Особенности консультирования подростков. Со стороны ребенка. Воздержаться от морализаторства

Особенности консультирования подростков. Со стороны ребенка. Воздержаться от морализаторства
Особенности консультирования подростков. Со стороны ребенка. Воздержаться от морализаторства

Подростковый возраст называют критическим (в ши­роком смысле слова). Статистика свидетельствует, что ко­личество обращений за психологической помощью, свя­занных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Рез­ко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликт­ного характера до опасности наркомании и алкоголизма, существует и такой феномен как самоубий­ство подростков, юношей и девушек.

Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благо­даря тому обстоятельству, что сам подросток впервые ста­новится клиентом: он может обратиться в психологичес­кую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей.

Консультируя подростков, возрастной психолог-кон­сультант исходит, в том числе, из психологических нор­мативных задач возраста. Они противоречивы, и это важ­но учитывать. К этим задачам обычно относят:

Отделение от родителей и обретение подлинной пси­хологической независимости.

Профессиональное самоопределение (получение про­фессии или выбор направления дальнейшего обучения).

Преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности (самоидентификация»).

Новыйвиток социализации в среде сверстников, ос­нованныйна установлении более глубоких эмоциональ­ных отношений.

Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адапта­ция к этому новому состоянию (обретение друга противо­положного пола).

Попытки осознания своего предназначения, экзис­тенциальный анализ своей судьбы.

Психологические задачи подрост­ка связаны, прежде всего, с самоопределением в трех сфе­рах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной.

Центральное новообразование раннего юношеского воз­раста - это самоопределение. В качестве главного признака этого явления обычно выделяют потребность юноши (де­вушки) занять внутреннюю позицию взрослого челове­ка, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое мес­то и назначение в жизни).

Для этого возраста типичны поиск понимания в обще­нии, постоянная готовность к контактам, потребность по­лучить «подтверждение» со стороны другого.

Соответственно проблемы могут касаться:

· взаимоотношений в группе сверстников;

· взаимоотношений с лицами противоположного пола;

· взаимоотношений с родителями;

· взаимоотношений с учителями;

· вопросов осознания собственной личности;

· трудностей в учебе;


Опыт консультирования родителей и подростков пока­зывает, что если детей до 12 лет родители совершенно спокойно приводят в консультацию и они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, то подростки в ситуации консультирования, инициатива которого исхо­дит от их родителей, чувствуют себя неуютно. Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность вы­полнения ими психодиагностических процедур находится на низком уровне.

Как правило, на первичный прием приглашается роди­тель, обратившийся в консультацию по телефону. Кроме типичного анализа жалобы одного родителя (локус, само­диагноз и т.п.) важно, придет ли второй родитель, при­дет ли сам подросток, что они скажут по поводу обраще­ния.

В связи с этим возможны несколько вариантов работы:

/ вариант. Оба родителя и подросток идут на консульта­цию. Родители говорят о трудности понимания взрос­леющего ребенка. Здесь можно проводить совместное се­мейное консультирование.

В. В. Столин и А. А. Бодалев приводят следующий пример.

В консультацию обратились родители в связи с наруше­ниями в повелении 17-летнего сына (приходит домой поздно, друзья на учете в милиции, не хочет учиться, в больнице поставлен диагноз - шизофрения). Первоначальная причина обращения, объединяющая семью, - «снимите диагноз». В до­верительной атмосфере консультирования она очень быстро уступила место взаимным обвинениям в непонимании, не­уважении, неприятии... Благодаря слаженной работе двух пси­хологов, постоянно поддерживающих доброжелательную ат­мосферу, члены семьи объединились с ними в группу под лозунгом: «Ничего страшного, будем разбираться». Консуль­тантам необходимо было следить за равными эмоциональны­ми вкладами каждого из участников в общий процесс и, эмпатически слушая каждого, переводить его слова на «язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын болен») была использована техника «семейнойскульптуры», где каждый член семьи мог и показать другим, как он видит ситуацию в семье, и увидеть ее глазами других. Использовались также психодраматические игры с обменом ролями, позволяющие по­чувствовать себя на месте другого человека и отреагировать собственные обиды. В результате работы родители смогли убе­диться в абсолютной нормальности сына. То, что раньше на­зывалось ими ненормальным - агрессия, нежелание общать­ся - оказалось обычной защитной реакцией человека подро­сткового возраста на давление родителей...

2 вариант. Подросток и родители готовы прийти, но основная проблема заключается не в их взаимоотношени­ях, а втрудностях подростка вне семьи (например, в общении с друзьями, учителями и т.д.). На следующую за первой беседой встречу приглашается один подрос­ток - для консультирования и диагностики. Задачи кон­сультанта - выяснить, насколько обоснованы жалобы и, принять решение о том, какая требуется работа (на­пример, группа общения, индивидуальное консульти­рование или психотерапия). Родители могут быть при­влечены для работы в параллельной родительской груп­пе, либо консультироваться отдельно от ребенка.

3 вариант. Родитель жалуется, что не понимает ребенка.

Сообщает, что ребенок придет, но под другим пред­логом, например якобы для помощи в выборе про­фессии. То есть родителю трудно честно сказать под­ростку, зачем он должен консультироваться. Наблю­дается утрата доверия между родителем и ребенком. Рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем, выясняя причины амбивалентных чувств к ребенку, уточняя характер недовольства родителя и, постепенно завоевывая доверие ребенка, переори­ентировать его на работу с родителем. После этого их можно объединить и проводить совместное консуль­тирование, обучать основам разрешения конфликтов и т.п.

4 вариант. Родитель проецирует на ребенка только собственные проблемы (страхи и т.п.). Следовательно, не­обходима работа с родителем.

5 вариант. Полная потеря контакта и взаимного доверия.

Подросток не идет в консультацию ни под каким пред­логом. Он воспринимает как преследователей родителей и остальных взрослых (в т.ч. консультанта) тоже. Важно понять, что лежит в основе (возможно, снова речь долж­на идти, прежде всего, о проблемах самого родителя - суп­ружеской неудовлетворенности, отсутствии любви к ре­бенку, собственном самоутверждении и т.д.). Консультирование может пойти примерно по такой схе­ме:

а) клиент рассказывает об «ужасных деяниях» под­ростка» всячески его обвиняя. Консультант ему сочув­ствует;

б) наконец, высказавшись, клиент обращается за советом: «Что же делать?». Консультант может отве­тить: «Давайте посмотрим, а что вы делали?». Начина­ется этап совместного анализа поведения родителей, их целей и способов достижения воспитательного эффекта (могут быть использованы психотерапевтические при­емы: например, гештальтистский «пустой стул»);

в) на заключительном этапе происходит «вскрытие» чувств клиента, возникших во время консультирования. Через несколько встреч у клиента, как правило, наступает осознание некоторых собственных проблем, он начина­ет искать их причины. Параллельно меняются и отно­шения с подростком. Они становятсяменее импульсив­ными и жесткими.

6 вариант. Без предварительной беседы клиент приходит на прием вместе с подростком. Консультант должен быстро оценить ситуацию и выбрать тактику поведения.

В.В.Бодалев и А.А.Столин приводят 2 примера: Клиентка приводит с собой 15-летнюю дочь. Войдя в ка­бинет, психолог видит, что мать и дочь сидят рядом, на ли­цах приветливые улыбки. Консультант принимает решение беседовать вместе.

Другая мать с дочерью, также 15-летней. Видно, что де­вочка насторожена, на лице презрительно-высокомерное вы­ражение. Мать не может найти себе места, готова взорваться. Психолог просит мать подождать в коридоре и разговаривает сначала с дочерью, а потом с мамой. При этом поведение девочки резко меняется, она не ожидала теплого участия к себе и сама готова прийти еще раз (Ремшмидт, 1994).

Может быть использована парадоксальная техника «отсыла» клиента: психолог заявляет, что не намерен работать с подростком. Нередко в таких случаях у подро­стка появляется интерес к консультации.

Работая с юношами и девушками, консультанты дол­жны рассчитывать на то, чтобы такой клиент сам принял решение об обращении за помощью. Однако, например, в школьной практике возможны случаи, когда психолог действует не дожидаясь добровольного обращения к нему учащегося. Подобное возможно и в социальной работе.

Тем не менее, если заинтересованность психолога под­линна, проявляется в тактичной, а не в принудительной форме, старшеклассники редко отказываются от общения с психологом. Так как для молодого человека проблемы могут оставаться неосознаваемыми, необходимо научить­ся видеть эти проблемы, чувствовать, понимать их.

В ряде случаев консультант должен обеспечить психо­логическую поддержку, которая отсутствует или приня­ла искаженные формы в реальных жизненных отношени­ях, - психолог-консультант принимает на себя роль по­средника, содействует восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, переда­ется близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.

Консультант может выступать и в роли тренера, спо­собствуя развитию навыков общения, приемов саморегу­ляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсультация.

В основе работы с юношами и девушками должны ле­жать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с це­лью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диа­лог, который рассматривается как важнейший фактор развития. Необходимо затем перевести его в диалог внешний.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Название работы: «Психологическое консультирование подростков и старших школьников» Автор презентации: Нармаева Альман Владимировна, педагог-психолог 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и специалистов по организации индивидуальной консультативной работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении. Материалы могут быть полезны педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Цель: определение эффективных форм и методов психологического консультирования подростков и старших школьников. Психологическое консультирование - это специально организованная беседа психолога с клиентом для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Индивидуальная консультация имеет возможность индивидуального персонифицированного глубинного общения с учеником, применения индивидуализированных средств психолого-педагогического воздействия.

3 слайд

Описание слайда:

Принципы психологического консультирования в школе Принцип конфиденциальности. Школьный психолог должен быть предельно требовательным к самому себе и осторожным в плане «утечки информации». Принцип нейтральности и открытости. Психолог должен выработать в себе нейтральное открытое отношение к клиенту. Принцип персонифицированности. Форма беседы, ее продолжительность, манера вести беседу, разработанные советы и рекомендации в значительной степени зависят от клиента. Принцип профессиональной настойчивости. Клиент сам должен быть внутренне готов к беседе с психологом. Однако есть случаи, когда психолог может и должен провести консультацию: факты насилия, стойкие невротические реакции, опасная и угрожающая жизненная ситуация.

4 слайд

Описание слайда:

Как начать разговор? В первые минуты подросток нередко ждет инициативы от психолога. Не знает, как начать, боится, вообще не знает, как надо говорить с психологом. Как действовать психологу в первые минуты разговора? Фразы и формы, которые могут помочь: «Я понимаю, тебе трудно говорить сейчас. Давай забудем, что ты сейчас в кабинете психолога. Ты бываешь у врача и рассказываешь, что у тебя болит, что беспокоит? Расскажи мне, что тебя беспокоит, что тревожит? Я слушаю…» «Конечно, тебе трудно говорить о себе. Смотри я нарисовала человека, он твой ровесник, давай дополним его образ, как он выглядит? Какие у него друзья? Чем он увлекается? Какие у него проблемы?». «Я вижу, ты чувствуешь себя неуютно, неуверенно. Попробуй сесть как я: свободно, раскованно. Давай просто поговорим».

5 слайд

Описание слайда:

Диагностика при консультировании Методики должны быть не трудоемкими, непродолжительными по времени. Использование диагностических методик может помочь начать диалог. Необходимо учитывать эмоциональное состояние клиента, если подросток возбужден или, наоборот, подавлен, то следует отложить диагностику на следующую встречу. Рисуночные тесты можно успешно использовать с подростками, испытывающими трудности в общении.

6 слайд

Описание слайда:

Методические приемы Прием «Зеркало». Психолог начинает рассказывать историю о другом ребенке, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. В книге австралийского детского психолога Д. Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..." психолог найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для многих проблемных ситуаций. Сочиняя по предложенной Дорис Бретт модели «терапевтические истории» взрослый (бывший ребенок) действительно может помочь другим детям - своим или чужим - справиться с разными трудностями и печалями.

7 слайд

Описание слайда:

Методические приемы Прием «План квартиры/дома». Психолог просит подростка нарисовать план квартиры, дома и описать, где он любит проводить свободное время, чем он там занимается, где он может побыть один, где общается с другими членами семьи и т.д. Данный прием позволяет не только диагностировать особенности детско-родительских отношений, но и помогает ребенку увидеть внутренние ресурсы, которые ему помогают справится с трудностями. Прием «Образы конфликта». Психолог предлагает ребенку вспомнить конфликт, который у него произошел, сделать из фольги участников конфликта в виде образов, символов. Далее следует составить и рассказать эту историю. В ходе беседы подросток может увидеть данную конфликтную ситуацию с разных сторон, понять причины, выработать тактику поведения.

8 слайд

Описание слайда:

Способы оказания психологической помощи В рамках консультирования психолог оказывает помощь и поддержку в решении разнообразных психологических проблем и преодолении трудных жизненных ситуаций. При неумении владеть собой и сдерживать свои негативные эмоции используются: Дыхательные упражнения («Выдыхая черное» и др.) Визуализация («Любимое место», «Зернышко») Интенсивная физическая нагрузка (бег, быстрая ходьба и т.д.) При неуверенности, скованности, зажатости в первую очередь следует использовать телесные упражнения, которые снимают мышечные зажимы, также эффективны упражнения, помогающие разобраться в самом себе («Кто я?», «Я - хороший, я - плохой», «Письмо к самому себе»).

9 слайд

Описание слайда:

Способы оказания психологической помощи При неспособности справляться с переживаниями депрессивных состояний для регуляции внутреннего состояния важно использовать не только сугубо психотехнические способы, но и просто бытовые, житейские. Индивидуальные приемы: спорт, музыка, общение, прогулки, приготовление еды, домашние животные, пение, рисование и т.д. Работа человека над собой – трудный и длительный путь. Очень важно заканчивать консультацию теплыми и энергичными словами: «Какой ты, оказывается, интересный человек!» «У тебя все будет хорошо!» «Действуй!»

10 слайд

Описание слайда:

Литература 1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 2009. 2. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. –М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. - М.: Феникс, 2006. 4. Немов P. C. Психологическое консультирование. - М., 2003. 5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. 6. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". - М.: Ижица, 2002. 7. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2001.

Основные отличия индивидуальной работы с подростками от работы с детьми более младшего возраста связаны с установлением терапевтических отношений и целей работы с ребенком. Они будут рассмотрены последовательно.

Можно сказать, что установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с младшими детьми, особенно если подросток не сам пришел к психологу, а его направил взрослый. Подросток изначально может не доверять психологу. Кроме того, у самого подростка чаще всего нет запроса на психологическую работу. Он выработал те или иные защитные модели поведения, которые его самого устраивают, а не удовлетворяют только взрослых. Взрослые хотят его изменить, у самого подростка потребность в изменении отсутствует. А если учесть, что нередко для изменений необходимо столкнуться с глубокими, не всегда приятными чувствами, то подросток чаще всего прямо или косвенно отказывается от работы с психологом. Поэтому важнейшим этапом работы, занимающим иногда несколько месяцев, является установление терапевтических отношений или получение согласия подростка на работу. Подробно будет рассмотрен этот этап в случае, если подростка к психологу отправил взрослый.

Кто и в какой форме сообщает подростку о необходимости занятий с психологом? Как представляется, это делает взрослый, от которого исходит запрос. Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к психологу, не добиваясь согласия с ней подростка, потому что, очевидно, он с ней не согласен. В некоторых случаях стоит сообщить подростку "легенду", т.е. не гнаться за правдой в полной объеме, потому что психологу необходимо занять по возможности отстраненную позицию от родителей - не уговаривать подростка, а вместе с ним "подчиниться" просьбе взрослых, давая понять, что подросток направляется на занятия совсем не по желанию психолога. В случае категорического отказа подростка, можно попробовать договориться с ним о двух-трех встречах, например, сказать ему так: "Я смогу с тобой познакомиться, а ты узнаешь, что такое занятия с психологом, и решишь, нужны они тебе или нет".

Как определить продолжительность встречи? Сначала стоит принять условия подростка и, если он настаивает на 15 или 20 мин занятий, можно с ним согласиться. Часто, начиная общаться с психологом, подросток забывает поставленные им ранее условия и находится в кабинете намного дольше. Но важно, принудив его к занятиям с психологом, дать ему возможность контролировать хотя бы временные рамки встречи. Это дает ему ощущение свободы, облегчает контакт.

Также нужно не забыть очень подробно обсудить принцип конфиденциальности взаимоотношений с подростком. Он должен понять, что психолог не рассказывает маме о содержании занятий не потому, что добрый и хороший, а из-за того, что это может мешать работе. При этом психологу стоит приготовиться к тому, что сам подросток вполне может какие-то впечатления или темы встреч излагать родителям.

Как проводить первые встречи? Это совершенно не важно. Большее значение имеет то, какие отношения между психологом и подростком будут складываться. Поэтому можно предлагать подростку формы работы, по постараться заниматься с ним тем, чем он захочет. Если подросток предпочитает играть, то стоит это делать. Если ему интересно говорить о машинах или компьютерах, психолог должен быть готов поддержать любой разговор. Но ни в коем случае нельзя переводить его на рассказ о самом себе до тех пор, пока он сам этого не захочет. Можно сказать, что на первых встречах подростку предоставляется возможность удовлетворения каких-либо своих потребностей, а на фоне этого - возможность свободного проявления чувств, желаний.

Однако и в этом случае в процессе первых встреч возможны косвенные отказы от работы. Подростки приходят на встречу вдвоем или отказываются от них под предлогом нехватки времени. Иногда можно наблюдать демонстративное отталкивание подростком психолога, своеобразное провокационное поведение, которое на самом деле является предложением к взрослому "завоевать" подростка, проверкой того, а действительно ли взрослый принимает его любого. Такая ситуация трудна для психолога, требует наличия у него устойчивой позитивной Я-концепции, чтобы он не воспринял болезненно "уколы" подростка.

2.2.1. Индивидуальное консультирование подростков

Индивидуальная помощь подростку, как правило, осуществляется
в форме психологического консультирования по его собственному запросу. Особую значимость приобретает консультирование родителей, потому что значительная часть трудностей подростка связана с процессом отделения их от семьи и становлением самостоятельности.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней. Рекомендации даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т. е. именно диалог служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

    Установление контакта с подростком.

    Запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений
    в себе, конкретных людях, ситуации.

    Диагностическая беседа: поиск причин трудностей.

    Интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка.

    Реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Коротко коснемся специфики каждого этапа.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова).

Диагностическая беседа с подростком. Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности клиента ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос .
В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения
о предшествующем ходе развития подростка). Более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют эффективнее разговорить подростка.

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное - с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку - сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т. е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью различных средств. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Эриксон Э., 2000), т. е. создание условий,
в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы.

Итак, рассмотрена общая схема индивидуального психологического консультирования подростков. Важно помнить, что конкретного ребенка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту клиента и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и ребенком.

2.2.2. Кризисное консультирование

Сильные стрессовые факторы часто могут являться следствием кризисных состояний личности.

Кризис - это решающий, поворотный момент в жизни каждого человека. Слово «кризис» имеет интересное сочетание вариантов перевода. Оно означает: тяжелое состояние, перелом, шанс. Мудрость языка указывает на самое главное: шанс дается на переломе, когда мы должны что-либо изменить, причем немедленно. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. Пусковой механизм кризиса и реакции на него специфичны для каждого человека. Это значит, что серьезное событие в жизни может не вызвать сильной реакции, а незначительное может активизировать развитие выраженных негативных реакций (по типу «последней капли»).

Поэтому при работе с кризисными состояниями консультанту важно избегать преждевременных оценок причины кризиса. Следует обращать внимание на истинную причину и отличать ее от провоцирующего фактора. Кризис происходит тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы из сложившейся ситуации, появляется так называемое «туннельное видение» (Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И., 2004).
В процессе консультативных встреч для клиента важно расширить границы осознаваемого, это позволяет увидеть возможные позитивные выходы. Работать с чувствами при кризисе так же важно, как работать с проблемой. Работа с клиентом в значительной степени должна быть сосредоточена на том, чтобы «вентилировать» чувства клиента, касаясь событий его жизни. Ни в коем случае нельзя принижать качество чувств, выражаемых клиентом.

Наиболее эффективен при работе с кризисом метод кризисной интервенции. Суть кризисной интервенции заключается не в том, чтобы решить проблему, а в том, чтобы сделать возможной работу над ней. При этом одним из важнейших принципов кризисной интервенции является то, что консультант не пытается изменить чувства клиента, он только реорганизует их в более конструктивное начало.

В кризисе не нужно решать старые проблемы, так как в этом состоянии у клиента нет сил справиться с ними. Важно идентифицировать проблемы прошлого, отделить их от текущих событий, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме (Емельянова Е. В., 2004).

Этапы кризисной интервенции

    Установление контакта. Контакт устанавливается на эмоциональном уровне:

    идентифицируйте чувства клиента;

    признавайте его право на эти чувства;

    подтвердите ему, что вы поняли его чувства и признаете за ним право чувствовать именно так;

    старайтесь использовать утвердительные выражения чаще вопросительных, когда отражаете чувства клиента, оставляя ему возможность поправить вас, если вы не точны.

    Сбор информации. Фактически начало сбора информации происходит на первом этапе. На втором этапе:

    изучите актуальное состояние проблемы и связанные с нею чувства;

    определите, какое событие или переживание побудило клиента обратиться к вам именно сегодня;

    определите провоцирующее событие;

    исследуйте, только ли это событие является причиной кризиса или причина лежит глубже;

    старайтесь задавать открытые вопросы, не ограничивающие свободу высказывания; закрытые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет» или ответ-выбор из предложенных альтернатив принудят вас говорить по времени больше, чем клиент; может быть это даст вам большую информацию, но помешает спонтанному самовыражению клиента и не позволит «вентилировать» его чувства;

    поощряйте вашего клиента высказываться конкретно; если он прибегает к общим фразам, задавайте уточняющие вопросы;

    выясните, как долго существует проблема;

    каковы условия, в которых она созревала.

    Формулирование проблемы:

    суммируйте полученную информацию; сформулируйте проблему
    в таком виде, с которым ваш собеседник будет согласен;

    иногда бывает необходимо переформулировать проблему: клиент может не учесть всех ее аспектов; иногда проблема слишком велика и ее необходимо разделить на более мелкие; к актуальным проблемам могут примешиваться прошлые;

    выделите в согласии с клиентом отдельные аспекты проблемы для обсуждения;

    в согласии с клиентом выберите последовательность проработки отдельных аспектов проблемы - предпочтение отдается тем аспектам, которые предполагают немедленные конкретные действия со значительной вероятностью успеха;

    Исследование возможностей:

    выясните, были ли раньше аналогичные ситуации;

    спросите клиента, что он предпринимал раньше в аналогичной ситуации;

    выясните, случалось ли нечто похожее с кем-нибудь из знакомых клиента;

    выясните, обдумывал ли клиент пути выхода из сложившейся ситуации, и каковы его идеи на этот счет;

    выясните, предпринимал ли клиент какие-либо шаги для выхода из кризисной ситуации до обращения к вам и что из этого получилось.

На этапе исследования возможностей нужно избегать принятия решения и оставаться в рамках прояснения текущих событий.

    Альтернативы :

    если клиент высказывает нереалистические цели, докажите это
    и стимулируйте клиента отказаться от них;

    остановите стремление клиента контролировать события, которые он не может контролировать (например, поступки других людей, развитие ситуации, которая зависит не от него);

    остановите клиента, когда он слишком быстро старается принять необдуманное решение; часто клиенту хочется побыстрее принять решение, чтобы получить ощущение контроля над ситуацией; дайте клиенту возможность понять, что отказ от решения - это тоже решение.

    существует множество проблем, не имеющих решения, в таком случае вы можете переформулировать проблему таким образом, чтобы клиент почувствовал, что она превратилась в решаемую;

    объясните следствия действий клиента, которым вы выдвигаете альтернативы.

    Контракт:

    согласуйте с клиентом план его действий;

    проясните ответственность клиента за его действия;

    определите способность клиента действовать по плану;

    спросите, какой следующий шаг собирается сделать клиент.

    Заключительный этап:

    задача этапа - подвести к окончанию разговора. Заканчивать общение следует, если вы чувствуете, что завершен целый смысловой кусок;

    какова бы ни была проблема клиента, слишком долгое общение
    не рекомендуется, так как устают и клиент, и консультант, а диалог перестает носить конструктивный характер, отсутствует динамика процесса;

    завершая общение, следует подвести итоги.

2.2.3. Диалогический подход к психологическому консультированию подростков, имеющих психотравмирующий опыт

Важнейшее значение для психического развития в подростковом возрасте начинает приобретать диалог, включая и диалог внутренний. Внутренний диалог предполагает усмотрение и выявление внутренних противоречий между собственными мыслями и поступками, между действиями желаемыми и реально совершаемыми и т. д. Наличие внутреннего диалога означает, что одна из существенных характеристик личностного развития - «несовпадение с самим собой» (Бахтин М. М., 1979) - начинает рационально осознаваться подростком. Этот диалог приобретает различные формы, многократно расщепляется и разветвляется, порождая целый внутренний мир сознания подростка, содержащий острые противоречия как с самим собой, так и с окружающим миром. Эта внутренняя «неравновесность», противоречивость, когда подросток одновременно верит
в себя и сомневается в себе, является фактором личностного развития подростка, но она также может являться причиной резких отклонений
в этом развитии, акцентуаций характера (Барцалкина В. Н., 1987). В частности, одним из таких противоречий может оказаться противоречие между «Я-наличным» и «Я-идеальным».

Отсутствие диалогических отношений внутри собственного «Я» может привести к тому, что человек прочно усваивает свое обобщенное мнение о себе, «сливается» с ним, привыкает действовать в его рамках
и не стремится (а может и сопротивляться) обновлять его даже в тех случаях, когда обстоятельства явно наталкивают на то, чтобы внести в понимание себя какие-то коррективы. В этом случае не происходит даже осознания противоречия между «Я-наличным» и «Я-идеальным» (содержательную характеристику последнего составляют оценки субъекта другими лицами).

Таким образом, внутренний диалог в подростковом возрасте становится одним из важнейших факторов личностного развития. Собственное бытие становится проблемой, требующей размышления и анализа.

Внутренний диалог предполагает также способность встать по отношению к самому себе в позицию «другого», способность взглянуть на себя глазами «другого», т. е. эту способность можно понять как навык внутреннего обращения к самому себе, когда происходит выход за пределы собственного «Я» и реализация в себе другого «Я» по отношению к самому себе: к свом поступкам, намерениям, чувствам, мыслям и т. д., которые становятся объектами собственного сознания. В контакте, в диалоге с этим другим «Я» происходит внутреннее самоопределение личности,
т. е. другое «Я» становится необходимым моментом в развитии собственного «Я» (Барцалкина В. Н., 1987).

Исследования показывают, что достаточно эффективным подходом
к консультированию является диалогический подход. Именно он позволяет восстановить контакт с собой, найти здоровую составляющую личности и в безопасных для личности условиях, в рамках консультативного контакта, осуществить внешний диалог. Преимущество диалогического метода анализа внутренних переживаний в том, что он позволяет исследовать бессознательное (Соколова Е. Т., Бурлакова Н. С., 1997), проанализировать внутриличностные процессы.

Это особенно важно потому, что одним из наиболее явных признаков травматического стресса является диссоциации (Тарабрина Н. В., 2001),
т. е. такой защитный механизм, в результате которого происходит отделение от части личности травмирующих, «не переработанных» переживаний. Отторгнутые события и переживания могут способствовать развитию травмированной личности (Черепанова Е. М., 1997) или представлять собой субличности, зачастую также травмированные (Ассаджоли Р., 1969).

В естественных условиях внутренний диалог происходит в свернутой форме, психологическое консультирование позволяет развернуть внутренний диалог, «оживить внутренних собеседников» и через налаживание взаимодействия между ними сгладить внутриличностные конфликты. Таким образом, эта работа направлена на развитие внутренней диалогичности, принятие себя, своих переживаний, своей личности. Возможности применения данного подхода достаточно широки и допускают использование разнообразных методов психологического воздействия. Работа
в диалогическом подходе предполагает использование различных терапевтических и коррекционных методов, таких как сказкотерапия, психосинтез, арт-терапия, активное воображение и др.

Психологическое консультирование - во многом процесс спонтанный, не предполагающий жестких схем. Можно выделить лишь примерные этапы, характеризующие динамику изменений в эмоциональном состоянии подростка под влиянием консультативных сессий. На начальных этапах работы происходит выявление и анализ психотравмирующих переживаний с помощью специальных психотехник и организации диалогического контакта. Эмоциональное состояние подростка в этот период часто характеризуется наличием негативных состояний (раздражительность, гнев, обида, вина и др.), ярким проявлением психологических защит. Диалога
с собой на этом этапе еще нет. Признания подростком факта наличия психотравмирующих переживаний вызывает отреагирование чувств (слезы, агрессия, аутоагрессия и др.), что позволяет признать необходимость личностных изменений и начать восстановление контакта с собственными чувствами. Это и есть первая попытка наладить внутренний диалог, принять себя. С этого момента начинается работа над собственной личностью, «отработка» внутриличностных конфликтов, что является основой становления внутренней диалогичности.

Вопросы для самоконтроля

    Дайте определение понятию «психологическое консультирование».

    В чем особенности консультирования подростков?

    Опишите общую схему консультирования.

    Охарактеризуйте каждый этап консультирования.

    Дайте определение понятию «кризис».

    В чем особенности работы с клиентом в кризисном состоянии?

    В чем особенности метода кризисной интервенции?

    Охарактеризуйте этапы кризисной интервенции.

    Какова роль диалога в развитии подростка?

    Перечислите виды диалога.

    К каким последствиям приводит нарушение внутренней диалогичности?

    Что собой представляет диалогический подход к консультированию?

    В чем особенности диалогического подхода к консультированию подростков с психотравмирующим опытом?

    Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

    Барцалкина, В. Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте / В. Н. Барцалкина // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева. - М. : изд-во АПН СССР, 1987. - С. 133-139.

    Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 482 с.

    Assagiolli, R. Psychosynthesis / R. Assagiolli. - New York: Viking, 1965. - Р. 162.

    Соколова, Е. Т. К обоснованию метода диалогического анализа случая /
    Е. Т. Соколова, Н. С. Бурлакова // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 61-76.

    Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

2.3. Программы психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт

Этот раздел пособия посвящен описанию авторских психологических программ, направленных на коррекцию негативных психоэмоциональных состояний, возникающих как следствие переживания психотравмирующих событий прошлого. Представленные психологические программы нацелены на помощь ребенку или подростку в совладании с травмой.
В основном описываются особенности использования групповой формы работы, но отдельно взятые упражнения могут быть полезны в проработке психотравмирующего опыта при построении индивидуальной работы
с клиентом.

Описанные методы психологической помощи детям и подросткам - арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, метод активного воображения, сочинение историй и др. - обращаются к бессознательному клиента, позволяют проанализировать внутриличностные процессы, что особенно важно при работе с диссоциациями - прямым следствием травматического стресса. Данные методы позволяют реализовать диалогический подход к оказанию психологической помощи психотравмированной личности - понять и принять себя и свои переживания через развитие внутренней диалогичности.

Предложенные психологические программы имеют методические рекомендации по применению описанных в них методов и предназначены для практикующих психологов. Они дают специалистам возможность широкого выбора наиболее оптимальных средств оказания психологической помощи психотравмированному ребенку.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ... : Методическое пособие ./ ...
  • Разработчик программы: Педагог дополнительного образования Кушнер М. Н

    Пояснительная записка

    ... Методическое пособие ) М.: Классике Стиль, 2004. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду. Психология ... Специальная дошкольная педагогика: Учебно -методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов ...

  • Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

    Памятка

    ... пособие . - М., 2000. Балашов ... практика . ... Психология и педагогика в вопросах и ответах.: Учеб. пособ .-Ростов н/Д: Феникс,1999.-576с. Учебно -исследовательская работа студентов . Методическое пособие ... Пособие для студентов геогр. специальностей ... психологический ...

  • Новые поступления из эбс «айбукс»

    Документ

    ... для вузов / Л. Е. Балашов . ... туры: учебно -методическое пособие для студентов вузов / ... психологической науки и практики . . 683. 88.2 П 86 Психология состояний [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности ...

  • Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

    В силу особенностей возраста подросток чаще всего не осознает потребности в психологической помощи. На первом этапе консультирование консультант решает две задачи:

    1) формирование мотивации на работу у подростка, осознание им необходимости социально-психологической помощи;

    2) диагностика консультантом знаний подростка о природе человеческих отношений, умения отделять главное от второстепенного, об опыте (положительном или отрицательном), который подросток вынес, общаясь со значимыми взрослыми, его понимании норм поведения, жизненные ценности.

    Кризисные состояния у подростка чаще всего вызывают следующие ситуации:

    1) переживания по поводу оскорблений, запугивания, угроз физического насилия, издевательского отношения более старших в школе и на улице;

    2) взаимоотношения в семье;

    3) сексуальное насилие;

    4) тревога по поводу значимых людей;

    5) беременность;

    6) взаимоотношения с друзьями и любимыми и т.п.

    Кризисные состояния у подростков проявляются в форме переходящих состояний психического напряжения, замкнутости, пассивности или эмоциональных расстройств.

    Переживаемый ребенком кризис острее воспринимается по сравнению с аналогичным в другом, более зрелом возрасте. Подросток чаще испытывает фрустрационные состояния.

    Первая задача консультанта – сформировать доверительные отношения. Если кризис связан с отношениями с родителями, даже эффект «Оказывается не все взрослые такие плохие, как я думал», «Некоторые меня понимают» уже является психотерапевтическим эффектом. Положительное начало консультации – подчеркивание взрослости подростка, самостоятельности, добровольности. В работе с подростком не может быть единственно правильной линии поведения консультанта, все зависит от его опыта и интуиции. Если проблемная ситуация связана с родителями, то первая консультация проводится с подростком, затем с родителем и только после этого можно провести совместную сессию. Хорошим приемом в работе с подростком может быть техника обмена ролями, драматизации, задание посмотреть на ситуацию с другой позиции. Хорошим подспорьем могут быть рисунки. На консультациях с подростками целесообразно вводить информирование с целью расширения психологической осведомленности. Ребенка не следует перегружать вопросами.

    Коммуникативные умения подростка:

    · подросток умеет принимать знаки внимания, но не умеет их оказывать(не ждите благодарности за консультацию).

    · подросток принимает критику, если она справедлива.

    · подросток не умеет выбрать адекватную реакцию на несправедливую критику; в таких ситуациях демонстрирует провокационное поведение

    · у подростков существует негласный запрет на моральную поддержку, проявление искренних чувств, но они готовы оказать действенную помощь

    · говорить о своих переживаниях для подростка равнозначно проявлению слабости.

    Для выбора поведения в кризисной ситуации для подростка характерны варианты или зависимого поведение, подчинение либо агрессивное провокационное поведение. Консультанту нужно помнить, что для современного подростка такие ценности взрослых, сформированных в другую эпоху, как активная жизнь, творчество, познание, профессиональное становление, будущее после школы, не являются актуальными для их переживаний и вызывают всплеск личностной тревоги. Высшие рейтинги в ценностях подростков занимают «материальная обеспеченность», «счастливая семейная жизнь», дружбы, уверенность в себе, любовь.

    Примерное содержание минимальной информации при консультировании развода, расставания.

    1.Общие сведение: стаж в браке, наличие и возраст детей, с какого момента произошел развод.

    2. Оформлен ли юридический развод. Как давно.

    3. Как воспринимается развод: эмоционально переживаемым, или связан с материальной составляющей, или разделом имущества, детьми.

    4. Ситуация в разводе воспринимается как безвыходная или как временные трудности, что говорит о перспективах, изменилось ли самоотношение.

    5. Какие мысли и чувства и намерения остались по отношению к бывшему супругу.

    6. Какая существует объяснительная схема развода

    Помните: эмоциональный фон развода создает женщина.

    1.Что знает о разводе.

    2.Говорили ли ему причины и какие, если говорили. Как сейчас характеризует ребенка. Об истинных причинах развода ребенку говорить не надо, ни одного из родителей в глазах ребенка обвинять нельзя.

    3.Что изменилось в жизни ребенка.

    4. Как складывается общение родителей и ребенка

    Примерное содержание минимальной информации в ситуации запросов, связанных с подростками

    1. Состав семьи, возраст родителей, количество детей.

    2. Особенности функционирования семьи, эмоциональный семейный климат, характер семейных отношений.

    3. Локус жалобы, симптомы в поведении подростка (для анализа возможных вторичных выгод).

    4. Выяснить характер общения с подростком в семье, стиль семейного воспитания.

    5. Выяснить ожидания каждого родителя относительно ребенка.

    6. Выделить из них деструктивные ожидания.

    7. Выяснить какие послания получал ребенок от родителей, относительно его личностных качеств, ума, успешности и т.п.

    8. На консультации использовать приемы, типа «горячего стула» в ходе которых родитель смог бы взглянуть на ситуацию глазами подростка.

    Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

    · установление контакта с подростком;

    · запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

    · диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

    · интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

    · реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

    Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова). Этот этап может представлять некоторые трудности для начинающего консультанта, который часто стремится установить контакт как можно скорее. В этом случает он нередко прибегает к заигрыванию с подростком, активно старается ему понравиться («Ах, как я рада тебя видеть»), нарушает его индивидуальное пространство.

    Диагностическая беседа с подростком. На наш взгляд, более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка.

    Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Поэтому, на наш взгляд, здесь наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Консультант сообщает подростку, что похожие трудности испытывают многие ребята. Затем предлагает ему отрывки из протоколов бесед с несколькими подростками, просит сначала сформулировать их «чужие» проблемы, а затем подумать, может быть, они несколько похожи на его собственные. Естественно, что отрывки из протоколов подбираются консультантом заранее. Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

    Этап реориентации предполагает прежде всего не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью различных средств. Можно подойти к этому с помощью методики «Кот в сапогах».

    Подростку предлагается вспомнить сказку о коте в сапогах Она начинается с того, что умер мельник и оставил старшему сыну мельницу, среднему – осла, а младшему – кота. «Мало того, что пользы нет никакой мне от кота, да еще кормить его – только мешать он мне будет», – загрустил младший сын. Но потом оказалось, что именно бесполезный с первого взгляда кот помог младшему сыну стать счастливым: помог обрести любовь и успех.

    Кроме того, иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив» (Э.Эриксон), т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Приведем пример из работы с Ириной, 12 лет, с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с той или иной проблемой дочери, а затем самим психологом. Девочка в роли мамы, естественно, жалуется на повышенный интерес дочери к мальчикам. Затем дома, в роли психолога, Ирина придумывает и записывает следующий рассказ.

    Моя дочь отдается всем ребятам из ее компании. Что мне делать? Она никого не хочет слушать, ничего не понимает. Помогите (обращается мать дочери).

    Все очень просто! Это непонимание бывает почти у каждой девушки-под ростка. Но со временем она понимает, что сеанс закончился. Но в то время, ког да она это поймет, будет уже поздно.

    Но все равно не стоит переходить на жесткие меры, это не поможет.

    Дело в том, что есть причина, по которой девушки неосмотрительно поступают. В компании каждый человек должен быть как все. Иначе тебе могут сказать: «Позор! Ты паинька и не крутая! Ты будешь исключена». Но потом ребята относятся к уступившей девушке, как к девушке легкого поведения. А девушки, которые воздержатся, обретут огромный успех.

    Поэтому заставьте ее образно представить себя в роли шелка, из которого еще ничего не сшили. Этот шелк – девушка, которая не позволяет парням слишком много. И вдруг девушка позволит парню то, что он хочет, – этот шелк покупают, носят на себе из этой ткани платье. Но в конце концов это платье стареет и переходит в тряпку. Ей вытирают стол, пол, окна. Пыль. А потом... ЕЕ выбрасывают на помойку! Вытирают весь дом шелком, как тряпкой, – это как будто ребята рекламируют, продают девушку. А выбросить потом на помойку – это значит найти ей замену, как старой игрушке.

    Между прочим, шелк – дорогая ткань. Пусть и девушки останутся такими же дорогими, чтобы каждая стала целью какого-нибудь мечтателя (отвечает психолог).

    Итак, мы рассмотрели основные этапы индивидуального психологического консультирования подростков, но необходимо помнить, что конкретного ребенка нельзя жестко уложить в любую, даже самую удачную схему. Каждый конкретный подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.