителю и одноклассникам, обсудить проект.

4. Этапы работы над проектом.

- первый этап - "Выбор темы проекта". Я выбрал(а) эту тему, так как......

СОВЕТ: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему,

как искали в книгах, как читали журналы, как составляли с мамой или папой текст для

-второй этап - "Сбор информации". Для работы над проектом я пользовалась

такими источниками.....

- третий этап - "Обдумывание плана работы над проектом" - предполагает

активную мыслительную деятельность. Его можно опустить (не писать).

- четвертый этап - "Реализация проекта". На этом этапе составляется текст

- пятый этап - "подготовка к защите проекта" - предполагает домашнюю

подготовку к защите проекта. Этот этап также можно опустить (не писать).

- шестой и седьмой этапы - проходят в классе. Отражать в тексте работы их также

не нужно.

5. Основные идеи. В ходе работы над проектом я узнал (а), что в мире есть следующие

самые большие зоопарки..... Они интересны тем, что....... Там живут такие обитатели,

6. Вывод. Я узнал (а), что в зоопарках живут очень редкие животные. Их нужно защищать,

охранять......

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИЛОЖИТЬ К ПРОЕКТУ "ПРОДУКТ" - ПОДЕЛКУ, МАКЕТ, ФИЛЬМ,

Выбери тему исследования.

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

Сделай выводы.

Оформи результаты своей работы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Грамотно проработайте речь. Не стоит отставлять место под импровизацию. Если вы

хотя бы немного сомневаетесь в себе, лучше всего заранее продумать даже маловажные

Готовьте речь перед зеркалом и произносите слова вслух. Репетируйте не только текст,

но и произношение с мимикой. На человека влияет абсолютно все. Поэтому от того, как

будет оформлена подача материала, зависит успех всего проекта.

Приложение:

Исследовательский проект «Вредная и здоровая пища» (внеурочная деятельность)

Цель исследования:

Узнать, какую пищу можно назвать «вредной», какое влияние она оказывает на организм.

Формирование представлений о правильном здоровом питании.

Задачи:

1.Проанализировать данные в литературе и интернет ресурсах по теме исследования.

2. Расширить знания о здоровых и вредных продуктах питания, о их влиянии на организм.

2.Практически доказать насколько некоторые продукты могут быть вредны для человека.

Объяснить

ученикам,

существует

полезная

богатая витаминам и минералами.

4. Оформить книгу с краткой информацией о здоровой и вредной пище.

Метод исследования:

эксперимент,

информации

журналов,

интернет

ресурсов.

Методика исследования.

Определить, какие же продукты являются «вредными», а какие «полезными»

Собрать информацию из журналов, газет, книг, интернет ресурсов о вредных продуктах и

полезных продуктах.

Провести анкетирование среди учащихся класса и определить, как часто они употребляют

чипсы, шоколад, газированную воду, жевательные конфеты.

Изучить состав «вредных» продуктов, «полезных» продуктов.

Изучить, к чему приводит употребление вредных продуктов,

какую роль в здоровом

развитии организма играют «полезные» продукты

Собрать информацию о влиянии «вредных» продуктов на организм человека.

Провести

эксперименты,

доказывающие

негативное

«вредных»

продуктов

питания на организм.

информацию

значении

витаминов

минеральных

развитии

организма

Основное содержание

Как часто мы слышим: нужно правильно питаться. В школьной столовой, наши родители

пытаются нас кормить полезными продуктами. Если питаться правильно, ты вырастешь

здоровым, сильным, крепким. Но почему же то, что кажется нам, детям очень вкусным и

привлекательным

является

полезным?

продукты

упаковках,

фантиках, красивых бутылках каждый видит на витринах магазинов. Они притягивают

наше внимание. Как же они могут навредить человеку?

Для эксперимента взяли 2 группы крыс. Одну кормили обычной для них пищей, а

другую группу кормили сухариками, чипсами. Крысы, которых кормили сухариками, на

двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели.

Позже экспертиза показала - животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения

пищеварения и сетчатки глаза. Почему же так произошло?

После изучения состава некоторых «вкусных» продуктов

экспериментаторы

ответить на этот вопрос:

Сахар делает пищу сладкой. Это углевод, поэтому сахар дает энергию, но излишки сахара

превращаются в жир. Сахар также вызывает кариес. Чем больше ты ешь сладостей, тем

более острые ощущения ждут тебя в кабинете у стоматолога. Жевательные конфеты,

«чупа-чупсы» - всё это продукты, содержащие большое количество не только сахара, но

еще и красителей, химических добавок, а значит они не являются полезными продуктами.

Сладкие газированные напитки содержат сахар, ароматизаторы, красители, консерванты,

которые вредны для здоровья, особенно в раннем возрасте. Их употребление приводит к

нарушению

становятся

беспокойными

гиперактивными.

Газированные напитки вымывают кальций из костей, поэтому дети, часто употребляющие

газ.воду, в большей степени подвержены переломам костей. Также, газ.вода провоцирует

ангины, вызывает заболевание желудка, от нее страдают зубы. Газированные напитки

являются

сильными

мочегонными,

жидкость

организма,

приводит

обезвоживанию.

Израильские

обнаружили,

выпивающих по литру шипучки в день, ожирение печени встречается в пять раз чаще.

Даже одна-две баночки шипучки в день повышает риск развития заболеваний печени, а

также диабета и заболеваний сердца. 1 баночка в день на протяжении 10 лет гарантирует

сахарный диабет.

Жиры . Жареная пища, такая как гамбургеры, чипсы, содержит много лишних жиров.

Такая пища создает ощущение сытости, так что мы можем уже не захотеть съесть то-то

полезное.

вкусными

хрустящими,

хранились, в них добавлено огромное количество химикатов. И в том числе, усилитель

вкуса - глутомат натрия.

Лишний вес подобен тяжелым сумкам. Нашему телу и сердцу приходится работать с

усилием, чтобы двигать вес тела.

Употребление

продуктов

вызывать

аллергию,

отравление,

раздражение кожи, тошноту, рвоту и ослабление иммунитета – защиты нашего организма.

Усилители вкуса развивают зависимость от этих продуктов, снижают наше восприятие

продуктов

химический.

составляющих

по-своему

воздействует

организм.

Некоторые

считаются

безвредными, но большинство из них весьма опасны для нашего здоровья. А ведь многие

и не задумываются над тем, что они едят, чем кормят своих детей. И, сами того не зная,

отравляют свой организм.

Какие же продукты укрепляют организм и здоровье?Конечно, это натуральные

продукты, которые богаты витаминами и минералами.

Витамин А – необходим дляподдержания хорошего зрения.

Витамин В1 – укрепляет нервную систему

В2 – принимает участие в клеточном обмене.

В6 – рост волос, содержание гемоглобинав крови.

В12 – образование эритроцитов

Витамин С – один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья.

Витамин Д – отвечает за отложение кальция в костях

Витамин Е – укрепление мышц.

Витамин К – отвечает за нормальную свертываемость крови.

Кальций - необходим для построения и укрепления костей и зубов.

Калий - важен для деятельности нервной и сердечнососудистой системы.

Железо - организм использует для кроветворения.

Йод - необходим для нормальной

работы щитовидной железы.

Практическая часть.

1 опыт. Монетки.

достоинством

опускается

газированной

Оставляем

некоторое

окончанию

вынимаем монету из стакана. Сравниваем обе монетки. Видим, что монета, которая была в

стакане с газ.водой стала чистой, блестящей. Делаем вывод – газ.вода может не только

отчистить металл, но и разъедать стенки желудка.

2 опыт. Огонь.

Берем чипсы(1 штучку), поджигаем ее на спиртовке. Видим, что чипсы сразу загораются,

отлично горят, при этом пламя синего цвета, выделяется очень неприятный запах. Делаем

вывод- Чипсы содержат очень много жира и синтетические вещества в составе.

3 опыт. Чупа-чупс.

Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем е «размешивать» воду.

Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет карамели. Делаем вывод –

В карамели соержатся красители.

4 опыт. Фонтан.

Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты «Ментос».

Открываем бутылку газ.воды, опускаем туда несколько конфеток, отходим в сторону. Мы

наблюдаем,

вырывается

Произошла

химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же происходит и в

желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое самочувствие.

Заключение.

Работая с литературой по теме, ученики узнали много нового, интересного и полезного,

насколько

человека

полезные,

продукты,

еда, о возможных последствиях этой пищи: аллергические реакции, боли в желудке, рвота,

тошнота, кариес, ожирение, снижение восприятия вкуса, ослабление иммунитета и многое

Анкета для детей:

Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?

А) Люблю, ем часто -15 учеников

Б) Люблю, но ем редко – 3 учеников

Б) не люблю - 0 учеников

2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?

А) не знаю - 5 учеников

Б) знаю - 13 учеников

3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?

А) чипсы и газировку -10 учеников

Б) фрукты - 8 учеников

4. Как ты думаешь – ты здоров?

А) да -16 учеников

Б) да, но к концу дня чувствую усталость - 2 учеников

В) нет - 0 учеников

По итогам анкетирования среди учащихся класса, выяснилось, что не все ребята знают о

вредной пище или не обращают внимания на то, что они едят. Поэтому считаю, что в

проводить

мероприятии,

пропагандирующих

здоровое питание, здоровый образ жизни.

Я считаю, что учеников и их родителей

необходимо ознакомить с темой

о здоровом питании. Ведь, за 65 лет человек съедает

около 50 тонн пищи, и каждая маленькая порция очень важна для здоровья.

Каждому была выдана памятка, которую сделали ученики.

Примерная тематика проектных работ для учащихся начальных классов

* Зоопарки мира

* Сад моей мечты

* История развития футбола

* Эти забавные кошки

* Тигры – самые большие и самые грозные из крупных кошек

* Пять самых редких птиц на планете

* Что нужно знать человеку о пауках?

* История возникновения и производства шоколада

* Как помочь птицам перезимовать?

* Красота и симметрия бабочек

* Собаки и космос

* Собаки-поводыри

* Соль – польза или вред?

* Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

* Профессии нашей мечты

* Моя родословная

* Профессии наших родителей

* Мой город

* Хлеб – всему голова

* Птицы – наши друзья

* Здоровый образ жизни

* Наш дом. Наш двор

* Война и наша семья

* Использование бытовых отходов в детских поделках

* История русской игрушки

* Во что играли наши предки?

* Действующие вулканы нашей планеты

* Использованная бумага - мусор или добро?

* Матрешка - игрушка или сувенир

* Всегда ли бутерброд падает маслом вниз.

* Спортивная жизнь моей семьи

* Как мультфильмы влияют на психику ребёнка

* Кактус-колючий друг

* Выращивание кристалла

* Далеко ли от нас до Солнца

* Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

* Почему скисает молоко?

* Почему стреляет попкорн?

* Путешествие водяной капельки

* Что такое микроскоп?

* Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Проектная деятельность в учебной работе

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:

  • информационный,
  • ролевой
  • практико-ориентированный
  • творческий
  • исследовательский
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографии-ческие данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника, «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развле-кательных передач».
В качестве примера такого типа проектов может быть приведён алгоритм работы учащихся 6 класса по теме: «Образ Левши Лескова современен?»

Проблема Талантлив ли русский народ?

Обоснование Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы типа «Левши» Лескова. Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе.

Что делать? Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию

Как? С использованием ИКТ

Что получить? (результат) Презентации учащихся о современном Левше. Устное выступление перед классом на данную тему. Сформировать патриотические качества личности, коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения.

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персо-нажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому языку, пригодится ли знание правил в жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия». Организацию практико-ориентированного проекта можно рассмотреть на примере урока по теме: «Паронимы».

Цель проекта: организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция.

Задачи:

  • формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;
  • учить взаимодействию при работе в группе;
  • повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;
  • способствовать подготовке к ЕГЭ по русскому языку;
Основополагающий вопрос: трудно ли иностранцу выучить русский язык?

Проблемный вопрос: как различить похожие в языке слова?

Вопросы проекта:

  • что такое паронимы?
  • какие словари существуют?
  • в чем необходимость разработки словаря паронимов?
  • достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта?
  • зачем создавать еще один словарь?
  • что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности?
Этапы работы над проектом:
  • Вводное занятие.
  • Технологический.
  • Создание словаря.
  • Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия.
Распределение ролей в проектной группе:
  • ученик – субъект собственной деятельности, исследователь и творец;
  • учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося;
  • родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности;
  • библиотекарь – консультант и эксперт.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни».
Организацию творческого проекта можно рассмотреть на примере урока литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, словарь сибирских диалектов, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.
Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её про-веркой, обсуждение полученных результатов и распределения их по продолжительности.

Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами я веду работу в группах.

Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

Недельные проекты выполняются в группах. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить ребят сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Проектная деятельность во внеурочное время

Исследовательский проект

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на уроках, учащиеся смелее берутся за научно-исследовательскую работу, со знанием дела выполняют её и успешно защищают свои проекты на любом уровне.
Однако не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

При выборе темы исследования необходимо придерживаться определённых правил:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
  • актуальной и оригинальной;
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии.
В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.
Общая идея организации проектной деятельности во внеурочное время в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания. Выполнение и оформление таких проектов предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
  • При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.
  • Выбор и формулирование темы.
  • Подбор литературы (не менее 5 - 8 источников).
  • Отбор и систематизация материала, составление плана.
  • Определение актуальности и значимости работы.
  • Выделение объекта и предмета исследования.
  • Постановка цели и формули-рование задач.
  • Формулирование гипотезы исследования.
  • Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование и т.д.).
  • Работа над проектом (консультации преподавателя): Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
  • Оформление результатов исследования. Подготовка доклада, сдача на проверку.
  • Подготовка к защите проекта.
  • Защита проекта (выступление с докладом)

Вся работа должна удовлетворять критериям научно-исследовательской деятельности:

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
  • Умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы.
  • Владение автором специальным и научным аппаратом.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследование.
  • Грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовала предъявляемым требованиям.
Основные компоненты системы работы:
  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  • включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  • организация мониторинга формирования проектных умений;
  • диагностика уровня сформированности проектных умений;
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
  • участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и регионального уровней;
  • организация на базе школы районных семинаров для учителей информатики по содержанию проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
Виды деятельности:
  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и форму-лирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.
Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства

Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых мною предметов «Русский язык» и «Литература», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

В своей деятельности большую роль отвожу проектной технологии, предполагая, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося
Проектная деятельность становится ведущей на уроках гуманитарного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. Cамым сложным становится процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. В старших классах проекты по русскому языку могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности начинаю с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений учащихся.

Это позволяет ученикам осмыслить приобретаемые на других уроках и через другие формы учебно-познавательной деятельности навыки и соединить их в способ организации учебной работы. Но такая диагностика может быть использована в том случае, если учащиеся уже выполняли проекты и знакомы с алгоритмом осуществления данного вида деятельности. Предлагаемое анкетирование может быть проведено в начале и в конце создания проекта.

Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.

На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнуты результатов.