Открыл литке. Вложения для Литке Фёдор Петрович. Литке и великий князь Константин Николаевич

Открыл литке. Вложения для Литке Фёдор Петрович. Литке и великий князь Константин Николаевич
Открыл литке. Вложения для Литке Фёдор Петрович. Литке и великий князь Константин Николаевич

Продолжим рассматривать марки из серии, посвященной русским географическим экспедициям. Сегодня на очереди история исследований островов Новой Земли, предпринятых экспедицией под руководством Фёдора Петровича Литке в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах.

Статьи о предыдущих марках серии — , .

Фёдор Петрович Литке

Фёдор Петрович Литке принадлежал к славной плеяде моряков, выходцев из остзейских немцев. Его дед Иван Филиппович Литке (Иоганн Филипп Литке) приехал в Петербург в 1735 году. Он был ученым богословом, лютеранским пастором. Отёц Фёдора Петровича — Петр Иванович Литке был военным, принимал участие в битвах при Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и служил адъютантом у князя Н.В. Репнина.

Фёдор родился в Петербурге 17 сентября (28 сентября) 1797 года. Во время родов его мать умирает. В своей автобиографии Фёдор Петрович пишет:

…приближался первый и несчастнейший час моей жизни. 17 сентября 1797 года сделался я убийцею моей матери. Появление мое на свете пережила она не более двух часов…

Отец женился вторично, но брак был неудачным. Новая молодая жена отравила его последние годы жизни, а детям стала злой, жестокой мачехой. Когда Фёдору было 10 лет, умирает и его отец, мальчик остается круглым сиротой. Образованием его никто не занимался и всё тяжелое и опасное время юности Фёдор был предоставлен самому себе. Только благодаря твердости характера и любознательности он не пропал, сам занимался своим образованием, помногу читал. И неизвестно как сложилась бы судьба будущего адмирала, если бы на него не обратил внимание муж старшей сестры Натальи капитан-лейтенант флота И.С. Сульменев. Их взаимные долгие беседы о море, корабельной жизни увлекли мальчика и по ходатайству Сульменева в 1812 году Фёдор Литке поступает под его команду на флот. Во время службы в 1813 г. Литке участвует в осаде Данцига, где отличился, был произведен в мичманы и награжден орденом Анны 4-й степени.

В 1817 г. Фёдор Литке получает назначение на шлюп «Камчатка», отправляющийся в кругосветное плавание под началом . В этом путешествии Фёдор Петрович получает бесценный опыт, из юного мичмана превращается в опытного флотоводца. В этом плавании Литке сблизился с другим будущим великим путешественником Фердинандом Врангелем, дружба с которым продолжалась всю жизнь.


Кругосветное плавание В.М. Головнина на «Камчатке» (1817-1819)

В.М. Головнин высоко оценил профессиональные и личные качества Литке и по возвращению рекомендовал Фёдора Петровича к руководству экспедицией по исследованию Новой Земли. В то время Новая Земля оставалась фактически terra incognita. Со времен плаваний Баренца в 1594-1597 и Розмыслова в в 1768-1769 гг. серьезных исследований тех мест не предпринималось. Карты Новой Земли и окрестных земель были весьма примитивны.

Северный Ледовитый океан привлекал мореплавателей возможностью более короткого пути из Атлантического океана в Тихий, в Китай и далее к богатым восточным странам. Обширный новоземельский архипелаг как раз лежал на пути этих плаваний, против которых была сама суровая северная погода и льды. Одной из первых европейских экспедиций по отысканию северо-восточного прохода было плавание в 1553 г. английской флотилии, состоящей из трех кораблей под началом Хью Уиллоби. Корабли пересекли Северное море и двинулись далее на север. Во время одной из бурь один из кораблей под командованием капитана Ченслера отстал. В сентябре два оставшихся судна встали на якорь в устье реки Варзина (Кольский полуостров). Зимовка окончилась трагически, все 70 участников экспедиции погибли. Они были найдены на следующую весну лопарями. Вещи с обоих судов доставлены в Холмогоры и по повелению царя возвращены англичанам, которые так узнали об участи погибшей экспедиции. Отставший же капитан Ченслер, укрывшись после разлуки с адмиралом в Вардгоусе, поплыв опять к востоку, вошел в Белое море и прибыл, наконец, в западное устье реки Двины, к Никольскому монастырю. Этим положено было начало торговли России с Англией.

Голландский путешественник Вильям Баренц в 1594-1597 годах трижды пытался найти северо-восточный проход. Во время третьей экспедиции он вместе со своими людьми был вынужден зазимовать на Новой Земле. Вскоре после окончания зимовки и отплытия с островов Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. В честь Вильяма Баренца названо Баренцево море.

На старинных картах хорошо видно, что даже к началу XIX века восточный берег Новой Земли остается совершенно неизвестным мореплавателям и картографам.


Новая Земля (Атлас Joan Blaeu, 1665) (Источник: www.davidrumsey.com)
Новая Земля (Атлас Gaspari, 1817)

Экспедиция штурмана Розмыслова в 1768-1769 была первой русской научной экспедицией, снаряженной специально для изучения и описи Новой Земли. Она не только произвела съемку Маточкина Шара (пролив между Северным и Южным островами), но и собрала интересные сведения о природе новоземельских островов.

В 1819 году была создана специальная экспедиция во главе с лейтенантом А.П. Лазаревым. Инструкция, данная Лазареву, ставила перед ним задачу описать в одно лето всю Новую Землю и остров Вайгач и кроме того определить географические координаты Канина Носа и острова Колгуева. Масштаб поставленных задач, конечно, никак не соотносился с реальным положением дел и и возможностями того времени. И экспедиция неминуемо закончилась полной неудачей. Лазарев даже ни разу не высаживался на Новой Земле и ограничился лишь плаванием вдоль западных берегов. Некоторые привезенные им сведения впоследствии оказались сильно ошибочными. По возвращении в Архангельск оказалось, что более половины команды больны цингой, а трое в дороге умерло.

Поэтому инструкции, данные Литке, были уже не в пример осторожнее. В частности ему было указано:

Цѣлъ порученія, вамъ дѣлаемаго, не есть подробное описаніе Новой Земли, но единственное обозрѣнiе на первый разъ берѳговъ оной и познаніе величины сего острова по опредѣленію географическаго положенія главныхъ его мысовъ и длины пролива, Маточкинымъ шаромъ именуемаго - буде тому не воспрепятствуютъ льды или другія какія важныя помѣшательства

27 июля 1821 года экспедиция в составе 43 человек на бриге «Новая Земля» вышла из порта Архангельска и отправилась на северо-восток. Продовольствия было припасено на 16 месяцев на случай непреднамеренной зимовки. 31 июля экспедиция достигла берегов Новой Земли, где экипажем проводилась описание берегов. Работы первого года были по существу только разведкой, во время которой Литке изучал условия плавания в северных морях и проверял морские качества корабля. А условия были опасными. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг «Новая Земля» сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке. В конце августа бриг взял курс назад на Архангельск, куда прибыл 11 сентября.


Ф.П. Литке у берегов Новой Земли. Художник П. Павлинов

На следующий год с 9 июля по 17 августа Литке занимался исследованием берегов близ Мурманска и сразу по окончании работ сразу отправился к Новой Земле. Во время экспедиции 1822 года был исследован пролив Маточкин шар, уточнены его географические координаты, описан берег до южного Гусиного Носа. Начавшийся шторм заставил прекратить работы, и 12 сентября пошли в Архангельск.

Успех второго года побудил продолжать работы и в 1823 году. Во время третьей экспедиции была закончена опись пролива Маточкин шар. Карта Розмыслова оказалась достаточно близкой к истине. Длина пролива по Розмыслову отличалась от определенной Литке на три мили. Из Маточкина Шара Литке пошел к югу и 31 августа дошел до Кусовой Земли, закончив таким образом опись западного берега Новой Земли до самой южной оконечности. Карские ворота были чисты ото льда. Однако Литке, боясь быть прижатым льдами к берегу и быть вынужденным к зимовке, не пошел в Карское море. Возвращаясь бриг налетел на каменную банку, был сломан руль и сорвана обшивка. Когда гибель казалась уже практически неизбежной, порыв ветра снял судно с отмели. Только исключительная прочность «Новой Земли» спасла Литке и его спутников от смерти. Благодаря героизму и прекрасной выучке команды бриг дошел 12 сентября до Соломбалы. Несмотря на аварию успехи третьего года были значительны. Помимо описи берегов Новой Земли, Маточкина Шара, острова Колгуева и астрономических определений, Литке в нескольких местах произвел магнитные наблюдения. За эту экспедицию Ф.П. Литке был награжден 1-го февраля 1823 г. чином капитан-лейтенанта.

Оценивая итоги трехлетних работ, Литке пишет:

В первые три экспедиции совершено было, по-видимому, все то, что возможно совершить у берегов Новой Земли на мореходном судне, снабженном не для зимовки: западные и южные берега, равно как и пролив Маточкин, были описаны; двухлетнее покушение проникнуть к северному берегу было неуспешно, по причине сплошных льдов в той стороне; осмотреть восточный берег с мореходного судна был мало надежды по причине льдов же, кои, по всем известиям, почти никогда того берега не оставляют.

В 1824 год была предпринята попытка достичь восточного берега. Однако сплошные льды помешали этому и успехи четвертой экспедиции были невелики.


«Бриг „Новая Земля“ под командованием Ф. П. Литке у берегов Новой Земли». Худ. Валентин Печатин

По окончании экспедиции Литке приступил к обработке собранных материалов и в 1826 г. закончил своё сочинение «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 годах», которое было впоследствии переведено на немецкий язык известным естествоиспытателем Эрманом. В предисловии к немецкому изданию книги Эрман писал:

При съемке и описании всех достигнутых им (Литке) пунктов Ледовитого океана он настолько превзошел всех своих предшественников научным тщанием и беспристрастием своих суждений, что эти работы нельзя пройти молчанием ни в истории мореплавания, ни в истории географии


Маршруты плаваний Ф.П. Литке к берегам Новой Земли в 1821-1824 гг.

Едва Литке успел окончить свою книгу, как был назначен командиром шлюпа «Сенявин» на котором и отправился в своё второе кругосветное плавание, длившееся с 1826 по 1829 г. Но это уже совсем другая история.


Ф. П. Литке (1797-1882). Шлюп «Сенявин»
СССР, 1947. Соловьев 1111, Михель 1089

Первым же северно-восточным маршрутом прошел финский мореплаватель Нильс Норденшельд в 1878-1879 годах. Правда его путешествие продолжалось два сезона — в конце сентября 1878 г. его корабль «Вега» на 9 месяцев вмерз в лед всего в 195 км от Берингова пролива.


«Вега». Финляндия, 1996.
Михель 1436 (нет в коллекции)

За одну навигацию Северный морской путь впервые прошел ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 г., под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина.


СССР, 1977

В честь Ф.П. Литке тоже был назван ледокол, построенный в Англии в 1909 г. и купленный Россией во время первой мировой войны. На ледоколе, или как его тогда называли ледорезе «Ф.П. Литке» в 1934 г. впервые за одну навигацию был совершен переход по Северному морскому пути по направлению с востока на запад. Капитаном в том плавании был Н. М. Николаев.


СССР, 1977

А на Новой Земле в советские годы был устроен полигон по испытанию атомных бомб. В частности здесь 30 октября 1961 года была взорвана 56 мегатонная Царь-бомба, взрывная сейсмическая волна от которой три раза обогнула земной шар.

Бриг «Новая Земля»

Бриг «Новая Земля» был специально построен для арктических экспедиций на Соломбальской верфи, поэтому имел усиленную обшивку. Строитель — корабельный мастер 5 класса Андрей Михайлович Курочкин. Заложен 4 декабря 1817 г., спущен на воду 10 июля 1819 г.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 200 т
  • длина — 24,4 м
  • ширина — 6,1 м
  • осадка — 1,3 м
  • высота борта — 2,8 м
  • вооружение — 16 пушек (во время арктических путшествий 6 3-фунтовых пушек)

Чертеж брига «Новая Земля» (

МОРЕПЛАВАТЕЛЬ, ГЕОГРАФ, УЧЕНЫЙ.
Федор Петрович ЛИТКЕ

В истории мореплавания дореволюционной России первая половина XIX века ознаменовалась особенно заметным развитием морских наук, активизацией деятельности русских мореходов, совершивших серию дальних плаваний в разные части земного шара и вокруг света. И каждый моряк в то время считал особой честью, своей мечтой и счастьем лично участвовать в таких длительных и рискованных путешествиях.

В тот период весь свет не переставал удивляться достижениям русских мореходов, сделавших немало важнейших географических открытий, выполнявших уникальные исследования, обогативших отечественную науку новыми данными и сведениями.

Среди замечательных русских мореплавателей, внесших особенно большой вклад в развитие морской науки, были В. М. Головнин, М. И. Лазарев, О. Е. Коцебу, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Ф. П. Литке и другие.

Имя Федора Петровича Литке занимает особое место в истории отечественной морской науки. Он родился 8 (20) августа 1797 года в Петербурге. Рано лишившись родителей, мальчик воспитывался у родственников, мало обращавших на него внимание. Редкая любознательность и тяга к знаниям с раннего детства приохотили Литке к чтению. Он читал много и без всякого разбора, но особенно интересовали его книги о путешествиях и приключениях.

Когда мальчику минуло 12 лет, в его жизни наступила благоприятная перемена. В дальнейшей судьбе Феди горячее участие приняли старшая сестра и ее муж - военный моряк Иван Саввич Сульменев. Он очень полюбил мальчика, привязался к нему и брал с собой в короткие рейсы, рассказывал о былых походах, интересных эпизодах и приключениях, знакомил с основами мореходного дела. Федя вскоре стал любимцем матросов. Часто выполнял несложные поручения, вникал в тонкости морской службы, знакомился с корабельным устройством. Он полюбил море, то тихое и спокойное, то бурное и грозное. С тех пор любовь к морю никогда не угасала в нем.

Родина в тот период переживала трудное время. Шла война с Францией. Войска Наполеона вторглись в пределы Русского государства и дошли до Москвы. На защиту отечества поднялся весь народ. Особенно в бой рвалась молодежь. Мечта о военных подвигах захватила и молодого Литке.

К этому времени он уже успел многое сделать. Увлекшись морской службой и решив посвятить себя этому делу, он самостоятельно изучил курс мореходного дела и успешно сдал экзамены на морского офицера. Сбылась и другая его мечта: в 1813 году он был зачислен в состав экипажа кораблей, которыми командовал И. С. Сульменев.

Вскоре представился случай и отличиться. Русские войска окружили мощную крепость Данциг, а суда, в том числе и корабль Сульменева, блокировали ее с моря. Во время боевых действий Ф. П. Литке успешно выполнял распоряжения командира, пользуясь быстроходным катером. Бой закончился победой русских. В числе награжденных был и Литке: ему пожаловали орден и присвоили офицерское звание. А через несколько дней после этих событий ему исполнилось 16 лет!

Последующие несколько лет юноша посвятил службе во флоте и освоению морских наук. Однажды произошло радостное событие, о котором мог лишь мечтать молодой моряк: он был включен в состав экспедиции на Камчатку под командованием В. М. Головнина, уже известного в то время мореплавателя.

Участие Ф. П. Литке в этой экспедиции - одна из наиболее ярких страниц в его жизни. На шлюпе «Камчатка» он совершил в 1817-1819 годах кругосветное путешествие; побывал во многих странах, увидел, как живут люди на суше и на море. Этот поход, по признанию самого Федора Петровича, был для него большой и трудной школой. Пройдя ее, он получил огромный опыт, стал искусным мореплавателем, таким, каким его знали в течение последующих лет.

Учитывая все эти качества, ему, как опытному исследователю морей, было поручено возглавить новую экспедицию по описанию берегов Новой Земли. И это задание он выполнил блестяще. Получены важные результаты: описана западная часть Новой Земли, составлена детальная карта Мурманского побережья, исследовано горло Белого моря и устьевая часть реки Печоры. Итогом работ явился труд Ф. П. Литке «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 -1824 годах».

Едва успев справиться с этим делом, Федор Петрович получил новое серьезное задание - командовать шлюпом «Сенявин», отправиться в кругосветное путешествие.

Четырехлетний поход Ф. П. Литке можно вполне причислить к большим подвигам, когда-либо свершенным мореходами. На экспедицию возлагалась трудная задача по обследованию и описанию северной части Тихого океана, включая Алеутские, Каролинские и Сандвичевы острова, выполнить трудоемкие гидрологические, гидрографические, магнитные и другие наблюдения и исследования. Своими трудами экспедиция внесла большой вклад в развитие морской гидрологической науки в России. Собранные материалы послужили на пользу и другим наукам - этнографии, зоологии, орнитологии, ботанике. Федор Петрович изложил все в своей работе «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 годы».

К середине прошлого века в России назрела необходимость создания учреждения, которое могло бы объединить в государственном масштабе географические силы России, организовать, координировать и проводить новые географические работы. К этому времени уже было выполнено много географических исследований, получен ценный материал, который было необходимо как-то осваивать, обобщать, пропагандировать.

В создании такой организации самое деятельное участие приняли видные ученые той эпохи: К. М. Бэр, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель, В. И. Даль и другие. Эту организацию решили назвать Русским географическим обществом. Основную организационную работу по его созданию выполнил Ф. П. Литке. Он составил проект первого устава общества и наметил круг вопросов, которыми оно должно заниматься.

Географическое общество было учреждено 6 (18) августа 1845 года. И хотя первыми президентами его были лица царской фамилии, вся тяжесть повседневной работы легла на вице-президентов. Первым из них был Ф. П. Литке. Он был не только организатором, но и идейным и фактическим его руководителем в течение многих последующих лет (1845-1850, 1857-1872 годы).

Федор Петрович Литке очень много сделал для развития отечественной науки. Его деятельность была высоко оценена. В тридцатидвухлетнем возрасте он избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, в 1855 году - ее почетным членом, а в 1864 году стал президентом академии. Этот удивительно работоспособный и деятельный человек на протяжении многих лет успешно выполнял ответственные обязанности президента Петербургской Академии наук и Географического общества. В последней должности он особое внимание уделял деятельности научных учреждений России - Пулковской обсерватории, Главной физической обсерватории и других организаций.

Авторитет Федора Петровича как ученого был исключительно велик. Он состоял почетным членом многих русских и зарубежных научных учреждений. Географическим обществом в 1873 году была учреждена Золотая медаль его имени за выдающиеся географические труды. Кипучая и весьма плодотворная деятельность Ф. П. Литке оборвалась в 1882 году. Имя его увековечено на картах мира, им названо около пятнадцати географических объектов.

Когда вы начинаете делать ремонт, пора подумать о том, где купить обои. Замечательно, что есть продажа обоев оптом ! Мне это сэкономило хорошую сумму денег. Зачем переплачивать, если есть сайт www.komplektuem.ru?

Граф Фёдор Петро́вич Ли́тке (17 сентября (28 сентября) 1797, Санкт-Петербург - 8 августа (20 августа) 1882, Санкт-Петербург) - русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882.

Уже в раннем детстве Фёдора отдали в пансион Мейера (1803-1808), а когда отец умер, то учёбу пришлось оставить - мачеха не стала платить за обучение.
До 15 лет жил в доме своего дяди Ф. И. Энгеля, члена Государственного Совета. Предоставленный самому себе, Фёдор не получил систематического образования, хотя и перечитал, по свидетельству его друга Фердинанда Врангеля, чрезвычайно много книг, чему способствовали «ненасытная жажда знаний, составлявшая отличительную черту его характера, и выдающиеся умственные способности».

В 1810 году одна из сестёр Фёдора вышла замуж за капитана 2-го ранга Ивана Сульменева, ставшего впоследствии адмиралом. Это определило дальнейшую судьбу мальчика. Во время Отечественной войны 1812 года Сульменев командовал отрядом балтийских парусно-гребных канонерских лодок. Когда отряд стал на зимовку в Свеаборг, к Сульменеву приехала жена с маленьким Фёдором. Мальчик все дни проводил на кораблях, а его любимыми книгами стали сочинения знаменитых мореплавателей. Убедившись, что Фёдор серьёзно решил стать моряком, Сульменев нанял учителей, которые знакомили его с основами математики и навигации. Юный гардемарин начал службу в отряде Сульменева. За смелость, находчивость и самообладание в боях против французских частей в Данциге под командованием Сульменева Фёдор Литке был награждён Георгиевским крестом и произведен в мичманы. В 1817 году, узнав, что Василий Головнин собирается в кругосветный поход на шлюпе «Камчатка», Сульменев рекомендовал ему своего любимца. Плавание вокруг света считалось делом великой важности, и попасть в команду было большой честью. На шлюпе Литке встретился с бывшим лицеистом, другом Александра Пушкина, волонтёром Фёдором Матюшкиным, младшим вахтенным офицером Фердинандом Врангелем (будущим известным исследователем Арктики), гардемарином Феопемтом Лутковским. Все они страстно мечтали совершить кругосветное плавание и были счастливы, что Головнин взял их.

Плавание продолжалось с 26 августа 1817 по 5 сентября 1819. Шлюп «Камчатка» пересёк Атлантику, обогнул мыс Горн, далее через весь Тихий океан добрался до Камчатки, побывал во всех русских владениях Северной Америки, на Гавайских, Марианских и Молуккских островах, пересёк Индийский океан и, обогнув мыс Доброй Надежды, вернулся в Кронштадт.

Литке занимал на шлюпе пост начальника гидрографической экспедиции. Из двухлетнего плавания, по словам Литке, он вернулся «настоящим моряком». Литке и на шлюпе продолжал заниматься самообразованием - изучил английский язык, делал переводы, астрономические наблюдения и вычисления.
В 1821-1824 годах в ходе самостоятельных научных экспедиций на шестнадцатипушечном бриге «Новая Земля», которые ему поручили по рекомендации Головнина, Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821-1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире.
В 1826 году Литке отправился командиром шлюпа «Сенявин» в новое кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам своим это была одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Литке часть своих научных материалов передал академику Э. Ленцу и гельсингфорсскому профессору Гельштрему. Первый напечатал в академических «Мемуарах» «О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке», второй - «О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах».

1 февраля 1832 Литке был назначен флигель-адъютантом, а в конце года стал воспитателем пятилетнего великого князя Константина Николаевича, которому его отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. Этому делу Литке отдал 16 лет.

Константин Николаевич полюбил море и с 1855 года управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Именно ему после поражения в Крымской войне было суждено провести ряд важных реформ: заменить парусный флот паровым, сократить береговые службы, запретить во флоте телесные наказания и др. При императоре Александре II великий князь способствовал проведению первых реформ, включая отмену крепостничества, введение гласного суда и ограничение телесных наказаний. Очевидно, что все эти идеи зародились в воспитаннике не без влияния воспитателя.

В 1835 году Литке было присвоено звание контр-адмирала, в 1842 - генерал-адъютанта, в 1843 - вице-адмирала. В 1850 году вице-адмирал Литке был назначен главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля.
Во время Крымской войны 1853-1856 Литке организовал действенную оборону Финского залива от превосходящих сил англо-французской эскадры, за что получил чин полного адмирала и был назначен членом Государственного совета.
Двадцать лет (с перерывом на службу в должности командира порта и военного губернатора в Ревеле и Кронштадте) Литке состоял вице-президентом Русского географического общества. Он также принимал деятельное участие в занятиях Николаевской главной обсерватории, одно время управляя её делами.
Велики были заслуги Литке и на посту президента Академии Наук (1864-1882). При нём были расширены средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерваторий в Павловске; увеличено число премий за научные и литературные произведения, улучшено состояние музеев, коллекций и других учёных пособий.

Литке, граф Федор Петрович

Адмирал, президент Академии Наук; род. 17 сентября 1797 г., ум. 8 августа 1882 г. Сын Петра Ивановича Л., Ф. П. Литке лишился матери в день своего рождения; отец скоро вступил во второй брак с девушкой, которая оказалась для сирот настоящею мачехою. Федор Литке рос, можно сказать, без всякого призора и не получил сколько-нибудь правильного образования. На шестом году он отдан был в пансион Мейера, о котором, при всей своей доброте и строгости прежде всего к себе, не мог сказать ничего хорошего. Когда Федору Литке шел одиннадцатый год, умер и его отец; платить в пансион за него было нечем, и мальчика взял к себе дядя, Ф. И. Энгель; в его доме Литке и прожил до весны 1813 г. Ф. И. Энгель был статс-секретарем и умер в звании члена Государственного Совета; Ф. П. Литке вспоминает о нем как о "человеке ума необыкновенного", но ему он был мало чем обязан. Дядя не чувствовал склонности к семейной жизни, детей не любил, и племянник рос у него в полном забросе. Мальчик отличался большою любознательностью и недюжинными способностями. Он с жадностью читал все, что ему попадалось, стремился приобрести и необходимые школьные сведения; в этом он действительно и успел в значительной степени, как это доказывается дальнейшими событиями его жизни. Но при крайней своей добросовестности, он на всю жизнь сохранил какую-то особенную недоверчивость к себе, к своим знаниям даже и тогда, когда был осыпан знаками внимания и уважения ученых кругов и когда, по справедливости, являлся одним из просвещеннейших людей Европы.

С лета 1811 г. молодой Литке часто посещал Кронштадт, где жила его сестра, бывшая замужем за морским офицером; эти посещения дали ему случай познакомиться несколько с морем и флотскою жизнью и поддерживали его давнишнюю мечту сделаться моряком, что было еще мыслью его отца, память которого Литке свято чтил. Муж сестры Литке поддерживал в нем это желание. Зиму 1812-1813 г. Литке провел в Свеаборге у зятя, несколько подготовился и весною 1813 г. по экзамену, который сам Литке называет лишь формальностью, был 27 апреля 1813 г. зачислен волонтером во флот, с тем что после одной кампании он получит чин мичмана; 29 мая он был произведен в гардемарины. Выйдя в том же году на галете "Аглая" в отряде гребной флотилии, которая предназначена была содействовать корпусу, осаждавшему Данциг, Литке принимал участие в нескольких бомбардировках, за что был произведен в мичманы и получил знак отличия Военного ордена; в сентябре 1813 г. флотилия пришла на зимовку в Кенигсберг. Литке вспоминает это время и ближайшие три года, как время веселой, беззаботной жизни, и это вполне понятно после того, чем было его детство; вскользь вспоминает он, что читал и учился, но, очевидно, что он учился много; его быстро заметили ближайшие начальники и не только оказывали ему лично большое внимание, но и аттестовали его, как отличного офицера. Когда снаряжалась кругосветная экспедиция В. М. Головина в 1817 г., Литке был ему отлично рекомендован. В. М. Головин, отличавшийся крайне суровым характером и большою строгостью и требовательностью по службе, взял к себе этого молодого офицера, не имевшего никакого специального образования и всего пятый год служившего. Головин оценил дарования и энергию молодого офицера; не сблизившись с ним лично, он тем не менее интересовался им, двигал его, сколько мог, по службе и давал ему ценные советы. Сам Литке говорит, что отправился в плавание, не имея ни малейшего понятия о службе, а воротился "настоящим моряком, моряком школы Головина". Шлюп "Камчатка", на котором плавал Литке, вернулся в 1819 г. По просьбе Литке он в 1820 г. был переведен в Архангельск и совершил оттуда морской переход в Кронштадт. Вскоре, по рекомендации Головина, молодому Литке поручено было начальство над экспедициею, отправлявшеюся в Северный Ледовитый океан. Литке совершил четыре экспедиции, в 1821, 1822, 1823 и 1824 гг. Результаты их описаны им самим в сочинении "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное по повелению Императора Александра І на военном бриге "Новая Земля" в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах флота капитан-лейтенантом Федором Литке. Издано по Высочайшему повелению. В двух частях. СПб., 1828". Если уже назначение свидетельствовало о том отличном мнении, какое имели о Литке знавшие его, то выполнение экспедиции, можно сказать, превзошло все ожидания. Помимо того, что Литке имел не раз случай проявить в экспедиции качества отличного командира и моряка, он явился в полном смысле слова выдающимся ученым. Четырехлетнее путешествие Литке было первым научным исследованием всего пройденного им пространства, вся карта Белого моря впервые точно определилась лишь его наблюдениями; путешествие Литке внесло новый свет в географические представления о всем крайнем севере Европы и до сих пор остается одним из замечательнейших исследований северных морей. Научные результаты путешествия разработаны у Литке превосходно и изложены удивительно талантливо и изящно. В европейской науке сочинение это немедленно привлекло к себе внимание; оно было переведено на немецкий язык (во II томе Kabinеts-Bibliothek der neuesten Reisen..., Berlin, 1835) и послужило поводом для многих ученых вступить в переписку с молодым, до того времени совершенно неизвестным офицером. Строже всех относился к своему путешествию и описанию его сам Литке, и В. М. Головин, в числе других, старался его успокоить и ободрить. 14 августа 1826 г. Литке отправлен был в кругосветное плавание начальником экспедиции, в состав которой входили два шлюпа - "Моллер", под командою капитан-лейтенанта Станюковича, и "Сенявин", под командою самого Литке. Экспедиция продолжалась ровно три года. По возвращении - 4 сентября 1829 г. Литке был, в виде особого отличия, произведен через чин в капитаны 1-го ранга. Описание этого путешествия издано было в 1834-1836 г. на русском и французском языках: "Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Императора Николая І на военном шлюпе "Сенявин" в 1826, 1827, 1828 и 1829 гг. флота капитаном Федором Литке". Это есть главнейший труд Литке, труд весьма замечательный. Чрезвычайно богаты были географические результаты путешествия; по отзывам специалистов, экспедиция Литке принадлежит к числу самых замечательных и самых успешных в истории путешествий. В Беринговом море определены были астрономически важнейшие пункты берега Камчатки к северу от Авачинской губы; измерены высоты многих сопок; подробно описаны вовсе неизвестные ранее острова Карачинские, остров св. Матвея, остров Прибылова и др.; в Каролинском архипелаге открыто вновь 12 островов и подробно описаны 20, так что с тех пор архипелаг этот, ранее почти необследованный и почитавшийся весьма опасным, принадлежит к числу наиболее спокойных для мореплавателей морей; отысканы и описаны острова Бонин-Сима, положение которых прежде было известно весьма неточно. Все определения были сделаны Литке с точностью и верностью изумительными, особенно если принять во внимание употребление на то время и несовершенство многих инструментов; еще в конце 70-х годов XIX в. при спорах, возникших у Германии с Испанией по поводу Каролинских островов, основанием для решений служили именно описания Литке. Обширные познания Литке в области естественных наук вообще выразились в том, что он превосходно произвел множество наблюдений, которые не имели непременной связи с его путешествием, но были весьма важны для разрешения некоторых научных вопросов. Особенно замечательны наблюдения его над постоянным магнитом, - такими опытами определяется сжатие земного шара, элемент, точное знание которого весьма важно для разных геодезических работ и для точнейшего исследования некоторых сложных движений в солнечной системе; опыты и наблюдения Литке принадлежат к числу лучших в своей области. Сочинение Литке было увенчано от Академии Наук полною Демидовскою премией, и автор избран в члены-корреспонденты Академии; он сблизился со многими академиками - Бером, Купфером, Остроградским; в 1829-1830 г. Литке познакомился с Гумбольдтом во время пребывания его в Петербурге и пользовался вниманием великого ученого; теперь все более и более мечтал Литке о специальной ученой деятельности, к которой всегда особенно лежало его сердце. Но талантливого моряка имело постоянно в виду высшее морское начальство и разными поручениями отвлекало его от научных работ. Весною и летом 1830 г. Литке, в качестве начальника, совершил плавание со старшим классом гардемаринов, к берегам Исландии, оттуда в Брест и обратно в Кронштадт; сам Литке был очень недоволен теми порядками, какие были на всех трех судах его отряда и которых он не мог исправить в короткое сравнительно время; но, по-видимому, государь и морское начальство ценили снисходительнее; в 1831 г. Литке был откомандирован в Данциг, в распоряжение Паскевича и во время этой командировки завязал дружеские отношения с тогдашним нашим консулом в Данциге, Тенгоборским, известным экономистом; 1 февраля 1832 г. Литке был назначен флигель-адъютантом, а 3 ноября того же года назначен состоять при великом князе Константине Николаевиче.

Этот пункт времени - поворотный в жизни и деятельности Литке; теперь он не мог уже отдаваться исключительно ученой деятельности, ученым интересам; силою вещей он привлекался на поприще государственной деятельности. Литке не чувствовал к ней призвания и никогда ее не искал, но, поставленный на эту дорогу волею государя, он отнесся к своим новым обязанностям с присущею ему крайнею добросовестностью. Сперва в должности воспитателя, затем с 26 июня 1847 г. в должности попечителя, Литке был почти неразлучен со своим воспитанником и успел заслужить его глубокое уважение и особенное доверие.

В смысле служебном Литке за это время шел весьма быстро: в 1835 г. он произведен был в контр-адмиралы с назначением в свиту Его Величества, в 1842 г. назначен генерал-адъютантом, в 1843 г. произведен в вице-адмиралы, в 1840 г. назначен председателем морского ученого комитета; с 1838 г. по 1847 г. он получил сверх того ордена св. Станислава 1 ст., св. Анны 1 ст., Белого Орла и св. Владимира 2 ст. В 1850 г., сохраняя звание попечителя великого князя, Литке назначен был главным командиром Ревельского порта и ревельским военным губернатором; 4 ноября 1853 г. был назначен кронштадтским военным губернатором и главным командиром кронштадтского порта. Это было весьма важное и трудное для Литке поручение; настояла необходимость принять быстро военные меры по укреплению Кронштадта и защите побережья. Деятельность такого рода была совершенно чужда Литке, но, благодаря своим высоким дарованиям и необыкновенному трудолюбию, он оказался вполне на высоте своего положения посреди чрезвычайно трудных обстоятельств того времени; помимо исправления своих непосредственных обязанностей, он был призываем постоянно к совещаниям об охране балтийского побережья и о балтийском флоте и принимал в них весьма деятельное участие. Вообще в. кн. Константин Николаевич, высоко ценивший своего воспитателя, обращался к Литке по всем важным вопросам, касавшимся морского дела, и в бумагах Литке сохранилось множество записок его, представленных великому князю. 25 октября 1855 г. Литке был назначен членом Государственного Совета. Здесь, стремясь, согласно основным свойствам своего характера, быть по возможности в тени, Литке, тем не менее, с величайшею добросовестностью изучал все проходившие через его руки дела, подготавливался к их обсуждению, спрашивал совета у специалистов, чтобы совершенно сознательно подать свой голос. Между прочим, он в возрасте 60 лет с лишком принялся за изучение юридических наук, пользуясь советами Н. Х. Бунге, впоследствии министра финансов и председателя комитета министров.

Со времени приближения своего ко двору Литке не забыл тех истинно научных интересов, которые составляли для него прежде главное содержание и интерес жизни, но теперь ему привелось участвовать в научной работе не непосредственно исследованиями. Уже по назначении воспитателем, в 1833 г. Литке издал свои "Опыты над постоянным маятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе Сенявин"; дальнейшую обработку собранных материалов он должен был передать уже другим лицам - акад. Э. Ленцу и проф. Гельштрему; первый напечатал "О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Литке", второй - "О барометрических и симпьезометрических наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах"; сам Литке напечатал еще: "О приливах и отливах в Северном Арктическом океане" ("Записки Акад. Наук", 1843), "Доклад в. кн. Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море" (в "Записках Имп. Русск. Геогр. общ.", 1862) и разборы сочинений: Тихменева, "Историческое обозрение российско-американской компании" (в "Тридцатом присуждении Демидовских премий") и Сидорова "Туруханский край" ("Труды Вольного эконом. общ." 1863). Впрочем, и теперь Литке принимал не менее, если не более, живое участие в ученой жизни, но только как организатор и руководитель ученых учреждений. Первое место в числе этих дел Литке занимает основание Русского Географического Общества, совершившееся в 1845 г. главнейшим образом при содействии именно Литке. Он давно уже был в дружеских отношениях с известнейшими деятелями географической науки в России - акад. Бером, Миддендорфом, Струве, Гельмерсеном, Кеппеном, с бар. Ф. Врангелем, своим бывшим товарищем по плаванию к "Камчатке"; привлечены были к участию, кроме этих лиц, Даль, Надеждин, К. И. Арсеньев, М. Н. Муравьев, братья Д. А. и К. А. Милютины - и в 1845 г. основано Русское Географическое Общество, устав и организация которого были выработаны главным образом Литке; он исходатайствовал обществу субсидию в 10000 руб. ежегодно; звание президента приняли на себя в. кн. Константин Николаевич, а вице-президентом, в сущности душою и руководителем общества - стал Ф. П. Литке; эту обязанность Литке исполнял с 1845 г. по 1873 г. за исключением лишь 1850-1856 гг., когда по службе находился вне Петербурга. 23 февраля 1864 г. Ф. П. Литке был назначен президентом Академии Наук и на этом высоком ученом посту трудился неустанно, живо интересуясь успехами всех отраслей наук и всеми силами стремясь к развитию их и интереса к ним в обществе. Особенно много сделал Литке для устройства Пулковской обсерватории. 28 октября 1866 г. Литке Высочайшим указом возведен был с нисходящим потомством в графское Российской Империи достоинство "в ознаменование особого Монаршего благоволения и в изъявление признательности за долговременное, усердное и полезное служение, стяжавшее ему и в ученом мире европейскую известность, а равно и за неизменную преданность, доказанную им при исполнении особых важных обязанностей, Высочайшим доверием ему поручаемых". Должность президента Академии Наук Литке оставил лишь 25 апреля 1882 г., за несколько месяцев до кончины; здоровье его было совершенно уже расстроено, и он совершенно ослеп.

Литке оставил после себя весьма обширный архив. Значительную часть его составляют записки, веденные им во время его двух знаменитых экспедиций; рядом с обработанными самим Литке описаниями этих путешествий, рукописные материалы для них не имеют большого значения; немало любопытного содержит официальная и деловая его переписка. Драгоценным материалом явятся со временем его записки, которые он вел изо дня в день со времени поступления ко Двору, до 1868 г.; они обнимают 11 томов и сыновьями гр. Ф. П. Литке повергнуты после его кончины в распоряжение Государя Императора. В 1868 г. гр. Ф. П. Литке закончил свою автобиографию, доведенную им до назначения ко Двору. Это в вышей степени любопытное произведение издано в книге Безобразова, посвященной жизнеописанию Литке. Эта автобиография - произведение весьма любопытное, отлично рисующее нравственный облик Литке. Она заканчивается такими словами: "Я не имел намерения писать полной моей биографии. Цель этой записки - передать моим детям сведения, какие есть, о прошедшем нашего семейства, и представить очерк первой половины моей жизни, из которого они могут увидеть, как круглый сирота, в первые годы своей юности почти заброшенный, без всякой протекции, может, с помощью Божией, собственными трудами пробить себе дорогу в жизни и оставить своим потомкам доброе, незапятнанное имя". Жизнь Литке, действительно, помимо того интереса, какой представляет она для истории географической науки, может служить образцом, чего можно достигнуть неустанным трудом, одушевляемым истинною любовью к знанию и науке.

В. П. Безобразов, "Граф Ф. П. Литке" (II приложение к LVII тому записок Академии Наук; тут общий очерк деятельности Литке, I-LXIV, автобиография его - стр. 5-134, речи о деятельности его, произнесенные в память его О. В. Струве и Ф. Ф. Веселого, 139-157 и некоторые извлечения из бумаг Литке). - "История Имп. Русского Географ. Общества", СПб. - "Военно-энциклопедический лексикон". - Справочный энциклопедический словарь Крайя, VII. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 34 полутом. - Некрологи: во всех главнейших газетах, август 1882 г. - Мюнстер , "Портретная галерея". - Д. Д. Языков , "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", вып. II, стр. 30.

Н. Чечулин.

{Половцов}

Литке, граф Федор Петрович

Адмирал, президент Императорской академии наук, известный путешественник (17 сентября 1797 г. - 8 октября 1882 г.), род. и умер в СПб. События 1812 г. породили в Л. желание посвятить себя морской службе. Уже гардемарином он отличился при бомбардировании Данцига (1883). В 1817 г. он был назначен в кругосветное плавание на военном шлюпе "Камчатка" под командою капитана В. М. Головнина; на судне ближайшим товарищем Л. был барон Ф. П. Врангель (см.), будущий исследователь Арктического океана; одинаковость стремлений сблизила обоих моряков и создала между ними тесную дружбу до последних дней их жизни. В 1821 г. Л. поручена опись берегов Новой Земли, куда он отправился на бриге того же названия. В первую навигацию сильные противные ветры задерживали бриг, и Л. за шесть недель плавания вдоль берега только дважды удалось издали видеть возвышенности Новой Земли; на обратном пути Л. исправил карту сев. части Белого моря; в следующие две навигации он описал весь зап. берег Новой Земли до мыса Нассавского, южный до входа в Карское море и пролив Маточкин Шар. Ни тогда, ни в следующий рейс (1824) пробраться в Карское море Л. не удалось из-за сплошных ледяных масс. Помимо описи берегов Новой Земли, Л. сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, подробно исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описание этой экспедиции появилось (СПб., 1828) под заглавием: "Четырехкратное путешествие в Сев. Ледовитый океан в 1821-24 гг." (нем. перевод А. Эрмана, Б., 1835). В введении к этой книге Л. приводит исторический обзор всех до него предпринятых исследований (большею частью неудачных) Новой Земли и соседних с нею морей и стран - огромный труд, важный для каждого мореплавателя в Арктическом океане. В 1826 г. Л. был назначен командиром шлюпа "Сенявин" и отправился в третий раз в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам своим - это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины нынешнего столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к С; описаны до того неизвестные о-ва Карагинские, о-в св. Матвея и берег Чукотской Земли; определены о-ва Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, о-ва Бонин-Сима и мн. др. Результаты экспедиции опубликованы в книгах: "Путешествие вокруг света на военном шлюпе "Сенявин", в 1826-29 гг." (с атласом, СПб., 1835-36; удостоено полной Демидовской премии) и "Опыты над постоянным маятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе "Сенявин" в 1826-29 гг." (СПб., 1833). Последние опыты всего важнее как по своей точности, так и по предусмотрительному распределению многочисленных своих наблюдений на возможно удаленные между собой точки земного шара. Занятый историческим и гидрографическим описанием результатов экспедиции, Л. вынужден был часть своих научных материалов передать другим ученым, академику Э. Ленцу и гельсингфорскому проф. Гельштрему. Первый напечатал в академических "Мемуарах" "О наклонности и напряжении магнитной стрелки по наблюдениям Л.", второй - "О барометрических и симпиезометрических наблюдениях Л. и о теплоте в тропических климатах". Все эти труды доставили автору их репутацию одного из заслуженнейших географов нашего времени. В 1832 г. Л. был назначен воспитателем великого князя Константина Николаевича, будущего генерал-адмирала русского флота. Задачи воспитателя, постоянная жажда знаний побуждали Л. следить за новейшими успехами науки и сблизили его со многими выдающимися людьми его времени (В. Я. Струве, К. М. ф.-Бэр). В беседах с этими лицами, К. И. Арсеньевым и бароном Врангелем зародилась у Л. первая мысль об образовании географического общества (см.), которое стараниями Л. и содействием его августейшего воспитанника в 1845 г. призвано к жизни. 20 лет (с перерывом, пока Л. был командиром порта и военным губернатором в Ревеле и Кронштадте) А. состоял вице-президентом названного общества, направляя его деятельность, особенно трудную в первое время, когда приходилось открывать пути и способы его действия. Как любитель и знаток астрономии, Л. принимал весьма деятельное участие в жизни Николаевской главной обсерватории, одно время управляя ее делами. Большие заслуги принадлежат Л. и на посту президента академии наук, который он занимал с 1864 по 1881 г. При нем расширились средства главной физической обсерватории, метеорологической и магнитной обсерватории в Павловске; увеличилось число премий для увенчания научных и литературных произведений, улучшено состояние музеев, коллекций и других ученых пособий. Кроме поименованных трудов, Л. напечатал: "О приливах и отливах в Сев. Арктическом океане" ("Записки Имп. Акд. Наук", 1843); "Доклад вел. кн. Константину Николаевичу об экспедиции в Азовское море" ("Записки Имп. Рус. Геогр. Общ.", 1862, кн. 3); разборы соч. Тихменева - "Историческое обозрение российско-американской компании" ("Тридцатое присуждение Демидовских наград", СПб., 1862), Сидорова - "Туруханский край" ("Труды Имп. Вольно-Эконом. Общ.", 1863, т. II, кн. 2). С 1855 г. Л. состоял адмиралом и членом государственного совета, граф - с 1866 г. См. о нем академик О. В. Струве, "Об ученых заслугах графа Ф. П. Л." ("Записки Имп. Акд. Наук", 1883); "Портретная галерея русских деятелей", изд. Мюнстера (СПб., 1865, т. I); "Русские современные деятели", изд. А. О. Баумана (СПб., 1877, т. II); В. Безобразов, "Граф Ф. П. Л." (приложение к LVII т. "Записок Имп. Акд. Наук", ч. I; отд. СПб., 1888); Венюков, "Aperçu hist. des découverts géographiques etc." (стр. 13); Ивашинцев, "Обозрение русских кругосветных путешествий" (СПб., 1850).

{Брокгауз}

Литке, граф Федор Петрович

Адм., извест. мореплаватель, гидрограф и ученый. В день своего рожд-ния, 17 снт. 1797 г., Л. потерял мать, умершую от родов; отец его женился вторично, и по настоянию мачехи мальчик 7 л. был отдан в пансион, где воспитание велось весьма небрежно. 11-ти л., по смерти отца, сироту приютил его дядя, чл. Гос. Сов. Энгель, также мало заботившийся о его воспитании. В это время уже начал складываться характер мальчика, всю жизнь стремившегося к науке: целыми днями сидя в библиотеке дяди, читая все без разбора, кроме больш. колич-ва отрывоч. сведений, он приобрел здесь знание иностр. языков. В 1810 г. сестра Л. вышла замуж за кап.-лейт. Сульменева, и Л. вошел в среду моряков, возбудивших в нем страстное желание путешествовать. С помощью зятя в 1813 г. Л. поступил во флот волонтером, был через месяц пожалован в гардемарины и на галете "Аглая" послан к Данцигу, где за участие в сраж. под Вейксельмюнде награжден знаком отличия Воен. ордена и произв. в мичманы. В 1817 г. Л. отправился в кругосв. плавание на шлюпе "Камчатка" под ком. высокообразованного моряка, кап. 2 ранга В. М. Головкина, в школе которого сложились служеб. взгляды Л. Головнин оценил талантл. офицера: по возвращении из плавания в 1821 г. по его рекомендации Л. был назначен начальником эксп-ции для описи берегов Новой Земли. В теч. 4 л., неутомимо работая, Л. произвел подроб. описание сев. части Белого моря, зап. и южн. берегов Новой Земли и т. д. О размерах этого капитал. труда м. судить по его сочинению "Четырехкратное путешествие в Сев. Лед. океан". Едва кончив эту книгу, Л. был назначен командиром шлюпа "Сенявин", отправленного в кругосв. плавание для произв-ва гидрографич. работ в Охотск. и Беринг. морях. Снова 3 г. напряженной деятельности, за научные резул-ты которой Л. произв., через чин, в кап-ны 1 ранга. Съемка вост. берега Камчатки и Карагинского о-ва в 1907 г. показала безукоризн. точность определенных Л. астрономич. пунктов. По пути он подробно описал неизвестные до него Каролинские о-ва и о-ва Бонин-Сима. Помимо этого, Л. во время плавания произвел массу метеорологич. и магнит. наблюдений и опытов над пост. маятником с целью определения фигуры земли; эти послед. работы создали ему всемирн. извес-ть в науке. Имп. академия наук избрала Л. в чл.-кор. и за сочинение о плавании на "Сенявине" присудила ему полную Демидовск. премию. В 1831 г. его науч. труды были прерваны служебн. поручением: командированный в Данциг для орг-зации снабжения наших войск в Польше провиантом, он блестяще выполнил эту задачу. В 1832 г. Л. назначается восп-лем Вел. Кн. Константина Николаевича, впоследствии генерал-адм-ла, при котором почти безотлучно находился в течение 16 л. Несмотря на высокую и благодарную задачу воспитывать такого исключительно даровитого юношу, каким был Вел. Кн., и на все выс. милости, которыми он был щедро осыпан (1835 г. - контр-адмирал, 1842 г. - г.-адм., 1843 г. - вице-адмирал), Л. в глубине души сожалел, что так рано принужден был забросить свое истинное призвание - самостоят. науч. работы. Но и в этот период жизни он не прекратил общения с наукой, настоял на посылке в Белое море гидрографа Рейнеке для описи берегов и наблюдений над качанием маятника, а сам принимал деят. участие в собраниях небольш. кружка ученых, среди которых глав. членами были такие светила науки, как Бэр, Миддендорф, Ленц, Остроградский, Струве и др. В этом хотя и открытом для молод. ученых, но совершенно частн. кружке Л. предложил на обсуждение свою давнишнюю мечту о создании в России географич. общ-ва, по образцу лондонского, которое в 1845 г. и было основано под именем Имп. рус. геогр. общ-ва. В первое 5-летие его сущ-ния Л. был его в.-председ-лем и деят. участником всех работ. Чтобы создать общ-ву устойч. положение, Л. пришлось выдержать упорн. борьбу, и своим последующим состоянием общ-во обязано Л. В 1846 г. Л. был назначен председ-лем мор. уч. комитета, в 1850 г. - глав. командиром и воен. губернатором Ревельск. порта, где учредил мор. клуб и библиотеку. После Ревеля ок. 2 л. Л. был глав. командиром и воен. губернатором Кронштадта, а в 1855 г., с произ-вом в адм-лы, назн. чл. Гос. Сов. Простран. записки Л. по вопросам о преобраз-нии мор. ведомства, поставленным на обсуждение генерал-адм-лом, несомненно, сыграли извест. роль при создании глав. реформ нашего флота этой эпохи, т. к. Вел. Кн. высоко ценил ум, искрен. преданность делу и жизн. опыт своего восп-ля, с которым он постоянно советовался. С 1856 по 1873 г. Л. был снова в.-председ-лем геогр. общ-ва, а в 1864 г. назн. президентом Имп. академии наук. Здесь Л. обратил особен. внимание на глав. физич. и Николаевск. Пулк. обсерватории, добился увеличения их средств и учредил в Павловске магнит. обсерваторию, по своему оборуд-нию считавшуюся первой в Европе. В 1866 г. "за долговрем. службу, особо важные поручения и учен. труды, приобретшие европ. извес-ть", Л. возведен в графское дост-во. В 1870 г. назн. попечителем Вел. Кн. Константина Николаевича, а в 1877 г. - почетн. чл. Николаевской мор. академии. В апр. 1882 г. он был уволен по болезни от звания президента академии наук и 8 авг. того же года скончался. Наряду с науч. заслугами Л. в областях географии, астрономии, геодезии и навигации, главнейшей обществ. заслугой Л. перед Россией и рус. флотом было воспитание Вел. Кн. Константина Николаевича. (Автобиография гр. Федора Петровича Литке; Безобразов . Гр. Ф. П. Литке. "Записки Имп. академии наук", 1888; Струве . Речь об ученых заслугах гр. Литке. "Зап. Имп. академии наук", 1883; Веселаго . Воспоминания об ученых заслугах гр. Литке).

Академик В. П. Безобразов писал:

«В генеалогии Литке можно заметить разве только одну нравственную черту, проходящую через три поколения: неодолимую наклонность к умственной деятельности и наукам… Также в известной степени можно считать унаследованною любовь графа Литке к морю и стремление его к морской службе. Во всем остальном он обязан самому себе, энергии своих личных усилий и своим врожденным дарованиям».

Детство и юность

Фёдор был сиротой с рождения - его мать Анна Доротея (урожденная Энгель) умерла при родах, оставив пятерых малолетних детей. Овдовевший отец женился во второй раз на молодой женщине, но, по всей видимости, неудачно - как писал в своей автобиографии Литке,

«Неприглядное, тяжёлое детство было долею осиротевшего мальчика. Мое детство не оставило во мне ни одного приятного воспоминания, которые в воображении большей части людей рисуют детство в таком розовом цвете».

Уже в раннем детстве Фёдора отдали в пансион Мейера (1803-1808), а когда отец умер, то учёбу пришлось оставить - мачеха не стала платить за обучение.

До 15 лет жил в доме своего дяди Ф. И. Энгеля , члена Государственного Совета. Предоставленный самому себе, Фёдор не получил систематического образования, хотя и перечитал, по свидетельству его друга Фердинанда Врангеля , чрезвычайно много книг, чему способствовали «ненасытная жажда знаний, составлявшая отличительную черту его характера, и выдающиеся умственные способности».

В 1832 Литке получил орден св. Владимира 3-й степени за руководство доставкой провианта через Данциг по Висле для действующей армии в Царстве Польском.

Литке и великий князь Константин Николаевич

1 февраля Литке был назначен флигель-адъютантом, а в конце года стал воспитателем пятилетнего великого князя Константина Николаевича , которому его отцом, императором Николаем I, была назначена служба во флоте. Этому делу Литке отдал 16 лет.

Константин Николаевич полюбил море и с 1855 года управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Именно ему после поражения в Крымской войне было суждено провести ряд важных реформ: заменить парусный флот паровым, сократить береговые службы, запретить во флоте телесные наказания и др. При императоре Александре II великий князь способствовал проведению первых реформ, включая отмену крепостничества, введение гласного суда и ограничение телесных наказаний. Очевидно, что все эти идеи зародились в воспитаннике не без влияния воспитателя.